Профессиональная ориентация обучающихся 5-9 классов на инженерные профессии в условиях факультатива
|
Введение 5
Глава 1 Психолого-педагогические основы профессиональной ориентации обучающихся на инженерные профессии .... 9
1.1. Профессиональная ориентация обучающихся как педагогический феномен
1.2. Особенности профессиональной ориентация
обучающихся на инженерные профессии в современных условиях 16
Глава 2 Реализация профессиональной ориентации обучающихся 5-9 классов на инженерные профессии в условиях факультатива 24
2.1. Факультатив «Робототехнические проекты» как условие
профессиональной направленности на инженерные профессии 24
2.2. Технология реализации факультатива
«Робототехнические проекты» 35
Заключение 76
Библиография
Глава 1 Психолого-педагогические основы профессиональной ориентации обучающихся на инженерные профессии .... 9
1.1. Профессиональная ориентация обучающихся как педагогический феномен
1.2. Особенности профессиональной ориентация
обучающихся на инженерные профессии в современных условиях 16
Глава 2 Реализация профессиональной ориентации обучающихся 5-9 классов на инженерные профессии в условиях факультатива 24
2.1. Факультатив «Робототехнические проекты» как условие
профессиональной направленности на инженерные профессии 24
2.2. Технология реализации факультатива
«Робототехнические проекты» 35
Заключение 76
Библиография
Лидерами экономического развития в современном мире становятся страны, в которых создаются инновационные технологии для развития производства. В результате ключевым фактором конкурентоспособности и экономической независимости стран становится необходимость формировать технически грамотное поколение будущих инженерных кадров, умение работать в команде, нацеленность на результат, развитие новых навыков. На сегодняшний день в РФ наблюдается инженерный кризис — нехватка инженерных кадров, что является одним из основных факторов, который тормозит экономический рост страны. На заседании Совета при Президенте по науке и образованию в 2014 году обсуждалась задача модернизации инженерного образования и повышения качества подготовки технических специалистов в перспективе на ближайшие 20 лет. Среди первоочередных мер выделяется разработка механизмов поддержки одаренных детей налаживание системы технологической подготовки школьников и улучшение их профессиональной ориентации, создание инженерных школ и центров. По мнению члена президиума Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию М.А. Погосяна подготовку квалифицированных инженерных кадров, нужно начинать на уровне школы.
Ряд задач по развитию инженерного образования успешно решают госкорпорации и Агентство стратегических инициатив в рамках корпоративных и иных мероприятий.
Инициатива «Новая модель дополнительного образования детей» направлена на формирование устойчивой многоуровневой системы внешкольной работы с детьми, базирующейся на государственно-частном партнерстве и реализации современных программ дополнительного образования с целью выявления и развития таланта в каждом ребенке.
В «Национальной технологической инициативе» задача обеспечения компаний кадрами нового типа основывается, с одной стороны, на проектировании технологий, формирующих перспективные рынки, и компетенций, необходимых для генерации прорывных решений, с другой стороны, на построении системы раннего выявления и развития талантов, создании среды, позволяющей этим талантам реализовать свой потенциал.
По направлению «Таланты НТИ» запущен ряд проектов, таких как «Олимпиада НТИ». Планируется запустить университеты НТИ, проекты, направленные на профориентацию детей, новые образовательные форматы, позволяющие обнаружить талантливых в естественных науках, поддержать их развитие и продвижение в сферы НТИ.
Госкорпорации РОСАТОМ реализуется проект, направленный на сохранение в городах присутствия предприятий госкорпорации высокого образовательного уровня, особенно в области физико-математической подготовки школьников, а также накопленных сильных образовательных традиций.
Так же стоит отметить, в настоящее время наблюдается рост интереса детей и подростков к техническому творчеству. В современном мире роботы активно включаются в жизнь людей. Специалисты, которые обладают знаниями в робототехнике, конструирование и программировании очень востребованы на рынке труда. Робототехника и моделирование становится одним из важнейших направлений научно-технического прогресса. Как известно, технический прогресс не стоит на месте. Появляются новые направления и в робототехнике, обучение которым осуществляется на базе школ, организациям дополнительного образования и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Методом обучения является участие в открытых инженерно-конструкторских соревнованиях. Данный формат обучения должен демонстрировать механизм выявления перспективных молодых специалистов.
Цель исследования: на основе теоретических и полученных эмпирических данных разработать и апробировать программу по профессиональной ориентация обучающихся 5-9 классов на инженерные профессии в условиях факультатива.
Объект исследования: профессиональная ориентация обучающихся на инженерные профессии в современных условиях.
Предмет исследования: профессиональная ориентация обучающихся на инженерные профессии в процессе реализации специально разработанной программы факультатива.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что профессиональная ориентация детей на инженерные профессии будет проходить эффективно, если:
- разработана и реализована программа по проектной робототехнике с использованием образовательного конструктора, приоритетным направлением которой является развитие проектно-конструкторских навыков;
- создана предметно-развивающая среда для освоения процессов инженерного проектирования;
- обоснованы методы организации образовательной деятельности по инженерно-конструкторским навыкам, направленные на развитие необходимых навыков командной работы и устойчивости внимания, формирования целостности восприятия, развития творческого воображения;
- обеспечена взаимосвязь специально-организованных занятий с самостоятельной деятельностью школьников.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Выявить особенности профессиональной ориентации обучающихся 5-9 классов на инженерные профессии.
2. Разработать программу факультатива, включающую систему знаний, как условие профессиональной направленности на инженерные профессии.
3. Определить технологию реализации разработанного факультатива.
4. Экспериментально проверить результативность реализации программы факультатива.
Методы исследования: изучение и анализ литературы в соответствии с проблемой исследования; анализ и обобщение теоретического и эмпирического материала, анкетирование, наблюдение, эксперимент. Эмпирическая база исследования: опытно-экспериментальная работа по программе «Робототехнические проекты», разработка «Инженерной тетради».
Объем и структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. Текст содержит иллюстрации в виде таблиц, рисунков.
Ряд задач по развитию инженерного образования успешно решают госкорпорации и Агентство стратегических инициатив в рамках корпоративных и иных мероприятий.
Инициатива «Новая модель дополнительного образования детей» направлена на формирование устойчивой многоуровневой системы внешкольной работы с детьми, базирующейся на государственно-частном партнерстве и реализации современных программ дополнительного образования с целью выявления и развития таланта в каждом ребенке.
В «Национальной технологической инициативе» задача обеспечения компаний кадрами нового типа основывается, с одной стороны, на проектировании технологий, формирующих перспективные рынки, и компетенций, необходимых для генерации прорывных решений, с другой стороны, на построении системы раннего выявления и развития талантов, создании среды, позволяющей этим талантам реализовать свой потенциал.
По направлению «Таланты НТИ» запущен ряд проектов, таких как «Олимпиада НТИ». Планируется запустить университеты НТИ, проекты, направленные на профориентацию детей, новые образовательные форматы, позволяющие обнаружить талантливых в естественных науках, поддержать их развитие и продвижение в сферы НТИ.
Госкорпорации РОСАТОМ реализуется проект, направленный на сохранение в городах присутствия предприятий госкорпорации высокого образовательного уровня, особенно в области физико-математической подготовки школьников, а также накопленных сильных образовательных традиций.
Так же стоит отметить, в настоящее время наблюдается рост интереса детей и подростков к техническому творчеству. В современном мире роботы активно включаются в жизнь людей. Специалисты, которые обладают знаниями в робототехнике, конструирование и программировании очень востребованы на рынке труда. Робототехника и моделирование становится одним из важнейших направлений научно-технического прогресса. Как известно, технический прогресс не стоит на месте. Появляются новые направления и в робототехнике, обучение которым осуществляется на базе школ, организациям дополнительного образования и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Методом обучения является участие в открытых инженерно-конструкторских соревнованиях. Данный формат обучения должен демонстрировать механизм выявления перспективных молодых специалистов.
Цель исследования: на основе теоретических и полученных эмпирических данных разработать и апробировать программу по профессиональной ориентация обучающихся 5-9 классов на инженерные профессии в условиях факультатива.
Объект исследования: профессиональная ориентация обучающихся на инженерные профессии в современных условиях.
Предмет исследования: профессиональная ориентация обучающихся на инженерные профессии в процессе реализации специально разработанной программы факультатива.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что профессиональная ориентация детей на инженерные профессии будет проходить эффективно, если:
- разработана и реализована программа по проектной робототехнике с использованием образовательного конструктора, приоритетным направлением которой является развитие проектно-конструкторских навыков;
- создана предметно-развивающая среда для освоения процессов инженерного проектирования;
- обоснованы методы организации образовательной деятельности по инженерно-конструкторским навыкам, направленные на развитие необходимых навыков командной работы и устойчивости внимания, формирования целостности восприятия, развития творческого воображения;
- обеспечена взаимосвязь специально-организованных занятий с самостоятельной деятельностью школьников.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Выявить особенности профессиональной ориентации обучающихся 5-9 классов на инженерные профессии.
2. Разработать программу факультатива, включающую систему знаний, как условие профессиональной направленности на инженерные профессии.
3. Определить технологию реализации разработанного факультатива.
4. Экспериментально проверить результативность реализации программы факультатива.
Методы исследования: изучение и анализ литературы в соответствии с проблемой исследования; анализ и обобщение теоретического и эмпирического материала, анкетирование, наблюдение, эксперимент. Эмпирическая база исследования: опытно-экспериментальная работа по программе «Робототехнические проекты», разработка «Инженерной тетради».
Объем и структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. Текст содержит иллюстрации в виде таблиц, рисунков.
В ходе проделанной работы были решены поставленные задачи. Разработан факультатив «Робототехнические проекты», ориентированный на реализацию профессиональной ориентации обучающихся 5-9 классов на инженерные профессии. Определены цели и задачи программы в аспекте достижения результатов ее реализации в русле требований нового ФГОС ООО: личностные, метапредметные, предметные. Содержание программы представлено учебным планом, в котором определена общая трудоемкость (72 ч.), формы проведения занятий и контроля, содержание контроля.
Описаны условия реализации программы.
Разработана технология реализации факультатива. Представлены разработки 12 занятий. Предложены современные технологии их реализации, соответствующие специфике их целей. Выделено главное организационное требование - вовлечение обучающихся в исследовательскую деятельность с использованием групповых проектов и других форм командной работы.
Анализ полученных результатов реализации факультатива «Робототехнические проекты» показал, что сформулированная гипотеза исследования по всем ее предположениям подтвердилась: профессиональная ориентация детей на инженерные профессии посредством факультатива будет эффективной, если разработать специальную программу; создать предметно-развивающую среду для освоения процессов инженерного проектирования;
использовать методы организации образовательной деятельности по инженерно-конструкторским навыкам, направленным на развитие необходимых умений командной работы и творческого воображения.
Проведенное исследование имеет перспективы, в частности в области проектирования современного альтернативного содержания и технологий профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательной школы на инженерно-технологические профессии.
Описаны условия реализации программы.
Разработана технология реализации факультатива. Представлены разработки 12 занятий. Предложены современные технологии их реализации, соответствующие специфике их целей. Выделено главное организационное требование - вовлечение обучающихся в исследовательскую деятельность с использованием групповых проектов и других форм командной работы.
Анализ полученных результатов реализации факультатива «Робототехнические проекты» показал, что сформулированная гипотеза исследования по всем ее предположениям подтвердилась: профессиональная ориентация детей на инженерные профессии посредством факультатива будет эффективной, если разработать специальную программу; создать предметно-развивающую среду для освоения процессов инженерного проектирования;
использовать методы организации образовательной деятельности по инженерно-конструкторским навыкам, направленным на развитие необходимых умений командной работы и творческого воображения.
Проведенное исследование имеет перспективы, в частности в области проектирования современного альтернативного содержания и технологий профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательной школы на инженерно-технологические профессии.
Подобные работы
- Методологические основы построения и реализации дидактической системы межпредметных связей в курсе физики средней школы
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002



