Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Семантика образа зверя в рассказах Бунина из цикла «Темные аллеи»

Работа №156170

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

литература

Объем работы35
Год сдачи2024
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение…………………………………………………………………………...2
1. Анализ семантического пространства текста цикла «Темные аллеи»……...5
1.1 Анализ концептуального пространства рассказа И.А.Бунина "Темные аллеи"…5
1.2 Анализ денотативного пространства рассказа И.А.Бунина "Темные аллеи" …9
1.3 Пространственно-временная организация текста…………………………12
2. Семантика образа зверя в «Темных аллеях» И. А. Бунина……………….20
2.1 Кем населены «Темные аллеи» Бунина..20
2.2 Люди и звери в «Темных аллеях»: столкновение страшных миров, или О бунинском мироощущении……………………24
2.3. Бестиарное движение в новелле «Ночлег»………………………………25
2.4. Движение зверя в «Балладе»………………30
Заключение……………………………………………………………………….32
Список литературы……………………………………………………34

Долгое время художественные произведения анализировались лишь с точки зрения литературоведения, которое традиционно занималось их идейно-тематическим содержанием, их жанровыми и композиционными особенностями, а не с точки зрения лингвистики. Проблема филологического анализа дала о себе знать еще в XIX веке. Изучение литературного произведения с точки зрения языка считали главенствующим такие исследователи, как Ф.И.Буслаев и М.А.Рыбникова. В последние годы многие исследователи говорят о том, что текст одной своей стороной повернут к литературоведению, а другой – к языкознанию. На основе последних открытий в области изучения языка произведения и возникла такая наука как "Филологический анализ текста".
Основываясь на достижения упомянутой выше дисциплины, мы в данной курсовой работе займемся исследованием одного из самых известных произведений И.А.Бунина.
Целью нашей курсовой работы является анализ семантики образа зверя в рассказах И. А. Бунина из цикла "Темные аллеи".
Исходя из поставленной цели, мы ставим перед собой следующие задачи:
1) изучить алгоритм комплексного филологического анализа текста в целом;
2) выявить экстралингвистические параметры, существенные для интерпретации и организации рассказа И.А.Бунина "Темные аллеи";
3) проанализировать семантическое пространство данного произведения;
4) проанализировать структурную организацию рассматриваемого нами рассказа;
5) рассмотреть связность рассказа И.А.Бунина "Темные аллеи";
6) исследовать используемые в данном художественном произведении приемов актуализации смысла;
7) обобщить результаты анализа.
В своих исследованиях мы используем алгоритм комплексного филологического анализа художественного текста, приведенный в пособии для студентов "Материалы к курсу лекций "Филологический анализ текста" (автор-составитель – Вихрян О.Е.). Также мы пользовались учебником Л.Г.Бабенко "Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа", в котором помимо теоретических данных прилагаются образцы филологического анализа текста, выполненного студентами 5-го курса филологического факультета Уральского государственного университета, что является хорошим практическим подспорьем для начинающих исследователей в области анализа художественного текста с точки зрения лингвистики.
"Темные аллеи" - цикл одних из лучших произведений о любви не только в русской, но и в мировой литературе. Он был создан 70-летним писателем в оккупированной фашистскими захватчиками Франции. Впервые сборник был издан в Нью-Йорке в 1943 году, тиражом всего в 600 экземпляров. Это происходило в самый разгар Второй Мировой войны. И.А.Бунин отказался сотрудничать с коллаборационалистами, он просто не мог принять предложения предателей Франции и врагов России, хотя отказ мог стоить ему жизни, писатель голодал, вел жизнь затворника в приальпийском Грасе, но работал над последним шедевром в своей жизни. Может, именно поэтому так сильна в рассказах этого цикла память о России.
Все главные герои произведений – русские, хотя действие происходит не только в России. Цикл "Темные аллеи" - неповторимое песнопение в честь любви, которая никогда не умирает. Писатель-эмигрант еще помнит о России, о прошедшей юности. Поэтому "Темные аллеи" - книга о русской любви, не даром многие исследователи называют этот сборник энциклопедией любви.
Цикл "Темные аллеи" представляет собой собрание рассказов и новелл, объединенных одной общей темой, и тема эта – любовь, самая разнообразная, тихая, робкая или страстная, тайная или явная, но все-таки любовь. В основе каждого рассказа этого цикла чаще всего ложится одно какое-либо происшествие, одно событие, поэтому в нем обычно одна сюжетная линия, произведение сжато до небольшого по объему, поэтому роль каждого отдельного эпизода многократно возрастает, увеличивается значимость каждой отдельной детали. Рассказ "Темные аллеи" входит в одноименный цикл. Это одно из самых ярких произведений сборника.
Жанровая принадлежность произведения – рассказ. Рассказ – это "малая эпическая жанровая форма художественной литературы – небольшое по объему изображенных явлений жизни, а отсюда и по объему текста прозаическое произведение" ["Литературный энциклопедический словарь", 1987, 318]. "Темные аллеи" - яркий представитель названного выше жанра. В то же время анализируемый нами рассказ содержит лирическое и философское начала.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Рассказ "Темные аллеи" членится на абзацы: более крупные в начале текста, меньшие по объему в конце текста. При анализе структурно-смыслового членения мы выявили 16 ССЦ. Речь автора представлена повествованием с элементами описания. Внешняя речь персонажа передается через диалог. Внутренняя речь героев передается внутренними монологами и малыми вкраплениями внутренней речи.
В исследуемом тексте мы обнаружили следующие логико-семантические связи: полный тождественный повтор, частичный лексико-семантический повтор, тематический повтор, синонимический и антонимический повторы, дейктический повтор. На уровне грамматики текста мы выявили: согласование грамматической семантики глаголов, употребление деепричастных оборотов, неполноту синтаксических конструкций.
В рассказе И.А.Бунина мы выявили ассоциативные связи, которые относят читателя к социальной и культурной ситуации России конца XIX века. В рассказе автор использует цитаты из других текстов, сравнения, метафоры и эпитеты, употребляет пословицы и фразеологизмы.
В рассказе превалируют сложные и осложненные предложения, часто с субъективным порядком следования компонентов [4].
Итак, рассказ "Темные аллеи" представляет собой завершенное художественное произведение. Все использованные в тексте лингвистические средства нацелены на раскрытие авторского замысла – описания любви с одной стороны – верной, с другой – погасшей, забытой. И.А.Бунин создал нагруженный эмоциями текст, заставляющий читателя активно мыслить, оценивать поступки героев.
Ни в одном тексте Бунина человеку не отведено абсолютное, особенное место в мире, нигде он не показан как существо, принципиально несравнимое с другими существами. Наоборот, Ю. В. Мальцев заметил, что по-звериному — в устах Бунина звучит как «высший комплимент». В «Братьях» Бунин пишет об ущербности цивилизованного человека: Разум наш так же слаб, как разум крота, или, пожалуй, еще слабей, потому что у крота, у зверя, у дикаря хоть инстинкт сохранился, а у нас, у европейцев, он выродился, вырождается!
Инстинкт — прапамять, задающая вектор движения зверя, его мгновенные реакции, — содержит в себе сокровенное знание о духовной вертикали, на которой держится мироздание, некое чувство божественного абсолюта и истины. И в «Ночлеге», и в «Балладе» утверждается, если сказать словами самого Бунина, чувство священнейшей законности возмездия, священнейшей необходимости конечного торжества добра над злом и предельной беспощадности, с которой в свой срок зло карается. Это чувство есть несомненная жажда Бога, есть вера в Него [12].



1. Аверинцев С. С. Рай // Мифы народов мира. М. : Сов. энциклопедия, 2008. С. 852-854.
2. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М. : Худож. литература, 1976. 121 с.
3. Бунин И.А. Жизнь Арсеньева. Роман. Рассказы / Сост. и авт. сопровод. текстов Анна Саакянц. – М.: Мол. гвардия, 1987, с. 469-474.
4. Бабенко Л.Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2020. – 464 с.
5. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста: учеб. пособие / Н.С.Болотнова. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Флинта: Наука, 2019. – 520 с.
6. Литературный энциклопедический словарь/ Под общ. ред. В.М.Кожевникова, П.А. Николаева. Редкол.: Л.Г.Андреев, Н.И.Балашов, А.Г.Бочаров и др. – М.: Сов. энциклопедия, 1987, - 752 с.
7. Материалы к курсу лекций "Филологический анализ текста" / Авт.-сосст. О.Е.Вихрян. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им Л.Н.Толстого, 2021. – 77с.
8. Николина Н.А. Филологический анализ текста: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. – М.: Издательский центр "Академия", 2019. – 256 с.
9. Смирнова А. И. Литература русского зарубежья (1920-1990). М. : Флинта, 2019. 640 с.
10. Соловьева Н. В. Обозначение цвета в цикле рассказов И. А. Бунина «Темные аллеи». Нижний Тагил : Изд-во Нижнетагильский государственного социально-педагогического института, 2021. 170 с.
11. Талалаева О. Г. Проза И. А. Бунина и готическая традиция в русской литературе. Тамбов : Вестник ТГУ, 2021. Вып. 7. 170 с.
12. Федотова В. В. Поэтика дневниковой прозы И. А. Бунина : дис канд. филол. наук. Казань, 2019. 182 с.
13. Щербицкая И. В. Символизм пространства в цикле И. А. Бунина «Темные аллеи» // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2021. Т. 22. № 53. С. 255-260.
14. Штерн М. С. В поисках утраченной гармонии (проза И. А. Бунина 1930 - 1940-х гг.). Омск ; Изд-во ОмГПУ, 1997. 240 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ