Проектирование тренировочного процесса пауэрлифтеров с различной степенью нарушения зрения
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА 13
1.1. Понятие слепота и слабовидение 14
1.2. Показания и противопоказания к занятиям физической культурой и
спортом при нарушениях работы органов зрения 16
1.3. Физические особенности слепых и слабовидящих 22
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 28
2.1 Методы исследования 28
2.1.1 Анализ научной и научно-методической литературы 28
2.1.2 Поисковый эксперимент 28
2.1.3 Тестирование функционального состояния 28
2.1.4 Математическая обработка материалов 29
2.1.5 Педагогическое тестирование 29
2.2 Организация исследования 30
2.3 Организация и методика проведения педагогического эксперимента.. ..30
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 34
3.1 Техника выполнения упражнений и особенности их выполнения
слабовидящими спортсменами 34
3.1.1 Соревновательные упражнения 34
3.1.2 Специально-подготовительные, дополнительные и общеразвивающие
упражнения 41
3.2 Основные методы, применяемые при тренировке слабовидящих 44
3.3 Методика обучения соревновательным упражнениям слабовидящих
спортсменов 46
3.4 Основные технические ошибки при выполнении соревновательных
упражнений и методы их устранения 47
3.5 Тренировочная программа этапа начальной спортивной специализации
слабовидящих спортсменов-пауэрлифтеров 49
3.5.1 Показатели объема и интенсивности нагрузки 49
3.5.2 Типы мезоциклов и параметры тренировочной нагрузки 51
3.6 Результаты педагогического эксперимента 58
3.6.1 Результаты предварительного исследования контрольной группы.. ..58
3.6.2 Результаты предварительного исследования экспериментальной
группы 61
3.6.3 Результаты тестирования экспериментальной группы через 8 месяцев
после начала занятий 65
3.7 Статистическая обработка полученных результатов тестирования 67
3.8 Результаты исследования функционального состояния
экспериментальной группы 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 73
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 76
Приложение А 84
Приложение Б 86
Приложение В
ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА 13
1.1. Понятие слепота и слабовидение 14
1.2. Показания и противопоказания к занятиям физической культурой и
спортом при нарушениях работы органов зрения 16
1.3. Физические особенности слепых и слабовидящих 22
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 28
2.1 Методы исследования 28
2.1.1 Анализ научной и научно-методической литературы 28
2.1.2 Поисковый эксперимент 28
2.1.3 Тестирование функционального состояния 28
2.1.4 Математическая обработка материалов 29
2.1.5 Педагогическое тестирование 29
2.2 Организация исследования 30
2.3 Организация и методика проведения педагогического эксперимента.. ..30
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 34
3.1 Техника выполнения упражнений и особенности их выполнения
слабовидящими спортсменами 34
3.1.1 Соревновательные упражнения 34
3.1.2 Специально-подготовительные, дополнительные и общеразвивающие
упражнения 41
3.2 Основные методы, применяемые при тренировке слабовидящих 44
3.3 Методика обучения соревновательным упражнениям слабовидящих
спортсменов 46
3.4 Основные технические ошибки при выполнении соревновательных
упражнений и методы их устранения 47
3.5 Тренировочная программа этапа начальной спортивной специализации
слабовидящих спортсменов-пауэрлифтеров 49
3.5.1 Показатели объема и интенсивности нагрузки 49
3.5.2 Типы мезоциклов и параметры тренировочной нагрузки 51
3.6 Результаты педагогического эксперимента 58
3.6.1 Результаты предварительного исследования контрольной группы.. ..58
3.6.2 Результаты предварительного исследования экспериментальной
группы 61
3.6.3 Результаты тестирования экспериментальной группы через 8 месяцев
после начала занятий 65
3.7 Статистическая обработка полученных результатов тестирования 67
3.8 Результаты исследования функционального состояния
экспериментальной группы 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 73
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 76
Приложение А 84
Приложение Б 86
Приложение В
Актуальность исследования. На сегодняшний день и в нашей стране, и во всем мире большое внимание уделяется людям с ограниченными возможностями, изучаются возможности их реабилитации. Среди основных направлений реабилитации можно выделить:
1) медицинская реабилитация;
2) профессиональная ориентация, содействие в трудоустройстве, различные обучения;
3) социально-средовая, социально-педагогическая, социально-психологическая и социокультурная реабилитация, социально-бытовая адаптация;
4) физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.
Как мы видим, физическая культура и спорт являются одним из основных видов реабилитации, а значит можно и нужно привлекать к ним людей с ограниченными возможностями.
Классификации инвалидности многообразны, в зависимости от вида нарушенной функции принято выделять:
1) расстройства двигательной сферы;
2) расстройства со стороны сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, пищеварения, выделения, органов внутренней секреции, обмена веществ;
3) расстройства со стороны органов чувств: слуха, зрения, обоняния, осязания;
4) психические расстройства, нарушения памяти, внимания, восприятия, воли, эмоций, речи.
Одним из наиболее часто встречающихся расстройств является нарушение зрения. По информации Всемирной организации здравоохранения в мире насчитывается 37 миллионов слепых людей и около 124 миллионов человек с различными нарушениями зрения. Каждые пять секунд в мире слепнет один взрослый человек, каждую минуту - ребенок. В Российской Федерации каждый второй житель имеет какие-либо нарушения зрения. От различных заболеваний ежегодно нарушается зрение у 4 млн. россиян. Основными причинами специалисты называют: воспалительные заболевания органов зрения, различные травмы, близорукость, глаукома (по данным АМИ-ТАСС).
Главный офтальмолог РФ Владимир Владимирович Нероев на пресс- конференции, посвященной Всемирному дню зрения, привел данные о том, что каждый год в России число людей, впервые получивших инвалидность из-за нарушения зрения, составляет около 45 тысяч. Общее количество учтенных слепых и слабовидящих людей составляет 218 тысяч, из которых 103 тысячи человек абсолютно слепые.
По информации Нероева, из числа инвалидов по зрению 22 процента составляет молодежь. А значит каждый пятый из учтенных слепых в нашей стране - молодой человек трудоспособного возраста.
У людей с отклонениями в физическом здоровье (в частности с нарушением зрения) занятия физической культурой и спортом формируют:
1) осознанное отношение к своим физическим силам;
2) способность преодолевать физические и психологические барьеры;
3) компенсаторные навыки, то есть позволяют использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных;
4) способность преодолевать физические нагрузки, необходимые для полноценного функционирования в обществе;
5) потребность вести здоровый образ жизни, быть здоровым в пределах личных возможностей;
6) желание всесторонне развиваться, улучшать свои личностные качества, повышать умственную и физическую работоспособность.
Всем известно, что в спорте человек проявляет свои волевые качества и силу духа. Для спортсменов-инвалидов занятия спортом являются возможностью отвлечься от многих жизненных физических и психологических трудностей, преодолеть их. Спорт дает человеку возможность полноценно самореализоваться. Сила, ловкость, смелость, точность, координация движений, ориентирование в пространстве - всё это развивается, воспитывается и совершенствуется благодаря физической культуре и спорту.
Спорт слепых получает поддержку и помощь от государства: стипендии Президента Российской Федерации, финансирование за счет бюджетных средств всех официальных спортивных мероприятий, в том числе всероссийских и международных.
Пауэрлифтинг спорта слепых - один из тех видов спорта, в которых и моральная, и физическая сила, позволяют человеку достигать высот, как на соревновательном помосте, так и в жизни.
Пауэрлифтинг спорта слепых в России молодой вид спорта (дебютным для сборной страны стало выступление на чемпионате мира 2002 года), но, несмотря на это, он быстро получил большое распространение и постоянно привлекает в свои ряды новых спортсменов.
В ходе исследования хотелось бы показать, что использование тренировочного процесса пауэрлифтинга (силового троеборья) при занятиях с лицами с поражением зрения способствует как развитию координации движений, так и позволяет повысить двигательную активность, укрепить опорно-двигательный аппарат, развить выносливость, благоприятно влияет на общее укрепление здоровья.
Кроме того, особенно хочется отметить, что сам тренировочный процесс и участие в соревнованиях различного уровня способствуют социальному интегрированию слепых и слабовидящих людей.
Актуальность работы заключается в том, что при тренировках со слепыми и слабовидящими людьми разумное использование доступных силовых упражнений пауэрлифтинга значительно укрепляет здоровье занимающихся, а так же способствует их личностному развитию.
Степень изученности проблемы.
Вопросами спорта слепых занимается небольшое число авторов. Тузов Илья Николаевич проводил исследования реабилитационного потенциала спорта слепых, в частности влияния занятий голболом на детей с нарушением зрения младшего и среднего школьного возраста. Руднева Лидия Викторовна изучала особенности подготовки велосипедистов- шоссейников с нарушением зрения. Тверяков Игорь Львович изучал специфику и индивидуализацию тренировок спортсменов в плавании спорта слепых.
Во всей изученной литературе нашёлся автор, который оценивается влияние пауэрлифтинга на координацию движений слепых людей - Громов Василий Андреевич. Его работы послужили методологической основой и теоретической базой исследования.
Однако хотелось бы подойти к вопросу влияния пауэрлифтинга несколько шире, оценить его комплексное влияние на здоровье слабовидящих спортсменов. Так же в настоящее время актуальной является проблема составления программы тренировочного процесса пауэрлифтеров с различной степенью нарушения зрения.
Проведенный анализ научно-педагогической литературы позволил выявить противоречия между:
- возросшими требованиями пауэрлифтинга спорта слепых и недостаточным количеством научного обеспечения для подготовки пауэрлифтеров с различной степенью нарушения зрения;
- исследованием методики тренировочного процесса пауэрлифтеров и неспособностью обеспечивать эффективность тренировочного процесса пауэрлифтеров с нарушением зрения.
Выявленные противоречия, позволили сформулировать проблему исследования.
Проблема исследования формулируется следующим образом: при каких условиях проектирование тренировочного процесса пауэрлифтеров с различной степенью нарушения зрения, окажется результативным.
Недостаточная разработанность данной проблемы и практическая потребность в ее разрешении определили выбор темы исследования «Проектирование тренировочного процесса пауэрлифтеров с различной степенью нарушения зрения».
Цель исследования: разработать программу тренировочного процесса пауэрлифтеров с различной степенью нарушения зрения и апробировать её.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс пауэрлифтеров с различной степенью нарушения зрения.
Предмет исследования: тренировочная программа подготовки пауэрлифтеров с нарушением зрения.
Гипотеза исследования: основывается на том, что подготовка пауэрлифтеров с нарушением зрения будет результативной если:
- учитывать спортивно-функциональную классификацию пауэрлифтеров с различной степенью нарушения зрения;
- выявить информативные тестовые упражнения, характеризующие уровень физической подготовленности пауэрлифтеров с нарушением зрения;
- разработать тренировочную программу в соответствии с периодизацией спортивной подготовки и учетом состояния здоровья пауэрлифтеров с нарушением зрения.
Задачи исследования:
1) Провести анализ научной и научно-методической литературы и выявить характеристики и особенности пауэрлифтинга спорта слепых;
2) Анализ документальных материалов по спортивной деятельности лиц с нарушением зрения;
3) Исследовать антропометрические показатели, значимость тестовых упражнений для оценки уровня физической подготовленности пауэрлифтеров с нарушением зрения и выявить их значимость для проектирования тренировочной программы;
4) Разработать тренировочную программу подготовки
пауэрлифтеров с нарушением зрения;
5) Апробировать программу тренировочного процесса
пауэрлифтеров с нарушением зрения.
Методы исследования:
- анализ научной и научно-методической литературы по проблеме и предмету исследования;
- поисковый эксперимент;
- педагогический эксперимент;
- тестирование функционального состояния;
- педагогическое тестирование;
- обработка и анализ полученного фактического материала математическими методами.
Научная новизна исследования:
Апробирована тренировочная программа подготовки пауэрлифтеров с различной степенью нарушения зрения.
Обоснованы особенности классификации, которые влияют на подготовку спортсменов пауэрлифтеров с нарушением зрения.
Разработана структура тренировочной программы подготовки пауэрлифтеров с различной степенью нарушения зрения на основании спортивно-функциональной классификации, которая включает:
- базовые условия проектирования тренировочной программы пауэрлифтеров с нарушением зрения;
- антропометрические данные;
- подбор информативных упражнений, определяющих уровень физической подготовленности пауэрлифтеров с различной степенью нарушения зрения;
- распределение тренировочных нагрузок на подготовительном и соревновательном этапах подготовки.
Теоретическая значимость исследования состоит в дополнении положений теории спортивной тренировки в адаптивном спорте.
Обоснование физической подготовки, как одного из основных показателей проектирования тренировочной программы спортсмена с нарушением зрения.
Практическая значимость заключается в разработке тестовых упражнений, определяющих уровень физической подготовленности пауэрлифтеров с нарушением зрения, что способствует оптимальному составлению тренировочной программы.
Материалы исследования использованы для составления тренировочной программы при подготовке членов спортивной сборной команды Алтайского края по пауэрлифтингу (спорт слепых) к чемпионатам России.
Эффективность предложенной тренировочной программы подтверждена её апробацией и внедрением в тренировочный процесс Алтайской федерации по пауэрлифтингу и высокими результатами спортсменов, показанными на Чемпионате России по пауэрлифтингу (спорт слепых) 18-22 мая 2017 г. в городе Брянск.
Достоверность полученных результатов подтверждают плановые полугодовые медицинские осмотры и тестирования спортсменов (их положительная динамика), а так же протоколы соревнований.
На защиту выносятся следующие положения:
Разработана тренировочная программа подготовки пауэрлифтеров с нарушением зрения, на которую влияют:
- антропометрические данные;
- подбор информативных упражнений, определяющих уровень физической подготовленности пауэрлифтеров с различной степенью нарушения зрения;
- распределение тренировочных нагрузок на подготовительном и соревновательном этапах подготовки.
Структура диссертации состоит из введения, трех глав, заключения, практических рекомендаций, библиографического списка и трех приложений. Материалы диссертационного исследования изложены на 106 страницах, содержат 15 таблиц, 2 рисунка. В работе использовано 68 источников научной и специальной литературы, из них 3 публикации автора.
1) медицинская реабилитация;
2) профессиональная ориентация, содействие в трудоустройстве, различные обучения;
3) социально-средовая, социально-педагогическая, социально-психологическая и социокультурная реабилитация, социально-бытовая адаптация;
4) физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.
Как мы видим, физическая культура и спорт являются одним из основных видов реабилитации, а значит можно и нужно привлекать к ним людей с ограниченными возможностями.
Классификации инвалидности многообразны, в зависимости от вида нарушенной функции принято выделять:
1) расстройства двигательной сферы;
2) расстройства со стороны сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, пищеварения, выделения, органов внутренней секреции, обмена веществ;
3) расстройства со стороны органов чувств: слуха, зрения, обоняния, осязания;
4) психические расстройства, нарушения памяти, внимания, восприятия, воли, эмоций, речи.
Одним из наиболее часто встречающихся расстройств является нарушение зрения. По информации Всемирной организации здравоохранения в мире насчитывается 37 миллионов слепых людей и около 124 миллионов человек с различными нарушениями зрения. Каждые пять секунд в мире слепнет один взрослый человек, каждую минуту - ребенок. В Российской Федерации каждый второй житель имеет какие-либо нарушения зрения. От различных заболеваний ежегодно нарушается зрение у 4 млн. россиян. Основными причинами специалисты называют: воспалительные заболевания органов зрения, различные травмы, близорукость, глаукома (по данным АМИ-ТАСС).
Главный офтальмолог РФ Владимир Владимирович Нероев на пресс- конференции, посвященной Всемирному дню зрения, привел данные о том, что каждый год в России число людей, впервые получивших инвалидность из-за нарушения зрения, составляет около 45 тысяч. Общее количество учтенных слепых и слабовидящих людей составляет 218 тысяч, из которых 103 тысячи человек абсолютно слепые.
По информации Нероева, из числа инвалидов по зрению 22 процента составляет молодежь. А значит каждый пятый из учтенных слепых в нашей стране - молодой человек трудоспособного возраста.
У людей с отклонениями в физическом здоровье (в частности с нарушением зрения) занятия физической культурой и спортом формируют:
1) осознанное отношение к своим физическим силам;
2) способность преодолевать физические и психологические барьеры;
3) компенсаторные навыки, то есть позволяют использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных;
4) способность преодолевать физические нагрузки, необходимые для полноценного функционирования в обществе;
5) потребность вести здоровый образ жизни, быть здоровым в пределах личных возможностей;
6) желание всесторонне развиваться, улучшать свои личностные качества, повышать умственную и физическую работоспособность.
Всем известно, что в спорте человек проявляет свои волевые качества и силу духа. Для спортсменов-инвалидов занятия спортом являются возможностью отвлечься от многих жизненных физических и психологических трудностей, преодолеть их. Спорт дает человеку возможность полноценно самореализоваться. Сила, ловкость, смелость, точность, координация движений, ориентирование в пространстве - всё это развивается, воспитывается и совершенствуется благодаря физической культуре и спорту.
Спорт слепых получает поддержку и помощь от государства: стипендии Президента Российской Федерации, финансирование за счет бюджетных средств всех официальных спортивных мероприятий, в том числе всероссийских и международных.
Пауэрлифтинг спорта слепых - один из тех видов спорта, в которых и моральная, и физическая сила, позволяют человеку достигать высот, как на соревновательном помосте, так и в жизни.
Пауэрлифтинг спорта слепых в России молодой вид спорта (дебютным для сборной страны стало выступление на чемпионате мира 2002 года), но, несмотря на это, он быстро получил большое распространение и постоянно привлекает в свои ряды новых спортсменов.
В ходе исследования хотелось бы показать, что использование тренировочного процесса пауэрлифтинга (силового троеборья) при занятиях с лицами с поражением зрения способствует как развитию координации движений, так и позволяет повысить двигательную активность, укрепить опорно-двигательный аппарат, развить выносливость, благоприятно влияет на общее укрепление здоровья.
Кроме того, особенно хочется отметить, что сам тренировочный процесс и участие в соревнованиях различного уровня способствуют социальному интегрированию слепых и слабовидящих людей.
Актуальность работы заключается в том, что при тренировках со слепыми и слабовидящими людьми разумное использование доступных силовых упражнений пауэрлифтинга значительно укрепляет здоровье занимающихся, а так же способствует их личностному развитию.
Степень изученности проблемы.
Вопросами спорта слепых занимается небольшое число авторов. Тузов Илья Николаевич проводил исследования реабилитационного потенциала спорта слепых, в частности влияния занятий голболом на детей с нарушением зрения младшего и среднего школьного возраста. Руднева Лидия Викторовна изучала особенности подготовки велосипедистов- шоссейников с нарушением зрения. Тверяков Игорь Львович изучал специфику и индивидуализацию тренировок спортсменов в плавании спорта слепых.
Во всей изученной литературе нашёлся автор, который оценивается влияние пауэрлифтинга на координацию движений слепых людей - Громов Василий Андреевич. Его работы послужили методологической основой и теоретической базой исследования.
Однако хотелось бы подойти к вопросу влияния пауэрлифтинга несколько шире, оценить его комплексное влияние на здоровье слабовидящих спортсменов. Так же в настоящее время актуальной является проблема составления программы тренировочного процесса пауэрлифтеров с различной степенью нарушения зрения.
Проведенный анализ научно-педагогической литературы позволил выявить противоречия между:
- возросшими требованиями пауэрлифтинга спорта слепых и недостаточным количеством научного обеспечения для подготовки пауэрлифтеров с различной степенью нарушения зрения;
- исследованием методики тренировочного процесса пауэрлифтеров и неспособностью обеспечивать эффективность тренировочного процесса пауэрлифтеров с нарушением зрения.
Выявленные противоречия, позволили сформулировать проблему исследования.
Проблема исследования формулируется следующим образом: при каких условиях проектирование тренировочного процесса пауэрлифтеров с различной степенью нарушения зрения, окажется результативным.
Недостаточная разработанность данной проблемы и практическая потребность в ее разрешении определили выбор темы исследования «Проектирование тренировочного процесса пауэрлифтеров с различной степенью нарушения зрения».
Цель исследования: разработать программу тренировочного процесса пауэрлифтеров с различной степенью нарушения зрения и апробировать её.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс пауэрлифтеров с различной степенью нарушения зрения.
Предмет исследования: тренировочная программа подготовки пауэрлифтеров с нарушением зрения.
Гипотеза исследования: основывается на том, что подготовка пауэрлифтеров с нарушением зрения будет результативной если:
- учитывать спортивно-функциональную классификацию пауэрлифтеров с различной степенью нарушения зрения;
- выявить информативные тестовые упражнения, характеризующие уровень физической подготовленности пауэрлифтеров с нарушением зрения;
- разработать тренировочную программу в соответствии с периодизацией спортивной подготовки и учетом состояния здоровья пауэрлифтеров с нарушением зрения.
Задачи исследования:
1) Провести анализ научной и научно-методической литературы и выявить характеристики и особенности пауэрлифтинга спорта слепых;
2) Анализ документальных материалов по спортивной деятельности лиц с нарушением зрения;
3) Исследовать антропометрические показатели, значимость тестовых упражнений для оценки уровня физической подготовленности пауэрлифтеров с нарушением зрения и выявить их значимость для проектирования тренировочной программы;
4) Разработать тренировочную программу подготовки
пауэрлифтеров с нарушением зрения;
5) Апробировать программу тренировочного процесса
пауэрлифтеров с нарушением зрения.
Методы исследования:
- анализ научной и научно-методической литературы по проблеме и предмету исследования;
- поисковый эксперимент;
- педагогический эксперимент;
- тестирование функционального состояния;
- педагогическое тестирование;
- обработка и анализ полученного фактического материала математическими методами.
Научная новизна исследования:
Апробирована тренировочная программа подготовки пауэрлифтеров с различной степенью нарушения зрения.
Обоснованы особенности классификации, которые влияют на подготовку спортсменов пауэрлифтеров с нарушением зрения.
Разработана структура тренировочной программы подготовки пауэрлифтеров с различной степенью нарушения зрения на основании спортивно-функциональной классификации, которая включает:
- базовые условия проектирования тренировочной программы пауэрлифтеров с нарушением зрения;
- антропометрические данные;
- подбор информативных упражнений, определяющих уровень физической подготовленности пауэрлифтеров с различной степенью нарушения зрения;
- распределение тренировочных нагрузок на подготовительном и соревновательном этапах подготовки.
Теоретическая значимость исследования состоит в дополнении положений теории спортивной тренировки в адаптивном спорте.
Обоснование физической подготовки, как одного из основных показателей проектирования тренировочной программы спортсмена с нарушением зрения.
Практическая значимость заключается в разработке тестовых упражнений, определяющих уровень физической подготовленности пауэрлифтеров с нарушением зрения, что способствует оптимальному составлению тренировочной программы.
Материалы исследования использованы для составления тренировочной программы при подготовке членов спортивной сборной команды Алтайского края по пауэрлифтингу (спорт слепых) к чемпионатам России.
Эффективность предложенной тренировочной программы подтверждена её апробацией и внедрением в тренировочный процесс Алтайской федерации по пауэрлифтингу и высокими результатами спортсменов, показанными на Чемпионате России по пауэрлифтингу (спорт слепых) 18-22 мая 2017 г. в городе Брянск.
Достоверность полученных результатов подтверждают плановые полугодовые медицинские осмотры и тестирования спортсменов (их положительная динамика), а так же протоколы соревнований.
На защиту выносятся следующие положения:
Разработана тренировочная программа подготовки пауэрлифтеров с нарушением зрения, на которую влияют:
- антропометрические данные;
- подбор информативных упражнений, определяющих уровень физической подготовленности пауэрлифтеров с различной степенью нарушения зрения;
- распределение тренировочных нагрузок на подготовительном и соревновательном этапах подготовки.
Структура диссертации состоит из введения, трех глав, заключения, практических рекомендаций, библиографического списка и трех приложений. Материалы диссертационного исследования изложены на 106 страницах, содержат 15 таблиц, 2 рисунка. В работе использовано 68 источников научной и специальной литературы, из них 3 публикации автора.
Разработанная и апробированная тренировочная программа показала свою эффективность, что подтверждается положительной динамикой тестирований экспериментальной группы:
- исследование физических способностей слабовидящих, до начала тренировочных занятий, показало, что их тестовые результаты значительно ниже результатов спортсменов-пауэрлифтеров высокой квалификации;
- эксперимент, проведенный в течение 8 месяцев после начала тренировочных занятий показал, что тренировочные занятия с использованием средств пауэрлифтинга по предложенной тренировочной программе привели к значительным положительным изменениям показателей тестирования у слабовидящих людей;
- результаты исследования функционального состояния экспериментальной группы путем применения Гарвардского степ-теста, проведенного до начала занятий и через 8 месяцев после начала занятий, показал улучшение ИГСТ спустя 8 месяцев тренировок.
Эти данные свидетельствуют о положительном влиянии предложенной тренировочной программы на физические способности и функциональное состояние слабовидящих спортсменов.
Так же эффективность внедрения в тренировочный процесс Алтайской федерации по пауэрлифтингу (спорт слепых) предложенной тренировочной программы подтверждается высокими результатами, показанными спортсменами с нарушениями зрения - членами сборной Алтайского края на Чемпионате России 2017 года:
- в личном первенстве спортсмены сборной Алтайского края по пауэрлифтингу (спорт слепых) завоевали призовые места не только в своих весовых категориях, но и в престижном абсолютном зачете;
- в командном зачете сборная Алтайского края по пауэрлифтингу (спорт слепых) уверено заняла первое место, как среди юниоров, так и в открытой возрастной группе.
- исследование физических способностей слабовидящих, до начала тренировочных занятий, показало, что их тестовые результаты значительно ниже результатов спортсменов-пауэрлифтеров высокой квалификации;
- эксперимент, проведенный в течение 8 месяцев после начала тренировочных занятий показал, что тренировочные занятия с использованием средств пауэрлифтинга по предложенной тренировочной программе привели к значительным положительным изменениям показателей тестирования у слабовидящих людей;
- результаты исследования функционального состояния экспериментальной группы путем применения Гарвардского степ-теста, проведенного до начала занятий и через 8 месяцев после начала занятий, показал улучшение ИГСТ спустя 8 месяцев тренировок.
Эти данные свидетельствуют о положительном влиянии предложенной тренировочной программы на физические способности и функциональное состояние слабовидящих спортсменов.
Так же эффективность внедрения в тренировочный процесс Алтайской федерации по пауэрлифтингу (спорт слепых) предложенной тренировочной программы подтверждается высокими результатами, показанными спортсменами с нарушениями зрения - членами сборной Алтайского края на Чемпионате России 2017 года:
- в личном первенстве спортсмены сборной Алтайского края по пауэрлифтингу (спорт слепых) завоевали призовые места не только в своих весовых категориях, но и в престижном абсолютном зачете;
- в командном зачете сборная Алтайского края по пауэрлифтингу (спорт слепых) уверено заняла первое место, как среди юниоров, так и в открытой возрастной группе.



