ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗНАКОМСТВА СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С СЕМАНТИКОЙ ЯЗЫКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА МАЛЫХ ГОЛЛАНДЦЕВ 6
1.1. Сущность и содержание понятий «семиотика», «семантика языка
изобразительного искусства», «художественный текст», «язык», «знак» 6
1.2. Особенности знакомства старших подростков с семантикой языка
изобразительного искусства 30
1.3. Изучение творчества малых голландцев на уроках-беседах как способ
знакомства старших подростков с семантикой языка изобразительного искусства 366
Выводы главы 1 411
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЗНАКОМСТВУ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С СЕМАНТИКОЙ ЯЗЫКА
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА МАЛЫХ ГОЛЛАНДЦЕВ 444
2.1. Содержание и организация констатирующего эксперимента,
направленного на выявление актуального уровня знаний старших подростков о семантике языка изобразительного искусства 44
2.2. Серия уроков-бесед по изучению творчества малых голландцев и методические рекомендации к ним, направленные на знакомство старших
подростков с семантикой языка изобразительного искусства 50
Выводы главы 2 622
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 644
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 666
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
Произведение искусства - это некий художественный эталон, репрезентант идеального отношения человека с самим собой, с миром, с Истиной. Этот эталон несет в себе схему действий по его освоению. Исходя из этого, произведение искусства включает в себя те элементы образовательного процесса, которые могут быть использованы в образовательных целях. Мысль, выраженная художественным языком, всегда образна и потому всегда живая, «говорящая». В подлинно художественном произведении нет ничего лишнего. Б.Ю. Норман считал, что произведение искусства наделяет знаковой функцией каждый свой элемент [30]. Вот потому-то в художественном произведении может быть сказано намного больше, чем в таком же по объему нехудожественном тексте, здесь возникает как бы дополнительная глубина, «третье измерение». Получается, произведение искусства может вмещать в себя куда больше информации, чем бумажный текст, а это подводит к мысли, что художественное произведение - прекрасный объект педагогических знаний. Овеществленные художественные идеалы - произведения искусства - хранят в себе и передают из поколения в поколение духовно-нравственные культурные ценности, которые никаким другим способом невозможно ни выразить, ни сохранить, ни передать. Искусство - это школьный предмет, который делает нас сложными, многогранными личностями, думающими не только о законах материального мира, но способными через личностные духовнонравственные поиски, размышления, суждения выстраивать для себя систему духовно-нравственных культурных канонов, норм. Речь идет о тех добытых, открытых на уроках искусства теоремах, аксиомах, законах бытия, которые не встанут на полку, как ненужный трофей, но которые станут нашим нравственным компасом, нашей системой координат, позволяющим нам не заблудится в сложных перипетиях жизненных дорог и своей судьбы.
В большинстве случаев произведение искусства используется больше как иллюстрация, чем носитель информации. Знания, полученные от «общения» с произведением, ограничиваются биографическими сводками об авторе, исторической ситуацией на момент написания. Такие знания Жуковский называет «мертвыми», то есть не несущими ничего полезного. Произведение искусства всегда находится в состоянии готовности диалога, однако не каждый зритель готов к общению [17]. Причин может быть много, например, неумение общаться на невербальном уровне, или же нежелание открыть для себя такой вид получения знаний. Поэтому необходимо, что бы с малых лет зрителя постепенно подготавливали к тому, чтобы, в конечном счете, он стал собеседником произведения искусства.
Цель исследования: составить серию уроков-бесед по изучению творчества малых голландцев, направленных на знакомство старших подростков с семантикой языка изобразительного искусства...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Уроки художественно-эстетического цикла воздействуют на те сферы личности, которые формируются в старший подростковый период. При более глубоком понимании искусства, заинтересованности в изучении предмета формируются эстетические представления.
В этот период более осознанно проявляются эстетические чувства, учащиеся подросткового возраста становятся более любознательными, несдержанными, эмоционально возбудимыми, стремятся определить для себя положительные жизненные категории и отрицательные. Как раз в этом и помогают учащимся уроки-беседы художественно-эстетического цикла.
В большинстве случаев произведение искусства используется больше как иллюстрация, чем носитель информации, но ведь произведение искусства всегда находится в состоянии готовности диалога, однако не каждый зритель готов к общению, именно поэтому необходимо, что бы учащегося постепенно подготавливали к тому, чтобы, в конечном счете, он стал собеседником произведения искусства.
В учебных заведениях, где уделяют должное внимание изобразительному искусству как предмету, актуальный уровень знакомства с семантикой изобразительного искусства старших подростков находится на достаточно высоком уровне, что свидетельствует о том, что следует более внимательно относиться к предмету «изобразительное искусство», как к инструменту воспитания и развития качеств личности.
Подростковый возраст - это тот сенситивный период, когда формируются ценностные ориентиры, нравственно-эстетическая
составляющая личности, отношение к миру, навыки саморегуляции и самоорганизации, поэтому это важный этап становления личности, в этот период особо важно обращать внимание и прилагать усилия в обучении и воспитании подростка.
Уроки-беседы благоприятным образом влияют на становление личности, формируя отношение к миру, определяя нравственные ценности и ориентиры. Поэтому этот тип урока требует особого внимания и усилий со стороны учителя.
1. Аймермахер К. Знак. Текст. Культура. М.: Дом интеллектуальной книги, 1998. 396 с.
2. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл. Логико-семантические проблемы. М.: Наука, 1976. 384 с.
3. Балкинд Е.Л., Карпова И.Д. Изобразительное искусство: семиотические основы коммуникативных процессов // Научные ведомости / 2017. № 3(252) С. 6-12.
4. Барт Р. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1994. 578 с.
5. Басин Е.Я. Семантическая философия искусства. М.: Гуманитарий, 4-е изд. 2012. 348 с.
6. Бенвенист Э. Общая лингвистика. М.: Прогресс, 1974. 446 с.
7. Бремон К. Структурное изучение повествовательных текстов В. Проппа // Семиотика / 1983. №2(11) С. 429-437.
8. Васильев Л.М. Современная лингвистическая семантика, Высшая
школа. М.: Высшая школа, 1990. 176 с.
9. Греймас А.Ж. Структурная семантика: в поисках метода. М.:
Академический проект, 2004. 368с.
10. Григорьев Б. В. Семиология. Теория и практика знаковой деятельности . Владивосток: ДВГУ, 2003. 197с.
11. Гринев-Гриневич С.В. Основы семиотики. М.: Флинта-наука, 2000. 47 с.
12. Гусарова А.Л. Мир искусства. М.: Художник РСФСР, 1972. 100 с.
13. Даниэль С.М. Искусство видеть. О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. М.: Амфора, 1990. 223 с.
14. Гуружапов В.А. Возрастные особенности общих представлений подростков об изобразительном искусстве // РИА Мы и Мир / 1995. №21/22 С. 182-189.
15. Деррида Ж. в Москве: деконструкция путешествия, М.: РИК «Культура», 1993. 208с...46