Международная федерация футбола как сфера-мишень метафорической экспансии в лингвистике и переводе
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования метафоры 7
1.1 Концептуальная метафора и ее функции 7
1.2. Классификация метафор 14
1.3 Метафорическая модель и ее компоненты 18
1.4 Газетный дискурс в СМИ 21
1.5. Политический дискурс в СМИ 25
Выводы 27
Глава 2. Анализ отобранного корпуса единиц 29
2.1. Классификация метафорических моделей 29
2.2. Сопоставительный анализ антропоморфных метафор 32
2.3. Сопоставительный анализ социальных метафор 38
2.4. Сопоставительный анализ артефактных метафор 45
2.5. Сопоставительный анализ метафор природы» 47
2.6 Сопоставительный анализ метафор в российских и западных СМИ ... 53
Выводы 57
Заключение 59
Библиографический список 61
Приложение 72
Глава 1. Теоретические основы исследования метафоры 7
1.1 Концептуальная метафора и ее функции 7
1.2. Классификация метафор 14
1.3 Метафорическая модель и ее компоненты 18
1.4 Газетный дискурс в СМИ 21
1.5. Политический дискурс в СМИ 25
Выводы 27
Глава 2. Анализ отобранного корпуса единиц 29
2.1. Классификация метафорических моделей 29
2.2. Сопоставительный анализ антропоморфных метафор 32
2.3. Сопоставительный анализ социальных метафор 38
2.4. Сопоставительный анализ артефактных метафор 45
2.5. Сопоставительный анализ метафор природы» 47
2.6 Сопоставительный анализ метафор в российских и западных СМИ ... 53
Выводы 57
Заключение 59
Библиографический список 61
Приложение 72
Настоящее исследование посвящено сопоставительному изучению метафор в западных и российских средствах массовой информации.
Актуальность исследования. Исследование теории концептуальной
метафоры и описание ее конкретных моделей в различных видах дискурса - одно из интенсивно развивающихся направлений современной когнитивной лингвистики. Она рассматривает метафору как способ познания, структурирования, оценки и объяснения мира. Человек не только выражает свои мысли при помощи метафор, но также и мыслит ими. Это подтверждается в классическом исследовании Дж. Лакоффа и М. Джонсона «Metaphors we live by» («Метафоры, которыми мы живем»). В своей работе авторы трактуют метафору и как фигуру речи, и как фигуру мысли. Метафоры отражают общие закономерности в национальной метафорической картине мира. Вот почему исследование метафор позволяет выделить и проанализировать особенности ментальности той или иной нации, провести кросскультурные сравнения, выявить национальные стереотипы, ценностные ориентации и зафиксировать как общие для стран представления о картине мира, так и выделить свойственные отдельной лигвокультурной общности метафорические доминанты.
Для современных лингвистов представляют особый интерес определенные механизмы метафоризации, например, преобладание тех или иных метафорических моделей в определенные исторические периоды, зависимость количества метафор от изменений в политической ситуации, а также связь между частотностью метафор и социально-политическими изменениями.
Теория политической метафоры возникла в процессе взаимодействия двух ведущих направлений современного языкознания - метафорологии и политической лингвистики [Будаев, Чудинов, 2008, с. 5]. В последние годы политическая лингвистика превратилась в самостоятельное направление лингвистических исследований, а метафора занимает одно из главных мест среди приемов, наиболее активно используемых в современном политическом дискурсе. И поскольку многие исследователи отмечают рост выразительности в современной политической коммуникации, следует уделить особое внимание таким параметрам текста, как оценочность, эмоциональность, яркость выражения мысли и индивидуальность стиля. Это и определяет актуальность данной работы.
Цели и задачи исследования. Целью данной выпускной квалификационной работы специалиста является описание и анализ функционирования метафор в западных и российских средствах массовой информации.
Исходя из поставленной цели, в работе предлагается решить следующие задачи:
1) изучить научную литературу по теме исследования, концептуальную метафору и ее функции, существующие классификации метафор;
2) отобрать и классифицировать метафоры; проанализировать ото-бранный материал, выявить сходства и различия метафорических моделей, выявить преобладающие типы метафор.
Объектом исследования являются метафоры в западных и российских средствах массовой информации.
Предметом исследования является анализ метафор в западных и российских средствах массовой информации.
Материалом исследования послужила выборка заголовков и текстов газетных статей, опубликованных в периодических печатных или электронных изданиях на русском и английском языках в период с 2014 по 2016 год. Всего методом сплошной выборки было собрано и проанализировано 340 метафорических единиц в газетных статьях, в том числе 170 в российских и 170 - в западных источниках. В качестве западных источников в данной работе будут рассмотрены периодические издания США и Великобритании. Предпочтение отдавалось газетам, имеющим высокий тираж, пользующихся популярностью среди населения и предназначенных для образованной ауди-тории: Комсомольская правда, Аргументы и Факты, Газета, Ведомости,
Взгляд, Независимая газета, Новая газета, Московский Комсомолец, Коммерсант, ВВС Русская служба, РБК, Спорт-экспресс, Вечерняя Москва, ТАСС, Лента, Россия сегодня, Известия, Российский диалог, Эксперт, The Guardian, The Telegraph, The NY Times, The Hollywood Reporter, Reuters, The Week, The Times, BBC, Sky News, CNN, Forbes, The Washington Post, Fusion, The Atlantic.
Методы исследования. Для достижения поставленной цели в работе использован комплекс методов исследовательских приемов, ведущим среди которых стал когнитивно-дискурсивный анализ (Е. С. Кубрякова, В. А. Виноградов, Н. Н. Болдырев, Л.Г. Бабенко, Э. В. Будаев, В. З. Демьянков, В. И. Карасик, А. А. Кибрик, И. М. Кобозева, А. П. Чудинов и др.).
Научная новизна и теоретическая значимость настоящей работы заключается в развитии теории когнитивной лингвистики и в определении функциональной нагрузки метафоры.
Практическое значение данной выпускной квалификационной работы заключается в том, что материалы и выводы могут быть использованы в курсах теории и практики перевода, стилистики, общего и сопоставительного языкознания.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического раздела и приложения.
Во Введении обосновывается актуальность исследования, его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, определены цели и задачи работы.
В первой главе «Теоретические основы исследования» дается определение метафоры, рассматривается ее связь с другими тропами, выделяются метафорические группы, рассматривается метафора в СМИ, дается определение политического дискурса.
Во второй главе «Анализ отобранного корпуса единиц» рассматриваются метафоры в западных и российских средствах массовой информации.
В Заключении работы представлены основные выводы по теме исследования.
В Приложении представлены количественные показатели примеров по моделям и фреймам.
Актуальность исследования. Исследование теории концептуальной
метафоры и описание ее конкретных моделей в различных видах дискурса - одно из интенсивно развивающихся направлений современной когнитивной лингвистики. Она рассматривает метафору как способ познания, структурирования, оценки и объяснения мира. Человек не только выражает свои мысли при помощи метафор, но также и мыслит ими. Это подтверждается в классическом исследовании Дж. Лакоффа и М. Джонсона «Metaphors we live by» («Метафоры, которыми мы живем»). В своей работе авторы трактуют метафору и как фигуру речи, и как фигуру мысли. Метафоры отражают общие закономерности в национальной метафорической картине мира. Вот почему исследование метафор позволяет выделить и проанализировать особенности ментальности той или иной нации, провести кросскультурные сравнения, выявить национальные стереотипы, ценностные ориентации и зафиксировать как общие для стран представления о картине мира, так и выделить свойственные отдельной лигвокультурной общности метафорические доминанты.
Для современных лингвистов представляют особый интерес определенные механизмы метафоризации, например, преобладание тех или иных метафорических моделей в определенные исторические периоды, зависимость количества метафор от изменений в политической ситуации, а также связь между частотностью метафор и социально-политическими изменениями.
Теория политической метафоры возникла в процессе взаимодействия двух ведущих направлений современного языкознания - метафорологии и политической лингвистики [Будаев, Чудинов, 2008, с. 5]. В последние годы политическая лингвистика превратилась в самостоятельное направление лингвистических исследований, а метафора занимает одно из главных мест среди приемов, наиболее активно используемых в современном политическом дискурсе. И поскольку многие исследователи отмечают рост выразительности в современной политической коммуникации, следует уделить особое внимание таким параметрам текста, как оценочность, эмоциональность, яркость выражения мысли и индивидуальность стиля. Это и определяет актуальность данной работы.
Цели и задачи исследования. Целью данной выпускной квалификационной работы специалиста является описание и анализ функционирования метафор в западных и российских средствах массовой информации.
Исходя из поставленной цели, в работе предлагается решить следующие задачи:
1) изучить научную литературу по теме исследования, концептуальную метафору и ее функции, существующие классификации метафор;
2) отобрать и классифицировать метафоры; проанализировать ото-бранный материал, выявить сходства и различия метафорических моделей, выявить преобладающие типы метафор.
Объектом исследования являются метафоры в западных и российских средствах массовой информации.
Предметом исследования является анализ метафор в западных и российских средствах массовой информации.
Материалом исследования послужила выборка заголовков и текстов газетных статей, опубликованных в периодических печатных или электронных изданиях на русском и английском языках в период с 2014 по 2016 год. Всего методом сплошной выборки было собрано и проанализировано 340 метафорических единиц в газетных статьях, в том числе 170 в российских и 170 - в западных источниках. В качестве западных источников в данной работе будут рассмотрены периодические издания США и Великобритании. Предпочтение отдавалось газетам, имеющим высокий тираж, пользующихся популярностью среди населения и предназначенных для образованной ауди-тории: Комсомольская правда, Аргументы и Факты, Газета, Ведомости,
Взгляд, Независимая газета, Новая газета, Московский Комсомолец, Коммерсант, ВВС Русская служба, РБК, Спорт-экспресс, Вечерняя Москва, ТАСС, Лента, Россия сегодня, Известия, Российский диалог, Эксперт, The Guardian, The Telegraph, The NY Times, The Hollywood Reporter, Reuters, The Week, The Times, BBC, Sky News, CNN, Forbes, The Washington Post, Fusion, The Atlantic.
Методы исследования. Для достижения поставленной цели в работе использован комплекс методов исследовательских приемов, ведущим среди которых стал когнитивно-дискурсивный анализ (Е. С. Кубрякова, В. А. Виноградов, Н. Н. Болдырев, Л.Г. Бабенко, Э. В. Будаев, В. З. Демьянков, В. И. Карасик, А. А. Кибрик, И. М. Кобозева, А. П. Чудинов и др.).
Научная новизна и теоретическая значимость настоящей работы заключается в развитии теории когнитивной лингвистики и в определении функциональной нагрузки метафоры.
Практическое значение данной выпускной квалификационной работы заключается в том, что материалы и выводы могут быть использованы в курсах теории и практики перевода, стилистики, общего и сопоставительного языкознания.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического раздела и приложения.
Во Введении обосновывается актуальность исследования, его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, определены цели и задачи работы.
В первой главе «Теоретические основы исследования» дается определение метафоры, рассматривается ее связь с другими тропами, выделяются метафорические группы, рассматривается метафора в СМИ, дается определение политического дискурса.
Во второй главе «Анализ отобранного корпуса единиц» рассматриваются метафоры в западных и российских средствах массовой информации.
В Заключении работы представлены основные выводы по теме исследования.
В Приложении представлены количественные показатели примеров по моделям и фреймам.
В настоящей выпускной квалификационной работе специалиста исследованы метафоры в российских и западных СМИ, а именно в статьях, посвященных событиям, связанных с коррупционным скандалом в ФИФА. Под западными СМИ в данной работе понимаются СМИ Великобритании и США.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что метафора широко используется в текстах западных и российских СМИ.
Представленные в настоящей выпускной квалификационной работе специалиста материалы свидетельствуют о том, что наиболее часто в российских и западных СМИ используются четыре основных разряда моделей метафор, которые были выделены в монографии Чудинова А.П.: антропоморфная мета-фора, артефактная метафора, метафора природы и социальная метафора.
При проведении данного исследования было выявлено, что наиболее популярной, как в российских, так и в западных СМИ является социальная метафора - 139 примеров (59,7% и 40,3% соответственно).
Следующей по частотности оказалась метафора природы - 87 метафор (71,3% в российских СМИ и 28,7% в западных СМИ).
На третьем месте стоит антропоморфная метафора - 62 примера (54,8% в российских СМИ и 45,2% в западных СМИ).
Наименее частотной является артефактная метафора, однако здесь количество отобранных метафор оказалось одинаковым - по 9 примеров в западных и российских СМИ (50% и 50%).
Анализ примеров показывает, что метафора широко используется как в российских, так и в западных СМИ. Анализ показал, что существуют различия метафор в языках. Отличия проявляются в процентном соотношении основных разрядов метафор, в различной наполненности фреймов и слотов.
Таким образом, активное использование той или иной метафорической модели отражает особенности национального самосознания, акцентирует внимание на существующих проблемах в обществе.
Настоящая работа не претендует на полноту и всеобъемлющую комплексность рассмотрения обозначенной проблематики, ведь объект исследования неисчерпаем. Дальнейшее развитие когнитивной лингвистики (и в том числе теории метафорического моделирования) откроет новые перспективы, высветит новые актуальные темы и проблемы, позволит развить и уточнить некоторые высказанные в данной дипломной работе положения.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что метафора широко используется в текстах западных и российских СМИ.
Представленные в настоящей выпускной квалификационной работе специалиста материалы свидетельствуют о том, что наиболее часто в российских и западных СМИ используются четыре основных разряда моделей метафор, которые были выделены в монографии Чудинова А.П.: антропоморфная мета-фора, артефактная метафора, метафора природы и социальная метафора.
При проведении данного исследования было выявлено, что наиболее популярной, как в российских, так и в западных СМИ является социальная метафора - 139 примеров (59,7% и 40,3% соответственно).
Следующей по частотности оказалась метафора природы - 87 метафор (71,3% в российских СМИ и 28,7% в западных СМИ).
На третьем месте стоит антропоморфная метафора - 62 примера (54,8% в российских СМИ и 45,2% в западных СМИ).
Наименее частотной является артефактная метафора, однако здесь количество отобранных метафор оказалось одинаковым - по 9 примеров в западных и российских СМИ (50% и 50%).
Анализ примеров показывает, что метафора широко используется как в российских, так и в западных СМИ. Анализ показал, что существуют различия метафор в языках. Отличия проявляются в процентном соотношении основных разрядов метафор, в различной наполненности фреймов и слотов.
Таким образом, активное использование той или иной метафорической модели отражает особенности национального самосознания, акцентирует внимание на существующих проблемах в обществе.
Настоящая работа не претендует на полноту и всеобъемлющую комплексность рассмотрения обозначенной проблематики, ведь объект исследования неисчерпаем. Дальнейшее развитие когнитивной лингвистики (и в том числе теории метафорического моделирования) откроет новые перспективы, высветит новые актуальные темы и проблемы, позволит развить и уточнить некоторые высказанные в данной дипломной работе положения.
Подобные работы
- Международная федерация футбола как сфера-мишень метафорической экспансии в лингвистике и переводе
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Международная федерация футбола как сфера-мишень метафорической экспансии в лингвистике и переводе
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016



