Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МОНИТОРИНГ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКОВ ЭЛЕМЕНТАРНОГО ЗВУКО-БУКВЕННОГО АНАЛИЗА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Работа №156130

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дефектология

Объем работы97
Год сдачи2018
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Анализ литературы по проблеме оценивания учебных достижений обучающихся с умственной отсталостью 8
1.1. Оценка учебных достижений обучающихся с умственной
отсталостью 8
1.2. Условия, влияющие на содержание и процедуру мониторинга
навыков звуко-буквенного анализа, как предпосылок обучения грамоте у обучающихся с умственной отсталостью 23
Глава II. Изучение факторов и условий, влияющих на определение содержания мониторинга сформированности навыков элементарного звукобуквенного анализа у обучающихся с умеренной умственной отсталостью 35
2.1.Организация и методика констатирующего эксперимента 35
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 43
2.3. Методические рекомендации по проведению мониторинга сформированности навыков элементарного звуко-буквенного анализа у обучающихся младших классов с умеренной умственной
отсталостью 63
Заключение 69
Библиографический список 73
Приложение 81


Актуальность. В настоящее время проблема воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии является одной из наиболее острых проблем школьного образования.
В современных нормативно-правовых документах, регламентирующих содержание обучения детей с умеренной умственной отсталостью, предусмотрено овладение грамотой детьми данной категории на доступном уровне. Но, несмотря на существование большого количества методик по обучению грамоте детей данной категории (Л.Б. Баряева, И.М. Бгажнокова, А.Р. Маллер, Г.В. Цикото, Л.М. Шипицина и др.), на современном этапе существуют объективные трудности в обучении грамоте детей с умственной отсталостью, хотя значительный процент детей с умеренной умственной отсталостью имеет к овладению грамотой потенциальную способность. [59]
Обучение грамоте — важнейший раздел предмета «Речь и альтернативная коммуникация» и курса «Альтернативная коммуникация», а сформированность навыков звуко-буквенного анализа является основой для овладения грамотой.
У каждого ребенка овладение навыками звуко-буквенного анализа протекает своеобразно, поэтому важен дифференцированный подход в обучении, неоднократное повторение, закрепление пройденного материала, а также регулярное отслеживание результативности обучения.
В нормативных документах отмечена необходимость оценки динамики обучения. Контроль достижений детей с умеренной умственной отсталостью является весьма существенным составляющим процесса обучения, необходимо постоянное точное отслеживание динамики развития обучающихся, любых минимальных продвижений, позволяющее скорректировать дальнейшую программу обучения. [2, с. 123].
Но на данный момент отсутствует однозначность и определенность в отношении выбора методов и средств оценки учебных достижений обучающихся с умеренной умственной отсталостью.
Основным методом оценивания сформированное™ звуко-буквенного анализа является умение правильно ответить на вопросы по звуковому анализу. Однако данный метод не приемлем к детям с выраженными ограничениями в использовании экспрессивной речи. Вследствие этого существует необходимость определения альтернативного способа оценивания данного умения.
Таким образом, проблема разработки содержания и требований к процедуре мониторинга элементарного звуко-буквенного анализа у обучающихся с умеренной умственной отсталостью приобретает на данный момент особую актуальность...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основе анализа литературы по проблеме мониторинга учебных достижений обучающихся с умственной отсталостью мы выделим следующие положениями, принципиально необходимые для нашего исследования положения. Во-первых, на основании ряда преимуществ, существующих у GOMs, мы считаем целесообразным взять за основу для разработки отечественного мониторинга учебных достижений принципы данного метода, его подходы и основные организационные аспекты.
Во-вторых, под мониторингом учебных достижений обучающихся с умственной отсталостью мы будем понимать специально спроектированную подсистему непрерывного наблюдения, контроля, диагностики и коррекции, выявляющую минимальные продвижения обучающихся за короткий период, основанную на методах статистики (объективная, надежная, валидная) и обеспечивающую возможность быстрой корректировки педагогического процесса с целью улучшения качества обучения.
В-третьих, в рамках данной работы мы будем рассматривать педагогический мониторинг, в качестве субъекта которого будет выступать учитель, а в роли объекта - сформированность навыка элементарного звукобуквенного анализа у обучающихся с умеренной умственной отсталостью.
Таким образом, при разработке мониторинга сформированности навыков звуко-буквенного анализа у младших школьников с умеренной умственной отсталостью мы будем учитывать две группы условий:
1. особенности звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте обучающихся с умственной отсталостью, а именно: удлинение сроков прохождения букваря до одного года, специфический порядок изучения звуков и букв;
2. психолого-педагогические особенности обучающихся с умеренной умственной отсталостью, в числе которых:
— своеобразие протекания процессов высшей нервной деятельности;
— наличие сопутствующих нарушений, осложняющих умственную отсталость;
— специфическое недоразвитие внимания: малый объем,
недостаточная устойчивость, нарушение распределения, произвольности;
— специфическое недоразвитие восприятия: замедленность, фрагментарность, недостаточная устойчивость, низкий уровень развития избирательности и константности, нарушение обобщенности, его прерывистость и нарушение целостности;
специфическое недоразвитие памяти: замедленность и непрочность запоминания, быстрота забывания, неточность воспроизведения, эпизодическая забывчивость, плохое припоминание.
На основе выводов, сделанных нами в результате анализа психологопедагогической и научно-методической литературы, при разработке мониторинга сформированности элементарного звуко-буквенного анализа у младших школьников с умеренной умственной отсталостью, мы будем руководствоваться следующими положениями:
— на основании ряда преимуществ, существующих у GOMs, мы считаем целесообразным взять за основу для разработки отечественного мониторинга звуко-буквенного анализа, его подходы и основные организационные аспекты;
— под мониторингом учебных достижений обучающихся с умственной отсталостью мы будем понимать специально спроектированную подсистему непрерывного наблюдения, контроля, диагностики и коррекции, выявляющую минимальные продвижения обучающихся за короткий период, основанную на методах статистики (объективная, надежная, валидная) и обеспечивающую возможность быстрой корректировки педагогического процесса с целью улучшения качества обучения;
— в рамках данной работы мы будем рассматривать педагогический мониторинг, в качестве субъекта которого будет выступать учитель, а в роли объекта - процесс формирования навыка элементарного звукобуквенного анализа у обучающихся, с умеренной умственной отсталостью...


1. Абери, Б. Мониторинг учебных достижений обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (на примере навыка чтения) [Текст] / Б. Абери, А.В. Мамаева, Р. Тича // Особые дети в обществе: сборник научных докладов и тезисов выступлений участников I Всероссийского съезда дефектологов. 26-28 октября 2015. - г. М.: АНО «НМЦ «СУВАГ», 2015. - С.150-155.
2. Акимова, М.К. Психологическая диагностика [Текст]: учеб, пособие / М.К. Акимова, К.М. Гуревич. - СПб.: Питер, 2008. - 652 с.
3. Аксёнова М.В. Мониторинг образовательных достижений обучающихся как технология управления качеством обучения в специальном (коррекционном) образовательном учреждении / М.В. Аксенова / [Электронный ресурс] URLhttp ://pedsovet. org/index.php? option=com _mtree&task=viewlink&link_id=5829 (дата обращения 20.11.2017).
4. Артемьева Н.В., Мамаева А.В., Постникова Н.Н. Оценивание знания букв у младших школьников с умеренной умственной отсталостью // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева / 2016. - № 4 (38). С. 123-128
5. Афоничкин, А.И. Управленческие решения в экономических системах: учеб, пособие / А.И. Афоничкин, Д.Г. Михаленко. - СПб.: Питер, 2009.-408с.
6. Баряева, Л.Б. Подготовка к обучению грамоте детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителя / Л.Б. Баряева, Е.Т. Логинова, Л.В. Лопатина. СПб.: Издательство «Союз», 2004.
7. Баряева, Л.Б. Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Санкт-Петербург: 2011.146 с.
8. Бгажнокова, И.М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с. — (Коррекционная педагогика).
9. Выготский Л.С. Основы дефектологии. -СПб.: Лань, 2003. - 654 с
10. Выготский, Л.С. Проблема умственной отсталости: Ч. 3. / Л.С. Выготский // Основы дефектологии: Собрание сочинений в 6-и т. Т.5. / Под ред. ТА. Власовой. -М.: Педагогика, 1983. - С. 231-256
11. Григоренко Н.Ю. Гласные звуки и буквы. Формирование навыков чтения и письма у детей с речевыми нарушениями: рабочая тетрадь. - М.: Прометей, Книголюб, 2003 - С.51-56.
12. Забрамная, С.Д. Знаете ли Вы нас? [Текст]: метод, рекомендации / С.Д. Забрамная, Т.Н. Исаева. - М.: В. Секачев, 2012 - 87 с.
13. Забрамная, С.Д., Исаева Т.Н. Некоторые психолого-педагогические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения // Коррекционная педагогика. 2008. № 1. С. 5-13
14. Забрамная, С.Д., Левченко И.Ю. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития. Курс лекций. М.: В. Секачев, ТЦ «Сфера», 2009
15. Зайцева Е.А. Мониторинг сформированности элементарного звукового анализа у обучающихся с умеренной умственной отсталостью./Зайцева Е.А.// «The Newman in Foreign Pqlicy» Журнал международных исследований./06-07.2017.-№37(81).-С.21-23...69


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ