ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ 5
1.1. Основные понятия и сущность профориентационной работы в
современном образовании 5
1.2. Возможности формирования профессионального ориентирования на
уроках географии 9
1.3. Экскурсия как форма профориентации во внеурочной деятельности .. 14
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ ХОЗЯЙСТВА ВОСТОЧНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ 19
2.1. ЭГХ Восточной экономической зоны Красноярского края 19
2.2. Оценка и выбор объектов для профориентации в 9 классе 22
ГЛАВА 3. ЭКСКУРСИЯ КАК ФОРМА ПРОФОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССА 34
3.1. Экскурсия в г. Бородино с посещением Бородинского угольного
разреза 34
3.2. Экскурсия в г. Иланский, как в один из железнодорожных центров
Красноярского края 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
Приложение А 58
Приложение Б 59
Приложение В 70
Приложение Г 72
Приложение Д 73
Приложение Е
Актуальность работы заключается в том, что формирование готовности к профессиональному самоопределению обучающихся в средней школе является одной из ключевых задач современного образования.
Профориентационная работа в образовательных организациях заключается в формировании у обучающихся готовности к профессиональному самоопределению. При организации данной работы стоит обратить внимание на запросы рынка труда, как родного региона, так и страны в целом.
Для достижения поставленных целей могут быть использованы различные виды активности, разработанные с учетом возрастных особенностей, а также ориентированные на рамки изучения определенной дисциплины [27].
Важной составляющей профориентационной работы по географии является организация системы промышленного туризма [21]. Большинство географических объектов обладают высокой протяженностью, сложностью и многообразием. Профориентационные экскурсии в контексте данного направления туризма позволяют обучающимся сформировать полное представление о структуре и особенностях работы местных предприятий, а также оценить их потребность в определенных специалистах.
Красноярский край располагает разнообразными благоприятными предпосылками экономического развития. Край обладает уникальными природными ресурсами, благодаря которым развиты многие виды промышленной деятельности [45]. Одной из промышленных центров Красноярского края является Восточная экономическая зона. К видам экономической деятельности, составляющие ядро экономики, относятся: угледобывающая промышленность и угольная электроэнергетика; химическая промышленность; машиностроение и металлообработка; агропромышленный комплекс [54]. Для организации профориентационной экскурсии необходим анализ и оценка промышленных предприятий, расположенных на данной территории.
Цель: разработка профориентационных экскурсий на промышленные предприятия в рамках изучения географии России в 9 классе.
Для достижения поставленной цели необходимы следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы организации профориентации в основном общем образовании;
2. Выявить особенности профориентационных экскурсий по географии на промышленные предприятия;
3. Определить объекты Восточной экономической зоны, которые можно использовать в рамках профориентационной экскурсии.
Объект исследования: процесс профессиональной ориентации обучающихся в рамках изучения географии.
Предмет исследования: профориентационные экскурсии по географии для обучающихся 9 класса.
Методы: Аналитический, сравнительно-географический, картографический, педагогическое проектирование.
Дисциплина география обладает значительным потенциалом для организации профориентационной деятельности обучающихся. Однако многие формы проведения данной деятельности уже устарели, не актуализируются, проводятся пассивно, не привлекают обучающихся. Поэтому актуально выбирать динамические формы проведения профориентации, которые запомнятся обучающимся.
Такой формой может являться профориентационная экскурсия на предприятие, где обучающиеся могут посмотреть специфику той или иной промышленности, ознакомиться с процессом работы определенной профессии, задать вопросы и непосредственно пообщаться со специалистами.
В рамках выпускной квалификационной работы были разработаны две профориентационные экскурсии на предприятия. Данные экскурсии направленны на формирование у обучающихся целостного представления о действующих предприятиях территории, знакомят с особенностями профессий, трудящихся в данных промышленных областях.
В соответствии с поставленными задачами, были сформулированы следующие выводы:
1. Профориентация в основном общем образовании играет ключевую роль в подготовке учащихся к осознанному выбору будущей профессии. Она включает в себя разнообразные формы и методы работы. Профориентации в современном образовании уделяется значительное внимание, об этом свидетельствует введённая с 1 сентября 2023 года единая модель профориентационной работы в образовательных организациях.
2. Изучение географии России способствует организации профориентационных экскурсий на промышленные предприятия, которые на практике позволяют обучающимся познакомиться с особенностями различных профессий и технологическими процессами. Такие экскурсии играют важную роль в формировании профессионального самоопределения, помогают соотнести свои способности и интересы с реальными требованиями профессий, что особенно важно для осознанного выбора будущей специальности.
3. Территория исследования - Восточная экономическая зона Красноярского края обладает значительным количеством предприятий, которые можно использовать в рамках профориентационной деятельности. Все предприятия территории были проанализированы в соответствии с критериями, предъявляемых к экскурсионным объектам. На основе анализа были выделены и нанесены на карту предприятия, которые можно использовать в рамках профориентационных экскурсий. Экскурсии соотносятся с тематическим содержанием предмета география в 9 классе.
1. Амирханов М. М. Теоретические и методические аспекты оценки туристско-рекреационного потенциала регионов с рекреационной специализацией / М. М. Амирханов, А. С. Аракелов // Современная научная мысль. — 2013. — № 2. — С. 147-154.
2. Арнаутов Г. Ю. Теория и практика профориентационной и экологической направленности системы школьного географического образования: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02. — СПб., 2003. — 412 с.
3. Вахитова Г. Х. К вопросу мотивационного обеспечения учебной деятельности учащихся начальной школы // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. — 2006. — Вып. 10 (61). — С. 59-61.
4. Галкин Д. В. Профессиональная ориентация и проблемы формирования кадрового потенциала промышленных предприятий в условиях моногорода / Галкин Д. В. // Управленческое консультирование. — 2017. — № 3. — С. 105-104.
5. Даринский А. В. Профориентационные возможности школьного курса
экономической географии СССР: пособие для учителей. — М.:
Просвещение, — 1980. — 96 с.
6. Доброногова Н. В. Экскурсия как одна из результативных форм профориентационной работы с обучающимися / Доброногова Н. В. // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты. — Воронеж: Воронежский центр научно-технической информации, — 2025. — С. 111-115.
7. Докашенко Л. В. Промышленный туризм как эффективный инструмент развития экономики региона / Л. В. Докашенко, С. С. Полянина // Формирование рыночного хозяйства: теория и практика : сборник научных статей. Том XIV. - Оренбург : ООО ИПК Университет, 2013. - С. 93-97.
8. Дорофеева Л. А. Результаты исследования культурно-исторического туристического потенциала Восточной группы районов Красноярского края / Л. А. Дорофеева, Г. М. Идиатуллина // География и геоэкология на службе науки и инновационного образования : Материалы XVIII Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, Красноярск, 17 ноября 2023 года. - Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2023. - С. 131-134.
9. Дроздов А.В. Туристские ресурсы и туристский продукт национальных парков России. - М.: ЭкоЦентр «Заповедники», 2000.
10. Дыленок Ю. П. , Сидорович С. В. Методические рекомендации по разработке и проведению экскурсий на предприятиях и промышленных объектах. - Минск: РУП «Белтаможсервис», 2022. - 88 с.
11. Единое содержание общего образования [Электронный ресурс] URL: https://edsoo.ru/(дата обращения: 11.11.2023)
12. Елькина О. Ю. Путешествие в мир профессий: метод. пособие. М.: Академия: ОАО «Московские учебники», — 2011. —160 с.
13. Иванов С. В. Обновление системы профессиональной ориентации и содействия профессиональному самоопределению обучающихся в России: реализация профориентационного минимума / С. В. Иванов, Л. А. Иванова // Профессиональное образование и наставничество в период образовательных трансформаций XXI века. IX Махмутовские чтения : сборник научных статей Международной научно-практической конференции, Елабуга, 26-27 сентября 2023 года. - Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2023. - С. 116-120.
14. Индустриальный туризм и городские исследования // Все о туризме. Туристическая библиотека [Электронный ресурс] URL: https://tourlib.net/statti tourism/industrial tourism.htm(дата обращения: 07.11.2023).
15. Исследование: треть школьников считают бакалавриат достаточным образованием // РИА Новости URL: https:ZZria.ru/20230419Zobrazovame- 1866400457.html (дата обращения: 24.03.2024).
16. Каплан А. О. Методическая разработка «Профориентация на уроках географии» / Каплан А. О. // География и экология в школе 21 века. — 2023. — № 6. — С. 61-65.
17. Каткова О. А. Возможности межпредметной интеграции для
профориентации обучающихся в условиях реализации ФГОС / Каткова О. А. // Вестник Тогирро. — 2018. — № 2. — С. 56-57.
18. Кирьянова Л.Г. Маркетинг и брендинг туристских дестинаций: учебное пособие для магистратуры / Л.Г. Кирьянова. — Москва: Издательство Юрайт, — 2019. — 264 с
19. Кононов А. Ю. Организационно-методические основы организации и проведения профориентационных экскурсий во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса / Кононов А. Ю. // Балтийский гуманитарный журнал. — 2019. — № 4. — С. 91-94.
20. Концепция развития географического образования в Российской Федерации // Городской методический центр [Электронный ресурс] URL: https://docs.edu.gov.ru/document/54daf271f2cc70fc543d88114fa83250(Дата обращения: 09.11.2023)
21. Корешков М. В. Промышленный туризм: знакомство с производством / М. В. Корешков, С. Е. Деревнина // Профессиональное образование и рынок труда. - 2015. - № 9-10. - С. 42-43.
22. Корчагина Е.В. Использование профориентационного потенциала школьной географии // Интерактивная наука. 2023. №10 (86). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-proforientatsionnogo- potentsiala-shkolnoy-geografii(дата обращения: 24.02.2024).
23. Кривоусова В. В., Вахитова Г. Х. Особенности профессиональной ориентации обучающихся начальной школы / Кривоусова В. В., Вахитова Г. Х. // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. — 2021. — № 2. — С. 9 - 13.
24. Кусков А. С. Туристское ресурсоведение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», — 2008. — 208 с.
25. Лакизо Д. О. Промышленные предприятия Г. Гомеля - потенциальные
объекты туризма / Д. О. Лакизо // Колпинские чтения: детско- юношеский туристско-краеведческий форум: материалы V Всероссийской с международным участием научно-практической конференции-конкурса публикаций, Санкт-Петербург, 30-31 марта 2023 года. Том - Санкт-Петербург: Государственное автономное
образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Ленинградский областной институт развития образования", — 2023. — С. 60-66.
26. Мерцалова С. Л. Промышленный туризм: перспективы развития / С. Л. Мерцалова, Н. А. Мартынова, И. В. Карпова // Форпост науки. - 2023. - № 1(63). - С. 11-16.
27. Методические рекомендации по реализации профориентационного минимума для образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования / [Электронный ресурс] URL: https://docs.edu.gov.ru/document/ab399c217503ce818ff31f1f73b737da/(дата обращения: 07.11.2023).
28. Минаев В.А., Ульянченко Л.А., Цыщук Е.А. Оценка туристских ресурсов и качества инфраструктуры туризма в муниципальных образованиях // Вестник Ассоциации ВУЗов туризма и сервиса. - 2015. - Т. 9, 3. - С. 4-13.
29. Мироненко Н.С., Твердохлебов И.Т. Рекреационная география. — М.: МГУ, 1981. — 208 с.
30. Мулыхина Е. Д., Рыжакова О. В. Индустриальное наследие Урала и профориентационный промышленный туризм для школьников. / Мулыхина Е. Д., Рыжакова О. В. // Научно-методические основы изучения и преподавания исторических и обществоведческих дисциплин: история и современность. — Екатеринбург: [б.и.], — 2023. — С. 288-292.
31. Николаенко Д.В. Рекреационная география. — М.: Владос, 2003. — 288 с.
32. По Красноярской ГРЭС-2 запустили онлайн-тур // Newslab.ru URL: https://newslab.ru/news/1049803(дата обращения: 24.03.2024).
33. Попова Т. Н. Экскурсии по физике: учебно-профориентационный аспект: учебно-методическое пособие / Т. Н. Попова, А. С. Прудкий. — М.: Московский педагогический государственный университет, 2019. — 136 с.
34. Разрез «Саяно-Партизанский» // Яндекс Дзен URL:
https://dzen.ru/a/W3LFAGvEBwComowV(дата обращения: 24.03.2024).
35. Рябцева И.В. Методика пред-профильной подготовки школьников в системе географического образования: моногр. — Новокузнецк: Изд-во РИО КузГПА, — 2011. — 370 с.
36. С экскурсии на Решотинский шпалопропиточный завод // ПОБЕДА Нижнеингашская районная общественно-политическая газета URL: https://pobeda24.ru/novosti/s-ekskursii-na-reshotinskii-shpalopropitochnyi- zavod/(дата обращения: 24.03.2024).
37. Сафарян А.А. Подходы к оценке туристского потенциала территории //
Географический вестник. — 2015. — №1(32). — С. 89-102.
[Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podhody-k- otsenke-turistskogo-potentsiala-territorii(дата обращения 10.11.2022)
38. Сидоров В. П. О методах исследований в географии туризма / В. П. Сидоров // Вестник Удмуртского университета. Серия Биология. Науки о Земле. — 2006. — № 11. — С. 63-66.
39. Сластенин В.А. Педагогика учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н.
Шиянов; Под Ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», — 2002. — 576 с.
40. Спасский Б. А. Экскурсии на предприятия как эффективная форма профориентационной работы / Спасский Б. А. // Инновации. — 2021. — № 9. — С. 82-88.
41. Тарлавский В. И. Некоторые аспекты необходимости технологизации профессиональной ориентации (историко-педагогический и научно-теоретический) // Ученые записки : электрон. науч. журн. Кур. гос. ун¬та. 2019. № 4. С. 188-197.
42. Тишкова Л. Н. Краеведческий подход в обучении географии // Вестник
науки и образования. 2015. №8 (10) URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/kraevedcheskiy-podhod-v-obuchenii- geografii(дата обращения: 25.02.2024).
43. Третьякова Т. Н. Проектирование экскурсионных программ по
историко-культурным объектам горнозаводской зоны Челябинской области / Т. Н. Третьякова, В. С. Никитина // Современные проблемы науки туриндустрии: Научно-практическая ежегодная
преподавательская конференция, Челябинск, 27-29 апреля 2015 года. Том 2. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГ, — 2015. — С. 67-73.
44. Туристские паспорта районов Красноярского края [Электронный ресурс] URL: https://visitsiberia.info/turpasport.html(дата обращения 10.10.2023)
45. Туристский потенциал Красноярского края // Allbest [Электронный ресурс] URL: https://revolution.allbest.ru/sport/00617593_0.html(дата обращения: 03.03.2023).
46. Федеральное статистическое выборочное наблюдение трудоустройства выпускников, получивших среднее профессиональное и высшее образование // Федеральная служба государственной статистики URL: https:ZZrosstat.gov.ru/free_docZnew_site/population/trudZitog_trudoustr_2021 /index.html (дата обращения: 24.03.2024).
47. Ханова, Т. Г. Особенности профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте / Т. Г. Ханова, Н. Е. Серебровская, П. А. Бедная // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 76-1. - С. 316-319.
48. Харламова Н.Ф., Ротанова И.Н., Штраух К.В. Оценка культурно-исторических ресурсов Алтайского края для целей развития туризма // Ученые записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). - Барнаул: ФГБОУ ВО «Алтайский государственный институт культуры» , 2017. - С. 98-102.
49. Черных О. П. Современные методы профориентации и самоопределения
обучающихся: учебно-метод. пособие / О. П. Черных — 1. —
Магнитогорск: ГБУДО «Дом учащейся молодежи «Магнит», 2021 — 64 с.
50. Чернышева Т. Л. Подходы к созданию программы профессиональной ориентации в сфере сервиса / Т. Л. Чернышева // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. — 2017. — № 1. — С. 21-33.
51.Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф. Образовательно-профессиональное самоопределение школьников в предпрофильной подготовке и профильном обучении: лекц. 1-4. — М.: Педагогический ун-т «Первое сентября», — 2007. — 64 с.
52.Чурляев Ю.А. Развитие интереса старшеклассников к профессиям естественнонаучной направленности: на основе географических знаний: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. — Воронеж, 2006. — 197 с.
53. Шималина И. В. Анализ возможностей географического образования в профессиональном самоопределении учащихся современной школы / И. В. Шималина // Наука и школа. — 2017. — № 2. — С. 76-72.
54. Шишацкий Н.Г. Формирование территориальных образований
мезоэкономического уровня (на примере Красноярского края) // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал [Электронный ресурс] URL: https://eee-region.ru/article/7226/(дата обращения 10.11.2022)
55. Школа юного горняка // Управление образования Ирбейского района
Красноярского края URL:
http: //www. irbruo .ru/news/shkolaj unogo_gornj aka/2022-01-12-2406 (дата обращения: 24.03.2024).
56. Школьники пришли на Канскую ТЭЦ // Канские ведомости URL:
https://kvgazeta.ru/detailed/shkolniki-prishli-na-kanskuiu-tets/ (дата
обращения: 24.03.2024).
57. Экскурсионное занятие на тему: «Особенности развития современного
производства» // МБОУ "Филимоновская СОШ"URL: https: //filimschool. narod.ru/news/ehkskursionnoe_zanj atie_na_temu_osoben nosti_razvitija_sovremennogo_proizvodstva/2016-05-20-53 (дата
обращения: 24.03.2024)
58. Экскурсия на Канский завод легких металлоконструкций «МАЯК» //
Канский технологический колледж URL: http://www.kansk-
tc.ru/novosti/?nid=2101(дата обращения: 24.03.2024).
59. Экскурсия на ст. Иланская // Красноярский институт железнодорожного
транспорта URL: https://www.irgups.ru/krizht/news/ekskursiya-na-st-
ilanskaya (дата обращения: 24.03.2024).
60. Энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. М.: Советская энциклопедия, 1987. — С.1600
61.ЭХЗ организовал экскурсионный тур на предприятие для гостей из Заозерного, Бородино и Рыбинского района // ЭХЗ Росатом URL: https://www.ecp.ru/press-centr/news/2021/ehz-organizoval-ekskursionnyy- tur-na-predpriyatie-dlya-gostey-iz-zaozernogo (дата обращения:
24.03.2024).