Введение 3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования 9
1.1. Проблема изучения межличностных отношений в психологии 9
1.2. Формирование межличностных отношений в младшем школьном возрасте 14
1.3. Современное состояние изучения проблемы межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 24
Выводы по первой главе 26
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей межличностных отношений младшего школьного возраста детей с задержкой психического развития 30
2.1. Организация, методы и методики исследования 30
2.2. Особенности межличностных отношений в младшем школьном возрасте 38
Выводы по второй главе 49
Глава 3. Психологическая программа коррекции межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 53
3.1. Научно-методологические подходы к коррекции межличностных
отношений учащихся с задержкой психического развития 53
3.2. Основные направления, формы, методы психологической коррекции межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой
психического развития 56
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 67
Выводы по третьей главе 76
Заключение 78
Список использованных источников 81
Приложение
Актуальность исследования. В настоящее время наблюдается значительное увеличение количества детей с задержкой психического развития (ЗПР). Если в конце прошлого столетия такие дети являлись исключением, их непринято было демонстрировать обществу, то в настоящее время количество дошкольников с диагнозом ЗПР составляет порядка 20% от всего объема школьников.
Задержка психического развития диагностируется у детей, не имеющих отдельных нарушений слуха, зрения, моторики, речи, не имеющих грубых нарушений интеллектуального развития . В мировой психологической, педагогической, медицинской литературе таких детей относят к детям с минимальной дисфункцией мозга, а также к детям с трудностями в обучении. Такая ситуация практикуется и в России, именно поэтому дети с диагнозом ЗПР воспитываются, учатся совместно с нормально развивающимися сверстниками, что поддерживается современной тенденцией к инклюзивному образованию.
Однако дети с задержкой психического развития испытывают стойкие трудности при обучении по общеобразовательным программами, выстраивании межличностных отношений и со сверстниками, и со взрослыми.
Рассмотрение различных подходов к понимаю и к успешному построению межличностных отношений детей с ЗПР мы находим у таких авторов, как: Г.М. Андреева (2003), А.А. Арушанова (1998), А. А. Бодалев (1994), Д. В. Буфетов (2004), Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса, (2006), О. А. Виноградова (2006), Л. С. Выготский (1999), В.В. Давыдов (2008), Н.Н. Ежова (2006), Д. В. Зайцев (2006), Л.Г. Нисканен (2016), А.А. Когут (2012), Я. Л. Коломинский, Е. А Панько (2011), К.С. Лебединская, (2003) и другие. Соответственно, данные авторы составляют теоретико-методологическую базу нашего исследования.
Дети с диагнозом ЗПР могут быть включены в активную общественную жизнь лишь в том случае, если будут активно решаться различные задачи психолого-педагогического развития данной категории детей. Данные задачи должны охватывать различные аспекты социальной жизни, начиная от общегуманистических и заканчивая гражданскими вопросами. Жизненное благополучие младшего школьника с задержкой психического развития, его дальнейшая социализация зависит от его социально-психологической реализации в среде сверстников, тем самым тема нашего исследования является актуальной для изучения. Лишь последовательное и направленное психолого-педагогическое сопровождение данной категории детей способствует развитию навыков межличностных отношений.
Проведя анализ существующей на сегодняшний день ситуации, касающейся сферы формирования и развития межличностных отношений детей младшего школьного возраста с ЗПР, было сформировано противоречие:
- между необходимостью целенаправленного формирования позитивных межличностных отношений у детей с ЗПР и малым количеством психолого-педагогических технологий формирования межличностных отношений для указанной группы детей.
Проблема исследования: психологическая коррекция межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития имеет важное значение, так как оказывает огромное влияние на становление личности ребенка в целом, его дальнейшую деятельность и социализацию. Несмотря на высокую практическую и теоретическую значимость исследования, технологии изучения и коррекции межличностных отношений данного контингента школьников недостаточно изучены и требуют последующей разработки.
Цель исследования: изучить особенности межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития, разработать и апробировать психологическую программу по коррекции межличностных отношений данного контингента школьников и выявить ее эффективность.
Объект исследования: межличностные отношения детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: коррекция межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
В соответствии с поставленной целью предстояло решить следующие задачи исследования:
1. На основании анализа общей и специальной психолого-педагогической и медико-биологической литературы определить современное состояние проблемы исследования.
2. Выявить особенности межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
3. Разработать психологическую программу по коррекции межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития и определить ее эффективность.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что особенностями межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития являются: отставание в развитии аффилиативных потребностей, несформированность навыков коммуникативного взаимодействия и неумение использовать способы коммуникативного сотрудничества.
Методологической основой исследования явились следующие теоретические подходы:
- концепции процесса обучения в современной начальной школе (Н.Ф. Виноградова, В.В.Давыдов, Л.Е. Журова, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин и др.);
исследованиям психологии общения
отношений (А.В. Брушлинский, А.А. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн);
- психолого-педагогическому подходу к развитию и формированию межличностных отношений школьников (Н.А. Березовий, Л.Я. Гозман, А.Т. Куракин, Я.Л. Коломинский, Л.И. Новикова, А.А. Реан, Л.И. Фридман и др.);
- вопросам педагогического взаимодействия в образовательном процессе (Ш.А. Амонашвили, Л.В. Байбородова, А.С. Белкин, В.А. Бухвалов, Г.В. Гатальская, Т.Г. Григорьева, И.А. Зимняя, В.А. Кан-Калик, Е.В. Коротаева, И.И. Рыданова, В.Д. Семенов, В.Н. Соколов и др.);
- психологическим, дидактическим и методическим исследованиям по формированию межличностных отношений детей младшего школьного возраста (Л.И. Божович, В.В. Давыдов, Е.Е. Кравцова, Я.Л. Коломинский, В.Т. Кудрявцев, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман и др.).
Методы исследования были определены в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относится анализ общей и специальной психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, ко вторым - изучение психолого-педагогической документации на ребёнка, беседа, наблюдение, анкетирование учителей; экспериментальные методы - констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент. В процессе исследования использовали количественный и качественный анализ данных.
Нами была разработана и реализована анкета для учителей по выявлению уровня развития межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Организация исследования: экспериментальное исследование осуществлялось на базе КГБОУ «Красноярская школа №7». В исследовании приняли участие 40 учащихся (коррекционных) классов: 20 учащихся в возрасте 8 - 9 лет (2 класс) и 20 учащихся в возрасте 9-10 (3 класс) лет с диагнозом F80 - «Задержка психологического развития». В процессе исследования мы использовали следующие психодиагностические методики:
1. Методика «Фильм-тест» Рене Жиля (2005) [8, с. 280]
2. Социометрическая методика «Два домика» Д.Б. Марцинковской (2000) [23, с. 255]
3. Диагностика социального интеллекта «Картинки» Е. О. Смирновой (2005) [53]
Процесс исследования межличностных отношений осуществлялся в несколько этапов в период с 2020 года по 2022 год.
1. Первый этап - подготовительный (28 сентября 2020-6 ноября 2020) - Сентябрь 2020 - осуществлялся подбор, изучение и анализ психологической, педагогической и специальной литературы по проблеме исследования.
Октябрь 2020 - формулирование проблемы, гипотезы, объекта, предмета, цели и задач экспериментального исследования
2. Второй этап - констатирующий (8 февраля 2021-23 марта 2021) -
Февраль 2021 - изучение анамнеза учащихся, подбор диагностического инструментария.
Март 2021 - выявление особенностей формирования межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития посредством проведения диагностических мероприятий.
Март 2021- анализ результатов исследования.
3. Третий этап - формирующий (14 февраля 2022 - 13 марта 2022) - Февраль 2022 - теоретическое обоснование и разработка психологической программы по коррекции межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Март 2022 - реализация психологической программы.
4. Четвертый этап - контрольный (14 марта 2022 - 29 марта 2022) - обработка результатов формирующего эксперимента и анализ полученных результатов. Проверка эффективности психологической программы по коррекции межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Обобщение и сравнение полученных результатов.
Теоретическая значимость исследования заключается в том. что в рамках данного исследования были проанализированы труды различных исследователей, которые позволили более глубоко исследовать особенности межличностных отношений младших школьников с ЗПР.
Практическая значимость исследования состоит в возможности применения диагностики и коррекционных занятий для выявления и коррекции межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, три главы, заключение, список литературы (в количестве 80 источников). Включает 6 приложений. Работа проиллюстрирована 8 таблицами, 9 гистограммами.
В данной работе проведено исследование проблемы межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Межличностные отношения, дружеское общение, эмоциональные контакты очень значимы для детей, особенно в младшем школьном возрасте. Именно они создают то эмоциональное благополучие ребенка, что, в свою очередь, во многом определяет положительный психологический климат детского коллектива в целом.
Рассмотрение различных подходов к понимаю и к успешному построению межличностных отношений детей с ЗПР мы находим у таких авторов, как: Г.М. Андреева (2003), А.А. Арушанова (1998), А. А. Бодалев (1994), Д. В. Буфетов (2004), Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса, (2006), О. А. Виноградова (2006), Л. С. Выготский (1999), В.В. Давыдов (2008), Н.Н. Ежова (2006), Д. В. Зайцев (2006), Л.Г. Нисканен (2016), А.А. Когут (2012), Я. Л. Коломинский, Е. А Панько (2011), К.С. Лебединская, (2003) и другие.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что специфика межличностных отношений детей с задержкой психического развития, сочетающиеся со сниженной познавательной активностью и особенностями умственной деятельности, препятствуют их благополучной социализации, становлению личности. Сведённые к минимуму межличностные отношения младших школьников с задержкой психического развития не могут создать «продукт межличностных отношений - как образ себя и другого», ребенок не может научиться «быть собой и другим», «смотреть на себя глазами другого».
Исследование межличностных отношений проводились на базе КГБОУ «Красноярская школа №7». В исследовании приняли участие 40 учащихся (коррекционных) классов: 20 учащихся в возрасте 8 - 9 лет (2 класс) и 20 учащихся в возрасте 9-10 (3 класс) лет с диагнозом F80 - «Задержка психологического развития». Исследование проводилось с каждым ребенком индивидуально в форме беседы по картинкам и по вопросам.
Комплектование экспериментальной выборки для проведения эксперимента проводилось на основании следующих критериев:
1. Соответствие возрастных параметров методикам (дети в возрасте 8-9 лет и 9-10 лет)
2. Схожие нарушения в развитии (диагноз F80 - «Задержка
психического развития») по заключению ПМПК;
3. Обучение в параллельных классах (учащиеся 2 «А» и 2 «Б», 3 «А» и 3 «Б» классов).
С целью изучения особенностей самооценки учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития были использованы следующие методики: Методика «Фильм-тест» Рене Жиля (2005) [8, с. 280];
Социометрическая методика «Два домика» Д.Б. Марцинковской (2000) [23, с. 255]; Диагностика социального интеллекта «Картинки» Е. О. Смирновой (2005).
Представленные направления используются для коррекции межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития, помогают в установлении коммуникаций.
Полученные результаты в ходе исследования подтвердили мнение ученых о том, что учащиеся младшего школьного возраста с задержкой психического развития испытывают стойкие трудности при выстраивании межличностных отношений со сверстниками.( Г.М. Андреева (2003), А.А. Арушанова (1998), А. А. Бодалев (1994), Д. В. Буфетов (2004), Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса, (2006), О. А. Виноградова (2006), Л. С. Выготский (1999)). Исходя из этого, мы сделали вывод, что межличностные отношения младших школьников с ЗПР требует особого внимания и современной коррекции.
Основные формы работы с младшими школьниками с задержкой психического развития: групповые занятия, включающие такие методы и методики работы, как игра, психогимнастика, саморегуляция, беседа, изотерапия, сказкотерапия.
При проведении занятий у детей сохранялся стойкий интерес ко всем играм коррекционно-развивающей программы. Во время игр учащиеся проявляли инициативу, уверенность в своих действиях.
Программа рассчитана на 22 занятия, длительностью по 30 мин, по 2 занятия в неделю. Занятия проводились в кабинете психолога.
Структура занятий: каждое занятие психологической программы по коррекции межличностных отношений состояло из трех частей:
1. Вводная часть. Ритуал приветствия - создание атмосферы группового доверия и принятия, раскрепощение участников занятия, развитие внимания.
2. Основная часть - работа с педагогом-психологом по коррекции межличностных отношений детей младшего школьного возраста с ЗПР при помощи психологических средств (дидактических игр, упражнений, заданий).
3. Заключительная часть. Ритуал прощания - рефлексия, подведение итогов занятия, настрой детей на новую встречу.
Оценка эффективности коррекционных воздействий осуществлялась посредством организации и проведения повторной психодиагностики, обработки данных диагностического обследования, заключения о результатах реализованной коррекционной программы с оценкой ее эффективности.
Результаты исследования показали, что у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития межличностные отношения улучшились, уменьшилась агрессивность и возросла любознательность.
Все это доказывает эффективность проведенной работы по коррекции межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений/Г. М. Андреева. — 5-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2003. — 364 с.
2. Арушанова А. Коммуникативное развитие: проблемы и
перспективы: сценарии// Дошкольное воспитание. — 1998. — № 8. — С. 96-107.
3. Айзенберг Б.И. Кузнецова Л.В. Психокоррекционная работа с детьми, имеющими нарушения психического развития // Психотерапия в дефектологии: Книга для учителя / сост. Н.П.Вайзман. М.: Просвещение, 1992. 245 с.
4. Бабкина Н.В. Психологическое сопровождение детей с ЗПР в общеобразовательной школе [Текст]/Н.В. Бабкина// Дефектология. 2006. № 4. С. 38-45.
5. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. Москва: Прогресс, 1986. 421 с.
6. Богомолова Н. Н. Социальная психология массовой коммуникации: учеб. пособие. Москва: Аспект Пресс, 2010. 193 с.
7. Бодалев А. А. О взаимосвязи общения и отношения// Вопросы психологии. — 1994. — № 1. — С. 122-127.
8. Божович Л.А. Возрастные закономерности формирования личности ребенка. Дис. ... д-ра психол. наук. М., 1966.
9. Большой психологический словарь. Под редакцией: Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. и пр. Издательство: Прайм -Еврознак, 2008. - 620 с.
10. Буслаева Е. А. Развитие самооценки младших школьников посредством танцевальной терапии // Молодой ученый. 2018. №25. С. 256¬258.
11. Буфетов Д. В. Роль установки в развитии межличностной компетентности детей с нарушенным психическим развитием // Практическая психология и логопедия. — 2004. — № 1. — С. 63 — 68.
12. Быханова Т.П. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ЗПР в начальной школе // Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы. Материалы II всероссийской (заочной) научно-практической конференции. Под ред. М.В. Сурниной. 2017. С. 102-104.
13. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Развитие ребенка в школьном детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика- Синтез, 2006. — 71 с.
14. Вердербер, Р. Психология общения / Р. Вердербер, К. Вердербер.
- СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК. - 2013. - С. 93-110.
15. Виноградова А.Д. Психолого-педагогическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста. С - П., 1995. 232 с.
16. Виноградова, О. А. Развитие речевого общения школьников с задержкой психического развития // Практическая психология и логопедия.
— 2006. — № 2. — С. 53 — 54.
17. Власова Т.А. Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М., 1973. С.47-56.
18. Выготский Л. С. Педагогическая психология/ Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 536 с.
19. Глухов В.П. Основы специальной педагогики и психологии (курс лекций): учеб. пособие для студ. гуманит. и пед. вузов. Москва: В. Секачев, 2011. 256 с.
20. Давыдов В.В. Требования современного начального обучения к умственному развитию детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 2008. N4. С. 25-26.
21. Детская практическая психология: Учебник / Под ред.проф. Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2000. - 255 с.
22. Джемс У. Психология. Москва: Педагогика,1991. 368 с.
23. Дружинин В. Н. Психология семьи. Москва: 1996. 87 с.
24. Дубровина И.В., Лисина М.И. Возрастные особенности
психического развития детей. Москва: АПН СССР, 1982. 164 с.
25. Ежова Н. Диагностика ценностных ориентаций детей старшего дошкольного возраста// Детский сад от А до Я. — 2006. — № 5. — С. 152¬156.
26. Зайцев, Д. В. Развитие навыков общения у детей с ограниченными интеллектуальными возможностями в семье // Вестник психосоциальной и коррекционно — реабилитационной работы. — 2006. — № 1. — С. 62 — 65.
27. Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития: Учебное пособие; Хрестоматия. Изд. 2-е, испр. и доп. СПб.: Речь, 2007. 168 с.
28. Зимбардо Ф. Формирование самооценки: Самосознание и защитные механизмы личности / под ред. Райгородского Д.Я. Самара: Бахрах, 2000. 656 с.
29. Зинченко, В.П. Миры сознания и структура сознания. Вопросы психологии. 1991. №2. С. 15-34.
30. Зырянова С.И. О социализации детей с особыми образовательными потребностями // Педагогика, 2010. № 6. С. 43 -45.
31. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Г. Нисканен, О.А. Шаграева, Е.В. Родина и др.; Под ред. Л.Г. Нисканен. М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 160 с.
32. Когут А.А. К вопросу диагностики развития коммуникативной деятельности младших школьников [электронный ресурс] // Человек и образование, Выпуск N 4 (33). 2012,URL:http://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-diagnostiki-razvitiya-kommunikativnoy-deyatelnosti-starshih-doshkolnikov#ixzz42KXBV Ojt
33. Колесникова Г.И.: Специальная психология и педагогика. Ростов н/Д: Феникс, 2010. 253 с.
34. Коломинский Я. Л., Панько, Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М., изд-е 2-е доп с ил., 2011. - 320 с.
35. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. Москва: Политиздат. 1984. 335 с.
36. Кочегарова Ю.С. Изучение особенностей эмоциональной сферы у младших школьников с зпр современные научные исследования и инновации. 2015. № 4-5 (48). С. 155-157.
37. Ланге Н.Н. Психология внимания. Хрестоматия по психологии / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 2001. С. 381-394.
38. Лебединская К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития // Психологическое обследование детей дошкольного - младшего школьного возраста : Тексты и методические материалы / ред.-сост. Г.В. Бурменская - Москва : УМК «Психология», 2003. - С. 326-333.
39. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии / И.Ю. Левченко. М.: Образование Плюс, 2006.120 с.
40. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975. 352 с.
41. Наумова, М.Л. Коррекция межличностных отношений детей младшего школьного возраста методами арт-терапии / М.Л. Наумова // Социосфера. - 2013. - № 4-1. - С. 121-128.
42. Некрылова Л.В. Развитие мелкой моторики — залог правильной и красивой речи (консультация для родителей) // Логопед ДОУ. 2013. N4. - С. 21-23.
43. Никишина В. Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов, М.: ВЛАДОС, 2004. — 126 с.
44. Никуленко, Т.Г. Коррекционная педагогика. М.: Феникс, 2006.
382 с.
45. Новикова Е.Ю.Григорюк М.П. Психолого - педагогические характеристики и особенности детей с ЗПР// Теоретико-методологические и практические проблемы развития психологии и педагогики. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2018. С. 110¬112.
46. Основы специальной психологии: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; М.: Издательский центр «Академия», 2002. 480 с.
47. Педагогический энциклопедический словарь/Гл.ред. Бим-Бад Б.М., ред.колл.: Безруких М.М., Болотво В.А., Глебова Л.С. и др. М.: Большая Российская Энциклопедия, 2012. - 340 с.
48. Поляков, С.Д. Психопедагогика воспитания / С. Д. Поляков. - М.: Новая школа, 2012. - 160 с.
49. Репина М. А., Мухина Т. К. Особенности межличностных отношений детей школьного возраста // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 1267-1269.
50. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, Питер, -2018. - 713 с.
51. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2 -х т. / Акад. пед.
наук СССР. - М. : Педагогика, 1989. - (Труды действительных членов и членов-корреспондентов Акад. пед. наук СССР). Т. 1 / [сост. и авт.
коммент.К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский]. 1989. 485 с.
52. Самоукина, Н. В. Проблема психологических функций рефлексии в игровом обучении // Игровое моделирование: Методология и практика [Текст] / Галкина Н. В., Н.В. Самоукина. - Новосибирск : Наука, 1987. - 244 с
53. Свечникова Н.С., Калинина А.А. Особенности межличностных отношений детей с зпр старшего дошкольного возраста [электронный ресурс] - режим доступа:https://3minut.ru/images/PDF/2017/36/osobennosti-mezhlichnostnykh.pdf
54. Сорокин В.М., МамайчукИ.И. Специальная психология. Москва, 2017.
55. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 17-е изд. Учебное пособие. Ростов на Дону: Феникс, 2007. 672 с.
56. Сухомлинский, В. А. Воспитание коллективизма у школьников [Текст] / В. А. Сухомлинский. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1956. - 272 с.
57. Сысуева, Л. В. Развитие самооценки младших школьников в их совместной деятельности [Текст] : автореф. Дис ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Л. В. Сысуева. - М. : 1996. - 16 с.
58. Триггер Р.Д. Психологические особенности детей с задержкой психического развития. Питер, 2008. - 130 с.
59. Тампиева, С. О. Дидактическая игра как средство активизации коммуникативной деятельности младших школьников [Текст] : дис ... канд. пед. наук : 13.00.01 / С. О. Тампиева. - Карачаевск, 2007. - 226 с.
60. Тиханова, И. Г. Способы межличностного взаимодействия детей дошкольного возраста и пути их коррекции [Текст] : дис. ... канд. психол. Наук / И. Г. Тиханова. - М., 2002. - 152 с
61. Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. Балашов: Николаев, 2014. 68с.
62. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ [Электронный ресурс] URL : http ://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140
63. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 6 октября 2009 г. [Электронный ресурс] URL : https://минобрнауки.рф/документы/922.
64. Федюшина И.С. Взаимосвязь развития речи ребенка и его социального окружения // Логопед ДОУ. 2014. №10. С. 25-27.
65. Фельдштейн, Д. И. Социальное развитие в пространстве -времени детства [Текст] / Д. И. Фельдштейн. - М. : Академия, 1997. - 67 с
66. Фельдштейн, Д. И. Человек как созидатель и носитель социального [Текст] / Д. И. Фельдштейн. - М. : Педагогика, 2007.- 65 с
67. Хохликова В. Энциклопедия психологических тестов. Москва: ИНФРА, 2014 г. 323с.
68. Цукерман, Г. А. Виды общения в обучении [Текст] / Г. А. Цукерман. - Томск : Пеленг, 1993. - 268 с.
69. Чамата П.Р. Вопросы самосознания личности в советской психологии. Москва:1960.177 с.
70. Шевандрин, Н. И. Социальная психология в образовании [Текст]: учебное пособие / Н. И. Шевандрин // Концептуальные и прикладные основы социальной психологии - Ч. 1. - М. : Владос, 1995. - 424 с.
71. Шеремет М. К., Базыма Н. В. Особенности коррекционно¬
развивающей работы по развитию коммуникативной функции речи у младших школьников [электронный ресурс] // Специальное образование, Выпуск № XI / том I / 2015, URL: http://cyberleninka.ru/article/n7osobennosti-
korrektsionno-razvivayuschey-raboty-po-razvitiyu-kommunikativnoy-funktsii- rechi-u-starshih-doshkolnikov-s-autizmom#ixzz42HOgdl4C (дата обращения 5.03.17)
72. Шкуричева, Н. А. Формирование межличностных отношений первоклассников как условие успешности их адаптации к школе [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Н. А. Шкуричева. - М., 2006. - 185 с
73. Щур В.Г. Методика изучения представлений ребенка об отношениях к нему других людей // Психология личности: теория и эксперимент. Москва. 1982. 150 с.
74. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб.пособие для студентов высш. учеб. Заведений. 4-е изд., стереотипное. М.: Издательский центр «Аккадемия», 2007. 384 с.
75. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М. : Педагогика, 1989. - 560 с
76. Энциклопедия психологических тестов. - М.: ТЕРРА - Книжный клуб, Т. 2. 2000. - 420 с.
77. Юркшат, К.Ф. Программа психологической коррекции, направленной на оптимизацию системы межличностных отношений младших школьников с проявлениями синдрома дефицита внимания с гиперактивностью / К.Ф. Юркшат // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. - 2014. - № 1. -С. 111-118.
78. Якобсон, С. Г. Взаимоотношения детей в совместной деятельности // Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы воспитания [Текст] : сб. науч. тр. С. Г. Якобсон. - М. : НИИ ОП АПН СССР, 1984. - 41-59 с
79. Якобсон, П. М. Эмоциональная жизнь школьника [Текст] / С. Г. Якобсон. - М. : Просвещение, 1966. - 28 с.
80. Яковлева М. В. Психолого-педагогическая коррекция самооценки младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015.