ПРОЯВЛЕНИЕ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У УЧАЩИХСЯ 2-Х КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Сущность письма, его отношение к языку и мышлению 6
1.2. Психофизиологическая структура письма 11
1.3 Классификация дисграфий и их характеристика 17
1.4 Обзор методик по преодолению оптической дисграфии у младших
школьников 26
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ .31
2.1 Организация и методика исследования 31
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 34
2.3 Методические рекомендации по преодолению проявлений оптической дисграфии у учащихся 2-х классов общеобразовательной школы 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 74
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Сущность письма, его отношение к языку и мышлению 6
1.2. Психофизиологическая структура письма 11
1.3 Классификация дисграфий и их характеристика 17
1.4 Обзор методик по преодолению оптической дисграфии у младших
школьников 26
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ .31
2.1 Организация и методика исследования 31
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 34
2.3 Методические рекомендации по преодолению проявлений оптической дисграфии у учащихся 2-х классов общеобразовательной школы 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 74
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Одним из важнейших факторов успешности обучения в школе ребёнка зависит от сформированное™ зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса, зрительного мнезиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.
Недостаток развития пространственных представлений может вызвать такие проблемы, как нарушения пересказа текста и проблемы по чтению; нарушения письма и многое другое.
Трудности в освоении письма могут проявиться в пропуске, перестановке букв, слогов, вставке и пропуске гласных букв, в слитном написании слов с предлогами, в замене букв по пространственному сходству, зеркальном написании букв и цифр. При письме можно наблюдать следующее: высота букв может не соответствовать высоте рабочей строки (буквы выходят за её пределы); при списывании буквы располагаются в обратной последовательности; учебный материал на странице может размещаться снизу вверх; встречаются также повторное письмо и пропуск строк.
Актуальность выделенной проблемы определила тему исследования: проявление оптической дисграфии у учащихся вторых классов общеобразовательной школы.
Проблема исследования: заключается в ответе на вопрос, каковы специфические проявления оптической дисграфии у учащихся 2-х классов общеобразовательной школы.
Цель: выявить особенности проявления оптической дисграфии у учащихся 2-х классов с целью своевременной коррекции нарушения письма.
В соответствии с целью исследования нами сформулированы задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую, логопедическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровень сформированности навыков письма и зрительно-пространственных представлений у учащихся 2-х классов.
3. Составить методические рекомендации по развитию письменной речи, устранению дисграфических ошибок, связанных с недостаточной сформированное™ зрительно-пространственных представлений у учащихся 2-х классов.
Объект исследования: письмо младших школьников.
Предмет исследования: проявление оптической дисграфии у учащихся 2-х классов.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что у учащихся 2-х классов будут обнаружены специфические ошибки на письме, такие как зеркальное написание букв, замена букв схожих по написанию, упрощение букв, добавление буквам дополнительных элементов. Выявленные особенности помогут нам составить методические рекомендации по устранению или снижению дисграфических ошибок у учащихся 2-х классов.
Методы исследования:
Теоретический метод - анализ специальной литературы по проблеме исследования;
Экспериментальный метод - проведение констатирующего эксперимента;
Количественный и качественный анализ полученных данных.
Методологической и теоретической основой исследования явились положения Р.Я. Лурии о психофизиологических механизмах письма; Р.И. Лалаевой о классификации дисграфий, в основе которой лежит несформированность определенных операций процесса письма; Л.Г. Парамоновой, И.Н. Садовниковой, Л.В. Венедиктовой, М.А. Поваляевой, Е.В. Мазановой, предлагающих различные методики коррекционной работы по устранению дисграфий.
Практическая база исследования: констатирующий эксперимент был проведен на базе МБОУ СОШ №16 г. Хабаровска. В эксперименте принимало участие 10 учащихся 2-х классов.
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап (сентябрь - ноябрь 2016 г.) - был посвящен изучению и анализу литературы по проблеме исследования, что позволило определить цель, предмет, объект, задачи, гипотезу исследования.
Второй этап (декабрь - февраль 2016-2017 г.) - реализация констатирующего эксперимента.
Третий этап (март - май 2017 г.) - количественная и качественная обработка данных эксперимента, оформление результатов, формулировка выводов, заключений, составление методических рекомендаций.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что её результаты позволяют расширить имеющиеся представления об особенностях навыков письма у учащихся 2-х классов общеобразовательной школы.
Практическая значимость исследования заключается в составлении методических рекомендаций, направленных на устранение или снижение дисграфических ошибок, что позволит повысить эффективность логопедической работы проводимой с детьми.
Структура работы: оформлена в стандартном виде, включает в себя: 2 главы, выводы по 1 главе, 4 приложения, заключение, библиографический список, 5 гистограмм, 6 таблиц, 72 рисунка.
Недостаток развития пространственных представлений может вызвать такие проблемы, как нарушения пересказа текста и проблемы по чтению; нарушения письма и многое другое.
Трудности в освоении письма могут проявиться в пропуске, перестановке букв, слогов, вставке и пропуске гласных букв, в слитном написании слов с предлогами, в замене букв по пространственному сходству, зеркальном написании букв и цифр. При письме можно наблюдать следующее: высота букв может не соответствовать высоте рабочей строки (буквы выходят за её пределы); при списывании буквы располагаются в обратной последовательности; учебный материал на странице может размещаться снизу вверх; встречаются также повторное письмо и пропуск строк.
Актуальность выделенной проблемы определила тему исследования: проявление оптической дисграфии у учащихся вторых классов общеобразовательной школы.
Проблема исследования: заключается в ответе на вопрос, каковы специфические проявления оптической дисграфии у учащихся 2-х классов общеобразовательной школы.
Цель: выявить особенности проявления оптической дисграфии у учащихся 2-х классов с целью своевременной коррекции нарушения письма.
В соответствии с целью исследования нами сформулированы задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую, логопедическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровень сформированности навыков письма и зрительно-пространственных представлений у учащихся 2-х классов.
3. Составить методические рекомендации по развитию письменной речи, устранению дисграфических ошибок, связанных с недостаточной сформированное™ зрительно-пространственных представлений у учащихся 2-х классов.
Объект исследования: письмо младших школьников.
Предмет исследования: проявление оптической дисграфии у учащихся 2-х классов.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что у учащихся 2-х классов будут обнаружены специфические ошибки на письме, такие как зеркальное написание букв, замена букв схожих по написанию, упрощение букв, добавление буквам дополнительных элементов. Выявленные особенности помогут нам составить методические рекомендации по устранению или снижению дисграфических ошибок у учащихся 2-х классов.
Методы исследования:
Теоретический метод - анализ специальной литературы по проблеме исследования;
Экспериментальный метод - проведение констатирующего эксперимента;
Количественный и качественный анализ полученных данных.
Методологической и теоретической основой исследования явились положения Р.Я. Лурии о психофизиологических механизмах письма; Р.И. Лалаевой о классификации дисграфий, в основе которой лежит несформированность определенных операций процесса письма; Л.Г. Парамоновой, И.Н. Садовниковой, Л.В. Венедиктовой, М.А. Поваляевой, Е.В. Мазановой, предлагающих различные методики коррекционной работы по устранению дисграфий.
Практическая база исследования: констатирующий эксперимент был проведен на базе МБОУ СОШ №16 г. Хабаровска. В эксперименте принимало участие 10 учащихся 2-х классов.
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап (сентябрь - ноябрь 2016 г.) - был посвящен изучению и анализу литературы по проблеме исследования, что позволило определить цель, предмет, объект, задачи, гипотезу исследования.
Второй этап (декабрь - февраль 2016-2017 г.) - реализация констатирующего эксперимента.
Третий этап (март - май 2017 г.) - количественная и качественная обработка данных эксперимента, оформление результатов, формулировка выводов, заключений, составление методических рекомендаций.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что её результаты позволяют расширить имеющиеся представления об особенностях навыков письма у учащихся 2-х классов общеобразовательной школы.
Практическая значимость исследования заключается в составлении методических рекомендаций, направленных на устранение или снижение дисграфических ошибок, что позволит повысить эффективность логопедической работы проводимой с детьми.
Структура работы: оформлена в стандартном виде, включает в себя: 2 главы, выводы по 1 главе, 4 приложения, заключение, библиографический список, 5 гистограмм, 6 таблиц, 72 рисунка.
Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей и в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей с различными видами дисграфии.
Дисграфии посвящено большое количество исследований и публикаций, однако актуальность ее исследования не снижается. Наличие дисграфии препятствует овладению детьми письмом как особой формой речи, своеобразным средством общения и обобщения опыта, освоение которого сопряжено с качественными изменениями интеллектуальной, эмоциональной, волевой и других сфер личности учащихся.
Теоретический анализ литературных источников показал следующее: письмо в норме представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. Незрелость или недостаточное функционирование отдельных участков мозга могут приводить к несформированности операций письма, а также к недоразвитию зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений, а это, в свою очередь, вызывает специфические трудности в формировании и овладении процессом письма.
Актуальность проблемы подтвердило и наше исследование, продемонстрировавшее необходимость коррекционной логопедической работы по преодолению проявлений оптической дисграфии с большинством группы детей, участвовавшей в исследовании.
В ходе проведенного нами констатирующего эксперимента мы можем сказать, что у трех человек выявлена оптическая дисграфия, у шести человек имеют место проявления оптической дисграфии, а у одного человека были ошибки только орфографического характера.
У учащихся 2-х классов были выявлены следующие проявления оптической дисграфии: неправильное расположение элементов букв в пространстве по отношению друг к другу с видоизменениями самих элементов; добавление лишних элементов букв; написание вместо нужного элемента буквы - элемент, сходный к ним; недописывание элементов букв.
В случае возникновения оптической дисграфии, а также ее проявлениях, с помощью специально организованной и систематической логопедической работы можно преодолеть недостатки письма.
На основе полученных данных в ходе исследования, нами были разработаны методические рекомендации для детей с проявлением оптической дисграфии. Представленные методические рекомендации включают в себя задания, упражнения и игры, которые можно использовать на различных этапах коррекционного воздействия. Методические рекомендации составлены с учетом основных логопедических принципов, индивидуальных и возрастных особенностей, системности и последовательности в подаче материала. Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены, гипотеза нашла свое подтверждение.
Дисграфии посвящено большое количество исследований и публикаций, однако актуальность ее исследования не снижается. Наличие дисграфии препятствует овладению детьми письмом как особой формой речи, своеобразным средством общения и обобщения опыта, освоение которого сопряжено с качественными изменениями интеллектуальной, эмоциональной, волевой и других сфер личности учащихся.
Теоретический анализ литературных источников показал следующее: письмо в норме представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. Незрелость или недостаточное функционирование отдельных участков мозга могут приводить к несформированности операций письма, а также к недоразвитию зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений, а это, в свою очередь, вызывает специфические трудности в формировании и овладении процессом письма.
Актуальность проблемы подтвердило и наше исследование, продемонстрировавшее необходимость коррекционной логопедической работы по преодолению проявлений оптической дисграфии с большинством группы детей, участвовавшей в исследовании.
В ходе проведенного нами констатирующего эксперимента мы можем сказать, что у трех человек выявлена оптическая дисграфия, у шести человек имеют место проявления оптической дисграфии, а у одного человека были ошибки только орфографического характера.
У учащихся 2-х классов были выявлены следующие проявления оптической дисграфии: неправильное расположение элементов букв в пространстве по отношению друг к другу с видоизменениями самих элементов; добавление лишних элементов букв; написание вместо нужного элемента буквы - элемент, сходный к ним; недописывание элементов букв.
В случае возникновения оптической дисграфии, а также ее проявлениях, с помощью специально организованной и систематической логопедической работы можно преодолеть недостатки письма.
На основе полученных данных в ходе исследования, нами были разработаны методические рекомендации для детей с проявлением оптической дисграфии. Представленные методические рекомендации включают в себя задания, упражнения и игры, которые можно использовать на различных этапах коррекционного воздействия. Методические рекомендации составлены с учетом основных логопедических принципов, индивидуальных и возрастных особенностей, системности и последовательности в подаче материала. Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены, гипотеза нашла свое подтверждение.
Подобные работы
- СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОЯВЛЕНИЙ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 2-х КЛАССОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Проявление оптической дисграфии у учащихся второго класса общеобразовательной школы
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2016 - ПРОЯВЛЕНИЕ И ПРЕОДОЛЕНИЕ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 2-Х КЛАССОВ С ДИЗАРТРИЕЙ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2019 - Преодоление дисграфических ошибок у младших школьников общеобразовательной школы
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2019 - Коррекция нарушений письма у обучающихся младших классов общеобразовательной школы
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2022 - ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ДИСГРАФИИ У УЧАЩИХСЯ ВТОРОГО КЛАССА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У УЧАЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2017 - Проявление нарушений письменной речи учащихся третьего класса общеобразовательной школы
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2016 - Преодоление нарушений письма у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в общеобразовательной школе
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2021



