ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ
НАВЫКОВ И СХЕМЫ ТЕЛА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Графический навык письма как один из видов двигательного навыка .. 7
1.2 Схема тела как предмет психолого-педагогического исследования 14
1.3 Особенности схемы тела и графомоторных навыков детей младшего
школьного возраста 21
Вывод по главе 1 27
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ
НАВЫКОВ И СХЕМЫ ТЕЛА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 30
2.1 Организация и методы исследования 30
2.2. Анализ результатов исследования схемы тела и уровня графомоторных
навыков детей младшего школьного возраста 35
2.3. Содержание и организация работы по коррекции графомоторных
навыков детей старшего дошкольного возраста посредством работы со схемой тела 50
2.4. Оценка изменения уровня графомоторных навыков и схемы тела детей
младшего школьного возраста 57
Выводы по главе 2 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ 74
В настоящее время прослеживается тенденция увеличения числа школьников с нарушением письма, низким уровнем сформированности графомоторных навыков. По данным физиологов и психологов, трудности при формировании навыка письма отмечаются у 38% детей; у 30% первоклассников, поступающих в школу, выявлено отставание в общем моторном развитии [16]. При этом психологи и педагоги отмечают, что трудности в овладении данными навыками возникают не только у детей с ограниченными возможностями здоровья, но и у тех, чье развитие по медицинским данным соответствует возрастной норме. В исследованиях М.М. Безруких, М.В. Гущинской, Т.В. Ахутиной, А.В. Морозова отмечается, что у детей, поступающих в первый класс, недостаточно сформированы такие предпосылки письма, как зрительно-пространственная и зрительно¬моторная координация, зрительное восприятие, мелкая и общая моторика. Одной из основных причин несформированности данных предпосылок является то, что современные дети большую часть своего свободного времени проводят за различными гаджетами. Они мало двигаются, мало рисуют, лепят, поэтому они лишены возможности развития мелкой и крупной моторики, а также зрительно-моторной, зрительно-пространственной координации и других важных функций и навыков.
По мнению Л.С. Цветковой, навык письма предусматривает развитие сложно-координированных движений, формирование которых зависит от уровня сформированности схемы тела - конструируемой психикой внутреннего представления, модели тела, отражающего такие функции, как определение границ тела, формирование знаний о нем как о едином целом, восприятие расположения, длин и последовательности звеньев, а также их диапазонов. Также упоминание о том, что сформированность схемы тела является одной из предпосылок развития графомоторных навыков, встречается в трудах таких авторов, как И.Н. Васильева, Л.М. Лапшина, Н.Я. Семаго. Но проблема взаимосвязи схемы тела и графомоторных навыков на данный момент является нераскрытой. Кроме этого не существует целостного подхода к пониманию самого феномена «схемы тела».
Несмотря на большое количество работ посвященных причинам возникновения трудностей при формировании графомоторного навыка у детей младшего дошкольного возраста, основным методом коррекции данных навыков до сих пор является традиционный метод, то есть отработка самого навыка письма.
Анализ коррекционно-развивающих программ направленных на коррекцию графомоторных навыков детей младшего школьного возраста показал, что в большинстве программ отсутствует комплексный подход к проблеме. Зачастую программы направлены на устранение одной, максимум двух причин возникновения затруднений.
Актуальность, недостаточная теоретическая разработанность проблемы, а также ее высокая практическая значимость обусловили выбор темы исследования.
Цель исследования: выявление соотношения уровня графомоторных навыков и степени сформированности схемы тела детей младшего школьного возраста для разработки и апробации программы коррекции графомоторных навыков посредством изменения схемы тела.
Объект исследования: графомоторные навыки детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: психологическая коррекция графомоторных навыков детей младшего дошкольного возраста посредством изменения схемы тела.
Гипотеза: развитие графомоторных навыков связано со становлением сформированной схемы тела - изменение схемы тела будет способствовать улучшению графомоторных навыков детей младшего школьного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования.
1. Рассмотреть основные подходы к пониманию графомоторных навыков и схемы тела в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить роль схемы тела в структуре графомоторных навыков детей младшего школьного возраста.
3. Описать особенности схемы тела и графомоторных навыков детей младшего школьного возраста.
4. Разработать коррекционно-развивающую программу по улучшению графомоторных навыков детей младшего школьного возраста через изменение схемы тела и апробировать ее.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы и методики:
- теоретические: анализ, сопоставление, обобщение психологической и педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: тестирование (методики «Изучение особенностей графомоторных навыков в процессе списывания текста» и «Изучение особенностей графомоторных навыков письма в процессе письма под диктовку», методика «Ориентировки в схеме собственного тела» О.Б. Иншаковой, A.M. Колесниковой; гештальт-тест Л. Бендер; субтест 2 «Зрительно-пространственное восприятие» М. Фростинга; метод определения контрактильного тонуса (тонического сопротивления); метод пальпации); метод наблюдения, проективная рисуночная методика «Автопортрет»;
- методы анализа эмпирических данных: процентный и сравнительный анализ, анализ согласованности с помощью критерия X Пирсона.
Теоретическую основу исследования составили: современные представления о развитии графических навыков в работах М.М. Безруких, А.Н. Корнева, Л.М. Лапшиной, В.А. Левченко и др., рассмотрение навыков как уровневой организации движения в концепции Н.А. Бернштейна, представления о схеме тела П. Шильдера, Ф. Дольто, В.А. Подороги, С.А. Роговой, А.А. Реана и др., представления о развитии схемы тела и навыков письма в младшем школьном возрасте М.М. Безруких, Т.В. Ахутиной, А.Р. Адамовой, Н.Ш. Корашвили и др.
Исследование проводилось на базе одной из общеобразовательных школ города Красноярска. В исследовании приняли участие дети младшего школьного возраста в возрасте от 7 до 10 лет. Всего 38 человек, из них 15 человек из первого класса (10 детей женского пола, 5 детей мужского пола) и 23 человека из четвертого класса (13 детей женского пола, 10 детей мужского пола).
Результаты работы были представлены в статьях:
Схема тела детей старшего школьного возраста с детским церебральным параличом // Феномены и тенденции развития современной психологии, педагогики и менеджмента в образовании: материалы V Всероссийской научно-практической конференции школьников, студентов, молодых ученых, посвященной 110-летию со дня рождения Абрахама Маслоу. Красноярск, 19-20 апреля 2018 г. / Отв. ред. О.В. Груздева. Красноярск, 2018. С. 104-106.
Коррекция графомоторных навыков детей младшего школьного возраста посредством работы со схемой тела // Психология в образовании: материалы Декадника науки института психолого-педагогического образования «Научный портал - 2020» памяти М.Н. Высоцкой и заочной конференции школьников, студентов, молодых ученых «Феномены и тенденции развития современной психологии, педагогики и менеджмента в образовании». Красноярск, 2020. С. 39-42.
Структура выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, библиографического списка, состоящего из 55 источников, и приложений.
Настоящая работа была посвящена проблеме психологической коррекции графомоторных навыков детей младшего школьного возраста посредством изменения схемы тела.
Проведенный теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что формирование навыка письма у детей является залогом успешного обучения в школе. Как вид деятельности письмо включает три основные операции: символическое обозначение звуков речи (фонем); моделирование звуковой структуры слова с помощью символов - букв; графомоторные операции, навыки. Графомоторные навыки, являясь конечным звеном в цепочке операций, могут оказывать влияние и на каллиграфию, и на процесс письма в целом.
Выполнение графомоторных навыков обеспечивается разными уровнями построения движений согласно концепции Н.А. Бернштейна. Формирование этих навыков происходит одновременно с развитием схемы тела и изобразительной деятельности. В работах Л.С. Цветковой, И.Н. Васильевой, Л.М Лапшиной схема тела рассматривается как предпосылка развития графомоторных навыков. Однако проблема их взаимосвязи на данный момент является недостаточно раскрытой.
Схема тела - это конструируемое внутреннее представление, модель тела, выполняющая функции определения границ тела, формирование знаний о нем как о едином целом, восприятие расположения, длин и последовательность звеньев, а также их диапазонов подвижности и степеней свободы. Она отвечает за построение координированных движений при перемещении в пространстве, за поддержание и регулирование позы, формируется на базе кинестетических, тактильных, зрительных, слуховых ощущений во время движений, активной деятельности и является изменчивой системой. Именно такое свойство как изменчивость, предоставляет возможность ее коррекции.
Для выявления уровня графомоторных навыков и схемы тела детей младшего школьного возраста и их соотношения было проведено эмпирическое исследование. Для выявления возрастных изменений графомоторных навыков и схемы тела было проведено сопоставление результатов обучающихся первого и четвертого класса. Анализ результатов показал недостаточный уровень сформированности схемы тела и графомоторных навыков обучающихся начальных классов. При этом было отмечено, что разница между показателя уровней графомоторных навыков и схемы тела обучающихся четвертого класса незначительно выше, чем у обучающихся первого класса. Из этого мы сделали следующие выводы. Вывод первый: формирование у детей графомоторных навыков происходит в первом классе, и развитие их без специальных коррекционных занятий в дальнейшем минимально
Оценка взаимосвязи с помощью критерия Пирсона показал высоко значимую связь: уровень сформированности графомоторных навыков детей младшего школьного возраста положительно связано с уровнем сформированности схемы тела.
Таким образом, схема тела может быть рассмотрена как основание для формирования графомоторных навыков. Для проверки данного утверждения была разработана коррекционно-развивающая программа, направленная на изменение схемы тела. В коррекционно-развивающих занятиях приняли участие обучающиеся с недостаточной степенью сформированности показателей схемы тела и низким и средним уровнем графомоторных навыков.
Повторная диагностика, проведенная после коррекционно¬развивающей работы, показала положительную динамику в развитии как схемы тела, так и графомоторных навыков обучающихся. У обучающихся было отмечено улучшение тонуса кисти и пальцев рук, улучшение мелкой моторики, зрительно-пространственного восприятия, зрительно-моторной координации. Обучающиеся стали лучше ориентировать в схеме собственного тела и в пространственных понятиях по отношению к себе. При этом у обучающихся значительно улучшился уровень графомоторных навыков. После проведения программы дети перестали выходить за поля во время письма, стали лучше ориентироваться на листе, удерживать рабочую строку, уменьшилось количество специфических ошибок, а у некоторых детей было отмечено и улучшение почерка.
Таким образом, улучшение степени показателей схемы тела обучающихся начальных классов повлекло за собой улучшение построения графических движений на уровнях А, B, C и D, что способствовало сформированности графомоторного навыка. В связи с чем, коррекция графомоторных навыков обучающихся начальных классов должна быть направлена не столько на отработку действий, но и на схему тела, которая связанна с построением движений по уровням Н.А Бернштейна.
На основании полученных данных мы можем говорить о том, что поставленные задачи выполнены, гипотеза нашла свое подтверждение.
1. Агрис А.Р., Комардина И.О, Ахутина Т.В. Нейропсихологический подход к анализу графомоторных навыков у младших школьников [Электронный ресурс] // Когнитивные исследования на современном этапе: Материалы Всероссийской конференции с международным участием по когнититвной науке (Архангельск, 19-22 ноября 2018 г.). Электронные текстовые данные. Архангельск: САФУ, 2018. С. 11-14. URL.: https://narfu.ru/upload/medialibrary/ec1/Sbornik-KISE_2018-_isbn_-.pdf(дата обращения 25.05.2020).
2. Адамова А.Р., Корашвили Н.Ш. особенности овладения графической деятельностью учащимися начальной школы // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2017. Т. 11. №1. С. 5-9.
3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. / Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1980. 286 с.
4. Ананьев Б.Г., Торнова А.И. Синестезия и схема тела // Советская невропсихиатрия. Т. 6. М.: Изд-во Наука, 1941. С. 555-562.
5. Артемьева А.В. Развитие мелкой моторики у детей 3-5 лет. М.: ТЦ Сфера, 2016. 64 с.
6. Баженова Л.Б. Рабочая адаптированная образовательная программа логопедической помощи детям с нарушениями письменной речи: алгоритм составления и реализации // Школьный логопед. 2017. № 1 (61). С. 3-9.
7. Барканова О.В. Психодиагностическая работа в младшем школьном и подростковом возрасте: учебное пособие Красноярск: Красноярский гос. пед. ун-т. Им. В.П. Астафьева. 2016. 227 с.
8. Безруких М.М. Обучение первоначальному письму. Методическое пособие к прописям. М.: Просвещение, 2002. 30 с.
9. Безруких М.М., Теребова Н.Н. Зрительное восприятие как интегративная характеристика позновательного развития детей 5-7 лет. М.
Институт возрастной физиологии РАО, 2008. С. 13-26.
10. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Байдина В.А. Диагностика развития детей старшего школьного возраста как способ раннего выявления рисков дезадаптации. М. Институт возрастной физиологии РАО, 2012. С. 145-157.
11. Бернс Р. Что такое «Я-концепция» // Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. С. 30-38.
12. Бернштейн Н.А. О построении движений. М.: Книга по Требованию, 2012. 253 с.
13. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова,
B. П. Зинченко. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. 666 с.
14. Буцыкина Т.П., Вартапетова Г.М. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников // Логопед. 2005. № 3. С. 84-95.
15. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. Минск.: Харвест, 1998. 800 с.
16. Гущинская М.В. Профилактика зрительно-пространственных и регуляторных дисграфических нарушений в процессе первоначального формирования графомоторного навыка письма у учащихся общеобразовательных школ // Специальное образование. 2017. № 4 (48).
C. 83-93.
17. Дольто Ф. Бессознательный образ тела // Ф. Дольто. Собр. соч. В 16 т. Т. 16. М.: ERGO, 2006. 376 с.
18. Дружинина Л.А. Тьюторская деятельность как ресурс формирования графомоторного навыка детей с ОВЗ // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. № 4. С. 227-230.
19. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
144 с.
20. Дунаева З.М. Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития: метод. пособие: Советский, 2006. 144 с.
21. Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников. М.: Просвещение, 1987. 226 с.
22. Илюхина В. А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме // Начальная школа. 1999. № 8. С. 16-24.
23. Иншакова О.Б., Колесникова A.M. Пространственно-временные представления: обследование и формирование у школьников с экспрессивной алалией. Учебно-методическое пособие. М.: В. Секачев, 2006. 80 с.
24. Карманова Л.В., Шебеко В.Н. Физическая культура в старшей группе детского сада. Минск, 1987. 184 с.
25. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М.: Просвещение, 2003. 193 с.
26. Коррекция нарушения зрительного восприятия у слабовидящих // Волокитина Т.В., Зотова А.А., Попова Е.В., Синицкая Е.Ю. детей, уч. метод. пособие.: Архангельск, 2013. 175 с.
27. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. СПб.: МиМ, 1997. 286 с.
28. Кузева О.В. Особенности становления графомоторных навыков и письма у младших школьников [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2017. Том 9. № 2. C. 57-69 URL.: http://psyedu.ru/files/articles/psyedu_ru_2017_2_4961.pdf(дата обращения 35.06.2020).
29. Куницина В.Н. К вопросу формирования образа своего тела у подростков // Вопросы психологии. 1968. № 1. С. 90-99.
30. Лапшина Л.М., Левченко В.А. Формирование графомоторного навыка у детей с умеренной умственной отсталостью: методич. рекомендации. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2014. 50 с.
31. Лови О.В., Белопольский В.И. Зрительно-моторный гештальт-тест Бендер. М.: «Когито-Центр», 2008. 42 с.
32. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. 680 с.
33. Маркелова Е.В. Коррекция графомоторных навыков детей младшего школьного возраста посредством работы со схемой тела // Психология в образовании: материалы Декадника науки института психолого-педагогического образования «Научный портал - 2020» памяти М.П.Высоцкой и заочной конференции школьников, студентов, молодых ученых «Феномены и тенденции развития современной психологии, педагогики и менеджмента в образовании». Красноярск, 2020. С. 39-42.
34. Маркелова Е.В. Схема тела детей старшего школьного возраста с детским церебральным параличом // Феномены и тенденции развития современной психологии, педагогики и менеджмента в образовании: материалы V Всероссийской научно-практической конференции школьников, студентов, молодых ученых, посвященной 110-летию со дня рождения Абрахама Маслоу. Красноярск, 19-20 апреля 2018 г. / Отв. Ред. О.В.Груздева. Красноярск, 2018. С. 104-106.
35. Меграбян А.А. Деперсонализация. Ереван: Армянское гос. изд-во, 1962. 283 с.
36. Подорога В.А. Феноменология тела // Введение в философскую антропологию / Под ред. Т. И. Иванова. М.: Ad Marginem, 1995. С. 9-98.
37. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А. А. Реана. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. 656 с.
38. Развиваем руки, чтоб учиться и писать, и красиво рисовать: Популярное пособие для родителей и педагогов / С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина. Ярославль: Академия развития, 1998. 192 с.
39. Рогова С.А. Система пространственного мышления и возможности ее освоения детьми дошкольного возраста // Психология обучения. 2012. №16. С. 31-39.
40. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: книга для логопедов. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС»: Московский пед. гос. ун-т, 1995. 255 с.
41. Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма: Пособия логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов. М.: АРКТИ, 2005. 400 с.
42. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей. М.: Просвещение, 1982. 208 с.
43. Стребкова Ю.А. Психологические аспекты изучения телесности // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2008. № 1. С. 183-187.
44. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. М.: «Юристъ», 1997. 256 с.
45. Шляхова Н.С., Абдульманова Л.В. Педагогические условия формирования двигательного опыта у детей старшего дошкольного возраста // Сборник материалов ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». М.: ООО Мозаика-Синтез, 2015. № 5. С. 1-7.
46. Ягиджик Н.М. Определение понятия «Графический навык» в научно-методической литературе // Вопросы педагогики. 2019. №. 11-2. С. 281-283.
47. Якунина О.В. Уровень развития общей и мелкой моторики как фактор формирования графомоторных навыков младших школьников // Известия Саратовского университета. Новая сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3. Вып. 2 (10). С. 194-197 .
48. Гогуадзе Т.В. Метод Татьяны Гогуадзе: коррекция почерка с помощью волчка! URL.: https://zen.yandex.ru/media/tatyanagoguadze/metod- tatiany-goguadze-korrekciia-pocherka-s-pomosciu-volchka- 5d21c85ad5299900add2b315(дата обращения 20.12.2019).
49. Новокрицкий И.А. 6-9 месяцев. Ползание на четвереньках.
Обучение ползанию: несгораемая линия развития URL.:
https://www.novokrinitskii.com/blog/obuchenie-polzaniyu(дата обращения 1.02.2020).
50. Петрова С.А. Развитие зрительно-моторной координации (игры и упражнения) URL.: https://dohcolonoc.ru/razvivayushchie-igry/5503-razvitie- zritelno-motornoj-koordinatsii.html(дата обращения 18.01.2020).
51. Birch H.G., Lefford A. Monographs of the Society for Research in Child Development Visual Differentiation // Ntersensory Integration, and Voluntary Motor Control, 1967. Vol. 32. No. 2. P. 1-87.
52. Marian C., Chaiklin H. Her Papers. Columbia: American Dance Therapy Association, 1975. 354 p.
53. Shilder P. The Image and Appearance of the Human Body. L., 1950. 353 p.
54. Ramachandran V.S, Blakeslee S. Phantoms in the Brain: Probing the Mysteries of the Human Mind. Fourth Estate, 1998. 328 p.
55. Cardinali L., Brozzoli C., Luaute J., Roy C A., Farne A. Proprioception is necessary for Body Schema plasticity: Evidence from a deafferented patient // Frontiers in human neuroscience. T. 10. Frontiers, 2016. 272 р.