Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты применения информационно - коммуникационных технологий в процессе обучения иностранному языку в основной школе 9
1.1. Специфика урока иностранного языка в рамках реализации ФГОС ООО 9
1.2. Информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения
иностранному языку 14
1.3. Особенности использования модели смешанного обучения
«Перевернутый класс» в процессе обучения иностранному языку 24
1.4. Образовательные возможности онлайн-платформы Google Classroom для
создания самостоятельной работы обучающихся 29
1.5. Содержание понятия «лексический навык» и особенности его развития у
обучающихся на уроке английского языка в 8 классе с применением модели «Перевернутый класс» 34
Выводы по главе 1 39
Глава 2. Практические основы применения модели «Перевернутый класс» в процессе развития лексического навыка обучающихся 8 класса на уроке английского языка 41
2.1. Анализ учебно-методического комплекта «Forward» для 8 класса на
предмет средств обучения лексическому навыку 41
2.2. Методические условия применения онлайн-платформы Google
Classroom в процессе обучения иностранному языку 45
2.3. Практическое применение модели смешанного обучения «Перевернутый
класс» в процессе развития лексического навыка обучающихся 8 класса на уроке английского языка 51
Выводы по главе 2 59
Заключение 61
Список использованных источников 63
ПРИЛОЖЕНИЕ А 69
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 71
ПРИЛОЖЕНИЕ В 73
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 74
Стратегии и направления изменений в сфере образования четко определены в Федеральных государственных стандартах основного общего образования (ФГОС ООО). На сегодняшний день особое внимание уделяется развитию образования, основанного на современных педагогических концепциях, внедрению личностно-ориентированного обучения и особенно ИКТ технологий. Главная цель современного образования - развитие личности, способной включиться в социально ценную деятельность. В этой связи появляется необходимость в стимулировании инициативности и самостоятельности обучающихся, активизации их познавательной деятельности, а также повышении интереса к предмету.
В иноязычном образовании лексическая сторона речи занимает важное место, другими словами, каркас, на котором базируется весь процесс овладения иностранным языком. Изучение этого аспекта должно быть интересным и познавательным. Однако зачастую преподавание лексики в школе ограничивается сухим переводом, заучиванием списка слов, однотипными упражнениями, применяя которые, обучающийся не совсем убежден в практической пользе того, что он делает. Не всегда чередуются формы работы, что вызывает пассивную работу обучающихся на уроке.
В рамках традиционного урока новые образовательные цели не могут быть достигнуты в полной мере, поэтому разработка концепции дистанционного образования стала началом применения смешанного обучения в учебных организациях. Смешанное обучение означает образовательную технологию, которая реализуется в сочетании очного и дистанционного обучения. Самая известная модель смешанного обучения - это перевернутый класс, который позволяет подойти к вопросу преподавания иностранного языка с новой стороны, кроме того, помогает повысить интерес и мотивацию детей к учебе, что является одной из основных целей педагога. Исходя из всего сказанного, можно утверждать, что это повлечет за собой непосредственное изменение структуры и организации урока и, что также не менее важно, изменение роли самого учителя по отношению к учащимся, а именно его функций в управлении и организации учебного процесса.
Актуальность исследования определяется стремительным развитием информационного общества и возрастанием роли информационных технологий в современном школьном образовании. Использование модели смешанного обучения «Перевернутый класс» в современном школьном образовании не только целесообразно, но и актуально и позволяет достичь одной из целей, которую ставит перед педагогами «Концепция модернизации образования» - подготовка разносторонне развитой личности.
Объект исследования - процесс развития лексических навыков обучающихся на уровне основного общего образования.
Предмет исследования - модель смешанного обучения «Перевернутый класс» как способ развития лексических навыков обучающихся 8 класса на уроке английского языка.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что развитие лексических навыков при обучении английскому языку в 8 классе будет эффективным, если использовать в процессе обучения модель «Перевернутый класс».
Цель исследования - теоретически обосновать необходимость использования модели «Перевернутый класс» в процессе обучения иностранному языку, разработать и применить на практике комплекс дидактических средств, способствующих развитию лексических навыков обучающихся в 8 классе на уроке английского языка...
В данной работе было рассмотрено развитие лексического навыка на уроке иностранного языка, а также особенности обучения лексике английского языка в 8 классе с использованием модели смешанного обучения «Перевернутый класс».
Современные уроки иностранных языков по-прежнему остаются обсуждаемыми темами в образовательной системе. При выполнении требований нового ФГОС изменяется видение учебного процесса. Переосмысления и изменения традиционных компонентов урока иностранного языка являются важнейшими моментами для определения цели, задачи и планируемых результатов урока иностранного языка. Стандарты образования - важнейший нормативно-правовой документ в РФ, обязательный для выполнения в учебном заведении. Федеральный стандарт основного общеобразовательного образования является совокупностью требований, предусмотренных Федеральным государственным
образовательным стандартом основного общеобразовательного образования, обязательные к исполнению в средней школе. То же касается требований урока иностранного языка для обучающихся с 5 по 9 классов.
В современном источнике информационные технологии представляют собой широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, беспроводные и кабельные сети, мультимедиа, а также Интернет).
Современная образовательная среда, строящаяся на компьютерных средствах обучения, за основу берет не передавать готовые знания, умения и навыки, а прививать обучающимся навыки самообразования и саморазвития. В то же время работа обучающихся на уроке имеет характер общения со своим преподавателем, направленного на интерактивную компьютерную программу аудиовизуального обеспечения. ИКТ могут реализовываться в процессе обучения с помощью онлайн-платформ и других веб-сервисов, предназначенных для создания учебных курсов, где обучающийся совершенствует навыки и развивает умения, повторяет или закрепляет пройденный материал. В ходе решения задач исследования, была достигнута цель - использование онлайн-платформы Google Classroom в рамках интеграции модели смешанного обучения «Перевернутый класс» в учебный процесс для развития лексического навыка английского языка в 8 классе является эффективным. Применение интерактивных программ и веб¬сервисов, функционирующих в режиме онлайн, положительно сказывается на освоении нового лексического материала.
В результате опытно-экспериментального исследования был сделан вывод, что применение модели смешанного обучения «Перевернутый класс» на уроках английского языка способствует развитию иноязычного лексического навыка. Задания на онлайн-платформе Google Classroom поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию к обучению. Одной из главных характерных черт таких уроков должна быть эмоциональная насыщенность и наличие наглядного материала.
1. Абрамова Я.К. Информационные технологии в современной образовательной системе // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. Новосибирск: СибАК, 2014. 26 с.
2. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Текст]. М.: Издательство ИКАР, 2009. 448 с.
3. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов. СПб: Златоуст, 1999. 471 с.
4. Актуальные проблемы современного иноязычного образования XVI // Записки молодого ученого/отв. редактор С.С. Сотникова, Курск: Курск. гос. ун-т, 2020. С. 55-56.
5. Бабинская П.К. Практический курс методики преподавания иностранных языков: английский, немецкий, французский. Учебное пособие. М.: ТетраСистемс, 2015. 288 с.
6. Белозубов А.В., Николаев Д.Г. Система дистанционного обучения Moodle: учебно-методическое пособие. СПб., 2017. 108 с.
7. Беляева Л.А. Презентация PowerPoint и ее возможности при обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2018. № 4. 340 с.
8. Биболетова М.З., Вербицкая М.В., Махмурян К.С. Иностранный язык. Планируемые результаты. Система заданий. 5 - 9 классы. ФГОС. / под. ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2018. 123 с.
9. Введение обязательного экзамена по иностранному языку
[Электронный ресурс]. URL: https://zen.yandex.ru/media/lancmanoge/tak- budet-li- obiazatelnyi-oge-po-angliiskomu-vveden-v-2020-ili-net
5c24e7e10cfbc500ab75e843 (дата обращения: 05.11.2022).
10. Вербицкая М.В. Английский язык 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Вербицкая М.В., Маккинли С., Хастингс Б. М.: Вентана - Граф: Pearson Education Limited, 2018.
11. Вербицкая М.В. Английский язык: проектирование учебного курса: 8 класс: пособие для учителя / М.В. Вербицкая, М. Гаярделли, П. Редли. М.: Вентана-Граф: Pearson Education Limited, 2018.
12. Всё для учителя [Электронный ресурс]. URL: https://forteacher.ru/edu/shkolnomu psihologu/doc-qov17w0.html (дата обращения: 12.04.2022).
13. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т. 4. Детская психология / Под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. 432 с.
14. Гальскова Н.Д. Основы методики обучения иностранным языкам: учебное пособие / Н. Д. Гальскова, А. П. Василевич, Н. Ф. Коряковцева, Н. В. Акимова. М.: КНОРУС, 2018. 390 с.
15. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. Лингв. ун-тов и фак. ин.яз.высш. пед. учеб. заведений / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - 3-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 336 с...48