ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕКЛАМНЫХ ТЕКСТОВ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ (МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА В 10-11 КЛАССАХ)
|
Введение 3
ГЛАВА 1. Психолингвистическое воздействие на сознание в Интернет- рекламе 6
1.1. Психолингвистический подход к изучению речевого воздействия 6
1.2. Креолизованные тексты в рекламной Интернет-коммуникации 8
1.3. Механизмы воздействия креолизованных текстов 11
1.4. Instagram как гипертекст и особый жанр Интернет-дискурса 14
ГЛАВА 2. Речевое воздействие комплекса КРТ в социальной сети Instagram 19
2.1. Классификация КРТ в Instagram 19
2.2. Страница компании 22
2.3. Группа публикаций - единый КРТ 24
2.4. Публикация как КРТ 27
2.4.1. Публикация в профиле компании 28
2.4.2. Рекламная публикация у блогера 33
2.4.3. Рекламная запись в ленте 34
2.5. Визуальный компонент публикации как КРТ 37
2.6. Текстовый компонент публикации как КРТ 39
2.7. Общие тенденции воздействия КРТ в Instagram 41
ГЛАВА 3. Материалы для элективного курса «Взаимодействие в современном коммуникативном пространстве» 44
Заключение 50
Список литературы 54
Приложение 59
Приложение А 59
Приложение Б 64
Приложение В 83
Приложение Г
ГЛАВА 1. Психолингвистическое воздействие на сознание в Интернет- рекламе 6
1.1. Психолингвистический подход к изучению речевого воздействия 6
1.2. Креолизованные тексты в рекламной Интернет-коммуникации 8
1.3. Механизмы воздействия креолизованных текстов 11
1.4. Instagram как гипертекст и особый жанр Интернет-дискурса 14
ГЛАВА 2. Речевое воздействие комплекса КРТ в социальной сети Instagram 19
2.1. Классификация КРТ в Instagram 19
2.2. Страница компании 22
2.3. Группа публикаций - единый КРТ 24
2.4. Публикация как КРТ 27
2.4.1. Публикация в профиле компании 28
2.4.2. Рекламная публикация у блогера 33
2.4.3. Рекламная запись в ленте 34
2.5. Визуальный компонент публикации как КРТ 37
2.6. Текстовый компонент публикации как КРТ 39
2.7. Общие тенденции воздействия КРТ в Instagram 41
ГЛАВА 3. Материалы для элективного курса «Взаимодействие в современном коммуникативном пространстве» 44
Заключение 50
Список литературы 54
Приложение 59
Приложение А 59
Приложение Б 64
Приложение В 83
Приложение Г
Стремительное развитие технологий влечет за собой глобальные изменения в мире, а значит создаются новые коммуникативные модели и формируется новая языковая картина мира. Образуются новые каналы воздействия, особенности которых необходимо изучать. На данный момент социальные сети занимают важное место в жизни современного человека, в особенности молодого поколения. Представители различных наук исследуют феномен социальных сетей. Однако постоянно изменяющиеся алгоритмы и тенденции не позволяют сделать широкое и полное исследование. Социальная сеть Instagram входит в тройку самых популярных в России и является важнейшей площадкой для общения и размещения рекламы, которая имеет специфические особенности воздействия.
Рекламная коммуникация и воздействие ее на сознание индивида и общества всегда представляло интерес для психолингвистов. Рекламная Интернет-коммуникация также является объектом ее изучения. Однако новизна такого явления, как рекламный текст в социальных сетях, обусловливает его малоизученность. Специалисты по рекламе и маркетингу обязаны следить за каждым изменением в обществе, а классическая наука им в этом уступает. Среди современных исследований по психолингвистике речевого воздействия нет полноценных работ по социальным сетям и Instagram в частности. Instagram уже выступал в роли объекта изучения лингвистики, но существующие исследования рассматривают данное явление с других точек зрения и быстро устаревают.
Например, С.М. Карпоян и Ю.В. Щурина рассматривали данную социальную сеть как особый жанр виртуальной коммуникации [Карпоян, 2015; Щурина, 2016]; Федотовских описал языковые особенности рекламы в Instagram, однако эта работа несколько устарела [Федотовских, 2016]. М.А. Кузнецова наиболее близка в своей работе [Кузнецова, 2018] к нашим целям, однако понятие рекламного текста в данной социальной сети рассматривается ею узко, а фокус исследования направлен на прагматический аспект речевого воздействия с точки зрения речевых стратегий.
Свежесть и популярность явления, а также отсутствие комплексного психолингвистического взгляда на его речевое воздействие позволяют говорить об актуальности данного исследования.
Объект научного изучения: рекламная коммуникация в социальных сетях.
Предмет научного изучения: реализация способов речевого воздействия рекламных текстов в социальной сети.
Материал научного исследования: 200 рекламных креолизованных текстов социальной сети Instagram двух тематик: магазины женской одежды и развлекательные мероприятия. Выбор такого подхода к исследованию обусловлен пониманием изначального семантического поля аудитории этой рекламы. Выбор тематики профилей был выбран также по причине приоритетности использования данной социальной сети в качестве рекламной площадки в этих сферах.
Цель данной работы: выявить психолингвистические особенности речевого воздействия креолизованных рекламных текстов социальной сети Instagram.
Задачи научного исследования:
• обозначить специфику психолингвистического похода к изучению речевого воздействия;
• рассмотреть понимание термина «креолизованный текст» в рекламном Интернет-дискурсе;
• изучить признаки социальной сети Instagram как жанра Интернет- коммуникации;
• составить классификацию рекламных текстов в данной социальной сети;
• выявить особенности воздействия на сознание аудитории в каждом из выделенных типов креолизованных рекламных текстов в данной социальной сети.
Методы и приемы научного исследования: сплошная выборка, семантический анализ, классификация, психолингвистический метод интроспекции.
Теоретическая база исследования: труды по психолингвистике А.А Леонтьева, А.Д. Леонтьева; Е.Е. Анисимовой, Г.Н. Тельминова, Ю.Г. Алексеева в области креолизованных текстов; И.А. Стернина, П.Н. Махнина.
Практическая значимость научного исследования: результаты данного научного исследования могут быть применены для изучения лингвистики речевого воздействия в рамках элективного курса для учащихся 10-11 классов.
Апробация данного исследования состоялась на научной конференции «Молодежь и наука - 2019».
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, теоретической главы, практической главы, методической главы, заключения и приложения.
Рекламная коммуникация и воздействие ее на сознание индивида и общества всегда представляло интерес для психолингвистов. Рекламная Интернет-коммуникация также является объектом ее изучения. Однако новизна такого явления, как рекламный текст в социальных сетях, обусловливает его малоизученность. Специалисты по рекламе и маркетингу обязаны следить за каждым изменением в обществе, а классическая наука им в этом уступает. Среди современных исследований по психолингвистике речевого воздействия нет полноценных работ по социальным сетям и Instagram в частности. Instagram уже выступал в роли объекта изучения лингвистики, но существующие исследования рассматривают данное явление с других точек зрения и быстро устаревают.
Например, С.М. Карпоян и Ю.В. Щурина рассматривали данную социальную сеть как особый жанр виртуальной коммуникации [Карпоян, 2015; Щурина, 2016]; Федотовских описал языковые особенности рекламы в Instagram, однако эта работа несколько устарела [Федотовских, 2016]. М.А. Кузнецова наиболее близка в своей работе [Кузнецова, 2018] к нашим целям, однако понятие рекламного текста в данной социальной сети рассматривается ею узко, а фокус исследования направлен на прагматический аспект речевого воздействия с точки зрения речевых стратегий.
Свежесть и популярность явления, а также отсутствие комплексного психолингвистического взгляда на его речевое воздействие позволяют говорить об актуальности данного исследования.
Объект научного изучения: рекламная коммуникация в социальных сетях.
Предмет научного изучения: реализация способов речевого воздействия рекламных текстов в социальной сети.
Материал научного исследования: 200 рекламных креолизованных текстов социальной сети Instagram двух тематик: магазины женской одежды и развлекательные мероприятия. Выбор такого подхода к исследованию обусловлен пониманием изначального семантического поля аудитории этой рекламы. Выбор тематики профилей был выбран также по причине приоритетности использования данной социальной сети в качестве рекламной площадки в этих сферах.
Цель данной работы: выявить психолингвистические особенности речевого воздействия креолизованных рекламных текстов социальной сети Instagram.
Задачи научного исследования:
• обозначить специфику психолингвистического похода к изучению речевого воздействия;
• рассмотреть понимание термина «креолизованный текст» в рекламном Интернет-дискурсе;
• изучить признаки социальной сети Instagram как жанра Интернет- коммуникации;
• составить классификацию рекламных текстов в данной социальной сети;
• выявить особенности воздействия на сознание аудитории в каждом из выделенных типов креолизованных рекламных текстов в данной социальной сети.
Методы и приемы научного исследования: сплошная выборка, семантический анализ, классификация, психолингвистический метод интроспекции.
Теоретическая база исследования: труды по психолингвистике А.А Леонтьева, А.Д. Леонтьева; Е.Е. Анисимовой, Г.Н. Тельминова, Ю.Г. Алексеева в области креолизованных текстов; И.А. Стернина, П.Н. Махнина.
Практическая значимость научного исследования: результаты данного научного исследования могут быть применены для изучения лингвистики речевого воздействия в рамках элективного курса для учащихся 10-11 классов.
Апробация данного исследования состоялась на научной конференции «Молодежь и наука - 2019».
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, теоретической главы, практической главы, методической главы, заключения и приложения.
Instagram - социальная сеть, специфика которой заключается в том, что для формальной организации публикации обязательным критерием является наличие изображения или видео, в то время как текст выполняет сопровождающую роль. Instagram является полижанровым гипертекстом. В каждом из этих жанров присутствуют вербальный и визуальный компоненты, которые совместно воздействуют на адресата, составляя креолизованный текст - сложное текстовое образование, в котором вербальные и иконические элементы образуют одно визуальное, структурное, смысловое и функциональное целое, нацеленное на комплексное прагматическое воздействие на адресата.
Данная социальная сеть как рекламная площадка представляет собой разветвленную иерархическую цепь креолизованных рекламных текстов, оказывающих воздействие на адресата как самостоятельно, так и в совокупности с другими. Среди них мы выделили следующие.
Аккаунт компании как сверхтекст и как обособленный креолизованный рекламный текст составляют описание профиля и название и миниатюры публикаций.
Данный тип креолизованного рекламного текста встраивает в картину мира адресата новый образ компании. Описание профиля первым кратко, при помощи ключевых слов, назывных предложений, формирует у адресата представление о компании, которое в последствии связывается с визуальной частью профиля, воздействующей на эмоции и рождающей мотивацию открыть одну из публикаций.
Группа постов - это сверхтекст, концептуально и стилистически объединенное целое, где каждый пост отражает один из аспектов товара/проекта и последовательно расширяет семантическое поле адресата, сближая его с абстрактным адресантом. Общий рекламный текст делится на микротемы для последовательного формирования представления (новые знания о неизвестном элементе действительности), развертывания представления (новая информация об известном явлении), убеждения.
Публикация - это ключевая креолизованная единица социальной сети, где основная нагрузка ложится на визуальную составляющую, что обусловлено ее позицией, предшествующей тексту, и количеством занимаемого изображением пространства. Однако текст несет решающее значение для интерпретации и убеждения. Типы публикаций были классифицированы по контексту восприятия:
• публикация в профиле компании;
• рекламная публикация в профиле блогера;
• рекламная запись в ленте.
Изменения в контексте восприятия подразумевают изменения в конкретных средствах реализации воздействия, однако все они имеют общие черты.
На вербальном уровне публикации были выделены следующие способы воздействия.
Сокращение дистанции между адресантом и реципиентом, осуществляемое через:
• личные обращения;
• вопросно-ответную форму;
• интеракцию с возможностью немедленного отклика;
• конструирование общности адресанта с адресатом через имитацию дружеского общения при помощи личных и притяжательных местоимений;
• разговорные конструкции;
• моделирование картины мира адресата через характерный ему тезаурус;
• императивы в тексте либо в интерфейсе приложения.
Стремление к косвенности рекламы через предоставление советов, уподобление рекламного аккаунта информационному блогу, также является способом создать психологическую общность с аудиторией, и привязать ее к себе в целях осуществления суггестии.
Высокая экспрессивная окраска текста обусловлена активацией эмоциональной сферы при помощи фото/видео, информирование неизбежно сплетается с оценочностью, выстраивая положительное представление об объекте рекламы. Достигается она при помощи оценочной лексики, «теплых» слов, тропов.
Визуальный компонент предоставляет привлекательный образ, который обращается к стереотипам сознания аудитории, либо формирует новые стереотипы. Изображение представляет желаемый образ, а текст помогает адресату ассоциировать себя с ним либо с общностью.
Каждый компонент публикации обособленно может являться КРТ. Так, изображение или видео могут содержать вербальный текст, который содержит в себе выжимку информации или заголовок поста и несет в себе функцию дополнительной аттракции.
В рекламных текстах Instagram креолизация текстового компонента поста достигается использованием Emoji - идеографического языка. Психологическое воздействие поликодового текста такого рода реализуется, через графическое выделение положительной информации и ключевых слов, символизацию ключевых слов, обеспечивающую облечение восприятия текста и упрощение эмоциональной интерпретации текста за счет использования эмотиконов.
Подводя итог вышесказанному, следует сказать, что особенностями психолингвистического воздействия текста в социальной сети Instagram являются:
• ее многоуровневая креолизованная структура;
• возможность длительного и многоаспектного воздействия за счет специфики явления «социальная сеть» как средства общения и его гипертекстовости;
• преобладание эмоционального воздействия;
• нацеленность не на сиюминутное решение, а, в первую очередь, на привлечение внимания, создание имиджа и подписку;
• тесная связь с адресатом, обеспечиваемая общностью языкового сознания и семантических полей абстрактного адресанта и адресата, позволяющая суггестивно воздействовать на аудиторию в течение продолжительного срока.
Уместно говорить о том, что рекламный текст в социальной сети отличается от рекламного текста другого рода возможностью системного воздействия на адресата через создание сообщества, которое способствует сближению с адресатом. Бренд в таком случае становится для него авторитетным суггестором.
Результаты данного исследования были использованы при создании элективного курса для учащихся 10-11 классов с социо-гуманитарным профилем «Взаимодействие в современном коммуникативном пространстве», объединившего научные знания в области лингвистики, риторики, психологии, социологии (обществознания) и культурологии.
Данная социальная сеть как рекламная площадка представляет собой разветвленную иерархическую цепь креолизованных рекламных текстов, оказывающих воздействие на адресата как самостоятельно, так и в совокупности с другими. Среди них мы выделили следующие.
Аккаунт компании как сверхтекст и как обособленный креолизованный рекламный текст составляют описание профиля и название и миниатюры публикаций.
Данный тип креолизованного рекламного текста встраивает в картину мира адресата новый образ компании. Описание профиля первым кратко, при помощи ключевых слов, назывных предложений, формирует у адресата представление о компании, которое в последствии связывается с визуальной частью профиля, воздействующей на эмоции и рождающей мотивацию открыть одну из публикаций.
Группа постов - это сверхтекст, концептуально и стилистически объединенное целое, где каждый пост отражает один из аспектов товара/проекта и последовательно расширяет семантическое поле адресата, сближая его с абстрактным адресантом. Общий рекламный текст делится на микротемы для последовательного формирования представления (новые знания о неизвестном элементе действительности), развертывания представления (новая информация об известном явлении), убеждения.
Публикация - это ключевая креолизованная единица социальной сети, где основная нагрузка ложится на визуальную составляющую, что обусловлено ее позицией, предшествующей тексту, и количеством занимаемого изображением пространства. Однако текст несет решающее значение для интерпретации и убеждения. Типы публикаций были классифицированы по контексту восприятия:
• публикация в профиле компании;
• рекламная публикация в профиле блогера;
• рекламная запись в ленте.
Изменения в контексте восприятия подразумевают изменения в конкретных средствах реализации воздействия, однако все они имеют общие черты.
На вербальном уровне публикации были выделены следующие способы воздействия.
Сокращение дистанции между адресантом и реципиентом, осуществляемое через:
• личные обращения;
• вопросно-ответную форму;
• интеракцию с возможностью немедленного отклика;
• конструирование общности адресанта с адресатом через имитацию дружеского общения при помощи личных и притяжательных местоимений;
• разговорные конструкции;
• моделирование картины мира адресата через характерный ему тезаурус;
• императивы в тексте либо в интерфейсе приложения.
Стремление к косвенности рекламы через предоставление советов, уподобление рекламного аккаунта информационному блогу, также является способом создать психологическую общность с аудиторией, и привязать ее к себе в целях осуществления суггестии.
Высокая экспрессивная окраска текста обусловлена активацией эмоциональной сферы при помощи фото/видео, информирование неизбежно сплетается с оценочностью, выстраивая положительное представление об объекте рекламы. Достигается она при помощи оценочной лексики, «теплых» слов, тропов.
Визуальный компонент предоставляет привлекательный образ, который обращается к стереотипам сознания аудитории, либо формирует новые стереотипы. Изображение представляет желаемый образ, а текст помогает адресату ассоциировать себя с ним либо с общностью.
Каждый компонент публикации обособленно может являться КРТ. Так, изображение или видео могут содержать вербальный текст, который содержит в себе выжимку информации или заголовок поста и несет в себе функцию дополнительной аттракции.
В рекламных текстах Instagram креолизация текстового компонента поста достигается использованием Emoji - идеографического языка. Психологическое воздействие поликодового текста такого рода реализуется, через графическое выделение положительной информации и ключевых слов, символизацию ключевых слов, обеспечивающую облечение восприятия текста и упрощение эмоциональной интерпретации текста за счет использования эмотиконов.
Подводя итог вышесказанному, следует сказать, что особенностями психолингвистического воздействия текста в социальной сети Instagram являются:
• ее многоуровневая креолизованная структура;
• возможность длительного и многоаспектного воздействия за счет специфики явления «социальная сеть» как средства общения и его гипертекстовости;
• преобладание эмоционального воздействия;
• нацеленность не на сиюминутное решение, а, в первую очередь, на привлечение внимания, создание имиджа и подписку;
• тесная связь с адресатом, обеспечиваемая общностью языкового сознания и семантических полей абстрактного адресанта и адресата, позволяющая суггестивно воздействовать на аудиторию в течение продолжительного срока.
Уместно говорить о том, что рекламный текст в социальной сети отличается от рекламного текста другого рода возможностью системного воздействия на адресата через создание сообщества, которое способствует сближению с адресатом. Бренд в таком случае становится для него авторитетным суггестором.
Результаты данного исследования были использованы при создании элективного курса для учащихся 10-11 классов с социо-гуманитарным профилем «Взаимодействие в современном коммуникативном пространстве», объединившего научные знания в области лингвистики, риторики, психологии, социологии (обществознания) и культурологии.
Подобные работы
- Восприятие креолизованного текста носителями русского языка младшего поколения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2024



