Введение 3
ГЛАВА I. Теоретический анализ литературы по проблеме изучения зрительной памяти детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 7
1.1. Изучение памяти в психологии 7
1.2. Особенности развития зрительной памяти детей младшего школьного
возраста в онтогенезе 11
1.3. Особенности развития зрительной памяти детей младшего школьного
возраста с задержкой психического развития 14
Выводы по первой главе 23
ГЛАВА II. Экспериментальное исследование зрительной памяти детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 25
2.1. Организация, методы и методики исследования 25
2.2. Констатирующий эксперимент и его анализ 29
Выводы по второй главе 41
ГЛАВА III. Реализация программы психологической коррекции зрительной памяти детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 43
3.1. Теоретические основы формирующего эксперимента 43
3.2. Содержание программы психологической коррекции зрительной памяти детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 49
3.3. Анализ результатов контрольного этапа исследования 56
Выводы по третьей главе 70
Заключение 72
Список использованной литературы 75
Приложение
Актуальность исследования. Память - одна из самых важных психических функций, которая лежит в основе нормального функционирования и формирования личности человека, развития его способностей, приобретения знаний, умений и навыков. При отсутствии памяти не произошло бы становление человека, как высшего и разумного существа на нашей планете. По этой причине стоит уделять особое внимание к развитию данного психического процесса, своевременно выявлять нарушения памяти, а также применять меры по их устранению или коррекции.
Но еще с большей ответственностью стоит относиться к развитию памяти детей с особыми образовательными потребностями, в данном случае, детей с задержкой психического развития, так как развитие и формирование памяти у таких детей имеет ряд особенностей.
Задержка психического развития характеризуется неравномерным формированием процессов познавательной деятельности и эмоционально - волевой сферы. В большинстве случаев психолого -педагогическая помощь детям с задержкой психического развития запаздывает, упускаются благоприятные сроки коррекции, что приводит к более выраженным нарушениям в период школьного обучения и увеличению сроков коррекционно-развивающей работы.
Недостаточная сформированность познавательных процессов зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей с задержкой психического развития при обучении в школе. Как показывают многочисленные клинические и психолого-педагогические исследования, существенное место в структуре дефекта умственной деятельности при данной аномалии развития принадлежит нарушениям памяти. Но особенно хотелось бы уделить внимание зрительному виду памяти, так как значительная часть учебной деятельности любого ребенка связана именно с ним. Психологам и педагогам в обязательном порядке нужно знать особенности развития этого вида памяти у детей с задержкой психического развития, для того чтобы выбрать наиболее подходящие пути обучения и коррекции, а также методы оптимального запоминания учебного материала для детей с такой особенностью. Это показывает и подтверждает актуальность данной темы.
Проблема исследования: в связи с увеличением количества детей с задержкой психического развития в образовательных учреждениях, изучение зрительной памяти детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития приобретает большое значение для дальнейшего развития этих детей и их успеваемости в школе. На сегодняшний день зрительная память младших школьников с задержкой психического развития в области специальной психологии недостаточно изучена, что создает немалую психологу-педагогическую проблему. Изучение данной темы сможет помочь психологам и педагогам максимально обеспечить продуктивность обучения в школе детей с особенностями развития зрительной памяти, а также подобрать оптимальные методы и приемы для коррекционно-развивающей работы по преодолению недостатков в развитии зрительной памяти детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Цель исследования - выявить особенности зрительной памяти детей младшего школьного возраста задержкой психического развития и провести психокоррекционную работу, направленную на ее развитие.
Объект исследования - зрительная память детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования - психологическая коррекция зрительной памяти детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1. На основании анализа психологической литературы определить современное состояние проблемы исследования.
2. Выявить особенности зрительной памяти детей младшего школьного
возраста с задержкой психического развития.
3. Разработать и апробировать программу психологической коррекции зрительной памяти детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, проверить ее эффективность.
Гипотеза исследования - зрительная память детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития характеризуется снижением объема, скорости и прочности запоминаемого материала, обусловленные дефектом. Использование разработанной нами программы психологической коррекции зрительной памяти окажет положительное влияние на ее развитие у данной категории испытуемых
Методы исследования. Для реализации цели и поставленных задач был использован теоретический метод исследования: анализ психологической литературы по проблеме исследования, а также изучение и подбор психодиагностических методик, интерпретация полученных результатов исследования путем количественного и качественного анализа данных.
В психологическое исследование нами были включены следующие психодиагностические методики:
1. «Запомни рисунки» (Р.С. Немов).
2. «6 фигур» (А.В.Семенович).
3. «Память на образы» (А. А. Карелин).
Организация исследования. Базой исследования стало КГБОУ «Красноярская общеобразовательная школа № 7» г. Красноярска. В исследовании принимали участие 20 детей (10 детей в экспериментальной группе и 10 в контрольной группе) Возраст испытуемых 9 - 10 лет. Все дети по заключению ПМПК имеют задержку психического развития.
Этапы проведения исследования:
Первый этап - анализ литературы по проблеме изучения зрительной памяти детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, изучение современного состояния проблемы.
Второй этап - подбор диагностического инструментария. Проведение констатирующего эксперимента с количественным и качественным анализом полученных результатов исследования по выявлению особенностей зрительной памяти детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Третий этап - теоретическое обоснование, разработка и реализация программы психологической коррекции зрительной памяти детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Четвертый этап - сравнительный количественный и качественный анализ полученных результатов исследования. Определение эффективности реализации программы психологической коррекции зрительной памяти детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Пятый этап - формулирование выводов, оформление текста выпускной квалификационной работы.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволят расширить и углубить научные представления об особенностях зрительной памяти детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Практическая значимость: полученные результаты исследования могут быть полезны педагогам и психологам при организации психологической коррекции зрительной памяти детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы в количестве 70 источника, приложения. Общий объем составляет 105 страниц.
Подводя итог, следует отметить, что в ходе работы над темой «Психологическая коррекция зрительной памяти детей младшего школьного возраста с ЗПР» в теоретической части исследования было изучено понятие «память» и его характеристика. Была рассмотрена общая характеристика детей с ЗПР и проанализированы особенности развития зрительной памяти детей младшего школьного возраста в онтогенезе и при ЗПР.
Проведенный согласно цели и задачам исследования анализ литературы показал, что зрительная память детей младшего школьного возраста с ЗПР имеет ряд специфических особенностей. В период удержания образа в памяти, сам образ претерпевает определенную трансформацию. Происходит преобразование образа по цвету, некоторые детали упрощаются, опускаются, преувеличиваются или вовсе отсутствуют, фигура становится более симметричной, однообразной, приобретает округлую форму. Сохранный в памяти образ может изменять свое местоположение и ориентацию также преобразовываться по цвету. У зрительной памяти снижен объем запоминания, скорость и прочность запоминаемого зрительного материала, идет отставание в развитии произвольности. Присутствует недостаточное развитие непроизвольной памяти. Главная особенность зрительной памяти младших школьников с ЗПР состоит в том, что она преобладает над слуховым видом памяти. Сами недостатки зрительной памяти можно объяснить тем, что дети с ЗПР не владеют рациональными приемами запоминания в силу своего дефекта. Внимание таких детей в силу своего дефекта неустойчиво, поэтому происходит снижение объема и концентрации зрительной памяти, быстрая утомляемость и, как следствие, трансформация зрительного образа .
В практической части исследования была организована и проведена экспериментальная работа по изучению особенностей развития зрительной памяти младших школьников с ЗПР на базе КГБОУ «Красноярская общеобразовательная школа № 7» г. Красноярска. В исследовании принимали участие 20 детей (10 детей в экспериментальной группе и 10 в контрольной группе) Возраст испытуемых 9 - 10 лет. Все дети по заключению ПМПК имеют задержку психического развития.
В ходе проведения эксперимента были использованы следующие диагностические методики: «Запомни рисунки» (по Р.С. Немову), «6 фигур» (по А.В.Семенович) и «Память на образы» (А. А. Карелин).
На основе полученных результатов исследования можно сделать вывод, что зрительная память младших школьников с ЗПР имеет специфические особенности в развитии. В период зрительного удержания младшими школьниками с ЗПР образы фигур видоизменяются и воспроизводятся близко к стимулу, либо замещаются совершенно другой фигурой из-за недостающего стимула, имеют повороты или зеркальные отражения, содержат в себе элементы двух и более фигур, некоторые детали фигур утрачиваются. Часто нарушается порядок предъявляемых стимулов. Присутствуют также нарушения регуляции и контроля зрительной памяти. У большинства младших школьников с ЗПР объем кратковременной и долговременной памяти находятся на недостаточном уровне сформированности. Кратковременная зрительная память имеет более высокий уровень развития, чем долговременная зрительная память, и дает более точное воспроизведение детьми запоминаемой зрительной информации.
Для повышения уровня зрительной памяти детей младшего школьного возраста с ЗПР нами была разработана программа психологической коррекции зрительной памяти.
В программе предусматривается: использование игр и упражнений, которые направлены на развитие зрительной памяти; проведение физкультминуток для предотвращения утомления детей; проведение глазодвигательной гимнастики перед началом выполнения основных заданий, для активизации зрительного восприятия и подготовки зрительного анализатора для дальнейшей работы; использование нейропсихологических упражнений для активизации умственной деятельности и интегрированной работы мозга.
В результате контрольного этапа эксперимента было установлено, что что в контрольной группе у младших школьников с ЗПР положительной динамики нет. Зрительная память детей все также находится на недостаточном уровне развития.
В экспериментальной группе увеличилось количество детей, которые повысили свой уровень объема кратковременной и долговременной памяти. Дети стали запоминать больше фигур или других изображений, также они стали дольше удерживать их образы в памяти. Больше половины детей из группы начали более точно воспроизводить запоминаемую информацию при письме, допуская меньше ошибок. В большинстве случаев при воспроизведении ряда фигур дети не изменяли, не утрачивали, не переворачивали фигуры и не нарушали их порядок, а их уровень объема кратковременной зрительной памяти стал соответствовать возрастной норме.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что разработанная нами программа психологической коррекции зрительной памяти детей с ЗПР оказалась эффективной.
Таким образом, можно утверждать, что цель исследования достигнута, поставленные задачи в данной работе решены, а гипотеза подтверждена.
1. Белая А.Е. 150 тестов, игр, упражнений для подготовки детей к школе. - М.: АСТ, 2006. - 126 с.
2. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учебное пособие. - М.: НЦ ЭНАС, 2003. - 136 с.
3. Боднар А.М. Психология памяти: учебное пособие для вузов. - М.: Юрайт, 2020. - 97 с.
4. Бойкова О.В., Гвоздева, О.В., Мухина З.А. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с задержкой психического развития // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - №62-2. - С. 40 - 43.
5. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития - М.: Гном- Пресс, 2002 - 64 с.
6. Бочарова Е.А. Специальная психология: учебное пособие. - Архангельск: СГМУ, 2010. -89 с.
7. Варич В.А. Возрастная анатомия и физиология: курс лекций. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2012. - 168 с.
8. Величенкова О.А. Комплексный подход к анализу и коррекции специфических нарушений письма у учащихся младших классов общеобразовательной школы: специальность 13.00.03 коррекционная педагогика (логопедия): автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Величенкова Ольга Александровна. - Москва, 2002. - 27 с.
9. Власова Т.А., Лубовский В. И., Никашина Н. А. Обучение детей с задержкой психического развития: пособие для учителей - М.: Просвещение, 1981. - 119 с.
10. Власова Т.А., Лубовский В.И., Цыпина Н.А. Дети с задержкой психического развития. - М.: Педагогика, 1984. - 256 с.
11. Выготский Л.С. Память и её развитие в детском возрасте. - М.: Академия, 2002. - 395 с.
12. Выготский Л.С. Основы дефектологии. В 6 т. Т. 5 / Л.С. Выготский.
- М.: Педагогика, 1983. - 368 с.
13. Глухов В.П. Основы специальной педагогики и специальной психологии: учебник для среднего профессионального образования - М.: Юрайт, 2019. - 295 с.
14. Глухов В.П. Дефектология. Специальная педагогика и специальная психология: курс лекций - М.: МИГУ, 2017. - 312 с.
15. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики: учебное пособие - М.: Академия, 2002. - 272 с.
16. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. - М.: Владос, 2003. - 354 с.
17. Дубровина И.В. Младший школьник. Развитие познавательных способностей. - М: Просвещение, 2003. - 305 с.
18. Запорожец А.В. Основные проблемы онтогенеза психики - М.: Просвещение, 2001. - 368 с.
19. Захарова Н.Л. Специальная психология: учебное пособие. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2019. - 39 с.
20. Ибрагимова А.Р. Психолого-педагогические условия развития зрительной памяти младших школьников с задержкой психического развития / А.Р. Ибрагимова, Э.Ю. Феттаева // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. - 2020. - № 5. - С. 48 - 52.
21. Карелин А.А. Большая энциклопедия психологических тестов. - М.: Эксмо, 2007. - 416 с.
22. Козьяков Р.В. Методы и методики диагностики памяти: учебно-методическое пособие. - М.: Директ-Медиа, 2013. - 120 с.
23. Котова И. Б. Общая психология: учебное пособие - М.: Дашков и К, 2011. - 480 с.
24. Круглова А.М. Тренируем память. Простые упражнения для простого запоминания - М.: РИПОЛ классик, 2013. - 96 с.
25. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека: курс лекций - Ростов н/Д: УНИИ валеологии РГУ, 2002. - 232 с
26. Лебединская К.С. Отбор детей во вспомогательную школу: пособие для учителя - М.: Просвещение, 1983. - 176 с.
27. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учебное пособие - М.: Академия, 2003. - 144 с.
28. Лемех Е.А. Основы специальной психологии: учебное пособие - Минск: РИПО, 2017. - 220 с.
29. Лукина Н.А., Борисенко М. Смотрим, видим, запоминаем: развитие зрительного восприятия, внимания и памяти. - М.: Паритет, 2004. - с.74.
30. Лурия А.Р. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 2001. - 256 с.
31. Лурия А.Р. Внимание и память - М.: Педагогика, 2006. - 239 с.
32. Маклаков О.А. Общая психология - СПб.: Питер, 2000. - 365 с.
33. Мандель Б.Р. Коррекционная психология: модульный курс в соответствии с ФГОС-Ш+: учебное пособие - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 469 с.
34. Методика «Образная память» / Альманах психологических тестов. М., 1995. - с. 90 - 91.
35. Мирошниченко И.В. Общая психология: конспект лекций. - М.: А- Приор, 2007. - 196 с.
36. Назарова Н.М., Аксенова Л.И., Архипов Б.А., Белякова Л.И. Специальная педагогика: учебное пособие - М.: Академия, 2002. - 400 с.
37. Немов Р.С. Психология: учебник: в 3 книгах. - М.: Владос, 2013. - Книга 1. Общие основы психологии. - 688 с.
38. Немов Р.С. Психология: учебник: в 3 книгах. - М.: Владос, 2007. - Книга 2. Психология образования. - 609 с.
39. Немов Р. С. Психология: учебник: в 3 книгах. - М.: Владос, 2016. - Книга 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - 641 с.
40. Неретина Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология: учебно-методический комплекс - М: Флинта, 2019. - 376 с.
41. Парублев Е.П. Развитие и тренировка памяти. - М.: Лаборатория Книги, 2012. - 143 с.
42. Подольская О.А. Основы коррекционной педагогики и психологии: учебное пособие. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2018. - 170 с.
43. Подольская О.А. Теория и практика инклюзивного образования: учебное пособие - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2018. - 202 с.
44. Поливара З.В. Специальная психология: учебное пособие. - Тюмень: ТГУ, 2011. - 256 с.
45. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. - М.: Новая школа,
1998.
46. Психолого-педагогическая диагностика обучающихся с особыми образовательными потребностями: учебное пособие / сост. Л.А. Рассудова. - Омск: ОмГПУ, 2020. - 136 с.
47. Развитие познавательных способностей младших школьников: материалы VI научно-практической конференции / под общ. ред. Т.В. Зотовой. - МПГУ, 2019. - 181 с.
48. Ридецкая О.Г. Специальная психология: учебное пособие. - М.: Евразийский открытый институт, 2011. - 351 с.
49. Рогов Е.И. Общая психология: курс лекций. - М.: Владос, 2005. - 448 с
50. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - М.: Просвещение, 2006. - 387 с.
51. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. - М.: Академия, 2002. - 232 с.
52. Симонова Л.Ф. Память. Дети 5 - 7 лет - Ярославль: Академия развития, 2000. - 144 с.
53. Слепович Е.С., Поляков А.М., Гаврилко Т.И. Специальная психология: учебное пособие - Минск: Вышэйшая школа, 2012. - 511 с.
54. Сорокина Л.И. Интеллектуальное развитие детей, 6-7 лет. Конспекты практических занятий: методическое пособие. - М.: Владос, 2019. - 199 с.
55. Столяренко Л.Д. Основы психологии - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 456 с.
56. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста - М.: Медицина, 1959. - 54 с.
57. Сухих А.В. Психология познавательных процессов: память и внимание; восприятие и мышление: учебное пособие: в 2 частях - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2010. - 222 с.
58. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М.: Академия, 1999. - с. 38 - 40.
59. Тарасова, Н. А. Особенности образной памяти у детей дошкольного возраста с ЗПР / Н. А. Тарасова // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: Материалы VI Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. В 4-х частях / Под редакцией Г.С. Чесноковой, Е.А. Сапрыкиной. - Новосибирск: НГПУ, 2017. - С. 175-176.
60. Трошихина Е.Г. Нарушение и коррекция психического развития: учебное пособие. - СПб: СПбГУ, 2016. - 80 с.
61. Трясорукова Т.П. Мнемотренажер: памяти у детей с ОВЗ и ОНР . - Ростов н/Д: Феникс, 2021. - 32 с.
62. Трясорукова Т.П. Мнемотренажер: развитие зрительной памяти. - Ростов н/Д: Феникс, 2021. - 32 с.
63. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. - Н.
Новгород, 1994. - 230 с.
64. Фазылова В.Б. Особенности зрительной памяти у детей с ЗПР / В.Б. Фазылова, Л.М. Лапшина // Современные подходы к диагностике и коррекции развития детей с ограниченными возможностями здоровья. - Челябинск: ЧГМА, 2016. - С. 150-153.
65. Хайрулина Э.Ю. Исследование развития зрительной памяти учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития / Э.Ю. Хайрулина // Вестник современных исследований. - 2018. - № 5.3 (20). - С. 242 - 244.
66. Хайрулина Э.Ю. Особенности зрительной памяти детей младшего школьного возраста с ЗПР / Э.Ю. Хайрулина // Вестник современных исследований. - 2018. - № 6.1 (21). - С. 177 - 179.
67. Черемошкина Л.В. Как развивать внимание и память ребенка. - М.: Юрайт, 2020. - 277 с.
68. Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1. - М.: Школьная Пресса, 2005. - 113 с.
69. Шевченко С.Г., Малафеев Н.Н., Дробинская А.О., Фишман М.Н., Бабкина Н.В., Капустина Г.М., Тригер Р.Д., Костенкова Ю.А. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей - М.: АРКТИ, 2001. - 224 с.
70. Языканова Е.В. Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения. - М.: Экзамен, 2020. - 125 с.