ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы психологической коррекции агрессивности детей в старшем дошкольном возрасте 8
1.1. Проблема агрессивности детей старшего дошкольного возраста в
психологических исследованиях 8
1.2. Теоретические основы коррекционной работы по снижению
агрессивности детей старшего дошкольного возраста 18
Выводы по главе 1 26
Глава 2. Экспериментальное исследование по снижению агрессивности детей старшего дошкольного возраста 28
2.1. Организация и методы исследования 28
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 34
2.3. Результаты контрольного эксперимента 40
Выводы по главе 2 51
Заключение 53
Библиографический список 55
Приложения
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы психологической коррекции агрессивности детей в старшем дошкольном возрасте 8
1.1. Проблема агрессивности детей старшего дошкольного возраста в
психологических исследованиях 8
1.2. Теоретические основы коррекционной работы по снижению
агрессивности детей старшего дошкольного возраста 18
Выводы по главе 1 26
Глава 2. Экспериментальное исследование по снижению агрессивности детей старшего дошкольного возраста 28
2.1. Организация и методы исследования 28
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 34
2.3. Результаты контрольного эксперимента 40
Выводы по главе 2 51
Заключение 53
Библиографический список 55
Приложения
Одно из значений термина «коррекция» в переводе с латинского языка - поправка, частичное исправление или изменение (лат. correctio). Психологическая коррекция - это определенная форма психолого-педагогической деятельности по исправлению особенностей психического развития. Согласно установленной в возрастной психологии системе критериев, эти особенности не соответствуют предположительной «оптимальной» модели данного развития, норме или, скорее, возрастному ориентиру, как безупречному варианту развития ребенка на том или ином этапе онтогенеза [33].
В западной психологии проблема агрессии и агрессивности постоянно находится в поле зрения экспертов и практиков. Имеется огромное количество теоретических концепций, которые разъясняют данные феномены; ведутся многочисленные экспериментальные исследования, многие психотерапевтические средние учебные заведения, сталкиваясь с проблемой агрессивного поведения, пытаются разрабатывать техники его коррекции [34].
За минувшие десять лет во всем мире отмечается увеличение насильственных действий, сопряженных с особой жестокостью, вандализмом и глумлением над людьми. Данные социально-опасные проявления, как правило сопряженные с понятиями агрессии и агрессивности, вызывают серьезное беспокойство. Особенно острой в настоящий момент является проблема роста детской преступности и асоциальности. Большая часть преподавателей и психологов стали абсолютно неподготовленными ни теоретически, ни практически к решению проблем детской агрессивности.
Рост агрессивных тенденций среди людей отражает одну из острейших проблем нашего времени. Проявление агрессии, как в школах, так и дошкольных организациях все больше волнует воспитателей, учителей, родителей; у определенной категории детей агрессивность остается и развивается, трансформируясь в устойчивое личностное качество. В раннем и дошкольном возрасте агрессивные проявления встречаются у значительного числа детей как отражение слабой социализированности личности и отсутствия у них социально установленных коммуникативных навыков. Со временем под влиянием общения с окружающими на смену деструктивным формам взаимодействия приходят новые социализированные формы поведения.
Практически в любой группе детского сада, в семье встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он атакует, нападает на других детей, ударяет их, обзывает, отнимает и разламывает игрушки, умышленно использует грубые выражения, одним словом, становится «грозой» всего детского коллектива, источником огорчения воспитателей и родителей. Задиристость, непокладистость, грубость такого ребенка очень трудно принять, а еще труднее понять.
Педагогам и родителям не всегда понятно чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых - наказание. На самом деле это порой лишь безрассудное стремление добиться своего «места под солнцем». Дошкольник просто не понимает, как другим методом можно сражаться за выживание в этом странном и жестоком мире, как защитить себя.
Многочисленные исследования демонстрируют, что агрессивность, сформировавшаяся в детстве, остаётся устойчивой особенностью личности и сохраняется в течение последующей жизни человека. Таким образом, выявление мотивов агрессивного поведения детей дошкольного возраста, изучение условий формирования и альтернатив такого поведения настоятельно необходимо как для своевременной диагностики этого явления, так и для разработки эффективных коррекционных программ.
В зарубежной психологии выполнено огромное число исследований, нацеленных на изучение агрессии, ее возникновения, элементов и той значимости, которую она представляет в жизни человека. Но отечественные работы в данной сфере малочисленны (Е.М.Гаспарова, С.Н.Ениколопов, А.Д.Кошелева, Н.Д.Левитов, В.Е.Каган, Т.Г.Румянцева, И.А.Фурманов). В них, главным образом, намечаются подходы к изучению некоторых отдельных аспектов агрессии. В то же время почти отсутствуют экспериментальные исследования процесса развития агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.
Это обусловливает актуальность исследования проблемы агрессии у детей и процесса формирования агрессивного поведения, а также поиска путей его коррекции, начиная с дошкольного детства - возрастного периода первоначального развития личности ребенка.
Анализ значительного количества работ зарубежных и отечественных авторов указывает, насколько трудна и многоаспектна эта проблема и в какой степени многообразны представления на понятие агрессии, ее механизмы и вероятные предпосылки.
Тема исследования: Психологическая коррекция агрессивности детей старшего дошкольного возраста.
Цель: психологическая коррекция агрессивности детей старшего дошкольного возраста.
Объект: агрессивность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: психологическая коррекция агрессивности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить проблему агрессивности в старшем дошкольном
возрасте в теоретических исследованиях.
2. Изучить методы коррекционной работы по снижению
агрессивности детей старшего дошкольного возраста.
3. Организовать и провести экспериментальное исследование, направленное на коррекцию агрессивности детей старшего дошкольного возраста.
4. Оценить эффективность проделанной коррекционной работы.
Гипотеза: коррекционная работа по снижению агрессивности у детей старшего дошкольного возраста будет эффективной при соблюдении следующих условий:
- учет возрастно-психологических и индивидуальных
особенностей старших дошкольников при выборе содержания и режима занятий;
- адекватная цели и возрасту испытуемых констатирующая и контрольная диагностика признаков агрессивности детей старшего дошкольного возраста;
- соблюдение регулярности, частоты и продолжительности развивающих занятий;
- подбор актуальных игровых упражнений, направленных на снятие агрессивности детей старшего дошкольного возраста;
- эффективное взаимодействие с родителями.
Методы исследования:
1. Теоретические методы:
- изучение научной литературы по теме исследования (реферирование, составление библиографического списка, цитирование);
- теоретический анализ (сопоставление фактов в психологических
исследованиях и подтвержденных на практике, обобщения, выводы).
2. Эмпирические методы:
- анкетирование («Признаки агрессивности»);
- проективные методы (методики «Несуществующее животное»,
«Кактус»);
- эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).
3. Методы коррекционной работы:
- арттерапия,
- сказкотерапия,
игротерапия.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МКДОУ №3 «Радуга» Красноярского края, Ужурского района, ЗАТО п. Солнечный. В экспериментальном исследовании участвовали дети 6-7 лет в количестве 24 человек, 24 родителя и 2 воспитателя.
Методологическую основу исследования составили теоретические положения, которые были выдвинуты в работах российских учёных (Л. И. Божович, А. В. Запорожца, Л. С. Выготского). В нашей работе мы ссылались на современных исследователей (Э. Г. Эйдемиллера, В. В. Юстицкого, А. З. Шапиро, Е. О. Смирновой, Н. Ю. Синягиной, Е. И. Захаровой, Э. Арутюнянц, И. М. Марковской, Н. А. Рождественской, и др.), исследующих личность ребенка дошкольного возраста и проявления агрессивного поведения в данном возрасте. Использовался также опыт зарубежных авторов Р. У. Ричардсон, Т. А. Думитрашку, П. К. Керш, В.Сатир, К. Флек-Хобсон, П. Скин, К. Бейкер, Л. Берг-Кросс, Б. Е. Робинсон и др.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты экспериментальной части выпускной квалификационной работы могут быть использованы психологами, а также воспитателями детских дошкольных образовательных учреждений в качестве методики по снижению агрессивности у детей старшего дошкольного возраста.
Постановка и последовательное решение данных задач определяют структуру работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
В западной психологии проблема агрессии и агрессивности постоянно находится в поле зрения экспертов и практиков. Имеется огромное количество теоретических концепций, которые разъясняют данные феномены; ведутся многочисленные экспериментальные исследования, многие психотерапевтические средние учебные заведения, сталкиваясь с проблемой агрессивного поведения, пытаются разрабатывать техники его коррекции [34].
За минувшие десять лет во всем мире отмечается увеличение насильственных действий, сопряженных с особой жестокостью, вандализмом и глумлением над людьми. Данные социально-опасные проявления, как правило сопряженные с понятиями агрессии и агрессивности, вызывают серьезное беспокойство. Особенно острой в настоящий момент является проблема роста детской преступности и асоциальности. Большая часть преподавателей и психологов стали абсолютно неподготовленными ни теоретически, ни практически к решению проблем детской агрессивности.
Рост агрессивных тенденций среди людей отражает одну из острейших проблем нашего времени. Проявление агрессии, как в школах, так и дошкольных организациях все больше волнует воспитателей, учителей, родителей; у определенной категории детей агрессивность остается и развивается, трансформируясь в устойчивое личностное качество. В раннем и дошкольном возрасте агрессивные проявления встречаются у значительного числа детей как отражение слабой социализированности личности и отсутствия у них социально установленных коммуникативных навыков. Со временем под влиянием общения с окружающими на смену деструктивным формам взаимодействия приходят новые социализированные формы поведения.
Практически в любой группе детского сада, в семье встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он атакует, нападает на других детей, ударяет их, обзывает, отнимает и разламывает игрушки, умышленно использует грубые выражения, одним словом, становится «грозой» всего детского коллектива, источником огорчения воспитателей и родителей. Задиристость, непокладистость, грубость такого ребенка очень трудно принять, а еще труднее понять.
Педагогам и родителям не всегда понятно чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых - наказание. На самом деле это порой лишь безрассудное стремление добиться своего «места под солнцем». Дошкольник просто не понимает, как другим методом можно сражаться за выживание в этом странном и жестоком мире, как защитить себя.
Многочисленные исследования демонстрируют, что агрессивность, сформировавшаяся в детстве, остаётся устойчивой особенностью личности и сохраняется в течение последующей жизни человека. Таким образом, выявление мотивов агрессивного поведения детей дошкольного возраста, изучение условий формирования и альтернатив такого поведения настоятельно необходимо как для своевременной диагностики этого явления, так и для разработки эффективных коррекционных программ.
В зарубежной психологии выполнено огромное число исследований, нацеленных на изучение агрессии, ее возникновения, элементов и той значимости, которую она представляет в жизни человека. Но отечественные работы в данной сфере малочисленны (Е.М.Гаспарова, С.Н.Ениколопов, А.Д.Кошелева, Н.Д.Левитов, В.Е.Каган, Т.Г.Румянцева, И.А.Фурманов). В них, главным образом, намечаются подходы к изучению некоторых отдельных аспектов агрессии. В то же время почти отсутствуют экспериментальные исследования процесса развития агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.
Это обусловливает актуальность исследования проблемы агрессии у детей и процесса формирования агрессивного поведения, а также поиска путей его коррекции, начиная с дошкольного детства - возрастного периода первоначального развития личности ребенка.
Анализ значительного количества работ зарубежных и отечественных авторов указывает, насколько трудна и многоаспектна эта проблема и в какой степени многообразны представления на понятие агрессии, ее механизмы и вероятные предпосылки.
Тема исследования: Психологическая коррекция агрессивности детей старшего дошкольного возраста.
Цель: психологическая коррекция агрессивности детей старшего дошкольного возраста.
Объект: агрессивность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: психологическая коррекция агрессивности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить проблему агрессивности в старшем дошкольном
возрасте в теоретических исследованиях.
2. Изучить методы коррекционной работы по снижению
агрессивности детей старшего дошкольного возраста.
3. Организовать и провести экспериментальное исследование, направленное на коррекцию агрессивности детей старшего дошкольного возраста.
4. Оценить эффективность проделанной коррекционной работы.
Гипотеза: коррекционная работа по снижению агрессивности у детей старшего дошкольного возраста будет эффективной при соблюдении следующих условий:
- учет возрастно-психологических и индивидуальных
особенностей старших дошкольников при выборе содержания и режима занятий;
- адекватная цели и возрасту испытуемых констатирующая и контрольная диагностика признаков агрессивности детей старшего дошкольного возраста;
- соблюдение регулярности, частоты и продолжительности развивающих занятий;
- подбор актуальных игровых упражнений, направленных на снятие агрессивности детей старшего дошкольного возраста;
- эффективное взаимодействие с родителями.
Методы исследования:
1. Теоретические методы:
- изучение научной литературы по теме исследования (реферирование, составление библиографического списка, цитирование);
- теоретический анализ (сопоставление фактов в психологических
исследованиях и подтвержденных на практике, обобщения, выводы).
2. Эмпирические методы:
- анкетирование («Признаки агрессивности»);
- проективные методы (методики «Несуществующее животное»,
«Кактус»);
- эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).
3. Методы коррекционной работы:
- арттерапия,
- сказкотерапия,
игротерапия.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МКДОУ №3 «Радуга» Красноярского края, Ужурского района, ЗАТО п. Солнечный. В экспериментальном исследовании участвовали дети 6-7 лет в количестве 24 человек, 24 родителя и 2 воспитателя.
Методологическую основу исследования составили теоретические положения, которые были выдвинуты в работах российских учёных (Л. И. Божович, А. В. Запорожца, Л. С. Выготского). В нашей работе мы ссылались на современных исследователей (Э. Г. Эйдемиллера, В. В. Юстицкого, А. З. Шапиро, Е. О. Смирновой, Н. Ю. Синягиной, Е. И. Захаровой, Э. Арутюнянц, И. М. Марковской, Н. А. Рождественской, и др.), исследующих личность ребенка дошкольного возраста и проявления агрессивного поведения в данном возрасте. Использовался также опыт зарубежных авторов Р. У. Ричардсон, Т. А. Думитрашку, П. К. Керш, В.Сатир, К. Флек-Хобсон, П. Скин, К. Бейкер, Л. Берг-Кросс, Б. Е. Робинсон и др.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты экспериментальной части выпускной квалификационной работы могут быть использованы психологами, а также воспитателями детских дошкольных образовательных учреждений в качестве методики по снижению агрессивности у детей старшего дошкольного возраста.
Постановка и последовательное решение данных задач определяют структуру работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Проведенное исследование позволило сделать следующие общие выводы:
Во-первых, выдвинутая в исследовании гипотеза о том, что коррекционная работа по снижению агрессивности у детей старшего дошкольного возраста будет эффективной при соблюдении следующих условий: учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей старших дошкольников при выборе содержания и режима занятий; своевременная диагностика признаков агрессии детей старшего дошкольного возраста; соблюдение регулярности, частоты и продолжительности развивающих занятий; подбор актуальных игровых упражнений, направленных на снятие агрессивности у детей старшего дошкольного возраста, получила подтверждение.
Во-вторых, попытка создания коррекционной программы на снижение агрессивности у детей старшего дошкольного возраста оправдала себя.
В-третьих, на этом основании можно считать, что в исследовании экспериментальную разработку получили такие методы как игротерапия, арттерапия и сказкотерапия, которые были включены в коррекционные занятия, направленные на саморегуляцию поведения и формирования умения детей конструктивного общения и выхода из конфликтных ситуаций без причинения вреда другому человеку.
В-четвертых, выполненное экспериментальное исследование имеет общую практическую (прикладную) направленность. Разработанные нами в коррекционной программе занятия на снижение агрессивности могут быть использованы в массовой практике работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Данная программа не представляет собой единственный законченный вариант, она может быть расширенной дополненной новыми технологиями.
Таким образом, полученные данные являются основой для дальнейших исследований по данной проблеме, в том числе убеждают, что установление определенных причин повышенной агрессивности, а также применения целенаправленных коррекционных занятий реально оказывают влияние на снижение агрессивности у детей старшего дошкольного возраста.
Во-первых, выдвинутая в исследовании гипотеза о том, что коррекционная работа по снижению агрессивности у детей старшего дошкольного возраста будет эффективной при соблюдении следующих условий: учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей старших дошкольников при выборе содержания и режима занятий; своевременная диагностика признаков агрессии детей старшего дошкольного возраста; соблюдение регулярности, частоты и продолжительности развивающих занятий; подбор актуальных игровых упражнений, направленных на снятие агрессивности у детей старшего дошкольного возраста, получила подтверждение.
Во-вторых, попытка создания коррекционной программы на снижение агрессивности у детей старшего дошкольного возраста оправдала себя.
В-третьих, на этом основании можно считать, что в исследовании экспериментальную разработку получили такие методы как игротерапия, арттерапия и сказкотерапия, которые были включены в коррекционные занятия, направленные на саморегуляцию поведения и формирования умения детей конструктивного общения и выхода из конфликтных ситуаций без причинения вреда другому человеку.
В-четвертых, выполненное экспериментальное исследование имеет общую практическую (прикладную) направленность. Разработанные нами в коррекционной программе занятия на снижение агрессивности могут быть использованы в массовой практике работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Данная программа не представляет собой единственный законченный вариант, она может быть расширенной дополненной новыми технологиями.
Таким образом, полученные данные являются основой для дальнейших исследований по данной проблеме, в том числе убеждают, что установление определенных причин повышенной агрессивности, а также применения целенаправленных коррекционных занятий реально оказывают влияние на снижение агрессивности у детей старшего дошкольного возраста.
Подобные работы
- ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2023 - СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПРИ АГРЕССИВНОМ ПОВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2020 - Изотерапия и её возможности в психолого-педагогической коррекции агрессивности старших дошкольников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Изотерапия и её возможности в психолого-педагогической коррекции агрессивности старших дошкольников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОТЕРАПИИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Влияние мультипликационных эталонов на развитие агрессивности детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СНИЖЕНИЯ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД СКАЗКОЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2019 - Психологическое консультирование родителей и их детей как средство коррекции проявлений агрессии детей старшего дошкольного возраста, увлекающихся гаджетами
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2023



