Психологическая коррекция зрительной памяти детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
|
Введение 3
ГЛАВА I. Теоретический анализ литературы по проблеме изучения зрительной памяти детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 7
1.1. Изучение памяти в психологии 7
1.2. Особенности развития зрительной памяти детей младшего школьного
возраста в онтогенезе 11
1.3. Особенности развития зрительной памяти детей младшего школьного
возраста с задержкой психического развития 14
Выводы по первой главе 23
ГЛАВА II. Экспериментальное исследование зрительной памяти детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 25
2.1. Организация, методы и методики исследования 25
2.2. Констатирующий эксперимент и его анализ 29
Выводы по второй главе 41
ГЛАВА III. Реализация программы психологической коррекции зрительной памяти детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 43
3.1. Теоретические основы формирующего эксперимента 43
3.2. Содержание программы психологической коррекции зрительной памяти детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 49
3.3. Анализ результатов контрольного этапа исследования 56
Выводы по третьей главе 70
Заключение 72
Список использованной литературы 75
Приложение
ГЛАВА I. Теоретический анализ литературы по проблеме изучения зрительной памяти детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 7
1.1. Изучение памяти в психологии 7
1.2. Особенности развития зрительной памяти детей младшего школьного
возраста в онтогенезе 11
1.3. Особенности развития зрительной памяти детей младшего школьного
возраста с задержкой психического развития 14
Выводы по первой главе 23
ГЛАВА II. Экспериментальное исследование зрительной памяти детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 25
2.1. Организация, методы и методики исследования 25
2.2. Констатирующий эксперимент и его анализ 29
Выводы по второй главе 41
ГЛАВА III. Реализация программы психологической коррекции зрительной памяти детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 43
3.1. Теоретические основы формирующего эксперимента 43
3.2. Содержание программы психологической коррекции зрительной памяти детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 49
3.3. Анализ результатов контрольного этапа исследования 56
Выводы по третьей главе 70
Заключение 72
Список использованной литературы 75
Приложение
Актуальность исследования. Память - одна из самых важных психических функций, которая лежит в основе нормального функционирования и формирования личности человека, развития его способностей, приобретения знаний, умений и навыков. При отсутствии памяти не произошло бы становление человека, как высшего и разумного существа на нашей планете. По этой причине стоит уделять особое внимание к развитию данного психического процесса, своевременно выявлять нарушения памяти, а также применять меры по их устранению или коррекции.
Но еще с большей ответственностью стоит относиться к развитию памяти детей с особыми образовательными потребностями, в данном случае, детей с задержкой психического развития, так как развитие и формирование памяти у таких детей имеет ряд особенностей.
Задержка психического развития характеризуется неравномерным формированием процессов познавательной деятельности и эмоционально - волевой сферы. В большинстве случаев психолого -педагогическая помощь детям с задержкой психического развития запаздывает, упускаются благоприятные сроки коррекции, что приводит к более выраженным нарушениям в период школьного обучения и увеличению сроков коррекционно-развивающей работы.
Недостаточная сформированность познавательных процессов зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей с задержкой психического развития при обучении в школе. Как показывают многочисленные клинические и психолого-педагогические исследования, существенное место в структуре дефекта умственной деятельности при данной аномалии развития принадлежит нарушениям памяти. Но особенно хотелось бы уделить внимание зрительному виду памяти, так как значительная часть учебной деятельности любого ребенка связана именно с ним. Психологам и педагогам в обязательном порядке нужно знать особенности развития этого вида памяти у детей с задержкой психического развития, для того чтобы выбрать наиболее подходящие пути обучения и коррекции, а также методы оптимального запоминания учебного материала для детей с такой особенностью. Это показывает и подтверждает актуальность данной темы.
Проблема исследования: в связи с увеличением количества детей с задержкой психического развития в образовательных учреждениях, изучение зрительной памяти детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития приобретает большое значение для дальнейшего развития этих детей и их успеваемости в школе. На сегодняшний день зрительная память младших школьников с задержкой психического развития в области специальной психологии недостаточно изучена, что создает немалую психологу-педагогическую проблему. Изучение данной темы сможет помочь психологам и педагогам максимально обеспечить продуктивность обучения в школе детей с особенностями развития зрительной памяти, а также подобрать оптимальные методы и приемы для коррекционно-развивающей работы по преодолению недостатков в развитии зрительной памяти детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Цель исследования - выявить особенности зрительной памяти детей младшего школьного возраста задержкой психического развития и провести психокоррекционную работу, направленную на ее развитие.
Объект исследования - зрительная память детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования - психологическая коррекция зрительной памяти детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1. На основании анализа психологической литературы определить современное состояние проблемы исследования.
2. Выявить особенности зрительной памяти детей младшего школьного
возраста с задержкой психического развития.
3. Разработать и апробировать программу психологической коррекции зрительной памяти детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, проверить ее эффективность.
Гипотеза исследования - зрительная память детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития характеризуется снижением объема, скорости и прочности запоминаемого материала, обусловленные дефектом. Использование разработанной нами программы психологической коррекции зрительной памяти окажет положительное влияние на ее развитие у данной категории испытуемых
Методы исследования. Для реализации цели и поставленных задач был использован теоретический метод исследования: анализ психологической литературы по проблеме исследования, а также изучение и подбор психодиагностических методик, интерпретация полученных результатов исследования путем количественного и качественного анализа данных.
В психологическое исследование нами были включены следующие психодиагностические методики:
1. «Запомни рисунки» (Р.С. Немов).
2. «6 фигур» (А.В.Семенович).
3. «Память на образы» (А. А. Карелин).
Организация исследования. Базой исследования стало КГБОУ «Красноярская общеобразовательная школа № 7» г. Красноярска. В исследовании принимали участие 20 детей (10 детей в экспериментальной группе и 10 в контрольной группе) Возраст испытуемых 9 - 10 лет. Все дети по заключению ПМПК имеют задержку психического развития.
Этапы проведения исследования:
Первый этап - анализ литературы по проблеме изучения зрительной памяти детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, изучение современного состояния проблемы.
Второй этап - подбор диагностического инструментария. Проведение констатирующего эксперимента с количественным и качественным анализом полученных результатов исследования по выявлению особенностей зрительной памяти детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Третий этап - теоретическое обоснование, разработка и реализация программы психологической коррекции зрительной памяти детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Четвертый этап - сравнительный количественный и качественный анализ полученных результатов исследования. Определение эффективности реализации программы психологической коррекции зрительной памяти детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Пятый этап - формулирование выводов, оформление текста выпускной квалификационной работы.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволят расширить и углубить научные представления об особенностях зрительной памяти детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Практическая значимость: полученные результаты исследования могут быть полезны педагогам и психологам при организации психологической коррекции зрительной памяти детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы в количестве 70 источника, приложения. Общий объем составляет 105 страниц.
Но еще с большей ответственностью стоит относиться к развитию памяти детей с особыми образовательными потребностями, в данном случае, детей с задержкой психического развития, так как развитие и формирование памяти у таких детей имеет ряд особенностей.
Задержка психического развития характеризуется неравномерным формированием процессов познавательной деятельности и эмоционально - волевой сферы. В большинстве случаев психолого -педагогическая помощь детям с задержкой психического развития запаздывает, упускаются благоприятные сроки коррекции, что приводит к более выраженным нарушениям в период школьного обучения и увеличению сроков коррекционно-развивающей работы.
Недостаточная сформированность познавательных процессов зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей с задержкой психического развития при обучении в школе. Как показывают многочисленные клинические и психолого-педагогические исследования, существенное место в структуре дефекта умственной деятельности при данной аномалии развития принадлежит нарушениям памяти. Но особенно хотелось бы уделить внимание зрительному виду памяти, так как значительная часть учебной деятельности любого ребенка связана именно с ним. Психологам и педагогам в обязательном порядке нужно знать особенности развития этого вида памяти у детей с задержкой психического развития, для того чтобы выбрать наиболее подходящие пути обучения и коррекции, а также методы оптимального запоминания учебного материала для детей с такой особенностью. Это показывает и подтверждает актуальность данной темы.
Проблема исследования: в связи с увеличением количества детей с задержкой психического развития в образовательных учреждениях, изучение зрительной памяти детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития приобретает большое значение для дальнейшего развития этих детей и их успеваемости в школе. На сегодняшний день зрительная память младших школьников с задержкой психического развития в области специальной психологии недостаточно изучена, что создает немалую психологу-педагогическую проблему. Изучение данной темы сможет помочь психологам и педагогам максимально обеспечить продуктивность обучения в школе детей с особенностями развития зрительной памяти, а также подобрать оптимальные методы и приемы для коррекционно-развивающей работы по преодолению недостатков в развитии зрительной памяти детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Цель исследования - выявить особенности зрительной памяти детей младшего школьного возраста задержкой психического развития и провести психокоррекционную работу, направленную на ее развитие.
Объект исследования - зрительная память детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования - психологическая коррекция зрительной памяти детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1. На основании анализа психологической литературы определить современное состояние проблемы исследования.
2. Выявить особенности зрительной памяти детей младшего школьного
возраста с задержкой психического развития.
3. Разработать и апробировать программу психологической коррекции зрительной памяти детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, проверить ее эффективность.
Гипотеза исследования - зрительная память детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития характеризуется снижением объема, скорости и прочности запоминаемого материала, обусловленные дефектом. Использование разработанной нами программы психологической коррекции зрительной памяти окажет положительное влияние на ее развитие у данной категории испытуемых
Методы исследования. Для реализации цели и поставленных задач был использован теоретический метод исследования: анализ психологической литературы по проблеме исследования, а также изучение и подбор психодиагностических методик, интерпретация полученных результатов исследования путем количественного и качественного анализа данных.
В психологическое исследование нами были включены следующие психодиагностические методики:
1. «Запомни рисунки» (Р.С. Немов).
2. «6 фигур» (А.В.Семенович).
3. «Память на образы» (А. А. Карелин).
Организация исследования. Базой исследования стало КГБОУ «Красноярская общеобразовательная школа № 7» г. Красноярска. В исследовании принимали участие 20 детей (10 детей в экспериментальной группе и 10 в контрольной группе) Возраст испытуемых 9 - 10 лет. Все дети по заключению ПМПК имеют задержку психического развития.
Этапы проведения исследования:
Первый этап - анализ литературы по проблеме изучения зрительной памяти детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, изучение современного состояния проблемы.
Второй этап - подбор диагностического инструментария. Проведение констатирующего эксперимента с количественным и качественным анализом полученных результатов исследования по выявлению особенностей зрительной памяти детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Третий этап - теоретическое обоснование, разработка и реализация программы психологической коррекции зрительной памяти детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Четвертый этап - сравнительный количественный и качественный анализ полученных результатов исследования. Определение эффективности реализации программы психологической коррекции зрительной памяти детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Пятый этап - формулирование выводов, оформление текста выпускной квалификационной работы.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволят расширить и углубить научные представления об особенностях зрительной памяти детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Практическая значимость: полученные результаты исследования могут быть полезны педагогам и психологам при организации психологической коррекции зрительной памяти детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы в количестве 70 источника, приложения. Общий объем составляет 105 страниц.
Подводя итог, следует отметить, что в ходе работы над темой «Психологическая коррекция зрительной памяти детей младшего школьного возраста с ЗПР» в теоретической части исследования было изучено понятие «память» и его характеристика. Была рассмотрена общая характеристика детей с ЗПР и проанализированы особенности развития зрительной памяти детей младшего школьного возраста в онтогенезе и при ЗПР.
Проведенный согласно цели и задачам исследования анализ литературы показал, что зрительная память детей младшего школьного возраста с ЗПР имеет ряд специфических особенностей. В период удержания образа в памяти, сам образ претерпевает определенную трансформацию. Происходит преобразование образа по цвету, некоторые детали упрощаются, опускаются, преувеличиваются или вовсе отсутствуют, фигура становится более симметричной, однообразной, приобретает округлую форму. Сохранный в памяти образ может изменять свое местоположение и ориентацию также преобразовываться по цвету. У зрительной памяти снижен объем запоминания, скорость и прочность запоминаемого зрительного материала, идет отставание в развитии произвольности. Присутствует недостаточное развитие непроизвольной памяти. Главная особенность зрительной памяти младших школьников с ЗПР состоит в том, что она преобладает над слуховым видом памяти. Сами недостатки зрительной памяти можно объяснить тем, что дети с ЗПР не владеют рациональными приемами запоминания в силу своего дефекта. Внимание таких детей в силу своего дефекта неустойчиво, поэтому происходит снижение объема и концентрации зрительной памяти, быстрая утомляемость и, как следствие, трансформация зрительного образа .
В практической части исследования была организована и проведена экспериментальная работа по изучению особенностей развития зрительной памяти младших школьников с ЗПР на базе КГБОУ «Красноярская общеобразовательная школа № 7» г. Красноярска. В исследовании принимали участие 20 детей (10 детей в экспериментальной группе и 10 в контрольной группе) Возраст испытуемых 9 - 10 лет. Все дети по заключению ПМПК имеют задержку психического развития.
В ходе проведения эксперимента были использованы следующие диагностические методики: «Запомни рисунки» (по Р.С. Немову), «6 фигур» (по А.В.Семенович) и «Память на образы» (А. А. Карелин).
На основе полученных результатов исследования можно сделать вывод, что зрительная память младших школьников с ЗПР имеет специфические особенности в развитии. В период зрительного удержания младшими школьниками с ЗПР образы фигур видоизменяются и воспроизводятся близко к стимулу, либо замещаются совершенно другой фигурой из-за недостающего стимула, имеют повороты или зеркальные отражения, содержат в себе элементы двух и более фигур, некоторые детали фигур утрачиваются. Часто нарушается порядок предъявляемых стимулов. Присутствуют также нарушения регуляции и контроля зрительной памяти. У большинства младших школьников с ЗПР объем кратковременной и долговременной памяти находятся на недостаточном уровне сформированности. Кратковременная зрительная память имеет более высокий уровень развития, чем долговременная зрительная память, и дает более точное воспроизведение детьми запоминаемой зрительной информации.
Для повышения уровня зрительной памяти детей младшего школьного возраста с ЗПР нами была разработана программа психологической коррекции зрительной памяти.
В программе предусматривается: использование игр и упражнений, которые направлены на развитие зрительной памяти; проведение физкультминуток для предотвращения утомления детей; проведение глазодвигательной гимнастики перед началом выполнения основных заданий, для активизации зрительного восприятия и подготовки зрительного анализатора для дальнейшей работы; использование нейропсихологических упражнений для активизации умственной деятельности и интегрированной работы мозга.
В результате контрольного этапа эксперимента было установлено, что что в контрольной группе у младших школьников с ЗПР положительной динамики нет. Зрительная память детей все также находится на недостаточном уровне развития.
В экспериментальной группе увеличилось количество детей, которые повысили свой уровень объема кратковременной и долговременной памяти. Дети стали запоминать больше фигур или других изображений, также они стали дольше удерживать их образы в памяти. Больше половины детей из группы начали более точно воспроизводить запоминаемую информацию при письме, допуская меньше ошибок. В большинстве случаев при воспроизведении ряда фигур дети не изменяли, не утрачивали, не переворачивали фигуры и не нарушали их порядок, а их уровень объема кратковременной зрительной памяти стал соответствовать возрастной норме.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что разработанная нами программа психологической коррекции зрительной памяти детей с ЗПР оказалась эффективной.
Таким образом, можно утверждать, что цель исследования достигнута, поставленные задачи в данной работе решены, а гипотеза подтверждена.
Проведенный согласно цели и задачам исследования анализ литературы показал, что зрительная память детей младшего школьного возраста с ЗПР имеет ряд специфических особенностей. В период удержания образа в памяти, сам образ претерпевает определенную трансформацию. Происходит преобразование образа по цвету, некоторые детали упрощаются, опускаются, преувеличиваются или вовсе отсутствуют, фигура становится более симметричной, однообразной, приобретает округлую форму. Сохранный в памяти образ может изменять свое местоположение и ориентацию также преобразовываться по цвету. У зрительной памяти снижен объем запоминания, скорость и прочность запоминаемого зрительного материала, идет отставание в развитии произвольности. Присутствует недостаточное развитие непроизвольной памяти. Главная особенность зрительной памяти младших школьников с ЗПР состоит в том, что она преобладает над слуховым видом памяти. Сами недостатки зрительной памяти можно объяснить тем, что дети с ЗПР не владеют рациональными приемами запоминания в силу своего дефекта. Внимание таких детей в силу своего дефекта неустойчиво, поэтому происходит снижение объема и концентрации зрительной памяти, быстрая утомляемость и, как следствие, трансформация зрительного образа .
В практической части исследования была организована и проведена экспериментальная работа по изучению особенностей развития зрительной памяти младших школьников с ЗПР на базе КГБОУ «Красноярская общеобразовательная школа № 7» г. Красноярска. В исследовании принимали участие 20 детей (10 детей в экспериментальной группе и 10 в контрольной группе) Возраст испытуемых 9 - 10 лет. Все дети по заключению ПМПК имеют задержку психического развития.
В ходе проведения эксперимента были использованы следующие диагностические методики: «Запомни рисунки» (по Р.С. Немову), «6 фигур» (по А.В.Семенович) и «Память на образы» (А. А. Карелин).
На основе полученных результатов исследования можно сделать вывод, что зрительная память младших школьников с ЗПР имеет специфические особенности в развитии. В период зрительного удержания младшими школьниками с ЗПР образы фигур видоизменяются и воспроизводятся близко к стимулу, либо замещаются совершенно другой фигурой из-за недостающего стимула, имеют повороты или зеркальные отражения, содержат в себе элементы двух и более фигур, некоторые детали фигур утрачиваются. Часто нарушается порядок предъявляемых стимулов. Присутствуют также нарушения регуляции и контроля зрительной памяти. У большинства младших школьников с ЗПР объем кратковременной и долговременной памяти находятся на недостаточном уровне сформированности. Кратковременная зрительная память имеет более высокий уровень развития, чем долговременная зрительная память, и дает более точное воспроизведение детьми запоминаемой зрительной информации.
Для повышения уровня зрительной памяти детей младшего школьного возраста с ЗПР нами была разработана программа психологической коррекции зрительной памяти.
В программе предусматривается: использование игр и упражнений, которые направлены на развитие зрительной памяти; проведение физкультминуток для предотвращения утомления детей; проведение глазодвигательной гимнастики перед началом выполнения основных заданий, для активизации зрительного восприятия и подготовки зрительного анализатора для дальнейшей работы; использование нейропсихологических упражнений для активизации умственной деятельности и интегрированной работы мозга.
В результате контрольного этапа эксперимента было установлено, что что в контрольной группе у младших школьников с ЗПР положительной динамики нет. Зрительная память детей все также находится на недостаточном уровне развития.
В экспериментальной группе увеличилось количество детей, которые повысили свой уровень объема кратковременной и долговременной памяти. Дети стали запоминать больше фигур или других изображений, также они стали дольше удерживать их образы в памяти. Больше половины детей из группы начали более точно воспроизводить запоминаемую информацию при письме, допуская меньше ошибок. В большинстве случаев при воспроизведении ряда фигур дети не изменяли, не утрачивали, не переворачивали фигуры и не нарушали их порядок, а их уровень объема кратковременной зрительной памяти стал соответствовать возрастной норме.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что разработанная нами программа психологической коррекции зрительной памяти детей с ЗПР оказалась эффективной.
Таким образом, можно утверждать, что цель исследования достигнута, поставленные задачи в данной работе решены, а гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- Психологическая коррекция слухоречевой памяти учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2022 - Изучение и коррекция произвольной памяти учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2021 - Психологическая коррекция слухоречевой памяти детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2022 - Логопедическая работа по преодолению дизорфографии у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2020 - Изучение и коррекция зрительного восприятия младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2021 - Психологические технологии формирования приемов опосредованного запоминания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Программа психолого-педагогической коррекции зрительной памяти
детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2023 - Особенности произвольной памяти детей младшего школьного возраста с
задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020



