Психологическая коррекция агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 9
1.1. Агрессивное поведение как проблема исследований в современной психологии 9
1.2. Факторы и причины, приводящие к агрессивному поведению в детском возрасте 24
1.3. Современное состояние изучения проблемы агрессивного поведения учащихся
младшего школьного возраста с задержкой психического развития 30
Выводы по первой главе 40
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 42
2.1. Организация, методы и методики исследования агрессивного поведения учащихся
младшего школьного возраста с задержкой психического развития 42
2.2. Особенности агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с
задержкой психического развития 49
Выводы по второй главе 61
ГЛАВА III. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 63
3.1. Научно-методологические подходы к коррекции агрессивного поведения учащихся
младшего школьного возраста с задержкой психического развития 63
3.2. Основные направления, формы, методы психологической коррекции агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития . 69
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 80
Выводы по третьей главе 93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 9
1.1. Агрессивное поведение как проблема исследований в современной психологии 9
1.2. Факторы и причины, приводящие к агрессивному поведению в детском возрасте 24
1.3. Современное состояние изучения проблемы агрессивного поведения учащихся
младшего школьного возраста с задержкой психического развития 30
Выводы по первой главе 40
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 42
2.1. Организация, методы и методики исследования агрессивного поведения учащихся
младшего школьного возраста с задержкой психического развития 42
2.2. Особенности агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с
задержкой психического развития 49
Выводы по второй главе 61
ГЛАВА III. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 63
3.1. Научно-методологические подходы к коррекции агрессивного поведения учащихся
младшего школьного возраста с задержкой психического развития 63
3.2. Основные направления, формы, методы психологической коррекции агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития . 69
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 80
Выводы по третьей главе 93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблема агрессии и агрессивности одна из самых актуальных проблем современных наук о человеке и обществе. Агрессивность человека в большинстве случаев характеризуется наличием у него мотивации, хотя бывает и немотивированная агрессия, связанная в основном с физическими или психическими проблемами организма.
Изучению агрессивного поведения детей посвящено множество фундаментальных теоретических и эмпирических исследований, систематизирующих знания о причинах возникновения агрессивного поведения. Данная тема представлена в исследованиях: А. Бандуры (2015), А. Берковитца (1975), Р. Бэрона (1998), Д. Ричардсона (1973), и др.
У учащихся с задержкой психического развития, в связи с нарушениями в личностном и познавательном развитии, наличием негативного влияния социальных факторов, агрессивные проявления выражены в большей степени, чем у нормально развивающихся сверстников.
Проблема особенностей агрессивного поведения детей была освещена в работах отечественных ученых: А.А. Анциферовой (2001), Т.И. Бабаевой (2008), Т.А. Власовой (2006), Л.С. Выготского (2021), А.С. Ельцовой (2017), О.Н. Истратовой (2013), С.А. Козловой (2010), Н.В. Кулюшиной (2019), В.И. Лубовского (2014),Е. К. Лютовой (2017), И.И. Мамайчук (2019), Т.А. Марковой (2003), Д.В. Менджерицкой (2001), Г.Б.Мониной (2017), В.Г. Нечаевой (2003), К. Роджерса (1994), У. В. Ульенковой (2011) и др..
Проблема изучения агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста представлена также и в зарубежных исследованиях: А. Адлера (2000), А. Бандура (2001), Д. Долларда (1992) Л. Кольберга (2002), К. Лоренца (2005), К. Роджерса (2008), З. Фрейда (1927), Э. Фромм (2001).
Педагоги и психологи отмечают, что современные учащиеся младшего школьного возраста с задержкой психического развития с трудом усваивают нормы и модели поведения, они агрессивны, капризны, негативно реагируют на оценку окружающих, многие не проявляют интереса к совместной деятельности со сверстниками, они не могут продуктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Характер агрессивного поведения во многом определяется возрастными особенностями. Агрессивное поведение у учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых. Вместе с тем на развитие агрессивного поведения влияют особенности темперамента ребенка, его возбудимость и сила эмоций. Зачастую агрессивность, превращаясь в устойчивую личностную черту, негативно сказывается на последующем развитии ребенка.
Для коррекции агрессивности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития необходимо использовать приемы коррекции, направленные как на самого ребенка, так и на его микроокружение. Особую актуальность изучение агрессивного поведения детей представляет младший школьный возраст, важно учитывать возможности его своевременной профилактики и коррекции.
Гораздо меньше исследований посвящено изучению психологической коррекции агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста, эта проблема рассмотрена в работах современников: М.В. Бартона (2017), С.Н. Ениколопова (2017), В.П. Зинченко (2002), Л.В. Леви (2013), В.А. Локаловой (2011), В.Г. Петровой (2002), А.А. Реан (2008), А.А. Романова (2004), Л.М Семенюк (2012), И. А.Фурманова (2019) и др..
Проведя анализ существующей на сегодняшний день ситуации, касающейся сферы формирования и развития межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, было сформировано противоречие между необходимостью целенаправленной коррекции агрессивного поведения детей с задержкой психического развития и малой разработанностью психолого-педагогических программ по коррекции имеющихся недостатков у данной категории детского возраста.
Несмотря на значительный вклад в изучение агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития многие вопросы остаются малоизученными и требуют последующей доработки. Учет данных особенностей агрессивного поведения необходим для создания оптимальных условий обучения и воспитания, а также социализации учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Проблема исследования: изучение особенностей агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития имеет важное значение. Несмотря на высокую практическую и теоретическую значимость исследования, технологии изучения и коррекции агрессивного поведения данного контингента школьников недостаточно изучены и требуют последующей разработки.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что особенностями агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития являются: высокая импульсивность, враждебность, эмоциональная нестабильность, сенситивность к раздражителям; направленность агрессии на себя и окружающих; доминирование вербальных и физических форм проявления агрессии; высокий уровень интенсивности экспрессивного выражения агрессивного поведения, а также слабость регуляции и контроля за эмоциональным реагированием. Эффективность работы по коррекции агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития, может быть повышена при условии использования разработанной нами психологической программы.
Цель исследования: изучить особенности агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития; разработать и апробировать психологическую программу по коррекции агрессивного поведения данного контингента школьников и выявить ее эффективность.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи исследования:
1. На основании анализа общей и специальной психолого-педагогической и медико-биологической литературы по проблеме исследования, определить её современное состояние.
2. Выявить особенности агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития экспериментальным путём.
3. Разработать психологическую программу по коррекции агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития и определить ее эффективность.
Объект исследования: особенности агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования: психологическая коррекция агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Методы исследования были определенны целью, гипотезой, задачами работы. В ходе исследования применялись теоретические методы, которые включали в себя: аналитический обзор литературы, систематизацию научных представление по проблеме исследования. Также использовались эмпирические методы: изучение психолого-педагогической документации на ребенка, беседа, наблюдение. Экспериментальные методы включали: констатирующий и формирующий эксперимент. В процессе исследования использовали количественный и качественный анализ данных.
В процессе исследования мы использовали следующие психодиагностические методики:
1. Методика «Карта наблюдений за состоянием и поведением учеников начальных классов» (для учителя) М.Ю. Михайлиной, Я.К. Нелюбовой (2017) [20, с. 62].
2. Методика «Ребенок глазами взрослого» А.А. Романова (2004) [73, с. 48].
3. Методика «Кактус» М.А. Панфиловой (2001) [31, с. 10].
Организация исследования: экспериментальное исследование осуществлялось на базе МБОУ «СШ 5» г. Ачинска. В исследовании приняли участие 40 учащихся (инклюзивных) классов: 20 учащихся в возрасте 8-9 лет (2 класс) и 20 учащихся в возрасте 10-11 (4 класс) лет с диагнозом F80 - «Задержка психологического развития».
Процесс исследования агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития осуществлялся в четыре этапа в период с ноября 2022 года по май 2023 год.
Подготовительный этап (ноябрь 2022 - декабрь 2022). На данном этапе осуществлялся подбор, изучение и анализ общей, специальной, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования. Определение современного состояния изучения проблемы исследования. Формулирование проблемы и гипотезы, а также определение теоретических основ, целей и задач экспериментального исследования. Осуществлялось знакомство с деятельностью образовательного учреждения, изучение анамнестических и катамнестических данных учащихся, подбор психодиагностического инструментария.
Констатирующий этап (январь 2023). Выявление особенностей агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития посредством проведения диагностических мероприятий. Реализация констатирующего эксперимента с количественным и качественным анализом полученных результатов исследования по изучению агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Формирующий этап (февраль 2023 - март 2023). Теоретическое обоснование и разработка психологической программы по коррекции агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Реализация психологической программы.
Контрольный этап (апрель 2023 - май 2023). Включал в себя обработку результатов формирующего эксперимента, анализ полученных результатов и проверку эффективности психологической программы по коррекции агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что представленные в выпускной квалификационной работе материалы позволят обобщить, систематизировать, расширить и углубить знания по проблеме изучения особенностей и коррекции агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Разработана и научно обоснована психологическая программа по коррекции агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования состоит в том, что представленные в эмпирической части исследования количественные данные, раскрывающиеся особенности агрессивного поведения и их коррекции у учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития, могут быть использованы психологами, педагогами и различными специалистами, которые работают с данной категорией детей. Разработана и реализована психологическая программа по коррекции агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (в количестве 118 источников) и восьми приложений. Работа проиллюстрирована 6 таблицами, 6 гистограммами.
Изучению агрессивного поведения детей посвящено множество фундаментальных теоретических и эмпирических исследований, систематизирующих знания о причинах возникновения агрессивного поведения. Данная тема представлена в исследованиях: А. Бандуры (2015), А. Берковитца (1975), Р. Бэрона (1998), Д. Ричардсона (1973), и др.
У учащихся с задержкой психического развития, в связи с нарушениями в личностном и познавательном развитии, наличием негативного влияния социальных факторов, агрессивные проявления выражены в большей степени, чем у нормально развивающихся сверстников.
Проблема особенностей агрессивного поведения детей была освещена в работах отечественных ученых: А.А. Анциферовой (2001), Т.И. Бабаевой (2008), Т.А. Власовой (2006), Л.С. Выготского (2021), А.С. Ельцовой (2017), О.Н. Истратовой (2013), С.А. Козловой (2010), Н.В. Кулюшиной (2019), В.И. Лубовского (2014),Е. К. Лютовой (2017), И.И. Мамайчук (2019), Т.А. Марковой (2003), Д.В. Менджерицкой (2001), Г.Б.Мониной (2017), В.Г. Нечаевой (2003), К. Роджерса (1994), У. В. Ульенковой (2011) и др..
Проблема изучения агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста представлена также и в зарубежных исследованиях: А. Адлера (2000), А. Бандура (2001), Д. Долларда (1992) Л. Кольберга (2002), К. Лоренца (2005), К. Роджерса (2008), З. Фрейда (1927), Э. Фромм (2001).
Педагоги и психологи отмечают, что современные учащиеся младшего школьного возраста с задержкой психического развития с трудом усваивают нормы и модели поведения, они агрессивны, капризны, негативно реагируют на оценку окружающих, многие не проявляют интереса к совместной деятельности со сверстниками, они не могут продуктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Характер агрессивного поведения во многом определяется возрастными особенностями. Агрессивное поведение у учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых. Вместе с тем на развитие агрессивного поведения влияют особенности темперамента ребенка, его возбудимость и сила эмоций. Зачастую агрессивность, превращаясь в устойчивую личностную черту, негативно сказывается на последующем развитии ребенка.
Для коррекции агрессивности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития необходимо использовать приемы коррекции, направленные как на самого ребенка, так и на его микроокружение. Особую актуальность изучение агрессивного поведения детей представляет младший школьный возраст, важно учитывать возможности его своевременной профилактики и коррекции.
Гораздо меньше исследований посвящено изучению психологической коррекции агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста, эта проблема рассмотрена в работах современников: М.В. Бартона (2017), С.Н. Ениколопова (2017), В.П. Зинченко (2002), Л.В. Леви (2013), В.А. Локаловой (2011), В.Г. Петровой (2002), А.А. Реан (2008), А.А. Романова (2004), Л.М Семенюк (2012), И. А.Фурманова (2019) и др..
Проведя анализ существующей на сегодняшний день ситуации, касающейся сферы формирования и развития межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, было сформировано противоречие между необходимостью целенаправленной коррекции агрессивного поведения детей с задержкой психического развития и малой разработанностью психолого-педагогических программ по коррекции имеющихся недостатков у данной категории детского возраста.
Несмотря на значительный вклад в изучение агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития многие вопросы остаются малоизученными и требуют последующей доработки. Учет данных особенностей агрессивного поведения необходим для создания оптимальных условий обучения и воспитания, а также социализации учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Проблема исследования: изучение особенностей агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития имеет важное значение. Несмотря на высокую практическую и теоретическую значимость исследования, технологии изучения и коррекции агрессивного поведения данного контингента школьников недостаточно изучены и требуют последующей разработки.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что особенностями агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития являются: высокая импульсивность, враждебность, эмоциональная нестабильность, сенситивность к раздражителям; направленность агрессии на себя и окружающих; доминирование вербальных и физических форм проявления агрессии; высокий уровень интенсивности экспрессивного выражения агрессивного поведения, а также слабость регуляции и контроля за эмоциональным реагированием. Эффективность работы по коррекции агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития, может быть повышена при условии использования разработанной нами психологической программы.
Цель исследования: изучить особенности агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития; разработать и апробировать психологическую программу по коррекции агрессивного поведения данного контингента школьников и выявить ее эффективность.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи исследования:
1. На основании анализа общей и специальной психолого-педагогической и медико-биологической литературы по проблеме исследования, определить её современное состояние.
2. Выявить особенности агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития экспериментальным путём.
3. Разработать психологическую программу по коррекции агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития и определить ее эффективность.
Объект исследования: особенности агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования: психологическая коррекция агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Методы исследования были определенны целью, гипотезой, задачами работы. В ходе исследования применялись теоретические методы, которые включали в себя: аналитический обзор литературы, систематизацию научных представление по проблеме исследования. Также использовались эмпирические методы: изучение психолого-педагогической документации на ребенка, беседа, наблюдение. Экспериментальные методы включали: констатирующий и формирующий эксперимент. В процессе исследования использовали количественный и качественный анализ данных.
В процессе исследования мы использовали следующие психодиагностические методики:
1. Методика «Карта наблюдений за состоянием и поведением учеников начальных классов» (для учителя) М.Ю. Михайлиной, Я.К. Нелюбовой (2017) [20, с. 62].
2. Методика «Ребенок глазами взрослого» А.А. Романова (2004) [73, с. 48].
3. Методика «Кактус» М.А. Панфиловой (2001) [31, с. 10].
Организация исследования: экспериментальное исследование осуществлялось на базе МБОУ «СШ 5» г. Ачинска. В исследовании приняли участие 40 учащихся (инклюзивных) классов: 20 учащихся в возрасте 8-9 лет (2 класс) и 20 учащихся в возрасте 10-11 (4 класс) лет с диагнозом F80 - «Задержка психологического развития».
Процесс исследования агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития осуществлялся в четыре этапа в период с ноября 2022 года по май 2023 год.
Подготовительный этап (ноябрь 2022 - декабрь 2022). На данном этапе осуществлялся подбор, изучение и анализ общей, специальной, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования. Определение современного состояния изучения проблемы исследования. Формулирование проблемы и гипотезы, а также определение теоретических основ, целей и задач экспериментального исследования. Осуществлялось знакомство с деятельностью образовательного учреждения, изучение анамнестических и катамнестических данных учащихся, подбор психодиагностического инструментария.
Констатирующий этап (январь 2023). Выявление особенностей агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития посредством проведения диагностических мероприятий. Реализация констатирующего эксперимента с количественным и качественным анализом полученных результатов исследования по изучению агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Формирующий этап (февраль 2023 - март 2023). Теоретическое обоснование и разработка психологической программы по коррекции агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Реализация психологической программы.
Контрольный этап (апрель 2023 - май 2023). Включал в себя обработку результатов формирующего эксперимента, анализ полученных результатов и проверку эффективности психологической программы по коррекции агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что представленные в выпускной квалификационной работе материалы позволят обобщить, систематизировать, расширить и углубить знания по проблеме изучения особенностей и коррекции агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Разработана и научно обоснована психологическая программа по коррекции агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования состоит в том, что представленные в эмпирической части исследования количественные данные, раскрывающиеся особенности агрессивного поведения и их коррекции у учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития, могут быть использованы психологами, педагогами и различными специалистами, которые работают с данной категорией детей. Разработана и реализована психологическая программа по коррекции агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (в количестве 118 источников) и восьми приложений. Работа проиллюстрирована 6 таблицами, 6 гистограммами.
По итогам нашего исследования были сделаны следующие выводы:
Агрессивное поведение проявляется у человека под влиянием его индивидуальных особенностей. Причинами проявлений агрессии у учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития являются следующее: реакции на запрет и ограничение взрослых; недостаток проявления родительского внимания и т.д. Задержка психического развития приводит к психопатологическому формированию характера, отрицательных черт и качеств личности. Повышенная аффективная возбудимость характеризуется возникновением аффектов по самым незначительным поводам, и проявляется в виде грубости, необдуманных поступков, разрушительных действий.
Агрессивные тенденции у учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития проявляются в четыре раза чаще, чем у нормально развивающихся учеников. У учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития выделяют следующие особенности агрессивного поведения: повышенную ситуативную зависимость агрессивных проявлений в силу сниженных адаптивных возможностей учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития; ригидность аффективных состояний и длительность их последствий, преобладание в поведении физической агрессии, как возможное отражение алекситимии.
Эксперимент по изучению агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития производился на базе МБОУ «СШ № 5» г.Ачинска В обследовании принимали участие 40 учащихся (инклюзивных) классов: 20 учащихся в возрасте 8 - 9 лет и 20 учащихся в возрасте 10 - 11 лет с диагнозом F80 - «Задержка психологического развития». С целью изучения особенностей агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития были использованы следующие методики: карта наблюдений за состоянием и поведением учеников начальных классов (для учителя) М.Ю. Михайлина, Я.К. Нелюбова; методика «Ребенок глазами взрослого» (А.А. Романов); методика «Кактус» (М.А. Панфиловой).
По результатам карты наблюдений за состоянием и поведением учеников начальных классов (для учителя) у 5 (25%) школьников из 2 класса и у 2 (10%) школьников из 4 класса выявлено эмоционально нестабильное состояние. По 9 (45%) детей из 2 класса и из 4 класса отмечаются недостаточно стабильным эмоциональным состоянием. Оставшиеся 6 (30%) учеников из 2 класса и 9 (45%) учеников из 4 класса характеризуются стабильным эмоциональным состоянием.
По результатам методики «Ребенок глазами взрослого» у 14 (70%) учеников 4 класса и половины (50%) учеников 2 класса нет опасности закрепления ситуационно-личностных реакций агрессии как патохарактерологических. У 10 детей (50%) 2 класса и 6 (30%) детей 4 класса высокий уровень агрессии, им требуется помощь в овладении собственным поведением.
По результатам проведения методики «Кактус» высокий уровень агрессии выявлен у13 (65%) учащихся из 2 класса и 10 учеников (50%) из 4 класса. 7 школьников (35%) 2 класса и 8 (40%) учащихся 4 класса причислены к среднему уровню агрессии. Только 2 учеников (10%) 4 класса причислены к низкому уровню тревожности
Исходя из полученных результатов можно сделать вывод о том, что эмоциональное состояние учащихся 4 класса на более стабильном уровне, чем у учащихся 2 класса.
Полученные результаты в ходе исследования подтверждают мнения ученых о том, что учащиеся младшего школьного возраста с задержкой психического развития имеют склонность к агрессивному поведению. У большинства учеников присутствуют агрессивные установки в поведении.
Нами была разработана и реализована психолого-педагогическая программа, которая направлена на устранения агрессивности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Психолого-педагогическая программа коррекции агрессивного поведения включала в себя определенные коррекционно -развивающие занятия, опирающиеся на уровень развития детей, их возрастные и индивидуальные особенности. Коррекционная программа была направлена на коррекцию агрессии учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Программа по коррекции агрессивного поведения осуществлялась с учениками 2 и 4 классов.
Основные формы работ с учащимися младшего школьного возраста с задержкой психического развития: групповые занятия, включающие такие методы и методики работ, как игра, арт-терапия, сказкотерапия и психогимнастика.
Для повторного изучения особенностей агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития обобщены результаты по карте наблюдений за состоянием и поведением учеников начальных классов (для учителя). У 1 (5%) школьников из 2 класса выявлено эмоционально нестабильное состояние, наличие симптомов, свидетельствующих о том, что учителю необходимо обратить внимание на проблемы учеников, проанализировать режим его учебы, нагрузки, трудности, поскольку суммарный балл, полученный по всем шкалам, относит этих детей в зону риска. У учеников 4 класса не выявлено эмоционально нестабильное состояние.
У 4 (20%) детей из 2 класса и 3 (15%) детей из 4 класса отмечаются недостаточно стабильным эмоциональным состоянием, которое не вызывает тревоги со стороны специалистов; у детей данной категории практически не выражены тестируемые симптомы.
Оставшиеся 15 (75%) учеников из 2 класса и 16 (80%) учеников из 4 класса характеризуются стабильным эмоциональным состоянием. Исходя из полученных результатов можно сделать вывод о том, что эмоциональное состояние учащихся 4 класса на более стабильном уровне, чем у учащихся 2 класса.
Но при этом наблюдается положительная динамика в обеих группах.
После проведения исследования результаты по методике «Ребенок глазами взрослого» мы получили следующие данные: к I уровню агрессии причислено доминирующее число 19 (95%) учеников 4 класса и 18 (90%) учеников 2 класса-у детей данной категории нет опасности закрепления ситуационно-личностных реакций агрессии как патохарактерологических; они способны владеть собственной агрессией, умеют ее сдерживать; 2 детей (10%) 2 класса и 1 (5%) ребенок 4 класса причислены ко II уровню агрессии: есть опасность закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических; ребенку требуется помощь в овладении собственным поведением.
Наблюдения показали, что программа способствовала коррекции агрессивного поведения.
Также нами была реализована методика «Кактус». Исходя из данных, нам стало известно, что из числа всех участников исследования у 3 (7,5%) школьников преобладает высокий уровень агрессивности. 11 (27,5%) учеников со средним уровнем агрессии и 26 (65%) с низким уровнем агрессии. По результатам рисунков можно заключить, что у большинства учеников отсутствуют агрессивные установки в поведении.
Итого, по итогам эксперимента, выявлено 2 (10%) учащихся из 2 класса и 1 ученик (5%) из 4 класса с высоким уровнем агрессии. 6 школьников (30%) 2 класса и 5 (25%) учащихся 4 класса причислены к среднему уровню агрессии. Дети демонстрирует осторожность, располагая зигзаги внутри самого кактуса, изображают один кактус, что доказывает их интроверсию. 14 учеников (70%) 4 класса и 12 (60%) учеников 2 класса причислены к низкому уровню агрессии.
Анализ совокупных показателей по всем методикам свидетельствует о том, что в группе учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития показатели агрессивности стали менее выражены у большинства учеников, что говорит о эффективности коррекционной работы по предупреждению агрессивного поведения.
Таким образом, задачи исследования решены, гипотеза подтверждается.
Все это доказывает эффективность проведенной работы по коррекции агрессивного поведения у учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Агрессивное поведение проявляется у человека под влиянием его индивидуальных особенностей. Причинами проявлений агрессии у учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития являются следующее: реакции на запрет и ограничение взрослых; недостаток проявления родительского внимания и т.д. Задержка психического развития приводит к психопатологическому формированию характера, отрицательных черт и качеств личности. Повышенная аффективная возбудимость характеризуется возникновением аффектов по самым незначительным поводам, и проявляется в виде грубости, необдуманных поступков, разрушительных действий.
Агрессивные тенденции у учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития проявляются в четыре раза чаще, чем у нормально развивающихся учеников. У учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития выделяют следующие особенности агрессивного поведения: повышенную ситуативную зависимость агрессивных проявлений в силу сниженных адаптивных возможностей учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития; ригидность аффективных состояний и длительность их последствий, преобладание в поведении физической агрессии, как возможное отражение алекситимии.
Эксперимент по изучению агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития производился на базе МБОУ «СШ № 5» г.Ачинска В обследовании принимали участие 40 учащихся (инклюзивных) классов: 20 учащихся в возрасте 8 - 9 лет и 20 учащихся в возрасте 10 - 11 лет с диагнозом F80 - «Задержка психологического развития». С целью изучения особенностей агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития были использованы следующие методики: карта наблюдений за состоянием и поведением учеников начальных классов (для учителя) М.Ю. Михайлина, Я.К. Нелюбова; методика «Ребенок глазами взрослого» (А.А. Романов); методика «Кактус» (М.А. Панфиловой).
По результатам карты наблюдений за состоянием и поведением учеников начальных классов (для учителя) у 5 (25%) школьников из 2 класса и у 2 (10%) школьников из 4 класса выявлено эмоционально нестабильное состояние. По 9 (45%) детей из 2 класса и из 4 класса отмечаются недостаточно стабильным эмоциональным состоянием. Оставшиеся 6 (30%) учеников из 2 класса и 9 (45%) учеников из 4 класса характеризуются стабильным эмоциональным состоянием.
По результатам методики «Ребенок глазами взрослого» у 14 (70%) учеников 4 класса и половины (50%) учеников 2 класса нет опасности закрепления ситуационно-личностных реакций агрессии как патохарактерологических. У 10 детей (50%) 2 класса и 6 (30%) детей 4 класса высокий уровень агрессии, им требуется помощь в овладении собственным поведением.
По результатам проведения методики «Кактус» высокий уровень агрессии выявлен у13 (65%) учащихся из 2 класса и 10 учеников (50%) из 4 класса. 7 школьников (35%) 2 класса и 8 (40%) учащихся 4 класса причислены к среднему уровню агрессии. Только 2 учеников (10%) 4 класса причислены к низкому уровню тревожности
Исходя из полученных результатов можно сделать вывод о том, что эмоциональное состояние учащихся 4 класса на более стабильном уровне, чем у учащихся 2 класса.
Полученные результаты в ходе исследования подтверждают мнения ученых о том, что учащиеся младшего школьного возраста с задержкой психического развития имеют склонность к агрессивному поведению. У большинства учеников присутствуют агрессивные установки в поведении.
Нами была разработана и реализована психолого-педагогическая программа, которая направлена на устранения агрессивности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Психолого-педагогическая программа коррекции агрессивного поведения включала в себя определенные коррекционно -развивающие занятия, опирающиеся на уровень развития детей, их возрастные и индивидуальные особенности. Коррекционная программа была направлена на коррекцию агрессии учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Программа по коррекции агрессивного поведения осуществлялась с учениками 2 и 4 классов.
Основные формы работ с учащимися младшего школьного возраста с задержкой психического развития: групповые занятия, включающие такие методы и методики работ, как игра, арт-терапия, сказкотерапия и психогимнастика.
Для повторного изучения особенностей агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития обобщены результаты по карте наблюдений за состоянием и поведением учеников начальных классов (для учителя). У 1 (5%) школьников из 2 класса выявлено эмоционально нестабильное состояние, наличие симптомов, свидетельствующих о том, что учителю необходимо обратить внимание на проблемы учеников, проанализировать режим его учебы, нагрузки, трудности, поскольку суммарный балл, полученный по всем шкалам, относит этих детей в зону риска. У учеников 4 класса не выявлено эмоционально нестабильное состояние.
У 4 (20%) детей из 2 класса и 3 (15%) детей из 4 класса отмечаются недостаточно стабильным эмоциональным состоянием, которое не вызывает тревоги со стороны специалистов; у детей данной категории практически не выражены тестируемые симптомы.
Оставшиеся 15 (75%) учеников из 2 класса и 16 (80%) учеников из 4 класса характеризуются стабильным эмоциональным состоянием. Исходя из полученных результатов можно сделать вывод о том, что эмоциональное состояние учащихся 4 класса на более стабильном уровне, чем у учащихся 2 класса.
Но при этом наблюдается положительная динамика в обеих группах.
После проведения исследования результаты по методике «Ребенок глазами взрослого» мы получили следующие данные: к I уровню агрессии причислено доминирующее число 19 (95%) учеников 4 класса и 18 (90%) учеников 2 класса-у детей данной категории нет опасности закрепления ситуационно-личностных реакций агрессии как патохарактерологических; они способны владеть собственной агрессией, умеют ее сдерживать; 2 детей (10%) 2 класса и 1 (5%) ребенок 4 класса причислены ко II уровню агрессии: есть опасность закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических; ребенку требуется помощь в овладении собственным поведением.
Наблюдения показали, что программа способствовала коррекции агрессивного поведения.
Также нами была реализована методика «Кактус». Исходя из данных, нам стало известно, что из числа всех участников исследования у 3 (7,5%) школьников преобладает высокий уровень агрессивности. 11 (27,5%) учеников со средним уровнем агрессии и 26 (65%) с низким уровнем агрессии. По результатам рисунков можно заключить, что у большинства учеников отсутствуют агрессивные установки в поведении.
Итого, по итогам эксперимента, выявлено 2 (10%) учащихся из 2 класса и 1 ученик (5%) из 4 класса с высоким уровнем агрессии. 6 школьников (30%) 2 класса и 5 (25%) учащихся 4 класса причислены к среднему уровню агрессии. Дети демонстрирует осторожность, располагая зигзаги внутри самого кактуса, изображают один кактус, что доказывает их интроверсию. 14 учеников (70%) 4 класса и 12 (60%) учеников 2 класса причислены к низкому уровню агрессии.
Анализ совокупных показателей по всем методикам свидетельствует о том, что в группе учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития показатели агрессивности стали менее выражены у большинства учеников, что говорит о эффективности коррекционной работы по предупреждению агрессивного поведения.
Таким образом, задачи исследования решены, гипотеза подтверждается.
Все это доказывает эффективность проведенной работы по коррекции агрессивного поведения у учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Подобные работы
- Программа психологической коррекции агрессивного поведения
учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического
развития
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - Психологическая коррекция агрессивного поведения младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2022 - Психологическая программа коррекции агрессивного поведения
учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического
развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2022 - Психологическая коррекция эмоциональных состояний учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2022 - Психологическая программа коррекции межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2022 - Психологическая программа коррекции агрессии детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2024 - Психологическая программа коррекции тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2022 - ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017



