Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проявления нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с механической дислалией

Работа №156143

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы97
Год сдачи2023
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
29
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава I. Теоретический анализ проблемы изучения нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с механической дислалией
1.1. Развитие артикуляционного аппарата и формирование
звукопроизношения в онтогенезе 7
1.2. Классификация и механизмы дислалии у старших дошкольников. 15
1.3. Симптоматика и причины механической дислалии 19
Вывод по I главе 24
Глава II. Организация и методика обследования сформированности артикуляционного аппарата и звукопроизношения у дошкольников с механической дислалией 25
2.1. Организация и методика исследования артикуляционного аппарата и
звукопроизношения у старших дошкольников с механической дислалией 25
2.2. Анализ результатов экспериментальной работы по выявлению
особенностей сформированности артикуляционного аппарата и звукопроизношения у старших дошкольников с механической дислалией 35
2.3. Методические рекомендации по преодолению нарушений
звукопроизношения у дошкольников с механической дислалией 46
Вывод по главе II 47
Заключение 63
Список использованных источников 66
Приложения 72

Актуальность. В настоящее время отмечается устойчивая тенденция к увеличению численности речевых нарушений и усложнению структуры дефекта этих расстройств (Е.Ф. Архипова, Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева, Г.Н. Соломатина, Д.В. Уклонская и др.). Среди нарушений звукопроизношения механическая дислалия занимает особое место (М.Е. Хватцев, О.А. Токарева, О.В. Правдина, Ф.Ф. Рау, Г.В. Чиркина, Д.В. Уклонская, Н.Ю. Григоренко, Е.Е. Елоева и др.). Хотя, дислалия является относительно легким в плане коррекции расстройством произносительной стороны речи, механическая дислалия обусловлена расстройствами в строении периферического отдела речевого аппарата, что требует комплексного подхода в коррекции и зачастую не всегда успешно преодолевается, существенно снижая качество будущей жизни ребенка.
В свою очередь, родители таких детей не только порой не замечают нарушений произношения, а также нарушений в строении зубочелюстной системы и языка, вследствие чего зачастую поздно обращаются к логопеду, и не придают значения тому, что у ребенка нарушено произношение нескольких звуков, а ведь коррекция механической дислалии порой занимает большое количество времени, в том числе из-за необходимости длительного и дорогостоящего ортодонтического или хирургического лечения.
В связи с этим одним из первых специалистов, который может сообщить родителям о необходимости коррекции нарушений звукопроизношения и возможных приспособлениях, и манипуляциях, позволяющих скомпенсировать дефекты в строении зубочелюстной системы и языка, может стать врач-ортодонт, имеющий помимо медицинского, логопедическое образование. О целесообразности пропаганды основ логопедических знаний и тесной взаимосвязи ортодонта и учителя-логопеда указывают такие ученые как Е.Ф. Архипова, А.А. Трегуб, В.Д. Барбина, О.Ю. Пузикова, О.А. Минеева и др. Грамотно выстроенная система логопедической помощи в тесном взаимодействии с профилактической, просветительной и коррекционной работы ортодонта позволит существенно сократить сроки коррекции механической дислалии.
Конечно, если уж они обращаются к данному врачу за помощью, узнать о дефектах звукопроизношения у ребёнка и путях оптимизации коррекционных мероприятий становится полезным.
Объект исследования: звукопроизношение у дошкольников.
Предмет исследования: особенности звукопроизношения у детей с механической дислалией старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретическое обоснование и выявление проявлений механической дислалии у старших дошкольников с нарушениями в строении зубочелюстной системы, а также на основе выявленных особенностей создание методических рекомендаций к проведению логопедической работы с данной группой детей.
Задачи исследования:
1. Проанализировать специальную литературу, посвящённую вопросам проявления механической дислалии у детей старшего дошкольного возраста.
2. Провести анализ результатов исследования проявлений механической дислалии у старших дошкольников.
3. Изучить и выявить особенности звукопроизношения у старших дошкольников с механической дислалией и возможные сопутствующие нарушения, влияющие на звукопроизношение.
4. Разработать методические рекомендации по преодолению механической дислалии с учетом выявленных нарушений.
Гипотеза исследования: опираясь на знание структуры речевого дефекта у детей с механической дислалией, можно предположить, что у них помимо дефектов звукопроизношения, связанных с нарушениями в строении периферического отдела речевого аппарата, в ряде случаев есть отклонения в состоянии слухо-произносительной дифференциации фонем, а также отдельные расстройства кинетической и кинестетической организации артикуляционных движений, что необходимо учитывать в процессе комплексного медицинского и логопедического подхода в коррекции.
Теоретико-методологическая база исследования:
- положение о связи речеслухового и речедвигательного анализаторов (В.И. Бельтюков, О.В. Правдина);
- положение о комплексном подходе к диагностике нарушений речи, в частности механической дислалии (ортодонта, логопеда) (Л.С. Волкова, Г.В. Чиркина и др);
-принцип учета ведущей деятельности (Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева и др.);
-принцип смены видов деятельности.
Методы исследования (по Б.Г. Ананьеву):
1. теоретические: анализ специальной литературы по проблеме исследования.
2. организационные: комплексный, сравнительный.
3. эмпирические: анкетирование, констатирующий эксперимент.
4. интерпретационные: метод логического анализа.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и систематизации современных представлений в области изучения и преодоления механической дислалии.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные данные могут быть использованы специалистами, работающими с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения: разработаны практических рекомендации, буклеты для родителей и логопедов с описанием современных ортодонтических средств, миогимнастики, артикуляционная гимнастика «Веселый зоопарк». Предлагаемый практический материал позволит оптимизировать логопедическую работу, расширить возможности комплексного подхода к коррекции механической дислалии.
Организация исследования. База проведения эксперимента: ортодонтический кабинет в ООО «Центр-М».
Этапы исследования:
На первом этапе проводилась беседа с родителями чтобы установить цель визита к ортодонту, наличие жалоб на звукопроизношение и бралось письменное разрешение на исследование состояния звукопроизношения ребенка логопедом и анатомического строения артикуляционного аппарата, а также на лечение ортодонтом, проводилось анкетирование родителей.
На втором этапе проводилось обследование состояния звукопроизношения, артикуляционной моторики и анатомического строения периферического отдела артикуляционного аппарата с целью выявления детей дошкольного возраста с механической дислалией, а также определения характера нарушений звукопроизношений и возможных механизмов данного расстройства. Выявленные нарушения заносились в индивидуальные протоколы. Также проводился анализ полученных данных и их интерпретация с целью разработки направлений и содержания дальнейшей логопедической работы и возможной помощи в виде ортодонтического лечения в данном возрасте для сокращения сроков логопедической работы.
На третьем этапе проводилось консультирование родителей по поводу возможной ортодонтической и логопедической помощи детям, а также обобщались и оформлялись результаты исследования.
Структура и объем ВКР: она состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы, включающего 47 наименований и приложения. Исследование проиллюстрировано 2 таблицами, 10-ю рисунками. Основной объем выпускной квалификационной работы составил 69 страниц, общий объем (с приложением) составил 97 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ специальной литературы по проблеме исследования показал, что среди нарушений звукопроизношения механическая дислалия занимает особое место. Существуют разные классификации дислалии. Хотя, дислалия является относительно легким в плане коррекции расстройством произносительной стороны речи, механическая дислалия обусловлена расстройствами в строении периферического отдела речевого аппарата, что требует комплексного подхода в коррекции и зачастую не только занимает больше времени, которое специалисты тратят на коррекцию, но и не всегда успешно преодолевается, существенно снижая качество будущей жизни ребенка. В связи с этим исследование возможной взаимосвязи на диагностическом и коррекционном этапах таких специалистов как ортодонт и логопед с целью реализации комплексного подхода к диагностике и коррекции механической дислалии, не теряет своей актуальности.
Для достижения поставленной в исследовании цели и реализации задач, в рамках проведения констатирующего эксперимента мы отобрали 20 детей в возрасте 5,5-6 лет, из числа которых сформировали экспериментальную группу с механической дислалией, с нарушениями в анатомическом строении периферического отдела речевого аппарата.
В методику констатирующего эксперимента были включены 5 заданий, направленных на исследование звукопроизношения, анатомического строения речевого аппарата, слухо-произносительной дифференциации фонем, кинестетической и кинетической основы двигательного акта.
Анатомическое строение периферического отдела речевого аппарата у детей ЭГ имело те или иные отклонения, которые у детей с механической дислалией повлияли на состояние звукопроизношения. В то же время известно, что даже без ортодонтической помощи в большинстве случаев удается добиться правильного произношения при механической дислалии. С другой стороны, если не произошла спонтанная компенсация звукопроизношения, то преодолеваться механическая дислалия может достаточно сложно и долго.
Более частотными у детей были нарушения зубочелюстной системы, в связи с чем родители этих детей и обращались к ортодонту.
У детей с механической дислалией нарушения звукопроизношения касались 1-2 групп звуков, то есть у них отмечались мономорфные (в 30% случаев) и полиморфные (в 70% случаев) расстройства звукопроизношения.
Среди расстройств звукопроизношения чаще всего у детей с механической дислалией встречались нарушения произношения сонорных звуков позднего онтогенеза, при этом расстройства затрагивали чаще один из звуков группы (твердый), также в 40% случаев отмечались нарушения произношения шипящих, в 30%-свистящих. Все звукопроизносительные расстройства у детей ЭГ были обусловлены нарушениями в строении зубочелюстной системы и языка.
Слухо-произносительная дифференциация фонем была сформирована неплохо у детей ЭГ, хотя дети с механической дислалией продемонстрировали более низкие балльные результаты по сравнению с другими заданиями. Больше всего затруднений у них наблюдалось при дифференциации звонких и глухих, а также сонорных [Р] и [Л].
Среди дефектов произношения у детей с механической дислалией преобладали замены и пропуски звуков над искажениями.
У детей обеих групп отмечались трудности кинестетической организации двигательного акта, что в большей мере проявлялось в затруднениях в определении положения языка при произнесении согласных звуков. Кинетическая основа двигательного акта была сформирована лучше по сравнению с кинестетической, очевидно, зрительный контроль существенно облегчал детям выполнение заданий. Детей с механической дислалией мы условно поделили на 2 подгруппы в зависимости от уровня выполнения всех заданий методики. Они находились на среднем и ниже среднего уровнях по результатам выполнения всех заданий методики.
В I подгруппу (уровень выше среднего) оказались 14 детей с механической дислалией. Их отличало:
- нарушения в строении периферического отдела речевого аппарата,
- дефекты произношения одной группы звуков,
- нарушения дифференциации фонем по не более, чем одному дифференциальному признаку,
- трудности определения положения языка при выполнении отдельных упражнений.
Во II подгруппу (средний уровень) вошли 6 детей ЭГ. Их отличало:
- нарушения в строении периферического отдела речевого аппарата,
- полиморфные нарушения звукопроизношения,
- более частотные ошибки в слухо-произносительной дифференциации фонем по более чем 1 признаку,
- недостатки в определении положении языка при произнесении согласных,
- отдельные трудности при исследовании кинетической организации движений.
В заключительной части исследования были описаны методические рекомендации, которые могут быть использованы родителями и логопедами. Эти методические рекомендации связаны с использованием специальных ортодонтических систем, миогимнастики, подобраны дифференцированно, исходя из характера нарушений в строении периферического речевого аппарата, а также описаны упражнения для развития фонематического восприятия, подвижности артикуляционного аппарата, исходя из выявленных в ходе констатирующего эксперимента недостатков. Можно предположить, что использование данных рекомендаций в рамках комплексного подхода (участие логопеда, ортодонта, вовлечение родителей) позволит ускорить коррекцию механической дислалии.
Помимо дефектов звукопроизношения, связанных с нарушениями в строении периферического отдела речевого аппарата, в ряде случаев у детей с механической дислалией были выявлены отклонения в состоянии слухо-произносительной дифференциации фонем, а также отдельные расстройства кинетической и кинестетической организации артикуляционных движений, что необходимо учитывать в процессе комплексного медицинского (ортодонтического и хирургического) и логопедического подхода в коррекции.
В рамках проведенного исследования мы разработали артикуляционную гимнастику «Веселый зоопарк», 2 буклета с артикуляционной гимнастикой и описанием современных ортодонтических средств коррекции нарушений прикуса и приемами миогимнастики, что должно позволить не только расширить представления логопедов, а также родителей в области комплексного подхода к коррекции механической дислалии, но и позволит пропагандировать современные приемы логопедической и ортодонтической работы, особенно для тех родителей, которые не замечают нарушений речи и зубо-челюстной системы своих детей или не владеют информацией о способах их коррекции.
Таким образом цель исследования достигнута, задачи его решены, гипотеза подтверждена.



1. Аболмасов, Н.Г., Аболмасов Н.Н. Ортодонтия: учеб. пособие. - М.: Медицина, 2021. 415 с.
2. Архипова, Е.Ф. Миофункциональная коррекция и профилактика нарушений звукопроизношения: конспекты логопедических занятий. - Москва: Изд-во В. Секачев, 2020. 94 с.
3. Атепалихина, А.А., Башмакова, С.Б. Клинико-лингвистический подход к дифференциации речевых нарушений детей с челюстно-лицевой патологией //Наука вчера, сегодня, завтра. - 2017. - №7 (41) - с.38-44.
4. Ахутина, Т.В. Методы нейропсихологического обследования детей 6-9 лет. -Москва: В.Секачев, 2020, 280 с.
5. Байрамова, Л.Н., Фатихова, Л.Г. Связь речевых нарушений с соматическими дисфункциями у детей в молочном, сменном и постоянном прикусе //Стоматология 21 века: материалы международной научно-практической конференции. - Казань, 2016. - с. 41-46.
6. Волосовец, Т.В., Горина, Н.В., Зверева, Н.И. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений и др./ Под ред. Т.В.Волосовец. - Москва: Издательский центр «Академия», 2000 - 200 с.
7. Воропаева, И.Е. Взаимосвязь орофоциально-миофункциональных патологий и логопедических нарушений // Перспективы развития миофункциональной терапии в медицине. материалы международного конгресса.МГМУ им.И.М.Сеченова. -Москва, 2018. - с. 21-27.
8. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Москва: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. - 471 с.
9. Григоренко, Н.Ю. Преодоление произносительных расстройств у детей с аномалиями органов артикуляции: Автореф. дисс. .. .канд.пед.наук.- Москва: МПГУ, 2005- 21 с.
10. Григоренко, Н.Ю., Стебелькова М.Л. Взаимосвязь клинического и логопедического воздействия в процессе реализации артикуляционных условий и коррекции нарушений звукопроизношения у детей с аномалиями зубочелюстной системы и ротовой полости // Педиатрия. Журнал им.Г.Н.Сперанского. - 2020. Т.99. - №4. - с.126-132.
11. Гриншпун, Б.М. Дислалия // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений: в 2 тт. Т.1/ Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. -Москва: ВЛАДОС, 1997. -560 с.Ч.1. c.108-120.
12. Елоева, Е.Е. Комплексная диагностика логопеда в формировании
зубочелюстных аномалий совместно с врачом-ортодонтом // Перспективы развития миофункциональной терапии в медицине: материалы
международного конгресса. - Москва: Изд-во института имени
И.М.Сеченова, 2018. - с.51-54.
13. Елохина, А.А., Моругина, В.В. Изучение речевого статуса ребенка дошкольного возраста с дислалией //Международный студенческий научный вестник. - 2018. - №3-6. - с. 781-783.
14. Исааксон, К.Г., Мюр, Дж.Д., Рид, Р.Т. Съемные ортодонтические аппараты пер. с англ. - Москва: Медпресс-информ, 2021. - 144 с.: ил.
15. Козлова, М.И. Обследование артикуляционного аппарата //http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/122-raznoe/7616-2015-04-16-14-12- 38.html(дата обращения: 11.01.2023)
16. Куссмауль, А. Общее учение о косноязычии// Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений: в 2 тт. Т.!/ Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. -Москва: ВЛАДОС, 1997. -560 с.Ч.!. c.8-13.
17. Лалаева, Р.И. Методика психолингвистического исследования
нарушений устной речи детей - М., 2004//
https://pedlib.rU/Books/5/0026/index.shtml (дата обращения: 11.01.2023)
18. Мартынова, Р.И. Медико-психологическая характеристика дислалии и дизартрии // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений: в 2 тт. Т.1/ Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. -Москва: ВЛАДОС, 1997. -560 с.Ч.1. c.22-29.
19. Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. - Москва: Просвещение, 1992. - 95 с.
20. Маяцкая, Н.К., Болкунова, Е.В., Бабахина, С.В. К проблеме диагностики звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста при дислалии //Инновационные исследования: проблемы внедрения результатов и направления развития: сб.статей междун.науч.-практич.конф.- Уфа: «ОМЕГА-САЙНС», 2016. - с.184-186.
21. Мелехова, Л.В. Дифференциация дислалий // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений: в 2 тт. Т.1/ Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. -Москва: ВЛАДОС, 1997. -560 с. Ч.1. c.29-33.
22. Основы теории и практики логопедии/Под ред. Р.Е.Левиной. -
Москва, 1968. - с. 271-337.
23. Очерки патологии речи и голоса/Под ред. С.С.Ляпидевского. -
Москва, 1963. - с. 34-48.
24. Правдина, О.В. Дислалия // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений: в 2 тт. Т.1/ Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. -Москва: ВЛАДОС, 1997. -560 с. Ч.1. c.87-93.
25. Правдина, О.В. Логопедия. - Москва, 1969. - с. 82-88, 98-104.
26. Пузикова, О.Ю., Минеева, О.А. Прикладное значение основ логопедии в практической деятельности стоматолога //Современные достижения стоматологии/ Под ред.Л.М.Железнова. - Москва, 2018, с.87-90.
27. Расстройства речи у детей и подростков/Под ред. С.С. Ляпидевского.- Москва, 1969. - с. 100-128.
28. Рау, Ф.Ф. Приемы исправления недостатков произношения фонем // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений: в 2 тт. Т.1/ Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. -Москва: ВЛАДОС, 1997. -560 с.Ч.1. c.33-68.
29. Селиверстов, В.И. Понятийно-терминологический словарь
логопеда/Под ред. В.И. Селиверстова. - Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. - 400 с.
30. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи
дошкольников. - Москва: МПСИ,2001. -581 с.
31. Спирова, Л.Ф., Ястребова, А.В. Нарушения речи у детей // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений: в 2 тт. Т.1/ Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. -Москва: ВЛАДОС, 1997. -560 с.Ч.1. c.96-102.
32. Спирова, Л.Ф., Ястребова, А.В. Учителю о детях с нарушениями речи. - Москва, 1985. -170 с.
33. Токарева О.А. Функциональные дислалии // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений: в 2 тт. Т.1/ Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. -Москва: ВЛАДОС, 1997. -560 с.Ч.1. c.76-84.
34. Токаревич, И.В. Общая ортодонтия: учеб. пособие / И.В. Токаревич, Н.В. Корхова, И.В. Москалева, Л.В. Кипкаева, Т.В. Терехова, Д.В. Хандогий, Ю.Я. Наумович, С.С. Денисов. - Минск: БГМУ, 2015. - 219 с.
35. Трегуб, А.А, Барбина, В.Д. Психолого-педагогическое сопровождение детей с дислалией // здоровьесберегающие6 и коррекционные технологии в современном образовательном пространстве. Сборник научных трудов. - Магнитогорск, 2020. - с.269-273.
36. Уклонская Д.В., Агаева, В.Е. Основные направления логопедической коррекции произносительной стороны речи при врожденных и приобретенных дефектах и деформациях челюстно-лицевой области // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. -2016. - Т.22. - №3. - с.218-221.
37. Уклонская, Д.В. Методика восстановления речи при приобретенных анатомических дефектах и деформациях челюстно-лицевой области //Восстановление речи при приобретенных анатомических дефектах и деформациях челюстно-лицевой области. -Москва, 2017, с.68-99.
38. Филичева, Т.Б., Чевелева, Н.А. Дислалия у детей // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений: в 2 тт. Т.1/ Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. -Москва: ВЛАДОС, 1997. -560 с.Ч.1. c.102-108.
39. Филичева, Т.Б., Чевелева, Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. - Москва, 1987. - 260 с.
40. Флёрова, Ж.М. Логопедия. -Ростов-на-Дону, изд-во «Феникс», 2000. - с. 5-24.
41. Фотекова, Т.А., Ахутина, Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов. - М.: АРКТИ, 2002. - 136 с: ил. - (Библиотека практикующего логопеда)
42. Харке, В.В. Эффективность артикуляционной миогимнастики при
ортодонтическом лечении аномалий окклюзии у детей с нарушениями звукопроизношения: автореф.дисс. . ..канд.миед.наук /Волгоградский
государственный университет. -Волгоград, 2007. - 21 с.
43. Хватцев, М.Е. Общее учение о косноязычии // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений: в 2 тт. Т.1/ Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. -Москва: ВЛАДОС, 1997. -560 с.Ч.1. с. 13-17.
44. Хмелькова, Е.В., Караваева, В.А. К вопросу дифференциальной диагностики дислалий и дизартрий // Актуальные вопросы современной науки и образования. Сборник научных статей. - Киров, 2020. - с. 799-806.
45. Хорошилкина, Ф.Я., Френкель, Л.М. Малыгин, Ю.М. и др. Диагностика и функциональное лечение зубочелюстно-лицевых аномалий. - Москва: Медицина, 1987. -304 с.
46. Чиркина, Г.В. Методы обследования речи детей/ Под ред. Г.В. Чиркиной. - Москва: АРКТИ, 2003 - 240 с.
47. Чиркина, Г.В. Основы логопедической работы с детьми: учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов пед.уч./Под общей редакцией д.п.н., профессора Г.В. Чиркиной. - Москва: АРКТИ, 2002 - 200 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ