Введение 5
Глава 1 Психолого-педагогические основы профессиональной ориентации обучающихся на инженерные профессии .... 9
1.1. Профессиональная ориентация обучающихся как педагогический феномен
1.2. Особенности профессиональной ориентация
обучающихся на инженерные профессии в современных условиях 16
Глава 2 Реализация профессиональной ориентации обучающихся 5-9 классов на инженерные профессии в условиях факультатива 24
2.1. Факультатив «Робототехнические проекты» как условие
профессиональной направленности на инженерные профессии 24
2.2. Технология реализации факультатива
«Робототехнические проекты» 35
Заключение 76
Библиография
Лидерами экономического развития в современном мире становятся страны, в которых создаются инновационные технологии для развития производства. В результате ключевым фактором конкурентоспособности и экономической независимости стран становится необходимость формировать технически грамотное поколение будущих инженерных кадров, умение работать в команде, нацеленность на результат, развитие новых навыков. На сегодняшний день в РФ наблюдается инженерный кризис — нехватка инженерных кадров, что является одним из основных факторов, который тормозит экономический рост страны. На заседании Совета при Президенте по науке и образованию в 2014 году обсуждалась задача модернизации инженерного образования и повышения качества подготовки технических специалистов в перспективе на ближайшие 20 лет. Среди первоочередных мер выделяется разработка механизмов поддержки одаренных детей налаживание системы технологической подготовки школьников и улучшение их профессиональной ориентации, создание инженерных школ и центров. По мнению члена президиума Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию М.А. Погосяна подготовку квалифицированных инженерных кадров, нужно начинать на уровне школы.
Ряд задач по развитию инженерного образования успешно решают госкорпорации и Агентство стратегических инициатив в рамках корпоративных и иных мероприятий.
Инициатива «Новая модель дополнительного образования детей» направлена на формирование устойчивой многоуровневой системы внешкольной работы с детьми, базирующейся на государственно-частном партнерстве и реализации современных программ дополнительного образования с целью выявления и развития таланта в каждом ребенке.
В «Национальной технологической инициативе» задача обеспечения компаний кадрами нового типа основывается, с одной стороны, на проектировании технологий, формирующих перспективные рынки, и компетенций, необходимых для генерации прорывных решений, с другой стороны, на построении системы раннего выявления и развития талантов, создании среды, позволяющей этим талантам реализовать свой потенциал.
По направлению «Таланты НТИ» запущен ряд проектов, таких как «Олимпиада НТИ». Планируется запустить университеты НТИ, проекты, направленные на профориентацию детей, новые образовательные форматы, позволяющие обнаружить талантливых в естественных науках, поддержать их развитие и продвижение в сферы НТИ.
Госкорпорации РОСАТОМ реализуется проект, направленный на сохранение в городах присутствия предприятий госкорпорации высокого образовательного уровня, особенно в области физико-математической подготовки школьников, а также накопленных сильных образовательных традиций.
Так же стоит отметить, в настоящее время наблюдается рост интереса детей и подростков к техническому творчеству. В современном мире роботы активно включаются в жизнь людей. Специалисты, которые обладают знаниями в робототехнике, конструирование и программировании очень востребованы на рынке труда. Робототехника и моделирование становится одним из важнейших направлений научно-технического прогресса. Как известно, технический прогресс не стоит на месте. Появляются новые направления и в робототехнике, обучение которым осуществляется на базе школ, организациям дополнительного образования и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Методом обучения является участие в открытых инженерно-конструкторских соревнованиях. Данный формат обучения должен демонстрировать механизм выявления перспективных молодых специалистов.
Цель исследования: на основе теоретических и полученных эмпирических данных разработать и апробировать программу по профессиональной ориентация обучающихся 5-9 классов на инженерные профессии в условиях факультатива.
Объект исследования: профессиональная ориентация обучающихся на инженерные профессии в современных условиях.
Предмет исследования: профессиональная ориентация обучающихся на инженерные профессии в процессе реализации специально разработанной программы факультатива.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что профессиональная ориентация детей на инженерные профессии будет проходить эффективно, если:
- разработана и реализована программа по проектной робототехнике с использованием образовательного конструктора, приоритетным направлением которой является развитие проектно-конструкторских навыков;
- создана предметно-развивающая среда для освоения процессов инженерного проектирования;
- обоснованы методы организации образовательной деятельности по инженерно-конструкторским навыкам, направленные на развитие необходимых навыков командной работы и устойчивости внимания, формирования целостности восприятия, развития творческого воображения;
- обеспечена взаимосвязь специально-организованных занятий с самостоятельной деятельностью школьников.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Выявить особенности профессиональной ориентации обучающихся 5-9 классов на инженерные профессии.
2. Разработать программу факультатива, включающую систему знаний, как условие профессиональной направленности на инженерные профессии.
3. Определить технологию реализации разработанного факультатива.
4. Экспериментально проверить результативность реализации программы факультатива.
Методы исследования: изучение и анализ литературы в соответствии с проблемой исследования; анализ и обобщение теоретического и эмпирического материала, анкетирование, наблюдение, эксперимент. Эмпирическая база исследования: опытно-экспериментальная работа по программе «Робототехнические проекты», разработка «Инженерной тетради».
Объем и структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. Текст содержит иллюстрации в виде таблиц, рисунков.
В ходе проделанной работы были решены поставленные задачи. Разработан факультатив «Робототехнические проекты», ориентированный на реализацию профессиональной ориентации обучающихся 5-9 классов на инженерные профессии. Определены цели и задачи программы в аспекте достижения результатов ее реализации в русле требований нового ФГОС ООО: личностные, метапредметные, предметные. Содержание программы представлено учебным планом, в котором определена общая трудоемкость (72 ч.), формы проведения занятий и контроля, содержание контроля.
Описаны условия реализации программы.
Разработана технология реализации факультатива. Представлены разработки 12 занятий. Предложены современные технологии их реализации, соответствующие специфике их целей. Выделено главное организационное требование - вовлечение обучающихся в исследовательскую деятельность с использованием групповых проектов и других форм командной работы.
Анализ полученных результатов реализации факультатива «Робототехнические проекты» показал, что сформулированная гипотеза исследования по всем ее предположениям подтвердилась: профессиональная ориентация детей на инженерные профессии посредством факультатива будет эффективной, если разработать специальную программу; создать предметно-развивающую среду для освоения процессов инженерного проектирования;
использовать методы организации образовательной деятельности по инженерно-конструкторским навыкам, направленным на развитие необходимых умений командной работы и творческого воображения.
Проведенное исследование имеет перспективы, в частности в области проектирования современного альтернативного содержания и технологий профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательной школы на инженерно-технологические профессии.
1. Абдуллаев С.Г. Оценка эффективности системы дистанционного обучения // Телекоммуникации и информатизация образования. - 2017. - № 3. - С. 85-92.
2. Блинов В. И., Сергеев И. С. Профессиональные пробы в школьной профориентации: путь поисков // Профессиональное образование и рынок труда. 2015. № 1/2. С. 42-45.
3. Буданцев Д.В. Цифровизация в сфере образования: обзор российских научных публикаций // Молодой ученый. - 2020. - № 27 (317). - С. 120-127.
4. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Как разработать программу дополнительного образования детей // Практика административной работы в школе. 2004. -№4. - С.47-51.
5. Васильева О. Н., Коновалова Н. В. Инженерные классы как инструмент профессиональной навигации // Высшее образование в России. 2018. Т. 27, № 12. С. 136-140.
6. Воробьева И.А., Жукова А.В., Минакова К.А. Плюсы и минусы цифровизации в образовании // Педагогические науки. - 2021. - №01 (103). - С.110-118.
7. Инструментарий работника системы дополнительного образования детей. Сборник методических указаний и нормативных материалов для обеспечения реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей». [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http: //dop.edu.ru/article/6392/j nstrumentarii-rabotnika-sistemv-dopolnitelnogo-obrazovaniva-detei-sbomik-metodicheskikh-ukazanii-i(Дата обращения 12.04.2022).
8. Кайгородцева М.В. Методическая работа в системе дополнительного образования. - Волгоград: Учитель, 2009 г.
9. Кандыбович С.Л., Разина Т.В. Профессиональная ориентация и профессиональный отбор в вузы на современном этапе // Человеческий капитал. 2022. № 1 (157). С. 124-137.
10. Кибанов, А. Я. Управление персоналом организации/А. Я. Кибанов. - М.: ИНФРА-М, - 2010. - 695 с.
11. Куровская С.Н. Организация и проведение профориентационных мероприятий: пособие / С.Н. Куровская. Гродно. ГрГУ, 2013. - 58 с.
12. Молодые профессионалы: [офиц. сайт Реги он. координац. центра
Свердл. обл. WorldSkills Russia]. 2019. -[Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.ws-
ekb.ru/%D0%B1 %D0%B8%D0%BB%D0%B5%D 1 %82-%D0%B2- %D0%B 1 %D 1 %83%D0%B4%D 1 %83%D 1 %89%D0%B5%D0%B5/2020
13. Молчанова Е.В. О плюсах и минусах цифровизации современного образования // Наука в образовании. - 2019. - № 64-4. - С. 133-135.
14. Национальный проект «Образование» 2019-2024: [офиц. сайт Мин-ва
просвещения РФ]. URL: https://edu.gov.ru/national-project(Дата
обращения: 10.03.2022).
15. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Режим дост17 Скурихина Юлия Александровна Методические принципы изучения робототехники в рамках урочной и внеурочной деятельности // Концепт. 2018. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-printsipy-izucheniya- robototehnikiv-ramkah-urochnoy-i-vneurochnoy-deyatelnosti(дата обраще- ния:10.06.2019).URL:
http: //www. consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/.
16. Основы профессиональной ориентации: учеб. пособие для вузов / Б.С. Волков. - М.: Академический Проект, 2007. - 333с. - (Gaudeamus) с.5.
17. Плетнева О.Н. Деятельность технопарка в аспекте профориентации выпускников школ на инженерные специальности // В сборнике: Актуальные проблемы подготовки бакалавров и магистров в условиях становления уровневого образования. сборник научных статей. Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Курганский государственный университет». Курган, 2016. С. 207-213.
18. Постановление Минтруда РФ от 27.09.1996 N 1 "Об утверждении
Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации" -[Электронный ресурс] -Режим до-ступа:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 12217/
19. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: теория и практика / Под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Речь, 2010. - 816 с.
20. Пряжников, Н.С. Методы активизации профессионального и
личностного самоопределения, — М.: НПО «Модэк», 2002, 392 с.
21. «Развитие инженерного образования и его роль в технологической модернизации России» - [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //edu.glavsprav.ru/spb/vpo/j ournal/450
22. Развитие научно-технического творчества детей в системе
дополнительного образования: проблемы и пути решения
[Электронный ресурс] /. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://dopedu.ru/news/695-razvitie-nauchno-tekhnicheskogo-tvorchestva- detej-v-sisteme-dopolnitelnogo-obrazovaniya-problemy-i-puti- resheniya.html. - Информационно методический портал Образование.
23. Сазонов, А.Д., Калугин Н.И., Меньшиков А.П. Профессиональная ориентация молодежи, — М.: Высшая школа, 2009, 272 с.
24. Статья о педагогических технологиях. [Электронный ресурс]. - Режим
доступа:https: //nsportal .ru/blo g/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/all/2011/11/04/sovremennye-pedagogicheskie-tekhnologii (дата
обращения: 12.04.2022).
25. Стратегия развития инженерного образования в Российской Федерации [Электронный ресурс] Режим доступа: https://mpei.ru/umo/HigherEducation/Documents/news/2018/06-03-18.pdf
26. Тузикова, И.В. Изучение робототехники - путь к инженерным специ-альностям [Текст] / И.В. Тузикова // Школа и производство. - 2013. - № 5. - С. 45-47.
27. Шакирьянов Э. Д., Даминов А. Х., Анохина В. Н. Значение и про¬блемы соревновательной робототехники в системе дополнительного образования школьников // Робототехника и образование: школа, университет, производство: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (г. Пермь, 14-15 февраля 2018 г.) / Перм. гос. нац. исслед. ун-т. - Пермь, 2018. - С. 119-121.
28. Цифровизация образования - надежды и риски. - [Электронный ре¬сурс]. Режим доступа:
https://vogazeta.ru/_obrazovaniya nadezhdy_i_riski (дата обращения
15.04.21.)
29. LEGO Group. Образовательное пособие. Методическое сопровождение для педагогов. [Электронный ресурс]: https://education.lego.com/ru- ru/lessons- (дата обращения: 12.04.2022).
30. https://naked-science.ru/article/sci/medicina-v-polnom-obeme
31. https://hi-news.ru/eto-interesno/novosibirskie-uchenye-sozdali-pervyj-v- mire-razlagayushhijsya-bioimplant-dlya-lecheniya-glaukomy.html
32. https://tass.ru/plus-one/4085222
33. https://atlas100.ru/upload/pdf_files/atlas.pdf
34. https:// lifehacker.ru/pochemu-nuzhno-stat-inzhenerom/