Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическая коррекция мышления учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Работа №156123

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы128
Год сдачи2024
Стоимость4390 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 9
1.1. Мышление как проблема исследования в психологии 9
1.2. Становление мышления в младшем школьном возрасте 17
1.3. Современное состояние изучения проблемы мышления учащихся
младшего школьного возраста с задержкой психического развития 28
Выводы по первой главе 44
Глава 2. ИЗУЧЕНИЕ МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 46
2.1. Организация, методы и методики исследования мышления учащихся
младшего школьного возраста с задержкой психического развития 46
2.2. Особенности мышления учащихся младшего школьного возраста с
задержкой психического развития 57
Выводы по второй главе 70
Глава 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С
ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 73
3.1. Теоретико-методологические основы организации формирующего
эксперимента 73
3.2. Основные направления, формы, методы психологической коррекции
мышления учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 77
3.3. Контрольный этап эксперимента, анализ эффективности
коррекционной работы 82
Выводы по третьей главе 89
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 105

Актуальность исследования. В настоящее время, с появлением системы инклюзивного образования, состав учащихся начальной школы стал достаточно многообразен по уровню физического и психического развития. В любом общеобразовательном классе уже не редкость ученик из любой нозологической группы, хотя не так давно общество имело слабое представление о людях с такими особенностями, удовлетворялись особые потребности таких детей условиями, созданными в специализированных школах.
За прошедшие несколько десятков лет, по данным Министерства образования Российской Федерации, почти в два раза повысилось число детей, которые не справляются с требованиями общеобразовательных программ обучения. Более 60% младших школьников можно отнести к группе риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации. Из них около 35 % уже проявились в детском саду симптомы расстройства нервно-психической сферы. Дети с задержкой психического развития занимают здесь особое место [41, с. 6].
Наверное, самый часто встречаемый диагноз который легко встретить в любой общеобразовательной школе - задержка психического развития. С такой проблемой приходит примерно 30% первоклассников, если верить данным ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения). Задержка психического развития может быть вызвана различными факторами как внешними, так и внутренними. Как явно видно из термина это характеризуется замедленным темпом усвоения информации, плохую память, низкую концентрация внимания и можно отследить проблемы в мышлении [22, с. 12].
Чаще всего причиной того, что у детей низкая или неудовлетворительная успеваемость является тот факт, что у них диагностирована задержка психического развития, которая проявляется во всей познавательной сфере. Они испытывают сложности с ощущениями, воображением, восприятием, вниманием, памятью, мышлением и речью. Проблемы детей с задержкой психического развития требуют особого внимания и подхода со стороны педагогов, психологов и родителей. Необходимо помогать им развивать свои навыки и способности, чтобы обеспечить им полноценное образование и интеграцию в общество. Современные исследования, проведенные Т.Г.Неретиной и Е.Н. Соловьевой, позволяют лучше понять особенности развития детей с задержкой психического развития и разработать эффективные методики помощи им.
Исходя из этого, возникает необходимость создания благоприятных условий для развития, воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей с задержкой психического развития.
Исследования современных авторов, таких как: Н.В. Бабкина (2006), Л.Б.Баряева (2010), И.Г. Вечканова (2010), О. П. Гаврилушкина (2010); О.А.Журбина (2007), Т.Б. Иванова (2011), В.А. Илюхина (2011), С.Ю.Кондратьева (2011), М.А.Кошулько (2011), Н.В. Краснощекова (2007), И.И.Мамайчук (2017), В.Б.Никишина (2003), С.Г. Рыбакова (2007) и др.) свидетельствуют о эффективности коррекции мышления школьников с задержкой психического развития при использовании адаптированных образовательных программ которые учитывают специфику психической деятельности учащихся младшего школьного возраста.
Несмотря на актуальность и практическую значимость исследования, многие аспекты разработки программ психологической коррекции мышления у младших школьников с задержкой психического развития остаются недостаточно изученными. Недостаток комплексных разработок в теории и практике психологии и педагогики детей с такими особенностями свидетельствует о необходимости более глубокого изучения этой проблемы. Практика обучения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития подчеркнула важность своевременной коррекции психических процессов, включая мышление, для успешного учебного прогресса.
Проблема исследования: одним из условий успешного обучения и воспитания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития является своевременное изучение и коррекция мышления данной категории учащихся. Исследования подтверждают значительные потенциальные возможности младших школьников для целенаправленного развития мышления, однако вопросы создания и апробации психологических программ, направленных на своевременную диагностику и коррекцию мышления у данной категории школьников остаются недостаточно изученными и требуют последующей разработки.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что особенностями мышления учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития являются: слабость мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования, умозаключения. Эффективность коррекции имеющихся нарушений мышления у изучаемого контингента школьников может быть повышена при условии использования разработанной нами психологической программы.
Объект исследования: мышление учащихся младшего школьного возраста.
Предмет исследования: психологическая коррекция мышления учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Цель исследования: изучить особенности мышления учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития; научно обосновать, разработать психологическую программу по коррекции мышления у изучаемого контингента школьников и выявить её эффективность.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были поставлены и решены следующие задачи исследования:
1. На основании анализа общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, определить её современное состояние.
2. Выявить особенности мышления учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
3. Разработать и апробировать программу психологической коррекции мышления младших школьников с задержкой психического развития, проверить ее эффективность.
Методы исследования определились в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись:
■ теоретические методы: анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования;
■ Эмпирические методы: изучение психолого-педагогической документации на ребёнка, беседа, наблюдение, эксперимент;
В психодиагностическое исследование были включены следующие методики:
субтест теста Д. Векслера - «Кубики Кооса» (1949) [59, с. 67], методика Н.Н.Павловой, Л.Г. Руденко «Нелепицы» (2001) [16, с. 311],
Организация исследования: экспериментальное исследование проведено на базе МБОУ «Ужурская СОШ №1 им. ГСС А. К. Харченко». В эксперименте приняли участие 15 учащихся из 3-х классов в возрасте 9-10 лет с диагнозом - F80 «Задержка психологического развития». (Приложение 1, таблица 7)
Этапы проведения исследования. Исследование проводилось в пять этапов с февраля 2022 года по май 2024 года.
Первый этап - подготовительный (февраль 2022 г. - май 2022 г.). На данном этапе проходило изучение и анализ общей и специальной психолого-педагогической и медицинской литературы по проблеме исследования, определение её современного состояния.
Второй этап (сентябрь 2023 г. - декабрь 2023 г.). Осуществлялось знакомство с деятельностью образовательного учреждения, изучение анамнестических и катамнестических данных учащихся, подбор диагностического инструментария. Проведение констатирующего эксперимента с количественным и качественным анализом полученных результатов исследования по изучению особенностей мышления учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Третий этап (январь 2024 - март 2024) - теоретическое обоснование, разработка и реализация программы психологической мышления младших школьников с задержкой психического развития.
Четвертый этап (март 2024 - апрель 2024) - сравнительный количественный и качественный анализ полученных результатов исследования. Определение эффективности программы психологической коррекции мышления младших школьников с задержкой психического развития.
Пятый этап (май 2024) - формулирование выводов, оформление текста выпускной квалификационной работы.
Теоретическая значимость исследования: заключается в том, что полученные в процессе исследования результаты позволяют расширить и углубить научные представления об особенностях мышления учащихся младшего школьного возраста.
Практическая значимость исследования. Представленный в работе теоретический материал, раскрывающий особенности мышления учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития, может быть полезен педагогам, психологам и другим специалистам, которые осуществляют психолого-педагогическое сопровождение данной категории учащихся, применять на практике упражнения и игры представленные в разработанной нами программе.
Структура и объём курсовой работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (в количестве 102 источников), 15 приложений. Общий объем работы составляет 128 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе проведено исследование проблемы мышления младших школьников с задержкой психического развития, при которой характерно снижение работоспособности, повышенная истощаемость, неустойчивость внимания, задержка развития всех форм мышления, а также снижение продуктивности мнемической деятельности. В ходе нашего исследования установили, что задержка психического развития - это состояние, характеризующееся замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, легкими когнитивными нарушениями, имеющее тенденцию к компенсации в условиях специального обучения и воспитания.
В настоящее время, по данным специальной и клинической психологии, одной из наиболее распространенных форм психических аномалий в раннем онтогенезе является умственная отсталость. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что для младших школьников этой категории характерно стойкое недоразвитие всех психических функций.
У детей с задержкой психического развития отмечается задержка развития наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления, а также нейродинамические нарушения. Существует четыре варианта ЗПР. Дети школьного возраста с задержкой психического развития испытывают трудности в познавательной деятельности, усвоении новых знаний, формировании понятий и логических операций. Задерживается как наглядно-образное, так и словесно-логическое мышление, но словесно-логическое мышление часто лучше за счет развития речи. Дети испытывают трудности в восприятии, представлении, анализе информации, понимании смысла и формировании связей.
Таким образом, мышление детей школьного возраста с ЗПР отличается отчетливым своеобразием и особенностями развития. У детей наблюдается задержка развития как наглядно-образного, так и словесно-логического мышления. При этом наглядно-образное мышление развивается хуже, чем словесно-логическое. Это связано с тем, что наглядно-образное мышление опирается на восприятие и представление, а словесно-логическое мышление опирается на понятия и представления. У детей с ЗПР восприятие и представление нарушены, что затрудняет им формирование образов и представлений. Понятия же и представления формируются у детей с помощью речи, которая у них развита лучше, чем восприятие и представление.
В работе было организовано и проведено эмпирическое исследование мышления младших школьников с ЗПР. Были представлены организация, методы и методики исследования мышления младших школьников с ЗПР. Был проведен анализ результатов констатирующего этапа исследования, что позволило получить более детальное представление о характеристиках и особенностях мышления у данной категории детей.
Результаты эмпирического исследования позволили получить достаточно полную картину о характеристиках мышления младших школьников с ЗПР, что является основой для дальнейшей разработки программ психологической коррекции.
На констатирующем этапе эксперимента мы выявили, что учащиеся младшего школьного возраста с ЗПР действительно испытывают трудности в выполнении мыслительных операций, таких как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование и умозаключение. в связи с чем, нами было решено разработать и апробировать программу психологической коррекции мышления младших школьников с нарушением интеллекта.
Программа была разработана с учетом особенностей младших школьников с ЗПР, включая индивидуальный подход и использование наглядных материалов. В ходе реализации программы психологической коррекции были использованы психокоррекционные занятия, включающие в себя работу с разными видами мышления, в том числе улучшая зрительную память, пространственные представления, графические навыки, внимание, координацию и концентрацию
Результаты контрольного этапа эксперимента показали, что наблюдается положительная динамика в развитии уровня мышления. По всем трем методикам которые мы проводили идет качественный прирост показателей.
Таким образом, разработанная программа психологической коррекции мышления младших школьников с задержкой психического развития показала свою эффективность. Полученные результаты исследования подтверждают правильность выдвинутой нами гипотезы.



1. Ананьев Б. Г. Вопросы детской психологии. Москва; Ленинград: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1948. 124 с.
2. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. - М., - 1990.
3. Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога. - М.: Школьная Пресса, 2006 г. - 80 с
4. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. - М.: НЦ ЭНАС. - 2004. - 136с.
5. Боно Э. Рождение новой идеи. О не шаблонности мышления. - М., 1976. - 195 с.
6. Борякова Н.Ю., Касицына М.А. Психолого-педагогическое обследование детей с задержкой психического развития в условиях специального детского сада // Журнал «Коррекционная педагогика», 2003 - №2
7. Борякова Н. Ю. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития // Коррекционная педагогика. 2003. № 2. С. 29-36.
8. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Б82 Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. / Под ред. проф. Т.Б. Филичевой. - М.: "Гном-Пресс", 1999. - 64с.
9. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. - М.: Гном-Пресс, 2002 -64 с.
10. Венгер, Л. А. Развитие мышления дошкольника / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. // Дошкольное воспитание. - 1974. - № 7. - С. 30-37.
11. Власова Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. - М., 2011. - 176с.
12. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пединститутов / Под ред. А.В. Петровского - М., 1979. - 398с.
13. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пединститутов / Под ред. А.В. Петровского - М., 1979. - 398с.
14. Выготский Л. С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. - Издательство
"Лабиринт", М., 1999. - 352 с
15. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном
формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. М., 1966. - 189 с
16. Григорьева Л.П. Дети с проблемами в развитии (комплексная диагностика и коррекция). - М.: Академкнига, 2002. - с.415
17. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных курсов. М.: Педагогика, 1972; Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996
18. Демьянов Ю. Г. Диагностика психических нарушений. Практикум. - СПб.: МиМ, Респеккс, 1999. - 224 .
19. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / под ред. С.Г. Шевченко. М. : Наука. 2001. 172 с.
20. Долгова В.И., Аркаева Н.И., Капитанец Е.Г. Инновационные психолого-педагогические технологии в начальной школе. - М.: Издательство Перо, 2015. - 200 с.
21. Долгова В.И., Капитанец Е.Г., Сметанина Д.А. Исследование видов памяти у младших школьников с интеллектуальными нарушениями // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2015. - Т. 31. С. 111-115.
22. Забрамная, С. Д., Боровик, О. В. Методические рекомендации к пособию: Медико-психолого-педагогическое обследование детей / С. Д. Забрамная, О. В. Боровик. - М., 2002. - 245 с.
23. Зак А.З. Диагностика мышления детей 6-10 лет - М., 1993. - 292 с.
24. Запорожец, А. В. Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников / А. В. Запорожец, Я. З. Неверович. - М.: Просвещение, 1965. - 420 с.
25. Иванова Е. В. Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики // Начальная школа. 2016. №6. С. 59-60.
26. Иванова Т.Б., Илюхина В.А., Кошулько М.А. Диагностика нарушений в развитии детей с ЗПР: Методическое пособие. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. - 112 с.
27. Изучение и коррекция лексико-грамматического строя речи у детей с недостатками познавательного и речевого развития (на примере глагольной лексики, словоизменения глаголов и построения простых распространенных предложений) / Н.Ю. Борякова, Т.А. Матросова - М : . Центр полиграфии АТТИКА, 2010. - 200 с.
28. Козлова С. А. Развитие мышления детей 7-10 лет // Начальная школа. 2019. №8. С. 13-16
29. Кондратьева С.Ю. Если у ребенка задержка психического развития... СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. - 64 с.
30. Конева И.А. Дифференциальная психодиагностика задержки психического развития, интеллектуальной недостаточности и нормы психического развития в младшем подростковом возрасте // Специальная педагогика и специальная психология: материалы второго международного теоретико-методологического семинара. В 2 томах. Том 1. - М.: ГОУ ВПО МГПУ, 2010.
31. Коровкин С.Ю., Савинова А.Д., Владимиров И.Ю., Чистопольская А.В. Роль функций префронтальной коры в процессе решения инсайтных задач // Ярославский психологический вестник. 2016. № 34. С. 59-65
32. Кузнецова Л. В. Основы специальной психологии - [Электронный ресурс]
- Режим доступа. - URL:http://www.studfiles.ru/preview/1636571 /page:28/ - 200.
- 480 с. (дата обращения 18.05.22)
33. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 464с.
34. Лебединская К.С. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития. Москва: Издательский центр «Академия», 1999. 340 с.
35. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учеб. пособие / В.В. Лебединский. - М.: Академия, 2003. - 144 с.
36. Лейтес, Н. С. Умственные способности и возраст / Н. С. Лейтес. - М., 1971.
- 198 с.
37. Лоскутова Н. А. Упражнения, игры для развития логического мышления // Начальная школа. 2017. №4. С. 80-82.
38. Лубовский В. И. Специальная психология: учебник для студ. высш. учеб. заведений / [В. И. Лубовский, В. Г. Петрова, Т. В. Розанова и др.]; под ред. В. И. Лубовского. - 6-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2009.
- 560 с.
39. Лурия, А. Р. Речь и интеллект в развитии ребенка / А. Р. Лурия. - М., 1928.
- 150 с.
40. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2006. - 400 с.
41. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2008.
42. Марковская И.Ф. Задержка психического развития (клинико-нейропсихологическая диагностика). - М.:н/о «Компенс-центр», 1993. - 198 с.: ил.
43. Методические рекомендации по обучению чтению в младших классах шкоды для детей с задержкой психического развития / НИИ дефектологии АПН СССР. - М., 1981. - 59 с.
44. Мусина А. А. Логические рассуждения младших школьников // Начальная школа. 2018. № 3. С. 21-24.
45. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
46. Мышление, его особенности и формы. Мышление и язык. Проблема искусственного интеллекта. URL: https://studopedia.ru/(дата обращения 09.04.2022 г.)
47. Нарциссова С.Ю., Сиротин В.П. Мышление: феноменология процесса: монография / С.Ю. Нарциссова, В.П. Сиротин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Академия МНЭПУ» - 2018. - 200 с.
48. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3
кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - Кн. 3:
Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - 640 с.
49. Неретина Т. Г. Специальная педагогика и коррекционная психология: учеб. метод. комплекс. 3-е изд. Москва: ФЛИНТА, 2014. 376 с.
50. Новосёлова, С. Л. Развитие мышления в раннем возрасте / С. Л. Новосёлова. - М.: Совершенство, 2008. - 214 с
51. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М.,
Российское педагогическое агентство. 1996, - 374 с.
52. Омельченко Е. М. Современные подходы к изучению проблемы готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста //Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2009. - №. 2.
53. Пасяева К. З. Развитие внимания и логического мышления // Начальная школа. 2017. №7. С. 38-40.
54. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Сост., новая ред. пер. с фр., коммент. Вал. А. Лукова, Вл. А. Лукова. - М.: Педагогика-Пресс, 1994. - 526 с.
55. Певзнер, М.С. О детях с отклонениями в развитии / М.С. Певзнер, Т.А. Власова. - М.: Просвещение, 1973.
56. Переслени, Л. И. Особенности вероятного прогнозирования у детей в норме и патологии / Л. И. Переслени // Вопросы психологии. - 1976. - № 2.
57. Помощь психолога детям с задержкой психического развития : учеб. пособие / И. И. Мамайчук, М. Н. Ильина, Ю. М. Миланич. - 2-е изд., исправл. и доп. - СПб. : Эко-Вектор, 2017. - 512 с.
58. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития. Пособие для психологов и педагогов: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС; Москва; 2003. - 80 с.
59. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития / Л. Б. Баряева, И. Г. Вечканова, О. П. Гаврилушкина и др.; Под. ред. Л. Б. Баряевой, К. А. Логиновой. - СПб.: ЦЦК проф. Л. Б. Баряевой, 2010. - 415 с.
60. Психология развития и возрастная психология. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / ред. Л.А. Головей. М. : Юрайт. 2019. 414 с.
61. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. пособие с прил. альбома «Наглядный материал для обследования детей» / [Е.А. Стребелева и др.] ; под ред. Е. А. Стребелевой. - 9-е изд. - М. : Просвещение, 2020. - 182 с.
62. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования / С.Л. Рубинштейн. - М.: Изд-во Академии наук СССР, 1958. - 143 с.
63. Рубинштейн С.Л. Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения. - М., 1960. - 258 с.
64. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных учебных действий у учащихся в процессе обучения. М., 1987;
65. Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии. М. - Воронеж, 1996
66. Рубцов В.В. Роль кооперации в развитии интеллекта детей // Вопросы психологии. № 4, 1980, с. 79-89;
67. Рубцов В.В. Совместная деятельность как проблема генетической психологии // Психологический журнал. № 3, 1989, с. 7-16;
68. Рыбакова С.Г. //Арт-терапия для детей с задержкой психического развития Спб. : Речь, 2007, - 144 с.
69. Савенков А.И. Маленький исследователь. Развитие логического мышления для детей 7-8 лет. - М. Федоров. 2021. - 437 с.
70. Самсонова Е. В. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе // Методические рекомендации для учителей начальной школы / Под. ред. Е.В. Самсоновой. М. : МГ11ПУ, 2012. 84 с.
71. Селиванов В. В. Современное состояние и перспективы теории мышления А. В. Брушлинского // Психологический журнал. - 2008. -Vol. 29. - C. 29-40.
72. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. - М.: АРКТИ, 2003 - 208с.
73. Слепович Е. С. и др. Специальная психология: учеб. пособие / Е.С. Слепович [и др.]; под ред. Е. С. Слепович, А. М. Полякова - Минск : Выш. шк., 2012. - 511 с.
74. Смирнова, А. С. Особенности развития мышления в младшем школьном
возрасте / А. С. Смирнова, Л. В. Левицкая. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2016. - № 11 (115). - С. 1783-1785. - URL:
https://moluch.ru/archive/115/31154/(дата обращения: 09.04.2022).
75. Соколов А. Н. Внутренняя речь и мышление / А. Н. Соколов. - М. : Просвещение, 1967. - 248 с.
76. Солдатова Е. Л., Лаврова Г. Н. Психология развития и возрастная психология. Учебник для бакалавриата и специалитета. М. : Юрайт. 2019. 384 с.
77. Соловьева С. В. Индивидуальная образовательная программа в образовательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // материалы обл. науч.-практ. конференции 12 февраля 2008 г / Екатеринбург : ИРРО, 2008. С. 280 - 283.
78. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. - М., - 2002.
79. Степанова М.А. Предпосылки теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий: Л.С. Выготский и П.Я. Гальперин/М.А. Степанова // Вопр. психологии, 2000, N N 6. - С. 90-99.
80. Стребелева, Е. А. Специальная дошкольная педагогика / Е. А. Стребелева. - М.: Академия, 2002. - 239 с.
81. Стрекалова, Т.А. Формирование логического мышления у дошкольников с задержкой психического развития: Дис. ...канд. психол. наук. - М., 1982. - 166 с.
82. Стрекалова Г. А. Особенности наглядного мышления у дошкольников с ЗПР // Дефектология. №1. 1987.
83. Сурмава А. М. Мышление и деятельность / А. М. Сурмава. - М. : НИУ МИЭТ, 2012. - 264 с.
84. Сухоруков Д. В., Сорокина Л. А. Активизация познавательной деятельности учащихся образовательных школ // Инновационные проекты и программы в образовании. 2018. № 1. С. 38-42.
85. Талызина Н. Ф. Психология детей младшего школьного возраста: формирование познавательной деятельности младших школьников: учебное пособие для среднего профессионального образования. М. : Издательство Юрайт, 2020. 174 с.
86. Тарасова О. В. Педагогические условия формирования логической культуры младших школьников средствами шахматной деятельности : автореф. дис.канд. пед. наук. - Казань. 2005. - 28 с.
87. Терентьева Н. Логическое мышление. - М. Стрекоза. 2018. - 969 с. 54. Тетерин С. Очень трудные загадки №1 с очень легкими отгадками. Развитие мышления у детей 5-9 лет. - М. Алиса. 2020. - 777 с.
88. Тигранова Л.И. Наблюдаем, сравниваем, угадываем. 2 класс. Рабочая тетрадь по развитию логического мышления. - М. Просвещение. 2018. - 171 с.
89. Тигранова Л.И. Наблюдаем, угадываем, сравниваем. Рабочая тетрадь по развитию логического мышления. 1 класс. - М. Просвещение. 2019. - 533 с.
90. Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 272 с.
91. Ульенкова, У.В. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция / У.В. Ульенкова. - СПб., 2004.
92. Фасхутдинова Ю.Ф. К вопросу о развитии когнитивных способностей у детей с ЗПР // Психолог. 2013. № 5.
93. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. Москва-Томск, - 1997. - 392 с.
94. Хузеева Г.Р. Диагностика и развитие коммуникативной компетентности детей младшего школьного возраста. - М. Владос. 2019. - 887 с.
95. Чарнецкая Ж. А. Приемы, чтобы сформировать регулятивные УУД в 2019/20 учебном году // Управление начальной школой. 2019. №7. С. 68-73.
96. Чебарыкова С.В. Готовность учреждений различного типа к реализации инклюзивного подхода в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья / С.В. Чебарыкова, К. В. Степанов // Молодой ученый. - 2015. - № 5 (85). - С. 551-554.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ