Психологическая коррекция внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 9
1.1. Проблема внимания в психологии 9
1.2. Становление внимания детей в старшем дошкольном возрасте 14
1.3. Современное состояние изучения проблемы внимания детей
старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта 23
Выводы по первой главе 29
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 31
2.1. Организация, методы и методики исследования 31
2.2. Особенности внимания детей старшего дошкольного возраста с
нарушением интеллекта 36
Выводы по второй главе 44
ГЛАВА III. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 46
3.1. Научно-методологические подходы к коррекции внимания детей
старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта 46
3.2. Основные направления, формы, методы психологической
коррекции внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта 61
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 67
Выводы по третьей главе 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 85
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 9
1.1. Проблема внимания в психологии 9
1.2. Становление внимания детей в старшем дошкольном возрасте 14
1.3. Современное состояние изучения проблемы внимания детей
старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта 23
Выводы по первой главе 29
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 31
2.1. Организация, методы и методики исследования 31
2.2. Особенности внимания детей старшего дошкольного возраста с
нарушением интеллекта 36
Выводы по второй главе 44
ГЛАВА III. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 46
3.1. Научно-методологические подходы к коррекции внимания детей
старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта 46
3.2. Основные направления, формы, методы психологической
коррекции внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта 61
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 67
Выводы по третьей главе 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 85
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время одним из актуальных направлений в психолого-педагогических исследованиях является изучение внимания детей старшего дошкольного возраста. Процесс построения модели образования и воспитания дошкольников с ограниченными интеллектуальными возможностями имеет важное значение, поскольку существует прямая зависимость между уровнем внимания и умственным развитием. Немаловажным фактором актуальности исследования является определение способов социальной адаптации дошкольников с ограниченными интеллектуальными возможностями [86].
Стоит отметить, что внимание является одним из основных показателей общей оценки уровня развития личности человека. Психологи отмечают существенные различия в развитии уровня внимания у старших дошкольников с умственной отсталостью. Такие выдающиеся психологи как Л.В. Занков (1999) [22], А.Р. Лурия (1960) [42], М.С. Певзнер (1973) [60], Г.Е. Сухарева (1973) считают синдром дефицита внимания одним из признаков умственной отсталости.
Внимание - важная часть человеческой деятельности, которая требует организованности и точности [49]. Новый подход к проблеме компенсации отклонений в умственном развитии ребёнка с нарушением интеллекта рассматривает изучение внимания, как фундаментального психического процесса, тесно связанного с познавательным развитием.
В коррекционной психологии существует большое количество работ, посвященных изучению внимания. К ним относятся научные труды, в которых отражены исследования, проводимые И.Л. Баскаковой (1982), С.В. Лиепинь (1977) [39], Л.И. Переслени (1981), С.А. Сагдуллаевым (1975) и другими специалистами. В работах И.Л. Баскаковой (1982), И.Г. Еременко (1985) отмечается, что у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта в большей степени, чем у их нормально развивающихся сверстников, выражены недостатки произвольного внимания: малая устойчивость, трудность распределения, слабость концентрации, замедленная переключаемость и т.д.
Исследования современных ученых (Н.Ф. Добрынина (2003); Н. В. Бабкиной (2006); Н.П. Локаловой (2006); Т. Д. Пускаевой (2009); Л.Ф. Чупрова (2008); Л.А. Ясюковой (2005) доказывают эффективность коррекции внимания изучаемого контингента детей при условии организации специальных программ, учитывающих особенности психической деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
У умственно отсталых дошкольников степень развития внимания определяет возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения. Внимание - главное условие реализации познавательной деятельности, открывающее возможности для успешного обучения не только традиционными методами, но и с использованием новых информационных технологий. Недостаток развития внимания детей приводит к неправильной настройке мыслительной деятельности ребёнка.
Решение задачи оптимизации развития внимания детей дошкольного возраста с ограниченными интеллектуальными возможностями успешно реализуется в различных видах деятельности, среди которых особое место занимает зрительная деятельность. По мнению И.А. Грошенкова (2002), Т.Н. Головиной (1961), Н.Н. Нудельман (1988), И.П. Павловой (1975), Ж.И. Шиф (1968) занятия должны быть организованы так, чтобы визуальная деятельность стала средством развития внимания старших дошкольников с нарушением интеллекта. При этом следует учитывать патологии в особенностях развития детей, для чего необходимо выработать особое отношение к детям с умственной отсталостью [1].
Несмотря на имеющуюся актуальность исследования и ее практическую значимость, многие вопросы, касающиеся разработки психологической коррекции внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта остаются мало изученными. Об этом свидетельствует недостаточная представленность комплексных разработок в теории и практике психологии и педагогики изучаемого контингента детей.
Таким образом, система коррекционной помощи дошкольникам с нарушением внимания должна быть систематической и целенаправленной. Эта теоретическая позиция определила цель и задачи проводимого исследования.
Проблема исследования: заключается в изучении особенностей внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта; разработке и внедрению в практику психологической программы коррекции имеющихся недостатков у данного контингента детей.
Объект исследования: внимание детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Предмет исследования: психологическая коррекция внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что особенностями внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта являются: недостаточный для возрастной нормы объём, низкая устойчивостью и концентрация, медленное переключение и распределение внимания. Эффективность коррекции имеющих нарушений может быть повышена, при условии использования разработанной нами психологической программы по коррекции внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Цель исследования: изучить особенности внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта; теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность психологической программы по коррекции внимания у изучаемого контингента дошкольников.
В соответствии с поставленной целью необходимо определить следующие задачи исследования:
1) На основании анализа общей, специальной психолого¬педагогической и медико-биологической литературы определить современное состояние проблемы исследования;
2) Экспериментально изучить особенности внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта;
3) Разработать психологическую программу по коррекции внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта и определить ее эффективность.
Методы исследования были определены исходя из поставленной цели, сформированной гипотезы и рассматриваемых задач работы. В ходе исследования применялись:
■ теоретические методы: анализ психолого-педагогической,
научно-методической и медико-биологической литературы по проблеме исследования;
■ эмпирические методы: изучение индивидуальных особенностей ребёнка, учёт его личностных характеристик, формирование исследуемой группы по схожим критериям, применение экспериментальных методик.
В процессе проведения исследования были применены следующие методики психологической диагностики:
1. «Запомни и расставь точки» Р.Н. Немова (2004) [52];
2. «Диагностика особенностей внимания» А.А. Осипова (2002) [59];
3. «Оценка уровня развития произвольного внимания» Б.Б. Бурдона (1895) в модификации Пьерона-Рузера (1986) [60].
Теоретической и методологической основной исследования являются положения, изложенные в научных трудах:
■ теория внимания, как проявление активности личности, выдвинутая Н. Ф. Добрыниным (1965) [16];
■ теория внимания, как функция внутреннего контроля над соответствием умственных действий программ их осуществления, выдвинутая П.Я. Гальпериным (1974) [14];
■ описание механизмов развития внимания, представленных В.И. Селеверстовой (1997), Л.Д. Столяренко (2009), Р.С. Немовым (2007) [52], С.Л. Рубинштейном (1940) [70];
■ работы по изучению внимания детей дошкольного возраста отечественными психологами Д.Б. Эльконин (1984) [11, 98], Л.С. Выготский (1991) [8], А.В. Запорожец (1982), Н.Ф. Добрынин (1988) [16];
■ положения о физиологической природе нарушения внимания Ж. Пиаже (1974), В.В. Лебединким (1985), В.И. Любовским (2013);
■ положения о психологии детей с нарушением интеллекта Л.В. Кузнецовой (2006), Л.И. Переслени (1981) [32];
■ положения о нейрофизиологических основах внимания А.Р. Лурия (1960) [42] и Е.Д. Хомский (1987);
■ концепция о внимании, как формирующего навыка самоконтроля П.Я. Гальперина (1974) [14], С.Л. Кабыльницкой (1986).
Организация исследования: экспериментальное исследование проведено на базе МБДОУ «Детский сад «Теремок» филиала МБОУ «Подсосенская СОШ» в с. Подсосное. Исследование проводилось с группой воспитанников детского сада, всего в эксперименте приняло участие 30 детей, из них 15 мальчиков и 15 девочек. При этом 24 воспитанника имели диагноз «F70», 6 воспитанников имели диагноз «F71». Возраст испытуемых 5,5 - 6,4 лет.
Этапы проведения исследования: исследование проводилось в четыре этапа в период с сентября 2022 по март 2023 года.
Подготовительный этап (сентябрь 2022 - ноябрь 2022). Заключался в подборе, анализе и изучении педагогической, психологической и специальной литературы по направлению исследования. Определён существующий уровень проблемы, дана оценка изученности ей изученности. Выявлена суть проблемы, определена гипотеза, установлены теоретические и методологические основы исследования, поставлены цели и задачи, сформирован объект и предмет исследования. Состоялось знакомство с деятельностью образовательного учреждения, где реализован эксперимент, проведён анализ анамнестических и катамнестических особенностей учащихся, осуществлён выбор диагностического инструментария.
Констатирующий этап (февраль 2022 - март 2022). Состоял из констатирующего эксперимента с уточнением количественных и качественных данных по итогам анализа уровня внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Формирующий этап (февраль 2023 - март 2023). Включал в себя разработку, реализацию и внедрение программы психологической коррекции уровня внимания детей старшего дошкольного возраста.
Контрольный этап (март 2023). Предполагал обработку данных формирующего эксперимента, проведение анализа полученных результатов, проверку эффективности подобранной программы коррекции, сравнение и обобщение полученных результатов.
Теоретическая значимость исследования: определяется тем, что его результаты позволят расширить и углубить научные представления об особенностях внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта и его коррекции.
Практическая значимость исследования: полученный по итогам работы материал, а также результаты теоретического и диагностического исследования, раскрывающие особенности внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта, могут быть полезны при применении в педагогической и коррекционной работе психолога.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы в количестве 100 источников, включает в себя 6 приложений. Проиллюстрирована 17 рисунками, содержит 12 таблиц, 6 гистограмм. Общий объём работы составляет 117 страниц.
Стоит отметить, что внимание является одним из основных показателей общей оценки уровня развития личности человека. Психологи отмечают существенные различия в развитии уровня внимания у старших дошкольников с умственной отсталостью. Такие выдающиеся психологи как Л.В. Занков (1999) [22], А.Р. Лурия (1960) [42], М.С. Певзнер (1973) [60], Г.Е. Сухарева (1973) считают синдром дефицита внимания одним из признаков умственной отсталости.
Внимание - важная часть человеческой деятельности, которая требует организованности и точности [49]. Новый подход к проблеме компенсации отклонений в умственном развитии ребёнка с нарушением интеллекта рассматривает изучение внимания, как фундаментального психического процесса, тесно связанного с познавательным развитием.
В коррекционной психологии существует большое количество работ, посвященных изучению внимания. К ним относятся научные труды, в которых отражены исследования, проводимые И.Л. Баскаковой (1982), С.В. Лиепинь (1977) [39], Л.И. Переслени (1981), С.А. Сагдуллаевым (1975) и другими специалистами. В работах И.Л. Баскаковой (1982), И.Г. Еременко (1985) отмечается, что у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта в большей степени, чем у их нормально развивающихся сверстников, выражены недостатки произвольного внимания: малая устойчивость, трудность распределения, слабость концентрации, замедленная переключаемость и т.д.
Исследования современных ученых (Н.Ф. Добрынина (2003); Н. В. Бабкиной (2006); Н.П. Локаловой (2006); Т. Д. Пускаевой (2009); Л.Ф. Чупрова (2008); Л.А. Ясюковой (2005) доказывают эффективность коррекции внимания изучаемого контингента детей при условии организации специальных программ, учитывающих особенности психической деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
У умственно отсталых дошкольников степень развития внимания определяет возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения. Внимание - главное условие реализации познавательной деятельности, открывающее возможности для успешного обучения не только традиционными методами, но и с использованием новых информационных технологий. Недостаток развития внимания детей приводит к неправильной настройке мыслительной деятельности ребёнка.
Решение задачи оптимизации развития внимания детей дошкольного возраста с ограниченными интеллектуальными возможностями успешно реализуется в различных видах деятельности, среди которых особое место занимает зрительная деятельность. По мнению И.А. Грошенкова (2002), Т.Н. Головиной (1961), Н.Н. Нудельман (1988), И.П. Павловой (1975), Ж.И. Шиф (1968) занятия должны быть организованы так, чтобы визуальная деятельность стала средством развития внимания старших дошкольников с нарушением интеллекта. При этом следует учитывать патологии в особенностях развития детей, для чего необходимо выработать особое отношение к детям с умственной отсталостью [1].
Несмотря на имеющуюся актуальность исследования и ее практическую значимость, многие вопросы, касающиеся разработки психологической коррекции внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта остаются мало изученными. Об этом свидетельствует недостаточная представленность комплексных разработок в теории и практике психологии и педагогики изучаемого контингента детей.
Таким образом, система коррекционной помощи дошкольникам с нарушением внимания должна быть систематической и целенаправленной. Эта теоретическая позиция определила цель и задачи проводимого исследования.
Проблема исследования: заключается в изучении особенностей внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта; разработке и внедрению в практику психологической программы коррекции имеющихся недостатков у данного контингента детей.
Объект исследования: внимание детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Предмет исследования: психологическая коррекция внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что особенностями внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта являются: недостаточный для возрастной нормы объём, низкая устойчивостью и концентрация, медленное переключение и распределение внимания. Эффективность коррекции имеющих нарушений может быть повышена, при условии использования разработанной нами психологической программы по коррекции внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Цель исследования: изучить особенности внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта; теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность психологической программы по коррекции внимания у изучаемого контингента дошкольников.
В соответствии с поставленной целью необходимо определить следующие задачи исследования:
1) На основании анализа общей, специальной психолого¬педагогической и медико-биологической литературы определить современное состояние проблемы исследования;
2) Экспериментально изучить особенности внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта;
3) Разработать психологическую программу по коррекции внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта и определить ее эффективность.
Методы исследования были определены исходя из поставленной цели, сформированной гипотезы и рассматриваемых задач работы. В ходе исследования применялись:
■ теоретические методы: анализ психолого-педагогической,
научно-методической и медико-биологической литературы по проблеме исследования;
■ эмпирические методы: изучение индивидуальных особенностей ребёнка, учёт его личностных характеристик, формирование исследуемой группы по схожим критериям, применение экспериментальных методик.
В процессе проведения исследования были применены следующие методики психологической диагностики:
1. «Запомни и расставь точки» Р.Н. Немова (2004) [52];
2. «Диагностика особенностей внимания» А.А. Осипова (2002) [59];
3. «Оценка уровня развития произвольного внимания» Б.Б. Бурдона (1895) в модификации Пьерона-Рузера (1986) [60].
Теоретической и методологической основной исследования являются положения, изложенные в научных трудах:
■ теория внимания, как проявление активности личности, выдвинутая Н. Ф. Добрыниным (1965) [16];
■ теория внимания, как функция внутреннего контроля над соответствием умственных действий программ их осуществления, выдвинутая П.Я. Гальпериным (1974) [14];
■ описание механизмов развития внимания, представленных В.И. Селеверстовой (1997), Л.Д. Столяренко (2009), Р.С. Немовым (2007) [52], С.Л. Рубинштейном (1940) [70];
■ работы по изучению внимания детей дошкольного возраста отечественными психологами Д.Б. Эльконин (1984) [11, 98], Л.С. Выготский (1991) [8], А.В. Запорожец (1982), Н.Ф. Добрынин (1988) [16];
■ положения о физиологической природе нарушения внимания Ж. Пиаже (1974), В.В. Лебединким (1985), В.И. Любовским (2013);
■ положения о психологии детей с нарушением интеллекта Л.В. Кузнецовой (2006), Л.И. Переслени (1981) [32];
■ положения о нейрофизиологических основах внимания А.Р. Лурия (1960) [42] и Е.Д. Хомский (1987);
■ концепция о внимании, как формирующего навыка самоконтроля П.Я. Гальперина (1974) [14], С.Л. Кабыльницкой (1986).
Организация исследования: экспериментальное исследование проведено на базе МБДОУ «Детский сад «Теремок» филиала МБОУ «Подсосенская СОШ» в с. Подсосное. Исследование проводилось с группой воспитанников детского сада, всего в эксперименте приняло участие 30 детей, из них 15 мальчиков и 15 девочек. При этом 24 воспитанника имели диагноз «F70», 6 воспитанников имели диагноз «F71». Возраст испытуемых 5,5 - 6,4 лет.
Этапы проведения исследования: исследование проводилось в четыре этапа в период с сентября 2022 по март 2023 года.
Подготовительный этап (сентябрь 2022 - ноябрь 2022). Заключался в подборе, анализе и изучении педагогической, психологической и специальной литературы по направлению исследования. Определён существующий уровень проблемы, дана оценка изученности ей изученности. Выявлена суть проблемы, определена гипотеза, установлены теоретические и методологические основы исследования, поставлены цели и задачи, сформирован объект и предмет исследования. Состоялось знакомство с деятельностью образовательного учреждения, где реализован эксперимент, проведён анализ анамнестических и катамнестических особенностей учащихся, осуществлён выбор диагностического инструментария.
Констатирующий этап (февраль 2022 - март 2022). Состоял из констатирующего эксперимента с уточнением количественных и качественных данных по итогам анализа уровня внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Формирующий этап (февраль 2023 - март 2023). Включал в себя разработку, реализацию и внедрение программы психологической коррекции уровня внимания детей старшего дошкольного возраста.
Контрольный этап (март 2023). Предполагал обработку данных формирующего эксперимента, проведение анализа полученных результатов, проверку эффективности подобранной программы коррекции, сравнение и обобщение полученных результатов.
Теоретическая значимость исследования: определяется тем, что его результаты позволят расширить и углубить научные представления об особенностях внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта и его коррекции.
Практическая значимость исследования: полученный по итогам работы материал, а также результаты теоретического и диагностического исследования, раскрывающие особенности внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта, могут быть полезны при применении в педагогической и коррекционной работе психолога.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы в количестве 100 источников, включает в себя 6 приложений. Проиллюстрирована 17 рисунками, содержит 12 таблиц, 6 гистограмм. Общий объём работы составляет 117 страниц.
Целью проводимого исследования являлось изучение особенностей внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта, разработка и реализация программы психологической коррекции, а также экспериментальная проверка её эффективности.
Внимание - важная часть человеческой деятельности, которая требует организованности и точности. Новый подход к проблеме компенсации отклонений в умственном развитии ребёнка с нарушением интеллекта рассматривает изучение внимания, как фундаментального психического процесса, тесно связанного с познавательным развитием.
В исследовательской среде по настоящее время ведутся споры и нет однозначного единого мнения относительно закономерностей протекающих процессов при реализации человеком функции внимания, проводятся многочисленные эксперименты, анализируются пути и способы развития этого процесса, в том числе у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
В коррекционной психологии существует большое количество работ, посвященных изучению внимания. К ним относятся научные труды И.Л. Баскаковой (1982), С.В. Лиепинь (1977) [39], Л.И. Переслени (1981), С.А. Сагдуллаева (1975) и других учёных. В работах И.Л. Баскаковой (1982), И.Г. Еременко (1985) отмечается, что у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта в большей степени, чем у их нормально развивающихся сверстников, выражены недостатки произвольного внимания: малая устойчивость, трудность распределения, слабость концентрации, замедленная переключаемость.
В ходе проведения исследования выдвинуто предположение о том, что эффективность коррекции отклонений уровня внимания детей старшего школьного возраста с нарушением интеллекта может быть увеличена, за счёт применения разработанной психологической программы коррекции, направленной на развития его свойств.
С целью подтверждения данной гипотезы было организовано диагностическое исследование, суть которого заключалась в выявлении особенностей внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта, путём применения следующих методик:
1. «Запомни и расставь точки» Р.Н. Немова (2004) [52];
2. «Диагностика особенностей внимания» А.А. Осипова (2002) [60];
3. «Оценка уровня развития произвольного внимания» Б.Б. Бурдона (1985), в модификации Пьерона-Рузера (1986). [60]
В процессе констатирующего эксперимента установлено, что дети старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта действительно испытывают трудности в обучении, по причине недостаточного уровня развития свойств внимания. Анализ результатов показал, что из 30 исследуемых детей на очень низком уровне находятся показатели (по каждому эксперименту в отдельности) внимания: объёма - 60%, концентрации - 40 %, устойчивости и распределения - 10 %. Показатели уровня развития объема, концентрации, устойчивости, распределения внимания, больше чем у половины испытуемой группы детей находится ниже возрастной нормы.
При проведении исследования применялись теоретические и эмпирические методы. К первым относится анализ психолого-педагогической, научно-методической и медико-биологической литературы по рассматриваемой проблеме. Ко вторым относится изучение индивидуальных особенностей ребёнка, учёт его личностных характеристик, формирование исследуемой группы по схожим критериям, применение экспериментальных методик. Экспериментальные методики построены на реализации констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов. В процессе исследования также использован количественный и качественный анализ полученных данных.
Подбор детей для комплектования экспериментальной выборки для эксперимента осуществлён исходя из следующих критериев:
- Схожесть у испытуемых показателей возраста (дети 5-6 лет);
- Схожесть клинической картины нарушения интеллекта;
- Обучение в коррекционных и развивающих группах.
По итогам констатирующего эксперимента установлены основные характеристики внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта: сниженная устойчивость и концентрация, трудности переключения и распределения, низкая скорость обработки информации. Данные обстоятельства безусловно является препятствием в усвоении учебного материала.
Результаты констатирующего эксперимента позволили определить направление психологической коррекции свойств внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта, динамику развития которых должен был отразить формирующий эксперимент. Условием эксперимента стало деление детей на 2 группы по 15 человек - экспериментальную и контрольную.
В процессе проведения формирующего эксперимента было отмечено улучшение некоторых показателей внимания: увеличился объём, улучшилась способности к переключению, усилилась способность к распределению, сформировалось направление и концентрация, закрепилась устойчивость.
Полученные результаты позволили сделать вывод о том, что эффективность от внедрения и применения психологических программ коррекции в конечном итоге дали положительную динамику.
Применение методики «Запомни и расставь точки» Р.Н. Немова (2004 г.) позволило выявить положительную динамику в экспериментальной группе детей. До проведения психокоррекционного воздействия очень низкий объём внимания был выявлен у 60 % детей с нарушением интеллекта. После коррекции этот показатель составил 40%, в количественном выражении улучшение отмечено у 3 детей.
Методикой «Диагностики особенностей внимания» А.А. Осиповой (2002 г.) в контрольном эксперименте также отмечена положительная динамика в экспериментальной группе детей. До проведения психокоррекционного воздействия очень низкий уровень концентрации внимания выявлен у 40 % детей с нарушением интеллекта. После применения коррекции показатель составил 27%, в количественном выражении улучшение отмечено у 2 воспитанников.
Анализ результатов по методике «Диагностики особенностей внимания» Б.Б. Бурдона (1985), в модификации Пьерона-Рузера (1986) позволил отметить положительную динамику в экспериментальной группе. До психокоррекционного воздействия очень низкий уровень произвольного внимания выявлен у 13 % детей с нарушением интеллекта. После применения коррекционной программы детей в данной категории не оказалось - все показали лучшее результаты, в количественном выражении динамика отмечена у 2 детей.
Итоги исследования позволяют сделать вывод о положительном характере изменений в уровне развития внимания детей старшего школьного возраста с нарушением интеллекта от реализации программы «Психологической коррекции внимания детей старшего школьного возраста с нарушением интеллекта». Разработанная программа вносит неоценимый вклад в развитие мыслительной деятельности детей с наличием отклонений, а её эффективность доказана экспериментально.
Результаты работы подтверждают выдвинутую гипотезу о том, что эффективность коррекции внимания детей старшего школьного возраста с нарушением интеллекта может быть повышена при условии использования разработанной психологической программы коррекции по развитию свойств и функций внимания у старших дошкольников с нарушением интеллекта.
На основании вышеизложенного можно полагать, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.
Внимание - важная часть человеческой деятельности, которая требует организованности и точности. Новый подход к проблеме компенсации отклонений в умственном развитии ребёнка с нарушением интеллекта рассматривает изучение внимания, как фундаментального психического процесса, тесно связанного с познавательным развитием.
В исследовательской среде по настоящее время ведутся споры и нет однозначного единого мнения относительно закономерностей протекающих процессов при реализации человеком функции внимания, проводятся многочисленные эксперименты, анализируются пути и способы развития этого процесса, в том числе у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
В коррекционной психологии существует большое количество работ, посвященных изучению внимания. К ним относятся научные труды И.Л. Баскаковой (1982), С.В. Лиепинь (1977) [39], Л.И. Переслени (1981), С.А. Сагдуллаева (1975) и других учёных. В работах И.Л. Баскаковой (1982), И.Г. Еременко (1985) отмечается, что у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта в большей степени, чем у их нормально развивающихся сверстников, выражены недостатки произвольного внимания: малая устойчивость, трудность распределения, слабость концентрации, замедленная переключаемость.
В ходе проведения исследования выдвинуто предположение о том, что эффективность коррекции отклонений уровня внимания детей старшего школьного возраста с нарушением интеллекта может быть увеличена, за счёт применения разработанной психологической программы коррекции, направленной на развития его свойств.
С целью подтверждения данной гипотезы было организовано диагностическое исследование, суть которого заключалась в выявлении особенностей внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта, путём применения следующих методик:
1. «Запомни и расставь точки» Р.Н. Немова (2004) [52];
2. «Диагностика особенностей внимания» А.А. Осипова (2002) [60];
3. «Оценка уровня развития произвольного внимания» Б.Б. Бурдона (1985), в модификации Пьерона-Рузера (1986). [60]
В процессе констатирующего эксперимента установлено, что дети старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта действительно испытывают трудности в обучении, по причине недостаточного уровня развития свойств внимания. Анализ результатов показал, что из 30 исследуемых детей на очень низком уровне находятся показатели (по каждому эксперименту в отдельности) внимания: объёма - 60%, концентрации - 40 %, устойчивости и распределения - 10 %. Показатели уровня развития объема, концентрации, устойчивости, распределения внимания, больше чем у половины испытуемой группы детей находится ниже возрастной нормы.
При проведении исследования применялись теоретические и эмпирические методы. К первым относится анализ психолого-педагогической, научно-методической и медико-биологической литературы по рассматриваемой проблеме. Ко вторым относится изучение индивидуальных особенностей ребёнка, учёт его личностных характеристик, формирование исследуемой группы по схожим критериям, применение экспериментальных методик. Экспериментальные методики построены на реализации констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов. В процессе исследования также использован количественный и качественный анализ полученных данных.
Подбор детей для комплектования экспериментальной выборки для эксперимента осуществлён исходя из следующих критериев:
- Схожесть у испытуемых показателей возраста (дети 5-6 лет);
- Схожесть клинической картины нарушения интеллекта;
- Обучение в коррекционных и развивающих группах.
По итогам констатирующего эксперимента установлены основные характеристики внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта: сниженная устойчивость и концентрация, трудности переключения и распределения, низкая скорость обработки информации. Данные обстоятельства безусловно является препятствием в усвоении учебного материала.
Результаты констатирующего эксперимента позволили определить направление психологической коррекции свойств внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта, динамику развития которых должен был отразить формирующий эксперимент. Условием эксперимента стало деление детей на 2 группы по 15 человек - экспериментальную и контрольную.
В процессе проведения формирующего эксперимента было отмечено улучшение некоторых показателей внимания: увеличился объём, улучшилась способности к переключению, усилилась способность к распределению, сформировалось направление и концентрация, закрепилась устойчивость.
Полученные результаты позволили сделать вывод о том, что эффективность от внедрения и применения психологических программ коррекции в конечном итоге дали положительную динамику.
Применение методики «Запомни и расставь точки» Р.Н. Немова (2004 г.) позволило выявить положительную динамику в экспериментальной группе детей. До проведения психокоррекционного воздействия очень низкий объём внимания был выявлен у 60 % детей с нарушением интеллекта. После коррекции этот показатель составил 40%, в количественном выражении улучшение отмечено у 3 детей.
Методикой «Диагностики особенностей внимания» А.А. Осиповой (2002 г.) в контрольном эксперименте также отмечена положительная динамика в экспериментальной группе детей. До проведения психокоррекционного воздействия очень низкий уровень концентрации внимания выявлен у 40 % детей с нарушением интеллекта. После применения коррекции показатель составил 27%, в количественном выражении улучшение отмечено у 2 воспитанников.
Анализ результатов по методике «Диагностики особенностей внимания» Б.Б. Бурдона (1985), в модификации Пьерона-Рузера (1986) позволил отметить положительную динамику в экспериментальной группе. До психокоррекционного воздействия очень низкий уровень произвольного внимания выявлен у 13 % детей с нарушением интеллекта. После применения коррекционной программы детей в данной категории не оказалось - все показали лучшее результаты, в количественном выражении динамика отмечена у 2 детей.
Итоги исследования позволяют сделать вывод о положительном характере изменений в уровне развития внимания детей старшего школьного возраста с нарушением интеллекта от реализации программы «Психологической коррекции внимания детей старшего школьного возраста с нарушением интеллекта». Разработанная программа вносит неоценимый вклад в развитие мыслительной деятельности детей с наличием отклонений, а её эффективность доказана экспериментально.
Результаты работы подтверждают выдвинутую гипотезу о том, что эффективность коррекции внимания детей старшего школьного возраста с нарушением интеллекта может быть повышена при условии использования разработанной психологической программы коррекции по развитию свойств и функций внимания у старших дошкольников с нарушением интеллекта.
На основании вышеизложенного можно полагать, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.
Подобные работы
- Особенности произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2020 - Программа психологической коррекции мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2024 - РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2019 - Особенности внимания старших дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА) (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2024 - Особенности внимания детей с нарушением слуха (Педагогика и психология, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2019 - Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста (Московский инновационный университет)
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2019 - Коррекционная работа по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости средствами сюжетно-ролевой игры
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2021 - Коррекционная работа по развитию диалогической речи у детей
старшего дошкольного возраста с легкой степенью умственной
отсталости средствами сюжетно-ролевой игры
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Психологическая коррекция внимания учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2018



