Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проявления дисграфии на основе нарушения дифференциации фонем у обучающихся 2-х классов с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Работа №156145

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы74
Год сдачи2015
Стоимость4320 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава I. Анализ литературных источников по проблеме исследования.
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 7
1.2. Психофизиологические механизмы и психологические операции
процесса письма 14
1.3. Классификации дисграфий 18
1.4. Обзор методик логопедической работы по устранению дисграфии на
основе нарушения дифференциации фонем 25
Глава II. Констатирующий эксперимент и его анализ.
2.1. Организация и методики констатирующего эксперимента 32
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 38
2.3. Методические рекомендации по преодолению дисграфии на основе
нарушения дифференциации фонем у обучающихся 2-х классов с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 45
Заключение 60
Список литературы 62
Приложение

Актуальность исследования. Анализ современных статистических данных свидетельствует о постоянном увеличении количества детей, испытывающих трудности в усвоении письма и чтения. По данным М. Е. Хватцева (1950 г.), число учащихся с дисграфией в массовых школах г. Ленинграда составляло около 6 %. И. Н. Садовникова (1976 г.) выявляет уже до 11 % детей с нормальным интеллектом, но страдающих дисграфией.
Изучение состояния письма в массовых школах М. С. Грушевской (1982 г.) позволило выявить около 12,9 % детей с дисграфией среди учащихся младших классов. Статистические исследования Л.Г. Парамоновой (2000 г.), направленные на изучение распространенности дисграфии в общеобразовательной школе, показали, что в обычных школах число детей с дисграфией составило 37 %, а в гимназиях - 20 %. Д.М. Гесслер (2010 г.) выявил, что 67 % детей с дисграфией нуждаются в логопедической помощи.
Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и у детей, страдающих недоразвитием фонематического слуха, есть большой риск появления дисграфии и дислексии. В структуре дисграфии - частое и сложное проявление это нарушение фонематического восприятия. Соответственно, своевременно не скоррегированные дефекты восприятия и произношения фонем могут привести к более сложным речевым нарушениям, таким как дисграфия, дислексия.
У детей младшего школьного возраста ведущей является учебная деятельность, а в подростковом возрасте функции ведущей деятельности выполняет эмоционально-личностное общение со сверстниками. Нарушения чтения и письма характеризуются тем, что ни один из вышеперечисленных видов деятельности не формируется своевременно и полноценно. Дисграфия, дислексия отражаются не только на успешности обучения в школе, но и на социализации ребенка, его личностных особенностях, особенностях 2
поведения. Ребенок может компенсировать свою неуспешность в учебной деятельности поведенческими реакциями, которые затрудняют общение, взаимодействие с окружающими.
Письмо, являясь сложной функциональной системой, включает в свою структуру множество других базовых компонентов, недоразвитие или нарушение которых так же может приводить к дисграфии. Выдвигаемые предположения находят подтверждение во многолетних свидетельствах теоретиков и практиков, указывающих, что коррекционные методики, ориентированные на преодоление у детей со специфическими нарушениями письма исключительно речевых нарушений и несформированности фонемного анализа и синтеза, не во всех случаях бывают эффективными (Г.М. Богомазов, О.А. Величенкова, Е.О. Голикова, А.Н. Корнев, Е.М. Моисеенко, Л.Г. Парамонова)
Наряду с достаточным количеством исследовательского материала о процессе речевого развития детей, данных о формировании фонематического анализа и синтеза под влиянием школьного обучения оказалось недостаточно. Специалистам по-прежнему неизвестны специфические закономерности развития речи современных младших школьников с нормальным и нарушенным речевым онтогенезом и их влияние на появление у учащихся начальных классов дисграфии, имеющей разнообразную динамику.
Обнаруженное противоречие между необходимостью проведения научно-обоснованной коррекционной работы со значительной частью младших школьников с нарушениями фонематического восприятия, и недостаточностью научных представлений и методических рекомендаций для её реализации определили актуальность нашей работы.
Проблема исследования: заключается в ответе на вопрос, каковы специфические проявления дисграфии у обучающихся 2-х классов с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Цель: выявить особенности и уровень сформированное™ навыков письма у обучающихся 2-х классов с фонетико-фонематическим недоразвитием.
В соответствии с целью исследования нами сформулированы задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую, логопедическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровень сформированности навыков письма, дифференциации фонем и звукопроизношения у обучающихся 2-х классов с ФФНР.
3. Составить методические рекомендации по развитию письменной речи, устранению дисграфических ошибок у обучающихся 2-х классов с ФФНР.
Объект исследования: письменная речь у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Предмет исследования: проявление дисграфии у обучающихся 2-х классов с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что у обучающихся 2-х классов с фонетико-фонематическим недоразвитием особенности письменной речи - это дисграфия на основе нарушения дифференциации фонем, которая проявляется в стойких ошибках на дифференциацию звуков, сходных по звучанию и артикуляции. Выявленные особенности помогут нам составить дифференциальные методические рекомендации по устранению или снижению дисграфических ошибок у обучающихся 2-х классов с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Методы исследования:
Теоретический метод - анализ специальной литературы по проблеме исследования;
Экспериментальный метод - проведение констатирующего эксперимента;
Количественный и качественный анализ полученных данных.
Методологической и теоретической основой исследования явились положения А.Р. Лурии о психофизиологических механизмах письма; Р.И. Лалаевой о классификации дисграфий, в основе которой лежит несформированность определенных операций процесса письма; В.А. Ковшикова, И.Н. Садовниковой, И.Н. Ефименковой, Г.Г. Мисаренко, А.Н. Корнева, предлагающих различные методики коррекционной работы по устранению дисграфий.
Практическая база исследования: констатирующий эксперимент был проведен на базе МБОУ СОШ № 82 г. Красноярска. В эксперименте
принимало участие 20 обучающихся 2-х классов, из которых были сформированы 2 группы: контрольная (10 человек, с нормальным уровнем речевого развития) и экспериментальная (10 человек с недостатками чтения и письма, обусловленными ФФНР).
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап (сентябрь - ноябрь 2014 г.) - был посвящен изучению и анализу литературы по проблеме исследования, что позволило определить цель, предмет, объект, задачи, гипотезу исследования.
Второй этап (декабрь - февраль) - реализация констатирующего эксперимента.
Третий этап (март - май 2015 г.) - количественная и качественная обработка данных эксперимента, оформление результатов, формулировка выводов, заключений, составление методических рекомендаций.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что её результаты позволяют расширить имеющиеся представления об особенностях навыков письма у обучающихся 2-х классов общеобразовательной школы, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие.
Практическая значимость исследования заключается в составлении методических рекомендаций, направленных на устранение или снижение дисграфических ошибок, что позволит повысить эффективность логопедической работы проводимой с детьми.
Структура работы: оформлена в стандартном виде, включает 2 главы, приложение, три гистограммы, копии письменных работ испытуемых.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема исследования нарушений фонематического восприятия и, как следствие, развитие дисграфии, в современной школе становится очень острой.
По данным Ю. В. Микадзе, 2002 г., число неуспевающих школьников, в категорию которых попадают и дети с дисграфией составляет от 15% до 40% всех учащихся начальных классов. Необходимого уровня готовности к школьному обучению достигают к шестилетнему возрасту менее 50% детей[37].
Теоретический анализ литературных источников показал следующее: письмо в норме представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. Незрелость или недостаточное функционирование отдельных участков мозга могут приводить к несформированности операций письма, а также к недоразвитию фонематического восприятия, а это, в свою очередь, вызывает специфические трудности в формировании и овладении процессом письма.
Фонематическое восприятие развивается в процессе онтогенеза поэтапно и к школьному возрасту должно быть сформировано. Вовремя сформированное фонематическое восприятие, в свою очередь, предупреждает возможное появление вторичных речевых дефектов, снижая при этом вероятность возникновения дисграфии на основе нарушения дифференциации фонем.
В случае возникновения дисграфии на основе нарушения дифференциации фонем с помощью специально организованной и систематической логопедической работы можно преодолеть недостатки письменной речи и фонематического восприятия.
Целью нашего исследования явилось выявление особенностей и уровня сформированности письменной речи у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Анализ полученных результатов показал, что учащиеся 2-х классов с ФФНР имеют средний или низкий уровень сформированности навыков письма. А также, существуют особенности сформированности письменной речи у учащихся 2-х классов с ФФНР. Мы выявили, что у 90 % детей проявляются стойкие ошибки на дифференциацию звуков и букв по твердости/мягкости; многочисленные ошибки на дифференциацию звуков и букв по звонкости/глухости; ошибки на дифференциацию аффрикат и их компонентов. А у 10 % детей выявилась артикуляторно-акустическая дисграфия, проявляющаяся в заменах и смешениях шипящих/свистящих звуков в письменной и устной речи.
На основе полученных данных и результатов анализа теоретических источников нами были разработаны методические рекомендации по устранению дисграфии для каждой группы детей. Представленные методические рекомендации включают в себя комплекс игр, упражнений и заданий, которые можно использовать на различных этапах коррекционного воздействия. Методические рекомендации составлены с учетом основных логопедических принципов, построены с учетом структуры дефекта, индивидуальных и возрастных особенностей, системности и последовательности в подаче материала. Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены, гипотеза нашла свое подтверждение.



1. Азова О.И. Особенности овладения орфографией младшими школьниками с общим недоразвитием речи / О.И. Азова. Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы. — М.: Издательство МСГИ, 2004.-С. 14-20.
2. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. М.: АСТ: Астрель, 2007. - 331 с.
3. Ахутина Т.В, Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. - СПб.: Питер, 2008 г.
4. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения:
Индивидуально ориентированный подход / Т.В. Ахутина // Школа здоровья. 2000. - №2. - С. 21 - 28.
5. Базжина Т.В. Психолингвистический анализ некоторых этапов доречевого развития /Т.В. Базживина // Становление и усвоение языка ребенком: Сб. научн. тр. - М.: Изд-во МГУ, 1986. -С.6-20.
6. Барылкина Л.П., Матраева И.П., Обухова Л.А. Эти трудные согласные: Как помочь ребенку с нарушениями процесса письма и чтения: Пособие для учителей, логопедов и родителей.-М.: 2005. - 115 с.
7. Беляков А.В. К вопросу о речевом дизонтогенезе / А.В. Беляков, Н.Н. Волоскова // Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. Монографический сборник. М.: «Прометей», МИГУ, 2005. - С. 11 -18.
8. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения знаний в школе / Д.Н. Богоявленский, Н.А. Менчинская. - М.: Изд-во АПН, 1959. 35с.
9. Варенцова Н.С. Колесникова Е.М. Развитие фонематического слуха. Начальная школа, 2004.- №6,- с.48-50.
10. Величенкова О.А. Анализ специфических ошибок письма младших школьников. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция - М.: МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2001-С. 45-51.
11. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
12. Герасимова А.С., Жукова О.С., Кузнецова В.Г. Логопедическая энциклопедия дошкольника. М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп»., 2006.¬606 с.
13. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: Метод, пособие / О.Е. Грибова. — М.: Айрис-пресс, 2007. — 96с.
14. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 2001 г.
15. Иншакова О.Б. Дисграфии и фактор семейного левшества. Расстройства речи. Клинические проявления и методы коррекции. СПб.: НИИ уха, горла, носа и речи, 1994. - С. 95-100.
16. Ишимова О. А. Распространённость предрасположенности к дисграфии. Ранняя диагностика, профилактика и коррекция нарушений письма и чтения. — М.: Изд-во МСГИ, 2006. — С. 49 — 53.
17. Калинина И.Л. Сборник упражнений по письму для учащихся 1 класса. М.: Флинта: Наука, 1999. — 96 с.178
18. Козырева Л.М. Программно-методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками. - Ярославль, 2006.-142с.
19. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе (для детей с ФФН). - М., 1998.
20. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. - СПб.: Речь, 2003 - 336с.
21. Кузнецова Л.В. Основы специальной психологии. М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 480 с.
22. Лалаева Р.И. Нарушение письменной речи.//Хрестоматия по логопедии./ Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М.: Владос, 1997. - С.512.
23. Лалаева Р.И. Развитие фонематического анализа и синтеза.
Логопедическая работа в коррекционных классах - М.: Владос, 2004. - С. 112-129
24. Лалаева Р.И., Бенедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. - СПб.: Союз, 2001.
25. Левина Р.Е. Влияние недоразвития речи на усвоение
письма//Специальная школа. 1963. №1. С. 62-66.
26. Левина Р.Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи: дис. в форме монографии д-р пед. н. /НИИД АПН РСФСР. М., 1961.
27. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М., 1969.
28. Логинова Е.А. Актуальные вопросы логопедии в изучении дисграфии, организации её диагностики и коррекции / Е.А. Логинова // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы. М.: Изд-во МСГИ, 2004. - С. 167 - 174.
29. Логинова Е.А. Нарушения письма. Учебное пособие. / Под ред. Волковой Л.С. - СПб.: Детство-Пресс, 2004. - 208 с.
30. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. - СПб.: Питер, 2008.
31. Лурия А.Р. Психологическое содержание процесса письма. Хрестоматия по логопедии. М.: 1997. - С. 326 - 333.
32. Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. М.: Изд. ГНОМ и Д, 2007. - 238с.
33. Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. М.: Изд. ГНОМ и Д, 2007. - 120с.
34. Мамаева А.В., Рейм И.Н., Насонова Е.В. Обследование речи младших школьников. Методические рекомендации; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2015. - 118 с.
35. Мартынова Р. И. О психолого - педагогических особенностях детей — дислаликов и дизартриков // Очерки по патологии речи и голоса. М.: 1976 С. 98-110
36. Мартынова Р. И. Основные формы расстройств речи у детей в сравнительном подходе с позиции комплексного подхода — М., 1972.¬18 с.
37. Микадзе Ю.В., Корсакова Н.К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников - М.: 2002. - 187с.
38. Назарова Н.М. Специальная педагогика. М.: ACADEMA, 2000. - 519 с.
39. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитие речи. - СПб.: ДЕТСВО-ПРЕСС, 2007. - 560 с.
40. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. СПб.: Питер, 2009 г.
41. Поляков В.М. Нейропсихология в скрининговых исследованиях детских популяций / В.М Поляков // Школа здоровья. № 4. — 2002. — С. 21 -28.
42. Полякова М.А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. М.: Айрис-пресс, 2007. - 236с.
43. Роголевич Н.Н. 100 заданий для успешной подготовки ребенка к школе. - М.: АСТ; Мн. Харвест, 2007. - 48с.
44. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников / И.Н. Садовникова. — М.: ВЛАДОС, 1997. — 256с.
45. Селиверстов В.И. Дошкольная логопсихология. Учебное пособие. М.: Владос, 2008. - 153 с.
46. Семаго Н.Я. Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: 2001. - 231с.
47. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое
сопровождение обучения. - М.: Сфера ТЦ, 2003. - 288с.
48. Спирова Л.Ф. Дифференцированный подход к проявлению нарушений письма и чтения учащихся общеобразовательной школы. Дефектология. 1988. - №5. - С.3-9.
49. Сырвачева Л.А., Уфимцева Л.П. Диагностическая и коррекционно-развивающая работа с детьми младшего школьного возраста группы риска по отклонениям развития: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2014.
50. Трофимова Н.М., Дуванова С.П., Трофимова Н.Б, Пушкина Т.Ф. Основы специальной педагогики и психологии. - СПб.: Питер, 2010. - 304 с.
51. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: М.: Просвещение, 1989. 239с.
52. Фомичева М.Ф., Волосовец Т.В., Кутепова Е.Н. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 200 с.
53. Фотекова Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников с
использованием нейропсихологических методов. - М.: Айрис-пресс, 2007. -172с.
54. Цветкова Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей. М.:, 1998.- С. 126-134.
55. Щерба Л.В. Теория русского письма/Л.В. Щерба.-Л.:Наука,1983.-135с.
56. Щукин А.В, Елецкая О.В. Интеллектуально-личностное развитие детей с различными видами дисграфии / Логопед. - Москва: Сфера, 2013, № 6.- С.10-17
57.Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы психологии усвоения грамоты. Вопросы психологии. — 1956. №5. - С.38 — 53
58. Юрова Р.А. Особенности связной речи детей с ринолалией (дошкольный возраст) / Р.А. Юрова, О.И. Одинец // Дефектология. - 1990. - №1. - С.81.
59. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. / Изд.2-е. - М.: АРКТИ, 1997. - 131 с.
60. Ясюкова Л. А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. - СПб., 2003. - 153.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ