ПРОЯВЛЕНИЯ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы проявления аграмматической дисграфии у младших школьников 7
1.1 Психолого-педагогические аспекты изучения аграмматической
дисграфии 7
1.2 Характеристика грамматического строя у детей с общим
недоразвитием речи 11
1.3 Анализ методик по коррекции аграмматической дисграфии 18
Выводы по первой главе
Глава 2. Экспериментальное исследование проявлений аграмматической дисграфии у младших школьников с ОНР и ее коррекция 26
2.1 Цель, задачи и методика проведения исследования 26
2.2 Результаты констатирующего исследования 31
2.3 Методические рекомендации по профилактике нарушения
аграмматической дисграфии у младших школьников с ОНР 37
Выводы по второй главе
Заключение 45
Список литературы 47
Приложения
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы проявления аграмматической дисграфии у младших школьников 7
1.1 Психолого-педагогические аспекты изучения аграмматической
дисграфии 7
1.2 Характеристика грамматического строя у детей с общим
недоразвитием речи 11
1.3 Анализ методик по коррекции аграмматической дисграфии 18
Выводы по первой главе
Глава 2. Экспериментальное исследование проявлений аграмматической дисграфии у младших школьников с ОНР и ее коррекция 26
2.1 Цель, задачи и методика проведения исследования 26
2.2 Результаты констатирующего исследования 31
2.3 Методические рекомендации по профилактике нарушения
аграмматической дисграфии у младших школьников с ОНР 37
Выводы по второй главе
Заключение 45
Список литературы 47
Приложения
Актуальность исследования. Актуальность данной темы выражается в том, что расстройство письма является более распространенным нарушением речи у младших школьников. Сегодня аспекты симптоматики, механизмов дисграфии, структуры данного нарушения речи, общие методологические подходы и направления, содержание и дифференцированные методы преодоления разных видов дисграфии рассмотрены в работах И.Н. Ефименковой, А.Н. Корнева, Р.И. Лалаевой, Е.А. Логиновой, Л.Г. Парамоновой, И.Н. Садовниковой, О.А. Токаревой, Н.Н. Яковлевой и т. д.). Вместе с тем, до настоящего момента результативность логопедической работы по преодолению дисграфии недостаточно высока. Как указывает Л.Г. Парамонова, число младших школьников с дисграфией в общеобразовательной школе достигает 30 %.
Расстройства развития письма препятствуют успешности обучения, эффективности школьной адаптации, нередко вызывают вторичные психические нарушения, дефекты в становлении личности ребенка. Специфическое нарушение письма (дисграфия) приводит к сложностям в усвоении орфографии, в частности при освоении сложнейших орфографических правил.
Кроме того, одной из актуальных задач логопедии является поиск оптимальных путей коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников общеобразовательной школы.
Цель исследования - выявить аграмматизмы на письме у младших школьников с ОНР общеобразовательной школы и подобрать методические рекомендации по ее коррекции.
Объект исследования - аграмматическая дисграфия у младших школьников общеобразовательной школы.
Предмет исследования - проявление аграмматической дисграфии у младших школьников с OHP III уровнем общеобразовательной школы.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем у младших школьников с OHP III уровня будут выявлены аграмматическая дисграфия:
- которая проявляется в морфемных и структурных аграмматизмах;
- выявленные нарушения позволит нам составить методические рекомендации по их коррекции;
В соответствии с целью, предметом и гипотезой в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические основы проблемы коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников с ОНР.
2. Подобрать методику исследования и выявить аграмматические ошибки у младших школьников с ОНР.
3. Разработать и подобрать методические рекомендации по коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников с ОНР общеобразовательной школы.
В процессе исследования были использованы следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, констатирующий, количественный и качественный анализ полученных данных.
Теоретическая значимость исследования заключается в подтверждении научных данных об особенностях аграмматической дисграфии у младших школьников, которые впоследствии можно использовать для обоснования и определения содержания и приемов логопедической работы по коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников.
Научная новизна. В результате проведенного исследования:
• Разработаны критерии оценки методики для выявления аграмматической дисграфии у детей с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы логопедами общеобразовательных школ в логопедической работе по коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников. Составлены методические рекомендации, направленные на преодоление аграмматических ошибок при письме у младших школьников.
Методологической базой и теоретической основой являются работы по проблеме нарушений письменной речи А.Н. Корнева, Р.И. Лалаевой, И.Н. Садовниковой, Т.А. Фотековой, Е.В, И.В.Мазановой.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении показана актуальность проблемы исследования и обозначены цели, гипотеза и методы исследования. В первой главе дается теоретический обзор источников по вопросам возникновения дисграфии, её видам, а так же рассмотрены вопросы методики коррекционной работы с детьми с нарушением письма. Во второй главе проведено экспериментальное изучение и выявление аграмматических ошибок у учащихся 3 класса и разработаны методические рекомендации по коррекции аграмматической дисграфии у младших
школьников с OHP. В заключении представлены основные выводы по результатам изучения методики. Далее предлагается список литературы, использованной при написании данной работы.
База исследования. Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ «Средней общеобразовательной школы № 2» г. Кызыла. В исследовании приняли участие 12 третьеклассников.
Расстройства развития письма препятствуют успешности обучения, эффективности школьной адаптации, нередко вызывают вторичные психические нарушения, дефекты в становлении личности ребенка. Специфическое нарушение письма (дисграфия) приводит к сложностям в усвоении орфографии, в частности при освоении сложнейших орфографических правил.
Кроме того, одной из актуальных задач логопедии является поиск оптимальных путей коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников общеобразовательной школы.
Цель исследования - выявить аграмматизмы на письме у младших школьников с ОНР общеобразовательной школы и подобрать методические рекомендации по ее коррекции.
Объект исследования - аграмматическая дисграфия у младших школьников общеобразовательной школы.
Предмет исследования - проявление аграмматической дисграфии у младших школьников с OHP III уровнем общеобразовательной школы.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем у младших школьников с OHP III уровня будут выявлены аграмматическая дисграфия:
- которая проявляется в морфемных и структурных аграмматизмах;
- выявленные нарушения позволит нам составить методические рекомендации по их коррекции;
В соответствии с целью, предметом и гипотезой в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические основы проблемы коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников с ОНР.
2. Подобрать методику исследования и выявить аграмматические ошибки у младших школьников с ОНР.
3. Разработать и подобрать методические рекомендации по коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников с ОНР общеобразовательной школы.
В процессе исследования были использованы следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, констатирующий, количественный и качественный анализ полученных данных.
Теоретическая значимость исследования заключается в подтверждении научных данных об особенностях аграмматической дисграфии у младших школьников, которые впоследствии можно использовать для обоснования и определения содержания и приемов логопедической работы по коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников.
Научная новизна. В результате проведенного исследования:
• Разработаны критерии оценки методики для выявления аграмматической дисграфии у детей с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы логопедами общеобразовательных школ в логопедической работе по коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников. Составлены методические рекомендации, направленные на преодоление аграмматических ошибок при письме у младших школьников.
Методологической базой и теоретической основой являются работы по проблеме нарушений письменной речи А.Н. Корнева, Р.И. Лалаевой, И.Н. Садовниковой, Т.А. Фотековой, Е.В, И.В.Мазановой.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении показана актуальность проблемы исследования и обозначены цели, гипотеза и методы исследования. В первой главе дается теоретический обзор источников по вопросам возникновения дисграфии, её видам, а так же рассмотрены вопросы методики коррекционной работы с детьми с нарушением письма. Во второй главе проведено экспериментальное изучение и выявление аграмматических ошибок у учащихся 3 класса и разработаны методические рекомендации по коррекции аграмматической дисграфии у младших
школьников с OHP. В заключении представлены основные выводы по результатам изучения методики. Далее предлагается список литературы, использованной при написании данной работы.
База исследования. Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ «Средней общеобразовательной школы № 2» г. Кызыла. В исследовании приняли участие 12 третьеклассников.
Дисграфия представляет собой специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках как нарушение границ и пропуски предлогов, неправильное употребление падежных окончаний, нарушение согласования в словосочетаниях, предложениях, и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма, письменной речи, не допуская их перехода на последующие этапы обучения А.Р.Лурия [18] . Нарушения письменной речи отрицательно сказываются на учебной деятельности детей, их социальной адаптации к школе, межличностных отношениях. Все это обуславливает необходимость раннего выявления нарушений письма у учащихся.
В последние годы одной из актуальных задач логопедии становится профилактика нарушений речи у детей. Многие исследователи нарушений письма (И.Н.Садовникова [37], А.Н.Корнев [23]) поднимают проблему выявления предпосылок к дисграфии, разработки методики ее предупреждения.
Дети-дисграфики своеобразно используют предложения сложных синтаксических конструкций. Поскольку учащиеся только начинают овладевать конструированием сложноподчиненных предложений, они допускают ряд специфических ошибок в их построении. Недостаточность словаря, несформированность, нечеткость значений отдельных слов вызывают крайнюю бедность описательных средств в письме детей с нарушениями речи, а в некоторых случаях и отсутствие необходимого по контексту слова, что приводит к явному пропуску членов предложения. Пропускаются как главные, так и второстепенные члены предложения.
Итак, полученные результаты эксперимента в процессе применения разработанной методики по коррекции проявления аграмматической дисграфии у младших школьников подтвердили правильность выбранной нами гипотезы и позволили реализовать цель исследования: выявить аграмматизмы на письме у младших школьников с ОНР общеобразовательной школы и реализовать работу по ее коррекции.
В последние годы одной из актуальных задач логопедии становится профилактика нарушений речи у детей. Многие исследователи нарушений письма (И.Н.Садовникова [37], А.Н.Корнев [23]) поднимают проблему выявления предпосылок к дисграфии, разработки методики ее предупреждения.
Дети-дисграфики своеобразно используют предложения сложных синтаксических конструкций. Поскольку учащиеся только начинают овладевать конструированием сложноподчиненных предложений, они допускают ряд специфических ошибок в их построении. Недостаточность словаря, несформированность, нечеткость значений отдельных слов вызывают крайнюю бедность описательных средств в письме детей с нарушениями речи, а в некоторых случаях и отсутствие необходимого по контексту слова, что приводит к явному пропуску членов предложения. Пропускаются как главные, так и второстепенные члены предложения.
Итак, полученные результаты эксперимента в процессе применения разработанной методики по коррекции проявления аграмматической дисграфии у младших школьников подтвердили правильность выбранной нами гипотезы и позволили реализовать цель исследования: выявить аграмматизмы на письме у младших школьников с ОНР общеобразовательной школы и реализовать работу по ее коррекции.
Подобные работы
- Преодоление аграмматической дисграфии у младших школьников
с общим недоразвитием речи
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Преодоление аграмматической дисграфии у младших школьников с общим недоразвитием речи
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2022 - КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2016 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА НАПИСАНИЯ СЛОВАРНЫХ СЛОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2016 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА НАПИСАНИЯ СЛОВАРНЫХ СЛОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2016 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ
МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С
ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2017 - ПРОЯВЛЕНИЕ ДИСГРАФИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Ш УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2017



