Введение 3
ГЛАВА 1. Психолингвистическое воздействие на сознание в Интернет- рекламе 6
1.1. Психолингвистический подход к изучению речевого воздействия 6
1.2. Креолизованные тексты в рекламной Интернет-коммуникации 8
1.3. Механизмы воздействия креолизованных текстов 11
1.4. Instagram как гипертекст и особый жанр Интернет-дискурса 14
ГЛАВА 2. Речевое воздействие комплекса КРТ в социальной сети Instagram 19
2.1. Классификация КРТ в Instagram 19
2.2. Страница компании 22
2.3. Группа публикаций - единый КРТ 24
2.4. Публикация как КРТ 27
2.4.1. Публикация в профиле компании 28
2.4.2. Рекламная публикация у блогера 33
2.4.3. Рекламная запись в ленте 34
2.5. Визуальный компонент публикации как КРТ 37
2.6. Текстовый компонент публикации как КРТ 39
2.7. Общие тенденции воздействия КРТ в Instagram 41
ГЛАВА 3. Материалы для элективного курса «Взаимодействие в современном коммуникативном пространстве» 44
Заключение 50
Список литературы 54
Приложение 59
Приложение А 59
Приложение Б 64
Приложение В 83
Приложение Г
Стремительное развитие технологий влечет за собой глобальные изменения в мире, а значит создаются новые коммуникативные модели и формируется новая языковая картина мира. Образуются новые каналы воздействия, особенности которых необходимо изучать. На данный момент социальные сети занимают важное место в жизни современного человека, в особенности молодого поколения. Представители различных наук исследуют феномен социальных сетей. Однако постоянно изменяющиеся алгоритмы и тенденции не позволяют сделать широкое и полное исследование. Социальная сеть Instagram входит в тройку самых популярных в России и является важнейшей площадкой для общения и размещения рекламы, которая имеет специфические особенности воздействия.
Рекламная коммуникация и воздействие ее на сознание индивида и общества всегда представляло интерес для психолингвистов. Рекламная Интернет-коммуникация также является объектом ее изучения. Однако новизна такого явления, как рекламный текст в социальных сетях, обусловливает его малоизученность. Специалисты по рекламе и маркетингу обязаны следить за каждым изменением в обществе, а классическая наука им в этом уступает. Среди современных исследований по психолингвистике речевого воздействия нет полноценных работ по социальным сетям и Instagram в частности. Instagram уже выступал в роли объекта изучения лингвистики, но существующие исследования рассматривают данное явление с других точек зрения и быстро устаревают.
Например, С.М. Карпоян и Ю.В. Щурина рассматривали данную социальную сеть как особый жанр виртуальной коммуникации [Карпоян, 2015; Щурина, 2016]; Федотовских описал языковые особенности рекламы в Instagram, однако эта работа несколько устарела [Федотовских, 2016]. М.А. Кузнецова наиболее близка в своей работе [Кузнецова, 2018] к нашим целям, однако понятие рекламного текста в данной социальной сети рассматривается ею узко, а фокус исследования направлен на прагматический аспект речевого воздействия с точки зрения речевых стратегий.
Свежесть и популярность явления, а также отсутствие комплексного психолингвистического взгляда на его речевое воздействие позволяют говорить об актуальности данного исследования.
Объект научного изучения: рекламная коммуникация в социальных сетях.
Предмет научного изучения: реализация способов речевого воздействия рекламных текстов в социальной сети.
Материал научного исследования: 200 рекламных креолизованных текстов социальной сети Instagram двух тематик: магазины женской одежды и развлекательные мероприятия. Выбор такого подхода к исследованию обусловлен пониманием изначального семантического поля аудитории этой рекламы. Выбор тематики профилей был выбран также по причине приоритетности использования данной социальной сети в качестве рекламной площадки в этих сферах.
Цель данной работы: выявить психолингвистические особенности речевого воздействия креолизованных рекламных текстов социальной сети Instagram.
Задачи научного исследования:
• обозначить специфику психолингвистического похода к изучению речевого воздействия;
• рассмотреть понимание термина «креолизованный текст» в рекламном Интернет-дискурсе;
• изучить признаки социальной сети Instagram как жанра Интернет- коммуникации;
• составить классификацию рекламных текстов в данной социальной сети;
• выявить особенности воздействия на сознание аудитории в каждом из выделенных типов креолизованных рекламных текстов в данной социальной сети.
Методы и приемы научного исследования: сплошная выборка, семантический анализ, классификация, психолингвистический метод интроспекции.
Теоретическая база исследования: труды по психолингвистике А.А Леонтьева, А.Д. Леонтьева; Е.Е. Анисимовой, Г.Н. Тельминова, Ю.Г. Алексеева в области креолизованных текстов; И.А. Стернина, П.Н. Махнина.
Практическая значимость научного исследования: результаты данного научного исследования могут быть применены для изучения лингвистики речевого воздействия в рамках элективного курса для учащихся 10-11 классов.
Апробация данного исследования состоялась на научной конференции «Молодежь и наука - 2019».
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, теоретической главы, практической главы, методической главы, заключения и приложения.
Instagram - социальная сеть, специфика которой заключается в том, что для формальной организации публикации обязательным критерием является наличие изображения или видео, в то время как текст выполняет сопровождающую роль. Instagram является полижанровым гипертекстом. В каждом из этих жанров присутствуют вербальный и визуальный компоненты, которые совместно воздействуют на адресата, составляя креолизованный текст - сложное текстовое образование, в котором вербальные и иконические элементы образуют одно визуальное, структурное, смысловое и функциональное целое, нацеленное на комплексное прагматическое воздействие на адресата.
Данная социальная сеть как рекламная площадка представляет собой разветвленную иерархическую цепь креолизованных рекламных текстов, оказывающих воздействие на адресата как самостоятельно, так и в совокупности с другими. Среди них мы выделили следующие.
Аккаунт компании как сверхтекст и как обособленный креолизованный рекламный текст составляют описание профиля и название и миниатюры публикаций.
Данный тип креолизованного рекламного текста встраивает в картину мира адресата новый образ компании. Описание профиля первым кратко, при помощи ключевых слов, назывных предложений, формирует у адресата представление о компании, которое в последствии связывается с визуальной частью профиля, воздействующей на эмоции и рождающей мотивацию открыть одну из публикаций.
Группа постов - это сверхтекст, концептуально и стилистически объединенное целое, где каждый пост отражает один из аспектов товара/проекта и последовательно расширяет семантическое поле адресата, сближая его с абстрактным адресантом. Общий рекламный текст делится на микротемы для последовательного формирования представления (новые знания о неизвестном элементе действительности), развертывания представления (новая информация об известном явлении), убеждения.
Публикация - это ключевая креолизованная единица социальной сети, где основная нагрузка ложится на визуальную составляющую, что обусловлено ее позицией, предшествующей тексту, и количеством занимаемого изображением пространства. Однако текст несет решающее значение для интерпретации и убеждения. Типы публикаций были классифицированы по контексту восприятия:
• публикация в профиле компании;
• рекламная публикация в профиле блогера;
• рекламная запись в ленте.
Изменения в контексте восприятия подразумевают изменения в конкретных средствах реализации воздействия, однако все они имеют общие черты.
На вербальном уровне публикации были выделены следующие способы воздействия.
Сокращение дистанции между адресантом и реципиентом, осуществляемое через:
• личные обращения;
• вопросно-ответную форму;
• интеракцию с возможностью немедленного отклика;
• конструирование общности адресанта с адресатом через имитацию дружеского общения при помощи личных и притяжательных местоимений;
• разговорные конструкции;
• моделирование картины мира адресата через характерный ему тезаурус;
• императивы в тексте либо в интерфейсе приложения.
Стремление к косвенности рекламы через предоставление советов, уподобление рекламного аккаунта информационному блогу, также является способом создать психологическую общность с аудиторией, и привязать ее к себе в целях осуществления суггестии.
Высокая экспрессивная окраска текста обусловлена активацией эмоциональной сферы при помощи фото/видео, информирование неизбежно сплетается с оценочностью, выстраивая положительное представление об объекте рекламы. Достигается она при помощи оценочной лексики, «теплых» слов, тропов.
Визуальный компонент предоставляет привлекательный образ, который обращается к стереотипам сознания аудитории, либо формирует новые стереотипы. Изображение представляет желаемый образ, а текст помогает адресату ассоциировать себя с ним либо с общностью.
Каждый компонент публикации обособленно может являться КРТ. Так, изображение или видео могут содержать вербальный текст, который содержит в себе выжимку информации или заголовок поста и несет в себе функцию дополнительной аттракции.
В рекламных текстах Instagram креолизация текстового компонента поста достигается использованием Emoji - идеографического языка. Психологическое воздействие поликодового текста такого рода реализуется, через графическое выделение положительной информации и ключевых слов, символизацию ключевых слов, обеспечивающую облечение восприятия текста и упрощение эмоциональной интерпретации текста за счет использования эмотиконов.
Подводя итог вышесказанному, следует сказать, что особенностями психолингвистического воздействия текста в социальной сети Instagram являются:
• ее многоуровневая креолизованная структура;
• возможность длительного и многоаспектного воздействия за счет специфики явления «социальная сеть» как средства общения и его гипертекстовости;
• преобладание эмоционального воздействия;
• нацеленность не на сиюминутное решение, а, в первую очередь, на привлечение внимания, создание имиджа и подписку;
• тесная связь с адресатом, обеспечиваемая общностью языкового сознания и семантических полей абстрактного адресанта и адресата, позволяющая суггестивно воздействовать на аудиторию в течение продолжительного срока.
Уместно говорить о том, что рекламный текст в социальной сети отличается от рекламного текста другого рода возможностью системного воздействия на адресата через создание сообщества, которое способствует сближению с адресатом. Бренд в таком случае становится для него авторитетным суггестором.
Результаты данного исследования были использованы при создании элективного курса для учащихся 10-11 классов с социо-гуманитарным профилем «Взаимодействие в современном коммуникативном пространстве», объединившего научные знания в области лингвистики, риторики, психологии, социологии (обществознания) и культурологии.
1. Алексеев, Ю.Г. Вербальные и иконические компоненты креолизованного текста в интракультурной и интеркультурной коммуникации (экспериментальное исследование): Автореф. дисс... канд. филол. наук. Ульяновск, 2002. — 23 с.
2. Алексеев, Ю.Г. Креолизованный текст в межкультурной коммуникации (на матер. этноппсихолингвистического эксперимента) // Уч. зап. УлГУ. Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики. Сер. Линвистика. Вып.1(6). Ульяновск: УлГУ, 2001. С. 58-65.
3. Алексеева, А.А. Лукашевич, А.А. Вербальная, параграфическая и визуальная реализация концептов в креоизованных текстах наивного дискурса (на материале Instagram.com) // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: история, филология. 2018, №9. С. 105-114.
4. Анисимова, Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов): учеб. пособие для студентов факультетов иностр. языков вузов. — М.: Academia, 2003. — 128 с.
5. Анисимова, Е.Е. О целостности и связности креолизованного текста (к постановке проблемы) // Филологические науки. - 1996. - №5.
6. Анисимова, Е.Е. Паралингвистика и текст (к проблеме креолизованных и гибридных текстов) // ВЯ. - 1992. - №1.
7. Большакова, Л.С. О содержании понятия «поликодовый текст» // Вестник СамГУ. - 2008. - №4.
8. Валгина, Н.С. Теория текста. Москва. Логос, 2003. — 280 с.
9. Вахтель, Н. М. Основы прагмалингвистики: учебно-методическое
пособие для вузов. Воронеж: Издательскополиграфический центр
Воронежского государственного университета, 2008. 34 с.
10. Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2014. Т. 7. № 1. С. 120-128.
11. Дедова, О.В. К вопросу о терминологии лингвистического описания русского гипертекста (о соотношении понятий гипертекстуальности и интертекстуальности) // Русский язык: исторические судьбы и современность: тезисы международного конгресса. — М., 2001.
12. Иссерс, О. С. Речевое воздействие: учебное пособие. — М., 2011.
13. Капанадзе, Л. А. На границе письменного и устного текста: структура и тенденции развития электронных жанров // Л. А. Капанадзе. Голоса и смыслы. Избранные работы по русскому языку. М., 2005. С. 305-320.
14. Караулов, Ю.Н. Активная грамматика и ассоциативно-вербальная сеть. М., 1999;
15. Карпоян, С.М. Instagram как особый жанр виртуальной коммуникации // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: «Грамота», 2015. № 12(54): в 4-х ч. Ч. III. - C. 84-88
16. Козлова, Н. С. Социальная сеть «Instagram» как социально- психологическое явление // Молодой ученый. 2014. № 16. С. 387-390.
17. Леонтьев, А. А. Психолингвистика в рекламе // Вопросы психолингвистики. 2006. № 4. С. 7-24.
18. Леонтьев, А. А. Психология общения. — М., 1999
19. Лу Бинхуэй, Бузальскя, Е.В. Рекламная запись в социальной сети: речевые стратегии и тактики организации структуры речевого жанра // Язык и речь в Интернете: личность, общество, коммуникация, культура Сборник статей II Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. Под общей редакцией А.В. Должиковой, В.В. Барабаша. 2018. С. 174-182.
20. Махнин, П.Н. Психолингвистические аспекты воздействия рекламных текстов: Дисс. ...канд. филологич. наук. — М., 2005. — 204 с.
21. Печетова, Н.Ю., Николаева В.Г. Способы и средства реализации воздействующей функции в рекламных текстах сети Интернет // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. 2018. № 5 (67). С. 97-106.
22. Поварницына, М. В. Фасцинативность как конститутивный признак креолизованных текстов в массовой Интернет-коммуникации // Филологические науки. Вопросы теории и практики Тамбов: Грамота, 2015. № 12(54): в 4-х ч. Ч. III. C. 151-154.
23. Пойманова, О. В. Семантическое пространство видеовербального текста : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.02.19 / Моск. гос. лингвистический ун-т. - Москва, 1997. — 24 с.
24. Проскурин, Е.Г. Веб-сайт как полисемиотический гипертекст: к постановке проблемы // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 3 (22). С. 64-67.
25. Романова Т.В. Соотношение понятий текст-дискурс-гипертекст- сверхтекст в современных гуманитарных исследованиях // Функциональная лингвистика. 2011. № 2. С. 165-167.
26. Сорокин, Ю.А., Тарасов, Е.Ф. Креолизованные тексты и их коммууникативная функция // оптимизация речевоо воздействия. М., 1990. с. 180-186.
27. Старовойт, М.В. Лингвистические особенности текстов вирусной рекламы // Филологические науки. вопросы теории и практики. - Тамбов: "Грамота". № 8-1 (62) — 2016. С. 62-68.
28. Стернин, И.А. Основы речевого воздействия. Учебное издание. - Воронеж: «Истоки», 2012. - 178 с.
29. Тельминов, Г.Н. Интернет-реклама как вид креолизованного текста // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2009. № 5, С. 300-304
30. Федотовских Т. Г. Специфика рекламного сообщения в социальной сети Instagram / Т. Г. Федотовских // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. — 2016. — № 2 (150). — С. 77-83.
31. Чернявская В. Е. Лингвистика текста: Поликодовость,
интертекстуальность, интердискурсивность: учеб. пособие. - М.: Либроком, 2009. - 248 с.
32. Шевченко, А.С. Театральная афиша как рекламный текст и метод воздействия // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. — 2014, Т. 7, № 1. С. 120-128.
33. Шилина, А. Г. Instagram в аспекте массмедиалингвистики // Век информации. Медиа в современном мире. Петербургские чтения : Материалы 56-го международного форума 13-14 апр. 2017 / Отв. редактор В. В. Васильева. — 2017, № 2: в 2 томах — Том 2. — СПб : Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций, 2017. — 292 с.
34. Emoji are ideograms [Электронный ресурс] / Christopher S. Penn. Awaken your superhero. URL: https://www.christopherspenn.com/2017/10/emoji-are-ideograms/
35. Гусев, К.Ю. Бурковский, В.Л. ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ
АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННЫХ ДАННЫХ // Вестник Воронежского государственного технического университета, 2015. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/psiholingvisticheskiy-analiz-informatsionnyh-dannyh - Электрон. версия печат. публ.
36. Курьянович А. В. Место и роль визуального языка в современной коммуникации (на примере креолизованных рекламных текстов) [Электронный ресурс] / А. В. Курьянович, А. В. Драгунайте // Вестник ТГПУ. - 2015. - № 4 (157). - С. 153-157. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/mesto-i-rol-vizualnogo-yazyka-v-sovremennoy-kommunikatsii-na-primere-kreolizovannyh-reklamnyh-tekstov - Электрон. версия печат. публ.
37. Поварницына, М.В. Специфика креолизованных текстов в массовой
Интернет-коммуникации / Universum: Филология и искусствоведение: электрон научн. журн. — 2015 №6 (19). URL:
http://7universum.com/ru/philology/archive/item/2219
38. Прикладное программное обеспечение [Электронный ресурс] /
Википедия: свободная энциклопедия URL:
https: //ru.wikipedia. org/wiki/Прикладное_программное_обеспечение
39. Страница бренда [Электронный ресурс] / Artjoker. Ideas to result. URL: https://artjoker.ua/ru/big-brain/glossary/stranitsa-branda