Психологическая коррекция мышления учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
|
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 9
1.1. Мышление как проблема исследования в психологии 9
1.2. Становление мышления в младшем школьном возрасте 17
1.3. Современное состояние изучения проблемы мышления учащихся
младшего школьного возраста с задержкой психического развития 28
Выводы по первой главе 44
Глава 2. ИЗУЧЕНИЕ МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 46
2.1. Организация, методы и методики исследования мышления учащихся
младшего школьного возраста с задержкой психического развития 46
2.2. Особенности мышления учащихся младшего школьного возраста с
задержкой психического развития 57
Выводы по второй главе 70
Глава 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С
ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 73
3.1. Теоретико-методологические основы организации формирующего
эксперимента 73
3.2. Основные направления, формы, методы психологической коррекции
мышления учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 77
3.3. Контрольный этап эксперимента, анализ эффективности
коррекционной работы 82
Выводы по третьей главе 89
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 105
Глава 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 9
1.1. Мышление как проблема исследования в психологии 9
1.2. Становление мышления в младшем школьном возрасте 17
1.3. Современное состояние изучения проблемы мышления учащихся
младшего школьного возраста с задержкой психического развития 28
Выводы по первой главе 44
Глава 2. ИЗУЧЕНИЕ МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 46
2.1. Организация, методы и методики исследования мышления учащихся
младшего школьного возраста с задержкой психического развития 46
2.2. Особенности мышления учащихся младшего школьного возраста с
задержкой психического развития 57
Выводы по второй главе 70
Глава 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С
ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 73
3.1. Теоретико-методологические основы организации формирующего
эксперимента 73
3.2. Основные направления, формы, методы психологической коррекции
мышления учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 77
3.3. Контрольный этап эксперимента, анализ эффективности
коррекционной работы 82
Выводы по третьей главе 89
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 105
Актуальность исследования. В настоящее время, с появлением системы инклюзивного образования, состав учащихся начальной школы стал достаточно многообразен по уровню физического и психического развития. В любом общеобразовательном классе уже не редкость ученик из любой нозологической группы, хотя не так давно общество имело слабое представление о людях с такими особенностями, удовлетворялись особые потребности таких детей условиями, созданными в специализированных школах.
За прошедшие несколько десятков лет, по данным Министерства образования Российской Федерации, почти в два раза повысилось число детей, которые не справляются с требованиями общеобразовательных программ обучения. Более 60% младших школьников можно отнести к группе риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации. Из них около 35 % уже проявились в детском саду симптомы расстройства нервно-психической сферы. Дети с задержкой психического развития занимают здесь особое место [41, с. 6].
Наверное, самый часто встречаемый диагноз который легко встретить в любой общеобразовательной школе - задержка психического развития. С такой проблемой приходит примерно 30% первоклассников, если верить данным ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения). Задержка психического развития может быть вызвана различными факторами как внешними, так и внутренними. Как явно видно из термина это характеризуется замедленным темпом усвоения информации, плохую память, низкую концентрация внимания и можно отследить проблемы в мышлении [22, с. 12].
Чаще всего причиной того, что у детей низкая или неудовлетворительная успеваемость является тот факт, что у них диагностирована задержка психического развития, которая проявляется во всей познавательной сфере. Они испытывают сложности с ощущениями, воображением, восприятием, вниманием, памятью, мышлением и речью. Проблемы детей с задержкой психического развития требуют особого внимания и подхода со стороны педагогов, психологов и родителей. Необходимо помогать им развивать свои навыки и способности, чтобы обеспечить им полноценное образование и интеграцию в общество. Современные исследования, проведенные Т.Г.Неретиной и Е.Н. Соловьевой, позволяют лучше понять особенности развития детей с задержкой психического развития и разработать эффективные методики помощи им.
Исходя из этого, возникает необходимость создания благоприятных условий для развития, воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей с задержкой психического развития.
Исследования современных авторов, таких как: Н.В. Бабкина (2006), Л.Б.Баряева (2010), И.Г. Вечканова (2010), О. П. Гаврилушкина (2010); О.А.Журбина (2007), Т.Б. Иванова (2011), В.А. Илюхина (2011), С.Ю.Кондратьева (2011), М.А.Кошулько (2011), Н.В. Краснощекова (2007), И.И.Мамайчук (2017), В.Б.Никишина (2003), С.Г. Рыбакова (2007) и др.) свидетельствуют о эффективности коррекции мышления школьников с задержкой психического развития при использовании адаптированных образовательных программ которые учитывают специфику психической деятельности учащихся младшего школьного возраста.
Несмотря на актуальность и практическую значимость исследования, многие аспекты разработки программ психологической коррекции мышления у младших школьников с задержкой психического развития остаются недостаточно изученными. Недостаток комплексных разработок в теории и практике психологии и педагогики детей с такими особенностями свидетельствует о необходимости более глубокого изучения этой проблемы. Практика обучения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития подчеркнула важность своевременной коррекции психических процессов, включая мышление, для успешного учебного прогресса.
Проблема исследования: одним из условий успешного обучения и воспитания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития является своевременное изучение и коррекция мышления данной категории учащихся. Исследования подтверждают значительные потенциальные возможности младших школьников для целенаправленного развития мышления, однако вопросы создания и апробации психологических программ, направленных на своевременную диагностику и коррекцию мышления у данной категории школьников остаются недостаточно изученными и требуют последующей разработки.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что особенностями мышления учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития являются: слабость мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования, умозаключения. Эффективность коррекции имеющихся нарушений мышления у изучаемого контингента школьников может быть повышена при условии использования разработанной нами психологической программы.
Объект исследования: мышление учащихся младшего школьного возраста.
Предмет исследования: психологическая коррекция мышления учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Цель исследования: изучить особенности мышления учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития; научно обосновать, разработать психологическую программу по коррекции мышления у изучаемого контингента школьников и выявить её эффективность.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были поставлены и решены следующие задачи исследования:
1. На основании анализа общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, определить её современное состояние.
2. Выявить особенности мышления учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
3. Разработать и апробировать программу психологической коррекции мышления младших школьников с задержкой психического развития, проверить ее эффективность.
Методы исследования определились в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись:
■ теоретические методы: анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования;
■ Эмпирические методы: изучение психолого-педагогической документации на ребёнка, беседа, наблюдение, эксперимент;
В психодиагностическое исследование были включены следующие методики:
субтест теста Д. Векслера - «Кубики Кооса» (1949) [59, с. 67], методика Н.Н.Павловой, Л.Г. Руденко «Нелепицы» (2001) [16, с. 311],
Организация исследования: экспериментальное исследование проведено на базе МБОУ «Ужурская СОШ №1 им. ГСС А. К. Харченко». В эксперименте приняли участие 15 учащихся из 3-х классов в возрасте 9-10 лет с диагнозом - F80 «Задержка психологического развития». (Приложение 1, таблица 7)
Этапы проведения исследования. Исследование проводилось в пять этапов с февраля 2022 года по май 2024 года.
Первый этап - подготовительный (февраль 2022 г. - май 2022 г.). На данном этапе проходило изучение и анализ общей и специальной психолого-педагогической и медицинской литературы по проблеме исследования, определение её современного состояния.
Второй этап (сентябрь 2023 г. - декабрь 2023 г.). Осуществлялось знакомство с деятельностью образовательного учреждения, изучение анамнестических и катамнестических данных учащихся, подбор диагностического инструментария. Проведение констатирующего эксперимента с количественным и качественным анализом полученных результатов исследования по изучению особенностей мышления учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Третий этап (январь 2024 - март 2024) - теоретическое обоснование, разработка и реализация программы психологической мышления младших школьников с задержкой психического развития.
Четвертый этап (март 2024 - апрель 2024) - сравнительный количественный и качественный анализ полученных результатов исследования. Определение эффективности программы психологической коррекции мышления младших школьников с задержкой психического развития.
Пятый этап (май 2024) - формулирование выводов, оформление текста выпускной квалификационной работы.
Теоретическая значимость исследования: заключается в том, что полученные в процессе исследования результаты позволяют расширить и углубить научные представления об особенностях мышления учащихся младшего школьного возраста.
Практическая значимость исследования. Представленный в работе теоретический материал, раскрывающий особенности мышления учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития, может быть полезен педагогам, психологам и другим специалистам, которые осуществляют психолого-педагогическое сопровождение данной категории учащихся, применять на практике упражнения и игры представленные в разработанной нами программе.
Структура и объём курсовой работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (в количестве 102 источников), 15 приложений. Общий объем работы составляет 128 страниц.
За прошедшие несколько десятков лет, по данным Министерства образования Российской Федерации, почти в два раза повысилось число детей, которые не справляются с требованиями общеобразовательных программ обучения. Более 60% младших школьников можно отнести к группе риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации. Из них около 35 % уже проявились в детском саду симптомы расстройства нервно-психической сферы. Дети с задержкой психического развития занимают здесь особое место [41, с. 6].
Наверное, самый часто встречаемый диагноз который легко встретить в любой общеобразовательной школе - задержка психического развития. С такой проблемой приходит примерно 30% первоклассников, если верить данным ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения). Задержка психического развития может быть вызвана различными факторами как внешними, так и внутренними. Как явно видно из термина это характеризуется замедленным темпом усвоения информации, плохую память, низкую концентрация внимания и можно отследить проблемы в мышлении [22, с. 12].
Чаще всего причиной того, что у детей низкая или неудовлетворительная успеваемость является тот факт, что у них диагностирована задержка психического развития, которая проявляется во всей познавательной сфере. Они испытывают сложности с ощущениями, воображением, восприятием, вниманием, памятью, мышлением и речью. Проблемы детей с задержкой психического развития требуют особого внимания и подхода со стороны педагогов, психологов и родителей. Необходимо помогать им развивать свои навыки и способности, чтобы обеспечить им полноценное образование и интеграцию в общество. Современные исследования, проведенные Т.Г.Неретиной и Е.Н. Соловьевой, позволяют лучше понять особенности развития детей с задержкой психического развития и разработать эффективные методики помощи им.
Исходя из этого, возникает необходимость создания благоприятных условий для развития, воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей с задержкой психического развития.
Исследования современных авторов, таких как: Н.В. Бабкина (2006), Л.Б.Баряева (2010), И.Г. Вечканова (2010), О. П. Гаврилушкина (2010); О.А.Журбина (2007), Т.Б. Иванова (2011), В.А. Илюхина (2011), С.Ю.Кондратьева (2011), М.А.Кошулько (2011), Н.В. Краснощекова (2007), И.И.Мамайчук (2017), В.Б.Никишина (2003), С.Г. Рыбакова (2007) и др.) свидетельствуют о эффективности коррекции мышления школьников с задержкой психического развития при использовании адаптированных образовательных программ которые учитывают специфику психической деятельности учащихся младшего школьного возраста.
Несмотря на актуальность и практическую значимость исследования, многие аспекты разработки программ психологической коррекции мышления у младших школьников с задержкой психического развития остаются недостаточно изученными. Недостаток комплексных разработок в теории и практике психологии и педагогики детей с такими особенностями свидетельствует о необходимости более глубокого изучения этой проблемы. Практика обучения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития подчеркнула важность своевременной коррекции психических процессов, включая мышление, для успешного учебного прогресса.
Проблема исследования: одним из условий успешного обучения и воспитания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития является своевременное изучение и коррекция мышления данной категории учащихся. Исследования подтверждают значительные потенциальные возможности младших школьников для целенаправленного развития мышления, однако вопросы создания и апробации психологических программ, направленных на своевременную диагностику и коррекцию мышления у данной категории школьников остаются недостаточно изученными и требуют последующей разработки.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что особенностями мышления учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития являются: слабость мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования, умозаключения. Эффективность коррекции имеющихся нарушений мышления у изучаемого контингента школьников может быть повышена при условии использования разработанной нами психологической программы.
Объект исследования: мышление учащихся младшего школьного возраста.
Предмет исследования: психологическая коррекция мышления учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Цель исследования: изучить особенности мышления учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития; научно обосновать, разработать психологическую программу по коррекции мышления у изучаемого контингента школьников и выявить её эффективность.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были поставлены и решены следующие задачи исследования:
1. На основании анализа общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, определить её современное состояние.
2. Выявить особенности мышления учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
3. Разработать и апробировать программу психологической коррекции мышления младших школьников с задержкой психического развития, проверить ее эффективность.
Методы исследования определились в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись:
■ теоретические методы: анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования;
■ Эмпирические методы: изучение психолого-педагогической документации на ребёнка, беседа, наблюдение, эксперимент;
В психодиагностическое исследование были включены следующие методики:
субтест теста Д. Векслера - «Кубики Кооса» (1949) [59, с. 67], методика Н.Н.Павловой, Л.Г. Руденко «Нелепицы» (2001) [16, с. 311],
Организация исследования: экспериментальное исследование проведено на базе МБОУ «Ужурская СОШ №1 им. ГСС А. К. Харченко». В эксперименте приняли участие 15 учащихся из 3-х классов в возрасте 9-10 лет с диагнозом - F80 «Задержка психологического развития». (Приложение 1, таблица 7)
Этапы проведения исследования. Исследование проводилось в пять этапов с февраля 2022 года по май 2024 года.
Первый этап - подготовительный (февраль 2022 г. - май 2022 г.). На данном этапе проходило изучение и анализ общей и специальной психолого-педагогической и медицинской литературы по проблеме исследования, определение её современного состояния.
Второй этап (сентябрь 2023 г. - декабрь 2023 г.). Осуществлялось знакомство с деятельностью образовательного учреждения, изучение анамнестических и катамнестических данных учащихся, подбор диагностического инструментария. Проведение констатирующего эксперимента с количественным и качественным анализом полученных результатов исследования по изучению особенностей мышления учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Третий этап (январь 2024 - март 2024) - теоретическое обоснование, разработка и реализация программы психологической мышления младших школьников с задержкой психического развития.
Четвертый этап (март 2024 - апрель 2024) - сравнительный количественный и качественный анализ полученных результатов исследования. Определение эффективности программы психологической коррекции мышления младших школьников с задержкой психического развития.
Пятый этап (май 2024) - формулирование выводов, оформление текста выпускной квалификационной работы.
Теоретическая значимость исследования: заключается в том, что полученные в процессе исследования результаты позволяют расширить и углубить научные представления об особенностях мышления учащихся младшего школьного возраста.
Практическая значимость исследования. Представленный в работе теоретический материал, раскрывающий особенности мышления учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития, может быть полезен педагогам, психологам и другим специалистам, которые осуществляют психолого-педагогическое сопровождение данной категории учащихся, применять на практике упражнения и игры представленные в разработанной нами программе.
Структура и объём курсовой работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (в количестве 102 источников), 15 приложений. Общий объем работы составляет 128 страниц.
В данной работе проведено исследование проблемы мышления младших школьников с задержкой психического развития, при которой характерно снижение работоспособности, повышенная истощаемость, неустойчивость внимания, задержка развития всех форм мышления, а также снижение продуктивности мнемической деятельности. В ходе нашего исследования установили, что задержка психического развития - это состояние, характеризующееся замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, легкими когнитивными нарушениями, имеющее тенденцию к компенсации в условиях специального обучения и воспитания.
В настоящее время, по данным специальной и клинической психологии, одной из наиболее распространенных форм психических аномалий в раннем онтогенезе является умственная отсталость. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что для младших школьников этой категории характерно стойкое недоразвитие всех психических функций.
У детей с задержкой психического развития отмечается задержка развития наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления, а также нейродинамические нарушения. Существует четыре варианта ЗПР. Дети школьного возраста с задержкой психического развития испытывают трудности в познавательной деятельности, усвоении новых знаний, формировании понятий и логических операций. Задерживается как наглядно-образное, так и словесно-логическое мышление, но словесно-логическое мышление часто лучше за счет развития речи. Дети испытывают трудности в восприятии, представлении, анализе информации, понимании смысла и формировании связей.
Таким образом, мышление детей школьного возраста с ЗПР отличается отчетливым своеобразием и особенностями развития. У детей наблюдается задержка развития как наглядно-образного, так и словесно-логического мышления. При этом наглядно-образное мышление развивается хуже, чем словесно-логическое. Это связано с тем, что наглядно-образное мышление опирается на восприятие и представление, а словесно-логическое мышление опирается на понятия и представления. У детей с ЗПР восприятие и представление нарушены, что затрудняет им формирование образов и представлений. Понятия же и представления формируются у детей с помощью речи, которая у них развита лучше, чем восприятие и представление.
В работе было организовано и проведено эмпирическое исследование мышления младших школьников с ЗПР. Были представлены организация, методы и методики исследования мышления младших школьников с ЗПР. Был проведен анализ результатов констатирующего этапа исследования, что позволило получить более детальное представление о характеристиках и особенностях мышления у данной категории детей.
Результаты эмпирического исследования позволили получить достаточно полную картину о характеристиках мышления младших школьников с ЗПР, что является основой для дальнейшей разработки программ психологической коррекции.
На констатирующем этапе эксперимента мы выявили, что учащиеся младшего школьного возраста с ЗПР действительно испытывают трудности в выполнении мыслительных операций, таких как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование и умозаключение. в связи с чем, нами было решено разработать и апробировать программу психологической коррекции мышления младших школьников с нарушением интеллекта.
Программа была разработана с учетом особенностей младших школьников с ЗПР, включая индивидуальный подход и использование наглядных материалов. В ходе реализации программы психологической коррекции были использованы психокоррекционные занятия, включающие в себя работу с разными видами мышления, в том числе улучшая зрительную память, пространственные представления, графические навыки, внимание, координацию и концентрацию
Результаты контрольного этапа эксперимента показали, что наблюдается положительная динамика в развитии уровня мышления. По всем трем методикам которые мы проводили идет качественный прирост показателей.
Таким образом, разработанная программа психологической коррекции мышления младших школьников с задержкой психического развития показала свою эффективность. Полученные результаты исследования подтверждают правильность выдвинутой нами гипотезы.
В настоящее время, по данным специальной и клинической психологии, одной из наиболее распространенных форм психических аномалий в раннем онтогенезе является умственная отсталость. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что для младших школьников этой категории характерно стойкое недоразвитие всех психических функций.
У детей с задержкой психического развития отмечается задержка развития наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления, а также нейродинамические нарушения. Существует четыре варианта ЗПР. Дети школьного возраста с задержкой психического развития испытывают трудности в познавательной деятельности, усвоении новых знаний, формировании понятий и логических операций. Задерживается как наглядно-образное, так и словесно-логическое мышление, но словесно-логическое мышление часто лучше за счет развития речи. Дети испытывают трудности в восприятии, представлении, анализе информации, понимании смысла и формировании связей.
Таким образом, мышление детей школьного возраста с ЗПР отличается отчетливым своеобразием и особенностями развития. У детей наблюдается задержка развития как наглядно-образного, так и словесно-логического мышления. При этом наглядно-образное мышление развивается хуже, чем словесно-логическое. Это связано с тем, что наглядно-образное мышление опирается на восприятие и представление, а словесно-логическое мышление опирается на понятия и представления. У детей с ЗПР восприятие и представление нарушены, что затрудняет им формирование образов и представлений. Понятия же и представления формируются у детей с помощью речи, которая у них развита лучше, чем восприятие и представление.
В работе было организовано и проведено эмпирическое исследование мышления младших школьников с ЗПР. Были представлены организация, методы и методики исследования мышления младших школьников с ЗПР. Был проведен анализ результатов констатирующего этапа исследования, что позволило получить более детальное представление о характеристиках и особенностях мышления у данной категории детей.
Результаты эмпирического исследования позволили получить достаточно полную картину о характеристиках мышления младших школьников с ЗПР, что является основой для дальнейшей разработки программ психологической коррекции.
На констатирующем этапе эксперимента мы выявили, что учащиеся младшего школьного возраста с ЗПР действительно испытывают трудности в выполнении мыслительных операций, таких как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование и умозаключение. в связи с чем, нами было решено разработать и апробировать программу психологической коррекции мышления младших школьников с нарушением интеллекта.
Программа была разработана с учетом особенностей младших школьников с ЗПР, включая индивидуальный подход и использование наглядных материалов. В ходе реализации программы психологической коррекции были использованы психокоррекционные занятия, включающие в себя работу с разными видами мышления, в том числе улучшая зрительную память, пространственные представления, графические навыки, внимание, координацию и концентрацию
Результаты контрольного этапа эксперимента показали, что наблюдается положительная динамика в развитии уровня мышления. По всем трем методикам которые мы проводили идет качественный прирост показателей.
Таким образом, разработанная программа психологической коррекции мышления младших школьников с задержкой психического развития показала свою эффективность. Полученные результаты исследования подтверждают правильность выдвинутой нами гипотезы.
Подобные работы
- Психологическая коррекция мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2023 - Психологическая коррекция мышления учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2024 - Психологическая программа коррекции тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2022 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ КОРРЕКЦИИ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4885 р. Год сдачи: 2022 - Психологическая коррекция произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2024 - Психологическая коррекция агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2023 - Психологическая коррекция опосредованной памяти учащихся младшего
школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2024 - Психологическая программа коррекции агрессии детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2024 - Коррекция свойств внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2024



