ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ И БРАКЕ В ПЕРИОД РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ 6
1.1 Проблема семьи и брака в психологии 6
1.2. Представления о семье и браке лиц в период ранней взрослости 11
1.З. Психологическое сопровождение представлений о семье и браке в период ранней взрослости 15
Выводы по главе 1 19
ГЛАВА 2. ПРОЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ И БРАКЕ В ПЕРИОД РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ 20
2.1. Результаты исследования 20
2.2. Содержание и паспорт проекта 32
Выводы по главе 2 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
ПРИЛОЖЕНИЯ 47
В настоящее время известно, что представления о любви и браке в частности каждого поколения выражает основные аспекты психологии людей, которые характерны для соответствующего периода истории.
Параллельно с этим, отсутствие стабильности в брачных отношениях молодых людей непосредственно связано с тем, что у них практически не сформированы представления об институте семьи.
В любом обществе, в соответствии с его нормами и правилами, существует понятие брачных отношений и семьи.
Молодой мужчина, ухаживая за молодой женщиной, рано или поздно захочет перейти на следующий уровень личностных отношений, а именно - создать семью.
Подобный уровень в жизни каждого человека станет причиной множественных преобразований, как в нем самом, так и в окружающих его людях. Молодая пара станет родителями, их же родители - дедушками и бабушками. Таким образом, каждый член семьи вступит в новую для себя роль.
Представляется очевидным, что в процессе развития брачных отношений возникают самые различные проблемы, которые молодой паре предстоит решать с целью того, чтобы семья оставалась крепкой.
Параллельно с этим, жизнь современного общества, которая характеризуется кардинальными преобразованиями социальных и культурных норм, формирует различные барьеры для молодой семьи. Это связано, прежде всего, с повсеместным опошлением кино, литературы, музыки, которое влияет на психику молодой пары. Вместе с тем молодой возраст (ранняя взрослость) предполагает наличие достаточно четких представлений о семье.
Научная разработанность темы.
Проблемы, связанные с развитием представлений о браке и семье в период ранней взрослости, исследовались следующими авторами: С.В. Ковалевым, А.Г. Харчевым, Л.Б. Шнайдером и др.
Целью настоящей выпускной квалификационной работы является разработка проекта психологического сопровождения представлений о семье и браке в период ранней взрослости. Исходя из цели, были определены следующие задачи:
1. Исследовать проблему семьи и брака в психологии;
2. Проанализировать особенности представлений о семье и браке лиц в период ранней взрослости;
3. Выявить особенности психологического сопровождения представлений о семье и браке в период ранней взрослости;
4. Разработать проект психологического сопровождения представлений о семье и браке в период ранней взрослости.
Объектом исследования являются представления о семье и браке в период ранней взрослости.
Предметом исследования - психологическое сопровождение представлений о семье и браке в период ранней взрослости.
Проектная идея: В настоящее время представления молодых людей о семье и браке являются достаточно размытыми, что предполагает необходимость разработки модели психологического сопровождения представлений о семье и браке в период ранней взрослости согласно психологическим особенностям супругов.
Методология исследования представлена труда следующих ученых: С.И. Ворошилина, В.В. Зайцева, В. Кукка, К. Леонграрда и др.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ, синтез, структурный метод, системный метод;
2. Эмпирическими: анкетирование;
3. Методы обработки данных: процентный анализ.
База исследования. В исследовании принимали участие люди в возрасте от 21 до 35 лет в количестве 112 человек.
Структура выпускной квалификационной работы представлена: введением, двумя главами, разделенными на 5 параграфов, заключением и списком использованных источников.
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
В рамках первой главы было установлено, что в настоящее время такие понятия, как «брак» и «семья» являются тождественными. Связано с это, прежде всего, с тем, что «области», которые они обозначают, вступают в тесное взаимодействие между собой. Параллельно с этим, необходимо понимать, что брак и семья - это вовсе не одно и то же. Данные термины скорее являются пересекающимися, т.к. семья не может существовать без брака и наоборот.
Представления - это возникающие в человеческой памяти конкретные образы явлений и предметов внешнего мира и их свойств, когда-то им воспринятые. В основе данного феномена лежит предшествующий опыт: нет ни единого представления, которое не было бы ранее в какой-либо своей части восприятием.
Представления обладают следующими чертами:
1. Они представляют собой образы явлений и предметов, которые сохранились в человеческой памяти в их отсутствии, т.е., когда данные явления и предметы не влияют непосредственно на органы чувств;
2. Для представлений характерна изменчивость: в них легко меняются размеры, форма, цвет представляемого предмета. Любой вызванный образ, будь то предмета или человека, исчезнет из поля сознания, какие бы старания не прикладывались к тому, чтобы удержать его. И человеку вновь необходимо прикладывать усилия, что в очередной раз его вызвать. Помимо этого, представления очень изменчивы и текучи. На передний план поочередно выходят то одни, то другие элементы воспроизведенного образа. Только у людей, которые обладают высокоразвитой способностью к формированию представлений конкретного вида такие представления могут обладать достаточной устойчивостью и постоянством.
В рамках второй главы было проведено исследование. В исследовании приняли участие люди ранней взрослости (21 - 35 лет) - 112 человек, постоянно проживающие на территории г. Красноярска. В рамках исследования была использована анкета для изучения отношения к семье и браку люди ранней взрослости (21 - 35 лет).
Исследование проводилось в учебных заведениях (высших и средних) г. Красноярск. Выбор респондентов осуществлялся на основе социально-демографических характеристик. В список респондентов попали группы студентов и работающих молодых людей (56% и 44% соответственно). Выборочная совокупность представлена 53,5% женщин и 46,5 мужчин. Из них: в зарегистрированном браке состояли 13,5%, в незарегистрированном - 18%, оставшиеся 65,5 % из опрошенных были в статусе «не замужем»/«не женат».
Специально для данного исследования была разработана анкета, которая включает в себя 63 вопроса. Вопросы данной анкеты имеют своей целью установление места семьи в представлениях современных молодых людей.
Выбор метода анкетирования обусловлен тем, что он является практически универсальным методом получения информации. Анкетирование нацелено на получение информации о субъективном мире людей, их суждениях, мнениях, склонностях. Анкетирование позволяет получить научно обоснованные данные, которые имеют социальную значимость.
По результатам исследования был разработан проект психологического сопровождения представлений о семье и браке в период ранней взрослости. Направления работы с молодой семьей в рамках модели психологического сопровождения включали в себя: обучение техникам и приемам, способствующим снятию эмоционального напряжения, стресса; нормализация и гармонизация межличностных и социальных отношений членов семьи; оздоровление эмоциональной атмосферы внутри семьи; способствование самопознанию и саморазвитию.
1. Алешина Ю.Е., Гозман, Л.Я., Дубовская, Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений: Спецпрактикум по социальной психологии. М.: МГУ, 2019. 120 с.
2. Альперович В.Д., Колодько В.А. Взаимосвязи удовлетворенности браком, образов «своего» и «чужого» человека и партнера по браку у лиц на этапе ранней взрослости // Психолог, 2018. № 6. С. 88-101.
3. Андреева Т.В. Семейная психология: Учебное пособие. СПб.: Речь, 2020. 244 с.
4. Антонов А.И. Микросоциология семьи: Методология исследования структур и процессов. М.: Изд. дом «Nova Вене», 2018. 357 с.
5. Антонов А.И. Современная семья: два взгляда на одну проблему // Семья в России, 2019. №1-2. С. 32-36.
6. Бажан В. О тайне пола: Книга для супругов и молодежи. М.: Изд-во «Одигитрия», 2018. 384 с.
7. Баркер Ф. Использование метафор в психотерапии. Воронеж: НПО «МОДЭК», 2017. 224 с.
8. Бестужев-Лада Н.В. Семья вчера, сегодня, завтра. М.: Знание, 2020. 95 с.
9. Бестужев-Лада, Н.В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи. М.: Политиздат, 2020. 207 с.
10. Введение в практическую социальную психологию. Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. 2-е, испр. изд. М.: Смысл, 2020. 373 с.
11. Вершинин И.В. Воспитание в патриархальной семье // Домашнее воспитание, 2020. №3. С. 21-31.
12. Володарская Е.А. «Родительская» и «студенческая» модели представлений о семейной жизни. Психологический журнал, 2020. № 5. С. 26-34.
13. Гозман Л.Я. Социально-психологическое исследование семьи: проблемы и перспективы // Вестник МГУ, Серия психология, 2020. № 4. С. 10-20.
14. Голод С.И. Будущая семья: какова она? (социально-нравственный аспект). М.: Знание, 2020. 62 с.
15. Голод С.И. Стабильность семьи: Социологические и демографические аспекты // Под ред. Г.М. Романевской. Л.: Наука, 2020. 136 с.
16. Гребенников И.В. Основы семейной жизни: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 2019. 158 с.
17. Дармодехин С.В. Семья и государство // Мониторинг социально- экономического потенциала семей, 2017. № 3. С. 2.
18. Дружинин В.Н. Психология семьи. СПБ.: Питер, 2012. 176 с.
19. Дружинин, В.Н. Психология семьи. Екатеринбург: Деловая книга,
2017. 208 с.
20. Дубова Е.Т. Духовный кризис в современной России и практическая психология // Журнал прикладной психологии, 2017. №1.1. С. 29- 38.
21. Дымнова Т.П. Психология семейного образа жизни: Учебно-практическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2020. 144 с.
22. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб.: Питер, 2017. 554.
23. Казаринова Н. В. Социология: Учебник для вузов. М.: NOTA BENE,
2018. 269 с.
24. Карташова Т. Е. Особенности брачно-семейных установок современной молодежи // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2017. № 4. С.54-69.
25. Киселева Е. В. Семья как социокультурная ценность // Вестник славянских культур, 2016. № 8. С. 76-83.
26. Кравченко А. И. Общая социология: учебное пособие для вузов. М.: Юнити, 2017. 479 с.
27. Круглов Б.С. Правовое сознание как элемент психологической подготовки молодежи к семейной жизни // Вопросы психологии № 4, 2019. С. 63-68.
28. Крутых А.В. Представления молодежи о семье // Материалы VI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: http://scienceforum.ru/2014/article/2014004584(дата обращения 31.03.2022г.)
29. Курило С. Н. Семья как объект социально-философского осмысления, 2015. № 5. С. 15-19.
30. Макарова И. А. Понятие «брак» в контексте научных теорий // Вестник Челябинского государственного университета, 2014. № 17. С. 121- 125.
31. Марцинковская Т. Д. Возрастная психология. М.: Academia, 2017. 319 с.
32. Медков В.М. Социологические проблемы демографического прогнозирования // Вестник МГУ, 2017. № 1. С. 57-75.
33. Мухина В. С. Возрастная психология: Феноменология развития: Учебник. М.: Академия, 2016. 272 с.
34. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов 7-е изд. стереотип. М.: «Академия», 2017. 456 с.
35. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: Учебник для академического бакалавриата. Люберцы: Юрайт, 2016. 460 с.
36. Перцева В. А. К вопросу о природе брака // Общество: политика, экономика, право, 2017. № 2. С. 7-12.
37. Пестов, Н.Е. Христианский брак. М.: Православная педагогика, 2003. 40 с.
38. Реан А. А. Семья в структуре ценностей молодежи // Российский психологический журнал, 2017. № 1. С. 62-76.
39. Саралиева 3. М. Социология гендерных отношений. Учеб, пособие. М.: Юрайт, 2014. 270 с.
40. Хухлаева О. В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для академического бакалавриата. Люберцы: Юрайт, 2016. 367 с.
41. Чернова И. И. Основы гендерных знаний: Учеб, пособие. М.: Юрайт, 2014. 113 с.
42. Чернышова Е. Л. Особенности представлении о семье современной студенческой молодежи // Поволожский педагогический вестник, 2015. № 3. С. 35-39.
43. Шаповаленко И. В. Психология развития и возрастная психология: Учебник и практикум для академического бакалавриата. Люберцы: Юрайт, 2016. 576 с.