Введение 4
1. Теоретические аспекты детской одаренности и организации обучения
одаренных детей 6
1.1. Определение и сущность понятий «одаренность» и «одаренный ребенок» 6
1.2. Психолого-педагогические основы детской одарённости 12
1.3. Основные подходы к организации обучения одаренных детей в сфере образования 16
1.4. Особенности работы с одаренными детьми на уроке английского языка 22
Выводы по первой главе 25
2. Анализ внеурочной деятельности с использованием метода предметных
олимпиад при обучении одаренных детей 27
2.1. Особенности методики обучения одаренных детей английскому языку в условиях
реализации ФГОС в процессе урочной деятельности 26
2.2 Способы и особенности методики обучения одаренных детей английскому языку в
процессе внеурочной деятельности 30
2.3 Методика организации и проведения предметной олимпиады среди
одаренных учащихся 33
Выводы по второй главе 38
Заключение 40
Список использованной литературы 42
Приложение А 46
Приложение Б 47
Приложение В 48
Приложение Г 49
Приложение Д 50
Приложение Е 51
Приложение Ж 52
Приложение И 56
Приложение К 63
Приложение Л 70
Приложение М 76
Приложение М 81
Приложение М
В связи с переходом на новые государственные образовательные стандарты в условиях интеграции в российское образовательное пространство требования к организации обучения учащихся изменились. Все больше внимания акцентируется на развитие социально активной, творческой личности. Выявление ее интересов и потребностей в современном мире выдвигает задачу развития познавательных способностей, активизации самостоятельности обучающихся, поэтому очень важной становится проблема подготовки молодежи самостоятельно действовать, принимать решения, не потеряв при этом своей личной самобытности, нравственных понятий, способности к самопознанию и самореализации.
Перед современным педагогом ставится задача воспитания человека с высокой интеллектуальной культурой, способному к критическому мышлению, творческой деятельности, участию в межкультурной коммуникации.
Однако в современных реалиях для успешного интеллектуального развития учащихся недостаточно хорошо организованной напряженной работы в школе. Необходимым условием является использование подходов и методов к проблеме выявления и развития одаренности.
По последним данным примерно пятая часть детей в школьном возрасте, то есть приблизительно около 20% может входить в число одаренных детей [Лунякова, 2020, с. 4]. Но они зачастую лишены необходимой для развития их талантов поддержки. По данной причине из этого числа реализуется небольшое количество одаренных детей.
Актуальность данной работы определяется слабой проработанностью проблемы организации работы с одаренными детьми в условиях урочной и внеурочной деятельности.
Объектом исследования является обучение одаренных детей английскому языку в урочной и внеурочной деятельности.
Предметом исследования является предметная олимпиада как форма обучения одаренных учащихся английскому языку.
Цель работы - обосновать необходимость использования предметных олимпиад в обучении иностранному языку одаренных школьников и проверить эффективность олимпиад в обучении английскому языку.
Исходя из этой цели, можно выделить следующие задачи:
1. Изучить методическую литературу по проблеме данного исследования;
2. Дать определение понятию «одаренность»;
3. Определить формы и методы, используемые для обучения одаренных детей английскому языку;
4. Проанализировать методику проведения предметных олимпиад как формы обучения одаренных детей младшего школьного возраста;
5. Разработать олимпиаду по английскому языку и апробировать данную разработку на учащихся.
Методологической базой для нашего исследования послужили работы таких авторов, как Л.С. Выготский, Ю.З. Гильбух, Е.А. Домченко, Н.В. Котлярова, А.А. Люблинская, Е.И. Пассов и др.
Методы исследования: анализ учебно-методических комплексов (УМК), обобщение и систематизация психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, методы языкового тестирования и анкетирования, наблюдение, обработка полученных данных.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что проведенное исследование может способствовать более подробному описанию форм и методов обучения одаренных детей английскому языку.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее исследования могут быть использованы при проведении уроков английского языка, а также внеурочной деятельности учащихся при обучении английскому языку.
Разработанная нами предметная олимпиада является новизной данного исследования.
Исходя из нашей работы, мы пришли к выводу, что превалирующее количество одаренных детей не получают должной поддержки в своей учебной деятельности.
Более того, существует проблема выявления одаренности на начальном этапе, что в корне губит все задатки одаренности у учащегося. Значительной части одаренных детей в учебной деятельности требуется поддержка педагога - зачастую, дети с высокими интеллектуальными данными попросту не имеют достаточно ресурсов для самоопределения, о том, как они могут себя реализовать в определенной сфере деятельности и именно направляющая рука учителя может сыграть ключевую роль в развитии ребёнка. Наша работа была посвящена попытке восполнить данный пробел.
Поскольку успех в обучении одаренного ребенка во многом зависит от степени его заинтересованности, которая может варьироваться в зависимости от формы обучения, работой были охвачены различные, как урочные, так и внеурочные методы обучения английскому языку с упором на внеурочную деятельность, ибо именно она лучше всего способствует формированию заинтересованности у ребёнка, и, как следствие, его развитию в данной области. Достигается это за счет того, что в данном виде деятельности у ребёнка появляется больше шансов проявить себя с разных сторон, больше возможностей для взаимодействия со сверстниками в различных форматах, что, бесспорно, добавляет разнообразия в рутину урочного обучения и повышает заинтересованность ребенка в получении новых знаний и навыков .
Как уже было сказано, внеурочная деятельность включает в себя различные виды внеклассных мероприятий, таких, как конкурсы, олимпиады и прочие. Наше внимание было сосредоточено на олимпиаде, как на главном инструменте работы с одаренными детьми.
Обусловлено это тем, что, помимо того, что предметные олимпиады являются отличным способом поддержания и повышения заинтересованности ребёнка в данном предмете, они также имеют и дополнительную ценность в качестве возможности для выявления одарённых детей и контроля за качеством усвоения учебного материала. Большим плюсом также можно отметить, что всё это происходит ненавязчиво, у ребёнка в процессе не складывается давящего ощущения, что его оценивают или проверяют, а сам процесс участия в олимпиаде является глотком свежего воздуха среди привычных и уже давно надоевших шаблонных уроков, тестов, контрольных и домашних заданий.
Подводя итог, нельзя недооценивать роль преподавателя в раскрытии потенциала одарённого ребёнка. Именно преподаватель, используя различные инструменты и методики, развивает у ребёнка навыки и интерес к предмету, во многом и определяя его потенциал. Это возлагает на преподавателя большую долю ответственности, ибо ему нужно как можно раньше выявить способного ребёнка и правильно выстроить процесс обучения таким образом, чтобы потенциал ребенка реализовывался наилучшим образом, и интерес к предмету у него не угасал.
1. Аксенова Э.А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-9.htm(дата обращения: 12.03.2021)
2. Бабаева Ю. Д. Потенциальные и скрытая одарённость // Начальная школа. - 2000. №1. С. 29 - 35.
3. Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М.: Знание, 1987. 560c.
4. Баклашкина, М. В. Обучение иностранному межличностному общению на занятиях по иностранному языку в школе и вузе // Иностранные языки в школе. 2009. № 1. С. 8-13.
5. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход - основная стратегия обновления школы // Иностранные языки в школе. 2002. № 2. С. 11-15.
6. Бим И.Л. Система обучения иностранным языкам и учебник как модель ее реализации: учебное пособие. М.: Изд-во МГПИ им. В.И. Ленина, 1974. 240 с.
7. Богоявленская, Д.Б. Рабочая концепция одаренности. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 2010. 68 с.
8. Бумаженко Н.И. Социально-педагогические основы работы с одаренными детьми [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lib.vsu.by/xmlui/handle/123456789/1866(дата обращения: 12.03.2021).
9. Бурменская Г.В., Слуцкий В.М. Одаренные дети: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1991. 376 с.
10. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 160 с.
11. Верещагин, Е. М. Язык и культура // Русский язык. - М., 1990. С. 4 - 8.
12. Верещагина, И.Н. Английский язык. Рабочие программы. М.: Просвещение, 2010. 96 с.
13. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. М.: Прогресс, 1969. С. 12-17.
14. Ермаков С.В. Интенсивные образовательные программы: третье поколение // 60 параллель. 2008. № 2. с. 66-73.
15. Загвязинский В. И. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. уч. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 352 с.
16. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 176 с.
17. Коменский Я.А, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1989. 416 с.
18. Крылова Н.Б. Новые ценности в образовании. Введение в методологию
индивидуального образования: науч. ст. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.values-edu.ru/?p=327(дата обращения: 12.03.2021)
19. Ландау Э., Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение
одаренного ребенка. М., 2005. 144 с.
20. Лейтес Н.С. Б.М. Теплов и психология индивидуальных различий // Вопр. психологии. 1982. № 4. С. 36-49.
21. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. Избранные труды: МПСИ, 2008. 480 с.
22. Лейтес Н.С. Легко ли быть одаренным // Семья и школа. 1990. № 6. С. 34 - 36
23. Лохов, М.И. Плохой хороший ребёнок. (Проблемы развития, нарушения поведения, внимания, письма и речи). СПб: 2005. 320 с.
24. Марченко Е.В. Взаимодействие психолога с родителями одаренного ребенка // Библиогр. № 6. 2010. С. 121- 125.
25. Матюшкин A.M. Загадки одаренности: проблемы практической диагностики. М., 1993. 223 с.
26. Межиева М.В., Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет. Ростов н/Д: Феникс, 2009. 544 с.
27. Мижериков Л.Г. Одаренные дети - ресурс человеческого потенциала современной России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/text/33372755/(дата обращения: 12.03.2021)
28. Пассов Е.И. Концепция коммуникативного иноязычного образования (теория и ее реализация): методическое пособие для русистов. СПб: Златоуст, 2007. 200 с.
29. Пассов Е.И. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования: методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного. М.: Русский язык. Курсы, 2010. 568 с.
30. Платонова С. М. Детская одарённость. Учебно-методическое пособие. М.: Академия, 2011. 81 с.
31. Попов А. А. Феномен выдающихся достижений: современные подходы к выявлению и сопровождению одаренных детей: монография. М.: МГПУ, 2017. 131 с.
32. Попов А.А. Об открытом образовании // Внешкольник. 2015. №. 1. С. 14-20.
33. Попов А.А. Образовательные программы и элективные курсы компетентностного подхода: учеб. пособие. М.: Ленанд, 2014. 201 с.
34. Попов А.А. Открытое образование: философия и технологии. М.: Либроком, 2012. 106 с.
35. Попов А.А. Философия открытого образования: социальноантропологические
основания и институционально-технологические возможности: монография. Томск: Бия, 2008. 206 с.
36. Попов А.А., Ермаков С.В. Процессуальная рефлексия образовательной деятельности. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://opencu.ru/page/proref(дата обращения: 12.03.2021).
37. Рогова, Г. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 1991. 287 с.
38. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер. 2000. 543 с.
39. Савенков, А. И. Одаренный ребенок в массовой школе. М.: Сентябрь, 2010. 208 с.
40. Седойкина В. Н. Особенности работы с одаренными детьми на уроке английского языка // Теоретические и методологические проблемы современной педагогики и психологии. 2017. №3. С. 34-36.
41. Хоруженко, К.М. Краткий педагогический словарь-справочник. Таганрог: Изд-во Таганрог, 2010. 200 с.
42. Штерн В. Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста. СПб.: Союз, 1997. 128 с.
43. Юркевич, В. С. Одаренные ребенок. Иллюзии и реальность. М.: Академия, 2010. 481
с.