Психологическая коррекция профессиональных кризисов людей зрелого возраста
|
Введение 3
Глава I Аналитический обзор литературы по теме кризиса профессиональной
деятельности людей зрелого возраста 8
1.1 Подходы к периодизации возрастного развития 8
1.2 Понятие «кризис» в психологии 13
1.3 Понятие кризиса профессионального развития 22
Выводы по первой главе 28
Глава II Эмпирическое исследование кризисного состояния мужчин и
женщин, испытывающих трудности в профессиональной деятельности 29
2.1 Описание исследования: выборка, обзор применяемых методик 29
2.2 Обработка данных и интерпретация результатов 38
Выводы по второй главе 56
Глава III Психологическая коррекция профессиональных кризисных состояний мужчин и женщин 58
3.1 Использование арт-терапии как метода психологической коррекции
профессионального кризиса 58
3.2 Содержание программы психокоррекции 64
3.3 Профилактика эмоционального выгорания в условиях
профессиональной деятельности в организации 69
Выводы по третьей главе 77
Заключение 78
Список литературы 81
Приложения 90
Глава I Аналитический обзор литературы по теме кризиса профессиональной
деятельности людей зрелого возраста 8
1.1 Подходы к периодизации возрастного развития 8
1.2 Понятие «кризис» в психологии 13
1.3 Понятие кризиса профессионального развития 22
Выводы по первой главе 28
Глава II Эмпирическое исследование кризисного состояния мужчин и
женщин, испытывающих трудности в профессиональной деятельности 29
2.1 Описание исследования: выборка, обзор применяемых методик 29
2.2 Обработка данных и интерпретация результатов 38
Выводы по второй главе 56
Глава III Психологическая коррекция профессиональных кризисных состояний мужчин и женщин 58
3.1 Использование арт-терапии как метода психологической коррекции
профессионального кризиса 58
3.2 Содержание программы психокоррекции 64
3.3 Профилактика эмоционального выгорания в условиях
профессиональной деятельности в организации 69
Выводы по третьей главе 77
Заключение 78
Список литературы 81
Приложения 90
Актуальность исследования: Проблема профессиональных кризисов является актуальной и является предметом обсуждения в работах таких авторов, как Л. А. Головей, В. Р. Манукян, М. Д. Петраш, Э. Ф. Зеер, Н. О. Садовникова и другие.
Протекание профессионального кризиса нередко совпадает по времени с возрастным кризисом развития личности. В период зрелости можно рассматривать как минимум три кризиса: кризис встречи со взрослостью, который связан с началом профессиональной деятельности человека, кризис 30 лет и кризис «середины жизни», который относят к 40-45 годам. Привязка кризисов к календарному возрасту является условной, так как существует несовпадение темпов развития у разных людей. В большинстве случаев жизнь зрелого человека неразрывна связана с профессиональной деятельностью, поэтому рассматривать профессиональный кризис в отрыве от нормативных кризисов личности будет некорректным.
Однако психология развития относительно недавно перешла от исследования психологии детских возрастов к исследованию психологии развития личности на протяжении всей жизни. Поскольку это относительно еще новое направление отсутствует четкое представление о границах возрастов взрослых, их количестве и протяжённости, также неясны кризисы взрослости, их содержание. До сих пор продолжаются дискуссии о нормативных сроках кризисов взрослости и их неизбежности.
Актуальность исследования периода зрелости объясняется тем, что это наиболее продуктивный период жизнедеятельности человека. Важно уделить внимание специфическим задачам развития во взрослости - это проблема профессиональной самореализации, карьеры и творчества, а также способам преодоления нормативных кризисов, экологическое сопровождение помощи в кризисные периоды взрослого человека.
Карьера является одной из областей жизнедеятельности, реализуясь в которой человек получает удовлетворение от жизни. Тот факт, что эмоциональное выгорание часто сопровождается симптоматикой расстройства физического и психического здоровья, представляет интерес рассмотрения синдрома в контексте удовлетворенностью жизнью. Однако в отечественной литературе мало источников, свидетельствующих о корреляции между проблемами в профессиональной сфере и состоянием удовлетворённости жизнью. Некоторые авторы выбирают удовлетворенность человеком своей жизнью в качестве критерия позитивных либо негативных изменений в течение возрастного развития.
Таким образом хотелось бы рассмотреть, как уровень эмоционального выгорания может отразиться на степени удовлетворенности жизнью, определить есть ли здесь какие-то закономерности. Помимо исследовательских целей интерес представляет использование арт-терапии в целях коррекции кризисного состояния личности. Поэтому будет целесообразно исследовать методы психологической коррекции синдрома эмоционального выгорания и составить программу психологической коррекции, для дальнейшего ее использования психологами в своей практической работе.
Методологическая основа исследования
Цель исследования: разработать программу психологической коррекции синдрома эмоционального выгорания, как формы проявления профессионального кризиса.
Объект исследования: психоэмоциональное состояние профессионального кризиса у мужчин и женщин в возрасте от 25 до 45 лет.
Предмет исследования: методы коррекции синдрома эмоционального выгорания, как формы проявления профессионального кризиса, с помощью арт-терапии.
Гипотеза исследования: предполагается, что проявление профессионального кризиса взаимосвязано с проявлением общей неудовлетворенностью жизнью.
Задачи исследования:
1. Провести аналитический обзор литературы по проблеме кризиса профессиональной деятельности людей зрелого возраста.
2. Изучить и описать психоэмоциональное состояние мужчин и женщин, проживающих профессиональный кризис.
3. Изложить методологические основы психотерапевтической программы преодоления профессионального кризиса с использование арт- терапии.
4. Разработать программу психологической коррекции кризисного состояния личности.
5. Представить основные положения профилактики кризисных
состояний в профессиональной сфере .
Методы исследования: в ходе исследования были использованы теоретические (анализ научной литературы), эмпирические (опрос, тестирование) и интерпретационные методы исследования.
Методики исследования:
1. Пятифакторный опросник личности 5PFQ (русскоязычная адаптация А. Б. Хромова японской адаптации 5PFQ).
2. Опросник «Индекс жизненной удовлетворенности», разработанный Бернисом Ньюгартеном с коллегами, русскоязычная адаптация сделана Н. В. Паниной в 1993 году.
3. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания, предложенная Виктором Бойко.
4. Дифференциально-диагностический опросник, разработанный Е. А. Климовым в 1984 году для профориентации подростков и взрослых. В исследовании использовалась современная версия опросника в модификации А. А. Азбель.
Теоретическую базу исследования составляют работы российских и зарубежных учёных в области теории кризиса, в частности, таких специалистов, как А. Адлер, З. Фрейд, Э. Эриксон, А. Маслоу, Л. С. Выготский, В. И. Слободчиков, Ф. Е. Василюк, Э. Ф. Зеер и др.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
Данная работа позволяет внести вклад в изучение проблемы профессиональных кризисов: особенностей протекания у людей зрелого возраста и применения методов психокоррекционной работы, основанных на арт-терапии.
Научная новизна работы заключается в том, что в настоящее время содержание и возрастные рамки кризисов взрослости остаются предметом дискуссий ученых. Данная работа позволит внести свой вклад в описание профессиональных кризисов в период зрелости личности.
Практическая значимость исследования: определяется, в первую очередь, тем, что оно может способствовать эффективному поиску решений при психокоррекции профессиональных кризисов. Дипломная работа может быть использована на курсах повышения квалификации практических работников.
База исследования: базой исследования является сеть Интернет.
Этапы исследования:
Исследование производилось в 2 этапа:
Первый этап (январь 2019 - декабрь 2019): подобраны и изучены научные данные по проблеме профессиональных кризисов людей зрелого возраста и актуальности проблемы, проанализированы различные методики диагностики эмоционального выгорания, рассмотрены причины, которые могут вызвать синдром эмоционального выгорания, и как следствие проанализированы диагностики особенностей личности человека, диагностики, определяющие уровень удовлетворенностью жизнью, с целью выработки рекомендаций по преодолению кризисного состояния, проанализированы диагностики профессиональной направленности личности и типы мышления личности, отобраны адаптированные для России и подходящие по возрасту и полу методики, изучены особенности использования методов арт-терапии при психокоррекции кризисных состояний личности.
Второй этап (январь 2020 - декабрь 2020): проведено исследование особенностей личности, уровня эмоционального выгорания, индекса жизненной удовлетворенности, профессиональной направленности мужчин и женщин в возрасте от 25 до 45 лет, разработана программа преодоления профессионального кризиса и разработаны некоторые персональные рекомендации, описаны результаты исследования.
Структура и объём работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы в количестве 103 источников (из них 5 на иностранном языке). Текст изложен на 116 страницах, включает 17 таблиц, 17 рисунков, 5 приложений. В 1 главе описаны теоретические аспекты проблем кризиса развития и профессионального кризиса в зрелом возрасте, рассмотрены подходы к периодизации возрастного развития, во 2 главе описано исследование уровня эмоционального выгорания, модели личности испытуемых, уровня жизненной удовлетворенности и профессиональной направленности людей зрелого возраста, в 3 главе описаны научно-методические основы программы психологической коррекции состояния профессионального кризиса указанной ранее возрастной группы.
Протекание профессионального кризиса нередко совпадает по времени с возрастным кризисом развития личности. В период зрелости можно рассматривать как минимум три кризиса: кризис встречи со взрослостью, который связан с началом профессиональной деятельности человека, кризис 30 лет и кризис «середины жизни», который относят к 40-45 годам. Привязка кризисов к календарному возрасту является условной, так как существует несовпадение темпов развития у разных людей. В большинстве случаев жизнь зрелого человека неразрывна связана с профессиональной деятельностью, поэтому рассматривать профессиональный кризис в отрыве от нормативных кризисов личности будет некорректным.
Однако психология развития относительно недавно перешла от исследования психологии детских возрастов к исследованию психологии развития личности на протяжении всей жизни. Поскольку это относительно еще новое направление отсутствует четкое представление о границах возрастов взрослых, их количестве и протяжённости, также неясны кризисы взрослости, их содержание. До сих пор продолжаются дискуссии о нормативных сроках кризисов взрослости и их неизбежности.
Актуальность исследования периода зрелости объясняется тем, что это наиболее продуктивный период жизнедеятельности человека. Важно уделить внимание специфическим задачам развития во взрослости - это проблема профессиональной самореализации, карьеры и творчества, а также способам преодоления нормативных кризисов, экологическое сопровождение помощи в кризисные периоды взрослого человека.
Карьера является одной из областей жизнедеятельности, реализуясь в которой человек получает удовлетворение от жизни. Тот факт, что эмоциональное выгорание часто сопровождается симптоматикой расстройства физического и психического здоровья, представляет интерес рассмотрения синдрома в контексте удовлетворенностью жизнью. Однако в отечественной литературе мало источников, свидетельствующих о корреляции между проблемами в профессиональной сфере и состоянием удовлетворённости жизнью. Некоторые авторы выбирают удовлетворенность человеком своей жизнью в качестве критерия позитивных либо негативных изменений в течение возрастного развития.
Таким образом хотелось бы рассмотреть, как уровень эмоционального выгорания может отразиться на степени удовлетворенности жизнью, определить есть ли здесь какие-то закономерности. Помимо исследовательских целей интерес представляет использование арт-терапии в целях коррекции кризисного состояния личности. Поэтому будет целесообразно исследовать методы психологической коррекции синдрома эмоционального выгорания и составить программу психологической коррекции, для дальнейшего ее использования психологами в своей практической работе.
Методологическая основа исследования
Цель исследования: разработать программу психологической коррекции синдрома эмоционального выгорания, как формы проявления профессионального кризиса.
Объект исследования: психоэмоциональное состояние профессионального кризиса у мужчин и женщин в возрасте от 25 до 45 лет.
Предмет исследования: методы коррекции синдрома эмоционального выгорания, как формы проявления профессионального кризиса, с помощью арт-терапии.
Гипотеза исследования: предполагается, что проявление профессионального кризиса взаимосвязано с проявлением общей неудовлетворенностью жизнью.
Задачи исследования:
1. Провести аналитический обзор литературы по проблеме кризиса профессиональной деятельности людей зрелого возраста.
2. Изучить и описать психоэмоциональное состояние мужчин и женщин, проживающих профессиональный кризис.
3. Изложить методологические основы психотерапевтической программы преодоления профессионального кризиса с использование арт- терапии.
4. Разработать программу психологической коррекции кризисного состояния личности.
5. Представить основные положения профилактики кризисных
состояний в профессиональной сфере .
Методы исследования: в ходе исследования были использованы теоретические (анализ научной литературы), эмпирические (опрос, тестирование) и интерпретационные методы исследования.
Методики исследования:
1. Пятифакторный опросник личности 5PFQ (русскоязычная адаптация А. Б. Хромова японской адаптации 5PFQ).
2. Опросник «Индекс жизненной удовлетворенности», разработанный Бернисом Ньюгартеном с коллегами, русскоязычная адаптация сделана Н. В. Паниной в 1993 году.
3. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания, предложенная Виктором Бойко.
4. Дифференциально-диагностический опросник, разработанный Е. А. Климовым в 1984 году для профориентации подростков и взрослых. В исследовании использовалась современная версия опросника в модификации А. А. Азбель.
Теоретическую базу исследования составляют работы российских и зарубежных учёных в области теории кризиса, в частности, таких специалистов, как А. Адлер, З. Фрейд, Э. Эриксон, А. Маслоу, Л. С. Выготский, В. И. Слободчиков, Ф. Е. Василюк, Э. Ф. Зеер и др.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
Данная работа позволяет внести вклад в изучение проблемы профессиональных кризисов: особенностей протекания у людей зрелого возраста и применения методов психокоррекционной работы, основанных на арт-терапии.
Научная новизна работы заключается в том, что в настоящее время содержание и возрастные рамки кризисов взрослости остаются предметом дискуссий ученых. Данная работа позволит внести свой вклад в описание профессиональных кризисов в период зрелости личности.
Практическая значимость исследования: определяется, в первую очередь, тем, что оно может способствовать эффективному поиску решений при психокоррекции профессиональных кризисов. Дипломная работа может быть использована на курсах повышения квалификации практических работников.
База исследования: базой исследования является сеть Интернет.
Этапы исследования:
Исследование производилось в 2 этапа:
Первый этап (январь 2019 - декабрь 2019): подобраны и изучены научные данные по проблеме профессиональных кризисов людей зрелого возраста и актуальности проблемы, проанализированы различные методики диагностики эмоционального выгорания, рассмотрены причины, которые могут вызвать синдром эмоционального выгорания, и как следствие проанализированы диагностики особенностей личности человека, диагностики, определяющие уровень удовлетворенностью жизнью, с целью выработки рекомендаций по преодолению кризисного состояния, проанализированы диагностики профессиональной направленности личности и типы мышления личности, отобраны адаптированные для России и подходящие по возрасту и полу методики, изучены особенности использования методов арт-терапии при психокоррекции кризисных состояний личности.
Второй этап (январь 2020 - декабрь 2020): проведено исследование особенностей личности, уровня эмоционального выгорания, индекса жизненной удовлетворенности, профессиональной направленности мужчин и женщин в возрасте от 25 до 45 лет, разработана программа преодоления профессионального кризиса и разработаны некоторые персональные рекомендации, описаны результаты исследования.
Структура и объём работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы в количестве 103 источников (из них 5 на иностранном языке). Текст изложен на 116 страницах, включает 17 таблиц, 17 рисунков, 5 приложений. В 1 главе описаны теоретические аспекты проблем кризиса развития и профессионального кризиса в зрелом возрасте, рассмотрены подходы к периодизации возрастного развития, во 2 главе описано исследование уровня эмоционального выгорания, модели личности испытуемых, уровня жизненной удовлетворенности и профессиональной направленности людей зрелого возраста, в 3 главе описаны научно-методические основы программы психологической коррекции состояния профессионального кризиса указанной ранее возрастной группы.
По результатам выполнения аналитического обзора литературы отечественных и зарубежных авторов (глава 1) по теме профессионального кризиса людей зрелого возраста можно заключить следующие положения.
Существует несколько подходов к периодизации жизненного цикла человека, в зависимости от систем отсчета, применяемых для классификации. Такие авторы как Л. С. Выготский, Р. Заззо, Д. Б. Эльконин, П. П. Блонский, З. Фрейд, Ж. Пиаже, Э. Эриксон и другие предпринимали попытки к периодизации возрастного развития. И если в периодизации детского и юношеского развития можно проследить различимые стадии развития, то период взрослости сложнее поддается периодизации. Изменения мышления, поведения и личности взрослого человека в незначительной степени обусловлены изменениями в организме; в гораздо большей степени они определяются личными, социальными и культурными событиями или факторами. Для взрослых возрастов характерна неравномерность, гетерохронность индивидуальных темпов развития и созревания. Для исследования была принята функционально-стадиальная периодизация психического развития, разработанная Ю. Н. Карандашевым, в которой взрослость представлена тремя периодами: возраст ранней зрелости (20 -28 лет); возраст средней зрелости (28-34 года); возраст поздней зрелости (36-44 года).
Ряд исследователей считают кризис неотъемлемой частью личностного развития и что он возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости, как источник силы, так и источник недостаточной социальной адаптации. Задача человек состоит в том, чтобы он адекватно разрешал любой кризис, и тогда у него будет вероятность подойти к дальнейшей стадии становления более адаптивной и зрелой личностью.
Проблема кризисов профессионального развития разбирается в работах Л. И. Анцыферовой, Н. С. Глуханюк, Э. Ф. Зеера, Е. Л. Климова, А. К. Марковой, Н. С. Пряжникова, Э. Э. Сыманюк, А. Р. Фонарёва и иных исследователей. Так, А. К. Маркова, изучая процесс профессионализации, подчеркивает, что кризисы могут происходить постоянно в течение всей жизни. Кризисы выражаются в изменении темпа и направления профессионального развития и сопутствуются перестройкой и смысловых, и операциональных структур.
В ситуации профессионального кризиса происходят изменения в ценностно-смысловой сфере личности, в частности, в системе смысложизненных ориентаций. Кроме нормативных кризисов есть также и ненормативные, происхождение которых обуславливается жизненными обстоятельствами. Подобные события, как вынужденное сокращение, перепрофилирование, замена места жительства, перерывы в работе, сопряжённые с рождением детей, утрата трудоспособности, вызывают мощные эмоциональные переживания и часто приобретают четко выраженный переломный характер.
Во 2 главе эмпирическое исследование синдрома «эмоционального выгорания» как одного из наиболее тяжелых видов профессионального кризиса.
Исследование проводилось на группе взрослых людей, испытывающих профессиональные трудности. Было выяснено, что у большинства испытуемых (90%) наблюдается та или иная фаза эмоционального выгорания. Респонденты были разделены по этапам взрослости и был вычислен средний итоговый показатель синдрома эмоционального выгорания по периодам взрослости. Кроме этого, в рамках работы были исследованы факторы личности. Выяснилось, что 36,7% опрошенных имеют направленность психики на интроверсию, и так же 36,7% - направленность на экстраверсию, 26,7% респондентов имеют средние значения по шкале «интроверсия - экстраверсия». Для лиц, имеющих выраженный интровертированный характер можно предположить взаимосвязь их личностных характеристик и проявление эмоционального выгорания. Возможно профессия предъявляет для них требования по коммуникации, превышающие их способности.
Для проверки гипотезы исследования о взаимосвязи проявления профессионального кризиса и общей неудовлетворенности жизнью был оценен индекс жизненной удовлетворенности взрослых. И, как и предполагалось в гипотезе исследования, существует зависимость между этими параметрами. Можно наблюдать, что при увеличении суммарного показателя синдрома эмоционального выгорания индекс удовлетворенности жизнью падает. И наоборот, видно, что при уменьшении значений выраженности симптоматики выгорания, уровень удовлетворенности жизнью возрастает. Так же можно заменить неравномерное проявление профессионального кризиса по мере увеличения возраста испытуемых. Величина кризисного состояния проседает в периоде средней взрослости, здесь наблюдаются наименьшее проявление синдрома. В то же время выраженность выгорания среди лиц ранней взрослости несколько выше, а среди лиц из категории поздней взрослости достигает максимальных значений. Таким образом, гипотеза исследования нашла подтверждение.
В ходе выполнения работы была достигнута цель исследования - была разработана программа по психологической коррекции профессионального кризиса, она описана в 3 главе работы. В основу программы психокоррекции легли положения арт-терапии, методы которой хорошо зарекомендовали себя в работе с кризисными состояниями.
Существует несколько подходов к периодизации жизненного цикла человека, в зависимости от систем отсчета, применяемых для классификации. Такие авторы как Л. С. Выготский, Р. Заззо, Д. Б. Эльконин, П. П. Блонский, З. Фрейд, Ж. Пиаже, Э. Эриксон и другие предпринимали попытки к периодизации возрастного развития. И если в периодизации детского и юношеского развития можно проследить различимые стадии развития, то период взрослости сложнее поддается периодизации. Изменения мышления, поведения и личности взрослого человека в незначительной степени обусловлены изменениями в организме; в гораздо большей степени они определяются личными, социальными и культурными событиями или факторами. Для взрослых возрастов характерна неравномерность, гетерохронность индивидуальных темпов развития и созревания. Для исследования была принята функционально-стадиальная периодизация психического развития, разработанная Ю. Н. Карандашевым, в которой взрослость представлена тремя периодами: возраст ранней зрелости (20 -28 лет); возраст средней зрелости (28-34 года); возраст поздней зрелости (36-44 года).
Ряд исследователей считают кризис неотъемлемой частью личностного развития и что он возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости, как источник силы, так и источник недостаточной социальной адаптации. Задача человек состоит в том, чтобы он адекватно разрешал любой кризис, и тогда у него будет вероятность подойти к дальнейшей стадии становления более адаптивной и зрелой личностью.
Проблема кризисов профессионального развития разбирается в работах Л. И. Анцыферовой, Н. С. Глуханюк, Э. Ф. Зеера, Е. Л. Климова, А. К. Марковой, Н. С. Пряжникова, Э. Э. Сыманюк, А. Р. Фонарёва и иных исследователей. Так, А. К. Маркова, изучая процесс профессионализации, подчеркивает, что кризисы могут происходить постоянно в течение всей жизни. Кризисы выражаются в изменении темпа и направления профессионального развития и сопутствуются перестройкой и смысловых, и операциональных структур.
В ситуации профессионального кризиса происходят изменения в ценностно-смысловой сфере личности, в частности, в системе смысложизненных ориентаций. Кроме нормативных кризисов есть также и ненормативные, происхождение которых обуславливается жизненными обстоятельствами. Подобные события, как вынужденное сокращение, перепрофилирование, замена места жительства, перерывы в работе, сопряжённые с рождением детей, утрата трудоспособности, вызывают мощные эмоциональные переживания и часто приобретают четко выраженный переломный характер.
Во 2 главе эмпирическое исследование синдрома «эмоционального выгорания» как одного из наиболее тяжелых видов профессионального кризиса.
Исследование проводилось на группе взрослых людей, испытывающих профессиональные трудности. Было выяснено, что у большинства испытуемых (90%) наблюдается та или иная фаза эмоционального выгорания. Респонденты были разделены по этапам взрослости и был вычислен средний итоговый показатель синдрома эмоционального выгорания по периодам взрослости. Кроме этого, в рамках работы были исследованы факторы личности. Выяснилось, что 36,7% опрошенных имеют направленность психики на интроверсию, и так же 36,7% - направленность на экстраверсию, 26,7% респондентов имеют средние значения по шкале «интроверсия - экстраверсия». Для лиц, имеющих выраженный интровертированный характер можно предположить взаимосвязь их личностных характеристик и проявление эмоционального выгорания. Возможно профессия предъявляет для них требования по коммуникации, превышающие их способности.
Для проверки гипотезы исследования о взаимосвязи проявления профессионального кризиса и общей неудовлетворенности жизнью был оценен индекс жизненной удовлетворенности взрослых. И, как и предполагалось в гипотезе исследования, существует зависимость между этими параметрами. Можно наблюдать, что при увеличении суммарного показателя синдрома эмоционального выгорания индекс удовлетворенности жизнью падает. И наоборот, видно, что при уменьшении значений выраженности симптоматики выгорания, уровень удовлетворенности жизнью возрастает. Так же можно заменить неравномерное проявление профессионального кризиса по мере увеличения возраста испытуемых. Величина кризисного состояния проседает в периоде средней взрослости, здесь наблюдаются наименьшее проявление синдрома. В то же время выраженность выгорания среди лиц ранней взрослости несколько выше, а среди лиц из категории поздней взрослости достигает максимальных значений. Таким образом, гипотеза исследования нашла подтверждение.
В ходе выполнения работы была достигнута цель исследования - была разработана программа по психологической коррекции профессионального кризиса, она описана в 3 главе работы. В основу программы психокоррекции легли положения арт-терапии, методы которой хорошо зарекомендовали себя в работе с кризисными состояниями.
Подобные работы
- Психологическая программа развития самооценки женщин зрелого возраста в процессе фототерапии
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2023 - Половые различия переживания жизненного кризиса в раннем зрелом возрасте
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2022 - Самоактуализация личности и мотивация работающих пенсионеров в контексте удовлетворенности жизнью
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2021 - Развитие полоролевой идентичности в юношеском и зрелом возрасте (19.00.13)
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - Развитие полоролевой идентичности в юношеском и зрелом возрасте
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Гендерные особенности проявления перфекционизма в юношеском возрасте
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2018 - Особенности самооценки и коммуникативных способностей у представителей разных профессий (Организационная психология, Московский Финансово-Промышленный Университет «Синергия»)
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 3000 р. Год сдачи: 2021 - Акцентуаций характера подростков с отклоняющимся поведением (Социально-психологическая коррекция)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2024 - ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018



