Проектирование онлайн-курса повышения квалификации педагогов в области анализа и визуализации данных на основе проблемных практико-ориентированных заданий
Реферат 2
Введение 8
Глава 1. Теоретические основания для повышения квалификации педагогических кадров в области анализа и визуализации данных 13
1.1. Анализ и визуализация данных в профессиональной педагогической
деятельности 13
1.2. Андрагогические принципы проектирования курсов повышения
квалификации для педагогов 32
Выводы по первой главе 45
Глава 2. Практические аспекты разработки онлайн-курса для повышения квалификации педагогических кадров в области анализа и визуализации данных 48
2.1. Описание системы проблемных практико-ориентированных задач в
контексте структуры программы повышения квалификации 48
2.2. Реализация онлайн-курса для организации и сопровождения процесса
повышения квалификации 54
2.3. Анализ результатов экспертизы разработанных средств 61
Выводы по второй главе 70
Заключение 71
Список использованных источников 73
Приложение А. Анкета для экспертной оценки онлайн-курса повышения квалификации «Бизнес-аналитика в сфере образования» 79
Основная цель системы образования РФ - это обеспечение образованности людей. Государство ответственно по реализации прав человека на образование. Право на воспитание закреплено законодательно. В то же время, правительство располагает некоторыми правами на ведение образовательной политики в области образования. Это и есть, как государственный заказ на конкретную результативность образования.
Специалисты считают, собственно, что образованность - это некоторое свойство, обретенное людьми в процессе обучения и воспитания, которое выражается в конкретной мере, овладения им какой - то частью общественного опыта, а также возможностью воспользоваться в своей жизнедеятельности. Образованность предусматривает формирование определенного
миропонимания человека, который обуславливает его общественное поведение. Кроме того, образованность заключает в себе научную основу реализации общественно полезной деятельности человека и является инструментом самопознания и самосовершенствования. Под образованностью понимается «степень развитости способностей личности к самостоятельному решению проблем в разных сферах жизнедеятельности на основе использования социального и культурного опыта» [7].
Образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
Качество образования, как сферы социальной деятельности, обусловлено, прежде всего, кадрами. А качество выполняемых им функций зависит от профессионального уровня педагога, его квалификации. Однако следует отметить, что в основе квалификации, как интегративной профессиональной характеристики педагога, лежит образованность, усвоение определенной части социального опыта. Повышение образованности в профессиональном русле ведет к повышению квалификации педагога.
Профессионально-педагогическая квалификация, как система развивается от стадии рождения до своего преобразования. Сущность внутренней формы развития квалификации, обоснованного Г.Н.Сериковым состоит в том, что «профессиональная квалификация специалиста - внутреннее свойство его личности, которое возникает и развивается в результате синтеза определенного уровня образованности (общей и специальной) с практикой реализации им профессионально - педагогической деятельности» [48].
Зарождение квалификации происходит с самого начала самостоятельной деятельности субъекта, и дальнейшее ее становление реализуется посредством исполнения специалистом своих профессиональных обязанностей. В тот момент, когда в профессиональной деятельности педагога появляется необходимость выполнения новых функций, использование еще не освоенных знаний, поиск путей разрешения возникших проблем, возникает потребность в повышении уровня личной образованности, повышения квалификации педагога.
Соответственно, рост образованности влечет за собой увеличение размерности, объема, глубины осведомленности, а, следовательно, и уровня компетентности - фундамента профессиональной квалификации.
Развитие в профессиональной деятельности приводит к тому, что в какой-то момент возникает противоречие, возникающее между компетентностью педагога и функциональными обязанностями. Это может быть обусловлено возникающими новыми условиями, постановками перед педагогом новых задач, для которых ему не хватает компетентности. Разрешение проблемы связано с осуществлением продуктивной, творческой, исследовательской деятельности. Возникшая потребность реализуется в процессе повышения квалификации. Достижение стадии зрелости связано со способностью осуществлять всю полноту функций.
При знакомстве с понятием «повышение квалификации» мы обращаемся к мнению В.В. Краевского. Согласно его определению «повышение квалификации - это получение дополнительных знаний по базовой специальности и совершенствование профессиональных умений на основе осмысления собственной деятельности в свете полученных знаний» [17].
Проблемы повышения квалификации педагогов ДОО исследовали И.А. Бевз, З.А. Каргина, О.Г.Чеховских, Е.Б. Шейхтман, А.П. Шумарина и др.
Повышение квалификации является непрерывным процессом, имеющим весьма сложный характер и своеобразную структуру. Проблема повышения квалификации выходит за рамки узкоспециальной области исследований и может быть рассмотрена только в контексте общенаучных подходов, нашедших выражение в принципах андрагогики.
Принципы андрагогики были сформулированны основателями данной науки (А. Капп, Д. Кидд, М. Ноулз, Ф. Пеггелер) и получили дальнейшее развитие в работах отечественных учёных - Т.А. Васильковой, И.С. Змеева, И.А. Колесниковой, Т.Н. Ломтева, С.Н. Некрасова, А.И. Кукуева и др., давших им свою содержательную трактовку и классификацию. На этой основе возникли специальные - ориентированные на взрослых людей - андрагогические модели обучения (Н.А. Ракова, С.В. Сидоров).
Проблема исследования заключается в поиске ответа на вопрос о том, каким образом следует проводить повышение квалификации педагогических кадров в области анализа и визуализации данных без отрыва от основной деятельности с учетом андрагогических принципов прикладной направленности образовательного процесса, протекающего в условиях интенсивной цифровизации образования.
Цель исследования: разработать и обосновать комплекс средств в виде онлайн-курса для повышения квалификации педагогических кадров в области анализа и визуализации данных на основе проблемных практико-ориентированных задач.
Объект исследования: процесс повышения квалификации педагогических кадров в области анализа и визуализации данных.
Предмет исследования: комплекс средств в виде онлайн-курса, реализованного на основе проблемных практико-ориентированных заданий.
Гипотеза исследования: процесс повышения квалификации педагогических кадров в области анализа и визуализации данных будет результативным, если:
1) на этапе проектирования учтены основные андрагогические принципы: ориентация на практические запросы, опора на профессиональный опыт слушателей, элективность и вариативность образовательных маршрутов;
2) в качестве основы содержания обучения используется система проблемных практико-ориентированных задач, направленных на освоение и обоснованное использование методов анализа данных средств визуализации в типовых ситуациях с варьируемыми условиями;
3) для интеграции комплекса дидактических средств используется онлайн-курс, позволяющий создать условия для организации обучения в полностью дистанционном режиме за счет инструментов платформы управления обучением.
В качестве основных задач исследования можно выделить следующие.
1. На основе анализа научно-методической литературы выделить теоретические основания для повышения квалификации педагогических кадров в области анализа и визуализации данных.
2. Конкретизировать основные андрагогические принципы проектирования курсов повышения квалификации для педагогов с учетом специфики и возможностей обучения в дистанционном режиме.
3. Разработать систему проблемных практике-ориентированных задач, предполагающих освоение и обоснованное использование методов анализа данных и современных средств визуализации в типовых ситуациях с варьируемыми условиями.
4. Реализовать онлайн-курс как среду интеграции разработанных задач и дополнительных материалов для организации обучения в полностью дистанционном режиме за счет инструментов платформы управления обучением.
5. Организовать экспертизу созданного онлайн-курса и проанализировать ее результаты.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе разработана идея проектирования курса повышения квалификации на основе проблемных практико-ориентированных задач; конкретизировано само понятие «проблемная практико-ориентированная задача»; показаны примеры такого рода задач, позволяющих формировать способность к применению методов и средств анализа и визуализации данных в профессиональной педагогической деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная система проблемных практико-ориентированных задач может быть использована в практике повышения квалификации; а разработанный онлайн-курс в качестве готовой организационной площадки для реализации процесса обучения как в дистанционном, так и в смешанном режимах.
В заключение приведём результаты и выводы, полученные в ходе исследования.
Анализ педагогической и методической литературы позволил сформулировать описательное определение понятия «практико-ориентированная задача». Были выделены и описаны в работе требования к практико-ориентированным задачам, а также критерии, по которым можно устанавливать является ли задача практико-ориентированной.
Исходя из работ различных авторов в области педагогики, психологии, социологии были выделены и приведены основания для повышения квалификации педагогических кадров в области анализа и визуализации данных.
Удалось конкретизировать основные андрагогические принципы проектирования курсов повышения квалификации для педагогов с учетом специфики и возможностей обучения в дистанционном режиме. Для проектирования онлайн-курса наиболее важными из указанных принципов следует считать: принцип контексности обучения, принцип элективности обучения, принцип аутентичности, принцип актуализации результатов обучения.
Разработана система из 10 проблемных практико-ориентированных заданий, предполагающих освоение и обоснованное использование методов анализа данных и современных средств визуализации в типовых ситуациях с варьируемыми условиями.
На платформе «Электронный университет» КГПУ им. В.П. Астафьева удалось реализовать онлайн-курс как среду интеграции разработанных заданий и дополнительных материалов для организации обучения в полностью дистанционном режиме за счет инструментов платформы управления обучением.
Организована экспертиза созданного онлайн-курса преподавателями, имеющими непосредственное отношение как к онлайн-обучению, так и к профессиональной педагогической деятельности в предметной области информатики и информационных технологий. Анализ её результатов позволил подтвердить справедливость положений гипотезы исследования.
Таким образом, можно констатировать, что все задачи исследования выполнены, а заявленная цель достигнута.
1. Анализ современного урока. [Электронный ресурс]. URL: http://www.56ouo39.ru/24_analizuroka.doc(дата обращения: 22.08.2017).
2. Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение: Учеб. - метод, пособие. - М., 1997.
3. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения: учеб. пособие / В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1996. - 243 с
4. Бим-Бад Б.М. Андрагогика / Б.М. Бим-Бад // Российская педагогическая энциклопедия / гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Большая российская энциклопедия, 1993. - Т. 1. - С. 36.
5. Васягина, Н.Н. Обучение взрослых: опыт и перспективы / Н.Н. Васягина // Педагогическое образование в России. - 2012. - № 2. - С. 9- 12.
6. Ветров Ю. Клушина Н. Практикоориентированный подход. // Высшее образование в России. - 2002г.
7. Девятова, Л. А. Интеграция методической работы с повышением квалификации кадров в дошкольных образовательных учреждениях. // Актуальные проблемы управления образованием в регионе. - Челябинск, 1998. - Вып. 4 (8). - С.45-52
8. Егупова М.В. Методическая система подготовки учителя к практико-ориентированному обучению математике: дис. д-ра пед. наук. М., 2014.
9. Змеев, С.И. Андрагогика: основы теории и технологии обучения взрослых / С.И. Змеев. - М.: ПЕР СЭ, 2003. - 207 с.
10.Змеев, С.И. Образование взрослых и андрагогика в реализации концепции непрерывного образования в России / С.И. Змеев // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2015. - № 3. - С. 94-101.
11. Илюхина В.И. Как провести анализ урока. Начальная школа. - 2007. - №5.
12. Интернет в гуманитарном образовании / Под ред.Е.С. Полат. - М., 2000.
13. Информационные технологии в научной деятельности. [Электронный
ресурс] URL:http://www.tsput.ru/res/informat/aosit/index.htm (Дата
посещения 5.02. 2018г.)
14. Использование практико-ориентированных заданий при обучении математике с целью развития математической грамотности школьников. [Электронный ресурс] URL: http://collegy.ucoz.ru/publ/39-1-0-16692(дата обращения: 25.11.17).
15. Канаржевский Ю.А. Анализ урока. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2000 - 369 с.
16. Концепция создания и развитие системы дистанционного образования в России. - М., 1995.
17. Краевский, В.В. Методология для педагога: теория и практика - Волгоград.: Перемена, 2007. - 395 с.
18. Кукуев, А.И. Современные подходы в образовании: учебно¬
методическое пособие / И.А. Кукуев, В.А. Шевченко. - Ростов-на-Дону.: ИПО ПИ ЮФУ, 2010. - 55 с.
19. Кульневич С.В. Персональный сайт [Электронный ресурс]. URL: http://uchebauchenyh.narod.rU/books/urok/analiz.htm#z2(дата обращения: 12.11.2017).
20. Кушнер, Ю.З. Методология и методы педагогического исследования: учебно-методическое пособие / Ю.З. Кушнер. - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2001. - 66 с.
21. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. Том 1. / под. ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко, А.А. Леонтьева, А.В. Петровского. М: Педагогика, 1983. 392 с.
22. Лялина Л.В. Психология и педагогика. URL:http://www.chuvsu.ru(Дата обращения 05.02.2018)
23. Макарова Е.А., Писаренко В.И. Визуализация как одна из стратегий создания инновационной образовательной среды. URL:http://izv- tn.tti.sfedu.ru(Дата обращения 02.04.2018)
24. Мамаева А.А., Марченко Л.С., Баран М.И. Развитие критического мышления у студентов высшего учебного заведения. //Цифровое общество в контексте развития личности: Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции (Тюмень, 17 января 2018 г.). - Стерлитамак: АМИ, 2018. - 216 с.
25. Мамаева А.А., Тюрина П.О., Миллер Т.А. Современный урок. //Развитие социального и научно-технического потенциала общества: сборник статей Международной научно-практической конференции 15 января 2018 г. г. Москва. Импульс, 2018. - 932 с.
26. Марченко Л.С., Мамаева А.А., Баран М.И. Модели работы с
ментальными картами на учебных занятиях. // Цифровое общество в контексте развития личности: Сборник статей по итогам
Международной научно-практической конференции (Тюмень, 17 января 2018 г.). - Стерлитамак: АМИ, 2018.- 216 с.
27. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. // Директмедиа Паблишинг, 2008 г. 392 с.
28. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. - М.: Педагогика, 1975
29. Методические рекомендации по посещению уроков и внеурочных
мероприятий, Министерство образования и науки Республики Татарстан. - 2013. [Электронный ресурс]. URL:
http://nsportal.rU/shkola/obshchepedagogicheskietekhnologii/library/2017/0 4/05/metodicheskie-rekomendatsii-po (дата обращения: 14.11.2017).
30. Мышкис А.Д. Элементы теории математических моделей. Изд. 3-е, исправленное. М.: КомКнига, 2007. 192 с.
31. Некрасов, С.Н. Как образовывать взрослых: Андрагогика как наука / С.Н. Некрасов. - Екатеринбург.: Изд-во Уральской гос. сельхоз. академии, 2006. - 225 с.
32.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. - М.: Азбуковник, 1999. - 288 с.
33.Орлов О.С. Последипломное образование как феномен образования взрослых //Ученые записки института непрерывного педагогического образования. - Вып. 2 /Сост. О.С.Орлов. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 260 с.
34.Основы андрагогики: учеб. пособие для вузов / под ред. И.А. Колесниковой. - М.: Академия, 2007. - 197 с.
35. Педагогика: учеб.пособие для студентов высших учебных заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н Шиянов; под ред. В.А. Сластенина.- 6¬е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 576с.
36. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учебных заведений / под
ред. В.А.Сластенин. - 1997. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.bibliotekar.ru/pedagogika-3/245.htm (дата обращения:
11.09.2017).
37. Петраков, В.Н. Теория и практика образования взрослых: дидактические особенности, главные принципы / В.Н. Петраков // Знание. - 2016. - № 2-2(31). - С. 149-153
38. Печко А. Методика преподавания математики в основной школе. Курс лекций. [Электронный ресурс].
URL: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=696962(дата обращения: 14.03.2017)
39. Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов / И.П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.
40. Пожарская, Л.С. Образование взрослых / Л.С. Пожарская // Новая российская энциклопедия / ред.кол.: А.Д. Некипелов, В.И. Данилов- Данильян и др. - М.: Энциклопедия, 2013. - С. 214-215.
41. Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология). Методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 112 с.
42. Практико-ориентированные задачи: структура, уровни сложности и алгоритм их составления. [Электронный ресурс].
URL: http://festival.1september.ru/articles/642510 (дата обращения:
25.11.17).
43. Примерный регламент посещения и анализа уроков и внеклассных мероприятий. Журнал «Директор образовательного учреждения» № 3. - 2008. [Электронный ресурс]. URL: бар://з1оуап.уапбех.ги/урок%20- %20это %20/БСЭ/Урок/ (дата обращения: 03.09.2017).
44. Профессиональный стандарт педагога. [Электронный ресурс].
URL: Ьйр://минобрнауки.рф/документы/3071/файл/1734/12.02.15-
Профстандарт_педагога_(проект).рй£ (дата обращения: 22.08.2017)
45. Рабочая книга андрагога / Под ред. С.Г. Вершловского. - СПб., 1998.
46. Рубинштейн С.Л. «О мышлении и путях его исследования» М., 1958.
47. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» / М. С. Соловейчик, П. С. Жедек, Н. Н. Светловская и др.; под ред. М. С. Соловейчик. - 3-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 1997. - 302с
48. Сериков, Г.Н. Педагогика. Книга 1: Объект исследования [Текст] / Г. Н. Сериков. - Москва: Владос, 2005. - 320 с.
49. Сенаторова Н. Р. Дополнительное профессиональное образование студентов. // Российское студенчество на рубеже весков: Материалы всероссийского студенческого форума / Под ред Ю.В. Коррижных, Г.В. Куприяновой. -М., 2001. - 200с.
50. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности. - М., 2001.
51. Сопровождение непрерывного профессионального развития кадров
сферы дополнительного образования детей: методические
рекомендации / под ред. А.В. Золотаревой. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2014. - 314 с.
52. Толковый словарь Даля [Электронный ресурс]. URL:
http://www.runivers.ru/lib/book3178/10117/] (дата обращения:
20.01.2018).
53. Тюрин Ю. Н., Макаров А. А.. Анализ данных на компьютере. // МЦНМО 2016г, Москва.
54. Улитина Н.В. Современный урок как основа эффективного и
качественного образования. [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/585710/(дата обращения: 12.10.2017).
55. Фридман, Л.М. Как научиться решать задачи: пособие для учащихся / Л.М. Фридман, Е.Н. Турецкий. М.: Просвещение, 1984.