Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическая коррекция профессиональных кризисов людей зрелого возраста

Работа №156142

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы116
Год сдачи2020
Стоимость4920 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
4
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I Аналитический обзор литературы по теме кризиса профессиональной
деятельности людей зрелого возраста 8
1.1 Подходы к периодизации возрастного развития 8
1.2 Понятие «кризис» в психологии 13
1.3 Понятие кризиса профессионального развития 22
Выводы по первой главе 28
Глава II Эмпирическое исследование кризисного состояния мужчин и
женщин, испытывающих трудности в профессиональной деятельности 29
2.1 Описание исследования: выборка, обзор применяемых методик 29
2.2 Обработка данных и интерпретация результатов 38
Выводы по второй главе 56
Глава III Психологическая коррекция профессиональных кризисных состояний мужчин и женщин 58
3.1 Использование арт-терапии как метода психологической коррекции
профессионального кризиса 58
3.2 Содержание программы психокоррекции 64
3.3 Профилактика эмоционального выгорания в условиях
профессиональной деятельности в организации 69
Выводы по третьей главе 77
Заключение 78
Список литературы 81
Приложения 90

Актуальность исследования: Проблема профессиональных кризисов является актуальной и является предметом обсуждения в работах таких авторов, как Л. А. Головей, В. Р. Манукян, М. Д. Петраш, Э. Ф. Зеер, Н. О. Садовникова и другие.
Протекание профессионального кризиса нередко совпадает по времени с возрастным кризисом развития личности. В период зрелости можно рассматривать как минимум три кризиса: кризис встречи со взрослостью, который связан с началом профессиональной деятельности человека, кризис 30 лет и кризис «середины жизни», который относят к 40-45 годам. Привязка кризисов к календарному возрасту является условной, так как существует несовпадение темпов развития у разных людей. В большинстве случаев жизнь зрелого человека неразрывна связана с профессиональной деятельностью, поэтому рассматривать профессиональный кризис в отрыве от нормативных кризисов личности будет некорректным.
Однако психология развития относительно недавно перешла от исследования психологии детских возрастов к исследованию психологии развития личности на протяжении всей жизни. Поскольку это относительно еще новое направление отсутствует четкое представление о границах возрастов взрослых, их количестве и протяжённости, также неясны кризисы взрослости, их содержание. До сих пор продолжаются дискуссии о нормативных сроках кризисов взрослости и их неизбежности.
Актуальность исследования периода зрелости объясняется тем, что это наиболее продуктивный период жизнедеятельности человека. Важно уделить внимание специфическим задачам развития во взрослости - это проблема профессиональной самореализации, карьеры и творчества, а также способам преодоления нормативных кризисов, экологическое сопровождение помощи в кризисные периоды взрослого человека.
Карьера является одной из областей жизнедеятельности, реализуясь в которой человек получает удовлетворение от жизни. Тот факт, что эмоциональное выгорание часто сопровождается симптоматикой расстройства физического и психического здоровья, представляет интерес рассмотрения синдрома в контексте удовлетворенностью жизнью. Однако в отечественной литературе мало источников, свидетельствующих о корреляции между проблемами в профессиональной сфере и состоянием удовлетворённости жизнью. Некоторые авторы выбирают удовлетворенность человеком своей жизнью в качестве критерия позитивных либо негативных изменений в течение возрастного развития.
Таким образом хотелось бы рассмотреть, как уровень эмоционального выгорания может отразиться на степени удовлетворенности жизнью, определить есть ли здесь какие-то закономерности. Помимо исследовательских целей интерес представляет использование арт-терапии в целях коррекции кризисного состояния личности. Поэтому будет целесообразно исследовать методы психологической коррекции синдрома эмоционального выгорания и составить программу психологической коррекции, для дальнейшего ее использования психологами в своей практической работе.
Методологическая основа исследования
Цель исследования: разработать программу психологической коррекции синдрома эмоционального выгорания, как формы проявления профессионального кризиса.
Объект исследования: психоэмоциональное состояние профессионального кризиса у мужчин и женщин в возрасте от 25 до 45 лет.
Предмет исследования: методы коррекции синдрома эмоционального выгорания, как формы проявления профессионального кризиса, с помощью арт-терапии.
Гипотеза исследования: предполагается, что проявление профессионального кризиса взаимосвязано с проявлением общей неудовлетворенностью жизнью.
Задачи исследования:
1. Провести аналитический обзор литературы по проблеме кризиса профессиональной деятельности людей зрелого возраста.
2. Изучить и описать психоэмоциональное состояние мужчин и женщин, проживающих профессиональный кризис.
3. Изложить методологические основы психотерапевтической программы преодоления профессионального кризиса с использование арт- терапии.
4. Разработать программу психологической коррекции кризисного состояния личности.
5. Представить основные положения профилактики кризисных
состояний в профессиональной сфере .
Методы исследования: в ходе исследования были использованы теоретические (анализ научной литературы), эмпирические (опрос, тестирование) и интерпретационные методы исследования.
Методики исследования:
1. Пятифакторный опросник личности 5PFQ (русскоязычная адаптация А. Б. Хромова японской адаптации 5PFQ).
2. Опросник «Индекс жизненной удовлетворенности», разработанный Бернисом Ньюгартеном с коллегами, русскоязычная адаптация сделана Н. В. Паниной в 1993 году.
3. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания, предложенная Виктором Бойко.
4. Дифференциально-диагностический опросник, разработанный Е. А. Климовым в 1984 году для профориентации подростков и взрослых. В исследовании использовалась современная версия опросника в модификации А. А. Азбель.
Теоретическую базу исследования составляют работы российских и зарубежных учёных в области теории кризиса, в частности, таких специалистов, как А. Адлер, З. Фрейд, Э. Эриксон, А. Маслоу, Л. С. Выготский, В. И. Слободчиков, Ф. Е. Василюк, Э. Ф. Зеер и др.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
Данная работа позволяет внести вклад в изучение проблемы профессиональных кризисов: особенностей протекания у людей зрелого возраста и применения методов психокоррекционной работы, основанных на арт-терапии.
Научная новизна работы заключается в том, что в настоящее время содержание и возрастные рамки кризисов взрослости остаются предметом дискуссий ученых. Данная работа позволит внести свой вклад в описание профессиональных кризисов в период зрелости личности.
Практическая значимость исследования: определяется, в первую очередь, тем, что оно может способствовать эффективному поиску решений при психокоррекции профессиональных кризисов. Дипломная работа может быть использована на курсах повышения квалификации практических работников.
База исследования: базой исследования является сеть Интернет.
Этапы исследования:
Исследование производилось в 2 этапа:
Первый этап (январь 2019 - декабрь 2019): подобраны и изучены научные данные по проблеме профессиональных кризисов людей зрелого возраста и актуальности проблемы, проанализированы различные методики диагностики эмоционального выгорания, рассмотрены причины, которые могут вызвать синдром эмоционального выгорания, и как следствие проанализированы диагностики особенностей личности человека, диагностики, определяющие уровень удовлетворенностью жизнью, с целью выработки рекомендаций по преодолению кризисного состояния, проанализированы диагностики профессиональной направленности личности и типы мышления личности, отобраны адаптированные для России и подходящие по возрасту и полу методики, изучены особенности использования методов арт-терапии при психокоррекции кризисных состояний личности.
Второй этап (январь 2020 - декабрь 2020): проведено исследование особенностей личности, уровня эмоционального выгорания, индекса жизненной удовлетворенности, профессиональной направленности мужчин и женщин в возрасте от 25 до 45 лет, разработана программа преодоления профессионального кризиса и разработаны некоторые персональные рекомендации, описаны результаты исследования.
Структура и объём работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы в количестве 103 источников (из них 5 на иностранном языке). Текст изложен на 116 страницах, включает 17 таблиц, 17 рисунков, 5 приложений. В 1 главе описаны теоретические аспекты проблем кризиса развития и профессионального кризиса в зрелом возрасте, рассмотрены подходы к периодизации возрастного развития, во 2 главе описано исследование уровня эмоционального выгорания, модели личности испытуемых, уровня жизненной удовлетворенности и профессиональной направленности людей зрелого возраста, в 3 главе описаны научно-методические основы программы психологической коррекции состояния профессионального кризиса указанной ранее возрастной группы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По результатам выполнения аналитического обзора литературы отечественных и зарубежных авторов (глава 1) по теме профессионального кризиса людей зрелого возраста можно заключить следующие положения.
Существует несколько подходов к периодизации жизненного цикла человека, в зависимости от систем отсчета, применяемых для классификации. Такие авторы как Л. С. Выготский, Р. Заззо, Д. Б. Эльконин, П. П. Блонский, З. Фрейд, Ж. Пиаже, Э. Эриксон и другие предпринимали попытки к периодизации возрастного развития. И если в периодизации детского и юношеского развития можно проследить различимые стадии развития, то период взрослости сложнее поддается периодизации. Изменения мышления, поведения и личности взрослого человека в незначительной степени обусловлены изменениями в организме; в гораздо большей степени они определяются личными, социальными и культурными событиями или факторами. Для взрослых возрастов характерна неравномерность, гетерохронность индивидуальных темпов развития и созревания. Для исследования была принята функционально-стадиальная периодизация психического развития, разработанная Ю. Н. Карандашевым, в которой взрослость представлена тремя периодами: возраст ранней зрелости (20 -28 лет); возраст средней зрелости (28-34 года); возраст поздней зрелости (36-44 года).
Ряд исследователей считают кризис неотъемлемой частью личностного развития и что он возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости, как источник силы, так и источник недостаточной социальной адаптации. Задача человек состоит в том, чтобы он адекватно разрешал любой кризис, и тогда у него будет вероятность подойти к дальнейшей стадии становления более адаптивной и зрелой личностью.
Проблема кризисов профессионального развития разбирается в работах Л. И. Анцыферовой, Н. С. Глуханюк, Э. Ф. Зеера, Е. Л. Климова, А. К. Марковой, Н. С. Пряжникова, Э. Э. Сыманюк, А. Р. Фонарёва и иных исследователей. Так, А. К. Маркова, изучая процесс профессионализации, подчеркивает, что кризисы могут происходить постоянно в течение всей жизни. Кризисы выражаются в изменении темпа и направления профессионального развития и сопутствуются перестройкой и смысловых, и операциональных структур.
В ситуации профессионального кризиса происходят изменения в ценностно-смысловой сфере личности, в частности, в системе смысложизненных ориентаций. Кроме нормативных кризисов есть также и ненормативные, происхождение которых обуславливается жизненными обстоятельствами. Подобные события, как вынужденное сокращение, перепрофилирование, замена места жительства, перерывы в работе, сопряжённые с рождением детей, утрата трудоспособности, вызывают мощные эмоциональные переживания и часто приобретают четко выраженный переломный характер.
Во 2 главе эмпирическое исследование синдрома «эмоционального выгорания» как одного из наиболее тяжелых видов профессионального кризиса.
Исследование проводилось на группе взрослых людей, испытывающих профессиональные трудности. Было выяснено, что у большинства испытуемых (90%) наблюдается та или иная фаза эмоционального выгорания. Респонденты были разделены по этапам взрослости и был вычислен средний итоговый показатель синдрома эмоционального выгорания по периодам взрослости. Кроме этого, в рамках работы были исследованы факторы личности. Выяснилось, что 36,7% опрошенных имеют направленность психики на интроверсию, и так же 36,7% - направленность на экстраверсию, 26,7% респондентов имеют средние значения по шкале «интроверсия - экстраверсия». Для лиц, имеющих выраженный интровертированный характер можно предположить взаимосвязь их личностных характеристик и проявление эмоционального выгорания. Возможно профессия предъявляет для них требования по коммуникации, превышающие их способности.
Для проверки гипотезы исследования о взаимосвязи проявления профессионального кризиса и общей неудовлетворенности жизнью был оценен индекс жизненной удовлетворенности взрослых. И, как и предполагалось в гипотезе исследования, существует зависимость между этими параметрами. Можно наблюдать, что при увеличении суммарного показателя синдрома эмоционального выгорания индекс удовлетворенности жизнью падает. И наоборот, видно, что при уменьшении значений выраженности симптоматики выгорания, уровень удовлетворенности жизнью возрастает. Так же можно заменить неравномерное проявление профессионального кризиса по мере увеличения возраста испытуемых. Величина кризисного состояния проседает в периоде средней взрослости, здесь наблюдаются наименьшее проявление синдрома. В то же время выраженность выгорания среди лиц ранней взрослости несколько выше, а среди лиц из категории поздней взрослости достигает максимальных значений. Таким образом, гипотеза исследования нашла подтверждение.
В ходе выполнения работы была достигнута цель исследования - была разработана программа по психологической коррекции профессионального кризиса, она описана в 3 главе работы. В основу программы психокоррекции легли положения арт-терапии, методы которой хорошо зарекомендовали себя в работе с кризисными состояниями.



1. Айгумова З. И. Психология биэтнических семейных отношений. М.: Прометей, 2016.
2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
3. Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. - СПб.: Речь, 2004. - 244 с.
4. Анцыферова Л. И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии.
- Издание 2-е, исправленное и дополненное. - М.: издательство «Институт психологии РАН», 2006. - 512 с.
5. Асеев В. Г. Опыт построения объективированной шкалы удовлетворённости // Социологические исследования, 1984. № 1. С. 123-127.
6. Баканова А. А. Личностный кризис. В книге: Психологическое консультирование: практическое пособие для вузов. Сер. «Университеты России». - Москва, 2017. - С. 169-183.
7. Батюта М. Б. Возрастная психология: учеб. пособие. - М.: Логос, 2011.
8. Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х томах. Т. 1. - М.: Педагогика, 1979. - 304 с.
9. Бляхман Л. С. Производственный коллектив. В помощь руководителю. - М.: Политиздат, 1978. - 192 с.
10. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности: учебное пособие. - 2-е издание. - Москва: Пер Сэ, 2006. - 511 с.
11. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
12. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других.
- М: «Филинъ», 1996. - 472 с.
13. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1977. - 413 с.
14. Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 200 с.
15. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. - СПб.: Питер, 2009. - 336 с: ил.
16. Выготский Л. С. Биогенетический подход в психологии и педагогике. Хрестоматия по возрастной психологии. Ч. 1. Под ред. О. А. Карабановой, А. И. Подольского, Г. В. Бурменской. - Москва: МГУ, 1999. - 315 с.
17. Выготский Л. С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. — 1136 с., ил.
18. Гаврилова О. В. Взаимосвязь удовлетворенности и мотивации учебной деятельности студентов в системе многоуровнего образования: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Казань, 2000.
19. Глуханюк Н. С. Психология профессионализации педагога. 2-е изд., доп. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. - 261 с.
20. Грецов А. Г., Азбель А. А. Психологические тесты для старшеклассников и студентов. - СПб.: Питер, 2012. - 208 с.; ил.
21. Гуревич К. М. Дифференциальная психология и психодиагностика. Избранные труды. - СПб.: Питер, 2008. - 336 с.
22. Дмитриева М. А., Крылов A. A., Нафтульев А. П. Психология труда и инженерная психология. - Л.: ЛГУ, 1979. - 187 с.
23. Дубровина И. В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, A. M. Прихожан; Под ред. И. В. Дубровиной. - М., Издательский центр «Академия», 1999. - 464 с.
24. Духновский С. В. Диагностика межличностных отношений.
Психологический практикум. - СПб.: Речь, 2009. — 141 с.
25. Жедунова Л. Г. Психология личностного кризиса: дис. ... д-ра психол. наук. Ярославль, 2010.
26. Журин Н. В. Удовлетворенность учителей физической культуры своей профессиональной деятельностью: автореф. дис. . канд. психол. наук. Л., 1991.
27. Заззо Р. Психическое развитие ребенка и влияние среды. - СПб.: СПбГУ, 2001. - 512 с.
28. Здравомыслов А. Г., Ядов В. А., Рожин В. П. Человек и его работа (социологическое исследование). - М.: «Мысль», 1967. - 392 с.
29. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития. - Москва: Академия, 2006. - 240 с.
30. Зеер Э. Ф. Теоретико-прикладные основания психологии профессионального развития: монография. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2015. - 194 с.
31. Зобнина Т. В. Исследование кризисных ситуаций в профессиональной жизни человека // Russian Journal of Education and Psychology. 2010. №3.
32. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2003. - 512 с.
33. Ильин Е. П. Психология взрослости. - СПб.: Питер, 2012. - 544 с.: ил.
34. Карандашев Ю. Н. Психология развития: учебное пособие. - Минск, 1997. - 240 с.
35. Карвасарский Б. Д. Психотерапия: учеб. для вузов / Изд. 2-е, перераб. - СПб.: Питер, 2002. - 672 с.
36. Карпинский К. В. Психологическая коррекция смысловой регуляции жизненного пути девиантной личности: монография. - Гродно: ГрГУ, 2002. - 139 с.
37. Китвель Т. О социально-психологических проблемах удовлетворенности трудом. - Таллин: АН ЭССР, 1974. - 134 с.
38. Климов Е. А. Введение в психологию труда: Учебник для вузов. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. - 350 с.
39. Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности. - М., 1988.
40. Коваленко А. Р. Групповая интегративная арт-терапия при коррекции состояния личности, переживающей кризис самоопределения 30 лет // Человеческий фактор: Социальный психолог. 2017. № 1 (33). С. 124-129.
41. Кон И. С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности). Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1979. - 175 с.
42. Косицкий Г. И., Смирнов В. М. Нервная система и «стресс». - М.: Наука, 1970.
43. Котова Е. В. Профилактика синдрома эмоционального выгорания: учебное пособие [Электронный ресурс]. - Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. - Красноярск, 2013.
44. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - СПб.: Питер, 2005. - 940 с.: ил.
45. Кроник А. А., Ахмеров Р. А. Каузометрия. Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. - М.: «Смысл», 2008.
46. Кузьмина Н. В. Формирование педагогических способностей: монография. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1961. - 98 с.
47. Лейтес Н. С. Возрастные и типологические предпосылки развития способностей: автореф. дис. ... д-ра психол. наук: № 21960 / Акад. пед. наук СССР, Науч.-исслед. ин-т психологии. - М., 1970.
48. Ливехуд Б. Кризисы жизни - шансы жизни. - Калуга: Духовное познание, 1994. - 224 с.
49. Малкина-Пых И. Г. Возрастные кризисы: справочник практического психолога. - Москва: Эксмо, 2004. - 554 с.
50. Манукян В. Р. Переход во взрослость: интегративный взгляд в многообразии контекстов // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 55-5. С. 335-342.
51. Маркова А. К. Психология профессионализма. - М.: Междунар. гуманитар. фонд «Знание», 1996. - 308 с.
52. Махнач А. В. Жизнеспособность человека и семьи: социально - психологическая парадигма. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016.
53. Международная классификация болезней: «профессиональный
синдром» эмоционального выгорания [Электронный ресурс] // www.who.intВсемирная организация здравоохранения. URL:
https://www.who.int/mental_health/evidence/burn-out/ru/ (дата обращения:
15.09.2020).
54. Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал. - М.: Дело, 1994. - 216 с.
55. Михайлова О. Б. Когнитивное развитие и особенности процесса обучения в период ранней и средней взрослости // Психологическая наука и образование. 2007. № 2. С. 34-41.
56. Могилевкин E. A. Карьерный рост: диагностика, технологии, тренинг: Моногр. - СПб., 2007.
57. Мягких Н. И., Ларина Н. И. Теория и практика психологии кризисных ситуаций [Электронный ресурс] // Психология и право. 2011. Том 1. № 2.
58. Нелюбов С. А. Становление и развитие профессиональной позиции руководителя образовательного учреждения: дис. ... д-ра педаг. наук. Новосибирск, 2009.
59. Никифоров Г. С. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: учеб. пособие / Под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. - СПб.: Речь, 2003. - 448 с.
60. Орёл В. Е. Структурно-функциональная организация и генезис психического выгорания: дис. ... д-ра психол. наук. Ярославль, 2005.
61. Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Журнал практической психологии и психоанализа. 2001. № 3.
62. Осокин Д. Б. Современный взгляд на понятие кризиса личности государственного служащего // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 12.
63. Осухова Н. Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. - 5¬е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 320 с.
64. Панченко Л. Л. Адаптация к профессиональной деятельности: Учеб. пособие. - Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2006. - 35 с.
65. Петраш М. Д. Кризисы профессиональной жизни в контексте
развития взрослых: дис. ... канд. психол. наук. Санкт-Петербург, 2004.
66. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология
интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. - М.: Просвещение, 1969. - 659 с.
67. Поваренков Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека. - Москва: Изд-во УРАО, 2002. - 160 с.
68. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. Учебное пособие. - М.: Академия, 2000. - 196 с.
69. Прохоров А. О. Неравновесные психические состояния и их характеристики в учебной и педагогической деятельности // Вопросы психологии. 1996. № 4 с. 32
70. Пряжников H. С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1996. - 256 с.
71. Пряжникова Е. Ю., Пряжников Н. С. Профориентация: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 5-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский дом «Академия», 2010. - 496 с.
72. Ромек В. Г., Конторович В. А., Крукович Е. И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. - СПб.: Речь, 2004. - 256 с.
73. Садовникова Н. О. Профессиональный кризис личности педагога: содержание и основные признаки // Научный диалог. 2016. № 11 (59). С. 400-411.
74. Садовникова Н. О. Психологические механизмы переживания профессионального кризиса личности: монография / Н. О. Садовникова, Т. Б. Сергеева. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2018. - 105 с.
75. Свенцицкий А. Л. Психология управления организациями. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. - 222 с.
76. Семенов М. Ю. Удовлетворение и удовлетворенность // ОНВ. 2000. № 13.
77. Слободчиков В. И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии. 1991. № 2. С.37-50.
78. Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. 1996. № 5 С. 38
79. Снежинская М. В., Мелихов Ю. Е., Кондратьев О. В. Нет мотива - нет работы. - М.: Альфа-Пресс. 260 с.
80. Солдатова Е. Л. Нормативные кризисы развития личности взрослого человека: дис. ... д-ра психол. наук. Екатеринбург, 2007.
81. Сорокоумова Е. А. Возрастная психология: учебное пособие для академического бакалавриата - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 227 с.
82. Строгая Ю. В., Белановская О. В. Проблема кризисов зрелого возраста // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2014. №4.
83. Сунцова Я. С., Кожевникова О. В. Диагностика профессионального становления личности: учеб.-метод. пособие. Часть 3. - Ижевск: Издательство «Удмуртский университет», 2012. - 144 с.
84. Супер Ч. М., Харкнесс С. Системы культурных убеждений родителей: их происхождение, выражения и последствия. Ред. Нью-Йорк: Гилфорд Пресс, 1996.
85. Сыманюк Н. В. Преодоление профессиональных кризисов юристов. - Екатеринбург: Изд-во УМЦ УПИ, 2016.
86. Устюжанинова Е. Н. Психология труда: учебно-методическое пособие к курсу для высших учебных заведений по специальности «Педагогика и психология». - Самара: СФ ГАОУ ВО МГПУ, 2016. - 112 с.
87. Фонарев А. Р. Формы становления личности в процессе профессионализации // Вопросы психологии. 1997. № 2. с. 88-93.
88. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. - СПб.: Питер, 2018. - 160 с.: ил.
89. Хромов А. Б. Пятифакторный опросник личности: Учебно-методическое пособие. - Курган: Изд-во Курганского гос. университета, 2000. - 23 с.
90. Хухлаева О. В. Кризисы взрослой жизни. - Генезис, 2017. - 199 с.
91. Чупшев Д. В. Психолого-акмеологические методы и технологии преодоления профессиональных кризисов работников прокуратуры: дис. ... канд. психол. наук. Москва, 2007.
92. Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). - М.: Гардарики, 2005. - 349 с.
93. Шибутани Т. Социальная психология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. - 539 с.
94. Шихи Г. Возратные кризисы - ступени личностного роста. - Санкт- Петербург: Ювента, 1999. - 372 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ