ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 9
1.1. Агрессивное поведение как проблема исследований в современной психологии 9
1.2. Факторы и причины, приводящие к агрессивному поведению в детском возрасте 24
1.3. Современное состояние изучения проблемы агрессивного поведения учащихся
младшего школьного возраста с задержкой психического развития 30
Выводы по первой главе 40
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 42
2.1. Организация, методы и методики исследования агрессивного поведения учащихся
младшего школьного возраста с задержкой психического развития 42
2.2. Особенности агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с
задержкой психического развития 49
Выводы по второй главе 61
ГЛАВА III. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 63
3.1. Научно-методологические подходы к коррекции агрессивного поведения учащихся
младшего школьного возраста с задержкой психического развития 63
3.2. Основные направления, формы, методы психологической коррекции агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития . 69
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 80
Выводы по третьей главе 93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблема агрессии и агрессивности одна из самых актуальных проблем современных наук о человеке и обществе. Агрессивность человека в большинстве случаев характеризуется наличием у него мотивации, хотя бывает и немотивированная агрессия, связанная в основном с физическими или психическими проблемами организма.
Изучению агрессивного поведения детей посвящено множество фундаментальных теоретических и эмпирических исследований, систематизирующих знания о причинах возникновения агрессивного поведения. Данная тема представлена в исследованиях: А. Бандуры (2015), А. Берковитца (1975), Р. Бэрона (1998), Д. Ричардсона (1973), и др.
У учащихся с задержкой психического развития, в связи с нарушениями в личностном и познавательном развитии, наличием негативного влияния социальных факторов, агрессивные проявления выражены в большей степени, чем у нормально развивающихся сверстников.
Проблема особенностей агрессивного поведения детей была освещена в работах отечественных ученых: А.А. Анциферовой (2001), Т.И. Бабаевой (2008), Т.А. Власовой (2006), Л.С. Выготского (2021), А.С. Ельцовой (2017), О.Н. Истратовой (2013), С.А. Козловой (2010), Н.В. Кулюшиной (2019), В.И. Лубовского (2014),Е. К. Лютовой (2017), И.И. Мамайчук (2019), Т.А. Марковой (2003), Д.В. Менджерицкой (2001), Г.Б.Мониной (2017), В.Г. Нечаевой (2003), К. Роджерса (1994), У. В. Ульенковой (2011) и др..
Проблема изучения агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста представлена также и в зарубежных исследованиях: А. Адлера (2000), А. Бандура (2001), Д. Долларда (1992) Л. Кольберга (2002), К. Лоренца (2005), К. Роджерса (2008), З. Фрейда (1927), Э. Фромм (2001).
Педагоги и психологи отмечают, что современные учащиеся младшего школьного возраста с задержкой психического развития с трудом усваивают нормы и модели поведения, они агрессивны, капризны, негативно реагируют на оценку окружающих, многие не проявляют интереса к совместной деятельности со сверстниками, они не могут продуктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Характер агрессивного поведения во многом определяется возрастными особенностями. Агрессивное поведение у учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых. Вместе с тем на развитие агрессивного поведения влияют особенности темперамента ребенка, его возбудимость и сила эмоций. Зачастую агрессивность, превращаясь в устойчивую личностную черту, негативно сказывается на последующем развитии ребенка.
Для коррекции агрессивности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития необходимо использовать приемы коррекции, направленные как на самого ребенка, так и на его микроокружение. Особую актуальность изучение агрессивного поведения детей представляет младший школьный возраст, важно учитывать возможности его своевременной профилактики и коррекции.
Гораздо меньше исследований посвящено изучению психологической коррекции агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста, эта проблема рассмотрена в работах современников: М.В. Бартона (2017), С.Н. Ениколопова (2017), В.П. Зинченко (2002), Л.В. Леви (2013), В.А. Локаловой (2011), В.Г. Петровой (2002), А.А. Реан (2008), А.А. Романова (2004), Л.М Семенюк (2012), И. А.Фурманова (2019) и др..
Проведя анализ существующей на сегодняшний день ситуации, касающейся сферы формирования и развития межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, было сформировано противоречие между необходимостью целенаправленной коррекции агрессивного поведения детей с задержкой психического развития и малой разработанностью психолого-педагогических программ по коррекции имеющихся недостатков у данной категории детского возраста.
Несмотря на значительный вклад в изучение агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития многие вопросы остаются малоизученными и требуют последующей доработки. Учет данных особенностей агрессивного поведения необходим для создания оптимальных условий обучения и воспитания, а также социализации учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Проблема исследования: изучение особенностей агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития имеет важное значение. Несмотря на высокую практическую и теоретическую значимость исследования, технологии изучения и коррекции агрессивного поведения данного контингента школьников недостаточно изучены и требуют последующей разработки.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что особенностями агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития являются: высокая импульсивность, враждебность, эмоциональная нестабильность, сенситивность к раздражителям; направленность агрессии на себя и окружающих; доминирование вербальных и физических форм проявления агрессии; высокий уровень интенсивности экспрессивного выражения агрессивного поведения, а также слабость регуляции и контроля за эмоциональным реагированием. Эффективность работы по коррекции агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития, может быть повышена при условии использования разработанной нами психологической программы.
Цель исследования: изучить особенности агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития; разработать и апробировать психологическую программу по коррекции агрессивного поведения данного контингента школьников и выявить ее эффективность.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи исследования:
1. На основании анализа общей и специальной психолого-педагогической и медико-биологической литературы по проблеме исследования, определить её современное состояние.
2. Выявить особенности агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития экспериментальным путём.
3. Разработать психологическую программу по коррекции агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития и определить ее эффективность.
Объект исследования: особенности агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования: психологическая коррекция агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Методы исследования были определенны целью, гипотезой, задачами работы. В ходе исследования применялись теоретические методы, которые включали в себя: аналитический обзор литературы, систематизацию научных представление по проблеме исследования. Также использовались эмпирические методы: изучение психолого-педагогической документации на ребенка, беседа, наблюдение. Экспериментальные методы включали: констатирующий и формирующий эксперимент. В процессе исследования использовали количественный и качественный анализ данных.
В процессе исследования мы использовали следующие психодиагностические методики:
1. Методика «Карта наблюдений за состоянием и поведением учеников начальных классов» (для учителя) М.Ю. Михайлиной, Я.К. Нелюбовой (2017) [20, с. 62].
2. Методика «Ребенок глазами взрослого» А.А. Романова (2004) [73, с. 48].
3. Методика «Кактус» М.А. Панфиловой (2001) [31, с. 10].
Организация исследования: экспериментальное исследование осуществлялось на базе МБОУ «СШ 5» г. Ачинска. В исследовании приняли участие 40 учащихся (инклюзивных) классов: 20 учащихся в возрасте 8-9 лет (2 класс) и 20 учащихся в возрасте 10-11 (4 класс) лет с диагнозом F80 - «Задержка психологического развития».
Процесс исследования агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития осуществлялся в четыре этапа в период с ноября 2022 года по май 2023 год.
Подготовительный этап (ноябрь 2022 - декабрь 2022). На данном этапе осуществлялся подбор, изучение и анализ общей, специальной, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования. Определение современного состояния изучения проблемы исследования. Формулирование проблемы и гипотезы, а также определение теоретических основ, целей и задач экспериментального исследования. Осуществлялось знакомство с деятельностью образовательного учреждения, изучение анамнестических и катамнестических данных учащихся, подбор психодиагностического инструментария.
Констатирующий этап (январь 2023). Выявление особенностей агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития посредством проведения диагностических мероприятий. Реализация констатирующего эксперимента с количественным и качественным анализом полученных результатов исследования по изучению агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Формирующий этап (февраль 2023 - март 2023). Теоретическое обоснование и разработка психологической программы по коррекции агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Реализация психологической программы.
Контрольный этап (апрель 2023 - май 2023). Включал в себя обработку результатов формирующего эксперимента, анализ полученных результатов и проверку эффективности психологической программы по коррекции агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что представленные в выпускной квалификационной работе материалы позволят обобщить, систематизировать, расширить и углубить знания по проблеме изучения особенностей и коррекции агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Разработана и научно обоснована психологическая программа по коррекции агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования состоит в том, что представленные в эмпирической части исследования количественные данные, раскрывающиеся особенности агрессивного поведения и их коррекции у учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития, могут быть использованы психологами, педагогами и различными специалистами, которые работают с данной категорией детей. Разработана и реализована психологическая программа по коррекции агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (в количестве 118 источников) и восьми приложений. Работа проиллюстрирована 6 таблицами, 6 гистограммами.
По итогам нашего исследования были сделаны следующие выводы:
Агрессивное поведение проявляется у человека под влиянием его индивидуальных особенностей. Причинами проявлений агрессии у учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития являются следующее: реакции на запрет и ограничение взрослых; недостаток проявления родительского внимания и т.д. Задержка психического развития приводит к психопатологическому формированию характера, отрицательных черт и качеств личности. Повышенная аффективная возбудимость характеризуется возникновением аффектов по самым незначительным поводам, и проявляется в виде грубости, необдуманных поступков, разрушительных действий.
Агрессивные тенденции у учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития проявляются в четыре раза чаще, чем у нормально развивающихся учеников. У учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития выделяют следующие особенности агрессивного поведения: повышенную ситуативную зависимость агрессивных проявлений в силу сниженных адаптивных возможностей учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития; ригидность аффективных состояний и длительность их последствий, преобладание в поведении физической агрессии, как возможное отражение алекситимии.
Эксперимент по изучению агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития производился на базе МБОУ «СШ № 5» г.Ачинска В обследовании принимали участие 40 учащихся (инклюзивных) классов: 20 учащихся в возрасте 8 - 9 лет и 20 учащихся в возрасте 10 - 11 лет с диагнозом F80 - «Задержка психологического развития». С целью изучения особенностей агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития были использованы следующие методики: карта наблюдений за состоянием и поведением учеников начальных классов (для учителя) М.Ю. Михайлина, Я.К. Нелюбова; методика «Ребенок глазами взрослого» (А.А. Романов); методика «Кактус» (М.А. Панфиловой).
По результатам карты наблюдений за состоянием и поведением учеников начальных классов (для учителя) у 5 (25%) школьников из 2 класса и у 2 (10%) школьников из 4 класса выявлено эмоционально нестабильное состояние. По 9 (45%) детей из 2 класса и из 4 класса отмечаются недостаточно стабильным эмоциональным состоянием. Оставшиеся 6 (30%) учеников из 2 класса и 9 (45%) учеников из 4 класса характеризуются стабильным эмоциональным состоянием.
По результатам методики «Ребенок глазами взрослого» у 14 (70%) учеников 4 класса и половины (50%) учеников 2 класса нет опасности закрепления ситуационно-личностных реакций агрессии как патохарактерологических. У 10 детей (50%) 2 класса и 6 (30%) детей 4 класса высокий уровень агрессии, им требуется помощь в овладении собственным поведением.
По результатам проведения методики «Кактус» высокий уровень агрессии выявлен у13 (65%) учащихся из 2 класса и 10 учеников (50%) из 4 класса. 7 школьников (35%) 2 класса и 8 (40%) учащихся 4 класса причислены к среднему уровню агрессии. Только 2 учеников (10%) 4 класса причислены к низкому уровню тревожности
Исходя из полученных результатов можно сделать вывод о том, что эмоциональное состояние учащихся 4 класса на более стабильном уровне, чем у учащихся 2 класса.
Полученные результаты в ходе исследования подтверждают мнения ученых о том, что учащиеся младшего школьного возраста с задержкой психического развития имеют склонность к агрессивному поведению. У большинства учеников присутствуют агрессивные установки в поведении.
Нами была разработана и реализована психолого-педагогическая программа, которая направлена на устранения агрессивности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Психолого-педагогическая программа коррекции агрессивного поведения включала в себя определенные коррекционно -развивающие занятия, опирающиеся на уровень развития детей, их возрастные и индивидуальные особенности. Коррекционная программа была направлена на коррекцию агрессии учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Программа по коррекции агрессивного поведения осуществлялась с учениками 2 и 4 классов.
Основные формы работ с учащимися младшего школьного возраста с задержкой психического развития: групповые занятия, включающие такие методы и методики работ, как игра, арт-терапия, сказкотерапия и психогимнастика.
Для повторного изучения особенностей агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития обобщены результаты по карте наблюдений за состоянием и поведением учеников начальных классов (для учителя). У 1 (5%) школьников из 2 класса выявлено эмоционально нестабильное состояние, наличие симптомов, свидетельствующих о том, что учителю необходимо обратить внимание на проблемы учеников, проанализировать режим его учебы, нагрузки, трудности, поскольку суммарный балл, полученный по всем шкалам, относит этих детей в зону риска. У учеников 4 класса не выявлено эмоционально нестабильное состояние.
У 4 (20%) детей из 2 класса и 3 (15%) детей из 4 класса отмечаются недостаточно стабильным эмоциональным состоянием, которое не вызывает тревоги со стороны специалистов; у детей данной категории практически не выражены тестируемые симптомы.
Оставшиеся 15 (75%) учеников из 2 класса и 16 (80%) учеников из 4 класса характеризуются стабильным эмоциональным состоянием. Исходя из полученных результатов можно сделать вывод о том, что эмоциональное состояние учащихся 4 класса на более стабильном уровне, чем у учащихся 2 класса.
Но при этом наблюдается положительная динамика в обеих группах.
После проведения исследования результаты по методике «Ребенок глазами взрослого» мы получили следующие данные: к I уровню агрессии причислено доминирующее число 19 (95%) учеников 4 класса и 18 (90%) учеников 2 класса-у детей данной категории нет опасности закрепления ситуационно-личностных реакций агрессии как патохарактерологических; они способны владеть собственной агрессией, умеют ее сдерживать; 2 детей (10%) 2 класса и 1 (5%) ребенок 4 класса причислены ко II уровню агрессии: есть опасность закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических; ребенку требуется помощь в овладении собственным поведением.
Наблюдения показали, что программа способствовала коррекции агрессивного поведения.
Также нами была реализована методика «Кактус». Исходя из данных, нам стало известно, что из числа всех участников исследования у 3 (7,5%) школьников преобладает высокий уровень агрессивности. 11 (27,5%) учеников со средним уровнем агрессии и 26 (65%) с низким уровнем агрессии. По результатам рисунков можно заключить, что у большинства учеников отсутствуют агрессивные установки в поведении.
Итого, по итогам эксперимента, выявлено 2 (10%) учащихся из 2 класса и 1 ученик (5%) из 4 класса с высоким уровнем агрессии. 6 школьников (30%) 2 класса и 5 (25%) учащихся 4 класса причислены к среднему уровню агрессии. Дети демонстрирует осторожность, располагая зигзаги внутри самого кактуса, изображают один кактус, что доказывает их интроверсию. 14 учеников (70%) 4 класса и 12 (60%) учеников 2 класса причислены к низкому уровню агрессии.
Анализ совокупных показателей по всем методикам свидетельствует о том, что в группе учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития показатели агрессивности стали менее выражены у большинства учеников, что говорит о эффективности коррекционной работы по предупреждению агрессивного поведения.
Таким образом, задачи исследования решены, гипотеза подтверждается.
Все это доказывает эффективность проведенной работы по коррекции агрессивного поведения у учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
1. Агрессивное поведение детей и подростков: методы диагностики и коррекции / Под ред. Г.У. Солдатовой, Д.А. Стебакова, О.М. Дерябиной. Москва: АСОУ, 2012. 218 с.
2. Адлер, А. Понять природу человека. Санкт-Петербург: Гуманитарное агентство «Академический проект», 2015. 218 с.
3. Аммон, Г. Динамическая психиатрия. Санкт-Петербург, 2014. 200 с.
4. Андреева, Г.М. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы: учеб. пособие для вузов. Москва: Аспект Пресс, 2018. 287 с.
5. Бандура, А., Уолтерс, Р. Подростковая агрессия: изучение влияния воспитания и семейных отношений / Пер. с англ. Брянцевой и Б. Красовского. Москва, 2015. 512 с.
6. Беневольская, Т.Б. Диагностика агрессивных проявлений в старшем дошкольном возрасте // Психологическая наука и образование. 2017. № 1. С. 49-60.
7. Берковиц, Л. Агрессия: Причины, последствия и контроль. Санкет-Петербург: Прайм-Еврознак, 2018. 512 с.
8. Бородулина, С.Ю. Коррекционная педагогика: психолого¬
педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников. Ростов н/Д: «Феникс», 2018. 276 с.
9. Борякова, Н.Ю. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития. Дефектология. 2013. № 3. С. 6-10.
10. Бреслав, Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. Санкт-Петербург: Речь, 2017. 138 с.
11. Бэрон, Р. Агрессия. / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. Санкт-Петербург: Питер, 2017. 330 с.
12. Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми / Пер. с нем / К. Бютнер. Москва: Педагогика, 2012. 144 с.
13. Варенова, Т.В. Коррекция развития детей с особыми образовательными потребностями. Москва: Форум, 2012. 272 с.
14. Визель, Т.Г. Агрессия и аутоагрессия: предпосылки, проявления, последствия: монография. Т.Г. Визель, Л.В. Сенкевич. Тула: Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, 2015. 430 с.
15. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова, Н.Н. Лебедева, А.Г. Лидерс. Москва: МПСИ, 2017. 480 с.
16. Выготский, Л. С. Психология развития. Избранные работы. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. 281 с.
17. Глухов, В.П. Основы специальной педагогики и специальной психологии: учебник. 2 -е изд., испр. и доп. Москва: Юрайт, 2019. 295 с.
18. Гонина, О.О. Психология младшего школьного возраста: учебное пособие. Москва: Флинта, 2021. 271 с.
19. Дети с задержкой психического развития. Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цылиной. Москва: АльмаМатер, 2014. 255 с.
20. Диагностика эмоционального благополучия школьников: профилактическая работа с семьями в социально опасном положении: учебно-методическое пособие. Сост. М.Ю. Михайлина, Я.К. Нелюбова. Ред. Г.В. Дятлева. Саратов: СОИРО, 2017. 62 с.
21. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология. Учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры. Москва: Юрайт,
2019. 386 с.
22. Ельцова, А. С. Особенности развития мышления у дошкольников
с ЗПР / А. С. Ельцова, Н. В. Микляева // Проблемы и перспективы развития образования: сборник статей всероссийской научно-практической
конференции, Орехово-Зуево, 24 ноября 2017 года. - Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно-технологический университет, 2017. - С. 64¬67.
23. Ермакова, Ж. Е. Становление и развитие проблемы творческого мышления в отечественной и зарубежной науке // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2009. - № 6. - C. 78-85.
24. Защиринская, О. В. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: учебное пособие для студентов факультетов психологии / О.В. Защиринская. - изд. 2-е, испр. и доп. - СПб.: Речь, 2007. - 168 с.
25. Зинченко, В.П. Наука о мышлении/ В. П. Зинченко //
Психологическая наука и образование. - 2002. - № 3. - С. 5-23.
26. Злоказова, М.В. Задержка психического развития (клинико- психологические, сравнительно-возрастные и реабилитационные аспекты): автореф. дис. ... д-ра мед. наук. СПб., 2004. - 46 с.
27. Злыдарева, Е. А. Особенности развития наглядно - действенного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития / Е. А. Злыдарева, Е. В. Резникова // Междисциплинарность научных исследований как фактор инновационного развития. - Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «ОМЕГА САЙНС», 2020. - С. 247-250.
28. Иванов, М. В. Наглядно-действенное мышление у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития резидуально-органического генеза / М. В. Иванов, Е. В. Фунтикова // Социальные и гуманитарные науки: теория и практика. - 2019. - № 1(3). - С. 587-592.
29. Использование цифровых образовательных ресурсов и мобильного электронного образования в условиях реализации ФГОС для детей с ОВЗ / Е. Г. Мережко, И. Н. Томаровская, Е. А. Ефанова [и др.] // Молодой ученый. - 2020. - № 5(295). - С. 316-318.
30. Каштанова, С. Н. Развитие операционального компонента
мышления дошкольников с задержкой психического развития при подготовке к обучению грамоте / С. Н. Каштанова, И. Н. Голованова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 71-1. - С. 157-159.
31. Кисова, В.В. Клинико-психологические особенности детей с задержкой психического развития как основа коррекционно -развивающей работы в специализированных образовательных учреждениях // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 2014. - № 2 - с.348-352.
32. Кисова, В.В., Конева, И.А. Практикум по специальной психологии. Санкт-Петербург: Речь, 2006. 352 с.
33. Козубовский, В. М. Общая психология: познавательные
процессы: учебное пособие / В. М. Козувский. - М. : Минск: Амалфея, 2008. - 368 с.
34. Конева, И. А. Особенности высших психических функций у дошкольников с задержкой психического развития / И. А. Конева, С. В. Романова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. - С. 15-31.
35. Корниенко, А.Ф. Сущность процессов мышления и
мыслительной деятельности // Научный диалог. 2013. №4 (16). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-protsessov-myshleniya-i-myslitelnoy- deyatelnosti(дата обращения: 29.10.2021).
36. Кудымова, И. Г. ИКТ как средство дефектологического сопровождения детей с ЗПР / И. Г. Кудымова// Инновационные педагогические технологии : материалы III Междунар. науч. конф. - Казань : Бук, 2015. - С. 123-124.
37. Кулюшина, Н.В., Власова, О.И. Использование компьютерных технологий в работе с детьми с ЗПР как средство развития познавательной активности // Пермский педагогический журнал. 2019. - №10. - с. 112-114
38. Лаврухина, Н. Е. Вопрос о специфике развития наглядно - образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития / Н. Е. Лаврухина, Ю. М. Васина // Саморазвитие в педагогике и психологии. - Екатеринбург: Общество с ограниченной ответственностью «Агентство международных исследований», 2018. - С. 48¬50.
39. Лебединская, К.С. Задержка психического развития и её причины. Причины возникновения и пути профилактики аномальных детей. Москва, 2001. - 432 с.
40. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. Москва: Издательский центр «Академия», 2013. 140 с.
41. Лебединский, В.В. Общие закономерности психического дизонтогенеза // Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития: Хрестоматия. - СПб.: Питер, 2008. - 384 с.
42. Левитов, Н.Д. От фрустрации к агрессии. Психологический журнал. 2000. № 5. С. 65-71.
43. Левченко, И.Ю. Психологическое изучение детей с нарушениями развития/ И.Ю. Левченко, Н.А. Киселева - М.: Национальный книжный центр, 2016. - 160 с.
44. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е исправл. издание / Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2013.-488 с.
45. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. Москва, 2013. 126 с.
46. Лоренц, К. Агрессия. Конрад Лоренц. Москва: Римис, 2017. 707 с.
47. Лютова, Е.К., Монина, Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. Москва: Генезис, 2014. 192 с.
48. Маджлисова, Л. А. Особенности логического мышления у дошкольников с задержкой психического развития / Л. А. Маджлисова, Т. В. Коротовских // Современные проблемы общей и специальной педагогики. - Сургут: Сургутский государственный педагогический университет, 2016. - С.
514-519.
49. Макаров, И.В., Пашковский, В.Э., Софронов, А.Г. Задержки психического развития у детей: учеб. пособие. СПб.: Изд-во СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2013. - 24 с.
50. Макарова, И. В. Психология.: конспект лекций / И. В. Макарова- М.: 2010. - 237 с.
51. Маклаков, А. Г. Общая психология: учебник для вузов / А. Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2016. - 583 с.
52. Мамайчук, И. И. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития / И. И. Мамайчук М. Н., М. Н. Ильина. - СПб.: Речь, 2004. - 352 с.
53. Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии: учебное пособие доя вузов. Москва: Юрайт, 2019. 318 с.
54. Матюшкин, А. М. Мышление, обучение, творчество / А. М. Матюшкин. - М. : МПСИ, 2003. - 720 с.
55. Мельников, П. И. Мышление и речь / П. И. Мельников. - М.: Лаборатория Книги, 2011. - 100 с.
56. Мещерякова, Н. В. Особенности развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР / Н. В. Мещерякова // Теоретические и практические аспекты развития науки и образования в современном мире : материалы Международной (заочной) научно-практической конференции, София, Болгария, 20 мая 2021 года. - Нефтекамск: Научно-издательский центр «Мир науки» (ИП Вострецов Александр Ильич), 2021. - С. 104-108.
57. Морозова, Н. Л. Развитие мышления дошкольников с задержкой психического развития на логопедических занятиях / Н. Л. Морозова, Е. А. Олейникова // Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы. - Пенза: Пензенский государственный университет, 2017. - С. 267-269.
58. Мушта, С. И. Применение цифровых технологий в учебно-воспитательном процессе / С. И. Мушта // Современные образовательные технологии в системе образования. - Сочи: Издательство «Перо», 2017. - С. 50-53.
59. Никишина, В. Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов / В. Б. Никишина. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2004. - 128 с.
60. Осипова, А.А. Общая психокоррекция. Москва: ТЦ Сфера, 2018. 512 с.
61. Панфилова, М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекция игры. Практическое пособие для психологов, педагогов. Москва: Гном, 2018. 160 с.
62. Певзнер, М. С. Дети-олигофрены : (Изучение детей-олигофренов в процессе их воспитания и обучения). Москва: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 2009. 486 с.
63. Педько, Н. Д. Развитие активности мышления у дошкольников / Н. Д. Педько, М. Л. Севостьянова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2014. - № 43. - С. 125-126.
64. Перлз, Ф. Эго, голод и агрессия. Под ред. Д.Н. Хломова. Пер. с англ. Москва: Смысл, 2000. 358 с.
65. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. - М. : Римис, 2008. - 416 с.
66. Платонов, К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. Москва: Высшая школа, 2014. 174 с.
67. Профилактика детской агрессивности. Теоретические основы, диагностические методы, коррекционная работа. М.Ю. Михайлина. Волгоград: Учитель, 2013. 116 с.
68. Психология детей с задержкой психического развития: хрестоматия. Сост. О.В. Защиринская. Санкт-Петербург: Речь, 2017. 432 с.
69. Разаренова, К.А. Особенности эмоционально-волевой сферы младших школьников с умственной отсталостью // Научные исследования: от теории к практике: материалы X Междунар. науч.-практ. конф. В 2 т. Т. 1. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. № 4 (10). С. 197-199.
70. Реан, А.А. Изучение агрессивности личности. Санкт-Петербург, 2014. 378 с.
71. Резепкина, Н. В. Современные образовательные технологии инклюзивного образования / Н. В. Резепкина // Стратегические направления развития образования в Оренбургской области. - Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2017. - С. 849-857.
72. Роджерс, К.Р. Гуманистическая психология. Теория и практика. М.: МОДЭК, 2016. 679 с.
73. Романов, А.А. Направленная игровая терапия агрессивного поведения у детей: альбом диагностических и коррекционных методик. Пособие для детских психологов, педагогов, дефектологов, родителей. Москва: «ПлэЙТ», 2004. 48 с.
74. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л.
Рубинштейн. - М. : Питер, 2019. - 487 с.
75. Рудницкая, Е. Е. Сравнительная характеристика особенностей мышления у старших дошкольников со сходными формами дизонтогенеза / Е. Е. Рудницкая // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2016. - № T32. - С. 164-171.
76. Румянцева, Т.Т. Понятие об агрессивности в современной и зарубежной психологии. Г. Паренс. Вопросы психологии. 2011. № 1. С. 250.
77. Самохвалова, А.Г. Типы затрудненного общения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Вестник Башкирского университета. 2013. № 1. Т. 18. С. 226-231.
78. Самохвалова, Н. А. Применение электронно-образовательных ресурсов в образовательном процессе детей с ОВЗ / Н. А. Самохвалова, О. А. Некрасова // Перспективы науки. - 2021. - № 1(136). - С. 57-61.
79. Санукова, И. В. Дистанционное обучение детей дошкольного возраста с помощью цифровых образовательных ресурсов / И. В. Санукова // Дошкольное детство: индикаторы развития. - Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2021. - С. 34-36.
80. Сасарина, Е. Е. Использование дидактических игр с крышками для развития наглядно-образного мышления у дошкольников с задержкой психического развития / Е. Е. Сасарина, М. В. Журавлева // Международный студенческий научный вестник. - 2016. - № 2. - С. 164.
81. Скрапстынь, Т. В. Возможности развития мышления дошкольников посредством компьютерных игр / Т. В. Скрапстынь // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2012. - № 22. - С. 40-43.
82. Словарь практического психолога. Сост. С.Ю. Головин. Минск: Харвест, 2016. 800 с.
83. Смирнова, Е.О. Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. / Е.О. Смирнова. - Спб.: Питер, 2009. - 304 с.
84. Смирнова, Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей: диагностические критерии, коррекционная работа, психологические методики. Ростов н/Д.: Феникс, 2017. 154 с.
85. Соколова, Ю. А. Возможности цифровых образовательных ресурсов при реализации воспитательной функции учителя в работе с детьми с ОВЗ / Ю. А. Соколова // Цифровая трансформация образования. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью в эпоху развития цифрового образования. - Киров, 2021. - С. 37-39.
86. Сорокоумова, Е. А. Психолого-педагогические условия развития мышления у детей с ЗПР/ Е. А. Сорокоумова, Е. С. Калугина // Коллекция гуманитарных исследований. - 2017. - № 6(9). - С. 75-80.
87. Сорокоумова, Е.А., Калугина, Е.С. Методики развития мышления
у детей с ЗПР в школьном возрасте // Коллекция гуманитарных исследований. 2017. №5 (8). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodiki-
razvitiya-myshleniya-u-detey-s-zpr-v-shkolnom-vozraste (дата обращения: 29.10.2021).
88. Специальная дошкольная педагогика. Стребелева Е.А., Венгер А.Л., Екжанова Е.А. Москва.: Академия, 2012. 312 с.
89. Стребелева, Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: кн. для педагога-дефектолога / Е. А. Стребелева. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2005. - 180 с.
90. Сунагатуллина, И.И., Пушкарева, А.А., Кувшинова И.А., Чернобровкин В.А., Долгушина, Н.А., Мицан, Е.Л. Использование цифровых образовательных технологий в обучении и воспитании детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья // ПНиО. 2021. - №3 (51). - с. 231-246
91. Сурова, Е.В. Проблема содержательной определенности феномена агрессии в основных теоретико-методологических подходах. Психология. Социология. Педагогика. 2018. № 2 (77).
92. Тарасенко, А.В. Агрессия и пути ее предупреждения. Молодой ученый. 2017. № 12. С. 196-199.
93. Тимко, А. В. Теоретические основы проблемы способностей к школьному обучению у детей 5 - 7 лет с задержкой психического развития / А. В. Тимко // Бюллетень медицинских интернет-конференций. - 2015. - Т. 5. - № 12. - С. 1693-1698.
94. Точилина, М. В. STEAM-образование, как развитие мышления и познавательных способностей детей с ЗПР / М. В. Точилина, С. П. Конькова // Преемственность между дошкольным и начальным общим образованием в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта. - Таганрог: Издательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ), 2020. - С. 159-163.
95. Уварова, Т. Б. Игровые упражнения для развития мышления и
речи у дошкольников с задержкой психического развития / Т. Б. Уварова // Мир специальной педагогики и психологии: Научно-практический альманах / Главный редактор Вятлева Ю.Е. - Москва: ОБЩЕСТВО С
ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ЛОГОМАГ», 2016. - С. 368¬373.
96. Ульенкова, У.В. Дети с задержкой психического. Н. Новгород, 2014. 228 с.
97. Фасхутдинова, Ю. Ф. К вопросу о развитии когнитивных способностей у детей с ЗПР / Ю. Ф. Фасхутдинова // NB: Психология и психотехника. - 2013. - № 5. - С. 24-45.