ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРОБЛЕМЫ
ИЗУЧЕНИЯ НАРУШЕНИЯ ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 8
1.1. Этиология и патогенез нарушения письменной речи 8
1.2. Симптоматика и классификация дисграфий 19
1.3. Клинико-психолого-педагогическая характеристика учащихся младших
школьников 29
1.4. Особенности устной и письменной речи учащихся младших
школьников 38
Выводы по I главе 50
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ДИСГРАФИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 52
2.1. Методы и организация исследования 52
2.2. Анализ результатов исследования нарушений письма у младших
школьников 56
2.3. Методические рекомендации по преодолению особенностей нарушения
письма младших школьников 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 99
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 102
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время специальная педагогика находится на этапе внедрения Федерального государственного образовательного стандарта специального образования, совершенствования стандарта начального образования. Раннее выявление и коррекция речевых нарушений у детей является важнейшей коррекционной задачей, так как речевые нарушения воздействуют на формирование и совершенствование психических функций, становление личности ребенка, подготовки его к обучению в школе и дальнейшему освоению школьной программы, а также социальной адаптации ребенка в целом.
Среди детской популяции возрастает число детей имеющих нарушения интеллектуального развития. Психическое недоразвитие, проявляется в нарушениях всех высших психических функций, то есть мышления, памяти, внимания, речи и др., и влечет за собой нарушение функционирования базовых психических процессов, влияющих на состояние основных учебных навыков, в том числе на формирование навыка письма. Такие школьники образуют ведущую группу риска по школьной неуспеваемости, что ярко заметно в процессе овладения письмом и чтением.
Если не проводится специально организованной коррекционной работы, ориентированной на профилактику и коррекцию нарушений речи у детей 3 класса общеобразовательной школы, то такие дети не смогут хорошо обучаться, у многих могут появиться характерные проблемы письма, что и свидетельствует о необходимости подготовки специалистов, способных профессионально и методически грамотно, системно организовать работу с детьми данной категории.
В настоящий момент фиксируется повышение требований к начальному образованию, актуальным становится целый ряд психолого-педагогических проблем, которые связаны с подготовкой детей дальнейшего обучения в школе. Успешность школьного обучения ребенка во многом определена особенностями его овладения письмом. Для младших школьников 3 класса общеобразовательной школы решение данной проблемы имеет важнейшее значение.
Наиболее полный подход к изучению дисграфии у школьников 3 класса общеобразовательной школы представлен в работах Е.М. Гопиченко, Г.А. Игониной, Р.И. Лалаева, И.М. Плоткиной, Е.Ф. Соботович, Н.А. Щуренковой и др.
Психолого-педагогическая работа по преодолению нарушений процесса письма у детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями может быть ориентирована на индивидуально-психологические особенности ребенка и построена с их учетом - это одно из ведущих направлений в психолого-педагогическом сопровождении детей 3 класса общеобразовательной школы. Решение данной проблемы обеспечивает подготовку школьников с данным нарушением к успешной социальной адаптации в обществе.
Для достижения наибольшего результата психолого-педагогического сопровождения по преодолению нарушений письма у детей младшего школьного возраста 3 класса общеобразовательной школы необходимо своевременно продиагностировать и изучить особенности проявления дисграфии у учащихся начальных классов 3 класса общеобразовательной школы.
Таким образом, тема исследования: «Особенности проявления дисграфий у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости» является актуальной.
Объект исследования: проявление дисграфий у младших школьников 3 класса общеобразовательной школы
Предмет исследования: особенности проявления нарушения письма у обучающихся третьего класса 3 класса общеобразовательной школы.
Цель исследования: изучить особенности нарушений письма у обучающихся третьего класса общеобразовательной школы.
Достижение выдвинутой цели обусловило необходимость решения следующих задач:
1. Изучить теоретические аспекты проблемы нарушения письма у обучающихся третьего класса 3 класса общеобразовательной школы.
2. Подобрать методики для изучения особенностей письменной речи у обучающихся третьего класса 3 класса общеобразовательной школы.
3. Разработать методические рекомендации по преодолению выявленных особенностей нарушений письма у обучающихся третьего класса 3 класса общеобразовательной школы.
Цель и задачи исследования определили его объект и предмет.
Гипотезой исследования: служит следующие предположения:
-у обучающихся третьего класса 3 класса общеобразовательной школы письмо характеризуется следующими особенностями: добавление лишнего элемента, пропуск согласных при стечении, совместное написание предлогов
-с учетом выявленных особенностей нарушений письменной речи нами будут составлены методические рекомендации.
Методологической основой исследования научные теории о психофизиологических механизмах и психологической структуре процесса письма (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р Лурия и другие); психолингвистические теории, объясняющие причины дисграфий как следствие несформированности отдельных языковых операций, недостаточной сформированности процессов интеграции различных компонентов языковой системы (Р. Лалаева); психогенетическая теория, согласно которой нарушения письменной речи часто носят наследственный характер. Были приведены доказательства, что дети с нарушениями письменной речи обладают нормальным интеллектом (R. Eustis, J. Hinshelwood, S. Orton, S. Stephenson, C. Thomas); клиническая теория объясняет причины нарушений письменной речи у детей как последствия ММД, вследствие ранних локальных повреждений мозга (Л. Бадалян, Н. Заваденко и другие); согласно нейрофизиологической теории, одной из причин дисграфий является несформированность коркового ритмогенеза, который отражает значительную незрелость развития электрической активности коры (В. Алферова, Р. Мачинская и др.).
Методы исследования: теоретические - анализ психолого-педагогической, лингвистической и психолингвистической литературы по проблеме дисграфий; изучение и обобщение педагогического опыта по преодолению нарушений письма у младших школьников; эмпирические - педагогический эксперимент; наблюдение, анализ продуктов деятельности (письменных работ учащихся 4-го класса по русскому языку).
Теоретическая значимость исследования: уточнены имеющиеся представления о формировании письменной речи в онтогенезе; определены условия и содержание психолого-педагогического сопровождения детей общеобразовательной школы в преодолении дисграфии; подобран и апробирован набор методик для изучения навыков письма у учащихся начальных с легкой степени умственной отсталостью.
Практическая значимость исследования: на практике реализовано комплекс психолого-педагогических мероприятий; материалы исследования могут использоваться на уроках учителей начальных классов, на занятиях логопеда, дефектолога, психолога.
База исследования: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение МКОУ Имисская СОШ №13. В исследовании приняли участие обучающиеся 3-го класса (10 человек).
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
В ходе выполненного нами исследования была проведена теоретическая и экспериментальная работа по психолого-педагогическому сопровождению детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью в преодолений нарушений письма.
В ходе исследования были поставлены и решены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты проблемы расстройств письма у младших школьников общеобразовательной школы;
2. Подобрать и апробировать серию методик для изучения особенностей письменной речи младших школьников общеобразовательной школы;
3. Определить содержание психолого-педагогического сопровождения по преодолению дисграфии у младших классов общеобразовательной школы и разработать календарно-тематическое планирование с конспектами занятий, проверить эффективность предложенного коррекционного воздействия.
Проведённая работа подтверждает выдвинутую нами гипотезу и позволяет сделать следующие выводы относительно теоретических подходов и практического решения изучаемой проблемы.
В рамках решения первой задачи нами было изучено состояние рассматриваемой проблемы в специальной педагогике и психологии, уточнен понятийный аппарат исследования:
1. Под дисграфией понимается нарушение процесса письма, проявляющиеся в повторяющихся, стойких ошибках, которые обусловлены несформированной высшей психической деятельностью, участвующей в процессе письма;
2. Была проанализирована литература по формированию письменной речи в онтогенезе;
3. В работе была определена симптоматика, патогенез и классификации нарушения письма;
4. Была проанализирована литература по проблеме нарушений письма у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью и выявлены специфические особенности
5. Определена сущность понятия «Психолого-педагогическое сопровождение», которое понимается нами, как совместная деятельность специалистов образования и родителей, направленная на создание системы педагогических, социально-психологических условий, способствующих развитию ребенка в процессе обучения; определено значение психолого-педагогического сопровождения в преодолении дисграфий у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Решая вторую задачу нашего исследования, нами было проведено практическое исследование состояния письменной речи мы использовали адаптированную методику Т.А. Фотековой и Т.В. Ахутиной, состоящию из двух серий: изучение состояния языкового анализа, изучение состояния навыка письма. Так же в рамках нашего исследования нами было проведено обследование состояния словарного запаса у младших школьников общеобразовательной школы, с использованием методики Л.Г. Парамоновой.
Эксперимент проводился на базе Муниципального казенного общеобразовательного учреждения МКОУ Имисской СОШ №13. В исследовании принимали участие обучающиеся 3 класса с легкой степени умственной отсталостью.
По итогам проведенного исследования состояния письменной речи нами было выявлено, что данная категория детей нуждаются в помощи по преодолению дисграфии.
К условиям эффективности процесса коррекции дисграфий у младших школьников с легкой степени умственной отсталостью были отнесены:
- развитие процесса саморегуляции,
- развитие мотивационно-потребностной сферы,
- удовлетворение потребностей учащихся в общении,
- стимулирование активности учащихся на занятии,
- формирование навыков планирования, реализации и контроля деятельности.
Таким образом, в процессе занятий осуществляется постепенный переход от полного принятия инструкции и выполнения задания по строго заданной логопедом схеме к совместной с логопедом деятельности, а затем и к самостоятельному созданию программы деятельности, самостоятельной реализации и самостоятельному контролю над своей учебной деятельностью.
Считаем, что такой подход к проектированию логопедической работы по коррекции дисграфий у младших школьников с легкой степени умственной отсталостью должен обеспечить эффективность данного процесса.
Перспективным направлением дальнейшего исследования представляется работа по изучению взаимосвязи (влияния) уровня сформированности психических процессов на проявление дисграфий в младшем школьном возрасте с легкой степени умственной отсталостью.
1. Айнетдинова, И.Г. Особенности механизмов письменной речи у детей/ И.Г.Айнетдинова, Н.М.Трубникова//Специальное образование, 2008. -№ 12.- С.9-17.
2. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста / Л. С. Цветкова. - М. - Воронеж, «МОДЭК», 2006. - 296 с.
3. Азова, О.И. Система логопедической работы по коррекции дизорфографи и у младших школьников: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.03/ Азова Ольга Ивановна.-М.-2006. - 220с.
4. Ахутина,Т.В. Нейропсихолог в школе. Пособие для педагогов, школьных психологов и родителей. Индивидуальный подход / Т.В. Ахутина., И.О. Камардина, Н.М. Пылаева. - М.: В.Секачев, 2014.-56с.
5. Ахутина, Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика /Т. В. Ахутина // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции. - М.: МПСИ, 2001.-С.7 - 20
6. Ахутина,Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции трудностей обучения письму// Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств. - СПб.: Изд-во С.-Петрб. ун-та, 2001. - С. 195-213.
7. Ахутина,Т.В. Преодоление трудностей учения: Нейропсихологический подход / Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева. - М.:Академия,2015.-288с.
8. Безруких, М.М. Формирование навыков чтения и письма в процессе обучения детей. Российская государственная библиотека / М.М. Безруких.
- 2002. -№ 1.-С. 68-77.
9. Безруких, М.М. Психофизиологические критерии трудностей обучения письма и чтению у школьников младших классов / М.М. Безруких, О.Ю. Крещенко // Актуальные проблемы логопедической практики. - СПб., 2004.
- С.247-253.
10. Буковцова, Н. И. Преодоление дисграфии, обусловленной нарушением операций анализа и синтеза у учащихся с интеллектуальной недостаточностью: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03/ Буковцова Нина Ивановна.- Самара.- 2001.-202 с.
11. Буковцова, Н. И. Овладение системой фонем языка учащимися с задержкой психического развития на подготовительном этапе коррекционно - логопедической работы при дисграфии / Н. И. Буковцова, И. Н. Макарова // Логопедия, 2004.- №1.- С.32 - 36.
12. Вартапетова, Г. М. Коррекция нарушений письма у учащихся начальных
классов с учетом латеральной организации сенсомоторных функций: Дис. канд. пед. наук: 13.00.03 / Вартапетова Галина Михайловна.-
Екатеринбург.- 2002 .-242 с.
13. Волкова, Л.С. Вопросы дифференциальной комплексной диагностики и коррекции аномального речевого развития/ Л.С. Волкова // Патология речи: история изучения, диагностика, преодоление: Межвуз. сб. науч. тр. / РГПУ им. А.И. Герцена. - СПб.: Образование, 1992. - С. 27-29.
14. Волоскова, Н. Н.Трудности формирования навыка письма у учащихся начальных классов: дис ... канд. пед. наук: 13.00.03/ Волоскова Наталья Николаевна. - М.- 1996. - 158 с.
15. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования/ Л.С. Выготский. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. - 519с.
16. Выготский, Л. С. Мышление и речь/ Л. С. Выготский - М., 1956.
— С. 267.
17. Выготский, Л. С. Собр. соч. / Л. С. Выготский — М., 1982. —Т.2.
— С. 211.
18. Гинжул, И. Ю. Формирование навыков звукового и слогового анализа у младших школьников с нарушениями чтения и письма / И. Ю. Гинжул //Школьный логопед, 2004. - №2.- С. 30 - 34.
19. Глозман, Ж.М. Луриевская концепция функциональных блоков мозга в коррекции дисграфии и дислексии / Ж.М. Глозман, А.Ю. Потанина // Нейропсихология и психофизиология индивидуальных различий. - Вып.2 под ред. В.А. Москвина. - Белгород, 2007. - С.103-113.
20. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования. Методическое пособие / О.Е. Грибова - М.: Айрис-пресс, 2005. - 96 с.
21. Гуадзе, Т. В. Приемы работы с ребенком, страдающим дисграфией, на пропедевтическом этапе логопедической работы / Т. В. Гуадзе // Школьный логопед, 2006. - № 2. - С.25 - 32.
22. Дети с задержкой психического развития / Т.А. Власова, В.И. Лубовский, Н.А. Цыпина. - М.: Педагогика, 1984. - 284с.
23. Добрынина Э.Г.Коррекция нарушений письменной речи младших
школьников: учебно-методическое пособие/ Э.Г. Добрынина. -
Кемерово,2015.- 48с.
24. Домишкевич,С.А. Функционально-уровневый подход в психодиагностике, коррекционно-развивающей работе и психологическом консультировании. Монография. Часть 1. Функционально-уровневый подход в психолого - педагогической диагностике / С.А. Домишкевич. - Иркутск, 2002. - 40 с.
25. Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов/ Л. Н. Ефименкова .- М.: ВЛАДОС, 2008. - 335с.
26. Ефименкова, Л. Н., Садовникова, И. Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей/ Л. Н. Ефименкова, И. Н. Садовникова.- М.: Просвещение, 1972. - 206с.
27. Иваненко, С.Ф. К диагностике нарушений чтения и письма у младших школьников (логопедический аспект) / С.Ф. Иваненко // Дефектология, 1994. - №1. - С.52-55.
28. Иншакова, О.Б. Иншакова, А.Г. Проблемные вопросы изучения
нарушений письма у младших школьников общеобразовательных школ/ О.Б. Иншакова, А.Г. Иншакова // Практическая психология и логопедия,
2003. - № 1-2 (4-5). - С.37-41.
29. Киселёва, В.А. Выявление предпосылок нарушений письменной речи у дошкольников с ЗПР / В.А. Киселёва//Дефектология, 2005 .-№6.-С.41 - 47.
30. Корнев, А.М. Нарушения чтения и письма у детей/ А.М. Корнев. - СПб.: Речь,2003.-330с.
31. Клейменова, О.А. Особенности работы логопеда по преодолению
нарушений письма у младших школьников // Логопед. - 2014. -№5. - С. 88-101.
32. Корнев, А.Н. Дислексия и дисграфия у детей / А.Н. Корнев. - 2-е изд. - СПб.: Гиппократ, 2005. - 224 с.
33. Криницына, Г.М. Педагогическая технология формирования самоконтроля речевой деятельности как одно из средств преодоления общего недоразвития речи у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии: дис. канд. пед. наук: 13.00.03 / Криницына Галина Михайловна. - Екатеринбург.- 2009.- 244 с.: ил.
34. Кузичева, Е. С.Профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03 / Кузичева Екатерина Сергеевна. - СПб.- 2013. - 308 с.
35. Лалаева, Р.И. Венедиктова, Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. - Ростов н/Д: «Феникс», СПб.: «Союз», 2007. - 179с.
36. Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах / Р.И. Лалаева.-М.:ВЛАДОС, 1999.-224с.
37. Лалаева, Р.И. Нарушение речи и их коррекция у детей с ЗПР/ Р. И. Лалаева, Н.В.Серебрякова, С.В.Зорина. - М.: ВЛАДОС, 2004.-303с.
38. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития у детей: Учебное пособие / В.В. Лебединский.- М.: Издательство Московского университета, 1985.- 88 с.
39. Левина, Р.Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи / Р.Е Левина.-М.:изд Академии пед наук РСФСР,1961.-312с.
40. Логинова, Е. А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития/ Е.
А. Логинова.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. - 208 с.
41. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 680 с.
42. Лурия, А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга / А.Р.Лурия . -М.: МГУ,1962.-431с.
43. Лурия, А.Р. Очерки психофизиологии письма/ А.Р.Лурия. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950.-352с.
44. Лурия, А. Р.Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений/ А.Р.Лурия.- М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 384 с.
45. Мальцева, Е.В. Недостатки речи у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста: автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.03 / Мальцева Екатерина Васильевна. - М.-1991. - 23с.
46. Микфельд, Я.О. Диагностика и коррекция предпосылок оптической дисграфии и дислексии у детей от 5 до 7 лет / Я.О. Микфельд // Логопедия,
2004. - №3. - С. 39 - 46.
47. Милостивенко, Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей / Л.Г. Милостивенко.- СПб: Стройлеспечать, 1990.-64с.
48. Мисаренко, Г.Г. Технология коррекции письма: развитие графомоторных навыков / Г.Г. Мисаренко // Логопед, 2004. - №2. - С. 4-14.
49. Никашина, Н. А. Устранение недостатков произношения и письма у младших школьников / Н. А. Никашина // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы/ под ред. Левиной Р.Е. - М.: Просвещение, 1965. - 189с.
50. Обследование речи младших школьников: методические рекомендации/ под ред. А.В. Мамаевой.- КГПУ им. В.П. Астафьева.- Красноярск, 2015.-118с.
51. Обухова, Н. А. Некоторые особенности психического развития детей с задержкой психического развития, имеющих нарушения чтения и письма / Н. А. Обухова // Школьный логопед, 2011.- № 2. - С.41-44.
52. Парамонова, Л. Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция / Л. Г. Парамонова. - СПб., 2006.- 128с.
53. Парамонова, Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей/ Л. Г. Парамонова. - Спб.: Лениздат; Издательство "Союз", 2001. - 286с.
54. Письмо и чтение: Трудности обучения и коррекция: учебное пособие /Под ред. О.Б.Иншаковой - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001.- 240 с.
55. Правдина, О. В. Логопедия. / Учеб.пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб./ О. В.Правдина. -М.: "Просвещение", 1973. - 272с.
56. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся 3 класса общеобразовательной школы (интеллектуальными нарушениями)" [Электронный ресурс]. - Режим доступа:ййр://минобрнауки.рф/документы/5133, свободный. - Яз. рус., англ.
57. Разживина, Н. В.Логопедическая работа по развитию познавательной деятельности в процессе коррекции дисграфии у младших школьников: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03 / Разживина Наталья Вячеславовна. - С¬Пб.- 2008. - 311 с.
58. Разживина, Н. В. Развитие внимания в процессе логопедической работы по коррекции дисграфии у младших школьников / Н. В. Разживина // Практическая психология и логопедия, 2006.- № 6. - С.52 - 57.
59. Садовникова, И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников./ И.Н. Садовникова. - М.:ВЛАДОС, 2008. - 296с.
60. Салахова, В.Я. Формирование контроля и самоконтроля как средство коррекции звукопроизношения и письма у младших школьников с задержкой психического развития: Дис. канд. пед. наук: 13.00.03 / Салахова Валентина Яковлевна.- Екатеринбург.- 1997.- 200 с.
61. Сиротюк М.В. Смешанная дисграфия - миф или реальность?/ М.В. Сиротюк //Дефектология, 2006.- №2.- С.26-30.
62. Словарь Л. С. Выготского/ под редакцией Леонтьева А.А.,- М.:Смысл, 2014.-119с.
63. Тараканова, А.А. Логопедическая работа по формированию мыслительных операций в системе коррекции дисграфии у младших школьников: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03 / Тараканова Алла Алексеевна. - Лен. гос. обл.ун-т. - СПб.- 2001. - 19 с.
64. Тараканова, А. Г. Формирование мыслительной операции сравнения у младших школьников с дисграфией в процессе коррекционно - логопедической работы / Тараканова А.А. // Школьный логопед, 2005.- №5¬6.- С. 98 - 104.
65. Торопова, Т. Н. Программа коррекции акустической дисграфии у младших школьников с задержкой психического развития [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). - Уфа: Лето, 2015. - С. 193-199.
66. Токарева, О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии). / О.А. Токарева // Расстройства речи у детей и подростков. / Под.ред. С.С. Ляпидевского. - М.: Медицина, 1969. - С.190-212.
67. Тригер, Р.Д. Психологические особенности социализации детей с
задержкой психического развития / Тригер, Р.Д. — СПб.: Питер, 2008. — 192c.
68. Филичева, Т.Б. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин- тов по спец. Педагогика и психология / Т.Б. Филичева, Н.А.Чевелева, Г.В. Чиркина.- М.: Просвещение, 1989. —223 с.
69. Фотекова, Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников с
использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов / Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина.— М.: АРКТИ, 2009. — 136с.
70. Хватцев, М. Е. Аграфия и дисграфия // Хрестоматия по логопедии / М. Е. Хватцев.- М., 1997. - С.113-120.
71. Хоршева, Н.А.Особенности взаимосвязи некоторых компонентов
сенсомоторики с коммуникативной функцией речи у младших школьников с задержкой психического развития : автореферат дис. ... канд псих. наук : 19.00.10 / Хоршева Наталья Александровна. - Нижний Новгород.- 2010. - 26 с.
72. Цветкова, Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление / Л. С. Цветкова. - М.: "Юристь", 2001. - 256с.
73. Шипицына, Л. М. Психолого - педагогическое сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога / Л. М. Шипицына, Е. И.Казакова, М. А. Жданова.- М.,2003.-528с.
74. Щукин, А. В. Интеллектуально-личностные особенности детей с дисграфией в младшем школьном возрасте: дис. ... канд. псих. наук: 19.00.13 / Щукин Антон Владимирович.- СПб.- 2006.- 150c.
75. Шурыгина, И.А. Коррекция нарушений письма у учащихся младших классов с недоразвитием произвольной психической деятельности в общеобразовательной школе: Дис. канд. пед. наук: 13.00.03 / Шурыгина И.А.- Екатеринбург.- 2003.- 206 с.
76. Яковлева, Н.Н. Преодоление нарушений письменной речи [Электронный ресурс] / Н.Н. Яковлева. - СПб.: КАРО, 2011. - 160 с. - (ЭБС «IPRbooks»). - Режим доступа: http: //www.iprbookshop.ru/19456
77. Яковлев, С.Б. К вопросу об аграмматизмах на письме у школьников с тяжелыми нарушениями речи / С.Б. Яковлев // Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых. - Л.: Луч, 1997. - С. 66-74.
78. Яковлев, С.Б. Логопедическая работа по коррекции аграмматизмов в письме у учащихся школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи: Автореф. дис ... канд. пед. наук: 13.00.03. - СПб., 1988. - 20 с.
79. Ястребова, А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся
общеобразовательной школы/А.В.Ястребова.- М.:Просвещение,1984.- 159с.
80. Яструбинская, Е. А. Профилактика и коррекция дисграфии и дислексии у детей младшего школьного возраста / Яструбинская Е. А. // Логопедия, 2004.-№ 2.- С.60 - 70.