Психологическая коррекция межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
|
Введение 3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования 9
1.1. Проблема изучения межличностных отношений в психологии 9
1.2. Формирование межличностных отношений в младшем школьном возрасте 14
1.3. Современное состояние изучения проблемы межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 24
Выводы по первой главе 26
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей межличностных отношений младшего школьного возраста детей с задержкой психического развития 30
2.1. Организация, методы и методики исследования 30
2.2. Особенности межличностных отношений в младшем школьном возрасте 38
Выводы по второй главе 49
Глава 3. Психологическая программа коррекции межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 53
3.1. Научно-методологические подходы к коррекции межличностных
отношений учащихся с задержкой психического развития 53
3.2. Основные направления, формы, методы психологической коррекции межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой
психического развития 56
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 67
Выводы по третьей главе 76
Заключение 78
Список использованных источников 81
Приложение
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования 9
1.1. Проблема изучения межличностных отношений в психологии 9
1.2. Формирование межличностных отношений в младшем школьном возрасте 14
1.3. Современное состояние изучения проблемы межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 24
Выводы по первой главе 26
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей межличностных отношений младшего школьного возраста детей с задержкой психического развития 30
2.1. Организация, методы и методики исследования 30
2.2. Особенности межличностных отношений в младшем школьном возрасте 38
Выводы по второй главе 49
Глава 3. Психологическая программа коррекции межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 53
3.1. Научно-методологические подходы к коррекции межличностных
отношений учащихся с задержкой психического развития 53
3.2. Основные направления, формы, методы психологической коррекции межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой
психического развития 56
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 67
Выводы по третьей главе 76
Заключение 78
Список использованных источников 81
Приложение
Актуальность исследования. В настоящее время наблюдается значительное увеличение количества детей с задержкой психического развития (ЗПР). Если в конце прошлого столетия такие дети являлись исключением, их непринято было демонстрировать обществу, то в настоящее время количество дошкольников с диагнозом ЗПР составляет порядка 20% от всего объема школьников.
Задержка психического развития диагностируется у детей, не имеющих отдельных нарушений слуха, зрения, моторики, речи, не имеющих грубых нарушений интеллектуального развития . В мировой психологической, педагогической, медицинской литературе таких детей относят к детям с минимальной дисфункцией мозга, а также к детям с трудностями в обучении. Такая ситуация практикуется и в России, именно поэтому дети с диагнозом ЗПР воспитываются, учатся совместно с нормально развивающимися сверстниками, что поддерживается современной тенденцией к инклюзивному образованию.
Однако дети с задержкой психического развития испытывают стойкие трудности при обучении по общеобразовательным программами, выстраивании межличностных отношений и со сверстниками, и со взрослыми.
Рассмотрение различных подходов к понимаю и к успешному построению межличностных отношений детей с ЗПР мы находим у таких авторов, как: Г.М. Андреева (2003), А.А. Арушанова (1998), А. А. Бодалев (1994), Д. В. Буфетов (2004), Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса, (2006), О. А. Виноградова (2006), Л. С. Выготский (1999), В.В. Давыдов (2008), Н.Н. Ежова (2006), Д. В. Зайцев (2006), Л.Г. Нисканен (2016), А.А. Когут (2012), Я. Л. Коломинский, Е. А Панько (2011), К.С. Лебединская, (2003) и другие. Соответственно, данные авторы составляют теоретико-методологическую базу нашего исследования.
Дети с диагнозом ЗПР могут быть включены в активную общественную жизнь лишь в том случае, если будут активно решаться различные задачи психолого-педагогического развития данной категории детей. Данные задачи должны охватывать различные аспекты социальной жизни, начиная от общегуманистических и заканчивая гражданскими вопросами. Жизненное благополучие младшего школьника с задержкой психического развития, его дальнейшая социализация зависит от его социально-психологической реализации в среде сверстников, тем самым тема нашего исследования является актуальной для изучения. Лишь последовательное и направленное психолого-педагогическое сопровождение данной категории детей способствует развитию навыков межличностных отношений.
Проведя анализ существующей на сегодняшний день ситуации, касающейся сферы формирования и развития межличностных отношений детей младшего школьного возраста с ЗПР, было сформировано противоречие:
- между необходимостью целенаправленного формирования позитивных межличностных отношений у детей с ЗПР и малым количеством психолого-педагогических технологий формирования межличностных отношений для указанной группы детей.
Проблема исследования: психологическая коррекция межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития имеет важное значение, так как оказывает огромное влияние на становление личности ребенка в целом, его дальнейшую деятельность и социализацию. Несмотря на высокую практическую и теоретическую значимость исследования, технологии изучения и коррекции межличностных отношений данного контингента школьников недостаточно изучены и требуют последующей разработки.
Цель исследования: изучить особенности межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития, разработать и апробировать психологическую программу по коррекции межличностных отношений данного контингента школьников и выявить ее эффективность.
Объект исследования: межличностные отношения детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: коррекция межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
В соответствии с поставленной целью предстояло решить следующие задачи исследования:
1. На основании анализа общей и специальной психолого-педагогической и медико-биологической литературы определить современное состояние проблемы исследования.
2. Выявить особенности межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
3. Разработать психологическую программу по коррекции межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития и определить ее эффективность.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что особенностями межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития являются: отставание в развитии аффилиативных потребностей, несформированность навыков коммуникативного взаимодействия и неумение использовать способы коммуникативного сотрудничества.
Методологической основой исследования явились следующие теоретические подходы:
- концепции процесса обучения в современной начальной школе (Н.Ф. Виноградова, В.В.Давыдов, Л.Е. Журова, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин и др.);
исследованиям психологии общения
отношений (А.В. Брушлинский, А.А. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн);
- психолого-педагогическому подходу к развитию и формированию межличностных отношений школьников (Н.А. Березовий, Л.Я. Гозман, А.Т. Куракин, Я.Л. Коломинский, Л.И. Новикова, А.А. Реан, Л.И. Фридман и др.);
- вопросам педагогического взаимодействия в образовательном процессе (Ш.А. Амонашвили, Л.В. Байбородова, А.С. Белкин, В.А. Бухвалов, Г.В. Гатальская, Т.Г. Григорьева, И.А. Зимняя, В.А. Кан-Калик, Е.В. Коротаева, И.И. Рыданова, В.Д. Семенов, В.Н. Соколов и др.);
- психологическим, дидактическим и методическим исследованиям по формированию межличностных отношений детей младшего школьного возраста (Л.И. Божович, В.В. Давыдов, Е.Е. Кравцова, Я.Л. Коломинский, В.Т. Кудрявцев, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман и др.).
Методы исследования были определены в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относится анализ общей и специальной психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, ко вторым - изучение психолого-педагогической документации на ребёнка, беседа, наблюдение, анкетирование учителей; экспериментальные методы - констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент. В процессе исследования использовали количественный и качественный анализ данных.
Нами была разработана и реализована анкета для учителей по выявлению уровня развития межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Организация исследования: экспериментальное исследование осуществлялось на базе КГБОУ «Красноярская школа №7». В исследовании приняли участие 40 учащихся (коррекционных) классов: 20 учащихся в возрасте 8 - 9 лет (2 класс) и 20 учащихся в возрасте 9-10 (3 класс) лет с диагнозом F80 - «Задержка психологического развития». В процессе исследования мы использовали следующие психодиагностические методики:
1. Методика «Фильм-тест» Рене Жиля (2005) [8, с. 280]
2. Социометрическая методика «Два домика» Д.Б. Марцинковской (2000) [23, с. 255]
3. Диагностика социального интеллекта «Картинки» Е. О. Смирновой (2005) [53]
Процесс исследования межличностных отношений осуществлялся в несколько этапов в период с 2020 года по 2022 год.
1. Первый этап - подготовительный (28 сентября 2020-6 ноября 2020) - Сентябрь 2020 - осуществлялся подбор, изучение и анализ психологической, педагогической и специальной литературы по проблеме исследования.
Октябрь 2020 - формулирование проблемы, гипотезы, объекта, предмета, цели и задач экспериментального исследования
2. Второй этап - констатирующий (8 февраля 2021-23 марта 2021) -
Февраль 2021 - изучение анамнеза учащихся, подбор диагностического инструментария.
Март 2021 - выявление особенностей формирования межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития посредством проведения диагностических мероприятий.
Март 2021- анализ результатов исследования.
3. Третий этап - формирующий (14 февраля 2022 - 13 марта 2022) - Февраль 2022 - теоретическое обоснование и разработка психологической программы по коррекции межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Март 2022 - реализация психологической программы.
4. Четвертый этап - контрольный (14 марта 2022 - 29 марта 2022) - обработка результатов формирующего эксперимента и анализ полученных результатов. Проверка эффективности психологической программы по коррекции межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Обобщение и сравнение полученных результатов.
Теоретическая значимость исследования заключается в том. что в рамках данного исследования были проанализированы труды различных исследователей, которые позволили более глубоко исследовать особенности межличностных отношений младших школьников с ЗПР.
Практическая значимость исследования состоит в возможности применения диагностики и коррекционных занятий для выявления и коррекции межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, три главы, заключение, список литературы (в количестве 80 источников). Включает 6 приложений. Работа проиллюстрирована 8 таблицами, 9 гистограммами.
Задержка психического развития диагностируется у детей, не имеющих отдельных нарушений слуха, зрения, моторики, речи, не имеющих грубых нарушений интеллектуального развития . В мировой психологической, педагогической, медицинской литературе таких детей относят к детям с минимальной дисфункцией мозга, а также к детям с трудностями в обучении. Такая ситуация практикуется и в России, именно поэтому дети с диагнозом ЗПР воспитываются, учатся совместно с нормально развивающимися сверстниками, что поддерживается современной тенденцией к инклюзивному образованию.
Однако дети с задержкой психического развития испытывают стойкие трудности при обучении по общеобразовательным программами, выстраивании межличностных отношений и со сверстниками, и со взрослыми.
Рассмотрение различных подходов к понимаю и к успешному построению межличностных отношений детей с ЗПР мы находим у таких авторов, как: Г.М. Андреева (2003), А.А. Арушанова (1998), А. А. Бодалев (1994), Д. В. Буфетов (2004), Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса, (2006), О. А. Виноградова (2006), Л. С. Выготский (1999), В.В. Давыдов (2008), Н.Н. Ежова (2006), Д. В. Зайцев (2006), Л.Г. Нисканен (2016), А.А. Когут (2012), Я. Л. Коломинский, Е. А Панько (2011), К.С. Лебединская, (2003) и другие. Соответственно, данные авторы составляют теоретико-методологическую базу нашего исследования.
Дети с диагнозом ЗПР могут быть включены в активную общественную жизнь лишь в том случае, если будут активно решаться различные задачи психолого-педагогического развития данной категории детей. Данные задачи должны охватывать различные аспекты социальной жизни, начиная от общегуманистических и заканчивая гражданскими вопросами. Жизненное благополучие младшего школьника с задержкой психического развития, его дальнейшая социализация зависит от его социально-психологической реализации в среде сверстников, тем самым тема нашего исследования является актуальной для изучения. Лишь последовательное и направленное психолого-педагогическое сопровождение данной категории детей способствует развитию навыков межличностных отношений.
Проведя анализ существующей на сегодняшний день ситуации, касающейся сферы формирования и развития межличностных отношений детей младшего школьного возраста с ЗПР, было сформировано противоречие:
- между необходимостью целенаправленного формирования позитивных межличностных отношений у детей с ЗПР и малым количеством психолого-педагогических технологий формирования межличностных отношений для указанной группы детей.
Проблема исследования: психологическая коррекция межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития имеет важное значение, так как оказывает огромное влияние на становление личности ребенка в целом, его дальнейшую деятельность и социализацию. Несмотря на высокую практическую и теоретическую значимость исследования, технологии изучения и коррекции межличностных отношений данного контингента школьников недостаточно изучены и требуют последующей разработки.
Цель исследования: изучить особенности межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития, разработать и апробировать психологическую программу по коррекции межличностных отношений данного контингента школьников и выявить ее эффективность.
Объект исследования: межличностные отношения детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: коррекция межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
В соответствии с поставленной целью предстояло решить следующие задачи исследования:
1. На основании анализа общей и специальной психолого-педагогической и медико-биологической литературы определить современное состояние проблемы исследования.
2. Выявить особенности межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
3. Разработать психологическую программу по коррекции межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития и определить ее эффективность.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что особенностями межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития являются: отставание в развитии аффилиативных потребностей, несформированность навыков коммуникативного взаимодействия и неумение использовать способы коммуникативного сотрудничества.
Методологической основой исследования явились следующие теоретические подходы:
- концепции процесса обучения в современной начальной школе (Н.Ф. Виноградова, В.В.Давыдов, Л.Е. Журова, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин и др.);
исследованиям психологии общения
отношений (А.В. Брушлинский, А.А. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн);
- психолого-педагогическому подходу к развитию и формированию межличностных отношений школьников (Н.А. Березовий, Л.Я. Гозман, А.Т. Куракин, Я.Л. Коломинский, Л.И. Новикова, А.А. Реан, Л.И. Фридман и др.);
- вопросам педагогического взаимодействия в образовательном процессе (Ш.А. Амонашвили, Л.В. Байбородова, А.С. Белкин, В.А. Бухвалов, Г.В. Гатальская, Т.Г. Григорьева, И.А. Зимняя, В.А. Кан-Калик, Е.В. Коротаева, И.И. Рыданова, В.Д. Семенов, В.Н. Соколов и др.);
- психологическим, дидактическим и методическим исследованиям по формированию межличностных отношений детей младшего школьного возраста (Л.И. Божович, В.В. Давыдов, Е.Е. Кравцова, Я.Л. Коломинский, В.Т. Кудрявцев, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман и др.).
Методы исследования были определены в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относится анализ общей и специальной психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, ко вторым - изучение психолого-педагогической документации на ребёнка, беседа, наблюдение, анкетирование учителей; экспериментальные методы - констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент. В процессе исследования использовали количественный и качественный анализ данных.
Нами была разработана и реализована анкета для учителей по выявлению уровня развития межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Организация исследования: экспериментальное исследование осуществлялось на базе КГБОУ «Красноярская школа №7». В исследовании приняли участие 40 учащихся (коррекционных) классов: 20 учащихся в возрасте 8 - 9 лет (2 класс) и 20 учащихся в возрасте 9-10 (3 класс) лет с диагнозом F80 - «Задержка психологического развития». В процессе исследования мы использовали следующие психодиагностические методики:
1. Методика «Фильм-тест» Рене Жиля (2005) [8, с. 280]
2. Социометрическая методика «Два домика» Д.Б. Марцинковской (2000) [23, с. 255]
3. Диагностика социального интеллекта «Картинки» Е. О. Смирновой (2005) [53]
Процесс исследования межличностных отношений осуществлялся в несколько этапов в период с 2020 года по 2022 год.
1. Первый этап - подготовительный (28 сентября 2020-6 ноября 2020) - Сентябрь 2020 - осуществлялся подбор, изучение и анализ психологической, педагогической и специальной литературы по проблеме исследования.
Октябрь 2020 - формулирование проблемы, гипотезы, объекта, предмета, цели и задач экспериментального исследования
2. Второй этап - констатирующий (8 февраля 2021-23 марта 2021) -
Февраль 2021 - изучение анамнеза учащихся, подбор диагностического инструментария.
Март 2021 - выявление особенностей формирования межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития посредством проведения диагностических мероприятий.
Март 2021- анализ результатов исследования.
3. Третий этап - формирующий (14 февраля 2022 - 13 марта 2022) - Февраль 2022 - теоретическое обоснование и разработка психологической программы по коррекции межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Март 2022 - реализация психологической программы.
4. Четвертый этап - контрольный (14 марта 2022 - 29 марта 2022) - обработка результатов формирующего эксперимента и анализ полученных результатов. Проверка эффективности психологической программы по коррекции межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Обобщение и сравнение полученных результатов.
Теоретическая значимость исследования заключается в том. что в рамках данного исследования были проанализированы труды различных исследователей, которые позволили более глубоко исследовать особенности межличностных отношений младших школьников с ЗПР.
Практическая значимость исследования состоит в возможности применения диагностики и коррекционных занятий для выявления и коррекции межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, три главы, заключение, список литературы (в количестве 80 источников). Включает 6 приложений. Работа проиллюстрирована 8 таблицами, 9 гистограммами.
В данной работе проведено исследование проблемы межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Межличностные отношения, дружеское общение, эмоциональные контакты очень значимы для детей, особенно в младшем школьном возрасте. Именно они создают то эмоциональное благополучие ребенка, что, в свою очередь, во многом определяет положительный психологический климат детского коллектива в целом.
Рассмотрение различных подходов к понимаю и к успешному построению межличностных отношений детей с ЗПР мы находим у таких авторов, как: Г.М. Андреева (2003), А.А. Арушанова (1998), А. А. Бодалев (1994), Д. В. Буфетов (2004), Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса, (2006), О. А. Виноградова (2006), Л. С. Выготский (1999), В.В. Давыдов (2008), Н.Н. Ежова (2006), Д. В. Зайцев (2006), Л.Г. Нисканен (2016), А.А. Когут (2012), Я. Л. Коломинский, Е. А Панько (2011), К.С. Лебединская, (2003) и другие.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что специфика межличностных отношений детей с задержкой психического развития, сочетающиеся со сниженной познавательной активностью и особенностями умственной деятельности, препятствуют их благополучной социализации, становлению личности. Сведённые к минимуму межличностные отношения младших школьников с задержкой психического развития не могут создать «продукт межличностных отношений - как образ себя и другого», ребенок не может научиться «быть собой и другим», «смотреть на себя глазами другого».
Исследование межличностных отношений проводились на базе КГБОУ «Красноярская школа №7». В исследовании приняли участие 40 учащихся (коррекционных) классов: 20 учащихся в возрасте 8 - 9 лет (2 класс) и 20 учащихся в возрасте 9-10 (3 класс) лет с диагнозом F80 - «Задержка психологического развития». Исследование проводилось с каждым ребенком индивидуально в форме беседы по картинкам и по вопросам.
Комплектование экспериментальной выборки для проведения эксперимента проводилось на основании следующих критериев:
1. Соответствие возрастных параметров методикам (дети в возрасте 8-9 лет и 9-10 лет)
2. Схожие нарушения в развитии (диагноз F80 - «Задержка
психического развития») по заключению ПМПК;
3. Обучение в параллельных классах (учащиеся 2 «А» и 2 «Б», 3 «А» и 3 «Б» классов).
С целью изучения особенностей самооценки учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития были использованы следующие методики: Методика «Фильм-тест» Рене Жиля (2005) [8, с. 280];
Социометрическая методика «Два домика» Д.Б. Марцинковской (2000) [23, с. 255]; Диагностика социального интеллекта «Картинки» Е. О. Смирновой (2005).
Представленные направления используются для коррекции межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития, помогают в установлении коммуникаций.
Полученные результаты в ходе исследования подтвердили мнение ученых о том, что учащиеся младшего школьного возраста с задержкой психического развития испытывают стойкие трудности при выстраивании межличностных отношений со сверстниками.( Г.М. Андреева (2003), А.А. Арушанова (1998), А. А. Бодалев (1994), Д. В. Буфетов (2004), Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса, (2006), О. А. Виноградова (2006), Л. С. Выготский (1999)). Исходя из этого, мы сделали вывод, что межличностные отношения младших школьников с ЗПР требует особого внимания и современной коррекции.
Основные формы работы с младшими школьниками с задержкой психического развития: групповые занятия, включающие такие методы и методики работы, как игра, психогимнастика, саморегуляция, беседа, изотерапия, сказкотерапия.
При проведении занятий у детей сохранялся стойкий интерес ко всем играм коррекционно-развивающей программы. Во время игр учащиеся проявляли инициативу, уверенность в своих действиях.
Программа рассчитана на 22 занятия, длительностью по 30 мин, по 2 занятия в неделю. Занятия проводились в кабинете психолога.
Структура занятий: каждое занятие психологической программы по коррекции межличностных отношений состояло из трех частей:
1. Вводная часть. Ритуал приветствия - создание атмосферы группового доверия и принятия, раскрепощение участников занятия, развитие внимания.
2. Основная часть - работа с педагогом-психологом по коррекции межличностных отношений детей младшего школьного возраста с ЗПР при помощи психологических средств (дидактических игр, упражнений, заданий).
3. Заключительная часть. Ритуал прощания - рефлексия, подведение итогов занятия, настрой детей на новую встречу.
Оценка эффективности коррекционных воздействий осуществлялась посредством организации и проведения повторной психодиагностики, обработки данных диагностического обследования, заключения о результатах реализованной коррекционной программы с оценкой ее эффективности.
Результаты исследования показали, что у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития межличностные отношения улучшились, уменьшилась агрессивность и возросла любознательность.
Все это доказывает эффективность проведенной работы по коррекции межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Рассмотрение различных подходов к понимаю и к успешному построению межличностных отношений детей с ЗПР мы находим у таких авторов, как: Г.М. Андреева (2003), А.А. Арушанова (1998), А. А. Бодалев (1994), Д. В. Буфетов (2004), Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса, (2006), О. А. Виноградова (2006), Л. С. Выготский (1999), В.В. Давыдов (2008), Н.Н. Ежова (2006), Д. В. Зайцев (2006), Л.Г. Нисканен (2016), А.А. Когут (2012), Я. Л. Коломинский, Е. А Панько (2011), К.С. Лебединская, (2003) и другие.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что специфика межличностных отношений детей с задержкой психического развития, сочетающиеся со сниженной познавательной активностью и особенностями умственной деятельности, препятствуют их благополучной социализации, становлению личности. Сведённые к минимуму межличностные отношения младших школьников с задержкой психического развития не могут создать «продукт межличностных отношений - как образ себя и другого», ребенок не может научиться «быть собой и другим», «смотреть на себя глазами другого».
Исследование межличностных отношений проводились на базе КГБОУ «Красноярская школа №7». В исследовании приняли участие 40 учащихся (коррекционных) классов: 20 учащихся в возрасте 8 - 9 лет (2 класс) и 20 учащихся в возрасте 9-10 (3 класс) лет с диагнозом F80 - «Задержка психологического развития». Исследование проводилось с каждым ребенком индивидуально в форме беседы по картинкам и по вопросам.
Комплектование экспериментальной выборки для проведения эксперимента проводилось на основании следующих критериев:
1. Соответствие возрастных параметров методикам (дети в возрасте 8-9 лет и 9-10 лет)
2. Схожие нарушения в развитии (диагноз F80 - «Задержка
психического развития») по заключению ПМПК;
3. Обучение в параллельных классах (учащиеся 2 «А» и 2 «Б», 3 «А» и 3 «Б» классов).
С целью изучения особенностей самооценки учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития были использованы следующие методики: Методика «Фильм-тест» Рене Жиля (2005) [8, с. 280];
Социометрическая методика «Два домика» Д.Б. Марцинковской (2000) [23, с. 255]; Диагностика социального интеллекта «Картинки» Е. О. Смирновой (2005).
Представленные направления используются для коррекции межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития, помогают в установлении коммуникаций.
Полученные результаты в ходе исследования подтвердили мнение ученых о том, что учащиеся младшего школьного возраста с задержкой психического развития испытывают стойкие трудности при выстраивании межличностных отношений со сверстниками.( Г.М. Андреева (2003), А.А. Арушанова (1998), А. А. Бодалев (1994), Д. В. Буфетов (2004), Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса, (2006), О. А. Виноградова (2006), Л. С. Выготский (1999)). Исходя из этого, мы сделали вывод, что межличностные отношения младших школьников с ЗПР требует особого внимания и современной коррекции.
Основные формы работы с младшими школьниками с задержкой психического развития: групповые занятия, включающие такие методы и методики работы, как игра, психогимнастика, саморегуляция, беседа, изотерапия, сказкотерапия.
При проведении занятий у детей сохранялся стойкий интерес ко всем играм коррекционно-развивающей программы. Во время игр учащиеся проявляли инициативу, уверенность в своих действиях.
Программа рассчитана на 22 занятия, длительностью по 30 мин, по 2 занятия в неделю. Занятия проводились в кабинете психолога.
Структура занятий: каждое занятие психологической программы по коррекции межличностных отношений состояло из трех частей:
1. Вводная часть. Ритуал приветствия - создание атмосферы группового доверия и принятия, раскрепощение участников занятия, развитие внимания.
2. Основная часть - работа с педагогом-психологом по коррекции межличностных отношений детей младшего школьного возраста с ЗПР при помощи психологических средств (дидактических игр, упражнений, заданий).
3. Заключительная часть. Ритуал прощания - рефлексия, подведение итогов занятия, настрой детей на новую встречу.
Оценка эффективности коррекционных воздействий осуществлялась посредством организации и проведения повторной психодиагностики, обработки данных диагностического обследования, заключения о результатах реализованной коррекционной программы с оценкой ее эффективности.
Результаты исследования показали, что у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития межличностные отношения улучшились, уменьшилась агрессивность и возросла любознательность.
Все это доказывает эффективность проведенной работы по коррекции межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Подобные работы
- Психологическая программа коррекции межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2022 - Программа психологической коррекции межличностных отношений
детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - Психологическая коррекция межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2023 - Изучение и развитие межличностных отношений детей младшего
школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Психологическая коррекция агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2023 - Психологическая программа коррекции агрессии детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2024 - Психологическая коррекция эмоциональных состояний учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2022 - Совершенствование адекватности самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в работе специального психолога
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Психологическая программа коррекции эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2022



