Проектирование онлайн-курса повышения квалификации педагогов в области анализа и визуализации данных на основе проблемных практико-ориентированных заданий
|
Реферат 2
Введение 8
Глава 1. Теоретические основания для повышения квалификации педагогических кадров в области анализа и визуализации данных 13
1.1. Анализ и визуализация данных в профессиональной педагогической
деятельности 13
1.2. Андрагогические принципы проектирования курсов повышения
квалификации для педагогов 32
Выводы по первой главе 45
Глава 2. Практические аспекты разработки онлайн-курса для повышения квалификации педагогических кадров в области анализа и визуализации данных 48
2.1. Описание системы проблемных практико-ориентированных задач в
контексте структуры программы повышения квалификации 48
2.2. Реализация онлайн-курса для организации и сопровождения процесса
повышения квалификации 54
2.3. Анализ результатов экспертизы разработанных средств 61
Выводы по второй главе 70
Заключение 71
Список использованных источников 73
Приложение А. Анкета для экспертной оценки онлайн-курса повышения квалификации «Бизнес-аналитика в сфере образования» 79
Введение 8
Глава 1. Теоретические основания для повышения квалификации педагогических кадров в области анализа и визуализации данных 13
1.1. Анализ и визуализация данных в профессиональной педагогической
деятельности 13
1.2. Андрагогические принципы проектирования курсов повышения
квалификации для педагогов 32
Выводы по первой главе 45
Глава 2. Практические аспекты разработки онлайн-курса для повышения квалификации педагогических кадров в области анализа и визуализации данных 48
2.1. Описание системы проблемных практико-ориентированных задач в
контексте структуры программы повышения квалификации 48
2.2. Реализация онлайн-курса для организации и сопровождения процесса
повышения квалификации 54
2.3. Анализ результатов экспертизы разработанных средств 61
Выводы по второй главе 70
Заключение 71
Список использованных источников 73
Приложение А. Анкета для экспертной оценки онлайн-курса повышения квалификации «Бизнес-аналитика в сфере образования» 79
Основная цель системы образования РФ - это обеспечение образованности людей. Государство ответственно по реализации прав человека на образование. Право на воспитание закреплено законодательно. В то же время, правительство располагает некоторыми правами на ведение образовательной политики в области образования. Это и есть, как государственный заказ на конкретную результативность образования.
Специалисты считают, собственно, что образованность - это некоторое свойство, обретенное людьми в процессе обучения и воспитания, которое выражается в конкретной мере, овладения им какой - то частью общественного опыта, а также возможностью воспользоваться в своей жизнедеятельности. Образованность предусматривает формирование определенного
миропонимания человека, который обуславливает его общественное поведение. Кроме того, образованность заключает в себе научную основу реализации общественно полезной деятельности человека и является инструментом самопознания и самосовершенствования. Под образованностью понимается «степень развитости способностей личности к самостоятельному решению проблем в разных сферах жизнедеятельности на основе использования социального и культурного опыта» [7].
Образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
Качество образования, как сферы социальной деятельности, обусловлено, прежде всего, кадрами. А качество выполняемых им функций зависит от профессионального уровня педагога, его квалификации. Однако следует отметить, что в основе квалификации, как интегративной профессиональной характеристики педагога, лежит образованность, усвоение определенной части социального опыта. Повышение образованности в профессиональном русле ведет к повышению квалификации педагога.
Профессионально-педагогическая квалификация, как система развивается от стадии рождения до своего преобразования. Сущность внутренней формы развития квалификации, обоснованного Г.Н.Сериковым состоит в том, что «профессиональная квалификация специалиста - внутреннее свойство его личности, которое возникает и развивается в результате синтеза определенного уровня образованности (общей и специальной) с практикой реализации им профессионально - педагогической деятельности» [48].
Зарождение квалификации происходит с самого начала самостоятельной деятельности субъекта, и дальнейшее ее становление реализуется посредством исполнения специалистом своих профессиональных обязанностей. В тот момент, когда в профессиональной деятельности педагога появляется необходимость выполнения новых функций, использование еще не освоенных знаний, поиск путей разрешения возникших проблем, возникает потребность в повышении уровня личной образованности, повышения квалификации педагога.
Соответственно, рост образованности влечет за собой увеличение размерности, объема, глубины осведомленности, а, следовательно, и уровня компетентности - фундамента профессиональной квалификации.
Развитие в профессиональной деятельности приводит к тому, что в какой-то момент возникает противоречие, возникающее между компетентностью педагога и функциональными обязанностями. Это может быть обусловлено возникающими новыми условиями, постановками перед педагогом новых задач, для которых ему не хватает компетентности. Разрешение проблемы связано с осуществлением продуктивной, творческой, исследовательской деятельности. Возникшая потребность реализуется в процессе повышения квалификации. Достижение стадии зрелости связано со способностью осуществлять всю полноту функций.
При знакомстве с понятием «повышение квалификации» мы обращаемся к мнению В.В. Краевского. Согласно его определению «повышение квалификации - это получение дополнительных знаний по базовой специальности и совершенствование профессиональных умений на основе осмысления собственной деятельности в свете полученных знаний» [17].
Проблемы повышения квалификации педагогов ДОО исследовали И.А. Бевз, З.А. Каргина, О.Г.Чеховских, Е.Б. Шейхтман, А.П. Шумарина и др.
Повышение квалификации является непрерывным процессом, имеющим весьма сложный характер и своеобразную структуру. Проблема повышения квалификации выходит за рамки узкоспециальной области исследований и может быть рассмотрена только в контексте общенаучных подходов, нашедших выражение в принципах андрагогики.
Принципы андрагогики были сформулированны основателями данной науки (А. Капп, Д. Кидд, М. Ноулз, Ф. Пеггелер) и получили дальнейшее развитие в работах отечественных учёных - Т.А. Васильковой, И.С. Змеева, И.А. Колесниковой, Т.Н. Ломтева, С.Н. Некрасова, А.И. Кукуева и др., давших им свою содержательную трактовку и классификацию. На этой основе возникли специальные - ориентированные на взрослых людей - андрагогические модели обучения (Н.А. Ракова, С.В. Сидоров).
Проблема исследования заключается в поиске ответа на вопрос о том, каким образом следует проводить повышение квалификации педагогических кадров в области анализа и визуализации данных без отрыва от основной деятельности с учетом андрагогических принципов прикладной направленности образовательного процесса, протекающего в условиях интенсивной цифровизации образования.
Цель исследования: разработать и обосновать комплекс средств в виде онлайн-курса для повышения квалификации педагогических кадров в области анализа и визуализации данных на основе проблемных практико-ориентированных задач.
Объект исследования: процесс повышения квалификации педагогических кадров в области анализа и визуализации данных.
Предмет исследования: комплекс средств в виде онлайн-курса, реализованного на основе проблемных практико-ориентированных заданий.
Гипотеза исследования: процесс повышения квалификации педагогических кадров в области анализа и визуализации данных будет результативным, если:
1) на этапе проектирования учтены основные андрагогические принципы: ориентация на практические запросы, опора на профессиональный опыт слушателей, элективность и вариативность образовательных маршрутов;
2) в качестве основы содержания обучения используется система проблемных практико-ориентированных задач, направленных на освоение и обоснованное использование методов анализа данных средств визуализации в типовых ситуациях с варьируемыми условиями;
3) для интеграции комплекса дидактических средств используется онлайн-курс, позволяющий создать условия для организации обучения в полностью дистанционном режиме за счет инструментов платформы управления обучением.
В качестве основных задач исследования можно выделить следующие.
1. На основе анализа научно-методической литературы выделить теоретические основания для повышения квалификации педагогических кадров в области анализа и визуализации данных.
2. Конкретизировать основные андрагогические принципы проектирования курсов повышения квалификации для педагогов с учетом специфики и возможностей обучения в дистанционном режиме.
3. Разработать систему проблемных практике-ориентированных задач, предполагающих освоение и обоснованное использование методов анализа данных и современных средств визуализации в типовых ситуациях с варьируемыми условиями.
4. Реализовать онлайн-курс как среду интеграции разработанных задач и дополнительных материалов для организации обучения в полностью дистанционном режиме за счет инструментов платформы управления обучением.
5. Организовать экспертизу созданного онлайн-курса и проанализировать ее результаты.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе разработана идея проектирования курса повышения квалификации на основе проблемных практико-ориентированных задач; конкретизировано само понятие «проблемная практико-ориентированная задача»; показаны примеры такого рода задач, позволяющих формировать способность к применению методов и средств анализа и визуализации данных в профессиональной педагогической деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная система проблемных практико-ориентированных задач может быть использована в практике повышения квалификации; а разработанный онлайн-курс в качестве готовой организационной площадки для реализации процесса обучения как в дистанционном, так и в смешанном режимах.
Специалисты считают, собственно, что образованность - это некоторое свойство, обретенное людьми в процессе обучения и воспитания, которое выражается в конкретной мере, овладения им какой - то частью общественного опыта, а также возможностью воспользоваться в своей жизнедеятельности. Образованность предусматривает формирование определенного
миропонимания человека, который обуславливает его общественное поведение. Кроме того, образованность заключает в себе научную основу реализации общественно полезной деятельности человека и является инструментом самопознания и самосовершенствования. Под образованностью понимается «степень развитости способностей личности к самостоятельному решению проблем в разных сферах жизнедеятельности на основе использования социального и культурного опыта» [7].
Образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
Качество образования, как сферы социальной деятельности, обусловлено, прежде всего, кадрами. А качество выполняемых им функций зависит от профессионального уровня педагога, его квалификации. Однако следует отметить, что в основе квалификации, как интегративной профессиональной характеристики педагога, лежит образованность, усвоение определенной части социального опыта. Повышение образованности в профессиональном русле ведет к повышению квалификации педагога.
Профессионально-педагогическая квалификация, как система развивается от стадии рождения до своего преобразования. Сущность внутренней формы развития квалификации, обоснованного Г.Н.Сериковым состоит в том, что «профессиональная квалификация специалиста - внутреннее свойство его личности, которое возникает и развивается в результате синтеза определенного уровня образованности (общей и специальной) с практикой реализации им профессионально - педагогической деятельности» [48].
Зарождение квалификации происходит с самого начала самостоятельной деятельности субъекта, и дальнейшее ее становление реализуется посредством исполнения специалистом своих профессиональных обязанностей. В тот момент, когда в профессиональной деятельности педагога появляется необходимость выполнения новых функций, использование еще не освоенных знаний, поиск путей разрешения возникших проблем, возникает потребность в повышении уровня личной образованности, повышения квалификации педагога.
Соответственно, рост образованности влечет за собой увеличение размерности, объема, глубины осведомленности, а, следовательно, и уровня компетентности - фундамента профессиональной квалификации.
Развитие в профессиональной деятельности приводит к тому, что в какой-то момент возникает противоречие, возникающее между компетентностью педагога и функциональными обязанностями. Это может быть обусловлено возникающими новыми условиями, постановками перед педагогом новых задач, для которых ему не хватает компетентности. Разрешение проблемы связано с осуществлением продуктивной, творческой, исследовательской деятельности. Возникшая потребность реализуется в процессе повышения квалификации. Достижение стадии зрелости связано со способностью осуществлять всю полноту функций.
При знакомстве с понятием «повышение квалификации» мы обращаемся к мнению В.В. Краевского. Согласно его определению «повышение квалификации - это получение дополнительных знаний по базовой специальности и совершенствование профессиональных умений на основе осмысления собственной деятельности в свете полученных знаний» [17].
Проблемы повышения квалификации педагогов ДОО исследовали И.А. Бевз, З.А. Каргина, О.Г.Чеховских, Е.Б. Шейхтман, А.П. Шумарина и др.
Повышение квалификации является непрерывным процессом, имеющим весьма сложный характер и своеобразную структуру. Проблема повышения квалификации выходит за рамки узкоспециальной области исследований и может быть рассмотрена только в контексте общенаучных подходов, нашедших выражение в принципах андрагогики.
Принципы андрагогики были сформулированны основателями данной науки (А. Капп, Д. Кидд, М. Ноулз, Ф. Пеггелер) и получили дальнейшее развитие в работах отечественных учёных - Т.А. Васильковой, И.С. Змеева, И.А. Колесниковой, Т.Н. Ломтева, С.Н. Некрасова, А.И. Кукуева и др., давших им свою содержательную трактовку и классификацию. На этой основе возникли специальные - ориентированные на взрослых людей - андрагогические модели обучения (Н.А. Ракова, С.В. Сидоров).
Проблема исследования заключается в поиске ответа на вопрос о том, каким образом следует проводить повышение квалификации педагогических кадров в области анализа и визуализации данных без отрыва от основной деятельности с учетом андрагогических принципов прикладной направленности образовательного процесса, протекающего в условиях интенсивной цифровизации образования.
Цель исследования: разработать и обосновать комплекс средств в виде онлайн-курса для повышения квалификации педагогических кадров в области анализа и визуализации данных на основе проблемных практико-ориентированных задач.
Объект исследования: процесс повышения квалификации педагогических кадров в области анализа и визуализации данных.
Предмет исследования: комплекс средств в виде онлайн-курса, реализованного на основе проблемных практико-ориентированных заданий.
Гипотеза исследования: процесс повышения квалификации педагогических кадров в области анализа и визуализации данных будет результативным, если:
1) на этапе проектирования учтены основные андрагогические принципы: ориентация на практические запросы, опора на профессиональный опыт слушателей, элективность и вариативность образовательных маршрутов;
2) в качестве основы содержания обучения используется система проблемных практико-ориентированных задач, направленных на освоение и обоснованное использование методов анализа данных средств визуализации в типовых ситуациях с варьируемыми условиями;
3) для интеграции комплекса дидактических средств используется онлайн-курс, позволяющий создать условия для организации обучения в полностью дистанционном режиме за счет инструментов платформы управления обучением.
В качестве основных задач исследования можно выделить следующие.
1. На основе анализа научно-методической литературы выделить теоретические основания для повышения квалификации педагогических кадров в области анализа и визуализации данных.
2. Конкретизировать основные андрагогические принципы проектирования курсов повышения квалификации для педагогов с учетом специфики и возможностей обучения в дистанционном режиме.
3. Разработать систему проблемных практике-ориентированных задач, предполагающих освоение и обоснованное использование методов анализа данных и современных средств визуализации в типовых ситуациях с варьируемыми условиями.
4. Реализовать онлайн-курс как среду интеграции разработанных задач и дополнительных материалов для организации обучения в полностью дистанционном режиме за счет инструментов платформы управления обучением.
5. Организовать экспертизу созданного онлайн-курса и проанализировать ее результаты.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе разработана идея проектирования курса повышения квалификации на основе проблемных практико-ориентированных задач; конкретизировано само понятие «проблемная практико-ориентированная задача»; показаны примеры такого рода задач, позволяющих формировать способность к применению методов и средств анализа и визуализации данных в профессиональной педагогической деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная система проблемных практико-ориентированных задач может быть использована в практике повышения квалификации; а разработанный онлайн-курс в качестве готовой организационной площадки для реализации процесса обучения как в дистанционном, так и в смешанном режимах.
В заключение приведём результаты и выводы, полученные в ходе исследования.
Анализ педагогической и методической литературы позволил сформулировать описательное определение понятия «практико-ориентированная задача». Были выделены и описаны в работе требования к практико-ориентированным задачам, а также критерии, по которым можно устанавливать является ли задача практико-ориентированной.
Исходя из работ различных авторов в области педагогики, психологии, социологии были выделены и приведены основания для повышения квалификации педагогических кадров в области анализа и визуализации данных.
Удалось конкретизировать основные андрагогические принципы проектирования курсов повышения квалификации для педагогов с учетом специфики и возможностей обучения в дистанционном режиме. Для проектирования онлайн-курса наиболее важными из указанных принципов следует считать: принцип контексности обучения, принцип элективности обучения, принцип аутентичности, принцип актуализации результатов обучения.
Разработана система из 10 проблемных практико-ориентированных заданий, предполагающих освоение и обоснованное использование методов анализа данных и современных средств визуализации в типовых ситуациях с варьируемыми условиями.
На платформе «Электронный университет» КГПУ им. В.П. Астафьева удалось реализовать онлайн-курс как среду интеграции разработанных заданий и дополнительных материалов для организации обучения в полностью дистанционном режиме за счет инструментов платформы управления обучением.
Организована экспертиза созданного онлайн-курса преподавателями, имеющими непосредственное отношение как к онлайн-обучению, так и к профессиональной педагогической деятельности в предметной области информатики и информационных технологий. Анализ её результатов позволил подтвердить справедливость положений гипотезы исследования.
Таким образом, можно констатировать, что все задачи исследования выполнены, а заявленная цель достигнута.
Анализ педагогической и методической литературы позволил сформулировать описательное определение понятия «практико-ориентированная задача». Были выделены и описаны в работе требования к практико-ориентированным задачам, а также критерии, по которым можно устанавливать является ли задача практико-ориентированной.
Исходя из работ различных авторов в области педагогики, психологии, социологии были выделены и приведены основания для повышения квалификации педагогических кадров в области анализа и визуализации данных.
Удалось конкретизировать основные андрагогические принципы проектирования курсов повышения квалификации для педагогов с учетом специфики и возможностей обучения в дистанционном режиме. Для проектирования онлайн-курса наиболее важными из указанных принципов следует считать: принцип контексности обучения, принцип элективности обучения, принцип аутентичности, принцип актуализации результатов обучения.
Разработана система из 10 проблемных практико-ориентированных заданий, предполагающих освоение и обоснованное использование методов анализа данных и современных средств визуализации в типовых ситуациях с варьируемыми условиями.
На платформе «Электронный университет» КГПУ им. В.П. Астафьева удалось реализовать онлайн-курс как среду интеграции разработанных заданий и дополнительных материалов для организации обучения в полностью дистанционном режиме за счет инструментов платформы управления обучением.
Организована экспертиза созданного онлайн-курса преподавателями, имеющими непосредственное отношение как к онлайн-обучению, так и к профессиональной педагогической деятельности в предметной области информатики и информационных технологий. Анализ её результатов позволил подтвердить справедливость положений гипотезы исследования.
Таким образом, можно констатировать, что все задачи исследования выполнены, а заявленная цель достигнута.
Подобные работы
- Конструирование методического обеспечения программы дополнительной профессиональной подготовки «Практикум по физиологии»
Бакалаврская работа, программирование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



