Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОЯВЛЕНИЕ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У УЧАЩИХСЯ 2-Х КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Работа №156148

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы86
Год сдачи2017
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Сущность письма, его отношение к языку и мышлению 6
1.2. Психофизиологическая структура письма 11
1.3 Классификация дисграфий и их характеристика 17
1.4 Обзор методик по преодолению оптической дисграфии у младших
школьников 26
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ .31
2.1 Организация и методика исследования 31
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 34
2.3 Методические рекомендации по преодолению проявлений оптической дисграфии у учащихся 2-х классов общеобразовательной школы 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 74
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность исследования. Одним из важнейших факторов успешности обучения в школе ребёнка зависит от сформированное™ зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса, зрительного мнезиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.
Недостаток развития пространственных представлений может вызвать такие проблемы, как нарушения пересказа текста и проблемы по чтению; нарушения письма и многое другое.
Трудности в освоении письма могут проявиться в пропуске, перестановке букв, слогов, вставке и пропуске гласных букв, в слитном написании слов с предлогами, в замене букв по пространственному сходству, зеркальном написании букв и цифр. При письме можно наблюдать следующее: высота букв может не соответствовать высоте рабочей строки (буквы выходят за её пределы); при списывании буквы располагаются в обратной последовательности; учебный материал на странице может размещаться снизу вверх; встречаются также повторное письмо и пропуск строк.
Актуальность выделенной проблемы определила тему исследования: проявление оптической дисграфии у учащихся вторых классов общеобразовательной школы.
Проблема исследования: заключается в ответе на вопрос, каковы специфические проявления оптической дисграфии у учащихся 2-х классов общеобразовательной школы.
Цель: выявить особенности проявления оптической дисграфии у учащихся 2-х классов с целью своевременной коррекции нарушения письма.
В соответствии с целью исследования нами сформулированы задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую, логопедическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровень сформированности навыков письма и зрительно-пространственных представлений у учащихся 2-х классов.
3. Составить методические рекомендации по развитию письменной речи, устранению дисграфических ошибок, связанных с недостаточной сформированное™ зрительно-пространственных представлений у учащихся 2-х классов.
Объект исследования: письмо младших школьников.
Предмет исследования: проявление оптической дисграфии у учащихся 2-х классов.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что у учащихся 2-х классов будут обнаружены специфические ошибки на письме, такие как зеркальное написание букв, замена букв схожих по написанию, упрощение букв, добавление буквам дополнительных элементов. Выявленные особенности помогут нам составить методические рекомендации по устранению или снижению дисграфических ошибок у учащихся 2-х классов.
Методы исследования:
Теоретический метод - анализ специальной литературы по проблеме исследования;
Экспериментальный метод - проведение констатирующего эксперимента;
Количественный и качественный анализ полученных данных.
Методологической и теоретической основой исследования явились положения Р.Я. Лурии о психофизиологических механизмах письма; Р.И. Лалаевой о классификации дисграфий, в основе которой лежит несформированность определенных операций процесса письма; Л.Г. Парамоновой, И.Н. Садовниковой, Л.В. Венедиктовой, М.А. Поваляевой, Е.В. Мазановой, предлагающих различные методики коррекционной работы по устранению дисграфий.
Практическая база исследования: констатирующий эксперимент был проведен на базе МБОУ СОШ №16 г. Хабаровска. В эксперименте принимало участие 10 учащихся 2-х классов.
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап (сентябрь - ноябрь 2016 г.) - был посвящен изучению и анализу литературы по проблеме исследования, что позволило определить цель, предмет, объект, задачи, гипотезу исследования.
Второй этап (декабрь - февраль 2016-2017 г.) - реализация констатирующего эксперимента.
Третий этап (март - май 2017 г.) - количественная и качественная обработка данных эксперимента, оформление результатов, формулировка выводов, заключений, составление методических рекомендаций.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что её результаты позволяют расширить имеющиеся представления об особенностях навыков письма у учащихся 2-х классов общеобразовательной школы.
Практическая значимость исследования заключается в составлении методических рекомендаций, направленных на устранение или снижение дисграфических ошибок, что позволит повысить эффективность логопедической работы проводимой с детьми.
Структура работы: оформлена в стандартном виде, включает в себя: 2 главы, выводы по 1 главе, 4 приложения, заключение, библиографический список, 5 гистограмм, 6 таблиц, 72 рисунка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей и в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей с различными видами дисграфии.
Дисграфии посвящено большое количество исследований и публикаций, однако актуальность ее исследования не снижается. Наличие дисграфии препятствует овладению детьми письмом как особой формой речи, своеобразным средством общения и обобщения опыта, освоение которого сопряжено с качественными изменениями интеллектуальной, эмоциональной, волевой и других сфер личности учащихся.
Теоретический анализ литературных источников показал следующее: письмо в норме представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. Незрелость или недостаточное функционирование отдельных участков мозга могут приводить к несформированности операций письма, а также к недоразвитию зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений, а это, в свою очередь, вызывает специфические трудности в формировании и овладении процессом письма.
Актуальность проблемы подтвердило и наше исследование, продемонстрировавшее необходимость коррекционной логопедической работы по преодолению проявлений оптической дисграфии с большинством группы детей, участвовавшей в исследовании.
В ходе проведенного нами констатирующего эксперимента мы можем сказать, что у трех человек выявлена оптическая дисграфия, у шести человек имеют место проявления оптической дисграфии, а у одного человека были ошибки только орфографического характера.
У учащихся 2-х классов были выявлены следующие проявления оптической дисграфии: неправильное расположение элементов букв в пространстве по отношению друг к другу с видоизменениями самих элементов; добавление лишних элементов букв; написание вместо нужного элемента буквы - элемент, сходный к ним; недописывание элементов букв.
В случае возникновения оптической дисграфии, а также ее проявлениях, с помощью специально организованной и систематической логопедической работы можно преодолеть недостатки письма.
На основе полученных данных в ходе исследования, нами были разработаны методические рекомендации для детей с проявлением оптической дисграфии. Представленные методические рекомендации включают в себя задания, упражнения и игры, которые можно использовать на различных этапах коррекционного воздействия. Методические рекомендации составлены с учетом основных логопедических принципов, индивидуальных и возрастных особенностей, системности и последовательности в подаче материала. Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены, гипотеза нашла свое подтверждение.



1. Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом // Известия АПН РСФСР. - Вып. 70. - 1955, с. 106.
2. Ахутина Т.В. Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. -СПб.: Питер, 2008, 320 с.
3. Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции. - М.: Воронеж, 2001, с. 7-20.
4. Барылкина Л.П., Матраева И.П., Обухова Л.А. Эти трудные согласные: Как помочь ребенку с нарушениями процесса письма и чтения: Пособие для учителей, логопедов и родителей.-М.: 2005, 115 с.
5. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Дрофа, 2008, 123 с.
6. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения знаний в школе / Д.Н. Богоявленский, Н.А. Менчинская. - М.: Изд-во АПН, 1959. 35с.
7. Бурина Е.Д. Преодоление нарушений письма у школьников. 1-5 класс: учеб. - метод. пособие. Традиционные подходы и нестандартные приемы. - СПб.: Каро, 2016, 192 с.
8. Величенкова О.А. Анализ специфических ошибок письма младших школьников. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция - М.: МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2001, с. 45-51.
9. Величенкова О.А., Русецкая М.Н. Логопедическая работа по преодолению нарушения чтения и письма у младших школьников. - М.: НКЦ, 2015, 320 с.
10. Волкова, Л. С. Логопедия: учебник для пед. вузов дефектолог. фак.: доп. М-вом образования и науки РФ / Л. С. Волкова - М.: ВЛАДОС, 2009, 703 с.
11. Воронина Т.П., Попова Т.В. Дисграфия, или почему ребенок плохо пишет? - Ростов: Феникс, 2015, 95 с.
12. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 2, 3, 5. - М., 1982, 1983, 504 с., 368 с., 368 с.
13. Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста. - М.:
Академия, 2009, 272 с.
14. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: метод пособие. - М.: Аркти, 2015, 80 с.
15. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Логопедическая помощь
школьникам с нарушением письменной речи: Формирование
представлений о пространстве и времени: метод. пособие. - СПб.: Речь, 2006, 180 с.
16. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. - М.: ТЦ Сфера, 2006, 162 с.
17. Елецкая О.В., Коробченко Т.В., Розова Ю.Е., Щукина Д.А. Организация и содержание работы школьного логопеда. - М.: Форум, 2015, 192 с.
18. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - М.: НКЦ, 2015, 320 с.
19. Зиндер Л.Р Очерк общей теории письма. - Л.: Наука, 1987,112 с.
20. Истрин В.А Развитие письма. - М.: Академии наук СССР, 1961, 403 с.
21. Колганова В.С. Нейропсихологическое занятие с детьми: В 2 ч. Ч. 2 / Валентина Колганова, Елена Пивоварова, Сергей Колганов, Ирина Фридрих. - М.: АЙРИС-пресс, 2016, 144 с.
22. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. - СПб.: Гиппократ, 1995, 224 с.
23. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. - СПб.: Речь, 2003, 330 с.
24. Корнев А.Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи: метод. пособие. - Айрис-пресс, 2006, 128 с.
25. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашов Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. - М.: Педагогическое общество России, 1997, 124 с.
26. Крутецкая В.А. 90 эффективных упражнений для исправления дисграфии. - СПб.: Литера, 2015, 96 с.
27. Кузнецова М.И. Я учусь читать и писать: рабочая тетрадь, 2015, 80 с.
28. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: Владос, 2004, 223 с.
29. Лалаева Р.И., Парамонова Л.Г., Шаховская С.Н. Логопедия в таблицах и схемах. - П.: Парадигма, 2015, 216 с.
30. Лалаева, Р. И. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция / Р. И. Лалаева. - СПБ: СОЮЗ, 2004, 224 с.
31. Лалаева, Р. И., Венедиктова Л. В.: Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: учебно-методическое пособие / Р.И. Лалаева, Л. В. Венедиктова - СПб.: СОЮЗ, 2003, 224 с.
32. Леонтьев А.А. Речевая деятельность // Основы теории речевой деятельности. - М., 1974, 368 с.
33. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Красанд, 2010, 216 с.
34. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: учеб. пособие / под ред. Л.С. Волковой. - СПб.: Детство-пресс, 2004, 208 с.
35. Лукашенко М.Л., Свободина Н.Г. Дисграфия. Исправление ошибок при письме. - М.: Эксмо, 2004, 127 с.
36. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии и письма. - М., 1950, 250 с.
37. Мазанова Е.В. Альбом 1-2. Упражнения по коррекции оптической дисграфии. - М.: ГНОМиД, 2016, 32 с.
38. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками / Е.В. Мазанова. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2014, 96 с.
39. Мазанова Е.В. Логопедия. Оптическая дисграфия. Тетрадь №5. - М.: Аквариум Бук, 2006, 72 с.
40. Мисаренко Г.Г. Методика обучения младших школьников русскому языку с коррекционно-развивающими технологиями. - М.: Академия, 2004, 336 с.
41. Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика,
коррекция. - СПб.: Детство-пресс, 2006, 128 с.
42. Поваляева М.А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи. Качество образования: учеб. Пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006, 160 с.
43. Правдина О.В. Логопедия. - М.: Просвещение, 1973, 272 с.
44. Пятница Т.В. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах. - 7-е изд. - Ростов: Феникс, 2017, 173 с.
45. Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Преодоление оптической дисграфии у школьников: учебно-методическое пособие / Ю.Е. Розова, Т.В. Коробченко. - М.: ФОРУМ, 2016, 192 с.
46. Романова Е.В. Пишу правильно буквы Б-Д. - СПб.: Каро, 2007, 160 с.
47. Садовникова И.Н. Дисграфия, дислексия: технология
преодоления. - М.: Парадигма, 2011, 279 с.
48. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников / И.Н. Садовникова. - М.: Владос, 1997, 256 с.
49. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. - М.: Сфера, 2001, 128 с.
50. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. - М.: Сфера ТЦ, 2003, 288 с.
51. Смирнова И.А. Логопедия. Иллюстрированный справочник. - СПб.: Каро, 2014, 232 с.
52. Фотекова Т.А., Ахутина А.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. - М.: Айрис-Пресс, 2007, 176 с.
53. Хватцев М. Е. Логопедия: книга для преподавателей и студентов пед. вузов. Кн. 2 /М. Е. Хватцев; под науч. ред. Р. И. Лалаевой, С. Н. Шаховской. - М.: ВЛАДОС, 2010, 291 с.
54. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. - М., 1997, 256 с.
55. Цыновникова Ю.Л. Автоматизация навыка письма на этапе первичного усвоения буквенных знаков // Начальная школа. - №7. - 2001, с. 36-39.
56. Чистякова О.В. 30 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии. 2 класс. - СПб.: Литера, 2016.
57. Яворская О.Н. Занимательные задания логопеда для школьников. 2-3 класс. - СПб.: Каро, 2010.
58. Яворская О.Н. Игры, задания, конспекты занятий по развитию письменной речи у школьников 7-10 лет. - СПб.: Каро, 2007, 136 с.
59. Ястребова, А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы / А. В. Ястребова. - М.: Просвещение, 1984, 158 с.
60. Яцель О.С. Коррекция оптической дисграфии у младших школьников. Альбом для индивидуальной работы. - М.: Гном, 2015, 32 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ