ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 9
1.1. Проблема внимания в психологии 9
1.2. Становление внимания детей в старшем дошкольном возрасте 14
1.3. Современное состояние изучения проблемы внимания детей
старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта 23
Выводы по первой главе 29
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 31
2.1. Организация, методы и методики исследования 31
2.2. Особенности внимания детей старшего дошкольного возраста с
нарушением интеллекта 36
Выводы по второй главе 44
ГЛАВА III. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 46
3.1. Научно-методологические подходы к коррекции внимания детей
старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта 46
3.2. Основные направления, формы, методы психологической
коррекции внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта 61
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 67
Выводы по третьей главе 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 85
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время одним из актуальных направлений в психолого-педагогических исследованиях является изучение внимания детей старшего дошкольного возраста. Процесс построения модели образования и воспитания дошкольников с ограниченными интеллектуальными возможностями имеет важное значение, поскольку существует прямая зависимость между уровнем внимания и умственным развитием. Немаловажным фактором актуальности исследования является определение способов социальной адаптации дошкольников с ограниченными интеллектуальными возможностями [86].
Стоит отметить, что внимание является одним из основных показателей общей оценки уровня развития личности человека. Психологи отмечают существенные различия в развитии уровня внимания у старших дошкольников с умственной отсталостью. Такие выдающиеся психологи как Л.В. Занков (1999) [22], А.Р. Лурия (1960) [42], М.С. Певзнер (1973) [60], Г.Е. Сухарева (1973) считают синдром дефицита внимания одним из признаков умственной отсталости.
Внимание - важная часть человеческой деятельности, которая требует организованности и точности [49]. Новый подход к проблеме компенсации отклонений в умственном развитии ребёнка с нарушением интеллекта рассматривает изучение внимания, как фундаментального психического процесса, тесно связанного с познавательным развитием.
В коррекционной психологии существует большое количество работ, посвященных изучению внимания. К ним относятся научные труды, в которых отражены исследования, проводимые И.Л. Баскаковой (1982), С.В. Лиепинь (1977) [39], Л.И. Переслени (1981), С.А. Сагдуллаевым (1975) и другими специалистами. В работах И.Л. Баскаковой (1982), И.Г. Еременко (1985) отмечается, что у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта в большей степени, чем у их нормально развивающихся сверстников, выражены недостатки произвольного внимания: малая устойчивость, трудность распределения, слабость концентрации, замедленная переключаемость и т.д.
Исследования современных ученых (Н.Ф. Добрынина (2003); Н. В. Бабкиной (2006); Н.П. Локаловой (2006); Т. Д. Пускаевой (2009); Л.Ф. Чупрова (2008); Л.А. Ясюковой (2005) доказывают эффективность коррекции внимания изучаемого контингента детей при условии организации специальных программ, учитывающих особенности психической деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
У умственно отсталых дошкольников степень развития внимания определяет возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения. Внимание - главное условие реализации познавательной деятельности, открывающее возможности для успешного обучения не только традиционными методами, но и с использованием новых информационных технологий. Недостаток развития внимания детей приводит к неправильной настройке мыслительной деятельности ребёнка.
Решение задачи оптимизации развития внимания детей дошкольного возраста с ограниченными интеллектуальными возможностями успешно реализуется в различных видах деятельности, среди которых особое место занимает зрительная деятельность. По мнению И.А. Грошенкова (2002), Т.Н. Головиной (1961), Н.Н. Нудельман (1988), И.П. Павловой (1975), Ж.И. Шиф (1968) занятия должны быть организованы так, чтобы визуальная деятельность стала средством развития внимания старших дошкольников с нарушением интеллекта. При этом следует учитывать патологии в особенностях развития детей, для чего необходимо выработать особое отношение к детям с умственной отсталостью [1].
Несмотря на имеющуюся актуальность исследования и ее практическую значимость, многие вопросы, касающиеся разработки психологической коррекции внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта остаются мало изученными. Об этом свидетельствует недостаточная представленность комплексных разработок в теории и практике психологии и педагогики изучаемого контингента детей.
Таким образом, система коррекционной помощи дошкольникам с нарушением внимания должна быть систематической и целенаправленной. Эта теоретическая позиция определила цель и задачи проводимого исследования.
Проблема исследования: заключается в изучении особенностей внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта; разработке и внедрению в практику психологической программы коррекции имеющихся недостатков у данного контингента детей.
Объект исследования: внимание детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Предмет исследования: психологическая коррекция внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что особенностями внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта являются: недостаточный для возрастной нормы объём, низкая устойчивостью и концентрация, медленное переключение и распределение внимания. Эффективность коррекции имеющих нарушений может быть повышена, при условии использования разработанной нами психологической программы по коррекции внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Цель исследования: изучить особенности внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта; теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность психологической программы по коррекции внимания у изучаемого контингента дошкольников.
В соответствии с поставленной целью необходимо определить следующие задачи исследования:
1) На основании анализа общей, специальной психолого¬педагогической и медико-биологической литературы определить современное состояние проблемы исследования;
2) Экспериментально изучить особенности внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта;
3) Разработать психологическую программу по коррекции внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта и определить ее эффективность.
Методы исследования были определены исходя из поставленной цели, сформированной гипотезы и рассматриваемых задач работы. В ходе исследования применялись:
■ теоретические методы: анализ психолого-педагогической,
научно-методической и медико-биологической литературы по проблеме исследования;
■ эмпирические методы: изучение индивидуальных особенностей ребёнка, учёт его личностных характеристик, формирование исследуемой группы по схожим критериям, применение экспериментальных методик.
В процессе проведения исследования были применены следующие методики психологической диагностики:
1. «Запомни и расставь точки» Р.Н. Немова (2004) [52];
2. «Диагностика особенностей внимания» А.А. Осипова (2002) [59];
3. «Оценка уровня развития произвольного внимания» Б.Б. Бурдона (1895) в модификации Пьерона-Рузера (1986) [60].
Теоретической и методологической основной исследования являются положения, изложенные в научных трудах:
■ теория внимания, как проявление активности личности, выдвинутая Н. Ф. Добрыниным (1965) [16];
■ теория внимания, как функция внутреннего контроля над соответствием умственных действий программ их осуществления, выдвинутая П.Я. Гальпериным (1974) [14];
■ описание механизмов развития внимания, представленных В.И. Селеверстовой (1997), Л.Д. Столяренко (2009), Р.С. Немовым (2007) [52], С.Л. Рубинштейном (1940) [70];
■ работы по изучению внимания детей дошкольного возраста отечественными психологами Д.Б. Эльконин (1984) [11, 98], Л.С. Выготский (1991) [8], А.В. Запорожец (1982), Н.Ф. Добрынин (1988) [16];
■ положения о физиологической природе нарушения внимания Ж. Пиаже (1974), В.В. Лебединким (1985), В.И. Любовским (2013);
■ положения о психологии детей с нарушением интеллекта Л.В. Кузнецовой (2006), Л.И. Переслени (1981) [32];
■ положения о нейрофизиологических основах внимания А.Р. Лурия (1960) [42] и Е.Д. Хомский (1987);
■ концепция о внимании, как формирующего навыка самоконтроля П.Я. Гальперина (1974) [14], С.Л. Кабыльницкой (1986).
Организация исследования: экспериментальное исследование проведено на базе МБДОУ «Детский сад «Теремок» филиала МБОУ «Подсосенская СОШ» в с. Подсосное. Исследование проводилось с группой воспитанников детского сада, всего в эксперименте приняло участие 30 детей, из них 15 мальчиков и 15 девочек. При этом 24 воспитанника имели диагноз «F70», 6 воспитанников имели диагноз «F71». Возраст испытуемых 5,5 - 6,4 лет.
Этапы проведения исследования: исследование проводилось в четыре этапа в период с сентября 2022 по март 2023 года.
Подготовительный этап (сентябрь 2022 - ноябрь 2022). Заключался в подборе, анализе и изучении педагогической, психологической и специальной литературы по направлению исследования. Определён существующий уровень проблемы, дана оценка изученности ей изученности. Выявлена суть проблемы, определена гипотеза, установлены теоретические и методологические основы исследования, поставлены цели и задачи, сформирован объект и предмет исследования. Состоялось знакомство с деятельностью образовательного учреждения, где реализован эксперимент, проведён анализ анамнестических и катамнестических особенностей учащихся, осуществлён выбор диагностического инструментария.
Констатирующий этап (февраль 2022 - март 2022). Состоял из констатирующего эксперимента с уточнением количественных и качественных данных по итогам анализа уровня внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Формирующий этап (февраль 2023 - март 2023). Включал в себя разработку, реализацию и внедрение программы психологической коррекции уровня внимания детей старшего дошкольного возраста.
Контрольный этап (март 2023). Предполагал обработку данных формирующего эксперимента, проведение анализа полученных результатов, проверку эффективности подобранной программы коррекции, сравнение и обобщение полученных результатов.
Теоретическая значимость исследования: определяется тем, что его результаты позволят расширить и углубить научные представления об особенностях внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта и его коррекции.
Практическая значимость исследования: полученный по итогам работы материал, а также результаты теоретического и диагностического исследования, раскрывающие особенности внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта, могут быть полезны при применении в педагогической и коррекционной работе психолога.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы в количестве 100 источников, включает в себя 6 приложений. Проиллюстрирована 17 рисунками, содержит 12 таблиц, 6 гистограмм. Общий объём работы составляет 117 страниц.
Целью проводимого исследования являлось изучение особенностей внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта, разработка и реализация программы психологической коррекции, а также экспериментальная проверка её эффективности.
Внимание - важная часть человеческой деятельности, которая требует организованности и точности. Новый подход к проблеме компенсации отклонений в умственном развитии ребёнка с нарушением интеллекта рассматривает изучение внимания, как фундаментального психического процесса, тесно связанного с познавательным развитием.
В исследовательской среде по настоящее время ведутся споры и нет однозначного единого мнения относительно закономерностей протекающих процессов при реализации человеком функции внимания, проводятся многочисленные эксперименты, анализируются пути и способы развития этого процесса, в том числе у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
В коррекционной психологии существует большое количество работ, посвященных изучению внимания. К ним относятся научные труды И.Л. Баскаковой (1982), С.В. Лиепинь (1977) [39], Л.И. Переслени (1981), С.А. Сагдуллаева (1975) и других учёных. В работах И.Л. Баскаковой (1982), И.Г. Еременко (1985) отмечается, что у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта в большей степени, чем у их нормально развивающихся сверстников, выражены недостатки произвольного внимания: малая устойчивость, трудность распределения, слабость концентрации, замедленная переключаемость.
В ходе проведения исследования выдвинуто предположение о том, что эффективность коррекции отклонений уровня внимания детей старшего школьного возраста с нарушением интеллекта может быть увеличена, за счёт применения разработанной психологической программы коррекции, направленной на развития его свойств.
С целью подтверждения данной гипотезы было организовано диагностическое исследование, суть которого заключалась в выявлении особенностей внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта, путём применения следующих методик:
1. «Запомни и расставь точки» Р.Н. Немова (2004) [52];
2. «Диагностика особенностей внимания» А.А. Осипова (2002) [60];
3. «Оценка уровня развития произвольного внимания» Б.Б. Бурдона (1985), в модификации Пьерона-Рузера (1986). [60]
В процессе констатирующего эксперимента установлено, что дети старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта действительно испытывают трудности в обучении, по причине недостаточного уровня развития свойств внимания. Анализ результатов показал, что из 30 исследуемых детей на очень низком уровне находятся показатели (по каждому эксперименту в отдельности) внимания: объёма - 60%, концентрации - 40 %, устойчивости и распределения - 10 %. Показатели уровня развития объема, концентрации, устойчивости, распределения внимания, больше чем у половины испытуемой группы детей находится ниже возрастной нормы.
При проведении исследования применялись теоретические и эмпирические методы. К первым относится анализ психолого-педагогической, научно-методической и медико-биологической литературы по рассматриваемой проблеме. Ко вторым относится изучение индивидуальных особенностей ребёнка, учёт его личностных характеристик, формирование исследуемой группы по схожим критериям, применение экспериментальных методик. Экспериментальные методики построены на реализации констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов. В процессе исследования также использован количественный и качественный анализ полученных данных.
Подбор детей для комплектования экспериментальной выборки для эксперимента осуществлён исходя из следующих критериев:
- Схожесть у испытуемых показателей возраста (дети 5-6 лет);
- Схожесть клинической картины нарушения интеллекта;
- Обучение в коррекционных и развивающих группах.
По итогам констатирующего эксперимента установлены основные характеристики внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта: сниженная устойчивость и концентрация, трудности переключения и распределения, низкая скорость обработки информации. Данные обстоятельства безусловно является препятствием в усвоении учебного материала.
Результаты констатирующего эксперимента позволили определить направление психологической коррекции свойств внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта, динамику развития которых должен был отразить формирующий эксперимент. Условием эксперимента стало деление детей на 2 группы по 15 человек - экспериментальную и контрольную.
В процессе проведения формирующего эксперимента было отмечено улучшение некоторых показателей внимания: увеличился объём, улучшилась способности к переключению, усилилась способность к распределению, сформировалось направление и концентрация, закрепилась устойчивость.
Полученные результаты позволили сделать вывод о том, что эффективность от внедрения и применения психологических программ коррекции в конечном итоге дали положительную динамику.
Применение методики «Запомни и расставь точки» Р.Н. Немова (2004 г.) позволило выявить положительную динамику в экспериментальной группе детей. До проведения психокоррекционного воздействия очень низкий объём внимания был выявлен у 60 % детей с нарушением интеллекта. После коррекции этот показатель составил 40%, в количественном выражении улучшение отмечено у 3 детей.
Методикой «Диагностики особенностей внимания» А.А. Осиповой (2002 г.) в контрольном эксперименте также отмечена положительная динамика в экспериментальной группе детей. До проведения психокоррекционного воздействия очень низкий уровень концентрации внимания выявлен у 40 % детей с нарушением интеллекта. После применения коррекции показатель составил 27%, в количественном выражении улучшение отмечено у 2 воспитанников.
Анализ результатов по методике «Диагностики особенностей внимания» Б.Б. Бурдона (1985), в модификации Пьерона-Рузера (1986) позволил отметить положительную динамику в экспериментальной группе. До психокоррекционного воздействия очень низкий уровень произвольного внимания выявлен у 13 % детей с нарушением интеллекта. После применения коррекционной программы детей в данной категории не оказалось - все показали лучшее результаты, в количественном выражении динамика отмечена у 2 детей.
Итоги исследования позволяют сделать вывод о положительном характере изменений в уровне развития внимания детей старшего школьного возраста с нарушением интеллекта от реализации программы «Психологической коррекции внимания детей старшего школьного возраста с нарушением интеллекта». Разработанная программа вносит неоценимый вклад в развитие мыслительной деятельности детей с наличием отклонений, а её эффективность доказана экспериментально.
Результаты работы подтверждают выдвинутую гипотезу о том, что эффективность коррекции внимания детей старшего школьного возраста с нарушением интеллекта может быть повышена при условии использования разработанной психологической программы коррекции по развитию свойств и функций внимания у старших дошкольников с нарушением интеллекта.
На основании вышеизложенного можно полагать, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.
1. Азина Е.Г. Сорокоумова С.К. Сопровождение младших школьников с ЗПР в условиях инклюзивного обучения //Теория, история и методология психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями. Материалы VIII международного теоретико-методологического семинара, 2016. С. 33-41.
2. Айзенберг, Б.И. Психокоррекционная работа с детьми, имеющими нарушения психического развития [Текст] / Б.И. Айзенберг, Л.В. Кузнецова - М.: Просвещение, 1992. - 173 с.
3. Актуальные проблемы диагностики задержки психического
развития детей / Под ред. К. С. Лебединской. - М. 1982.
4. Алексеев, И.А. Теоретико-методологические подходы к изучению психики детей с нарушением интеллекта / И.А. Алексеев, О.В. Калинина, Н.Л. Лихачева. - М. : ЛитРес, 2023. - 183-202 с.
5. Анастази, А. Психологическое тестирование [Текст] / А.Анастази. Пер. с.англ. / [Предисл. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского] - СПб.: Питер, 2007. - 688 с.
6. Вундт В. Память и внимание: В кн. избр. псих. произв. - М.: Просвещение. 1994.
7. Выготский, Л.С. Лекции по психологии [Текст] / Л.С. Выготский - СПб.: СОЮЗ, 1991. - 143 с.
8. Выготский, Л.С. Психология развития человека [Текст] / Л.С.
Выготский - М.: Смысл, 2004. - 1135 с.
9. Выготский, Л.С. Психология: учебное пособие [Текст] / Л.С.
Выготский - М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. - 1061 с.
10. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций.
Москва: Издательство АПН. 1991. 294 с.
11. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. [Текст] / Гл. ред. А.В. Запорожец - М.: Педагогика, 1982 - 1984. Т. 4: Детская психология /
Под ред. Д.Б. Эльконина. - 1984. - 432 с.
12. Гаврилушкина, О.П. Воспитание и обучение умственно отсталых
дошкольников [Текст] / О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова - М.:
Просвещение, 1985. - 72 с.
13. Гаврина С.Е Большая книга развития творческих способностей для детей 3-6 лет. Развиваем восприятие, воображение, внимание, фантазию / С.Е Гаврина. - Москва : АСТ, 2018. - 323 с.
14. Гальперин П.Я. Расстройства внимания и методы их устранения / Под ред. С.С. Ляпидевского. - М.: Министерство Просвещения РСФСР, 1995. - 196 с.
15. Джиоева Г.Х. Интеллектуальное развитие дошкольников в процессе подготовки ко школе / Г.Х. Джиоева // Вектор науки ТГУ Серия: Педагогика, психология.. - 2018. - № 3(22). - С. 74-79.
16. Добрынин Н.Ф. Произвольное и непроизвольное внимание //
Учёные записки МГПИ им. В.И. Ленина / Н.Ф. Добрынин. - М.:
Министерство Просвещения РСФСР, 1988. - 118 с.
17. Доналдсон, М. Мыслительная деятельность детей [Текст] /М. Доналдсон. Пер. с англ. / Под ред. В.И. Лубовского - М.: Педагогика, 1985. - 191 с.
18. Дубровина, И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми [Текст] / Под ред. И.В. Дубровиной - М.: Издательский центр Академия, 2001. - 160 с.
19. Екжанова Е.А. Коррекционно- развивающее обучение и воспитание : Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта пособие / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. - Москва : Просвещение, 2018. - 117, с.10 с.
20. Екжанова, Е.А. Организация коррекционно-педагогического процесса в специализированном дошкольном учреждении для детей с нарушениями интеллекта [Текст] / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева // Дефектология. - 2000. - № 3. - С. 19-24.
21. Забрамная, С.Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей [Текст] / С.Д. Забрамная, О.В. Боровик - М.: ВЛАДОС, 2005. - 32 с.
22. Занков, Л.В. Психология умственно отсталого ребенка [Текст] / Л.В. Занков - М.: Академия, 1999. - 115 с.
23. Исаев Д.Н Психология детей с нарушением интеллекта / Д.Н Исаев. - Москва : Юрайт, 2019. - 15 с.
24. Катаева, А.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии [Текст] / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 224 с (17).
25. Катаева, А.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников [Текст] / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева - М.: Бук-мастер, 1993. - 191 с.
26. Катаева, А.А. Дошкольная олигофренопедагогика [Текст] / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 2007с.
27. Кожин Г.И., Лобанова А.В. Изучение особенностей нарушений памяти младших школьников с задержкой психического развития // Вестник современных исследований. 2017. № 6-1 (9). С. 88-90.
28. Колесникова Г. И. Специальная психология и специальная педагогика / Г. И. Колесникова. - Москва : Юрайт, 2022. - 215 с.
29. Колосова, Т. А. Психология детей с нарушением интеллекта : учебное пособие для вузов / Т. А. Колосова, Д. Н. Исаев ; под общей редакцией Д. Н. Исаева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 151 с
30. Коротовских Т.В. Экспериментальное изучение особенностей развития мыслительных операций у дошкольников с задержкой психического развития / Т.В. Коротовских, Е.М. Григорьева, Ю.Н. Купцова // Мир науки. Педагогика и психология. - 2019. - Т. 7, № 3. - С. 1-7.
31. Крючкова, Л.Л. Развитие общения у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта / Л.Л. Крючкова. - Санкт - Петербург: Юрайт, 2023. - 39-51 с.
32. Кузнецова, Л.В. Основы специальной психологии [Текст] / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени - М.: Издат. центр Академия, 2006. - 480 с.
33. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Москва: 1999. 142 с.
34. Куфтяк Е.В. Изучение коммуникативных способностей дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Е.В. Куфтяк, М.С. Одинцова // Клиническая и специальная психология. - 2018. - Т. 7, № 2. - С. 70-82.
35. Лебединская К.С. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития. Москва: Издательский центр «Академия», 1999. 340с.
36. Лебединская К.С. Актуальные проблемы диагностики и систематики задержки психического развития детей. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития. Москва: Педагогика, 1982. - 296 с.
37. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. М.: Изд-во МГУ. 1985. 168с.
38. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учебное пособие [Текст] / В.В. Лебединский - М.: Изд. центр Академия, 2006. - 144 с.
39. Лиепинь С. В. Сравнительные исследования объема внимания учащихся 1-3 классов вспомогательных и массовых школ // Клиническое и психолого-педагогическое изучение детей с интеллектуальной недостаточностью. - М., 1976. - С.63-67.
40. Липкина А.И. К вопросу о методах выявления самооценки как личностного параметра умственной деятельности // Проблемы диагностики умственного развития учащихся. Москва: 1975. 155 с.
41. Лубовский, В.И. Специальная психология [Текст] / Под ред. Лубовского В.И. - М.: Изд. центр Академия, 2007. - 464 с.
42. Лурия А.Р. Умственно отсталый ребенок. - М.: АПН РСФСР, 1960. - 204 с.
43. Макаркова Я.С., Еремина Ю.С. К вопросу о школьной психологической готовности детей с ЗПР. Инклюзивное образование: теория и практика сборник материалов международной научно-практической конференции, 2018. С. 645-648.
44. Маллаев Дж. М., Гендерная тифлопсихлогия дошкольного и младшего школьного возраста / Дж. М. Маллаев, П.О. Омарова, Д.П.Гаджиева. - СПб.: Речь, 2013. - 344 с.
45. Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии [Текст] / И.И. Мамайчук - СПб.: Речь, 2003. - 400 с.
46. Матасов, Ю.Т. Изучение мыслительной деятельности учащихся вспомогательной школы [Текст] / Ю.Т. Матасов - М.: Издательство ЛГПИ, 1986. - 73 с.
47. Матюгин И. Ю., Аскоченская Т. Ю., Бонк И. А Как развивать внимание и память вашего ребенка. - М.: Эйдос, 2003. 102 с.
48. Менчинская Н.А. Вопросы умственного развития ребенка. М., 1970. - С. 55-65.
49. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. 672 с.
50. Мишенева Л.Н., Белисова А.А., Кронштатова С.В., Васерман Е.А., Николаева Н.И. Особенности внимания детей с задержкойпсихического развития// Современное образование: актуальные вопросы,достижения и инновации. Сборник статей XII Международной научно¬практической конференции. Под общей редакцией Г.Ю. Гуляева. 2018. С. 94-96.
51. Мухина, В.С. Детская психология [Текст] / Под ред. Л.А. Венгера - М.: Просвещение, 1992. - 272 с.
52. Немов, Р.С. Психология: учебник в 3 кн. [Текст] / Р.С. Немов - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. Кн. 2. Психология образования. -
606 с.
53. Нечаева Н.С. Развитие познавательной активности у младшихшкольников с ЗПР // Педагогика и психология: перспективы развития. Сборник материалов V Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2018. С. 102-105.
54. Новикова Е.Ю. Григорюк М.П. Психолого - педагогическиехарактеристики и особенности детей с ЗПР// Теоретико-методологические ипрактические проблемы развития психологии и педагогики. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2018. С. 110¬112.
55. Новоселов С.Л. Развитие памяти в раннем возрасте. - М.: Педагогика, 1978. - 45с.
56. Носкова Л.П. Соколова Н.Д. Гаврилушкина О.П. Дошкольное воспитание аномальных детей. - М., 2008. -26с.
57. Обучение детей с задержкой психического развития /Под ред. Власовой Т.А. - М., 1981. -98с
58. Огородова С.С. Педагогические условия формирования внимания
детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. LIII междунар. студ. науч.-практ.конф. №1(52). URL:
http s: //nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/1(52).pdf.
59. Осипова, А.А. Общая психокоррекция [Текст] / А.А. Осипова - М. : Сфера, 2002. - 510 с.
60. Певзнер М. С. Дети-олигофрены (изучение детей-олигофренов в процессе их воспитания и обучения). - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. - 486с.
61. Петровский, А.В. Психология [Текст] / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский - М.: Издат. центр Академия, 2002. - 512 с.
62. Петухова Т.В. Развитие произвольного внимания у детей дошкольного возраста. // «Ученые записки Пятигорского пединститута». - Т.9, 1955.- С.65-66
63. Плотникова Д.С., Репина З.А. Теоретические аспектыформирования внимания как средства коррекции системного недоразвитияречи у умственно отсталых школьников // Изучение и образование детей сразличными формами дизонтогенеза в условиях вид реализации ФГОС Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей. 2018. С. 477-479.
64. Покаместова О.В. Психолого-педагогическая характеристикаобучающихся с ЗПР.Тенденции развития науки и образования. 2015. № 9 (9). С. 54-56.
65. Понарядова Г.М. О Внимании младших школьников с различной успеваемостью. 2010. 305 с.
66. Прохоренко Л.И. Психологические особенности проявления самооценки у младших школьников с задержкой психического развития. // Научно-исследовательские публикации. 2014. № 1 (5). С.76-85.
67. Психодиагностика. Раздел «Внимание» / Авт.сост. Е.П. Ивутина, С.Г. Касимова. Киров: Изд-воВГПУ, 2018. 52 с.
68. Реан А. А. Психология детства. Учебник. СПб.: «прайм-ЕВРО¬ЗНАК», 2003. 368 с.
69. Рождественская, Д. А. Особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта / Д. А. Рождественская // Молодой ученый. - 2019. - № 29(267). - С. 142-144.
70. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, Питер, -2018. - 713 с.
71. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника [Текст] / С.Я. Рубинштейн - М.: Просвещение, 1986. - 192 с.
72. Санникова Е. П. Индивидуальные особенности внимания детей дошкольного возраста.//Вопросы психологии внимания. -Саратов, 1970.-89 с.
73. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. СПб.: Речь, 2005. 384 с.
74. Смирнова Е. О. Развитие внимания и памяти в раннем и дошкольном возрастах. - М., 1998.-56с.
75. Соколова Е.В. Психология детей с задержкой психического развития: учеб. пособие для студ. Вузов. Москва: ТЦ Сфера, 2009. 320 с.
76. Сорокин В.М., Мамайчук И.И. Специальная психология. М.: 2019.
77. Страхов И. В. Воспитание внимания у дошкольников. - М., 1958. - С. 128.
78. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. М.:2018. 147с.
79. Стребелева, Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога [Текст] / Е.А. Стребелева - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 256 с.
80. Суворова О.Б. Особенности внимания у детей с ЗПР// Наука и
общество: проблемы современных исследований. XII Международная
научно-практическая конференция. Сборник статей: в 2 частях. Под ред. А.Э. Еремеева, 2018. С. 59-65.
81. Тамберг, Ю.Г. Развитие интеллекта ребенка [Текст] /Ю.Г. Тамберг - СПб: Речь, 2002. - 189 с.
82. Ульенкова У.В. Инклюзивное обучение детей с ЗПР: теоретико-методологические основы психологической помощи //Специальная педагогика и специальная психология: современные методологические подходы: коллективная монография.под ред. Богдановой Т.Г. М.: 2013. С. 47 - 58.
83. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения / К.Д. Ушинский. - М.: «Педагогика», 1994. - 569 с.
84. Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. Балашов: Николаев, 2018. 68с.
85. Фасхутдинова Ю.Ф. К вопросу о развитии когнитивных способностей у детей с ЗПР // Психолог. 2013. № 5. С.24-45.
86. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс] URL:
http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140.
87. Холманская Н.Е., Милованова Н.Ю. Монотипия как средство развития творческого воображения дошкольников с задержкой психического развития //Новое слово в науке и образовании. - 2018. - С. 102-105.
88. Хохликова В. Энциклопедия психологических тестов. Москва: ИНФРА, 2018 г. 323с.
89. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников / О.В. Хухлаева, О.Е., Хухлаев О.Е., И.М. Первушина. - М.: Генезис, 2004. -175 с.
90. Царева С. В. К вопросу о самооценке детей младшего школьного возраста / С.В. Царева // Молодой ученый. - 2017. - №2. - С. 710-713.
91. Цилицкий, В.С. Особенности формирования рефлексивных умений и навыков у детей с нарушением интеллекта / В.С. Цилицкий. - М.: Юрайт, 2023. - 738-743 с.
92. Чуприкова Н.И. Как вывести психологию внимания из теоретического тупика // Вопросы психологии, 2008. № 5. С. 13-31.
93. Чупров Л.Ф. Особенности интеллектуальной недостаточности у младших школьников с задержкой психического развития из различных социально-педагогических условий. М.: Журнал практического психолога, 2009. 192 с.
94. Шевырдяева К.С., Харлашкина В.Г. Особенности инклюзивного
образования детей с ЗПР //Психолого-педагогические аспекты
самоорганизации образования в России. 2019. С. 83-86.
95. Шинкарёва Н.А., Богослова Г.В Особенности и условия развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста // БГЖ. 2018. №3.
96. Шипицына, Л. М. Специальная психология / Л. М. Шипицына, В. М. Сорокин. - М.: Юрайт, 2023. - 240-265 с.
97. Эллис, Н. Умственно отсталый ребёнок [Текст] / Н. Эллис. - М.: Издательский центр «Академия» 2010. - 186 с
98. Эльконин Д.Б. Дошкольники и младшие школьники / Д.Б. Эльконин // Дошкольное воспитание. - 2018. - № 3. - С. 34.
99. Якобсон С. Г. Формирование я - потенциального положительного как метод регуляции поведения дошкольников / С.Г. Якобсон, Фещенко Т.И. // Вопросы психологии -1997. - № 3. - С. 3-11.
100. Ян Н.А. Теоретический анализ проблемы развития внимания как психического процесса детей с ЗПР // Молодая наука. Сборник научных трудов научно-практической конференции для студентов и молодых ученых. Под редакцией Н.Г. Гончарова. 2018. С. 43