Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическая коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлым нарушением речи

Работа №156125

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы78
Год сдачи2024
Стоимость4335 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
56
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРАХОВ У
ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ 6
1.1. Проблема изучения детских страхов в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Причины и проявления страхов у детей в старшем дошкольном возрасте 12
1.3. Особенности развития страхов у детей с тяжелым нарушением речи 15
Выводы по первой главе: 17
ГЛАВА П. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СТРАХОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ 18
2.1. Организация, методы и методики исследования страхов детей старшего
дошкольного возраста с тяжелым речи 19
2.2. Результаты эмпирического исследования 28
Выводы по второй главе: 40
ГЛАВА Ш. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ 42
3.1. Научно-методологические подходы к коррекции страхов в дошкольном
возрасте 42
3.2. Психологическая программа коррекции страхов детей старшего дошкольного
возраста с тяжелым нарушением речи 45
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 56
Выводы по третьей главе 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70


Актуальность исследования. Проблема детских страхов не теряет своей актуальности и значимости. Это обусловлено тем, что практически каждый ребенок в те или иные моменты жизни переживает определенные страхи.
Страх — это эмоция, которая возникает в ситуациях, когда индивиду осознает угрозу своему биологическому или социальному существованию, и направлена на источник реальной или воображаемой опасности. Интенсивность и специфика переживания страха различаются в зависимости от характера угрозы и могут варьироваться в достаточно широком диапазоне: от легкого опасения до сильного ужаса. Патологические страхи, которые проявляются сильными и длительными, и которым ребенок не может справиться, могут привести к нежелательным изменениям в его характере, нарушению адаптации и возникновению других неблагоприятных последствий [6].
Дошкольный возраст является очень значимым периодом развития ребенка. Данный сенситивный период является очень важным, но при этом уязвимым для развития всех высших психических функций ребенка. Страхи часто проявляются из-за определенных моделей воспитания, стрессовых и травмирующих ситуаций, навязанных страхов и психологического климата в семье и коллективе [5].
Л. С. Выготский указывает на то, что интеллектуальное развитие становится приоритетным с пятилетнего возраста. В этом возрасте дети начинают осознавать, чего им следует опасаться и избегать, поскольку понимают, что некоторые вещи могут причинить им вред. В связи с этим, в период старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет), страхи приобретают эмоциональную и рациональную основу, что подчёркивает необходимость изучения детских страхов и применения краткосрочных методов коррекции.
Большинство страхов, которые люди испытывают, связаны с разными возрастными особенностями и временными периодами их жизни. Если к страху правильно подойти, а именно понять и рассмотреть его с позиции появления, то можно от него избавиться бесследно. Но есть страхи, которые по своему проявлению становятся сильными и продолжительными. Это в свою очередь может указывать на наличие проблем. Примерами таких проблем может служить: нервная слабость ребенка, неправильное поведение родителей и их незнание психических и возрастных особенностей ребенка. Кроме того, это также может указывать на наличие страхов и конфликтных отношений в семье [7].
Процесс адаптации и интеграции очень важен для успешного развития человека. И неблагоприятное эмоциональное самочувствие может негативно влиять на психическое здоровье ребенка с речевыми проблемами, тем самым ограничивая его социальные возможности. Невротизация и развитие страхов - это те характеристики, которым становятся подвержены дети с речевыми проблемами.
Каждый ребёнок испытывает страхи, и они являются нормальным явлением в процессе психического развития и социальной деятельности ребенка. Однако, когда условия складываются неблагополучно, то, что должно протечь нормально, становится причиной невротического состояния. Это в свою очередь, мешает ребёнку дошкольного возраста нормально развиваться. Препятствие общению, замедленность развития личности, возникновение соматических заболеваний, социально - психологическая дезапдаптация - к таким последствиям могут привести страхи.
Следовательно, необходимо обеспечить поддержку и помощь ребенку с речевыми проблемами, чтобы предотвратить неблагоприятное эмоциональное состояние и предупредить развитие патологических страхов. Это может включать в себя психологическую поддержку, специализированную помощь в развитии коммуникативных навыков и создание благоприятной и безопасной среды для ребенка [11].
Цель исследования: исследование особенностей проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста, а также разработка и апробация программы, направленной на их коррекцию.
Объект исследования: страхи детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.
Предмет исследования: психологическая коррекция страхов у детей с ТНР старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: у детей с ТНР старшего дошкольного возраста имеется больше патологических страхов, чем у нормотипичных сверстников. Разработанная программа коррекции, основанная на современных подходах, поможет снизить уровень выраженности и проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме страхов у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.
2. Выявить особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.
3. Проанализировать методы коррекции страхов у старших дошкольников.
4. Составить и апробировать психологическую программу по коррекции страхов детей старшего дошкольного возраста с ТНР.
Методы исследования были определены целью, гипотезой, задачами работы. В ходе исследования применялись теоретические методы, которые включали в себя: аналитический обзор литературы, систематизация научных представлений, а также эмпирические методы, которые включают в себя подбор валидных методик для проведения исследования.
Для исследования были использованы следующие психологические методики: Методика «Сказка» Луизы Дюсс; Проективная методика «Мои страхи» (А. И. Захаров); Методика «Страхи в домиках» (Панфилова М. А.).
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы в количестве 87 источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Дети с серьезными нарушениями речи, обучающиеся в учебных заведениях, представлены разнообразными речевыми дефектами и особенностями психического развития. Эффективное взаимодействие и речевое общение имеют решающее значение для психологического благополучия развивающейся личности. Практически все дети с серьезными нарушениями речи нуждаются в некоем виде психологической поддержки. Проблемы в общении и нарушенные отношения с обществом возникают у детей с задержкой развития речи или другими нарушениями, что ведет к формированию низкой самооценки и появлению различных страхов у данной категории детей [21].
Психологические аспекты феномена страха у детей широко представлены и описаны во многих научных исследованиях.
Изучив литературу, мы определили, что страх - это эмоциональное состояние, которое возникает в ответ на угрозу, опасность или неизвестность. Это естественная реакция организма, которая помогает нам избегать потенциально опасных ситуаций.
В исследовании, проведенном на базе, приняли участие 17 детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи, средний возраст которых составил 5-7 лет. Мы провели 3 диагностики на особенности страхов.
У детей с тяжёлыми нарушениями речи отмечаются особенности страхов, например, связанные с общением. Они могут испытывать страх перед высмеиванием или отвержением со стороны сверстников из -за своих речевых проблем.
Арт-терапия — эффективный метод психотерапии и психокоррекции, который помогает детям справляться со страхами и другими внутренними проблемами. Этот подход также хорошо зарекомендовал себя в работе с детьми, испытывающими трудности в общении из-за проблем с речью.
Для снижения уровня страха у детей с речевыми нарушениями применялись разные подходы: снижение физиологических проявлений страха, обучение эффективным стратегиям поведения в ситуациях страха и уменьшение количества страхов у детей.
Во второй главе были представлены методики для диагностики особенностей страхов у старших дошкольников, проведен анализ результатов и сделан вывод. Также было проведено исследование с группой детей старшего дошкольного возраста без отклонений в развитии. Эти данные позволили подтвердить идею о том, что у детей с речевыми нарушениями количество страхов больше.
В третьей главе была разработана психологическая коррекционная программа с учётом особенностей детей. Благодаря данной программе процент детей, которые имели страхи выше нормы снизился. Арт-терапия вместе с игровой терапией дали благотворный результат.
Таким образом, проблема страхов у детей с ТНР очень актуальна. Необходим комплексный подход к её глубокому изучения.



1. Акенчиц М. С., Ушачева Ю. В. Психологическое сопровождение детей с речевыми нарушениями и тревожно - фобическими расстройствами в условиях дошкольной образовательной организации и семьи.- 2021.
2. Алексеева Е. Е. Страхи у детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. — 2006. — № 2 (29). — С. 58-61.
3. Андреева Е. Ф. Методы и приемы психологической коррекции детских страхов у старших дошкольников //XX Юбилейная всероссийская научно - практическая конференция молодых ученых, аспирантов и студентов. - 2019. - С. 51-55.
4. Арефьева, Т.А. Преодоление страхов у детей. Тренинг / Т.А. Арефьева, Н.И. Галкина. - М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2009. - 298 с.
5. Артемьева Т В., Галимарданова Ф. М. Арт-терапия в коррекции страхов у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях Лекотеки //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2013. - №. 1. - С. 335-338.
6. Аскерова А. Д., Андреева Л. В. Особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией. - 2022.
7. Барышева Е. И. Психологическая коррекция детских страхов //Психолого-педагогические проблемы развития ребенка в современных социокультурных условиях. - 2018. - С. 207-212.
8. Бирина Е. Р., Гордеева В. В. Причины появления детских страхов, их виды и пути преодоления //Вестник Пензенского государственного университета. - 2022. - №. 3 (39). - С. 9-12.
9. Бурмистрова Е. Д., Шипова Л. В. Особенности страхов у подростков с заиканием //Психология, социология и педагогика. - 2015. - №. 10. - С. 97¬100.
10. Быкова В. П., Пыпкина Л. Б. Личностные особенности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.- 2022.
11. Гаврилица О. В. Методы коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста //ББК 88. 46 П 86. - 2013. - С. 296.
12. Гацуц М. Д., Братчикова Ю. В. Эффективные техники психологической коррекции детских страхов //Актуальные вопросы современной психологии, конфликтологии и управления: взгляд молодых исследователей. - 2021. - С. 100-108.
13. Головчиц Л. Дошкольное образование детей с особыми образовательными потребностями. - Litres, 2022.
14. Горьковая И. А. Страхи у детей и их преодоление //Педиатр. - 2014. - Т. 5. - №. 3. -С. 128-133.
15. Горьковая И.А. Страхи у детей в рамках концепции А. И. Захарова // Сборник статей памяти А. И. Захарова. — СПб.: изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. — С. 10-17.
16. Гудонис В. П., Вачков И. В. Страхи современных старших дошкольников и их родителей //Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2019. - №. 4 (94). - С. 36-45.
17. Гусева Е. С. Учителям о психологических особенностях детей с ТНР //ББК 88.52 М 75. - 2021. - С. 97.
18. Детские страхи / С. Г. Зубанова — «Научная книга», 2013
19. Едиханова Ю. М., Багаева Л. А. Возможности арт -терапии в преодолении детских страхов //Концепт. - 2017. - №. 10. - С. 53-58.
20. Ионова Н. В., Горбунова В. А. Особенности проявления страхов у дошкольников 6-7 лет //Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2014. - №. T20. - С. 1391-1395.
21. Жарова Т. А., Арсенова М. А. Психологическая коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста посредством игротерапии //Череповецкие научные чтения-2016. - 2017. - С. 65-66.
22. Жарова Т. А., Овсянникова Ю. В., Арсенова М. А. Особенности проявления страхов и возможности их психологической коррекции у детей старшего дошкольного возраста //Новая наука: Опыт, традиции, инновации. - 2016. - №. 10-2. - С. 82-85.
23. Захаров, Александр Иванович. Дневные и ночные страхи у детей: научное издание / А. И. Захаров. - СПб.: Речь; Москва: Сфера, 2010 - 311 с.: рис. - (Детская психология и психотерапия).
24. Захаров А.И. Происхождение и психотерапия детских неврозов:
25. монография / А.И. Захаров. - СПб.: КАРО, 2006. - 275 с.
26. Киреева Л. Е. Осмысление феномена страха в психологической мысли XX В //Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2016. - №. 2. - С. 29¬33.
27. Кирчева А. В. Особенности страхов у современных дошкольников //Научные высказывания. - 2023. - С. 37.
28. Климова Т. О. Коррекция страхов у старших дошкольников в игровой деятельности //Ratio et Natura. - 2020. - №. 2.
29. Кобазова Ю. В. Методы и приемы психологической коррекции детских страхов у старших дошкольников //Материалы XX Юбилейной всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов в г. Нерюнгри, с международным. - 2019. - С. 51.
30. Кольцова И. В., Кутырева А. И. Игротерапия как способ коррекции страхов у детей дошкольного возраста // World science: problems and innovations. - 2018. - С. 134-137.
31. Колягина В. Г. Особенности возникновения и специфика проявления страхов у дошкольников с речевым дизонтогенезом и нормальным развитием //Дошкольное воспитание. - 2015. - №. 4. - С. 100-106.
32. Колягина, В.Г. Психология страхов дошкольников: монография / В.Г. Колягина. - Москва: Прометей, 2016. - 40 с.
33. Колягина В. Г. Психологическое изучение страхов у дошкольников с
речевыми нарушениями //Начальная школа плюс до и после. - 2009. - №. 11.
- С. 59-61.
34. Котова Ю. В., Курушина О. В. Теоретические аспекты изучения особенностей эмоционального развития детей дошкольного возраста в норме и патологии //Научные междисциплинарные исследования. - 2020. - №. 8-2. - С. 126-138.
35. Кохановская И. А., Каменева И. В. Сказкотерапия как средство
предупреждения страхов у детей старшего дошкольного возраста
//Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - №. 74-3. - С. 153-155.
36. Кочетова, Ю. А. Психологический анализ страхов детей старшего дошкольного возраста // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2016 — № 10-2. — С. 186-193.
37. Кулинцова, И. Е. Коррекция детских страхов с помощью сказки / И.Е. Кулинцова. - СПб: Речь, 2008. - 158 с
38. Куприянчук Е. В. Коррекция тревожностей и страхов у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья методом арт-терапии //Специальное образование и социокультурная интеграция. - 2020. - №. 3. - С. 169-178.
39. Курдова Д. и др. Детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного и младшего школьного возраста. - 2020.
40. Куташов В. А., Лаптева И. В. Анализ эффективности использования методов арт-терапии в психологической коррекции страхов у детей 5-9 лет //Молодой ученый. - 2016. - №. 1. - С. 653-655.
41. Левченко И. Ю., Визель Т Г., Валявко С. М. Психологические особенности страхов дошкольников с недостатками речевого развития. - 2011.
42. Маслова К. В. Психолого - педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной //Сахалинское образование XXI век. - 2019. - №. 2. - С. 64-67.
43. Масляная О. В. Профилактика страхов у детей старшего дошкольного возраста //Ярославский педагогический вестник. - 2008. - №. 4. - С. 129¬133.
44. Манакова Р С. Специфика переживания страха у детей // Образование в регионе: проблемы и векторы развития.. - 2022. - С. 158-162.
45. Мешкова И. В. Коррекция страхов у старших дошкольников посредством изобразительной деятельности //Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - №. 64-3. - С. 331-335.
46. Михайлова М. В. Самые распространенные страхи детей старшего дошкольного возраста //Молодой ученый. - 2020. - №. 34. - С. 117-118.
47. Монстры во тьме: [как помочь ребенку, который боится темноты и видит страшные сны?]. // Здоровье. - 2022 - N 11 - С. 46-48.37.
48. Морошкина М. В. Коррекция страхов старших дошкольников сказкотерапевтическими техниками //Родная словесность в современном культурном и образовательном пространстве. - 2016. - С. 123-127.
49. Недоводиева Н. М. Польза песка и песочного рисования для детей с тяжёлыми нарушениями речи //Символ науки. - 2023. - С. 128.
50.Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - Тривола, 1995.
51.Овсянникова Е. А., Цыганкова А. А. Особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста //Мир детства и образование. - 2020. - С. 61-64.
52. Орлова Л. В. Психологические механизмы генезиса и коррекции страхов (на материале старшего дошкольного возраста) //Москва. - 2009.
53.Орлов А. Б., Орлова Л. В., Орлова Н. А. Психологические механизмы возникновения и коррекции внушенных детских страхов //Вопросы
психологии. - 2011. - Т. 3. - С. 17-32.
54. Панфилова М. А. Страхи в домиках. Диагностика страхов у детей и подростков //Школьный психолог. - 1999. - №. 8. - С. 10-12.
55. Пешкова Н. А., Романовцева С. Д. Особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи //Проблемы теории и практики современной психологии. - 2017. - С. 168-170.
56. Позднякова А. В. Страх: сущность, природа и классификация
//Психологическая наука и новые вызовы современности. - 2023. - С. 241¬245.
57. Поправко Г. С. Тревожность детей с тяжёлыми нарушениями речи //ББК 74.027. 9я431 П86. - 2022. - С. 279.
58. Ромек В. Г. Поведенческая терапия страхов //Прикладная психология. - 2002. - №. 4. - С. 72-89.
59. Румянцева А. В., Васина Ю. М. Преодоление повышенного уровня страха у старших дошкольников с нарушением речи средствами изобразительного деятельности //Modern Science. - 2020. - №. 5-3. - С. 521-524.
60. Румянцева А.В., Васина Ю.М. Теоретические основы проблемы страха у детей старшего дошкольного возраста. — Тула, 2019.: Студенческая наука: новый взгляд на проблемы психологии и образования: Материалы Всерос. заочной науч.- практ. конф. (Тула, 17 июня 2019 г.). - с. 27-29.
61. Рюмина И. М., Вишнякова Е. Г. Исследование содержательных
особенностей актуальных страхов у старших дошкольников //ББК 72 Н 34. - 2018. - С. 81.
62. Саидов А. А. Детские страхи: причины, профилактика и способы коррекции //Педагогическая деятельность как творческий процесс. - 2020. - С. 458-472.
63. Сергуничева Н. А. Возрастно-половые и семейные факторы страхов и тревожности у старших дошкольников //Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. - 2019. - №. 4. - С. 561-574.
64. Симакова Т. Е. К проблеме детских страхов у дошкольников с общим недоразвитием речи //Специальное образование. - 2015. - Т 2. - №. XI. - С. 244-246.
65. Стоссел С. Век тревожности: страхи, надежды, неврозы и поиски душевного покоя. - Альпина Паблишер, 2016.
66. Сырвачева Л. А., Детцель Т. Ю. Особенности и коррекция страхов у детей с общим недоразвитием речи 6-7 летнего возраста //Сибирский вестник специального образования. - 2013. - №. 1. - С. 118-128.
67. Тарасова И. А., Велиева С. В. Психолого - педагогические условия коррекции страха как негативного психического состояния у детей 5 -7 лет с помощью методов арт - терапии. //Образование и воспитание дошкольников, школьников, молодежи: теория и практика. - 2023. - №. 3. - С. 84-92.
68. Терехова М.Д. Психолого-педагогическая коррекция страхов старших дошкольников //Журнал «Трибуна ученого. - Выпуск 02/2022.
69. Токарева И. и др. Коррекция детских страхов посредством арт -терапии у детей с общим недоразвитием речи //Студенческий электронный журнал СтРИЖ. - 2017. - №. 1. - С. 21-25.
70. Фрейд З. Психоанализ детских страхов. - Азбука-Аттикус, 2022.
71. Шавшун Т. И. Психолого-педагогическая коррекция страхов у
дошкольников средствами интегративной музыкотерапии //Вестник науки и образования. - 2019. - №. 4-2 (58). - С. 81-87.
72. Цымзина С. В. Музыкальная терапия как метод коррекционно -
развивающей работы для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) // Методология современной психологии Учредители: Общество с
ограниченной ответственностью" Международная Академия
психологических наук". - №. 16. - С. 410-416.
73.Черепанова И. В., Тюлькина В. В. Диагностика и коррекция страхов у детей дошкольного возраста посредством арт-терапии. - 2018.
74. Шавшун Т. И. Психолого-педагогическая коррекция страхов у
дошкольников средствами интегративной музыкотерапии //Вестник науки и образования. - 2019. - №. 4-2 (58). - С. 81-87.
75. Шамилова Г. А.Психодиагностика эмоциональной сферы личности:
Практическое пособие. М., 2006.
76. Шахворостова Т. В. Методики коррекции тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста //Вестник практической психологии образования. - 2019. - Т. 16. - №. 2. - С. 42-46.
77. Шельшакова Н. Н. Коррекционный этап работы по преодолению детских страхов посредством психодрамы //Образование и право. -2021. - №. 2. - С. 357-365.
78. Шкуркина О. И. Особенности эмоционально -волевой сферы детей
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / О. И. Шкурина // Молодой ученый. - 2018. - №27. - С. 146-148
79. Юнгман И. В., Понкратова А. А. Игротерапия как средство коррекции тревожности в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста //Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2016. - №. 24-1. - С. 158-162.
80. Ядрова А. А., Ядров К. П. Психолого-педагогическая коррекция страхов у старших дошкольников средствами арт-терапии //Инновационные методы профилактики и коррекции нарушений развития у детей и подростков: межпрофессиональное взаимодействие. - 2019. - С. 179-182.
81. Ярабаева Н.Ю. Коррекция негативных психических состояний у детей
82. старшего дошкольного возраста средствами нейропсихологических и арт- терапевтических игровых упражнений / С.В. Велиева, Н.Ю. Ярабаева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2019. - Т. 8. - № 4 (29). - С. 275-279.
83. Ferrari, M. (1986). Fears and phobias in childhood: some clinical and developmental considerations. Child Psychiatry and Human Development, 17, 75-87.
84. Halmatov, Sultanberk, and Panfilova Marina Aleksandrovna. “Features of Short-Term Fear Corrections in Preschool Children.” Shanlax International Journal of Education, vol. 9, no. S1, 2021, pp. 97-103.
85. Malkova, E. E. (2013). Anxiety and personal development. St. Petersburg: Publishing house A.I. Gerzen RGPU, 421 p.
86. Meltzer H., Vostanis P., Dogra N., Doos L., Ford T. and Goodman R. Children’s specific fears // Child: care, health and development. 2008. 35 (6). P. 781 -789
87. Muris P., Merckelbach H., Ollendick T. H., King N. J., Bogie N. Children’s nighttime fears: Parent-child ratings of,frequency, content, origins, coping behaviors and severity // Behaviour Research and Therapy. 2001. 39. P 13-28.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ