Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проект «Экобраз» как способ развития экологической воспитанности старших подростков

Работа №156165

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы153
Год сдачи2018
Стоимость4820 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат 4
Введение 9
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТА 15
1.1 Сущность и содержание понятия «экологическая воспитанность» 15
1.2 Особенности формирования экологической воспитанности в
подростковом возрасте 26
1.3 Проект как способ развития экологической воспитанности подростков
на уроках изобразительного искусства 34
Выводы по первой главе 46
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТА «ЭКОБРАЗ» НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА 48
2.1 Содержание и организация эксперимента, направленного на выявление актуального уровня экологической воспитанности старших подростков ... 48
2.2 Проект «Экобраз» по созданию плаката на уроках изобразительного
искусства и методические рекомендации к нему, направленные на развитие экологической воспитанности старших подростков 58
2.3 Организация, содержание и проведение контрольного эксперимента, направленного на выявление результата развития экологической
воспитанности старших подростков 70
Выводы по второй главе 77
Заключение 80
Список литературы 83
Приложение 91


Актуальность темы исследования. Уровень жизни и мышления общества во многом определяется качеством образования подрастающих поколений. На протяжении истории развития человечества были сменены различные системы образовательных процессов, в ключе которых рассматривался разный подход общества к окружающей среде. К середине ХХ века человечество постигла серьезная угроза - экологический кризис, который привёл нынешнюю цивилизацию к пониманию того, что сохранение баланса и гуманистического отношения к системе «природная среда - общество - человек» является одной из самых главных задач сохранения и развития современной цивилизации. Как отмечают ученые- исследователи природных явлений и социальных процессов, за последние 50 лет в результате природно-хозяйственной деятельности людей на планете произошло больше изменений, чем за 800 тысяч лет, которые отделяют нас от начала овладения человечества огнем. Исходя из подобных данных можно сделать вывод, что экологическая составляющая в современном образовании является логичной и неотъемлемой частью установления гармонии между человеком и окружающей средой.
Важное наблюдение отметил эксперт ООН по окружающей среде, академик М.Я.Лемешев: «...для преодоления экологического кризиса и успешного решения возникших экологических проблем необходим переход к новой идеологии, к экологизации экономики и производства, к постиндустриальной ориентированной цивилизации. А для этого нужна новая система знаний, построенная на единой теоретической основе и выходящая за традиционные рамки биологической экологии. Требования новой идеологии несопоставимо сложнее задач охраны окружающей среды, они не сводятся к сокращению потока загрязнений. Комплекс новых знаний должен помочь молодому поколению организовать человеческую деятельность в условиях жесткого экологического императива» [35, с.272].
Опыт показывает, что только лишь экологических знаний и умений школьника не всегда достаточно, но необходима их активная экологически деятельная позиция, которая станет гарантом сохранения природы. Перед современной образовательной системой стоит серьёзный вопрос о нравственном и экологическом воспитании, которое поможет подрастающему поколению не только в собственном самосовершенствовании, благополучии и успехе, но и в воспитании в них заботы об окружающей среде, общества, близких и родных, и всего человечества [38, с. 205].
Зрелая и воспитанная личность способна сформировать личное отношение не только к экологически целесообразным действиям других людей, но и проанализировать и сформировать свою собственную систему ценностей и действий относительно этого вопроса. Перед современными педагогами стоит задача пробудить позитивные чувства к природной среде в каждой растущей личности, воспитать в ней относительно природы такие качества, как жалость, доброта, гуманность. Для их формирования не достаточно простое усвоение знаний об экологических проблемах.
Цель исследования: разработать и экспериментально проверить влияние проектной деятельности по созданию экологического плаката на развитие экологической воспитанности старших подростков.
В связи с поставленной целью вытекают следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать сущность и содержание понятия «экологическая воспитанность».
2. Раскрыть особенности формирования экологической воспитанности в подростковом возрасте.
3. Исследовать проектную деятельность по созданию плаката как способ развития экологической воспитанности подростков на уроках изобразительного искусства.
4. Организовать и провести эксперимент, направленный на выявление актуального уровня экологической воспитанности старших подростков.
5. Разработать и провести проект «Экобраз» по созданию плаката на уроках изобразительного искусства, направленного на развитие экологической воспитанности старших подростков.
6. Провести анализ результатов формирующего эксперимента, направленного на развитие экологической воспитанности старших подростков.
Объект исследования: процесс развития экологической воспитанности старших подростков.
Предмет исследования: проект «Экобраз» на уроках изобразительного искусства как способ развития экологической воспитанности подростков.
Гипотеза исследования: разработка плаката на уроках
изобразительного искусства будет способствовать развитию экологической воспитанности старших подростков при условии, что этапы проекта будут направлены на создание экологического плаката через актуализацию глобальных проблем экологии и окружающей среды.
В работе были применены следующие методы:
- анализ психолого-педагогической научной литературы по теме исследования,
- педагогический эксперимент;
- анализ продуктов творчества подростков.
- тестирование
Степень изученности проблемы:
Раскрытие термина «воспитанность» мы находим в научных работах Т. А. Стефановской, И.Д. Зверева, Б.Т. Лихачёва, В.В. Лещинской.
Раскрытием сущности понятия «экологическая воспитанность» занимались Т.М. Маркова, Л.С Глушкова, И.Т. Суравегина, Н.И. Полякова, Т.С. Иванова. Авторы Н.В. Рыков, Е.В. Асафова, А.С. Степановских, А.Н. Суслов делают акцент в своих исследованиях на том, что экологическая воспитанность является неотъемлемой частью духовности человека и его мировоззрения.
Над изучением экологической культуры работали Б.Т. Лихачёв, С.Н. Глазачёв, В.А. Игнатова, Н.Ф. Реймерс, Н.Н. Болгар. Авторы Н.И. Кокшаров, А.Н. Кочергин, Е.В. Яковлева, А.Н. Ильина говорят об экологической культуре с точки зрения деятельностного, ценностного или природопользовательского подхода к окружающей среде.
Об экологическом образовании, его задачах и особенностях говорят труды А.М. Захлебного, И.Д. Зверева, В.И. Пономерёва, Т.А. Стефановской, П.И. Третьякова, J.Miller, Г.М. Суворова. Авторы С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин раскрывают цель экологического образования.
Про формы и методы экологического воспитания в образовательной среде пишут Н.А. Фролова и Л.С. Квасцова.
Учёные Д.Б. Эльконин, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, Д.И. Фельдштейн, Э.Эриксон раскрывают старший подростковый возраст как один из самых трудных этапов в становлении личности, характеризующийся активным формированием ценностей и взглядов.
Я.А. Влядих, Н.С. Дежникова, В.А. Игнатова, И.А. Самарина, И.Н. Пономарёва, С.М. Суслова, В.Ю. Львова отмечают в своих трудах готовность подростка к экологически направленной деятельности.
В трудах Б.Г. Ананьева, В.В. Давыдова, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева мы находим раскрытие деятельностного подхода в образовании, который является одним из наиболее действенных в экологическом воспитании старших подростков.
А.К. Болотова, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн, Л.С. Выготский раскрывают психологические характеристики старших подростков, влияющих на процесс развития их экологической воспитанности.
Научные труды М.В. Еромалаевой говорят о развитии самосознания в период старшего подросткового возраста, В.Б Калинин и Н.И. Калинина подчёркивают значимость поддержки инициативы подростка в участии экологической деятельности как способу его культурного развития.
Об изобразительном искусстве как способе познания и восприятия окружающего мира пишут А.В. Лозовая, Г. Гольдстейн и К. Роджерс.
Дж. Дьюи, У.Х. Килпатрик, Е.С. Полат, Н.Г. Чернилова, И.П. Тарасова, Н.Ю. Пахомова, Е. Коллингс, Н.Л. Пелагейченко, И.Л. Беккер, Н.А. Краля в своих научных трудах раскрывают сущность, классификацию и особенности проектного метода в образовании.
О плакате как разновидности графики и его специфике пишет А.М. Прохоров, Е. И. Трахович.
Благодаря исследованиям Д.П. Яновской было отмечено влияние социальной рекламы на подростков. А современный автор Н.П. Котельникова раскрывает сущность «клипового сознания» современного молодого поколения.
Обращаясь к вышеизложенным работам, стоит отметить, что при существовании различных подходов к исследованию и развитию экологического воспитания в подростковом возрасте, проблема экологической воспитанности требует более глубокого и детального изучения, в поиске и применении новых методов и форм её развития.
Научная новизна данного исследования заключается в том, что был разработан проект «Экобраз», нацеленный на создание экологической плакатной формы на уроках изобразительного искусства с целью развития экологической воспитанности старших подростков.
Исследование проводилось в два этапа:
Определение проблемы, гипотезы, изучение литературы, разработка и проведение констатирующего эксперимента.
Разработка проектной работы на уроках изобразительного искусства, основанной на создании экологического плаката и проведении формирующего эксперимента.
Экспериментальной базой исследования стало муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №141 г. Красноярска, в нём приняли участие учащиеся двух восьмых классов общим количеством 60 человек 14-15 лет.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе исследования результаты станут основой для более углубленного изучения экологической воспитанности старших подростков посредством применения проектного метода по созданию экологического плаката на уроках изобразительного искусства.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученный теоретический и практический материал может быть использован в работе учителей изобразительного искусства, биологии, географии, педагогов ДОУ и ДШИ, классных руководителей.
Апробация темы проводилась на конференции «МОЛОДЕЖЬ И НАУКА XXI ВЕКА. XIX Международный форум студентов, аспирантов и молодых ученых» в виде доклада
По теме работы имеется 2 публикации.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная дипломная работа рассматривает в своем содержании теоретические основы экологической воспитанности старших подростков, констатирующий и контрольный эксперименты, а так же разработку формирующего эксперимента.
Нам удалось выяснить, что экологическая воспитанность - это сложное, многоуровневое понятие, содержащая в себе социальные, философские, психологические и педагогические предпосылки. Экологическая воспитанность - это не просто знание и понимание того, как вести себя на природе, это осознанное, бережное и ценностное отношение к окружающему миру. Это сознательный взгляд на то, что любые действия могут повлечь за собой не поправимые результаты.
Существуют разнообразные формы, способствующие экологическому воспитанию: эколого-ориентированные; природоохранные; проектно-исследовательские формы; просветительские формы; эколого-краеведческие формы.
Мы выяснили, что экологическое воспитание является:
1) приобретением современных знаний, способности, привычек и отношений к экологическим характеристикам и законам в окружающей среде.
2) ознакомлением с воздействием человека на среду в различных формах и масштабах.
3) формированием понимания современных стремлений и возможностей науки и технологии, обществознания и искусства к комплексной защите и улучшению окружающей среды.
4) выработкой привычки поддерживать личную гигиену и эстетически обустраивать школьную и городскую среду.
5) обучением правильному отношению к природе, природным ценностям и ценностям, созданным трудом, и особенно к совокупным взаимоотношениям.
Критериями сформированности ответственного отношения к окружающей среде являются нравственная забота о будущих поколениях, эмоционально-ценностное отношение к природе, знание правил поведения на природе и экологии как области научного знания. Как известно, воспитание тесно связано с обучением, поэтому воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей поможет детям усваивать правила и нормы поведения в природе, которые, в свою очередь, будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого учащегося.
Развитие экологической воспитанности старших подростков возможно в процессе деятельности. Одной из форм деятельности является образовательная, которая может существенно оказать влияние на развитие экологической воспитанности учащегося.
Экологическое воспитание старших подростков предполагает определённые методы, средства и формы воспитательной работы: убеждения, метод положительного примера, метод воспитывающих ситуаций, метод одобрения.
Чрезвычайно важно поддерживать подростков в их инициативе по отношению к экологической деятельности. Старший подростковый возраст - чрезвычайно важный и сложный период становления личности, укрепления ценностей, формирования самосознания, мировоззрения, и многое зависит от результатов той деятельности, в которую будет вовлечен подросток.
Развитие экологической воспитанности в старшем подростковом возрасте наиболее действенно, так как он является ярким периодом развития самосознания, самовыражение и самовоспитания школьника, а так же способствует дальнейшему активному самосовершенствованию личности.
Творческая деятельность на уроках изобразительного искусства позволяет учащимся воспринимать природу с эстетической точки зрения. Одной из эффективных форм, способствующих экологической воспитанности школьников является метод проектов, который позволит подросткам воспринять окружающую среду ещё и с точки зрения природосберегающей деятельности.
Проектная деятельность является современной действенной педагогической технологией, позволяющей учащимся подойти к проблеме экологии с разных сторон: теоретической, эмоциональной и практической.
Создание экологического плаката в процессе проектной деятельности - это одна из возможных и действенных форм развития экологической воспитанности в старшем подростковом возрасте. Плакат является образной и яркой формой изобразительного искусства, позволяющей подросткам научиться формулировать не только своё мнение, но и заключать его в графический образ, максимально раскрывающий актуальную экологическую проблему. Создание экологического плаката - это субъектно-объектный способ взаимодействия между подростком и художественной формой, где каждый из них выполняет функцию и субъекта и объекта одновременно. Таким образом, и учащийся воздействует на плакат, создавая его, и плакат воздействует на учащегося, развивая в нём экологическую воспитанность. А экологически воспитанная растущая личность знает, может и умеет заботиться не только о себе, но и об окружающей её действительности.



1. Ecologicalcare asa broad and complex phenomenon
/M.T.Backes,D.S.Backes, L.G. Dragoet al.//Rew.Bras. Enferm, 2011. - Vol.64, no.5. - P. 876-881.
2. Miller, J. Education for Awakening /J.Miller. - London,2001. - P. 19
3. Асафова Е.В. Воспитание и диагностика развития экологической культуры студентов// Приоритетные стратегии мониторинга качества воспитания студентов/ Под ред. В.И.Андреева.- Казань: Центр инновац. технологий, 2003. -20 с.
4. Атрахович Е.И. Социальный плакат / Эстетика в контексте времени.-
URL: http: //www.bdam.by/scientific_deyatelno s/nauka_seminars/doklad_atrak
hovich.php (дата обращения: 24.06.2018).
5. Б.Г.Ананьев. О проблемах современного человекознания/ - М.: Наука, 1977. - 380 с.
6. Беккер И. Л., Журавчик В. Н. Образовательное пространство как социальная и педагогическая категория // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2009. -№ 12(16). -С. 132 - 140.
7. Бодрова Л. А. Проектная деятельность как средство формирования экологической культуры школьников // Ярославский педагогический вестник, 2012. - № 1. - С. 69-72.
8. Болгар, Н.Н. Экология, культура, нравственность / Н.Н. Болгар. - М.: 2001. - 146 с.
9. Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие /А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. - М.: Издательский дом Высшей школы экономики; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2012. - 526 с.
10. Влядих, Я.А. Гуманитарные экскурсии в природу / Я.А. Влядих// Экскурсионный метод в просветительской работе / под ред. Д.Н. Ангерт, Б.Е. Райкова. - М.: Пт., 1923. - 204 с. 
Воспитание у молодежи эмоционального отношения к природе.
http://otherreferats.allbest.ru/psychology/d00057387.html(gaTa
обращения: 19.08.2018).
12. Выготский, Л.С. Детская психология / Л.С. Выготский//
Собрание сочинений: в 6 т./ под.ред. Д.Б. Эльконина; гл.ред. А.В.
Запорожец. - М.: Педагогика, 1982. - Т.4. - 462 с.
13. Глушкова Л.С.Формирование экологической воспитанности школьников/ автореферат диссертации кан. пед. наук. -URL:/http://www.dissercat.com(дата обращения: 30.01.2018)
14. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М.:ИНТОР, 1996. - 544 с.
15. Дежникова, Н.С. Воспитание экологической культуры у детей и подростков:учебное пособие / Н.С. Дежникова, Л.Ю.Иванова, Е.М. Клемяшова и др. - М.:Педагогическое общество России, 2000. - 63 с.
16. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическое образование в условиях
экологического кризиса // учителю об экологии детства. - М.: Феникс, 1996. - 480 с.
17. Дьюи Дж. Школа будущего - М.:Госиздат, 1926.- 56 c.
18. Ермолаева М. В. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения.— 2-еизд.— М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.— 376 с.
19. Зарубина И.М. Экология и творчество: учебно-методическое пособие- Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 2012. - 95 с.
20. Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н. Экологическая компетенция - новый планируемый результат экологического образования // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы, 2007. - №3. - С. 3-8.
21. Зверев И.Д. О приоритетах экологического образования // Экологическое образование в России: теоретические аспекты. - М.: 1997. - 150 с.
22. Зверев И.Д. Разработка проблемы экологического образования школьников // Проблемы природоохранительного образования и воспитания.-М.: Просвещение, 1985.- 175 с.
23. Иванова Т. С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе.- СПб, 2003.-Тамбов: Грамота, 2012. - № 10 (65). - С. 55.
24. Игнатова, В.А. Деятельностный подход в экологическом образовании школьников // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы, 2003. - № 3. - С. 4-9.
25. Игнатова, Валентина Александровна. Формирование экологической культуры учащихся: теория и практика / В. А. Игнатова; РФ. М-во общ. и проф. образования. Тюмен. гос. ун-т, Тюмен. науч. центр СО РАО. - Тюмень : Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 1998. - 195 с.
26. Ильиных И.А. Экологическая этика : учебное пособие. - Горно-Алтайск : РИО ГАГУ, 2009. - 434 с.
27. Калинин, В.Б. Формула экологического образования/
В.Б.Калинин // Экология и жизнь, 1996. - №1. - С.38-44.
28. Калинина, Н.И. Об экологической деятельности/ Н.И. Калинина // Экология. Культура. Общество, 2004. - № 4. - С. 12-13.
29. Килпатрик, Вильям Хэрд. Метод проектов : Применение целевой установки в педагогическом процессе / В. Х. Кильпатрик, проф. педагогики Учительск. колледжа Колумбийск. ун-та Пер. с 7-го нем. изд. Е. Н. Янжул С предисл. Н. В. Чехова. - Ленинград : Брокгауз-Ефрон, 1925. - 43 с.
30. Кокшаров, Н.Н. Экологический кризис: Феномен культуры?/ Н.Н.Кокшаров//Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения: ннформационный сборник.- М.: 1994. - 102 с.
31. Кон. И. С. Психология старшеклассника. - М.: Просвещение. - 2003. - 190 с.
32. Котельникова Н. П. Портрет современного подростка // Молодой ученый, 2015. - №.5 - С. 587-589.
33. Кочергин, А.Н. Экологическая культура как духовно-нравственный фактор и философия /А.Н. Кочергин //Лесной вестник, 2011. - №2. - С. 89- 94
34. Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ю.П. Дубенского. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. - 40 с.
35. Лемешев, М.Я. Природа и мы /М.Я.Лемешев. - М.: 1989.- 272 с.
36. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность /А.Н.Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - 352 с.
37. Лещинская В.В. Экологическая культура для устойчивого развития//Научные и технические библиотеки. - М.: № 3. - 2016. - С. 58-62.
38. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт-М,—503 с.
39. Лихачев, Б.Т. Экопсихотерапевтические аспекты
воспитания/Б.Т. Лихачев // Педагогика, 1995. - № 1. -С. 40-45.
40. Львова, В.Ю. Формирование экологической культуры у
подростков в учебно-воспитательном процессе средней
общеобразовательной школы/ В.Ю. Львова. - Чебоксары, 1998. - 240 с.
41. Мамедова Ж.С. Ценностные ориентации личности в контексте временной перспективы. / Ж.С. Мамедова // Педагогика, 2006. - №6. - С. 121 - 132.
42. Маркова Т. А. Педагогические условия формирования экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис.канд. пед. наук. — СПб., 1999. - 227 с.
43. Модели экологического воспитания детей: метод.пособие для педагогов/под общ. ред. Д.Л. Теплова, И.В. Цветковой. М.: МГОПУ им. М.А.Шолохова, 2005.- 135 с.
44. Научно-практический электронный журнал Аллея Науки. - 2016. - №3. - URL:http://alley-science.ru(дата обращения: 16.08.18).
45. О сознании и экологических представлениях подростков. Деромантизация природы, беднота вербальной презентации экологических представлений. - URL: http://www.mtelegin.ru/projects/podros7startM3(дата обращения: 24.06.2018).
46. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов/ Под ред. чл.-корр. АНСССР Н.Ю.Шведовой.—20-е изд., стереотип.
М.: Рус. яз., 1989.— 816 с.
47. Пахомова Н.Ю.Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — 3¬е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2005. — 112 с.
48. Пелагейченко Н.Л. Метод проектов. Классификация и структура школьных исследований. //Педагогическая мастерская. - 2012. - №7. - С.6.
49. Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова / под ред. Е. С. Полат. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательский центр «Академия», 2008. — 272 с.
50. Полякова Н.И. Экологическое образование и воспитание в современной школе / А.В. Семенова, Н.Г. Малышева, Ю.С. Руденко, 2017. - Т. 2. -648 с.
51. Пономарева, И.Н. Становление и развитие экологического образования в России/И.Н. Пономарева//Биология в школе (Учителю экологии), 2001. - № 1 (1). - С. 2-4.
52. Прохоров А.М. Большая советская энциклопедия. Изд. 3-е. - М.:«Советская энциклопедия» , 1975. - 613 с.
53. Растёгина Н.В., Рыков С.В., Суслов А.Н. Научная и исследовательская деятельность учащихся. - М.:Саарбрюкен, ФРГ, 2015. -. Научный альманах. - №2(4) .- С. 135.
54. Реймерс, Н.Ф. Предпосылки и пути формирования экологической культуры/Н.Ф.Реймерс//Экологическое образование и воспитание в СССР. - М.: 1987. - 123 с.
55. Реймерс, Н.Ф. Природопользование: словарь-справочник/
Н.Ф.Реймерс. - М.: Мысль, 1990. - 637с.
56. Самарина, И.А. Формирование экологической культуры школьников средствами туристско-краеведческой деятельности: дис. ...канд. пед. наук: 13.00.08 / И.А.Самарина. - М.: 2004. - 181с.
57. Ставропольцева, С.А. Особенности воспитания экологической
ответственности подростков на современном этапе развития культуры . -URL:http://academicon.ru/publ/obshhaja_pedagogika/stavropolceva_a (дата
обращения: 13.11.2018).
58. Степановских А.С.Прикладная экология: охрана окружающей среды: Учеб. для студентов вузов по экол. специальностям / А.С. Степановских. - М.: ЮНИТИ, 2003. - 750 с.
59. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций.
Учебное пособие для студентов, преподавателей, аспирантов. - М.:
"Совершенство", 1998. - 368 с.
60. Су Ч. Создание экологичной культуры, применимой в жизни
современного города / Ч. Су, Ж. Кио //Новые идеи нового века: материалы международной научной конференции ФАД ТОГУ. - URL:
=ThenewIdeasofNewCentury:TheIntemationalScientificConferenceProceedingso fFADPNU. - 2013.- 467 с.
61. Суворова Г.М. Экологическое образование как фактор
социального становления подростков: автореф. дис канд. пед.
наук:13.00.01/Г.М.Суворова. -Ярославль, 2004. - 17 с.
62. Суравегина И. Т. Экология и мир: методическое пособие для учителя / И. Т. Суравегина, В. М. Сенкевич - М.: Новая школа,1994.-128 с.
63. Суслова С.М. Актуальные проблемы системы экологического образования и воспитания учащихся/С.М.Суслова //Сборники конференций НИЦ Социосфера, 2013. - № 10. - С. 85-87.
64. Тарасова И.П. Метод проектов в образовательном учреждении // Приложение к журналу «Профессиональное образование», 2004. - №.12. -С. 26.
65. Трушина А. В. Формирование композиционных навыков на уроках изобразительного искусства на примере экологического плаката Народное образование. Педагогика / Общие вопросы народного образования и педагогики.- Махачкала: "Апробация", 2006.- 100 с.
66. Фельдштейн Д. И. Мир Детства в современном мире (проблемы и задачи исследования). — М.: МПСУ; Воронеж: МОДЭК, 2013. — 336 с.
67. Фельдштейн, Д.И. Психология развития личности в онтогенезе /Д.И.Фельдштейн. - М.: 1989. - 208с.
68. Черемухин, Д.Г. Ритмика творческой деятельности художников: монография / Д.Г. Черемухин. - Москва : Сфера, 2000. - 301 с.
69. Чернилова Н.Г. Система проектного обучения как инструмент развития самостоятельности старшеклассников: сборник научных трудов / Н.Г. Чернилова. - Саратов: СГУ, 1997. - 130 с.
70. Чуйкова, Л.Ю. Тенденции трансформации связей между природой, культурой и образованием /Л.Ю.Чуйкова //Человек и образование, 2011. - № 3 (28). - С. 18-22.
71. Шалганова М.В. СОЦИАЛЬНЫЙ ПЛАКАТ В
ФОРМИРОВАНИИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО
ЧЕЛОВЕКА/URL: https://docs4all.com/1866821/(дата обращения:
04.04.2018).
72. Экологическое воспитание, образование и просвещение.URL: http://www.naukograd-dubna.ru(дата обращения: 05.10.2018).
73. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.:1989.- 560 с.
74. Эльконин Д.Б., Детская психология: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 382 с.
75. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ./ Общ. ред. и предисл. Толстых А. В. - М.: Издательская группа "Прогресс", 1996. - 344 с.
76. Яковлева Е. В. Экологическая безопасность и правовое обеспечение охраны окружающей среды и здоровья людей // Вестник ОрелГАУ.-2007. - №5. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/ekologicheskaya- bezopasnost-i-pravovoe obespechenie-ohrany-okruzhayuschey-sredy-i-zdorovya- lyudey (дата обращения: 06.09.2018).
77. Ясвин, В.А. История и психология формирования экологической культуры: удобно ли сидится на вершине пирамиды?/В.А. Ясвин. - М.: Наука, 1999. - 100с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ