Проявление нарушений письменной речи учащихся третьего класса общеобразовательной школы
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРОБЛЕМЫ
ИЗУЧЕНИЯ НАРУШЕНИЯ ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 8
1.1. Этиология и патогенез нарушения письменной речи 8
1.2. Симптоматика и классификация дисграфий 19
1.3. Клинико-психолого-педагогическая характеристика учащихся младших
школьников 29
1.4. Особенности устной и письменной речи учащихся младших
школьников 38
Выводы по I главе 50
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ДИСГРАФИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 52
2.1. Методы и организация исследования 52
2.2. Анализ результатов исследования нарушений письма у младших
школьников 56
2.3. Методические рекомендации по преодолению особенностей нарушения
письма младших школьников 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 99
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 102
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРОБЛЕМЫ
ИЗУЧЕНИЯ НАРУШЕНИЯ ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 8
1.1. Этиология и патогенез нарушения письменной речи 8
1.2. Симптоматика и классификация дисграфий 19
1.3. Клинико-психолого-педагогическая характеристика учащихся младших
школьников 29
1.4. Особенности устной и письменной речи учащихся младших
школьников 38
Выводы по I главе 50
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ДИСГРАФИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 52
2.1. Методы и организация исследования 52
2.2. Анализ результатов исследования нарушений письма у младших
школьников 56
2.3. Методические рекомендации по преодолению особенностей нарушения
письма младших школьников 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 99
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 102
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время специальная педагогика находится на этапе внедрения Федерального государственного образовательного стандарта специального образования, совершенствования стандарта начального образования. Раннее выявление и коррекция речевых нарушений у детей является важнейшей коррекционной задачей, так как речевые нарушения воздействуют на формирование и совершенствование психических функций, становление личности ребенка, подготовки его к обучению в школе и дальнейшему освоению школьной программы, а также социальной адаптации ребенка в целом.
Среди детской популяции возрастает число детей имеющих нарушения интеллектуального развития. Психическое недоразвитие, проявляется в нарушениях всех высших психических функций, то есть мышления, памяти, внимания, речи и др., и влечет за собой нарушение функционирования базовых психических процессов, влияющих на состояние основных учебных навыков, в том числе на формирование навыка письма. Такие школьники образуют ведущую группу риска по школьной неуспеваемости, что ярко заметно в процессе овладения письмом и чтением.
Если не проводится специально организованной коррекционной работы, ориентированной на профилактику и коррекцию нарушений речи у детей 3 класса общеобразовательной школы, то такие дети не смогут хорошо обучаться, у многих могут появиться характерные проблемы письма, что и свидетельствует о необходимости подготовки специалистов, способных профессионально и методически грамотно, системно организовать работу с детьми данной категории.
В настоящий момент фиксируется повышение требований к начальному образованию, актуальным становится целый ряд психолого-педагогических проблем, которые связаны с подготовкой детей дальнейшего обучения в школе. Успешность школьного обучения ребенка во многом определена особенностями его овладения письмом. Для младших школьников 3 класса общеобразовательной школы решение данной проблемы имеет важнейшее значение.
Наиболее полный подход к изучению дисграфии у школьников 3 класса общеобразовательной школы представлен в работах Е.М. Гопиченко, Г.А. Игониной, Р.И. Лалаева, И.М. Плоткиной, Е.Ф. Соботович, Н.А. Щуренковой и др.
Психолого-педагогическая работа по преодолению нарушений процесса письма у детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями может быть ориентирована на индивидуально-психологические особенности ребенка и построена с их учетом - это одно из ведущих направлений в психолого-педагогическом сопровождении детей 3 класса общеобразовательной школы. Решение данной проблемы обеспечивает подготовку школьников с данным нарушением к успешной социальной адаптации в обществе.
Для достижения наибольшего результата психолого-педагогического сопровождения по преодолению нарушений письма у детей младшего школьного возраста 3 класса общеобразовательной школы необходимо своевременно продиагностировать и изучить особенности проявления дисграфии у учащихся начальных классов 3 класса общеобразовательной школы.
Таким образом, тема исследования: «Особенности проявления дисграфий у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости» является актуальной.
Объект исследования: проявление дисграфий у младших школьников 3 класса общеобразовательной школы
Предмет исследования: особенности проявления нарушения письма у обучающихся третьего класса 3 класса общеобразовательной школы.
Цель исследования: изучить особенности нарушений письма у обучающихся третьего класса общеобразовательной школы.
Достижение выдвинутой цели обусловило необходимость решения следующих задач:
1. Изучить теоретические аспекты проблемы нарушения письма у обучающихся третьего класса 3 класса общеобразовательной школы.
2. Подобрать методики для изучения особенностей письменной речи у обучающихся третьего класса 3 класса общеобразовательной школы.
3. Разработать методические рекомендации по преодолению выявленных особенностей нарушений письма у обучающихся третьего класса 3 класса общеобразовательной школы.
Цель и задачи исследования определили его объект и предмет.
Гипотезой исследования: служит следующие предположения:
-у обучающихся третьего класса 3 класса общеобразовательной школы письмо характеризуется следующими особенностями: добавление лишнего элемента, пропуск согласных при стечении, совместное написание предлогов
-с учетом выявленных особенностей нарушений письменной речи нами будут составлены методические рекомендации.
Методологической основой исследования научные теории о психофизиологических механизмах и психологической структуре процесса письма (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р Лурия и другие); психолингвистические теории, объясняющие причины дисграфий как следствие несформированности отдельных языковых операций, недостаточной сформированности процессов интеграции различных компонентов языковой системы (Р. Лалаева); психогенетическая теория, согласно которой нарушения письменной речи часто носят наследственный характер. Были приведены доказательства, что дети с нарушениями письменной речи обладают нормальным интеллектом (R. Eustis, J. Hinshelwood, S. Orton, S. Stephenson, C. Thomas); клиническая теория объясняет причины нарушений письменной речи у детей как последствия ММД, вследствие ранних локальных повреждений мозга (Л. Бадалян, Н. Заваденко и другие); согласно нейрофизиологической теории, одной из причин дисграфий является несформированность коркового ритмогенеза, который отражает значительную незрелость развития электрической активности коры (В. Алферова, Р. Мачинская и др.).
Методы исследования: теоретические - анализ психолого-педагогической, лингвистической и психолингвистической литературы по проблеме дисграфий; изучение и обобщение педагогического опыта по преодолению нарушений письма у младших школьников; эмпирические - педагогический эксперимент; наблюдение, анализ продуктов деятельности (письменных работ учащихся 4-го класса по русскому языку).
Теоретическая значимость исследования: уточнены имеющиеся представления о формировании письменной речи в онтогенезе; определены условия и содержание психолого-педагогического сопровождения детей общеобразовательной школы в преодолении дисграфии; подобран и апробирован набор методик для изучения навыков письма у учащихся начальных с легкой степени умственной отсталостью.
Практическая значимость исследования: на практике реализовано комплекс психолого-педагогических мероприятий; материалы исследования могут использоваться на уроках учителей начальных классов, на занятиях логопеда, дефектолога, психолога.
База исследования: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение МКОУ Имисская СОШ №13. В исследовании приняли участие обучающиеся 3-го класса (10 человек).
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Среди детской популяции возрастает число детей имеющих нарушения интеллектуального развития. Психическое недоразвитие, проявляется в нарушениях всех высших психических функций, то есть мышления, памяти, внимания, речи и др., и влечет за собой нарушение функционирования базовых психических процессов, влияющих на состояние основных учебных навыков, в том числе на формирование навыка письма. Такие школьники образуют ведущую группу риска по школьной неуспеваемости, что ярко заметно в процессе овладения письмом и чтением.
Если не проводится специально организованной коррекционной работы, ориентированной на профилактику и коррекцию нарушений речи у детей 3 класса общеобразовательной школы, то такие дети не смогут хорошо обучаться, у многих могут появиться характерные проблемы письма, что и свидетельствует о необходимости подготовки специалистов, способных профессионально и методически грамотно, системно организовать работу с детьми данной категории.
В настоящий момент фиксируется повышение требований к начальному образованию, актуальным становится целый ряд психолого-педагогических проблем, которые связаны с подготовкой детей дальнейшего обучения в школе. Успешность школьного обучения ребенка во многом определена особенностями его овладения письмом. Для младших школьников 3 класса общеобразовательной школы решение данной проблемы имеет важнейшее значение.
Наиболее полный подход к изучению дисграфии у школьников 3 класса общеобразовательной школы представлен в работах Е.М. Гопиченко, Г.А. Игониной, Р.И. Лалаева, И.М. Плоткиной, Е.Ф. Соботович, Н.А. Щуренковой и др.
Психолого-педагогическая работа по преодолению нарушений процесса письма у детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями может быть ориентирована на индивидуально-психологические особенности ребенка и построена с их учетом - это одно из ведущих направлений в психолого-педагогическом сопровождении детей 3 класса общеобразовательной школы. Решение данной проблемы обеспечивает подготовку школьников с данным нарушением к успешной социальной адаптации в обществе.
Для достижения наибольшего результата психолого-педагогического сопровождения по преодолению нарушений письма у детей младшего школьного возраста 3 класса общеобразовательной школы необходимо своевременно продиагностировать и изучить особенности проявления дисграфии у учащихся начальных классов 3 класса общеобразовательной школы.
Таким образом, тема исследования: «Особенности проявления дисграфий у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости» является актуальной.
Объект исследования: проявление дисграфий у младших школьников 3 класса общеобразовательной школы
Предмет исследования: особенности проявления нарушения письма у обучающихся третьего класса 3 класса общеобразовательной школы.
Цель исследования: изучить особенности нарушений письма у обучающихся третьего класса общеобразовательной школы.
Достижение выдвинутой цели обусловило необходимость решения следующих задач:
1. Изучить теоретические аспекты проблемы нарушения письма у обучающихся третьего класса 3 класса общеобразовательной школы.
2. Подобрать методики для изучения особенностей письменной речи у обучающихся третьего класса 3 класса общеобразовательной школы.
3. Разработать методические рекомендации по преодолению выявленных особенностей нарушений письма у обучающихся третьего класса 3 класса общеобразовательной школы.
Цель и задачи исследования определили его объект и предмет.
Гипотезой исследования: служит следующие предположения:
-у обучающихся третьего класса 3 класса общеобразовательной школы письмо характеризуется следующими особенностями: добавление лишнего элемента, пропуск согласных при стечении, совместное написание предлогов
-с учетом выявленных особенностей нарушений письменной речи нами будут составлены методические рекомендации.
Методологической основой исследования научные теории о психофизиологических механизмах и психологической структуре процесса письма (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р Лурия и другие); психолингвистические теории, объясняющие причины дисграфий как следствие несформированности отдельных языковых операций, недостаточной сформированности процессов интеграции различных компонентов языковой системы (Р. Лалаева); психогенетическая теория, согласно которой нарушения письменной речи часто носят наследственный характер. Были приведены доказательства, что дети с нарушениями письменной речи обладают нормальным интеллектом (R. Eustis, J. Hinshelwood, S. Orton, S. Stephenson, C. Thomas); клиническая теория объясняет причины нарушений письменной речи у детей как последствия ММД, вследствие ранних локальных повреждений мозга (Л. Бадалян, Н. Заваденко и другие); согласно нейрофизиологической теории, одной из причин дисграфий является несформированность коркового ритмогенеза, который отражает значительную незрелость развития электрической активности коры (В. Алферова, Р. Мачинская и др.).
Методы исследования: теоретические - анализ психолого-педагогической, лингвистической и психолингвистической литературы по проблеме дисграфий; изучение и обобщение педагогического опыта по преодолению нарушений письма у младших школьников; эмпирические - педагогический эксперимент; наблюдение, анализ продуктов деятельности (письменных работ учащихся 4-го класса по русскому языку).
Теоретическая значимость исследования: уточнены имеющиеся представления о формировании письменной речи в онтогенезе; определены условия и содержание психолого-педагогического сопровождения детей общеобразовательной школы в преодолении дисграфии; подобран и апробирован набор методик для изучения навыков письма у учащихся начальных с легкой степени умственной отсталостью.
Практическая значимость исследования: на практике реализовано комплекс психолого-педагогических мероприятий; материалы исследования могут использоваться на уроках учителей начальных классов, на занятиях логопеда, дефектолога, психолога.
База исследования: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение МКОУ Имисская СОШ №13. В исследовании приняли участие обучающиеся 3-го класса (10 человек).
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
В ходе выполненного нами исследования была проведена теоретическая и экспериментальная работа по психолого-педагогическому сопровождению детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью в преодолений нарушений письма.
В ходе исследования были поставлены и решены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты проблемы расстройств письма у младших школьников общеобразовательной школы;
2. Подобрать и апробировать серию методик для изучения особенностей письменной речи младших школьников общеобразовательной школы;
3. Определить содержание психолого-педагогического сопровождения по преодолению дисграфии у младших классов общеобразовательной школы и разработать календарно-тематическое планирование с конспектами занятий, проверить эффективность предложенного коррекционного воздействия.
Проведённая работа подтверждает выдвинутую нами гипотезу и позволяет сделать следующие выводы относительно теоретических подходов и практического решения изучаемой проблемы.
В рамках решения первой задачи нами было изучено состояние рассматриваемой проблемы в специальной педагогике и психологии, уточнен понятийный аппарат исследования:
1. Под дисграфией понимается нарушение процесса письма, проявляющиеся в повторяющихся, стойких ошибках, которые обусловлены несформированной высшей психической деятельностью, участвующей в процессе письма;
2. Была проанализирована литература по формированию письменной речи в онтогенезе;
3. В работе была определена симптоматика, патогенез и классификации нарушения письма;
4. Была проанализирована литература по проблеме нарушений письма у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью и выявлены специфические особенности
5. Определена сущность понятия «Психолого-педагогическое сопровождение», которое понимается нами, как совместная деятельность специалистов образования и родителей, направленная на создание системы педагогических, социально-психологических условий, способствующих развитию ребенка в процессе обучения; определено значение психолого-педагогического сопровождения в преодолении дисграфий у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Решая вторую задачу нашего исследования, нами было проведено практическое исследование состояния письменной речи мы использовали адаптированную методику Т.А. Фотековой и Т.В. Ахутиной, состоящию из двух серий: изучение состояния языкового анализа, изучение состояния навыка письма. Так же в рамках нашего исследования нами было проведено обследование состояния словарного запаса у младших школьников общеобразовательной школы, с использованием методики Л.Г. Парамоновой.
Эксперимент проводился на базе Муниципального казенного общеобразовательного учреждения МКОУ Имисской СОШ №13. В исследовании принимали участие обучающиеся 3 класса с легкой степени умственной отсталостью.
По итогам проведенного исследования состояния письменной речи нами было выявлено, что данная категория детей нуждаются в помощи по преодолению дисграфии.
К условиям эффективности процесса коррекции дисграфий у младших школьников с легкой степени умственной отсталостью были отнесены:
- развитие процесса саморегуляции,
- развитие мотивационно-потребностной сферы,
- удовлетворение потребностей учащихся в общении,
- стимулирование активности учащихся на занятии,
- формирование навыков планирования, реализации и контроля деятельности.
Таким образом, в процессе занятий осуществляется постепенный переход от полного принятия инструкции и выполнения задания по строго заданной логопедом схеме к совместной с логопедом деятельности, а затем и к самостоятельному созданию программы деятельности, самостоятельной реализации и самостоятельному контролю над своей учебной деятельностью.
Считаем, что такой подход к проектированию логопедической работы по коррекции дисграфий у младших школьников с легкой степени умственной отсталостью должен обеспечить эффективность данного процесса.
Перспективным направлением дальнейшего исследования представляется работа по изучению взаимосвязи (влияния) уровня сформированности психических процессов на проявление дисграфий в младшем школьном возрасте с легкой степени умственной отсталостью.
В ходе исследования были поставлены и решены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты проблемы расстройств письма у младших школьников общеобразовательной школы;
2. Подобрать и апробировать серию методик для изучения особенностей письменной речи младших школьников общеобразовательной школы;
3. Определить содержание психолого-педагогического сопровождения по преодолению дисграфии у младших классов общеобразовательной школы и разработать календарно-тематическое планирование с конспектами занятий, проверить эффективность предложенного коррекционного воздействия.
Проведённая работа подтверждает выдвинутую нами гипотезу и позволяет сделать следующие выводы относительно теоретических подходов и практического решения изучаемой проблемы.
В рамках решения первой задачи нами было изучено состояние рассматриваемой проблемы в специальной педагогике и психологии, уточнен понятийный аппарат исследования:
1. Под дисграфией понимается нарушение процесса письма, проявляющиеся в повторяющихся, стойких ошибках, которые обусловлены несформированной высшей психической деятельностью, участвующей в процессе письма;
2. Была проанализирована литература по формированию письменной речи в онтогенезе;
3. В работе была определена симптоматика, патогенез и классификации нарушения письма;
4. Была проанализирована литература по проблеме нарушений письма у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью и выявлены специфические особенности
5. Определена сущность понятия «Психолого-педагогическое сопровождение», которое понимается нами, как совместная деятельность специалистов образования и родителей, направленная на создание системы педагогических, социально-психологических условий, способствующих развитию ребенка в процессе обучения; определено значение психолого-педагогического сопровождения в преодолении дисграфий у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Решая вторую задачу нашего исследования, нами было проведено практическое исследование состояния письменной речи мы использовали адаптированную методику Т.А. Фотековой и Т.В. Ахутиной, состоящию из двух серий: изучение состояния языкового анализа, изучение состояния навыка письма. Так же в рамках нашего исследования нами было проведено обследование состояния словарного запаса у младших школьников общеобразовательной школы, с использованием методики Л.Г. Парамоновой.
Эксперимент проводился на базе Муниципального казенного общеобразовательного учреждения МКОУ Имисской СОШ №13. В исследовании принимали участие обучающиеся 3 класса с легкой степени умственной отсталостью.
По итогам проведенного исследования состояния письменной речи нами было выявлено, что данная категория детей нуждаются в помощи по преодолению дисграфии.
К условиям эффективности процесса коррекции дисграфий у младших школьников с легкой степени умственной отсталостью были отнесены:
- развитие процесса саморегуляции,
- развитие мотивационно-потребностной сферы,
- удовлетворение потребностей учащихся в общении,
- стимулирование активности учащихся на занятии,
- формирование навыков планирования, реализации и контроля деятельности.
Таким образом, в процессе занятий осуществляется постепенный переход от полного принятия инструкции и выполнения задания по строго заданной логопедом схеме к совместной с логопедом деятельности, а затем и к самостоятельному созданию программы деятельности, самостоятельной реализации и самостоятельному контролю над своей учебной деятельностью.
Считаем, что такой подход к проектированию логопедической работы по коррекции дисграфий у младших школьников с легкой степени умственной отсталостью должен обеспечить эффективность данного процесса.
Перспективным направлением дальнейшего исследования представляется работа по изучению взаимосвязи (влияния) уровня сформированности психических процессов на проявление дисграфий в младшем школьном возрасте с легкой степени умственной отсталостью.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ДИСГРАФИИ У УЧАЩИХСЯ ВТОРОГО КЛАССА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017 - Логопедическая работа по коррекции артикуляционно-фонематической дисграфии у обучающихся во 2 классе общеобразовательной школы
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2019 - ПРОЯВЛЕНИЕ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У УЧАЩИХСЯ 2-Х КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2017 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ
НА ОСНОВЕ НАРУШЕНИЙ ФОНЕМНОГО РАСПОЗНАНИЯ У
ОБУЧАЮЩИХСЯ 3 КЛАССА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Логопедическая работа по коррекции дисграфии на основе: нарушений фонемного распознавания у обучающихся 3 класса с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - КООРДИНАЦИЯ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА И УЧИТЕЛЯ В РАБОТЕ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2022 - Особенности сформированности письма у обучающихся третьего класса с задержкой психического развития
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - Особенности формирования навыка чтения у учащихся 1 классов с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4845 р. Год сдачи: 2020 - Особенности проявления дисграфических ошибок у обучающихся 2 класса
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2016



