Введение 7
Глава 1. Теоретические основы проектирования и разработки цифровых средств обучения. 12
1.1. Современные цифровые средства обучения: понятие, виды, основные
требования 12
1.2. Формы организации образовательного процесса в школе 18
1.3. Особенности инженерного образования 27
1.4. Обзор платформ для дистанционного обучения 35
Вывод по первой главе 43
Глава 2. Практические аспекты разработки цифровых средств обучения
внеурочного курса в инженерном классе. 46
2.1. Цифровые средства для представления и закрепления нового
материала 46
2.2. Организация контроля и коррекции образовательных результатов 64
2.3. Анализ результатов экспертизы разработанных средств 71
Вывод по второй главе 82
Заключение 83
Библиографический список 85
На сегодняшний день актуальность использования преподавателями и наставниками цифровых средств обучения в дистанционном и смешанном режимах может быть обоснована за счет следующих утверждений.
Во-первых, государственная политика в сфере образования предполагает активное внедрение цифровых технологий, предполагающих развитие национального информационного образовательного пространства. В состав нацпроекта «Образование» входит приоритетный федеральный проект Министерства Просвещения РФ, который носит название «Цифровая образовательная среда». Его основной задачей является создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней. При этом очевидно, что для каждой школы возникает необходимость в формировании комплексных цифровых средств, которые позволят следовать политике министерства.
Во-вторых, в настоящее время Россия испытывает острый дефицит инженерных кадров высокого уровня подготовки, обладающих развитым техническим мышлением, способных обеспечить подъем инновационных высокотехнологичных производств. Подготовка инженерных кадров обсуждается как на уровне регионов, так и на федеральном уровне. В подтверждение этого приведем цитату из выступления президента России В.В. Путина «...Сегодня в стране существует явная нехватка инженерно¬технических работников, и в первую очередь рабочих кадров, соответствующих сегодняшнему уровню развития нашего общества. Если недавно мы говорили о том, что находимся в периоде выживания России, то сейчас мы выходим на международную арену и должны предоставлять конкурентную продукцию, внедрять передовые инновационные технологии, нанотехнологии, а для этого нужны соответствующие кадры. А их на сегодняшний день у нас, к сожалению, нет...» [20].
В-третьих, логика и содержание актуальной на 2022 г. версии федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) отражают общемировую тенденцию в реализации личностно ориентированного обучения, называемого также персонализированным. Так, например, А.Ю. Уваров и И.Д. Фрумин подчеркивают, что «переход к ориентированной на результат персонализированной организации образовательного процесса - это одно из условий успешного использования педагогического потенциала цифровых технологий и основанных на их использовании методических решений».
В современном информационном пространстве существует довольно объемный массив цифровых образовательных ресурсов, в том числе книг, статей, видео, тренажеров, систем автоматизации тестирования, анкетирования и даже тематических онлайн-курсов. Но, как показал контент- анализ мнений педагогов во время педагогической практики, в исходном виде большинство таких средств не подходит для решения задач конкретного преподавателя при реализации конкретной образовательной программы. Поскольку они не вполне соответствуют достижению необходимых образовательных результатов, возрастным особенностям детей (особенно видео с хостинга YouTube), локализованы в различных местах, то есть не позволяют выстраивать образовательный процесс системно.
Таким образом, указанные выше утверждения, с одной стороны, обосновывают актуальность темы выпускной квалификационной работы, с другой - позволяют констатировать противоречие между острой потребностью педагога в современных цифровых средствах обучения по конкретной программе с учетом возрастных, эргономических и дидактических требований и их фактическим отсутствием в информационно-образовательной среде школы.
Проблемой исследования является поиск научно обоснованного ответа на вопрос о том, каким образом следует проектировать и размещать в составе информационно образовательной среды школы средства обучения для инженерных классов в дистанционном режиме.
Цель работы заключается в проектировании и реализации комплекта цифровых средств обучения для внеурочного курса в основной школе, демонстрирующий возможности решения дидактических задач учителем в дистанционном режиме.
Объект исследования - процесс обучения школьников в инженерных классах.
Предмет - возможности использования цифровых средств для решения дидактических задач учителем в дистанционном режиме.
Основные задачи исследования:
1. На основе анализа доступных научно-педагогических источников определить теоретические основы проектирования и разработки цифровых средств обучения.
2. Конкретизировать основные требования к цифровым средствам обучения в дистанционном режиме.
3. Спроектировать структуру и содержание демонстрационного комплекта для обучения внеурочного курса в дистанционном режиме.
4. Разработать и разместить в составе информационно-образовательной среды цифровые средства для представления и закрепления нового материала, организации контроля и коррекции образовательных результатов.
5. Провести оценку разработанных средств и проанализировать ее результаты.
В основу нашего исследования положена следующая гипотеза: создание и использование цифровых средств обучения для внеурочного дистанционного курса, в соответствии с определенными правилами и требованиями, в процессе обучения позволит повысить мотивацию к изучению предмета и качество подготовки инженерных кадров.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение и анализ педагогической, психологической, методической и предметной литературы по теме исследования, анализ теоретических и эмпирических данных, изучение и обобщение педагогического опыта.
Научная новизна исследования заключается в следующем: обоснована возможность применения использования цифрового курса на базе онлайн среды Stepik при организации внеучебных занятий у обучающихся 7-9 х классов.
Практическая значимость исследования заключается в разработке цифровых средств обучения для внеурочных занятий для обучающихся 7-9 х классов с использованием онлайн платформы Stepik.
Область применения полученных результатов: в работе описаны способы проектирования и реализации цифровых средств обучения в дистанционном режиме на платформе Stepik для организации обучения внеурочного курса «Веб-дизайн». Что может быть использовано в качестве руководства для создания аналогичных средств. А разработанный комплект может быть использован педагогом в 7-9-х классах во время изучения тем «HTML», «CSS» и при решении практикума к данному курсу.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка. Во введении обоснована актуальность исследования, сформулирована его цель, объект, предмет, гипотеза и задачи; раскрыты новизна, практическая значимость, охарактеризованы методы исследования.
В первой главе рассмотрены виды и требования к современным цифровым средствам обучения, формы организации обучения, подход к инженерному образованию и обзор платформ для создания курса.
Во второй главе показано как реализуются идеи первой главы, описаны результаты опытно-экспериментальной работы по применению внеурочного курса.
В заключение представим выводы и результаты выявленные в ходе исследования.
Основными результатами работы являются следующие.
Во-первых, удалось проанализировать научно-педагогические источники и определить такие понятия, как «цифровое средство обучения», «электронное обучение», «дистанционное обучение» «инженерное образование», «цифровая среда». Были выделены классификации дидактических средств и цифровых средств обучения, виды современных электронных средств обучения, выполнен обзор дистанционных платформ.
Во-вторых, были конкретизированы основные требования к цифровым средствам обучения в дистанционном режиме. Для разработки цифровых средств обучения необходимо учитывать: общедидактические принципы подготовки учебных материалов, психологические особенности восприятия информации с экрана, эргономические требования представления информации на экране.
В-третьих, была спроектирована структура и содержание демонстрационного комплекта для обучения внеурочного курса в дистанционном режиме. Демонстрируются средства для представления и закрепления нового материала, организации контроля и коррекции образовательных результатов. Комплект включает в себя интерактивные лекции, интерактивные видео и упражнения, тесты, аудио опросы по следующим темам: «HTML», «CSS» и при решении практикума к данному курсу. Размещен по адресу: https://stepik.org/course/119643/info.
В-четвертых, в составе информационно-образовательной среды Stepik разработаны и размещены цифровые средства для представления и закрепления нового материала, организации контроля и коррекции образовательных результатов.
Наконец, проведена оценка разработанных средств и были проанализированы ее результаты, которые в большей степени являются положительными и обосновывают возможности демонстрационного комплекта для решения дидактических задач учителем в дистанционном режиме.
Исходя из вышеперечисленных результатов, можно сделать вывод о том, что все задачи исследования выполнены, а поставленная цель достигнута.
Гипотеза была подтверждена частично; для более полного подтверждения необходимо продолжить дальнейшую экспериментальную работу.
1) Антоненкова И. Н. Практика применения аудиовизуальных средств в вузовском курсе «Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом» // Разработка учебно-методического обеспечения для внедрения инновационных методов обучения при реализации ФГОС. 2018. С. 8-11.
2) Бабин Ю. М. Совершенствуем подготовку кадров в Академии МЧС России // Сборник тезисов докладов материалов международной научно-практической конференции «Исторический опыт, современные проблемы и перспективы образовательной и научной деятельности в области пожарной безопасности». 2018. С. 160—164.
3) Бондаренко Т. Г., Колмаков В. В. Дистанционное обучение как активная образовательная технология: оценка целесообразности внедрения //Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2018. - Т.
7. - №. 3 (24). - С. 53-57.
4) Вайндорф-Сысоева М., Грязнова Т., Шитова В. Методика
дистанционного обучения. Учебное пособие для СПО. - Litres, 2022.
5) Волохова Е. А. Дидактика. Конспект лекций для студентов
педагогических вузов / Е. А. Волохова, И. В. Юкина. Litres, 2017. 196 c.
6) Галяутдинова В. С. Проект массового открытого онлайн-курса по издательскому делу «Японская манга: издание и оформление»: магистерская диссертация. - 2021.
7) Гудаев М. А. А., Алханов Ш. М., Машаев С. Ш. СОВРЕМЕННОЕ ВНЕУРОЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ //АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК. - 2020. - С. 486-494.
8) Дьяченко Н. В. Роль и место методов обучения в профессиональной подготовке // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2019. № 4 (49). С. 58—64.
9) Исаев А. Н. Разработка рабочей тетради по дисциплине «Основы проектирования баз данных» // ББК 74.46 А 43. 2019. С. 25.
10) Киселева Е. А. Обзор средств для дистанционного обучения младших школьников //Постулат. - 2020. - №. 9.
11) Леонтович А. В. Научно-практическое образование: основания и перспективы //Развитие научно-практического образования в старшей школе. - 2013. - Т. 1. - С. 5-52.
12) Ломаско П.С. Роль интерактивного цифрового контента при реализации онлайн-обучения в современном университете // Современное образование. 2017. № 4. С. 143-151.
13) Лямзин М. А. К проблеме классификации современных средств обучения / М. А. Лямзин, В. А. Сапронов // Проблемы эффективной интеграции инновационного потенциала современной науки и образования. 2018. С. 109-117.
14) Михеева М. И. Обзор некоторых платформ для дистанционного
обучения в образовательной среде //Наука. Информатизация.
Технологии. Образование. Материалы XII международной научно-практической конференции. 25 февраля-1 марта. Екатеринбург:
Российский государственный профессионально-педагогический
университет. 872 с. - 2019. - С. 158.
15) Минченко М. М. ОСОБЕННОСТИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ФОРМИРУЕМОМ ПРОСТРАНСТВЕ ИНЖЕНЕРНОГО IT-ОБРАЗОВАНИЯ //ББК 72 С 23. - 2018. - С. 90.
16) Павельева Т. Ю. Реализация технологии «перевернутый класс» на основе платформы “YourStudy” //Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. - 2017. - Т. 22. - №. 5 (169). - С. 82-87.
17) Панова Е. П., Саенко Н. Р. Роль цифровых технологий в процессе обучения студентов-иностранцев русскому как иностранному //Сервис plus. - 2020. - Т. 14. - №. 3. - С. 94-102.
18) Панюкова С. В. Цифровые инструменты и сервисы в работе педагога //М.: Про-пресс. - 2020.
19) Просвиркина И. И. Проблема передачи неявного знания при электронном обучении и возможность замены традиционного обучения электронным обучением / И. И. Просвиркина, Е. А. Давыдова, Е. М. Карабаева // Международный научно-исследовательский журнал. 2018. №. 1-4 (67). С 63-65
20) Путин В.В. Мнения российских политиков о нехватке
инженерных кадров. 11.04.2011 // Государственные вести
(GOSNEWS.ru). Интернет-издание [Электронный ресурс]. URL: https://www.gosnews.ru/business and authority/news/643
21) Сайковская Т. О. Теоретические и практические аспекты мультимедийного сопровождения преподавания психологии: мультимедийные презентации на учебных занятиях по психологии. Современное образование Витебщины. №1 (7) 2015. С. 33-37.
22) Солонцова Л. Методика обучения иностранным языкам. Часть 1: Общие вопросы. Базовый курс. Litres, 2019. 272 с.
23) Токмакова А. А., Суюндукова А. К. Преподавание информатики в среднем звене с использованием цифровых образовательных ресурсов // Вестник современных исследований. 2018. №. 5.1. С. 215-219.
24) Тяглый А. Г. Мотивация в сфере e-learning // На путях к новой школе. 2015. №. 4. С. 50-53.
25) Шипулина Е. Р. Формирование профессиональных компетенций будущих учителей на основе курса"STEM-технологии в образовании» : дис. - 2020.
26) Karabaeva E. M. Problem of transfer of implicit knowledge in e¬
learning and possibility of replacement of traditional teaching by e-learning / E. M. Karabaeva, I. I. Prosvirkina, E. A. Davydova // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. №. 1 (67). С. 63-65.
Электронные источники:
1) Сайт по созданию интерактивного контента [Электронный ресурс] URL: https://h5p.org/(дата обращения: 06.06.2022)