Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическая коррекция агрессивного поведения младших школьников с задержкой психического развития

Работа №156152

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы73
Год сдачи2022
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Понятия «агрессия», «агрессивность» в психологической
литературе. Причины и виды агрессии 7
1.2 Особенности проявления агрессии детей младшего школьного
возраста с задержкой психического развития 12
1.3 Современное состояние исследования проблемы агрессивного
поведения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 15
Выводы по первой главе 18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 20
2.1 Организация, методы и методики исследования 20
2.2 Анализ результатов исследования 23
Выводы по второй главе 30
ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 32
3.1 Теоретические основы формирующего эксперимента 32
3.2 Содержание программы психологической коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 34
3.3 Контрольный эксперимент и его анализ 41
Выводы по третьей главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
Приложения


В настоящее время проблема детской агрессии очень актуальна. Уровень детской преступности остается на достаточно высоком уровне, жалобы преподавателей зачастую связаны с проявлениями агрессии и жестокости у детей.
Агрессия является источником непонимания во взаимоотношениях, приносит в нашу жизнь только боль и трудности, а иногда приводит к необратимым последствиям.
И если нормативно развивающихся детей иногда сложно научить себя контролировать и не проявлять агрессию по отношению к окружающим и в том числе к самому себе, то ребенка с задержкой психического развития еще сложнее, Ведь у детей с задержкой психического развития присутствует незрелость эмоциональной сферы. Все это приводит к тому, что такие дети воспринимают окружающую нас действительность совсем иначе. Зачастую данная категория детей сталкивается с трудностями, непониманием и затруднениями в общении со сверстниками, педагогами и родителями, в связи с этим возникают конфликтные ситуации, и такие дети начинают проявлять агрессию.
За последние годы был проведен ряд научных исследований по изучению агрессии, ее коррекции и предупреждению. Исследованиями занимались такие ученые, как Бреслав Г. Э.. Знаков В. В., Кондратенко В. Т., Исаев Д.Н., Алемаскин М. А., Антонян Ю. М, Игошев К. Е., Дубровина И. В., Иванов Е. Я., Платонова Н. М., Махова В. М. Однако, практика показывает, существующая практика профилактических мероприятий не в полной мере решает задачи предупреждения агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.
Актуальность исследования определяется потребностью в глубоком психолого-педагогическом анализе агрессивных проявлений в поведении детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, и составлении эффективной программы преодоления данных нарушений в поведении названной категории детей, для их успешной социализации и развития.
Цель исследования - выявить особенности агрессивного поведения младших школьников с задержкой психического развития и провести психокоррекционную работу, направленную на его снижение.
Объект исследования - агрессивное поведение детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования - психологическая коррекция агрессивного поведения младших школьников с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1. На основании анализа психологической литературы определить современное состояние проблемы исследования.
2. Выявить особенности агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
3. Разработать и апробировать программу психологической коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, проверить ее эффективность.
Гипотезой исследования является предположение о том, что младшие школьники с задержкой психического развития имеют высокий уровень агрессии. Использование разработанной нами программы психологической коррекции агрессивного поведения окажет положительное влияние на его снижение у данной категории испытуемых.
Методы исследования. Для реализации цели и поставленных задач был использован теоретический метод исследования (анализ психологической литературы по проблеме исследования), эмпирический (основу которого составили психодиагностические методы тестирования, наблюдение, беседа и проективные техники); количественный и качественный анализ полученных данных.
В психологическое исследование нами были включены следующие психодиагностические методики, проективная методика «Несуществующее живо гное» (Г.Ф. Музыченко), графическая методика «Кактус» (М.А. Панфилова), анкета «Критерии агрессивности у ребенка» (Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко).
Организация исследования Базой для исследования послужило муниципальное бюджетное учреждение «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи №2». Для диагностики были выбраны 24 ребенка младшего школьного возраста с задержкой психического развития в возрасте 8-9 лет.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволят расширить и углубить научные представления об особенностях проявления агрессии в поведении детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Этапы проведения исследования:
1 этап. Анализ литературы по проблеме изучения агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Обоснование современного состояния проблемы исследования, определение объекта и предмета исследования, формулировка проблемы.
2 этап. Подбор диагностического инструментария. Проведение констатирующего эксперимента с количественным и качественным анализом полученных результатов исследования по выявлению особенностей агрессивного поведения младших школьников с задержкой психического развития.
3 этап. Теоретическое обоснование, разработка и реализация программы психологической коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста задержкой психического развития.
4 этап. Сравнительный количественный и качественный анализ полученных результатов исследования. Определение эффективности реализации программы психологической коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста задержкой психического развития.
5 этап. Формулирование выводов. Оформление текста выпускной квалификационной работы.
Структура курсовой работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы в количестве 70 источников, приложения. Общий объем работы составляет 74 страницы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, в ходе написания данной работы, нами было отобрано, изучено и проанализировано большое количество отечественной и зарубежной психологической литературы по проблеме агрессии и агрессивного поведения детей. Были изучены ее виды, формы проявления у нормально развивающихся детей и у младших школьников с задержкой психического развития. Как оказалось, исследований по изучению агрессии написано достаточно много, но работ по изучению проявлений агрессивного поведения именно у детей с задержкой психического развития недостаточно, чтобы максимально эффективно предупреждать агрессивное поведение таких детей и осуществлять комплексную помощь детям данной категории.
Детям с задержкой психического развития в силу особенностей развития эмоциональной сферы может быть сложно налаживать контакты с родителями, сверстниками, преподавателями. И из-за этих сложностей возможно проявление агрессии и, соответственно, агрессивного поведения у данной категории детей.
Для проведения диагностики нами были использованы следующие методики: проективная методика «Несуществующее животное» (Г.Ф. Музыченко), графическая методика «Кактус» (М.А. Панфилова), анкета «Критерии агрессивности у ребенка» (Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко).
В результате констатрующего этапа эксперимента нам удалось выяснить, что как в контрольной, так и в экспериментальной группах у детей преобладает высокий уровень агрессии. Чаще всего дети используют вербальную и защитную агрессию.
Для снижения агрессивности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития нами была разработана программа психологической коррекции агрессивного поведения, которая включает в себя следующие направления работы: обучение ребенка безопасным способам выхода агрессии; обучение ребенка навыкам контроля своих эмоций;
формирование способности к эмпатии, доверию к другим людям; снятие эмоционального и мышечного напряжения; развитие коммуникативных навыков; развитие личностных качеств, таких как уверенность в себе.
По результатам контрольного эксперимента можно сделать вывод, что у младших школьников с задержкой психического развития контрольной группы значительные изменения в показателях отсутствуют. У детей все так же, как и на констатирующем этапе эксперимента, преобладает высокий уровень агрессии.
В экспериментальной группе наблюдается положительная динамика. Так, по результатам методики «Несуществующее животное» (Г.Ф. Музыченко) количество детей с высоким уровнем агрессии снизилось па 40%. По графической методике «Кактус» (М.А. Панфилова) можно констатировать уменьшение количества детей, имеющих высокий уровень агрессии, примерно на 35%, Количество опрошенных с помощью анкеты «Критерии агрессивности у ребенка», которым требуется психологическая коррекция агрессии, снизилось примерно на 30%. Данные показатели свидетельствуют о том, что уровень агрессии детей стал значительно ниже. Сократилось использование брани, ругательств, оскорблений и агрессии, спровоцированной ожиданием нападения, а также уменьшилось число детей, испытывающих одиночество и страхи.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что разработанная нами программа психологической коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития оказалась эффективной. Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о том, что поставленная гипотеза подтвердилась. Поставленные задачи были выполнены в полной мере.



1. Агавелян О. К. Социально-перцептивные особенности детей с нарушениями развития: монографическое исследование / О. К. Агавелян. - Челябинск: Изд. Татьяна Лурье, 1999. - 356 с.
2. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / Под ред. Н. М. Платоновой. - СПб.: Речь, 2006. - 336 с.
3. Азлецкая Е. Н. Реалистичная самооценка как фактор нормализации тревожности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития / Е. Н. Азлецкая, К. Э. Дубницкая // Инклюзивное образование: тенденции, проблемы, перспективы: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - 2019. - С. 20-23.
4. Андрюшина Л.О. Психологическая профилактика агрессивного поведения школьников: дис. ... канд. наук. - Тверь, 2003. - 202 с.
5. Артемьева Т.В. Диагностика и коррекция развития младшего школьника. Казань: Отечество, 2013.- 157 с.
6. Ахмедбекова Р.Р. Сущность агрессии и причины её проявления у младших школьников // Начальная школа плюс до и после. -2011.- №9. - С.35-39.
7. Басс А. Психология агрессии // Вопросы психологии. - 1967. - №3. - С.60-67.
8. Берковиц. Л. Агрессия: причины, последствия и контроль: учебник / Л. Берковиц. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. - 512 с.
9. Борякова Н.Ю. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей с ЗПР. - Ярославль, 2017г.
10. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2006. - 351 с.
11. Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. - М.: Академия, 2002. - 416 с. 
12. Виленская Г.А. Эмоциональная регуляция: факторы ее развития и связанные с ней виды поведения // Психологический журнал. 2020. Т.41. № 5. С. 63-76.
13. Волова, И.Н. Комплексы гимнастик для занятий с детьми. Зрительная, пальчиковая, двигательная. / И.Н. Волова, ИВ. Ефимова, М.В. Карпова. - Екатеринбург : Учитель, 2020. - 47 с.
14. Гоника О.О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата / О. О. Гоника. -2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 425 с.
15. Долгова А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. - М.: Генезис, 2009. - 216 с.
16. Дубровина И. В., Андреева А. Д., Данилова Е. Е., Вохмянина Т. В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб, пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 160 с.
17. Емелина Д.А. Задержки психического развития у детей (аналитический обзор) / Д.А. Емелина, И В. Макаров ИОбозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. -2018. - № I.-С. 4-12.
18. Ениколопов С. Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. -2001. - № 1. - С. 60-72.
19. Иваничкина, Т.А. Развитие личности ребенка в проектной деятельности. Познавательно-творческие, игровые проекты / Т.А. Иваничкина, И.А. Никитина, С.Е, Рябова. - Екатеринбург : Учитель,
2020. - 122 с.
20. Игнатова Ю. А. Социально-эмоциональное развитие детей с задержкой психического развития // Сб. работ молодых ученых МГПУ / сост. Н. М. Чалов. М.: МГПУ, 2001. Вып. 7.
21. Изотова, Е.Г. Гендерные особенности проявления агрессии и агрессивного поведения младших школьников во внеурочной
деятельности IЕ.Г. Изотова ИПроблемы современного педагогического образования. - 2018. -№59 - 3. - С. 469-472.
22. Ильин Е.П. Психология агрессивного поведения спб Питер 2014 173с.
23. Ильин, Е. П. Дифференциальная психофизиология. - СПб. : Питер, 2017.-454 с.
24. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. 2-е изд. - СПб.: Питер. 2018. - 782 с.
25. Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. - М.: 2004. - 224 с.
26. Караянн А. Г., Сыромятников И. В. Психотерапия и психокоррекция как методы психологической помощи ИПрикладная военная психология. - СПб.: Питер, 2006. - 480 с.
27. Касен Г.А., Аитбаева А.Б. Арт-педагогика и арт-терапия в инклюзивном образовании. - Алматы: Казак университет, 2014. - 184 с.
28. Колганова, В.С. Нейропсихологические занятия с детьми / В.С. Колганова. С.Н. Колганов. Е В. Пивоварова. - Москва : Айрис- Пресс. 2015. -416 с.
29. Колесникова Г. И. Основы специальной психологии и педагогики. Псхокоррекция нарушений развития: учеб, пособие хля СПО / Г.П. Колесникова. - 2-е изд., стер. - М.: Издательство Юрайт, 2018.-215 с.
30. Колос, Г.Г. 28 занятий для преодоления неуверенности и тревожности у детей 5-7 лет. - М.: АРКТИ, 2019. - 72 с.
31. Колосова С.Л. Детская агрессия. - М.: Питер. 2004. - 244 с.
32. Корниенко, А.А. Детская агрессия. Простые способы коррекции нежелательного поведения ребенка1 А.А. Корниенко. - Екатеринбург : Рама Паблишинг. 2018. - 200 с.
33. Курманова, А.М. Арт-терапия как средство коррекции агрессивного поведения младших школьников / А.М. Курманова, А.И. Ривера // Наука и образование: проблемы перспективы - 2018. Сборник
материалов региональной научно-практической конференции. - 2108.-С. 124-126.
34. Кухранова И. Коррекционно-психологические упражнения и игры для детей с агрессивным поведением. - 2002. - №10. - 31 с.
35. Лаврентьева Г. П„ Титаренко Т. М. Практическая психология для воспитателя. - Киев. 1992.-29 с.
36. Ляксо, Е.Е.; Фролова, О.В.; Городный. В.А.; Григорьев, А.С.; Николаев, А.С. / Коммуникативные возможности детей с расстройствами аутистического спектра, синдромом Дауна и умственной отсталостью ИНейронаука для медицины и психологии XV: международный междисциплинарный конгресс. -2019. -С.287- 288.
37. Матвеева Е.А. Агрессивность в младшем школьном возрасте и пути ее коррекцииУ/Научный электронный журнал «Меридиан». -2017. - №4.-С. 179-182
38. Мищенко 3. И., Мищенко Л. И. Психолого-педагогическое сопровождение детей с задержкой психического развития в массовых классах школы ИНаучный результат. Педагогика и психология образования. 2017. №2. - С. 46 - 53.
39. Можгинский Ю. Б. Агрессивное гь детей и подростков: моно!рафия / Ю. Б. Можгинский. - М.: Когито-Центр, 2008. - 181 с.
40. Можгинский, Ю.Б. Агрессия детей и подростков. Клинические особенности и принципы терапии / Ю.Б. Можгинский. - М. : ГЭОТАР-Мсдиа, 2019. - 96 с.
41. Мосина Т.Н. Агрессивное поведение детей младшего школьного возраста / Т.Н. Мосина ИСанкт-Петербургский образовательный вестник. - 2018. - № 6 (22). - С. 30-34.
42. Москалюк, О.В. Педагогика взаимопонимания. Занятия с родителями. - Волгоград : Учитель, 2020. - 123 с. 
43. Музыченко Г.Ф. Проективная методика "Несуществующее животное". - СПб.: Речь, 2012. - 560 с.
44. Никифорова Л.А. Вкус и запах радости. Цикл занятий по развитию эмоциональной сферы. - М.: Национальный книжный центр, 2015. - 72 с.
45. Нишева, Н.В. Подвижные игры, упражнения, физкультминутки для развития общей и мелкой моторики. 3-7лет. ФГОС. - СПб : Детство- Пресс, 2021. - 128 с.
46. Осипов, Ф.М. Влияние игры на агрессивное поведение младших школьников / Ф.М. Осипов. И.А. Макарова // Труды международного симпозиума надежность и качество. - 2018. - Том 1. - С. 314-315.
47. Панфилова М.А. Графическая методика «Кактус» ИОбруч, -2000. - №5.-С. 12-13.
48. Петрова С.В. Особенности обучения детей с ЗПР 7 Символ науки.
2021. -№1. - С. 157- 159.
49. Платонова 3. Н. Особенности самооценки детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития / 3. Н. Платонова, И. П. Борисова // Вестник северо-восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. 2018. № 4 (12). С. 84 -90.
50. Попова, Г.П. Коррекционно-развивающие занятия. Комплекс мероприятий по развитию воображения. - Волгоград: Учитель, 2020. - 164 с.
51. Ракитина В. В. Особенности коррекции агрессивных проявлений у младших школьников с ЗПР.7 Научный альманах. - №3-2(29). - 2017. -С.373-376
52. Романов А. А.. Направленная игровая терапия агрессивного поведения у детей: альбом диагностических и коррекционных методик. Пособие для детских психологов, педагогов, дефектологов, родителей. - М.: «ПлэЙТ», 2004. - 48 с.
53. Ротарь, Н.В. Занятия для детей с задержкой психического развития. Старший дошкольный возраст. ФГОС ДО / Н.В. Ротарь, Т.В. Карцева. - Екатеринбург : Учитель, 2020. - 153 с.
54. Самофал, Р. А. Использование мульттерапии в коррекции вербальной агрессии у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития // Вестник Череповецкого государственного университета. 2014. - № 1. - С. 94 - 97.
55. Сария, Л.С. Коррекция агрессивных проявлений в поведении обучающихся начальных классов / Л.С. Сария ИСовременное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации. -2018. -С. 65-67.
56. Свистунова, Е.В. Разноцветное детство. Игротерапия, сказкотсрапия, изотсрапия, музыкотерапия / Е.В. Свистунова, Е.В. Горбунова. Е.А. Мильке. - М. : Редкая птица, 2019. - 176 с.
57. Строгова, Н.А. Сказкотсрапия для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Пособие для психологов, педагогов. - М. : Владос. 2018. - 88 с.
58. Тимощенко, Е.Г. Нейропсихологические занятия для детей. - М. : Малыш, 2020. - 224 с.
59. Ульенкова, У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии./ Ульенкова, У.В. - М.: Академия.- 2012. - 400с.
60. Фалей, А. В. Особенности агрессивного поведения детей младшего школьного возраста ИТеоретические и прикладные аспекты современной науки. 2015. - № 7-10. - С. 163-167.
61. Федосеева, М.А. Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер. — Волгоград : Учитель, 2020. - 122 с.
62. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М., 2010. - 624 с. 
63. Чижова С.Ю., Калинина О.В. Детская агрессивность. - Ярославль: Академия развития, 2005. - 160с.
64. Чудакова М.Ю. Причины агрессивного поведения в младшем школьном возрасте и его предупреждение в деятельности школьного психолога. - М.: Генезис, 2012. - 200 с.
65. Шалагинова К. С. Психологические основы работы с агрессивными младшими школьниками: Учебно-методическое пособие: в 2-х частях. Тула, 2011. - 105 с.
66. Шапарь В.Б. Практическая психология: тесты, методики, диагностика. Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 661с.
67. Шевелёва Наталья Владимировна, Попов Геннадий Николаевич современная среда обучения как элемент социальной интеграции детей с задержкой психического развития // Ped.Rcv. 2021. - №1. - С. 130- 134.
68. Шиманская, Шиманский: Мопсики. Что такое эмоции и как с ними дружить. Важная книга для занятий с детьми, - М.: Издательство «Э», 2017,- 128с.
69. Шитова, Е.В. Работа с родителями. Практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет. - Волгоград : Учитель, 2020.-169 с.
70. Эль Г. Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия. -СПб.: Речь, 2010.-208 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ