ПРОЯВЛЕНИЕ ДИСГРАФИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
|
Введение 3
Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования
1.1. Психофизиологическая структура письма 5
1.2. Особенности нарушения письма у учащихся младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
1.3. Анализ коррекционных методик. 19
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей нарушения дисграфий у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня
2.1. Методики исследования дисграфий у учащихся 2 класса с ОНР III 26 уровня
2.2. Результаты исследования особенностей дисграфий у учащихся 2 класса с ОНР III уровня
2.3. Методические рекомендации 41
Заключение 55
Список литературы 58
Приложение 62
Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования
1.1. Психофизиологическая структура письма 5
1.2. Особенности нарушения письма у учащихся младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
1.3. Анализ коррекционных методик. 19
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей нарушения дисграфий у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня
2.1. Методики исследования дисграфий у учащихся 2 класса с ОНР III 26 уровня
2.2. Результаты исследования особенностей дисграфий у учащихся 2 класса с ОНР III уровня
2.3. Методические рекомендации 41
Заключение 55
Список литературы 58
Приложение 62
Актуальность исследования. Актуальность данной исследования заключается в том, что трудности освоения письма являются наиболее распространенной формой речевой патологии у учащихся младших классов. В связи с введением ФГОС в общеобразовательную школу усложнились требования, предъявляемые и к ученикам начальных классов, что осложнило усвоение письма, особенно для детей с общим недоразвитием речи.
Нарушения формирования письма мешают успешности обучения, школьной адаптации, зачастую вызывая вторичные психические проблемы, отклонения в формировании личности ребенка. Дисграфия у детей с общим недоразвитием речи влечет за собой и трудности в овладении орфографией, в связи с чем, в дальнейшем появляется такое расстройство как «дизорфография». Большое количество ошибок в этом случае связано не с дефицитом каких-либо психических функций, а с объективной сложностью освоения письма. Согласно современной классификации у школьников выделяют следующие виды дисграфии: артикуляторно-акустическая дисграфия, акустическая дисграфия на почве нарушения фонемного распознавания, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическая дисграфия, оптическая дисграфия, идеаторная дисграфия, дисграфия на почве истерии.
Объект исследования: нарушение письма у учащихся.
Предмет исследования: дисграфические ошибки письма у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.
Целью исследования является выявление дисграфий у учащихся 2¬го класса с ОНР III уровня общеобразовательной школы Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1) Проанализировать психолого-педагогической литературы по проблеме исследования
2) Выявить уровни сформированности письма у учащихся начальной школы с ОНР III уровня
3) Разработать методические рекомендации по устранению дисграфий у младших школьников с ОНР III уровня
Методы исследования определялись в соответствии с целью, и задачами работы. В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относится анализ медицинской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, ко вторым - изучение медицинской и психолого-педагогической документации на учащихся, наблюдение за детьми; педагогический эксперимент; процесс обучения по разработанной системе: контроль за эффективностью проводимых коррекционно-развивающих мероприятий и оценка их результатов.
Гипотеза: Мы предполагаем, что у учащихся 2 - го класса с ОНР III уровня будут выявлены различные виды дисграфий: акустическая, дисграфия на почве нарушения анализа и синтеза, аграмматическая дисграфия, оптическая дисграфия.
Теоретическую и практическую ценность в исследовании имеют проанализированные и обобщенные материалы по характеристике и классификации дисграфии, методик обследования и коррекции.
Базой эксперимента явилась Норильская общеобразовательная школа № 17
Структура и объем дипломной работы. Работа состоит из введения, двух глав, методических рекомендаций, заключения, списка литературы, приложения.
Нарушения формирования письма мешают успешности обучения, школьной адаптации, зачастую вызывая вторичные психические проблемы, отклонения в формировании личности ребенка. Дисграфия у детей с общим недоразвитием речи влечет за собой и трудности в овладении орфографией, в связи с чем, в дальнейшем появляется такое расстройство как «дизорфография». Большое количество ошибок в этом случае связано не с дефицитом каких-либо психических функций, а с объективной сложностью освоения письма. Согласно современной классификации у школьников выделяют следующие виды дисграфии: артикуляторно-акустическая дисграфия, акустическая дисграфия на почве нарушения фонемного распознавания, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическая дисграфия, оптическая дисграфия, идеаторная дисграфия, дисграфия на почве истерии.
Объект исследования: нарушение письма у учащихся.
Предмет исследования: дисграфические ошибки письма у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.
Целью исследования является выявление дисграфий у учащихся 2¬го класса с ОНР III уровня общеобразовательной школы Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1) Проанализировать психолого-педагогической литературы по проблеме исследования
2) Выявить уровни сформированности письма у учащихся начальной школы с ОНР III уровня
3) Разработать методические рекомендации по устранению дисграфий у младших школьников с ОНР III уровня
Методы исследования определялись в соответствии с целью, и задачами работы. В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относится анализ медицинской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, ко вторым - изучение медицинской и психолого-педагогической документации на учащихся, наблюдение за детьми; педагогический эксперимент; процесс обучения по разработанной системе: контроль за эффективностью проводимых коррекционно-развивающих мероприятий и оценка их результатов.
Гипотеза: Мы предполагаем, что у учащихся 2 - го класса с ОНР III уровня будут выявлены различные виды дисграфий: акустическая, дисграфия на почве нарушения анализа и синтеза, аграмматическая дисграфия, оптическая дисграфия.
Теоретическую и практическую ценность в исследовании имеют проанализированные и обобщенные материалы по характеристике и классификации дисграфии, методик обследования и коррекции.
Базой эксперимента явилась Норильская общеобразовательная школа № 17
Структура и объем дипломной работы. Работа состоит из введения, двух глав, методических рекомендаций, заключения, списка литературы, приложения.
Психолого-педагогический подход к исследованию патогенеза дисграфии широко распространен. Возникновение дисграфии представители этого направления объясняют нарушением или несформированностью высших психических функций (ВПФ), обеспечивающих процесс письма.
Так, по мнению Р.Е.Левиной, Н.А. Пикашиной, Л.Ф. Спировой, А.В.Ястребовой, М.С.Грушевской, дисграфия является следствием нарушения устной речи: звукопроизношения, фонематического восприятия, анализа и синтеза, лексико-грамматического строя. М.Е. Хватцев, О.А. Токарева, И.Н. Садовникова, Р.И. Лалаева отмечают у школьников нарушениями письма помимо речевых дефектов, наличие оптических и оптико-пространственных трудностей. Некоторые авторы описывают также нарушения моторики, слухо-моторных и оптикомоторных координации у школьников с дисграфией. Кроме того, ряд исследователей указывает на особенности памяти, мышления, внимания при дисграфии
В процессе работы мы проанализировали психологическую и методическую литературу по данной теме; охарактеризовали дисграфию и рассмотрели ее различные виды; изучили возможности коррекции дисграфии у детей с ОНР III уровня; провели исследование и обосновали выбор методик; проанализировали результаты исследования и сделали выводы.
Тесная взаимосвязь развития речи, сенсорных функций, моторики и интеллекта определяет необходимость коррекции нарушений письма при дисграфии у детей в сочетании со стимуляцией развития всех ее сторон, сенсорных и психических функций, осуществляя тем самым формирование речи как целой психической деятельности.
Результаты эксперимента показали, что у большинства обследуемых детей развитие навыков письма не соответствует норме, что характеризуется наличием большого количества ошибок на почве нарушения анализа и синтеза, аграмматической дисграфии, оптической дисграфии, акустической дисграфии.
Проблема коррекции письменно-речевой деятельности учащихся является актуальной на сегодняшний день в коррекционной педагогике и логопедии.
В ходе работы по проблеме исследования нами были изучены следующие теоретические и методические аспекты нарушения письма в начальных классах:
психофизиологическая структура письма.
особенности нарушения письма у учащихся младшего школьного возраста
методики исследования дисграфий у учащихся 2 класса с ОНР III уровня.
Методики исследования дисграфий у учащихся 2 класса с ОНР III уровня.
анализ результатов проведенного исследования.
Методические рекомендации по коррекции дисграфий у младших школьников с ОНР III уровня.
В дипломной работе было сделано предположение о том, у учащихся 2 – го класса с ОНР III уровня будут выявлены различные виды дисграфий: акустическая, дисграфия на почве нарушения анализа и синтеза, оптическая дисграфия, аграмматическая дисграфия.
Самая распространѐнная дисграфия – на почве нарушения анализа и синтеза. Выявленные дисграфии позволили нам составить методические рекомендации по их коррекции.
На основе анализа научно-методической литературы, а также проведения констатирующего эксперимента были сделаны выводы о том, что в письменных работах младших школьниках преобладают дисграфии на почве нарушения анализа и синтеза. Данная категория детей обнаруживает низкий уровень развития психических функций необходимых для овладения письмом.
В соответствии с полученными данными были определены
направления коррекционной работы:
1.Формирование представлений о морфологических элементах слова;
2.Развитие функции словообразования и словоизменения;
3.Формирование морфологических и синтаксических обобщений;
4.Развитие слухо-слоговой структуры слова;
5.Обозначение звука в слове.
Указанные направления коррекционного воздействия на основании методических рекомендаций помогут учащимся исправить дисграфические ошибки, и научится правильно писать предложения.
Так, по мнению Р.Е.Левиной, Н.А. Пикашиной, Л.Ф. Спировой, А.В.Ястребовой, М.С.Грушевской, дисграфия является следствием нарушения устной речи: звукопроизношения, фонематического восприятия, анализа и синтеза, лексико-грамматического строя. М.Е. Хватцев, О.А. Токарева, И.Н. Садовникова, Р.И. Лалаева отмечают у школьников нарушениями письма помимо речевых дефектов, наличие оптических и оптико-пространственных трудностей. Некоторые авторы описывают также нарушения моторики, слухо-моторных и оптикомоторных координации у школьников с дисграфией. Кроме того, ряд исследователей указывает на особенности памяти, мышления, внимания при дисграфии
В процессе работы мы проанализировали психологическую и методическую литературу по данной теме; охарактеризовали дисграфию и рассмотрели ее различные виды; изучили возможности коррекции дисграфии у детей с ОНР III уровня; провели исследование и обосновали выбор методик; проанализировали результаты исследования и сделали выводы.
Тесная взаимосвязь развития речи, сенсорных функций, моторики и интеллекта определяет необходимость коррекции нарушений письма при дисграфии у детей в сочетании со стимуляцией развития всех ее сторон, сенсорных и психических функций, осуществляя тем самым формирование речи как целой психической деятельности.
Результаты эксперимента показали, что у большинства обследуемых детей развитие навыков письма не соответствует норме, что характеризуется наличием большого количества ошибок на почве нарушения анализа и синтеза, аграмматической дисграфии, оптической дисграфии, акустической дисграфии.
Проблема коррекции письменно-речевой деятельности учащихся является актуальной на сегодняшний день в коррекционной педагогике и логопедии.
В ходе работы по проблеме исследования нами были изучены следующие теоретические и методические аспекты нарушения письма в начальных классах:
психофизиологическая структура письма.
особенности нарушения письма у учащихся младшего школьного возраста
методики исследования дисграфий у учащихся 2 класса с ОНР III уровня.
Методики исследования дисграфий у учащихся 2 класса с ОНР III уровня.
анализ результатов проведенного исследования.
Методические рекомендации по коррекции дисграфий у младших школьников с ОНР III уровня.
В дипломной работе было сделано предположение о том, у учащихся 2 – го класса с ОНР III уровня будут выявлены различные виды дисграфий: акустическая, дисграфия на почве нарушения анализа и синтеза, оптическая дисграфия, аграмматическая дисграфия.
Самая распространѐнная дисграфия – на почве нарушения анализа и синтеза. Выявленные дисграфии позволили нам составить методические рекомендации по их коррекции.
На основе анализа научно-методической литературы, а также проведения констатирующего эксперимента были сделаны выводы о том, что в письменных работах младших школьниках преобладают дисграфии на почве нарушения анализа и синтеза. Данная категория детей обнаруживает низкий уровень развития психических функций необходимых для овладения письмом.
В соответствии с полученными данными были определены
направления коррекционной работы:
1.Формирование представлений о морфологических элементах слова;
2.Развитие функции словообразования и словоизменения;
3.Формирование морфологических и синтаксических обобщений;
4.Развитие слухо-слоговой структуры слова;
5.Обозначение звука в слове.
Указанные направления коррекционного воздействия на основании методических рекомендаций помогут учащимся исправить дисграфические ошибки, и научится правильно писать предложения.
Подобные работы
- Коррекция дисграфии у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня и псевдобульбарной дизартрией
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ ЗНАКОВО-
СИМВОЛИЧЕСКИХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - Логопедическая работа по преодолению трудностей освоения чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня на основе развития фонематического восприятия в условиях школьного логопедического пункта
Магистерская диссертация, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - Особенности сформированности оптико-пространственных представлений у третьеклассников с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2022 - КОРРЕКЦИЯ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III
УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Ш УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2017 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА НАПИСАНИЯ СЛОВАРНЫХ СЛОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2016 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА НАПИСАНИЯ СЛОВАРНЫХ СЛОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2016 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА НАПИСАНИЯ СЛОВАРНЫХ СЛОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2017



