Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическая коррекция внимания учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития

Работа №156156

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы116
Год сдачи2018
Стоимость4960 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования
1.1 Внимание как проблема в психолого-педагогических исследованиях 8
1.2 Становление внимания учащихся в младшем школьном возрасте 20
1.3 Современное состояние изучения проблемы внимания учащихся
младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития 24
Глава II. Констатирующий эксперимент и его анализ
2.1 Организация, методы и методики исследования 32
2.2 Особенности внимания учащихся младшего школьного возраста с
нарушением интеллектуального развития 38
Глава III. Формирующий эксперимент и его анализ. Коррекция внимания учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
3.1 Теоретико-методологические основы формирующего эксперимента 53
3.2 Программа психологической коррекции внимания учащихся младшего
школьного возраста с нарушением интеллектуального развития 56
3.3 Контрольный эксперимент и его анализ 64
Заключение 77
Список использованных источников 83
Приложение

Проблеме внимания в психологии уделяли немало времени. Актуальной она остается и сейчас. В настоящее время современная образовательная среда предъявляет достаточно высокие требования к учащимся, в том числе начальной школы. В последние годы значительно возросла информационная нагрузка, приводящая зачастую к переутомлению, неуспешности обучения и психоэмоциональным срывам школьников.
Более того, в настоящее время мало учитывается факт наличия у группы школьников дисфункциональных нарушений деятельности мозга, которые влияют на работоспособность, возможности самоуправления и произвольности в любых видах деятельности, вызывают быструю умственную утомляемость детей и, как следствие, ведут к школьной неуспеваемости и дезадаптации.
Данные специальной и клинической психологии свидетельствуют, что одной из форм аномалий психики в раннем онтогенезе является умственная отсталость. А этот факт обуславливает повышенное внимание исследователей к данной проблеме.
Учащиеся данной группы показывают стойкую неуспеваемость, неспособность воспринимать и перерабатывать учебный материал, низкую работоспособность и быструю утомляемость. Следовательно, важным становиться поиск путей, позволяющих детям с умственной отсталостью более эффективно и продуктивно справляться с различными видами деятельности, прежде всего с учебной.
Дети, с нарушением интеллектуального развития, имеющие трудности с обучением, с произвольной сферой, при своевременном изучении и коррекции такого психического процесса, как внимание, будут успешнее, благополучнее.
В психологии существует множество определений внимания. Обратимся к теоретическим источникам определения. Историю развития внимания, как и многих других психических функций, пытался проследить Л.С. Выготский (1956) в русле своей культурно-исторической концепции их формирования. Он писал, что история внимания ребенка есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка.
Итак, история развития внимания ребенка, по мнению Л.С.Выготского(1956), есть история развития организованности его поведения. Эта история начинается с самого момента рождения.
Любая деятельность человека, будь то трудовая, игровая, а в частности учебная, требует сосредоточения на объекте, а также выделение его из общей картины мира. Этому и способствует внимание.
Внимание не является самостоятельным познавательным процессом, так как оно само по себе ничего не отражает и как отдельно взятое психическое явление не существует. Вместе с тем внимание является одним из важнейших компонентов познавательной деятельности человека, так как оно, возникая на основе познавательных процессов, организует и регулирует их функционирование. Поскольку познавательная деятельность осуществляется сознательно, то внимание выполняет одну из функций сознания. Н.Ф. Добрынин (1959) квалифицировал внимание как направленность и сосредоточенность психической деятельности. Дети с дезорганизацией развития функций, свойств внимания испытывают трудности в обучении. Вместе с тем внимание считают одним из главных показателей общего уровня развития личности индивида.
Дети, начинающие обучаться в школе, чаще всего испытывают чувства переживания от рассеянности или неразвитости своего внимания. Развивать, формировать, вырабатывать и совершенствовать внимание очень важно, так же как и обучать чтению, письму, счету.
Изучению проблемы внимания учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития посвящены работы многих исследователей: И.В. Беляковой, С.Д. Забрамной, М.С. Певзнер, В.Г. Петровой, С.Я. Рубинштейн. Изучению внимания посвящены исследования, выполненные И.Л.Баскаковой, С.В.Лиепинь, Л.И.Переслени, С. А. Сагдуллаевым и др. Нельзя не заметать, что при кажущейся многоаспектности и обширности исследований еще многие свойства и механизмы внимания еще познаются.
Несомненная важность этих работ состоит в том, что данные авторы отмечают своеобразие внимания умственно отсталых детей, а также описывают пути и средства коррекции внимания, способных оказать помощь в обучении и воспитании этих детей. Однако коррекция внимания представляет одну из труднейших задач, ещё более осложняющуюся в случае обучения детей с умственной отсталостью.
Проблема исследования: своевременное изучение и коррекция внимания учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития является одним из условий успешного обучения и воспитания данного контингента школьников, однако решение данной проблемы требует дальнейшего изучения.
Цель исследования: изучить особенности внимания учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития и разработать программу по их своевременной коррекции.
Объект исследования: внимание учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития.
Предмет исследования: психологическая коррекция внимания учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и медико-биологическую литературу по проблеме исследования и определить её своевременное состояние;
2. Изучить особенности внимания учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития;
3. Разработать психологическую программу по коррекции внимания учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития и определить её эффективность.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что особенностями внимания учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития являются: недостаточный для возрастной нормы объём, медленное переключение, недостаточная устойчивость, сосредоточенность (концентрация) внимания и истощаемый характер внимания. Использование разработанной программы окажет положительное влияние на коррекцию внимания изучаемого контингента школьников.
Методы исследования: в исследовании были применены теоретические и эмпирические методы. Среди теоретических методов использовались анализ психолого-педагогической и медико-биологической литературы по проблеме исследования. Группа эмпирических методов представлена такими методами как беседа, наблюдение, опрос, изучение документации; экспериментальные методы - констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент. В исследовании также включены методы количественной и качественной обработки данных, интерпретационные методы.
Теоретической и методологической основой исследования являются положения отечественной психологии:
— о системной динамической локализации высших психических функций А.Р. Лурия (1997);
— о внимании как функции контроля за психической деятельностью П.Я. Гальперина (1958);
— о влиянии доминанты в регуляции непроизвольного внимания А.Л. Ухтомского (1904);
— о внимании как функции отражения С.Л. Рубинштейна (1935);
— о связи внимания с установкой Д.Н. Узнадзе (1966);
— концепция культурно-исторического развития высших психических функций Л.С. Выготского (1956);
— исследования И.Л. Баскаковой об особенностях внимания умственно отсталых детей (1982);
— исследования Л.С. Выготского о психологических механизмах произвольного внимания у детей с отклонениями в развитии (1956);
— об особенностях внимания умственно отсталого школьника рассмотрено в трудах И.В. Беляковой (2002), С.Д. Забрамной (1995), М.С. Певзнер (1979), В.Г. Петровой (1994), С.Я. Рубинштейн (1935).
Организация исследования: экспериментальное исследование проведено на базе КГБОУ Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Красноярская общеобразовательная школа № 5». В эксперименте приняли участие учащиеся 2-ого и 3-го (коррекционных) классов, с клиническим диагнозом F-70 «Умственная отсталость легкой степени» в количестве 20 человек, по 10 человек в каждом классе. Возраст испытуемых 9 - 11 лет.
Этапы проведения исследования:
Первый этап (сентябрь 2016 - октябрь 2016 гг.). Изучение и анализ психолого-педагогической и медико-биологической литературы по проблеме исследования.
Второй этап (ноябрь 2016 - декабрь 2016 гг.). Определение цели, объекта, предмета и задач исследования, формулирование проблемы и гипотезы исследования. Отбор диагностического инструментария.
Третий этап (февраль 2017 - апрель 2017 гг.). Реализация констатирующего этапа исследования. Количественный и качественный анализ полученных результатов экспериментального изучения особенностей внимания учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития.
Четвёртый этап (октябрь 2017 - декабрь 2017 гг.). Реализация программы по коррекции внимания учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития.
Пятый этап (апрель 2018 - ноябрь 2018 гг.). Количественный и качественный анализ полученных результатов. Формулирование выводов и заключения. Обобщение результатов исследования.
Теоретическая значимость исследования: определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить научные представления об особенностях и коррекции внимания учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть полезны педагогам, психологам и другим специалистам, работающим с данной категорией школьников.
Структура работы: магистерская диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемой литературы (в количестве 99 источников). Включает 11 приложений. Проиллюстрирована диссертация 10 таблицами, 16 гистограммами.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данные специальной и клинической психологии свидетельствуют, что одной из форм аномалий психики в раннем онтогенезе является умственная отсталость. А этот факт обуславливает повышенное внимание исследователей к данной проблеме.
Дети данной группы показывают стойкую неуспеваемость, неспособность воспринимать и перерабатывать учебный материал, низкую работоспособность и быструю утомляемость. Следовательно, важным становиться отбор путей, позволяющих детям с нарушение интеллектуального развития более эффективно, результативно и продуктивно справляться с различными видами деятельности, прежде всего с учебной.
С учетом влияния нарушения интеллектуального развития на работоспособность, умственную активность, произвольную сферу учащегося, возможности его самоуправления, особо актуальным для младших школьников становится своевременное изучение и коррекция такого психического явления, как внимание.
В процессе исследования мы гипотетически предположили, что особенностями внимания учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития являются: недостаточный для возрастной нормы объём, медленное переключение, недостаточная устойчивость, сосредоточенность (концентрация) внимания и истощаемый характер внимания. Использование разработанной программы коррекции будет протекать успешнее, если организация коррекционной работы будет строиться на основе использования комплекса специально разработанных игровых упражнений.
Эксперимент проводился на базе КГБОУ Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Красноярская общеобразовательная школа № 5».
В исследовании принимали участие 20 школьников 2-го и 3-го (коррекционных) классов в возрасте 9 - 11 лет с диагнозом F-70 - «Лёгкая умственная отсталость».
При комплектовании экспериментальной выборки испытуемых нами учитывались следующие критерии:
1) схожесть показателей возраста;
2) схожесть клинической картины нарушения;
3) обучение в одной параллели.
Для подтверждения гипотезы было организовано диагностическое исследования, направленное на выявление особенностей внимания учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития, в процессе которого были использованы следующие методики:
- Методика «Таблицы Шульте» (1995);
- Методика Мюнстерберга (1915);
- Методика «Пьерона-Рузера» (1997);
- Методика «Корректурный тест» Б.Бурдона (1895).
В результате констатирующего эксперимента были отмечены особенности развития внимания учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития: недостаточный для возрастной нормы объём, медленное переключение, недостаточная устойчивость, сосредоточенность (концентрация) внимания и истощаемый характер внимания. После проведения исследования результатов было выявлено, что у учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития показатели свойств внимания находятся на низком уровне относительно нормативных показателей, что подтверждает необходимость реализации психологической программы по коррекции особенностей внимания.
На основе полученных результатов констатирующего эксперимента был организован и проведен формирующий эксперимент, направленный коррекцию внимания учащихся с нарушением интеллектуального развития. В процессе формирующего эксперимента были использованы игровые упражнения, направленные на снятие эмоциональной напряженности, произвольности поведения, развитие самоконтроля.
Психологическую программу по коррекции внимания, учащихся младшего школьного возраста данного контингента, мы выстраивали с опорой на основные принципы: принцип единства диагностики и коррекции; деятельностный принцип коррекции; принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей развития; принцип опоры на разные уровни организации психических процессов; принцип возрастания сложности; принцип учёта объема и степени разнообразия материала; принцип учёта эмоциональной сложности материала. Авторы: В. С. Вахрушина, И.В. Дубровина, Т.А. Кирдяшкина, Е.К. Лютова, Г.Б. Монина, Л.Е. Черемошкина.
Основными методами психокоррекционного воздействия, которые позволили достичь максимально положительных результатов в работе с учащимися младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития: игры и игровые упражнения, психогимнастика, которые были положены в основу занятий.
После чего был проведен контрольный эксперимент, результаты которого были проанализированы и сравнены с результатами констатирующего эксперимента.
Анализ результатов методики «Таблицы Шульте», с помощью которой мы исследовали истощаемость, переключение и объём внимания, свидетельствует о значительных изменениях, произошедших с учащимися ЭГ2, с которыми проводились мероприятия, направленные на коррекцию внимания. Кривая истощаемости внимания показала, что 6 из 10 учащихся КГ не справились с поставленной задачей, а в ЭГ2 не справились лишь 4 из 10 учащихся. После формирующего эксперимента некоторые показатели разнятся в 1,5 раза.
Показатели, которые свидетельствуют об эффективности программы коррекции внимания это показатели переключение внимания по методике «Таблицы Шульте». Так в ЭГ2 низкий уровень составлял 80% а стал 50%. А также повысился средний уровень с 10% до 30%.
Методика «Таблицы Шульте» кроме результатов переключения внимания, дала нам результаты объёма внимания. До формирующего эксперимента показатели объёма внимания в группе ЭГ1- уровень ниже среднего составлял 20% после него - процент увеличился в 2 раза и составляет 40%. Показатели в группе ЭГ2-значительно выше: низкий уровень снизился в 2 раза с 60 до 30%. Уровень средний был 10% стал 40%. Высоким уровнем и выше среднего не обладает ни один учащийся из экспериментальных групп.
Следующая методика «Пьерона-Рузера» даёт данные о концентрации и устойчивости внимания. До формирующего эксперимента и после него показатели концентрации внимания в ЭГ1 и КГ одинаковые. Показатели в группе ЭГ2- низкий уровень понизился с 70 до 20%, уровень ниже среднего провысился с 10 до 30%, средний уровень так же повысился 20 до 40%. Уровень выше среднего до формирующего эксперимента не показали ни один учащийся ни в одной из групп. После формирующего эксперимента 10% учащихся в ЭГ2. Высокий уровень не показал, ни один учащийся групп исследования ни до формирующего эксперимента, ни после него.
Устойчивость по той же методике можно проследить по показателям КГ: низкий уровень понизился с 70 до 40%. Уровень ниже среднего почти не изменен. А средний уровень повысился с 0 до 20%. Показатели ЭГ2:уровень ниже среднего понизился с 40 до 20%. Уровень ниже среднего поднялся на 10%. Уровень выше среднего до формирующего эксперимента не показали ни один учащийся ни в одной из групп. После формирующего эксперимента 20% учащихся ЭГ2. Высокий уровень не показал, ни один учащийся групп исследования ни до формирующего эксперимента, ни после него.
Результаты методики исследования детей на концентрацию и избирательность внимания - это методика Мюнстерберга. Так до формирующего эксперимента показатели КГ концентрации внимания низкий уровень снизился с 60% до 40%, средний уровень поднялся с 10 до 20%, а средний уровень поднялся с 10 до 20%. Показатели ЭГ2 низкий уровень понизился с 70% до 30%.а уровень выше среднего составляет 30% чего не было ранее в формирующем эксперименте.
Результаты избирательности внимания по методике Мюнстерберга получились следующие. Показатели КГ, отображающие эффективность программы по коррекции внимания, это показатели низкого уровня понизились с 80% до 40%. Уровень ниже среднего поднялся с 10 до 30%. Средний уровень так же поднялся с 10% до 20%. ПоказателиЭГ2: низкий уровень понизился с 70% до 30%. Средний уровень поднялся с 0 до 20%. А также уровень выше среднего вырос с 0 до 20%. Уровень высокий до формирующего эксперимента и после него не показали ни один учащийся из групп.
Результаты исследования мо методике «Корректурный тест»
Б. Бурдона по выявлению уровня концентрации и устойчивости получились следующие. Показатели концентрации внимания, на которые стоит обратить внимания до формирующего эксперимента и после него, это то, что низкий уровень у ЭГ2 понизился с 70% до 20%. А также в ЭГ2 показатель выше среднего составляет 30%, чего не было до формирующего эксперимента. Что же касается показателей КГ, то они разнятся до эксперимента и после него, к примеру, низкий уровень снизился с 80% до 50%, появился уровень выше среднего, составляет 10%.
Результаты по устойчивости внимания таковы: в ЭГ2 до формирующего эксперимента низкий уровень был 60%, а стал 20%, средний уровень был 10%- стал 30%. А также 40% составляет уровень выше среднего, чего не было до эксперимента. В КГ низкий уровень снизился с 50% до 40%, 30% составляет средний уровень, и 20% уровень выше среднего, чего не было до эксперимента.
Анализ результатов контрольного эксперимента показал, что учащиеся экспериментальной группы (ЭГ2) по всем основным показателям показали более высокие результаты. В данном случае наблюдалось повышение уровня внимания учащихся.
Результаты коррекционной работы, направленной на коррекцию внимания учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития свидетельствуют о том, что большинство учащихся, участвовавших в эксперименте стали активнее отвечать на уроках, внимательнее слушают задания учителя, и с большим усердием и старанием подходят к каждому заданию.
Результаты исследования подтверждают выдвинутую нами гипотезу о том, что особенностями внимания учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития являются: недостаточный для возрастной нормы объём, медленное переключение, недостаточная устойчивость, сосредоточенность (концентрация) внимания и истощаемый характер внимания. Использование разработанной программы окажет положительное влияние на коррекцию внимания изучаемого контингента школьников.



1. Айзенберг, Б.И. Распределение внимания в мыслительной деятельности учащихся массовой и вспомогательной школе / Б.И. Айзенберг. - М.: Просвещение, 1986. - 201 с.
2. Акимова, М.К., Психологическая коррекция умственного развития школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. - М.: Академия, 2000. - 160 с.
3. Аксенова, А.К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы: Кн. для учителя / А.К. Аксенова,
3. В.Якубовская. - М.: Просвещение, 1987. - 176 с.
4. Алферов А.Д. Психология развития школьников: Учебное пособие по психологии. - Ростов Н /Д., «Феникс»., 2001.
5. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. М., Ось-89, 1997.
6. Баскакова И.Л. Внимание школьников-олигофренов. М., 1982.
7. Вагурина Л. М, Внимание, речь, плоскости. Развивающее пособие для детей 3 - 5 лет. - М., 2007.
8. Вахрушина В.С. Развитие и коррекция внимания в практике школьного психолога.- Киров: Кировский государственный университет, 1994. - 70 с.
9. Венгер, А.Л., Цукерман, Г.А. Психологическое обследование младших школьников / М., ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.
10. Виноградова А.Д. и др. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. 2111 "Дефектология"/ А.Д. Виноградова, Е.И. Липецкая, Ю.Т. Матасов, И.П. Ушакова; Сост. А.Д. Виноградова. - М.: Просвещение, 1985. - 144 с.
11. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. Учеб. 2-е изд., - М., Просвещение, 1973.
12. Вундт В. Введение в психологию. 3-ие изд. М., 2007.
13. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте. // В книге «Хрестоматия по вниманию» / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея. - М., МГУ, 1976.
14. Выготский, Л.С. Вклад отечественных ученых в изучение проблемы развития внимания в целом и развития внимания у детей дошкольного возраста. / Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, П.Я.Гальперин.- М.: Просвещение, 2001.
15. Выготский, Л. С. История развития высших психических функций : Собр. Соч.: В 6-ти т. Т.З. / Л. С. Выготский.- М.: Педагогика, 1999.- С. 38
16. Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М., Университет, 2000.
17. Гальперин П.Я. К проблеме внимания.// Докл. АПН РСФСР. 1958. №3. С.33-38.
18. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. Учеб. 4-е изд. - М., Книжный дом «Университет», 2007.
19. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. - М., МГУ, 1984.
20. Гамезо М.В., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. - М., 1999.
21. Гиппенрейтер Ю.Б. Деятельность и внимание // Хрестоматия по вниманию / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. М.: ЧеРо, 2001. -С. 543-558.
22. Гонеев, А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Сластенина В.А. - 2-е изд., перераб. - М.: Академия, 2002. - 272 с.
23. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание М., Педагогика, 1972.
24. Джемс У. Психология - Л., Педагогика, 1965.
25. Добрынин Н.Ф. Внимание и его воспитание - М., Правда, 1951.
26. Добрынин Н.Ф. Основные вопросы психологии внимания.// Психологическая наука в СССР Т2. М., 1959.
27. Дормашев, Ю. Б. Психология внимания: Учебник. - 3-е изд., испр./ Ю.Б. Дормашев, В.Я. Романов. - М.: Флинта, 2002.- 376 с.
28. Ермолаев, О.Ю. Внимание школьника./ О.Ю. Ермолаев, Т.М. Марютина, Т. А. Мешкова. - М.: Знание, 1987. - 80 с.
29. Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками: Учебно-методическое пособие.- М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 2002. - 176 с.
30. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: Учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение: Владос, 1995.— 112 с.
31. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В.И. Загвязинсикий, Р.Атаханов. 4-е изд., стер. - М., «Академия», 2007.
32. Занков Л.В. Психология умственного отсталого ребёнка.- М.:1936
33. Зеньковский В.В. Психология детства. - М., « Академия», 2005.
34. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. - М., «Просвещение», 1981.
35. Ильина, М.В. Тренируем внимание и память. Тесты и упражнения для детей 5-10 лет: Пособие для психологов, воспитателей ДОУ, учителей / М.В. Ильина. - М.: АРКТИ, 2005. - 136 с.
36. Карпова Г.А., Артемьева Т.Л. Педагогическая диагностика учащихся с нарушением интеллектуального развития: учебное пособие. - Екатеринбург: Деловая книга, 2005.
37. Кирдяшкина, Т.А. Методы исследования внимания (Практикум по психологии): Учеб. пособие / Т.А. Кирдяшкина. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1999. - 72 с.
38. Келер В., Адаме П. Восприятие и внимание // Хрестоматия по вниманию / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. М.: ЧеРо, 2001. -С. 436-453.
39. Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста: Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы. - М.: ЦГЛ, 2003. - 246 с.
40. Коффка К. О внимании // Хрестоматия по вниманию / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. М.: ЧеРо, 2001. - С. 432 - 435.
41. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. - М., УРАО, 1998.
42. Ланге Н.Н. Психологические исследования. Закон перцепции. Теория волевого внимания, - Одесса: Типогр. Штаба Одесск. Воен. Окр., 1983.
43. Ланге Н.Н. Теория волевого внимания // Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н.Леонтьева, А.А.Пузырея, В.Я.Романова. М., 1976.
44. Ларина О.А., Каратьян Т.В., Акрушенко А.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций. - М., Эксмо, 2008.
45. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. Учебное пособие. - М., Академия, 2003.
46. Левитина С.С. Можно ли управлять вниманием школьника,- М., Знание, 1994.
47. Левченко, И.Ю. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии / И.Ю. Левченко, Н.А. Киселева. - М.: Образование Плюс, 2006. - 120 с.
48. Лиепень С.В. Особенности внимания учащихся младших классов вспомогательных школ //Дефектология. 1985. №4.
49. Лиепинь, С.В. Сравнительные исследования объема внимания учащихся 1-3 классов вспомогательных и массовых школ. Клиническое и психолого-педагогическое изучение детей с интеллектуальной недостаточностью / С.В. Лиепиня. - М., 1976. - 67-81 с.
50. Лурия А.Р. Произвольное внимание и его развитие. Лекции по общей психологии.- М., 1964
51. Лурия, А.Р. Внимание и память / А.Р. Лурия. - М.: Изд-во МГУ, 1975. - 105 с.
52. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.М., 2000
53. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вызов. - СПб., Питер, 2006.
54. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2003. - 400 с.
55. Марцинковская, Т.Д. Диагностика психического развития детей./ Т.Д. Марцинковская.- М.: Наука, 1997 -176с.
56. Методика «Таблицы Шульте» / Альманах психологических тестов. М., 1995.
57. Мусарева З.Н. Дидактические игры в развитии внимания старших дошкольников // Воспитатель ДОУ. 2014. № 11. С. 27.
58. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. Кн. 1. Общие основы психологии. - 3-е изд / Р.С. Немов.
- М.: ВЛАДОС, 1997. - 688 с.
59. Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания.
- М., ТЦ Сфера, 2002.
60. Осипова Н. С. Опыт формирования внимания у умственно отсталых школьников. — В сб.: Управляемое формирование психических процессов. М., 1977.
61. Палагина, Н.Н. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие для вузов./ Н.Н.Палагина.- М.: Московский психолого- социальный институт, 2005. - 234 с.
62. Переслени Л.И. Некоторые особенности внимания у детей с отклонениями в развитии. // Дефектология. 1972. №4. - С.3-9.
63. Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых школьников: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. - М.: Академия, 2002. - 160 с.
64. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология, - М., 1997.
65. Поддъяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка. М.: Речь, 2010. 144с.
66. Поляков И.В., Ходаковский Л.С. К вопросу о переключаемости внимания. М., Просвещение, 1987.
67. Петухова Т.В. Развитие произвольного внимания у детей дошкольного возраста. // Психология внимания. - М.: ЧеРо, 2001- 66-89.
68. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие / под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб., Речь, 2010.
69. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Издательский центр "Академия", 1998. -160 с.
70. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Под редакцией И.В. Дубровиной. - М., Академия, 1998.
71. Психологические тесты / сост. С. Касьянов. - М. : Эксмо, 2006. - 608 с.
72. Психология лиц с умственной отсталостью: Уч.. - метод. пособие / Составитель Е.А. Калмыкова. - Курск: Курск. гос. ун-т, 2007. - 121 с.
73. Рибо Т.А. Хрестоматия по вниманию. - М., 2005.
74. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 "Дефектология"3-е изд., перераб. и доп.-М.: Просвещение, 1986.-192 с.
75. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т.— Т. II.— М., Педагогика, 2001.
76. Современный психологический словарь под ред. Мещеряковой Б.Г., Зинченко В.П. - М., ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007.
77. Солдатова, Е.Л. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез: серия «Высшее образование» / Е.Л. Солдатова, Г.Н. Лаврова.- М.: Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 384с.
78. Страхов И.В. Воспитание внимания у школьников. М.: Учпедгиз, 1958.- 128 с.
79. Справочник психолога начальной школы / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. - 4-е изд. - Ростов н/Д., Феникс, 2006.
80. Султанова М. Развитие внимания и памяти: детям 4-5 лет. М., 2014. 116 с.
81. Тамбиев, А.Э. Исследование обобщенной оценки внимания: вопросы психологии./ А.Э. Тамбиев, С.Д. Медведев.- 2007. - №4.- С. 76-78
82. Тесты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений. / Сост. М.Н. Ильина, Л.Г. Парамонова, Н.Я. Головнева. - СПб.: Дельта, 1997. - 584 с.
83. Титченер Э.Б. Внимание // Хрестоматия по вниманию / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. М.: ЧеРо, 2001. - С. 182 - 213.
84. Ульенкова, У.В. Особенности устойчивости и концентрации произвольного внимания у умственно отсталых учащихся младших классов / У.В. Ульенкова, Л.А. Метиева. // Дефектология. - 2003. - № 2. - с. 18-25.
85. Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии: пособие для студ. пед. ин-тов, учащихся пед. училищ и колледжей, воспитателей дет. сада / Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. ; под ред. Г. А. Урунтаевой. - М., Просвещение; ВЛАДОС, 2009. - 292 с.
86. Фаликман, М.В. общая психология: В 7т. Т. 4. Внимание. Под ред.Б.С.Братуся; М.-2007.-453
87. Фельдштейн, Д.И. Возрастная и педагогическая психология. М., Воронеж, 2002.
88. Фридман, Л.М. Психология детей и подростков: справочник для учителей и воспитателей / Л.М. Фридман. - М.: Институт Психотерапии, 2003. - 480с.
89. Хрестоматия по вниманию / Ред. А.Н. Леонтьева. - М., МГУ, 1976.
90. Черемошкина Л.Е. Развитие внимания детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997.
91. Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1990.
92. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. - М.: Гардарики, 2005.
93. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод, пособие для учителей Кл. коррекционно-развивающего обучения. М.: ВЛАДОС, 2001. - 136 с.
94. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. - М.: Тривола, 1994.
95. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Владос,1999.
96. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. Избранные психологические труды. - М.: Изд-во Питер Пресс, 1989.
97. Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. СПб.: Речь, 2003. - 384 с.
98. Bardetskaya Y.V., Potylitsyna V.Yu. Psychosomatic Features and Standard of Health of Junior Schoolchildren with Different Temperament Trait Index. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social sciences, 10 (2013 6), 1479-1491.
99. Bardetskaya Y.V., Verkhoturova N.Yu., Abdulkin V.V. Correlates of temperamental features, adaptive responses and conditions in junior schoolchildren. 3rd International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts SGEM 2016. Section Psychology and Psychiatry. Albena, Bulgaria (2016): 117-122.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ