ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ 5
1.1. Основные понятия и сущность профориентационной работы в
современном образовании 5
1.2. Возможности формирования профессионального ориентирования на
уроках географии 9
1.3. Экскурсия как форма профориентации во внеурочной деятельности .. 14
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ ХОЗЯЙСТВА ВОСТОЧНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ 19
2.1. ЭГХ Восточной экономической зоны Красноярского края 19
2.2. Оценка и выбор объектов для профориентации в 9 классе 22
ГЛАВА 3. ЭКСКУРСИЯ КАК ФОРМА ПРОФОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССА 34
3.1. Экскурсия в г. Бородино с посещением Бородинского угольного
разреза 34
3.2. Экскурсия в г. Иланский, как в один из железнодорожных центров
Красноярского края 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
Приложение А 58
Приложение Б 59
Приложение В 70
Приложение Г 72
Приложение Д 73
Приложение Е
Актуальность работы заключается в том, что формирование готовности к профессиональному самоопределению обучающихся в средней школе является одной из ключевых задач современного образования.
Профориентационная работа в образовательных организациях заключается в формировании у обучающихся готовности к профессиональному самоопределению. При организации данной работы стоит обратить внимание на запросы рынка труда, как родного региона, так и страны в целом.
Для достижения поставленных целей могут быть использованы различные виды активности, разработанные с учетом возрастных особенностей, а также ориентированные на рамки изучения определенной дисциплины [27].
Важной составляющей профориентационной работы по географии является организация системы промышленного туризма [21]. Большинство географических объектов обладают высокой протяженностью, сложностью и многообразием. Профориентационные экскурсии в контексте данного направления туризма позволяют обучающимся сформировать полное представление о структуре и особенностях работы местных предприятий, а также оценить их потребность в определенных специалистах.
Красноярский край располагает разнообразными благоприятными предпосылками экономического развития. Край обладает уникальными природными ресурсами, благодаря которым развиты многие виды промышленной деятельности [45]. Одной из промышленных центров Красноярского края является Восточная экономическая зона. К видам экономической деятельности, составляющие ядро экономики, относятся: угледобывающая промышленность и угольная электроэнергетика; химическая промышленность; машиностроение и металлообработка; агропромышленный комплекс [54]. Для организации профориентационной экскурсии необходим анализ и оценка промышленных предприятий, расположенных на данной территории.
Цель: разработка профориентационных экскурсий на промышленные предприятия в рамках изучения географии России в 9 классе.
Для достижения поставленной цели необходимы следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы организации профориентации в основном общем образовании;
2. Выявить особенности профориентационных экскурсий по географии на промышленные предприятия;
3. Определить объекты Восточной экономической зоны, которые можно использовать в рамках профориентационной экскурсии.
Объект исследования: процесс профессиональной ориентации обучающихся в рамках изучения географии.
Предмет исследования: профориентационные экскурсии по географии для обучающихся 9 класса.
Методы: Аналитический, сравнительно-географический, картографический, педагогическое проектирование.
Дисциплина география обладает значительным потенциалом для организации профориентационной деятельности обучающихся. Однако многие формы проведения данной деятельности уже устарели, не актуализируются, проводятся пассивно, не привлекают обучающихся. Поэтому актуально выбирать динамические формы проведения профориентации, которые запомнятся обучающимся.
Такой формой может являться профориентационная экскурсия на предприятие, где обучающиеся могут посмотреть специфику той или иной промышленности, ознакомиться с процессом работы определенной профессии, задать вопросы и непосредственно пообщаться со специалистами.
В рамках выпускной квалификационной работы были разработаны две профориентационные экскурсии на предприятия. Данные экскурсии направленны на формирование у обучающихся целостного представления о действующих предприятиях территории, знакомят с особенностями профессий, трудящихся в данных промышленных областях.
В соответствии с поставленными задачами, были сформулированы следующие выводы:
1. Профориентация в основном общем образовании играет ключевую роль в подготовке учащихся к осознанному выбору будущей профессии. Она включает в себя разнообразные формы и методы работы. Профориентации в современном образовании уделяется значительное внимание, об этом свидетельствует введённая с 1 сентября 2023 года единая модель профориентационной работы в образовательных организациях.
2. Изучение географии России способствует организации профориентационных экскурсий на промышленные предприятия, которые на практике позволяют обучающимся познакомиться с особенностями различных профессий и технологическими процессами. Такие экскурсии играют важную роль в формировании профессионального самоопределения, помогают соотнести свои способности и интересы с реальными требованиями профессий, что особенно важно для осознанного выбора будущей специальности.
3. Территория исследования - Восточная экономическая зона Красноярского края обладает значительным количеством предприятий, которые можно использовать в рамках профориентационной деятельности. Все предприятия территории были проанализированы в соответствии с критериями, предъявляемых к экскурсионным объектам. На основе анализа были выделены и нанесены на карту предприятия, которые можно использовать в рамках профориентационных экскурсий. Экскурсии соотносятся с тематическим содержанием предмета география в 9 классе.