Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проектные технологии во внеурочное время по литературе (региональный компонент)

Работа №156166

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы63
Год сдачи2015
Стоимость4275 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические аспекты внеурочной и проектной деятельности 6
1.1. Проблема определения «внеурочная деятельность» в современной
педагогике 6
1.2 Проектная деятельность как эффективная
образовательная технология 15
2. Региональная литература в школе: история и современность 21
2.1. Традиции изучения литературы края 21
2.2. Современное состояние освоения регионального компонента 30
2.3. Региональная литература в школе c применением УУД 37
3. Проектная деятельность старшеклассников на материале региональной
литературы (И.Д. Рождественский, В.П. Астафьев) 44
3.1. Реализация проекта «От юбилея к юбилею. И.Д. Рождественский 44
3.2. Модель проекта «Север суровый, север нежный» 50
Заключение 57
Список литературы 59

Изменения, происходящие в социально-экономической жизни страны, требуют глубокой модернизации образования и, как следствие, ускорения темпов развития. Поэтому сегодня главной задачей школы является не столько дать ребенку как можно больше знаний и навыков в дисциплинах, сколько вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.
С 2011 г. среднее звено школы, начиная с пятого класса, полностью переходит на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) второго поколения. В данных стандартах чётко определены цели и задачи, планируемые результаты нравственного воспитания и развития школьников. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника ("портрет выпускника основной школы") - это любящий свой край и свое Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационную деятельность; осознающего себя личностью, социально активного, человечеством, способного к саморазвитию и самовоспитанию; уважающего мнение других людей, умеющего вести конструктивный диалог, достигающего взаимопонимания и успешно взаимодействующего; подготовленного к осознанному выбору профессии, понимающего значение профессиональной деятельности для человека и общества, для устойчивого развития общества. Однако на данном этапе развития современного образования не сложилось системы работы, реализующей комплекс вышеуказанных требований, отсутствуют специальные материалы для учителей и педагогов по формированию старшеклассника, соответствующего «портрету выпускника основной школы». Это можно объяснить непродолжительностью срока ФГОС II поколения. Вышеизложенные положения позволяют обозначить актуальность данной работы.
Внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, являющаяся логическим продолжением урочной деятельности, включает реферативные, проектные, учебно-исследовательские, научные работы старшеклассников, интеллектуальные марафоны, олимпиады, конференции, планируемые и проводимые в рамках научных обществ учащихся (НОУ) и проектных лабораторий. Организации внеурочной работы посвящены труды Асмолова А.Г, пособия Борытко Н.М, Несвежевой Н.В, теоретико - методологическая статья Трофимовой А.Л. Отдельные аспекты внедрения проектных технологий освещены в работах Заир - бека Е.С и Полат Е.С.
Методика работы с региональной литературой нашла свое отражение в теоретической и практической работе Рыбниковой М.А, в пособии для учителей Янко М.Д, в разработках Маранцмана В.Г и. др., однако возможности использования проектных технологий во внеурочной работе со старшеклассниками на материале региональной литературы требует дальнейшего теоретического осмысления и апробаций. Недостаточно разработан в методике такой аспект как литература локального топоса (место проживания школьников)
Цель работы - предложить систему внеурочной работы в формате долгосрочного проекта на основе изучения регионального компонента.
Задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты внеурочной и проектной деятельности;
- проследить историю методики изучения региональной литературы;
- обобщить опыт организации долгосрочного проекта и предложить модель краткосрочного проекта (И.Д. Рождественский, В.П. Астафьев)
Объект исследования - проектные технологии во внеурочной деятельности.
Предмет исследования - проектная деятельность старшеклассников в освоении регионального компонента.
Новизна работы заключается в следующем:
1. Соотнесение требований ФГОС II поколения с деятельностью старшеклассников.
2. Разработка краткосрочного учебного проекта на материале локального топоса.
Структура работы классическая: Введение, глава I «Теоретические аспекты внеурочной и проектной деятельности», глава II «Региональная литература в школе: история и современность», глава III «Проектная деятельность старшеклассников на материале региональной литературы (И.Д. Рождественский, В.П. Астафьев)», Заключение, Список литературы, составляющий 35 наименований.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Период обучения в школе - это основной этап самоопределения учащихся, их самоорганизации, осмысления собственных образовательных и профессиональных перспектив. Именно в этом возрасте учащиеся начинают серьёзно задумываться о своем будущем, строить жизненные планы, определять конечный результат и способы его достижения, поэтому значимость сформированности универсальных учебных действий возрастает. Для успешной реализации процесса формирования УУД необходимо создать условия для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способности к профессиональному самоопределению, в процессе всего образовательного пространства формировать у учащихся способности осознанно и самостоятельно планировать и принимать решения. Таким образом, использование проектной деятельности в обучении в современной школе становится все более актуальной. И не случайно, ведь при помощи проекта можно реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем. Метод проектов ориентирован на реальный практический результат. Во время работы над проектом строятся отношения учителя и учащегося. Учитель становится консультантом, помощником. Проектное обучение активизирует истинное учение учеников, т.к. оно личностно-ориентировано, позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле, приносит удовлетворение ученикам, видящим результаты своего собственного труда. Проектное обучение - эффективный вид работы во внеурочной деятельности, его следует использовать как дополнение к другим видам обучения для понимания полной картины изучаемой дисциплины, а в нашем случае регионального компонента, т.к. этот компонент сегодня вынесен за рамки учебного времени. Несмотря на свою трудоемкость для учителя, проектный и исследовательский методы работы с учащимися эффективны, т.к. дают возможность поддерживать ученика в стремлении к самореализации, учат адекватному оцениванию своих возможностей и служат мотивацией к изучению не только нормативной базы учебного материала, но и расширению и углублению знаний.
Внеурочная деятельность старшеклассников по освоению поэзии И.Д. Рождественского и прозы В.П. Астафьева имеет давно сложившиеся традиции, на протяжении многих лет факт пребывания в Игарке обоих писателей привлекал внимание педагогов и учащихся. Однако многоаспектная внеурочная работа долгое время не носило системного характера. Юбилейный даты И.Д. Рождественского 2010, 2015 позволили организовать работу в формате долгосрочного проекта. Старшеклассники, которые обучались и воспитывались по традиционно сложившейся системе, включились в реализацию долгосрочного проекта. Они достаточно успешно освоили универсальные виды деятельности характеризующие «портрет выпускника основной школы». С нашей точки зрения модель предложенного старшеклассникам краткосрочного проектам «Север суровый, север нежный» позволяет компенсировать отсутствие тех актуальных видов деятельности, которые требуются старшекласснику для успешной социализации. Коллективное создание ими мультимедийного сборника (конечный продукт) носит оригинальный и новаторский характер по содержанию.
Региональный компонент располагает большими возможностями для формирования сознания, творческих способностей, воспитания любви к родине, вызывает живой интерес к жизни родного края. Внеурочная работа необходима в современной школе, без нее жизнь не была бы полной и насыщенной, не привлекала бы детей к творчеству, не будила бы их чувства.
Практическая значимость данной работы заключается в возможности её использования для теоретических семинаров (глава I), для работы краеведов, музееведов (глава II), для педагогических практикумов по организации учебных проектов (глава III).
Перспективы работы: разработка краткосрочного проекта и комплекса интерактивных занятий для детской школы искусств г. Игарки.



1. Азанбекова А. Региональный компонент в образовательном процессе // Профильная школа и профобразование. - 2012. - № 1.
2. Анциферов Н.П. «Непостижимый город» - Л., 1991. - 333с.
3. Асмолов, А.Г. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под редакцией А.Г. Асмолова Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя . - М.: Просвещение, 2009.)
4. Астафьев В.П. Кража: Повесть / [Ил.: А. и В. Мотовиловы]. Пермь: Кн. изд-во, 1970. — 318 с
5. Беккер Э.Г. Методика использования краеведческого материала в учебно-воспитательной работе учителя средней школы. М., 1962. 21С.
6. Бешенков С.А., Трубина И.И., Миндзаева Э.В. Развитие универсальных учебных действий в общеобразовательном курсе информатики. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2010. - 111 с.
7. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. - М.: Наука, 1973. - 279 с.;
8. Бодрова Н. Заветная книга // Литература в школе.- 2000.- N 3.- С. 98-104.
9. Борытко Н.М. Педагогическое целеполагание в воспитательной
работе // Целостный учебно-воспитательный процесс: исследование
продолжается: Материалы методол. семинара пам. проф. В.С. Ильина. - Волгоград, 2001. - Вып. 5. - С. 104-110.
10. Боровских А.В., Розов Н.Х. Деятельностные принципы в
педагогике и педагогическая логика: Пособие для системы
профессионального педагогического образования, подготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров. - М.: МАКС Пресс, 2010. - 80 с.
11. Буслаев Ф. О преподавании отечественного языка. - М.,1844.
12. Вессель Н.Х. «Очерки об общем образовании и системенародного образования в России"Гос. Учебно-педагогич. изд-во, М., 1959 г.
13. Водовозов В. И. Учительские советы и съезды : избр. педаго
гич. произведения / сост. В. С. Аранский. - М. : Педагогика, 1986. -
480 с. - С. 62-70.
14. Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова. - М.: ЦПРУ «Развитие личности», 1998. - 360 с.;
15. Вуколов Л. И. Поговорим об истинных ценностях: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1992.-191 с.
16. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности: Учеб. пособие /Калинингр. ун-т. - Калининград, 2000. - 572 с.;
17. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: Интор, 1996. - 544 с.
18. Даринский А.В. Региональный компонент содержания образования. Текст // Педагогика. - 2006. - № 1. - С. 18-20.
19. Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. -М., 1994. - 241с
20. Докусов Л.М. Эстетическое воспитание : (На уроках литературы) в восьмилетней школе. Пособие для учителя / Под ред. Л. М. Докусова. - М.: Учпедгиз, 1963. - 146 с.
21. Дюжев Ю.И. Литературный регион с позиций системно¬исторического подхода. -Петрозаводск, 1987. -56с.
22. Ермолина, Г. И. Д. Рождественский / Г. Ермолина // Литературная Сибирь : биобиблиографический словарь писателей Восточной Сибири. Вып. 2. - Иркутск : Вост.-Сиб. книжное изд-во, 1988. - С. 128-130.
23. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. - СПБ., 1995.
24. Зорина Т.А. Изучение регионального компонента на уроках русского языка // Преподавание русского языка. Издательский дом «Первое сентября». - 2013.
25. Иванов П. В. Педагогические основы
школьного краеведения. Петрозаводск, 1966.
26. Корякина-Астафьева М. С. Знаки жизни.- Красноярск: Кн. изд-во, 1994.- 384 с.
27. Ланщиков А. П. Виктор Астафьев.- М.: Просвещение, 1992.- 159 с.: ил.
28. Лейдерман Н. Л. Крик сердца.- Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2001.- 35 с.
29. Лихачев Д.С. Избранные работы: в 3-х тт. Т.2. -Л., 1987. -С.418¬494.
30. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII нач. XIX века) - СПб., 1994. -399с.
31. Маврина И.А. Социальность как сущностная характеристика современного образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / И.А. Маврина. - Тюмень, 2000. - 44 с.
32. Медведева, Н. В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании / Н. В. Медведева // Начальная школа плюс До и После. - 2011. - № 11. - С. 59-63.
33. Миндзаева, Э.В. Развитие знаково-символических универсальных учебных действий в курсе информатики V-VI классов / Э.В. Миндзаева // Информатика и образование. - 2009. - №12. - С. 44.
34. Несвежева Н.В. Познавательная активность как основа краеведческой исследовательской и проектной деятельности школьников. Барнаул: Азбука, 2010. - С. 133.
35. Павлов А.К. Теоретико-методологическое обоснование разработки индивидуальных маршрутов развития учащихся в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Материалы 14-й международной научно-практической конференции, СПб.: Экспресс. 2013 - с. 104.
36. Пейсахов Н.М., Шевцов М.Н. Практическая психология. - Казань: Изд-во Казан.ун-та, 1991. - 121 с.
37. Петровичев В.А. Региональное образование, организация, управление развитием. АДД. -М., 1994. -35с.
38. Петухова Г. В. Формы и методы реализации краеведческого компонента в школе [электронные ресурсы] // nsportal.ru/shkola
39. Пиксанов Н.К. Областные культурные гнезда. -М.-Л., 1928. -71с
40. Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов//Наука и школа. - 1997. - №4.
41. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка//Иностранные языки в школе. - 2000. - №1
42. Рыбникова М.А. Избранные труды. - М.: Просвещение, 1958.
43. Рождественский И.Д. Зарницы северного леса. Красноярск. 1966; Избранное. Красноярск: Кн. изд-во, 1971;
44. Сайфулина Ф.С. Региональная литература: особенности
литератур народов Тюменского края. // III Международные Бодуэновские чтения: И.А.Бодуэн де Куртенэ и современные проблемы теоретического и прикладного языкознания (Казань, 23-25 мая 2006 г.): труды и материалы: В 2 т.- Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2006.- Т.1.
45. Сюсюкина, И.Е. Формирование универсальных учебных действий младших школьников в оценочной деятельности : автореф.: 13.00.01 г. / И.Е. Сюсюкина. - Магнитогорск, 2010. - 24 с.
46. Тихомиров О.К. Психология мышления. - М.: Изд-во Моск. ун¬та, 1984. - 272 с.;
47. А.Л.Трофимова. Взаимосвязь видов деятельности школьников и её влияние на информатизацию образования// Сборник научных трудов математического факультета МГПУ. М.: МГПУ, 2003. c.106-109.
48. Федеральный государственный образовательный стандарт. - М., 2011. - 156 с.
49. Шабородова Ю. Д. Взаимовлияние дополнительного образования и внеурочной деятельности // Классный руководитель. № 6, 2002. - С.111-113
50. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в 6-ти тт. T.V. М., 1989.528С
51. Янко М.Д. Литературное краеведение. М., 1965. 192с


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ