Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы проявления аграмматической дисграфии у младших школьников 7
1.1 Психолого-педагогические аспекты изучения аграмматической
дисграфии 7
1.2 Характеристика грамматического строя у детей с общим
недоразвитием речи 11
1.3 Анализ методик по коррекции аграмматической дисграфии 18
Выводы по первой главе
Глава 2. Экспериментальное исследование проявлений аграмматической дисграфии у младших школьников с ОНР и ее коррекция 26
2.1 Цель, задачи и методика проведения исследования 26
2.2 Результаты констатирующего исследования 31
2.3 Методические рекомендации по профилактике нарушения
аграмматической дисграфии у младших школьников с ОНР 37
Выводы по второй главе
Заключение 45
Список литературы 47
Приложения
Актуальность исследования. Актуальность данной темы выражается в том, что расстройство письма является более распространенным нарушением речи у младших школьников. Сегодня аспекты симптоматики, механизмов дисграфии, структуры данного нарушения речи, общие методологические подходы и направления, содержание и дифференцированные методы преодоления разных видов дисграфии рассмотрены в работах И.Н. Ефименковой, А.Н. Корнева, Р.И. Лалаевой, Е.А. Логиновой, Л.Г. Парамоновой, И.Н. Садовниковой, О.А. Токаревой, Н.Н. Яковлевой и т. д.). Вместе с тем, до настоящего момента результативность логопедической работы по преодолению дисграфии недостаточно высока. Как указывает Л.Г. Парамонова, число младших школьников с дисграфией в общеобразовательной школе достигает 30 %.
Расстройства развития письма препятствуют успешности обучения, эффективности школьной адаптации, нередко вызывают вторичные психические нарушения, дефекты в становлении личности ребенка. Специфическое нарушение письма (дисграфия) приводит к сложностям в усвоении орфографии, в частности при освоении сложнейших орфографических правил.
Кроме того, одной из актуальных задач логопедии является поиск оптимальных путей коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников общеобразовательной школы.
Цель исследования - выявить аграмматизмы на письме у младших школьников с ОНР общеобразовательной школы и подобрать методические рекомендации по ее коррекции.
Объект исследования - аграмматическая дисграфия у младших школьников общеобразовательной школы.
Предмет исследования - проявление аграмматической дисграфии у младших школьников с OHP III уровнем общеобразовательной школы.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем у младших школьников с OHP III уровня будут выявлены аграмматическая дисграфия:
- которая проявляется в морфемных и структурных аграмматизмах;
- выявленные нарушения позволит нам составить методические рекомендации по их коррекции;
В соответствии с целью, предметом и гипотезой в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические основы проблемы коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников с ОНР.
2. Подобрать методику исследования и выявить аграмматические ошибки у младших школьников с ОНР.
3. Разработать и подобрать методические рекомендации по коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников с ОНР общеобразовательной школы.
В процессе исследования были использованы следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, констатирующий, количественный и качественный анализ полученных данных.
Теоретическая значимость исследования заключается в подтверждении научных данных об особенностях аграмматической дисграфии у младших школьников, которые впоследствии можно использовать для обоснования и определения содержания и приемов логопедической работы по коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников.
Научная новизна. В результате проведенного исследования:
• Разработаны критерии оценки методики для выявления аграмматической дисграфии у детей с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы логопедами общеобразовательных школ в логопедической работе по коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников. Составлены методические рекомендации, направленные на преодоление аграмматических ошибок при письме у младших школьников.
Методологической базой и теоретической основой являются работы по проблеме нарушений письменной речи А.Н. Корнева, Р.И. Лалаевой, И.Н. Садовниковой, Т.А. Фотековой, Е.В, И.В.Мазановой.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении показана актуальность проблемы исследования и обозначены цели, гипотеза и методы исследования. В первой главе дается теоретический обзор источников по вопросам возникновения дисграфии, её видам, а так же рассмотрены вопросы методики коррекционной работы с детьми с нарушением письма. Во второй главе проведено экспериментальное изучение и выявление аграмматических ошибок у учащихся 3 класса и разработаны методические рекомендации по коррекции аграмматической дисграфии у младших
школьников с OHP. В заключении представлены основные выводы по результатам изучения методики. Далее предлагается список литературы, использованной при написании данной работы.
База исследования. Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ «Средней общеобразовательной школы № 2» г. Кызыла. В исследовании приняли участие 12 третьеклассников.
Дисграфия представляет собой специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках как нарушение границ и пропуски предлогов, неправильное употребление падежных окончаний, нарушение согласования в словосочетаниях, предложениях, и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма, письменной речи, не допуская их перехода на последующие этапы обучения А.Р.Лурия [18] . Нарушения письменной речи отрицательно сказываются на учебной деятельности детей, их социальной адаптации к школе, межличностных отношениях. Все это обуславливает необходимость раннего выявления нарушений письма у учащихся.
В последние годы одной из актуальных задач логопедии становится профилактика нарушений речи у детей. Многие исследователи нарушений письма (И.Н.Садовникова [37], А.Н.Корнев [23]) поднимают проблему выявления предпосылок к дисграфии, разработки методики ее предупреждения.
Дети-дисграфики своеобразно используют предложения сложных синтаксических конструкций. Поскольку учащиеся только начинают овладевать конструированием сложноподчиненных предложений, они допускают ряд специфических ошибок в их построении. Недостаточность словаря, несформированность, нечеткость значений отдельных слов вызывают крайнюю бедность описательных средств в письме детей с нарушениями речи, а в некоторых случаях и отсутствие необходимого по контексту слова, что приводит к явному пропуску членов предложения. Пропускаются как главные, так и второстепенные члены предложения.
Итак, полученные результаты эксперимента в процессе применения разработанной методики по коррекции проявления аграмматической дисграфии у младших школьников подтвердили правильность выбранной нами гипотезы и позволили реализовать цель исследования: выявить аграмматизмы на письме у младших школьников с ОНР общеобразовательной школы и реализовать работу по ее коррекции.
1. Агопян Э.С. О некоторых видах логопедической работы при коррекции смешанной дисграфии у младших школьников / Э.С. Агопян // Практическая психология и логопедия. - 2014. - № 1. - С. 49-51.
2. Амонашвили, Ш.А. Механизм письменной речи и методика обучения письму / Ш.А. Амонашвили // Научное творчество Л. С. Выготского и современной психологии. - М. : Просвещение, 2008. - 234 с.
3. Безруких М.М. Обучение первоначальному письму. Методическое пособие к прописям / М.М. Безруких - М.: Просвещение, 2013. - 234 с.
4. Вартапетова Г.М. Коррекция нарушений письма у учащихся начальных классов с учетом латеральной организации сенсомоторных функций / Г.М. Вартапетова. - М. : Владос, 2012. - 242 с.
5. Вершина О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня / О.М. Вершина // Логопед. - 2014. - №1. -С.34- 40.
6. Визель Т.Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста: учеб.-метод, пособие / Т.Г. Визель. - М.: Астрель, 2010. - 127 с.
7. Горюнова Т.П. Работа над грамматическим строем речи у детей с разным уровнем речевого развития / Т.П. Горюнова, В.С. Минашина, Н.П. Сереброва // Нарушение речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 2012. - 231 с.
8. Грибова О.Е. Формирование грамматического строя
речи учащихся начальных классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи / О.Е. Грибова. - М.: Эксмо, 2013. - 356 с.
9. Грушевская М.С. Нарушения письма у младших школьников / М.С. Грушевская // Начальная школа. -2014,-№6.-С. 12-19.
10. Гуадзе Т.В. Приемы работы с ребенком, страдающим дисграфией, на пропедевтическом этапе логопедической работы / Т.В. Гуадзе // Школьный логопед. - 2010. - № 2. - С.25-32.
11. Елецкая О.В. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи: формирование представлений о пространстве и времени / О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская. - СПб.: Издательство «Речь», 20012. - 180 с.
12. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов / Л.Н. Ефименкова. -М.: ВЛАДОС, 2013. - 335 с.
13. Ефименкова Л.Н. Организация и методы коррекционной работы на школьном логопункте / Л.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко. - М.: Просвещение,
2011. -234 с.
14. Жаренкова Г. И. Понимание грамматических отношений детьми с общим недоразвитием речи (ОНР) / Г.И. Жаренкова // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи: сб. науч, работ. - М.: Просвещение, 2011. - С.103-111.
15. Жукова Н.С. Учимся писать без ошибок / Н.С. Жукова - М.: ЭКСИМО - Пресс, 2011. - 80 с.
16. Заваденко Н.Н. Нарушения формирования устной и письменной речи у детей. Возможности их медикаментозной коррекции / Н.Н. Заваденко. - М. : Соверо-пресс, 2013. - 63 с.
17. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных образовательных учреждений / А.Г Зикеев. - М.: Академия, 2010. - 200 с.
18. Ивановская О.Г. Дисграфия и дизорфография:
изучение, методика, сказки / О.Г. Ивановская, Л.Я. Гадасина, Т.В. Николаева, С.Ф. Савченко. - СПб.: КАРО, 2010. - 544 с.
19. Иншакова О.Б. Некоторые приёмы коррекции специфических ошибок чтения и письма / О.Б. Иншакова. - СПб.: Акцидент, 2011. - 134 с.
20. Кирина Т.А. Предупреждение нарушений письма и чтения у детей / Т.А. Кирина. -М.: Просвещение, 2013. - С. 213-228.
21. Климов Г.А. Дислексия и дисграфия у детей / Г.А. Климов. - СПб.: Акцидент, 2015.-275 с.
22. Коваленко О.М. Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы: учебно-метод. пособие / О.М. Коваленко. -М.: ACT: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010. - 157 с.
23. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей / А.Н. Корнев. - М.: Просвещение, 2010. - 252 с.
24. Лалаева Р.П. Дисграфия / Р.П. Лалаева // Хрестоматия по логопедии. -М. : ВЛАДОС, 1997. - С. 120-128.
25. Лалаева Р.П. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция / Р.П. Лалаева, Л.В. Венедиктова. - Ростов н/Д: «Феникс, 2010. - 246 с.
26. Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей / Р.Е. Левина. - М.: Просвещение, 2012. - 254 с.
27. Логинова Е.А. Нарушения письма: учебное пособие / Е.А. Логинова. - СПб.: Детство-Пресс, 2010. - 208 с.
28. Лукашенко М.Л. Дисграфия : исправление ошибок при письме / М.Л. Лукашенко, Н.Г. Свободина. -М. : Эксмо, 2014. - 126 с.
29. Ляпидевский С.С. Дисграфии у детей и их патофизиологический анализ / С.С. Ляпидевский // Учебно-воспитательная работа в специальных школах. - Вып. - № 3. - М.: Учпедгиз, 2013. - С.57-62.
30. Микляева Н.В. Развитие языковой способности у детей с общим недоразвитием речи / Н.В. Микляева // Дефектология. - 2011. - № 2. - С.23-29.
31. Никашина Н.А. Нарушения письменной речи у младших школьников / Н.А. Никашина. - М.: Владос, 2014. - 265 с.
32. Никашина Н.А. Недостатки лексико-грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи / Н.А. Никашина // Научная сессия по вопросам дефектологии, 4-ая: тез. докл. -М.: Просвещение, 2012. - С. 164-166.
33. Новикова М.Л. Нарушения письменной речи учащихся начальной школы / М.Л. Новикова // Дефектология. - 2011. - № 3. - С. 16-19.
34. Мазанова Е.В. Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонениями в развитии. Тетрадь № 4 / Е.В. Мазанова. - М.: ООО «АКВАРИУМ БУК», 2014. - 40 с.
35. Мисаренко, Г.Г. Технология коррекции письма: трудности кодирования слова и способы их преодоления / Г.Г. Мисаренко // Логопед. -
2012. -№4.-С. 13-25.
36. Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция / Л.Г. Парамонова. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. - 128 с.
37. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников / И.Н. Садовникова. - М.: ВЛАДОС, 2010. - 256 с.
38. Сиротюк М.В. Смешанная дисграфия — миф или реальность? / М.В. Сиротюк / Дефектология. - 2011. - № 2. - С. 26-30
39. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции /Е.Ф. Соботович. -М.: Просвещение, 2013. - 160с.
40. Спирова Л.Ф. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями письма / Л.Ф. Спирова // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы. / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 2015. - С.33-45.
41. Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) / О.А. Токарева // Расстройства речи у детей и подростков. / Под ред. С.С. Ляпидевского. -М.: Медицина, 2012. - С.190-212.
42. Токарь И.Е. Сборник упражнений по предупреждению и устранению нарушений письменной речи у учащихся 2-4 классов общеобразовательной школы / И.Е. Токарь. - М.: Просвещение, 2015. - 80 с.
43. Туманова Т.В. К проблеме преодоления нарушений письма у школьников с недоразвитием речи / Т.В. Туманова // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы. - М.: Изд-во МСГИ, 2010. - С. 263-269.
44. Фомичева, М.Ф. К вопросу о дисграфиях у детей / М.Ф. Фомичева. -М.: Просвещение, 2010. - С. 254-259.
45. Хватцев М.Е. Аграмматизм / М.Е. Хватцев // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. 2 / Под ред. Л. С. Волковой и В.И. Селиверстова. -М.: ВЛАДОС, 2010. - 656 с.
46. Цветкова Л.С. Диагностика и коррекция нарушений письменной речи у детей: методическое пособие для логопедов / Л.С Цветкова. - М.: Просвещение, 2011. -211с.
47. Шурыгина И.А. Коррекция нарушений письма у учащихся младших классов с недоразвитием произвольной психической деятельности в общеобразовательной школе / И.А. Шурыгина. - СПб. : Акцидент, 2013. - 205 с.
48. Юрова Е.В. Коррекция письменной речи / Е.В. Юрова. - М. : Просвещение, 2011. - 265 с.
49. Яковлев С.Б. К вопросу об аграмматизмах на письме у школьников с тяжелыми нарушениями речи / С.Б. Яковлев // Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых. -СПб. : Акцидент, 2012. - С.66-74.
50. Яковлев С.Б. Логопедическая работа по коррекции
аграмматизмов в письме у учащихся школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи / С.Б. Яковлев. -СПб. : Акцидент, 2014. - 226 с.
51. Яструбинская Е.А. Профилактика и коррекция дисграфии и дислексии у детей младшего школьного возраста / Е.А. Яструбинская // Логопедия. - 2014. - № 2. - С.60-70.
52. Corder S.P. Error analysis // Allen J.and Corder S. (Eds.). The Edunburgh Course in Applied Linguistics. Oxford, 1974. Vol.3.