Введение 4
1 Теоретические аспекты духовного развития учащихся 15-17 лет 7
1.1 Основные подходы к проблеме духовного развития 7
1.2 Духовное значение народных игр физического воспитания в Республике Саха (Якутия) 10
1.3 Анатомо-физиологические и психологические особенности подростков 15-17 лет 16
2 Организация и методы исследования 25
2.1 Организация исследования 25
2.2 Методы исследования 26
3 Анализ хода результатов эксперимента по внедрению методики формирования духовной воспитанности учащихся в сельской школе подростков 15-17 лет в условиях крайнего севера 28
3.1 Разработка методики внедрения народных игр на уроках физической культуры для формирования духовной воспитанности учащихся сельской школы в условиях крайнего севера 28
3.2 Разработка и обоснование шкалы оценивания уровня духовной воспитанности учащихся в сельской местности в условиях крайнего севера 39
3.3 Экспериментальная обоснование методики духовной воспитанности подростков 15-17 лет проживающих в условиях крайнего севера 43
Заключение 54
Список испольованных источников 55
Актуальность: проблема духовного развития подрастающего поколения в наши дни не теряет своей актуальности. Вызывает тревогу смена ценностных ориентаций подростков, рост деструктивных форм их активности, наличие внушительного процента тех, кто ведет асоциальный образ жизни.
В современных условиях наблюдаются многочисленные и разноплановые проявления у детей, особенно у подростков, отрицательных черт характера, выражающихся в духовной невоспитанности, в слабом волевом развитии, в недостатках в развитии черт и качеств личности. Несоответствие духовных качеств определенной части молодежи, особенно подростков, принятым в обществе нормам, необходимость совершенствования всей системы морально-этического воспитания молодого поколения в условиях возрастания роли морального фактора в жизни общества свидетельствуют об актуальности изучения педагогических основ духовного развития подростков.
Снижается роль семьи в формировании духовных ценностей, наблюдается отрицательное влияние средств массовой информации, современной музыки, моды, массовой культуры, что приводит к разрушению адекватных представлений старших школьников о добре и зле, совести, долге, вере, ответственности. Становится очевидным тот факт, что современных школьников больше интересуют гаджеты и компьютерные игры, а не духовные ценности.
По существу, мы имеем целое поколение, частично или полностью лишенное социально-культурных корней, оторванное от живой, питательной среды национальной культуры, место которой заполнено и продолжает заполняться инородными образцами массовой культуры.
В последние годы наметилась тенденция, связанная с возвращением государства в сферу социально-культурной деятельности старших школьников. Это вызвано признанием недостаточной эффективности воспитательной работы, реализуемой образовательными организациями и другими общественными институтами.
Поиск рациональных путей решения духовных проблем воспитания учащейся молодежи всегда ассоциируется с именами выдающихся педагогов нашей страны: Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского и др. Общепедагогические проблемы нравственного воспитания изучали многие специалисты-педагоги, как О.С. Богданова, Л.Ю. Гордин, В.Е. Гурин, Э.П. Козлов, В.М. Коротов, Б.Т. Лихачев, И.Ф. Харламов, М.И. Шилова, М.Г. Яновская и многие другие. Анализ их трудов и других имеющихся исследований по проблемам духовного воспитания дает возможность отметить, что по мере продвижения общества вперед актуальность проблемы повышается, выявляя все новые и новые ее аспекты. В силу этого работы многих исследователей не в полной мере удовлетворяют возрастающие запросы практики.
В отечественной и зарубежной литературе достаточно подробно рассмотрены особенности формирования духовных качеств старших школьников. Сущность и природа социализации подростков и роль воспитания в этом процессе анализировались рядом отечественных и зарубежных философов, социологов, педагогов, психологов. Наиболее полно эти проблемы раскрыты в работах К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, С.С. Батенина, Т.И. Заславской, Я.А. Коменского, Е.С. Кузьмина, В.Т. Лисовского, В.А. Лукова, A.A. Мальцева, A.B. Мудрика, К.Д. Ушинского и др. Значительный вклад в разработку методологии воспитания старших школьников внесли исследования Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, Л.О. Гордина, Л.В. Занкова, Б.П. Есипова, Б.Т. Лихачева, И.Я. Лернера, Д.И. Фельдштейна, Г.И. Щукиной и др.
Гипотеза: мы предполагаем, что внедрение в процесс физического воспитания методики формирования духовной воспитанности с использованием народных игр повысят уровень духовной воспитанности подростков 15-17 лет проживающих в условиях крайнего севера...
Рассмотренная проблема формирования духовной воспитанности учащихся сельской школы в условиях крайнего севера посредством народных игр позволяет подвести некоторые итоги теоретической и опытно- экспериментальной работы и сделать выводы, подтверждающие верность исходной гипотезы.
Обобщая результаты исследования, мы пришли к следующим выводам:
1. В исследовании доказано, что народные игры физического воспитания являются частью общенациональной культуры, имеющей глубокие корни в истории развития нашей многонациональной страны. Проводя курс на формирование духовной воспитанности, мы тем самым приобщаем школьников к истокам духовности.
2. На основании принятых исходных положений была осуществлена реализация методики формирования духовной воспитанности посредством народных игр на уроках физического воспитания. Задачей завершающего периода эксперимента явилась расширение и углубление достигнутых знаний.
3. Эксперимент показал, что в процессе применения народных игр физического воспитания наблюдались самые разнообразные проявления доброжелательности и гуманности по отношению к сверстникам: от приветливости, одобрительного знака, оценки, до проявления помощи, заботы, доброжелательного сотрудничества, радости от совместных действий.
В целом можно констатировать, что результаты эксперимента подтверждают выдвинутую гипотезу, и доказывают эффективность предложенной методики.
1. Александров, В. Г. Духовная, традиция гуманной педагогики / В. Г. Александров, - М.: Мысль, 2013. - 173 с.
2. Ананьев, Б. Г. Психология чувственного познания / Б. Г. Ананьев, М.: Изд-во АПН РСФСР, 2008. - 486 с.
3. Андрусенко, В. А. Формирование духовности: пособие для учителей, педагогов доп. образования, студентов / В. А. Андрусенко. - Оренбург: Изд-во Оренб. ун-та, 2009. - 267 с.
4. Анисимов, С. Ф. Мораль и поведение / С. Ф. Анисимов. - М.: Мысль, 2008. - 141 с.
5. Анисимов, С. Ф. Моральная мотивация / С. Ф. Анисимов // Этика / Под ред. A. A. Гусейнова и E. JI. Дубко. - М.: Гардарики, 2007. - С. 367-383.
6. Арсеньев, A. C. Философские основания понимания личности: учеб.пособие для студентов вузов / A. C. Арсеньев, - М.: Академия, 2010. - 592 с.
7. Абраменков, В. В мире детских игр. //Воспитание школьников. - 2000. - №7. С.12-23.
8. Азбука нравственного воспитания. /Под ред. И. Богдановой - М.: Просвещение, - 1975. - 120 с.
9. Афанасьев, Л. А. Айыы уорэ5э. Дьокуускай, 2016. 180 с.
10. Афанасьев, В. Ф. Педагогические идеи в якутском народном творчестве // Сов. педагогика. 2014. - №3. - С. 120-125.
11. Афанасьев, В. Ф. Школа и развитие педагогической мысли в Якутии. - Якутск, 2006. 343 с.
12. Бакиров, B. C. Духовные ценности как объект философского анализа / B. C. Бакиров // Философская мысль. - 2017. - №4. - С. 17-24.
13. Бачинин, В. А. Духовная культура личности: философские очерки / В. А. Бачинин. - М.: Мысль, 2016. - 175 с.
14. Бездухов, В. П. Гуманистическая направленность учителя / В. П. Бездухов, - Самара-СПб.: Изд-во СамГПУ, 2016. - 172 с.
15. Бердяев, H. A. Дух и реальность / H. A. Бердяев, - М.: Феникс, 2016. - 456 с....(53)