Проект «Экобраз» как способ развития экологической воспитанности старших подростков
|
Реферат 4
Введение 9
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТА 15
1.1 Сущность и содержание понятия «экологическая воспитанность» 15
1.2 Особенности формирования экологической воспитанности в
подростковом возрасте 26
1.3 Проект как способ развития экологической воспитанности подростков
на уроках изобразительного искусства 34
Выводы по первой главе 46
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТА «ЭКОБРАЗ» НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА 48
2.1 Содержание и организация эксперимента, направленного на выявление актуального уровня экологической воспитанности старших подростков ... 48
2.2 Проект «Экобраз» по созданию плаката на уроках изобразительного
искусства и методические рекомендации к нему, направленные на развитие экологической воспитанности старших подростков 58
2.3 Организация, содержание и проведение контрольного эксперимента, направленного на выявление результата развития экологической
воспитанности старших подростков 70
Выводы по второй главе 77
Заключение 80
Список литературы 83
Приложение 91
Введение 9
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТА 15
1.1 Сущность и содержание понятия «экологическая воспитанность» 15
1.2 Особенности формирования экологической воспитанности в
подростковом возрасте 26
1.3 Проект как способ развития экологической воспитанности подростков
на уроках изобразительного искусства 34
Выводы по первой главе 46
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТА «ЭКОБРАЗ» НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА 48
2.1 Содержание и организация эксперимента, направленного на выявление актуального уровня экологической воспитанности старших подростков ... 48
2.2 Проект «Экобраз» по созданию плаката на уроках изобразительного
искусства и методические рекомендации к нему, направленные на развитие экологической воспитанности старших подростков 58
2.3 Организация, содержание и проведение контрольного эксперимента, направленного на выявление результата развития экологической
воспитанности старших подростков 70
Выводы по второй главе 77
Заключение 80
Список литературы 83
Приложение 91
Актуальность темы исследования. Уровень жизни и мышления общества во многом определяется качеством образования подрастающих поколений. На протяжении истории развития человечества были сменены различные системы образовательных процессов, в ключе которых рассматривался разный подход общества к окружающей среде. К середине ХХ века человечество постигла серьезная угроза - экологический кризис, который привёл нынешнюю цивилизацию к пониманию того, что сохранение баланса и гуманистического отношения к системе «природная среда - общество - человек» является одной из самых главных задач сохранения и развития современной цивилизации. Как отмечают ученые- исследователи природных явлений и социальных процессов, за последние 50 лет в результате природно-хозяйственной деятельности людей на планете произошло больше изменений, чем за 800 тысяч лет, которые отделяют нас от начала овладения человечества огнем. Исходя из подобных данных можно сделать вывод, что экологическая составляющая в современном образовании является логичной и неотъемлемой частью установления гармонии между человеком и окружающей средой.
Важное наблюдение отметил эксперт ООН по окружающей среде, академик М.Я.Лемешев: «...для преодоления экологического кризиса и успешного решения возникших экологических проблем необходим переход к новой идеологии, к экологизации экономики и производства, к постиндустриальной ориентированной цивилизации. А для этого нужна новая система знаний, построенная на единой теоретической основе и выходящая за традиционные рамки биологической экологии. Требования новой идеологии несопоставимо сложнее задач охраны окружающей среды, они не сводятся к сокращению потока загрязнений. Комплекс новых знаний должен помочь молодому поколению организовать человеческую деятельность в условиях жесткого экологического императива» [35, с.272].
Опыт показывает, что только лишь экологических знаний и умений школьника не всегда достаточно, но необходима их активная экологически деятельная позиция, которая станет гарантом сохранения природы. Перед современной образовательной системой стоит серьёзный вопрос о нравственном и экологическом воспитании, которое поможет подрастающему поколению не только в собственном самосовершенствовании, благополучии и успехе, но и в воспитании в них заботы об окружающей среде, общества, близких и родных, и всего человечества [38, с. 205].
Зрелая и воспитанная личность способна сформировать личное отношение не только к экологически целесообразным действиям других людей, но и проанализировать и сформировать свою собственную систему ценностей и действий относительно этого вопроса. Перед современными педагогами стоит задача пробудить позитивные чувства к природной среде в каждой растущей личности, воспитать в ней относительно природы такие качества, как жалость, доброта, гуманность. Для их формирования не достаточно простое усвоение знаний об экологических проблемах.
Цель исследования: разработать и экспериментально проверить влияние проектной деятельности по созданию экологического плаката на развитие экологической воспитанности старших подростков.
В связи с поставленной целью вытекают следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать сущность и содержание понятия «экологическая воспитанность».
2. Раскрыть особенности формирования экологической воспитанности в подростковом возрасте.
3. Исследовать проектную деятельность по созданию плаката как способ развития экологической воспитанности подростков на уроках изобразительного искусства.
4. Организовать и провести эксперимент, направленный на выявление актуального уровня экологической воспитанности старших подростков.
5. Разработать и провести проект «Экобраз» по созданию плаката на уроках изобразительного искусства, направленного на развитие экологической воспитанности старших подростков.
6. Провести анализ результатов формирующего эксперимента, направленного на развитие экологической воспитанности старших подростков.
Объект исследования: процесс развития экологической воспитанности старших подростков.
Предмет исследования: проект «Экобраз» на уроках изобразительного искусства как способ развития экологической воспитанности подростков.
Гипотеза исследования: разработка плаката на уроках
изобразительного искусства будет способствовать развитию экологической воспитанности старших подростков при условии, что этапы проекта будут направлены на создание экологического плаката через актуализацию глобальных проблем экологии и окружающей среды.
В работе были применены следующие методы:
- анализ психолого-педагогической научной литературы по теме исследования,
- педагогический эксперимент;
- анализ продуктов творчества подростков.
- тестирование
Степень изученности проблемы:
Раскрытие термина «воспитанность» мы находим в научных работах Т. А. Стефановской, И.Д. Зверева, Б.Т. Лихачёва, В.В. Лещинской.
Раскрытием сущности понятия «экологическая воспитанность» занимались Т.М. Маркова, Л.С Глушкова, И.Т. Суравегина, Н.И. Полякова, Т.С. Иванова. Авторы Н.В. Рыков, Е.В. Асафова, А.С. Степановских, А.Н. Суслов делают акцент в своих исследованиях на том, что экологическая воспитанность является неотъемлемой частью духовности человека и его мировоззрения.
Над изучением экологической культуры работали Б.Т. Лихачёв, С.Н. Глазачёв, В.А. Игнатова, Н.Ф. Реймерс, Н.Н. Болгар. Авторы Н.И. Кокшаров, А.Н. Кочергин, Е.В. Яковлева, А.Н. Ильина говорят об экологической культуре с точки зрения деятельностного, ценностного или природопользовательского подхода к окружающей среде.
Об экологическом образовании, его задачах и особенностях говорят труды А.М. Захлебного, И.Д. Зверева, В.И. Пономерёва, Т.А. Стефановской, П.И. Третьякова, J.Miller, Г.М. Суворова. Авторы С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин раскрывают цель экологического образования.
Про формы и методы экологического воспитания в образовательной среде пишут Н.А. Фролова и Л.С. Квасцова.
Учёные Д.Б. Эльконин, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, Д.И. Фельдштейн, Э.Эриксон раскрывают старший подростковый возраст как один из самых трудных этапов в становлении личности, характеризующийся активным формированием ценностей и взглядов.
Я.А. Влядих, Н.С. Дежникова, В.А. Игнатова, И.А. Самарина, И.Н. Пономарёва, С.М. Суслова, В.Ю. Львова отмечают в своих трудах готовность подростка к экологически направленной деятельности.
В трудах Б.Г. Ананьева, В.В. Давыдова, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева мы находим раскрытие деятельностного подхода в образовании, который является одним из наиболее действенных в экологическом воспитании старших подростков.
А.К. Болотова, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн, Л.С. Выготский раскрывают психологические характеристики старших подростков, влияющих на процесс развития их экологической воспитанности.
Научные труды М.В. Еромалаевой говорят о развитии самосознания в период старшего подросткового возраста, В.Б Калинин и Н.И. Калинина подчёркивают значимость поддержки инициативы подростка в участии экологической деятельности как способу его культурного развития.
Об изобразительном искусстве как способе познания и восприятия окружающего мира пишут А.В. Лозовая, Г. Гольдстейн и К. Роджерс.
Дж. Дьюи, У.Х. Килпатрик, Е.С. Полат, Н.Г. Чернилова, И.П. Тарасова, Н.Ю. Пахомова, Е. Коллингс, Н.Л. Пелагейченко, И.Л. Беккер, Н.А. Краля в своих научных трудах раскрывают сущность, классификацию и особенности проектного метода в образовании.
О плакате как разновидности графики и его специфике пишет А.М. Прохоров, Е. И. Трахович.
Благодаря исследованиям Д.П. Яновской было отмечено влияние социальной рекламы на подростков. А современный автор Н.П. Котельникова раскрывает сущность «клипового сознания» современного молодого поколения.
Обращаясь к вышеизложенным работам, стоит отметить, что при существовании различных подходов к исследованию и развитию экологического воспитания в подростковом возрасте, проблема экологической воспитанности требует более глубокого и детального изучения, в поиске и применении новых методов и форм её развития.
Научная новизна данного исследования заключается в том, что был разработан проект «Экобраз», нацеленный на создание экологической плакатной формы на уроках изобразительного искусства с целью развития экологической воспитанности старших подростков.
Исследование проводилось в два этапа:
Определение проблемы, гипотезы, изучение литературы, разработка и проведение констатирующего эксперимента.
Разработка проектной работы на уроках изобразительного искусства, основанной на создании экологического плаката и проведении формирующего эксперимента.
Экспериментальной базой исследования стало муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №141 г. Красноярска, в нём приняли участие учащиеся двух восьмых классов общим количеством 60 человек 14-15 лет.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе исследования результаты станут основой для более углубленного изучения экологической воспитанности старших подростков посредством применения проектного метода по созданию экологического плаката на уроках изобразительного искусства.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученный теоретический и практический материал может быть использован в работе учителей изобразительного искусства, биологии, географии, педагогов ДОУ и ДШИ, классных руководителей.
Апробация темы проводилась на конференции «МОЛОДЕЖЬ И НАУКА XXI ВЕКА. XIX Международный форум студентов, аспирантов и молодых ученых» в виде доклада
По теме работы имеется 2 публикации.
Важное наблюдение отметил эксперт ООН по окружающей среде, академик М.Я.Лемешев: «...для преодоления экологического кризиса и успешного решения возникших экологических проблем необходим переход к новой идеологии, к экологизации экономики и производства, к постиндустриальной ориентированной цивилизации. А для этого нужна новая система знаний, построенная на единой теоретической основе и выходящая за традиционные рамки биологической экологии. Требования новой идеологии несопоставимо сложнее задач охраны окружающей среды, они не сводятся к сокращению потока загрязнений. Комплекс новых знаний должен помочь молодому поколению организовать человеческую деятельность в условиях жесткого экологического императива» [35, с.272].
Опыт показывает, что только лишь экологических знаний и умений школьника не всегда достаточно, но необходима их активная экологически деятельная позиция, которая станет гарантом сохранения природы. Перед современной образовательной системой стоит серьёзный вопрос о нравственном и экологическом воспитании, которое поможет подрастающему поколению не только в собственном самосовершенствовании, благополучии и успехе, но и в воспитании в них заботы об окружающей среде, общества, близких и родных, и всего человечества [38, с. 205].
Зрелая и воспитанная личность способна сформировать личное отношение не только к экологически целесообразным действиям других людей, но и проанализировать и сформировать свою собственную систему ценностей и действий относительно этого вопроса. Перед современными педагогами стоит задача пробудить позитивные чувства к природной среде в каждой растущей личности, воспитать в ней относительно природы такие качества, как жалость, доброта, гуманность. Для их формирования не достаточно простое усвоение знаний об экологических проблемах.
Цель исследования: разработать и экспериментально проверить влияние проектной деятельности по созданию экологического плаката на развитие экологической воспитанности старших подростков.
В связи с поставленной целью вытекают следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать сущность и содержание понятия «экологическая воспитанность».
2. Раскрыть особенности формирования экологической воспитанности в подростковом возрасте.
3. Исследовать проектную деятельность по созданию плаката как способ развития экологической воспитанности подростков на уроках изобразительного искусства.
4. Организовать и провести эксперимент, направленный на выявление актуального уровня экологической воспитанности старших подростков.
5. Разработать и провести проект «Экобраз» по созданию плаката на уроках изобразительного искусства, направленного на развитие экологической воспитанности старших подростков.
6. Провести анализ результатов формирующего эксперимента, направленного на развитие экологической воспитанности старших подростков.
Объект исследования: процесс развития экологической воспитанности старших подростков.
Предмет исследования: проект «Экобраз» на уроках изобразительного искусства как способ развития экологической воспитанности подростков.
Гипотеза исследования: разработка плаката на уроках
изобразительного искусства будет способствовать развитию экологической воспитанности старших подростков при условии, что этапы проекта будут направлены на создание экологического плаката через актуализацию глобальных проблем экологии и окружающей среды.
В работе были применены следующие методы:
- анализ психолого-педагогической научной литературы по теме исследования,
- педагогический эксперимент;
- анализ продуктов творчества подростков.
- тестирование
Степень изученности проблемы:
Раскрытие термина «воспитанность» мы находим в научных работах Т. А. Стефановской, И.Д. Зверева, Б.Т. Лихачёва, В.В. Лещинской.
Раскрытием сущности понятия «экологическая воспитанность» занимались Т.М. Маркова, Л.С Глушкова, И.Т. Суравегина, Н.И. Полякова, Т.С. Иванова. Авторы Н.В. Рыков, Е.В. Асафова, А.С. Степановских, А.Н. Суслов делают акцент в своих исследованиях на том, что экологическая воспитанность является неотъемлемой частью духовности человека и его мировоззрения.
Над изучением экологической культуры работали Б.Т. Лихачёв, С.Н. Глазачёв, В.А. Игнатова, Н.Ф. Реймерс, Н.Н. Болгар. Авторы Н.И. Кокшаров, А.Н. Кочергин, Е.В. Яковлева, А.Н. Ильина говорят об экологической культуре с точки зрения деятельностного, ценностного или природопользовательского подхода к окружающей среде.
Об экологическом образовании, его задачах и особенностях говорят труды А.М. Захлебного, И.Д. Зверева, В.И. Пономерёва, Т.А. Стефановской, П.И. Третьякова, J.Miller, Г.М. Суворова. Авторы С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин раскрывают цель экологического образования.
Про формы и методы экологического воспитания в образовательной среде пишут Н.А. Фролова и Л.С. Квасцова.
Учёные Д.Б. Эльконин, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, Д.И. Фельдштейн, Э.Эриксон раскрывают старший подростковый возраст как один из самых трудных этапов в становлении личности, характеризующийся активным формированием ценностей и взглядов.
Я.А. Влядих, Н.С. Дежникова, В.А. Игнатова, И.А. Самарина, И.Н. Пономарёва, С.М. Суслова, В.Ю. Львова отмечают в своих трудах готовность подростка к экологически направленной деятельности.
В трудах Б.Г. Ананьева, В.В. Давыдова, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева мы находим раскрытие деятельностного подхода в образовании, который является одним из наиболее действенных в экологическом воспитании старших подростков.
А.К. Болотова, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн, Л.С. Выготский раскрывают психологические характеристики старших подростков, влияющих на процесс развития их экологической воспитанности.
Научные труды М.В. Еромалаевой говорят о развитии самосознания в период старшего подросткового возраста, В.Б Калинин и Н.И. Калинина подчёркивают значимость поддержки инициативы подростка в участии экологической деятельности как способу его культурного развития.
Об изобразительном искусстве как способе познания и восприятия окружающего мира пишут А.В. Лозовая, Г. Гольдстейн и К. Роджерс.
Дж. Дьюи, У.Х. Килпатрик, Е.С. Полат, Н.Г. Чернилова, И.П. Тарасова, Н.Ю. Пахомова, Е. Коллингс, Н.Л. Пелагейченко, И.Л. Беккер, Н.А. Краля в своих научных трудах раскрывают сущность, классификацию и особенности проектного метода в образовании.
О плакате как разновидности графики и его специфике пишет А.М. Прохоров, Е. И. Трахович.
Благодаря исследованиям Д.П. Яновской было отмечено влияние социальной рекламы на подростков. А современный автор Н.П. Котельникова раскрывает сущность «клипового сознания» современного молодого поколения.
Обращаясь к вышеизложенным работам, стоит отметить, что при существовании различных подходов к исследованию и развитию экологического воспитания в подростковом возрасте, проблема экологической воспитанности требует более глубокого и детального изучения, в поиске и применении новых методов и форм её развития.
Научная новизна данного исследования заключается в том, что был разработан проект «Экобраз», нацеленный на создание экологической плакатной формы на уроках изобразительного искусства с целью развития экологической воспитанности старших подростков.
Исследование проводилось в два этапа:
Определение проблемы, гипотезы, изучение литературы, разработка и проведение констатирующего эксперимента.
Разработка проектной работы на уроках изобразительного искусства, основанной на создании экологического плаката и проведении формирующего эксперимента.
Экспериментальной базой исследования стало муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №141 г. Красноярска, в нём приняли участие учащиеся двух восьмых классов общим количеством 60 человек 14-15 лет.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе исследования результаты станут основой для более углубленного изучения экологической воспитанности старших подростков посредством применения проектного метода по созданию экологического плаката на уроках изобразительного искусства.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученный теоретический и практический материал может быть использован в работе учителей изобразительного искусства, биологии, географии, педагогов ДОУ и ДШИ, классных руководителей.
Апробация темы проводилась на конференции «МОЛОДЕЖЬ И НАУКА XXI ВЕКА. XIX Международный форум студентов, аспирантов и молодых ученых» в виде доклада
По теме работы имеется 2 публикации.
Данная дипломная работа рассматривает в своем содержании теоретические основы экологической воспитанности старших подростков, констатирующий и контрольный эксперименты, а так же разработку формирующего эксперимента.
Нам удалось выяснить, что экологическая воспитанность - это сложное, многоуровневое понятие, содержащая в себе социальные, философские, психологические и педагогические предпосылки. Экологическая воспитанность - это не просто знание и понимание того, как вести себя на природе, это осознанное, бережное и ценностное отношение к окружающему миру. Это сознательный взгляд на то, что любые действия могут повлечь за собой не поправимые результаты.
Существуют разнообразные формы, способствующие экологическому воспитанию: эколого-ориентированные; природоохранные; проектно-исследовательские формы; просветительские формы; эколого-краеведческие формы.
Мы выяснили, что экологическое воспитание является:
1) приобретением современных знаний, способности, привычек и отношений к экологическим характеристикам и законам в окружающей среде.
2) ознакомлением с воздействием человека на среду в различных формах и масштабах.
3) формированием понимания современных стремлений и возможностей науки и технологии, обществознания и искусства к комплексной защите и улучшению окружающей среды.
4) выработкой привычки поддерживать личную гигиену и эстетически обустраивать школьную и городскую среду.
5) обучением правильному отношению к природе, природным ценностям и ценностям, созданным трудом, и особенно к совокупным взаимоотношениям.
Критериями сформированности ответственного отношения к окружающей среде являются нравственная забота о будущих поколениях, эмоционально-ценностное отношение к природе, знание правил поведения на природе и экологии как области научного знания. Как известно, воспитание тесно связано с обучением, поэтому воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей поможет детям усваивать правила и нормы поведения в природе, которые, в свою очередь, будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого учащегося.
Развитие экологической воспитанности старших подростков возможно в процессе деятельности. Одной из форм деятельности является образовательная, которая может существенно оказать влияние на развитие экологической воспитанности учащегося.
Экологическое воспитание старших подростков предполагает определённые методы, средства и формы воспитательной работы: убеждения, метод положительного примера, метод воспитывающих ситуаций, метод одобрения.
Чрезвычайно важно поддерживать подростков в их инициативе по отношению к экологической деятельности. Старший подростковый возраст - чрезвычайно важный и сложный период становления личности, укрепления ценностей, формирования самосознания, мировоззрения, и многое зависит от результатов той деятельности, в которую будет вовлечен подросток.
Развитие экологической воспитанности в старшем подростковом возрасте наиболее действенно, так как он является ярким периодом развития самосознания, самовыражение и самовоспитания школьника, а так же способствует дальнейшему активному самосовершенствованию личности.
Творческая деятельность на уроках изобразительного искусства позволяет учащимся воспринимать природу с эстетической точки зрения. Одной из эффективных форм, способствующих экологической воспитанности школьников является метод проектов, который позволит подросткам воспринять окружающую среду ещё и с точки зрения природосберегающей деятельности.
Проектная деятельность является современной действенной педагогической технологией, позволяющей учащимся подойти к проблеме экологии с разных сторон: теоретической, эмоциональной и практической.
Создание экологического плаката в процессе проектной деятельности - это одна из возможных и действенных форм развития экологической воспитанности в старшем подростковом возрасте. Плакат является образной и яркой формой изобразительного искусства, позволяющей подросткам научиться формулировать не только своё мнение, но и заключать его в графический образ, максимально раскрывающий актуальную экологическую проблему. Создание экологического плаката - это субъектно-объектный способ взаимодействия между подростком и художественной формой, где каждый из них выполняет функцию и субъекта и объекта одновременно. Таким образом, и учащийся воздействует на плакат, создавая его, и плакат воздействует на учащегося, развивая в нём экологическую воспитанность. А экологически воспитанная растущая личность знает, может и умеет заботиться не только о себе, но и об окружающей её действительности.
Нам удалось выяснить, что экологическая воспитанность - это сложное, многоуровневое понятие, содержащая в себе социальные, философские, психологические и педагогические предпосылки. Экологическая воспитанность - это не просто знание и понимание того, как вести себя на природе, это осознанное, бережное и ценностное отношение к окружающему миру. Это сознательный взгляд на то, что любые действия могут повлечь за собой не поправимые результаты.
Существуют разнообразные формы, способствующие экологическому воспитанию: эколого-ориентированные; природоохранные; проектно-исследовательские формы; просветительские формы; эколого-краеведческие формы.
Мы выяснили, что экологическое воспитание является:
1) приобретением современных знаний, способности, привычек и отношений к экологическим характеристикам и законам в окружающей среде.
2) ознакомлением с воздействием человека на среду в различных формах и масштабах.
3) формированием понимания современных стремлений и возможностей науки и технологии, обществознания и искусства к комплексной защите и улучшению окружающей среды.
4) выработкой привычки поддерживать личную гигиену и эстетически обустраивать школьную и городскую среду.
5) обучением правильному отношению к природе, природным ценностям и ценностям, созданным трудом, и особенно к совокупным взаимоотношениям.
Критериями сформированности ответственного отношения к окружающей среде являются нравственная забота о будущих поколениях, эмоционально-ценностное отношение к природе, знание правил поведения на природе и экологии как области научного знания. Как известно, воспитание тесно связано с обучением, поэтому воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей поможет детям усваивать правила и нормы поведения в природе, которые, в свою очередь, будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого учащегося.
Развитие экологической воспитанности старших подростков возможно в процессе деятельности. Одной из форм деятельности является образовательная, которая может существенно оказать влияние на развитие экологической воспитанности учащегося.
Экологическое воспитание старших подростков предполагает определённые методы, средства и формы воспитательной работы: убеждения, метод положительного примера, метод воспитывающих ситуаций, метод одобрения.
Чрезвычайно важно поддерживать подростков в их инициативе по отношению к экологической деятельности. Старший подростковый возраст - чрезвычайно важный и сложный период становления личности, укрепления ценностей, формирования самосознания, мировоззрения, и многое зависит от результатов той деятельности, в которую будет вовлечен подросток.
Развитие экологической воспитанности в старшем подростковом возрасте наиболее действенно, так как он является ярким периодом развития самосознания, самовыражение и самовоспитания школьника, а так же способствует дальнейшему активному самосовершенствованию личности.
Творческая деятельность на уроках изобразительного искусства позволяет учащимся воспринимать природу с эстетической точки зрения. Одной из эффективных форм, способствующих экологической воспитанности школьников является метод проектов, который позволит подросткам воспринять окружающую среду ещё и с точки зрения природосберегающей деятельности.
Проектная деятельность является современной действенной педагогической технологией, позволяющей учащимся подойти к проблеме экологии с разных сторон: теоретической, эмоциональной и практической.
Создание экологического плаката в процессе проектной деятельности - это одна из возможных и действенных форм развития экологической воспитанности в старшем подростковом возрасте. Плакат является образной и яркой формой изобразительного искусства, позволяющей подросткам научиться формулировать не только своё мнение, но и заключать его в графический образ, максимально раскрывающий актуальную экологическую проблему. Создание экологического плаката - это субъектно-объектный способ взаимодействия между подростком и художественной формой, где каждый из них выполняет функцию и субъекта и объекта одновременно. Таким образом, и учащийся воздействует на плакат, создавая его, и плакат воздействует на учащегося, развивая в нём экологическую воспитанность. А экологически воспитанная растущая личность знает, может и умеет заботиться не только о себе, но и об окружающей её действительности.



