Введение…………………………………………………………………………...2
1. Анализ семантического пространства текста цикла «Темные аллеи»……...5
1.1 Анализ концептуального пространства рассказа И.А.Бунина "Темные аллеи"…5
1.2 Анализ денотативного пространства рассказа И.А.Бунина "Темные аллеи" …9
1.3 Пространственно-временная организация текста…………………………12
2. Семантика образа зверя в «Темных аллеях» И. А. Бунина……………….20
2.1 Кем населены «Темные аллеи» Бунина..20
2.2 Люди и звери в «Темных аллеях»: столкновение страшных миров, или О бунинском мироощущении……………………24
2.3. Бестиарное движение в новелле «Ночлег»………………………………25
2.4. Движение зверя в «Балладе»………………30
Заключение……………………………………………………………………….32
Список литературы……………………………………………………34
Долгое время художественные произведения анализировались лишь с точки зрения литературоведения, которое традиционно занималось их идейно-тематическим содержанием, их жанровыми и композиционными особенностями, а не с точки зрения лингвистики. Проблема филологического анализа дала о себе знать еще в XIX веке. Изучение литературного произведения с точки зрения языка считали главенствующим такие исследователи, как Ф.И.Буслаев и М.А.Рыбникова. В последние годы многие исследователи говорят о том, что текст одной своей стороной повернут к литературоведению, а другой – к языкознанию. На основе последних открытий в области изучения языка произведения и возникла такая наука как "Филологический анализ текста".
Основываясь на достижения упомянутой выше дисциплины, мы в данной курсовой работе займемся исследованием одного из самых известных произведений И.А.Бунина.
Целью нашей курсовой работы является анализ семантики образа зверя в рассказах И. А. Бунина из цикла "Темные аллеи".
Исходя из поставленной цели, мы ставим перед собой следующие задачи:
1) изучить алгоритм комплексного филологического анализа текста в целом;
2) выявить экстралингвистические параметры, существенные для интерпретации и организации рассказа И.А.Бунина "Темные аллеи";
3) проанализировать семантическое пространство данного произведения;
4) проанализировать структурную организацию рассматриваемого нами рассказа;
5) рассмотреть связность рассказа И.А.Бунина "Темные аллеи";
6) исследовать используемые в данном художественном произведении приемов актуализации смысла;
7) обобщить результаты анализа.
В своих исследованиях мы используем алгоритм комплексного филологического анализа художественного текста, приведенный в пособии для студентов "Материалы к курсу лекций "Филологический анализ текста" (автор-составитель – Вихрян О.Е.). Также мы пользовались учебником Л.Г.Бабенко "Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа", в котором помимо теоретических данных прилагаются образцы филологического анализа текста, выполненного студентами 5-го курса филологического факультета Уральского государственного университета, что является хорошим практическим подспорьем для начинающих исследователей в области анализа художественного текста с точки зрения лингвистики.
"Темные аллеи" - цикл одних из лучших произведений о любви не только в русской, но и в мировой литературе. Он был создан 70-летним писателем в оккупированной фашистскими захватчиками Франции. Впервые сборник был издан в Нью-Йорке в 1943 году, тиражом всего в 600 экземпляров. Это происходило в самый разгар Второй Мировой войны. И.А.Бунин отказался сотрудничать с коллаборационалистами, он просто не мог принять предложения предателей Франции и врагов России, хотя отказ мог стоить ему жизни, писатель голодал, вел жизнь затворника в приальпийском Грасе, но работал над последним шедевром в своей жизни. Может, именно поэтому так сильна в рассказах этого цикла память о России.
Все главные герои произведений – русские, хотя действие происходит не только в России. Цикл "Темные аллеи" - неповторимое песнопение в честь любви, которая никогда не умирает. Писатель-эмигрант еще помнит о России, о прошедшей юности. Поэтому "Темные аллеи" - книга о русской любви, не даром многие исследователи называют этот сборник энциклопедией любви.
Цикл "Темные аллеи" представляет собой собрание рассказов и новелл, объединенных одной общей темой, и тема эта – любовь, самая разнообразная, тихая, робкая или страстная, тайная или явная, но все-таки любовь. В основе каждого рассказа этого цикла чаще всего ложится одно какое-либо происшествие, одно событие, поэтому в нем обычно одна сюжетная линия, произведение сжато до небольшого по объему, поэтому роль каждого отдельного эпизода многократно возрастает, увеличивается значимость каждой отдельной детали. Рассказ "Темные аллеи" входит в одноименный цикл. Это одно из самых ярких произведений сборника.
Жанровая принадлежность произведения – рассказ. Рассказ – это "малая эпическая жанровая форма художественной литературы – небольшое по объему изображенных явлений жизни, а отсюда и по объему текста прозаическое произведение" ["Литературный энциклопедический словарь", 1987, 318]. "Темные аллеи" - яркий представитель названного выше жанра. В то же время анализируемый нами рассказ содержит лирическое и философское начала.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Рассказ "Темные аллеи" членится на абзацы: более крупные в начале текста, меньшие по объему в конце текста. При анализе структурно-смыслового членения мы выявили 16 ССЦ. Речь автора представлена повествованием с элементами описания. Внешняя речь персонажа передается через диалог. Внутренняя речь героев передается внутренними монологами и малыми вкраплениями внутренней речи.
В исследуемом тексте мы обнаружили следующие логико-семантические связи: полный тождественный повтор, частичный лексико-семантический повтор, тематический повтор, синонимический и антонимический повторы, дейктический повтор. На уровне грамматики текста мы выявили: согласование грамматической семантики глаголов, употребление деепричастных оборотов, неполноту синтаксических конструкций.
В рассказе И.А.Бунина мы выявили ассоциативные связи, которые относят читателя к социальной и культурной ситуации России конца XIX века. В рассказе автор использует цитаты из других текстов, сравнения, метафоры и эпитеты, употребляет пословицы и фразеологизмы.
В рассказе превалируют сложные и осложненные предложения, часто с субъективным порядком следования компонентов [4].
Итак, рассказ "Темные аллеи" представляет собой завершенное художественное произведение. Все использованные в тексте лингвистические средства нацелены на раскрытие авторского замысла – описания любви с одной стороны – верной, с другой – погасшей, забытой. И.А.Бунин создал нагруженный эмоциями текст, заставляющий читателя активно мыслить, оценивать поступки героев.
Ни в одном тексте Бунина человеку не отведено абсолютное, особенное место в мире, нигде он не показан как существо, принципиально несравнимое с другими существами. Наоборот, Ю. В. Мальцев заметил, что по-звериному — в устах Бунина звучит как «высший комплимент». В «Братьях» Бунин пишет об ущербности цивилизованного человека: Разум наш так же слаб, как разум крота, или, пожалуй, еще слабей, потому что у крота, у зверя, у дикаря хоть инстинкт сохранился, а у нас, у европейцев, он выродился, вырождается!
Инстинкт — прапамять, задающая вектор движения зверя, его мгновенные реакции, — содержит в себе сокровенное знание о духовной вертикали, на которой держится мироздание, некое чувство божественного абсолюта и истины. И в «Ночлеге», и в «Балладе» утверждается, если сказать словами самого Бунина, чувство священнейшей законности возмездия, священнейшей необходимости конечного торжества добра над злом и предельной беспощадности, с которой в свой срок зло карается. Это чувство есть несомненная жажда Бога, есть вера в Него [12].
1. Аверинцев С. С. Рай // Мифы народов мира. М. : Сов. энциклопедия, 2008. С. 852-854.
2. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М. : Худож. литература, 1976. 121 с.
3. Бунин И.А. Жизнь Арсеньева. Роман. Рассказы / Сост. и авт. сопровод. текстов Анна Саакянц. – М.: Мол. гвардия, 1987, с. 469-474.
4. Бабенко Л.Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2020. – 464 с.
5. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста: учеб. пособие / Н.С.Болотнова. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Флинта: Наука, 2019. – 520 с.
6. Литературный энциклопедический словарь/ Под общ. ред. В.М.Кожевникова, П.А. Николаева. Редкол.: Л.Г.Андреев, Н.И.Балашов, А.Г.Бочаров и др. – М.: Сов. энциклопедия, 1987, - 752 с.
7. Материалы к курсу лекций "Филологический анализ текста" / Авт.-сосст. О.Е.Вихрян. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им Л.Н.Толстого, 2021. – 77с.
8. Николина Н.А. Филологический анализ текста: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. – М.: Издательский центр "Академия", 2019. – 256 с.
9. Смирнова А. И. Литература русского зарубежья (1920-1990). М. : Флинта, 2019. 640 с.
10. Соловьева Н. В. Обозначение цвета в цикле рассказов И. А. Бунина «Темные аллеи». Нижний Тагил : Изд-во Нижнетагильский государственного социально-педагогического института, 2021. 170 с.
11. Талалаева О. Г. Проза И. А. Бунина и готическая традиция в русской литературе. Тамбов : Вестник ТГУ, 2021. Вып. 7. 170 с.
12. Федотова В. В. Поэтика дневниковой прозы И. А. Бунина : дис канд. филол. наук. Казань, 2019. 182 с.
13. Щербицкая И. В. Символизм пространства в цикле И. А. Бунина «Темные аллеи» // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2021. Т. 22. № 53. С. 255-260.
14. Штерн М. С. В поисках утраченной гармонии (проза И. А. Бунина 1930 - 1940-х гг.). Омск ; Изд-во ОмГПУ, 1997. 240 с.