Крым как сфера-мишень метафорической экспансии в дискурсе СМИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования 5
1.1 Определение метафоры 5
1.2 Классификация метафор 11
1.3 Политический и газетный дискурсы 17
Выводы по главе 1 21
Глава 2. Анализ отобранного корпуса единиц 23
2.1 Сфера-источник «Социум» 24
2.2 Сфера-источник «Человек» 33
2.3 Сфера - источник «Природа» 44
2.4 Сфера-источник «Артефакты» 48
Выводы по главе 2 57
Заключение 59
Список используемой литературы 62
Приложение 72
Глава 1. Теоретические основы исследования 5
1.1 Определение метафоры 5
1.2 Классификация метафор 11
1.3 Политический и газетный дискурсы 17
Выводы по главе 1 21
Глава 2. Анализ отобранного корпуса единиц 23
2.1 Сфера-источник «Социум» 24
2.2 Сфера-источник «Человек» 33
2.3 Сфера - источник «Природа» 44
2.4 Сфера-источник «Артефакты» 48
Выводы по главе 2 57
Заключение 59
Список используемой литературы 62
Приложение 72
Данное исследование посвящено изучению метафорических единиц в дискурсе СМИ про Крым в современных русскоязычных и англоязычных средствах массовой информации.
Актуальность исследования. В связи с быстрым развитием информационных технологий, возросло и внимание общества к политическому дискурсу, яркой приметой которого в последние десятилетия стала все возрастающая метафоричность. Метафоры в политическом дискурсе являются объектом изучения многих исследований, так как политическая метафора - это важный инструмент манипуляции общественным сознанием.
Начало 2014 года было ознаменовано долгожданным воссоединением Республики Крым и России. Но политические конфликты, связанные с при-соединением Крыма еще далеки от разрешения, и российские и мировые СМИ продолжают анализировать их содержания и перспективы завершения. В этой связи представляется актуальным рассмотреть метафорические единицы в русскоязычных и англоязычных средствах массовой информации, в которых фигурирует Крым, классифицировать их, определить особенности национального сознания, выявить наиболее часто употребляемые метафоры, т.к. исследование метафор является одним из перспективных направлений в современной когнитивной лингвистике.
Цель исследования. Цель данной выпускной квалификационной работы специалиста - провести анализ метафор, используемых в русскоязычных и англоязычных средствах массовой информации, в которых фигурирует Крым
Задачи исследования. Для достижения поставленной цели в исследовании решаются следующие задачи:
1) изучить понятие метафоры, существующие классификации метафор, политический дискурс;
2) классифицировать отобранные метафоры; проанализировать ото-бранный материал, выявить сходства и различия, выявить преобладающие типы метафор.
Объектом исследования являются метафоры английского и русского языков.
Предметом исследования является сопоставительное изучение метафор.
Материалом исследования послужили метафоры в российских и западных СМИ. Использовались такие российские газеты как «Аргументы и факты», «Ведомости», «Московский комсомолец», «Коммерсант», «Российская газета», «Известия» и т.д. К западным источникам относятся британские и американские газеты, журналы и информационные агентства, такие как CNN, BBC, «Forbes», «New-York Times», «Washington Post », «Daily News» и т.д.
Методы исследования. Для достижения поставленной цели в работе основным методом являлся сопоставительный метод. Отбор материала про-изводился методом сплошной выборки, в результате чего было найдено 380 примеров.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического раздела и приложения.
Во Введении обосновывается актуальность исследования, его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, определены цели и задачи работы.
В первой главе «Теоретические основы исследования» даётся определение метафоры, выделяются метафорические группы, рассматривается политический дискурс.
Во второй главе «Анализ отобранного корпуса единиц» рассматриваются метафорические единицы, и производится анализ метафор. В конце каждой главы предлагаются краткие выводы, а в Заключение работы приводятся основные выводы по теме исследования.
Актуальность исследования. В связи с быстрым развитием информационных технологий, возросло и внимание общества к политическому дискурсу, яркой приметой которого в последние десятилетия стала все возрастающая метафоричность. Метафоры в политическом дискурсе являются объектом изучения многих исследований, так как политическая метафора - это важный инструмент манипуляции общественным сознанием.
Начало 2014 года было ознаменовано долгожданным воссоединением Республики Крым и России. Но политические конфликты, связанные с при-соединением Крыма еще далеки от разрешения, и российские и мировые СМИ продолжают анализировать их содержания и перспективы завершения. В этой связи представляется актуальным рассмотреть метафорические единицы в русскоязычных и англоязычных средствах массовой информации, в которых фигурирует Крым, классифицировать их, определить особенности национального сознания, выявить наиболее часто употребляемые метафоры, т.к. исследование метафор является одним из перспективных направлений в современной когнитивной лингвистике.
Цель исследования. Цель данной выпускной квалификационной работы специалиста - провести анализ метафор, используемых в русскоязычных и англоязычных средствах массовой информации, в которых фигурирует Крым
Задачи исследования. Для достижения поставленной цели в исследовании решаются следующие задачи:
1) изучить понятие метафоры, существующие классификации метафор, политический дискурс;
2) классифицировать отобранные метафоры; проанализировать ото-бранный материал, выявить сходства и различия, выявить преобладающие типы метафор.
Объектом исследования являются метафоры английского и русского языков.
Предметом исследования является сопоставительное изучение метафор.
Материалом исследования послужили метафоры в российских и западных СМИ. Использовались такие российские газеты как «Аргументы и факты», «Ведомости», «Московский комсомолец», «Коммерсант», «Российская газета», «Известия» и т.д. К западным источникам относятся британские и американские газеты, журналы и информационные агентства, такие как CNN, BBC, «Forbes», «New-York Times», «Washington Post », «Daily News» и т.д.
Методы исследования. Для достижения поставленной цели в работе основным методом являлся сопоставительный метод. Отбор материала про-изводился методом сплошной выборки, в результате чего было найдено 380 примеров.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического раздела и приложения.
Во Введении обосновывается актуальность исследования, его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, определены цели и задачи работы.
В первой главе «Теоретические основы исследования» даётся определение метафоры, выделяются метафорические группы, рассматривается политический дискурс.
Во второй главе «Анализ отобранного корпуса единиц» рассматриваются метафорические единицы, и производится анализ метафор. В конце каждой главы предлагаются краткие выводы, а в Заключение работы приводятся основные выводы по теме исследования.
В настоящей выпускной квалификационной работе специалиста были исследованы 380 метафор из западных и российских СМИ. Материалом для данного исследования послужили метафоры в российских и западных СМИ. Использовались такие российские газеты как «Аргументы и факты», «Ведомости», «Московский комсомолец», «Коммерсант», «Российская газета», «Известия» и т.д. К западным источникам относятся британские и американские газеты, журналы и информационные агентства, такие как CNN, BBC, «Forbes», «New-York Times», «Washington Post », «Daily News» и т.д.
Целью данной выпускной квалификационной работы специалиста является описание и анализ функционирования метафор в российских и западных средствах массовой информации, в которых фигурирует Крым.
Для достижения вышеуказанной цели мы выполнили ряд теоретических и практических задач. В теоретической части настоящего исследования мы пришли к следующим выводам: метафора является важным инструментом в дискурсе СМИ, поскольку метафора - это эффективное средство воздействия на адресата. Основной чертой метафоры является образность.
На основе практической части данной работы мы сделали следующие заключения: метафора широко используется как в российских, так и в западных СМИ. Представленные в настоящей выпускной квалификационной работе специалиста материалы свидетельствуют о том, что наиболее часто в российских и западных СМИ используются четыре основных сферы- источника: сфера-источник «Социум», сфера-источник «Человек», сфера- источник «Природа» и сфера-источник «Артефакты».
При проведении данного исследования было выявлено, что наиболее популярной сферой-источником в российских СМИ является «Социум» (46%), в западных СМИ сфера-источник «Социум» и сфера-источник «Человек» имеет равное количество процентов и являются доминирующими (33%). Наиболее часто в российских СМИ встречается метафорическая модель «Вид искусства» (27%), относящаяся к сфере-источнику «Социум». В западных СМИ в сфере-источнике «Социум» самой популярной так же является модель «Вид искусства»(51%). В сфере-источнике «Человек» в западных СМИ наиболее часто употребляются «Человеческий организм» и «Семья» (по 40 % каждая).
На втором месте в российских СМИ находится сфера-источник «Человек» (33%). В этой сфере-источнике доминирующей является модель «Человеческий организм».
Сфера-источник «Артефакты» оказалась чуть менее востребована: в российских СМИ 16%, в западных СМИ 25%. В российских и западных СМИ наиболее широкое распространение получила метафорическая модель «Дом/строение» (47% в российских СМИ, 61% в западных СМИ), чуть менее распространена модель «Предмет потребления» (30% в российских СМИ, 35% в западных СМИ). Наименьшее распространение получила модель «Механизм» (23% в российских СМИ, 4% в западных СМИ).
Наименее востребованной и продуктивной оказалась сфера-источник «Природа»: 5% в российских СМИ, 9% в западных СМИ. Среди русскоязычных примеров наибольшее количество приходится на модель «Мир живой природы» (56%), в то время как в западных СМИ такой же процент имеет модель «Мир неживой природы».
Анализ примеров показывает, что метафора широко используется как в российских СМИ, так и в западных СМИ. Стоит отметить, что существуют различия метафор в российских и западных СМИ, которые проявляются в процентном соотношении основных разрядов метафор, в различной наполненности фреймов и слотов.
Таким образом, активное использование той или иной метафорической модели отражает особенности национального самосознания, акцентирует внимание на существующих проблемах в обществе.
Настоящая работа не претендует на полноту и всеобъемлющую комплексность рассмотрения обозначенной проблематики, ведь объект исследования неисчерпаем. Дальнейшее развитие когнитивной лингвистики (и в том числе теории метафорического моделирования) откроет новые перспективы, высветит новые актуальные темы и проблемы, позволит развить и уточнить некоторые высказанные в данной дипломной работе.
Целью данной выпускной квалификационной работы специалиста является описание и анализ функционирования метафор в российских и западных средствах массовой информации, в которых фигурирует Крым.
Для достижения вышеуказанной цели мы выполнили ряд теоретических и практических задач. В теоретической части настоящего исследования мы пришли к следующим выводам: метафора является важным инструментом в дискурсе СМИ, поскольку метафора - это эффективное средство воздействия на адресата. Основной чертой метафоры является образность.
На основе практической части данной работы мы сделали следующие заключения: метафора широко используется как в российских, так и в западных СМИ. Представленные в настоящей выпускной квалификационной работе специалиста материалы свидетельствуют о том, что наиболее часто в российских и западных СМИ используются четыре основных сферы- источника: сфера-источник «Социум», сфера-источник «Человек», сфера- источник «Природа» и сфера-источник «Артефакты».
При проведении данного исследования было выявлено, что наиболее популярной сферой-источником в российских СМИ является «Социум» (46%), в западных СМИ сфера-источник «Социум» и сфера-источник «Человек» имеет равное количество процентов и являются доминирующими (33%). Наиболее часто в российских СМИ встречается метафорическая модель «Вид искусства» (27%), относящаяся к сфере-источнику «Социум». В западных СМИ в сфере-источнике «Социум» самой популярной так же является модель «Вид искусства»(51%). В сфере-источнике «Человек» в западных СМИ наиболее часто употребляются «Человеческий организм» и «Семья» (по 40 % каждая).
На втором месте в российских СМИ находится сфера-источник «Человек» (33%). В этой сфере-источнике доминирующей является модель «Человеческий организм».
Сфера-источник «Артефакты» оказалась чуть менее востребована: в российских СМИ 16%, в западных СМИ 25%. В российских и западных СМИ наиболее широкое распространение получила метафорическая модель «Дом/строение» (47% в российских СМИ, 61% в западных СМИ), чуть менее распространена модель «Предмет потребления» (30% в российских СМИ, 35% в западных СМИ). Наименьшее распространение получила модель «Механизм» (23% в российских СМИ, 4% в западных СМИ).
Наименее востребованной и продуктивной оказалась сфера-источник «Природа»: 5% в российских СМИ, 9% в западных СМИ. Среди русскоязычных примеров наибольшее количество приходится на модель «Мир живой природы» (56%), в то время как в западных СМИ такой же процент имеет модель «Мир неживой природы».
Анализ примеров показывает, что метафора широко используется как в российских СМИ, так и в западных СМИ. Стоит отметить, что существуют различия метафор в российских и западных СМИ, которые проявляются в процентном соотношении основных разрядов метафор, в различной наполненности фреймов и слотов.
Таким образом, активное использование той или иной метафорической модели отражает особенности национального самосознания, акцентирует внимание на существующих проблемах в обществе.
Настоящая работа не претендует на полноту и всеобъемлющую комплексность рассмотрения обозначенной проблематики, ведь объект исследования неисчерпаем. Дальнейшее развитие когнитивной лингвистики (и в том числе теории метафорического моделирования) откроет новые перспективы, высветит новые актуальные темы и проблемы, позволит развить и уточнить некоторые высказанные в данной дипломной работе.
Подобные работы
- Крым как сфера-мишень метафорической экспансии в дискурсе СМИ
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



