Введение 3
Глава 1. Теоретические основы работы ДОУ с родителями по формированию здорового образа жизни детей 7
1.1. Основные понятия физического воспитания детей дошкольного
возраста 7
1.2. Здоровый образ жизни как социально-педагогическое явление 11
1.3. Формы и средства по сохранению и укреплению здоровья детей 13
1.4. Условия и компоненты формирования здорового образа жизни детей
дошкольного возраста 23
1.5. Совместная деятельность дошкольного образовательного учреждения с
родителями по формированию здорового образа жизни детей 29
1.6. Формы работы с родителями по физическому развитию детей
дошкольного возраста 36
Глава 2. Практическая часть 47
2.1. Констатирующий эксперимент 47
2.2. Формирующий эксперимент 50
2.3. Контрольный эксперимент 53
Заключение 58
Библиографический список 61
Приложения
Современное развитие России связано с модернизацией в сфере образования, которая в первую очередь затрагивает проблемы формирования подрастающего поколения, интегрированного в современное общество. Успешным в различных областях жизнедеятельности может быть человек, который ориентирован на здоровый образ жизни.
На состояние здоровья детей влияют многие негативные факторы: повсеместно ухудшающаяся экологическая обстановка, снижение уровня жизни в целом по стране, снижение уровня социальных гарантий для детей в сферах духовного и физического развития, недостаток у родителей времени и средств для полноценного удовлетворения потребностей детей, увеличение числа неполных семей, технология воспитательно - образовательного процесса, личность педагогов, а также состояние и ориентация семейного воспитания.
В этих условиях проблема сохранения и укрепления здоровья дошкольников становится особенно актуальной. Сегодняшние дети -это будущее государства. В рамках государственной концепции сохранения здоровья детей большое внимание уделяется укреплению здоровья детей, и, прежде всего, формированию здорового образа жизни ребенка.
Здоровьесберегающий характер обучения и воспитания особенно важен в дошкольных образовательных учреждениях, где ребенок получает базовые знания из многих наук, в том числе и о своем организме, на этом этапе происходит понимание и принятие ребенком ценности здорового образа жизни.
В настоящее время проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии В.Н. Дубровский, Ю.П. Лисицын, Б.Н. Чумаков, психологии О.С. Осадчук, экологии З.И. Тюмасева, А.Ф. Аменд и педагогики В.Г. Алямовская, Г.К. Зайцев, Ю.Ф. Змановский, М. Л. Лазарев, О.С. Шнейдер, О.В. Морозова, Т.В. Поштарева, Л.Г. Татарникова, О.Ю. Толстова.
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Многие философы, ученые отводили и отводят в ряду ценностей жизни первое место здоровью. В. Вересаев, известный русский врач и писатель, так оценивал здоровье: "...с ним ничего не страшно, никакие испытания, его потерять - значит потерять все... "[8].
Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнения.
Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу.
Вопросы формирования и воспитания культуры здорового образа жизни детей рассмотрены в работах И.И. Брехмана, Э.Н. Вайнера, Л. Волошиной, М.П. Дорошкевич, Г.К. Зайцева, Т.С. Казаковцевой, Н.В. Тверской и др. Однако формы и методы работы дошкольного учреждения с родителями по формированию здорового образа жизни детей почти не рассматриваются в литературе.
Поэтому проблема поиска форм и методов работы дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) с родителями по формированию здорового образа жизни дошкольников остаётся актуальной.
Целью исследования является выявление форм и методов просветительской работы дошкольного образовательного учреждения с родителями по формированию здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. изучить социально-педагогическую, психологическую литературу по исследуемой проблеме;
2. рассмотреть формы и методы работы дошкольного образовательного учреждения с родителями по формированию основ здорового образа жизни дошкольников;
3. провести констатирующий эксперимент;
4. разработать и реализовать программу формирующего эксперимента;
5. провести контрольный эксперимент.
Объект исследования - компоненты здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - формы и методы просветительской работы дошкольного образовательного учреждения с родителями по формированию здорового образа жизни детей.
Гипотеза: просветительская работа дошкольного образовательного учреждения с родителями по формированию здорового образа жизни будет эффективной, если в процессе организации нетрадиционных форм и методов взаимодействия с семьей учитывать компоненты здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста.
Все начинается с семьи. Семья - это близкие и родные люди. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, уважению и заботе. В семье мы приобретаем первый жизненный опыт, который не всегда является положительным. Вряд ли найдутся такие родители, которых не интересует здоровье своего ребенка. Но точно есть такие, которые затрудняются в вопросах формирования здорового образа жизни детей.
Методы психолого-педагогического исследования:
a) анализ психолого-педагогической литературы;
b) анализ медицинских карт детей;
c) анкетирование родителей;
Здоровый образ жизни выражает направленность личности на формирование, сохранение и укрепление, как и индивидуального, так и общественного здоровья. Поэтому важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье - самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.
Охрана и укрепление здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни являются первостепенной задачей для педагогов ДОУ, которые организуют разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализацию комплекса воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням.
Работу по формированию здорового образа жизни дошкольного образовательного учреждения проводили вместе с родителями. Исследования ученых, подтверждают необходимость связи семейного и общественного воспитания как двух взаимодополняющих социальных институтов. Без активного взаимодействия в системе «ребенок - родитель - педагог» невозможно эффективное развитие ребенка.
Социально - педагогическая технология взаимодействия образовательного учреждения и семьи в формировании основ здорового образа жизни - это элемент специальным образом организованного педагогического процесса, целенаправленно и гарантированно обеспечивающего становление, то есть сохранение, поддержание, укрепление и наращивание здоровья его субъектов в единстве всех его составляющих в ходе их взаимодействия в учебно- воспитательных ситуациях со стороны всех участников педагогического процесса: детей, родителей и педагогов. В данном понимании педагогическая технология взаимодействия образовательного учреждения и семьи по формированию основ здорового образа жизни складывается из последовательности определенных действий, образующих технологический процесс, гарантированно обеспечивающий достижение ожидаемого результата, включающих три взаимосвязанных и взаимодополняющих блока: взаимодействие с педагогами, с родителями и с детьми в данном направлении.
В экспериментальной части исследования повысился не только формальный уровень посещения родителями мероприятий, проводимых в традиционной форме (родительских собраний, педагогических бесед и т.д.), но и заметно возросла их готовность к применению полученных знаний. В частности к выполнению требований педагога, способствующих оздоровлению детей и поддержанию режимных моментов ДОУ.
В работе с родителями реализовывалось комплексное применение традиционных и нетрадиционных форм непосредственного и дистанционного взаимодействия. Были использованы формы и методы работы с родителями с дополнительной целью - повышения их личной заинтересованности в формировании ЗОЖ детей.
Мы использовали следующие формы и методы работы с родителями по формированию ЗОЖ детей: родительское собрание «Здоровый образ жизни»; педагогическая беседа «Значение режима дня для дошкольников»; информационный стенд; стенгазета «Мама, папа, я - спортивная семья»; заседания клуба «Семейного досуга»; дни открытых дверей, спортивный праздник.
Родители стали более активными участниками жизни группы и ДОУ. Они действительно стали единомышленниками и партнерами в деле формирования и развития здорового образа жизни детей.
Таким образом, цели и задачи были достигнуты, а выдвинутая нами гипотеза о том, что просветительская работа дошкольного образовательного учреждения с родителями по формированию здорового образа жизни будет эффективной, если в процессе организации нетрадиционных форм и методов взаимодействия с семьей учитывать компоненты здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста, подтвердилась.
1. Андреева Н.А. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс].
2. Арнаутова Е.П., Иванова В.М. Общение с родителями: Зачем? Как? / Е.П. Арнаутова, В.М. Иванова. - М., 1993. - 208 с.
3. Арнаутова Е.П. В гостях у директора: беседы с рук. дошк. учреждения о сотрудничестве с семьей/ Е.П. Арнаутова,- М.: Линка-Пресс,2004,- 206 с.
4. Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье / И.И. Брехман // Вестник АН СССР. - 1987. - №8. - С.92 - 98.
5. Вересаев В.В. —М.: Правда, 1980.— 400 с.
6. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей / под ред. Т.Н. Дороновой. - М.: Просвещение, 2005 - 191 с.
7. Горячев В. Здоровье - категория педагогическая / В. Горячев // Народное образование, 1999, №9 - С. 219-231.
8. Гундаров И.А. и др. Медико-социальные проблемы формирования ЗОЖ / И.А. Гундаров, Н.В. Киселев, О.С. Копина. - М.: Академия, 2009. - 120 с.
9. Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход / О.И. Давыдова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. -144 с.
10. Доронова Т.Н. Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-педагогической культуры родителей / Т.Н. Доронова // Дошкольное воспитание. 2004. № 1. - С. 63.
11. Дубровский В.И. Валеология здорового образа жизни / В.И. Дубровский. - М.: Флинта; Retorika., 2006. - 137 с.
12. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней / В.В. Марков. - М.: Академия, 2004. - 320 с.
13. Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста / О.Л. Зверева. - М.:ТЦ Сфера, 2000. - 256 с.
14. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М.: Айрис-Пресс, 2009. - 128 с.
15. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника / Е.С. Евдокимова. - М.:ТЦ Сфера, 2005. - 96 с.
16. Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы / Т.Г. Карепова. - Волгоград: Учитель, 2010. - 170 с.
17. Кротова Т.В. Основные направления методической работы в ДОУ по взаимодействию с семьей / Т.В. Кротова // Научные труды Mill У. Серия: Психолого-педагогические науки. Сб. статей. - М.: «Прометей» Mill У, 2004. С. 56 - 69.
18. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т.А. Куликова. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 232 с.
19. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение / П.Ф. Лесгафт. - М.: Педагогика, 1991. - 176 с.
20. Мудрик А.В. Социальная педагогика/ А. В. Мудрик. - М, - «Академия», - 2000, - 200 с.
21. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. - М.: «Академия», 2005,- 456с.
22. Соловьев Г.М. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физкультуры / Г.М. Соловьев. - Ставрополь: СГУ, 2007. - 111 с.
23. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. ВЛАД ОС, 2000. - 416 с.
24. Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям». Киев 1973,- 87 с.
25. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков / А.Г. Сухарев. - М.: Медицина, 2003. - 270 с.
26. Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве - времени детства / Д.И. Фельдштейн. - М., 1997,- 387 с.
27. Щедрина А.Г. Онтогенез и теория здоровья / А.Г. Щедрина. - Новосибирск: Наука, 2008. - 136 с.
Нормативные документы:
1. Конвенция ООН «О правах ребенка» // Международные Конвенции и Декларации о правах женщин и детей. Сборник универсальных и региональных международных документов. М.: Гарант, 1997. С. 29 - 46.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).
3. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями от 20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г., 26, 30 июня 2007 г., 23 июля 2008 г., 28 апреля, 3 июня, 17 декабря 2009 г.).
4. Федеральный закон "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1// Российская газета, N 13, 23.01.1996. Айзман Р.И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты его формирования Р.И. Айзман. - Новосибирск, 1996,- 128 с.