Психологическая коррекция произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 12
1.1. Проблема внимания в психологии 12
1.2. Развитие произвольного внимания в детском возрасте 22
1.3. Современное состояние изучения проблемы произвольного внимания
младших школьников с задержкой психического развития 32
Выводы по первой главе 42
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 44
2.1. Организация, методы и методики исследования 44
2.2. Особенности произвольного внимания учащихся младшего
школьного возраста с задержкой психического развития 51
Выводы по второй главе 71
ГЛАВА III. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 74
3.1. Научно-методологические подходы к коррекции произвольного
внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 74
3.2. Основные направления, формы и методы психологической коррекции произвольного внимания, учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 87
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 98
Выводы по третьей главе 115
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 118
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 123
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 12
1.1. Проблема внимания в психологии 12
1.2. Развитие произвольного внимания в детском возрасте 22
1.3. Современное состояние изучения проблемы произвольного внимания
младших школьников с задержкой психического развития 32
Выводы по первой главе 42
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 44
2.1. Организация, методы и методики исследования 44
2.2. Особенности произвольного внимания учащихся младшего
школьного возраста с задержкой психического развития 51
Выводы по второй главе 71
ГЛАВА III. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 74
3.1. Научно-методологические подходы к коррекции произвольного
внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 74
3.2. Основные направления, формы и методы психологической коррекции произвольного внимания, учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 87
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 98
Выводы по третьей главе 115
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 118
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 123
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. В современной образовательной среде учащимся предъявляются все больше и больше требований. Учебные программы становятся все более насыщенными, информация становится более доступной благодаря Интернету и новым технологиям. Однако, связанная с этим информационная нагрузка может привести к эмоциональной перегрузке, переутомлению и плохой успеваемости в школе.
Из-за неуспеваемости уже в начальных классах ребенок при дальнейшем обучении будет испытывать большие трудности. Ведь именно в начальном звене у детей начинают формироваться все необходимые системы знаний и умений, способствующие умственному развитию ребенка.
Одна из основных групп по неуспеваемости - это дети с задержкой психического развития. Данной категории детей присущ замедленный темп развития всех психических функций: памяти, внимания, ощущения, восприятия, мышления, воображения, речи.
Замедление психического развития проявляется в различных аспектах. Дети, страдающие от задержки развития, обычно имеют недостаточный запас знаний, ограниченное представление о мире и затрудняются в осуществлении целенаправленных интеллектуальных задач. Их интересы чаще всего связаны с играми, и им требуется больше времени, чтобы достичь удовлетворения от интеллектуальной деятельности.
Однако у этих детей есть свои сильные стороны. В пределах имеющихся знаний они обладают достаточной сообразительностью и способностью использовать имеющуюся помощь для достижения продуктивности. При этом в некоторых случаях задержка развития эмоциональной сферы становится основным фактором, а нарушения в интеллектуальной сфере не так ярко выражены. В других случаях, наоборот, замедление интеллектуального развития оказывается более заметным.
Таким образом, задержка психического развития сопровождается разнообразными проявлениями, которые зависят от конкретного случая.
Внимание - это способность фокусировать свое сознание на конкретном объекте или задаче, что включает в себя усиление активности сенсорных, интеллектуальных или двигательных функций организма.
Изучение внимания представляет собой одну из самых актуальных проблем исследования в психологии. Эта проблема представлена в работах многих авторов: Л.С. Выготский (2000), П.Я. Гальперин (1974), Н.Ф. Добрынин (1951), Н.И. Зиятдинова (2017), А.Р. Лурия (1975), Т. Рибо (1980), С.Л. Рубинштейн (2000) и др.
Внимание способно выполнять ряд очень важных функций: удержание, сохранение требуемой деятельности, отбор значимых раздражителей и игнорирование побочных, регуляция и контроль протекания деятельности и многие другие, которые в жизни человека играют огромную роль.
Недостаточно глубоко изученной остается проблема произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Данная проблема представлена в трудах: Т.А. Власовой (1996), Л.Н. Блинова (2001), Г.В. Фадина (2004), В.В. Лебединского (1985), Н.Ю. Борякова (2003), О.В. Защиринская (2019), В.С. Мухина (2003), У.В. Ульенкова (1990) и др.
Исследования показывают различия в развитии внимания у учащихся с задержкой психического развития и их сверстников с нормальным развитием. Были обнаружены следующие проблемы с вниманием: ограниченный объём, трудности с переключением, концентрацией и распределением внимания, повышенная отвлекаемость и преобладание непроизвольного внимания над произвольным, что затрудняет детям фокусировку на задачах.
Современные учёные, такие как Н.Ф. Добрынин (2003), Н.В. Бабкина (2006) и Л.Ф. Чупров (2008), провели исследования, которые продемонстрировали эффективность специальных программ, разработанных с учётом специфики психической деятельности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Эти программы помогают корректировать произвольное внимание у данной категории школьников.
Исследования в области психологической коррекции произвольного внимания у младших школьников с задержкой психического развития имеют ряд ограничений и проблем. Во-первых, недостаток достоверных данных о специфических особенностях развития внимания у детей с такой задержкой затрудняет разработку эффективных программ коррекции. Кроме того, существующие теоретические и практические модели психологической коррекции не всегда учитывают индивидуальные потребности и особенности различных детей.
Важность изучения и коррекции внимания у младших школьников с задержкой психического развития неоспорима. Отсутствие навыков применения произвольного внимания может препятствовать успешному усвоению учебного материала, а также затруднять социальную адаптацию ребенка в школьной среде. Поэтому разработка комплексных программ психологической коррекции внимания призвана помочь детям с задержкой психического развития в преодолении трудностей и достижении лучших результатов в учебе.
В данной проблеме существуют противоречия, которые необходимо разрешить:
— количество школьников с задержкой психического развития, у которых наблюдаются стойкие нарушения произвольного внимания, увеличивается, в то время как мало разработано современных технологий психологической коррекции данного процесса у детей;
— существует множество психолого-педагогических исследований о феноменологической сущности внимания, его содержании, механизмах, однако проблема внимания младших школьников с задержкой психического развития фрагментарно описана;
— разработаны различные упражнения по развитию внимания младших школьников, однако отсутствует система своевременной диагностической, коррекционной и профилактической работы по коррекции трудностей произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Проблема исследования: важным элементом успешного обучения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития является своевременное изучение особенностей произвольного внимания. Разработка и внедрение в практику психологической программы коррекции по формированию свойств произвольного внимания у данного контингента школьников. Многочисленные исследования демонстрируют, что потенциальные возможности формирования внимания младших школьников мало исследованы и нуждаются в дальнейшем изучении. Однако представленные в науке и практике психологические программы по своевременному изучению и коррекции имеющихся нарушений внимания требуют последующей разработки программы.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что особенностями развития произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой в развитии являются: малый для возрастной группы объем, сниженная концентрация и переключаемость; нарушения избирательности внимания; слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Эффективность коррекции нарушений свойств произвольного внимания у изучаемого контингента школьников может быть повышена при использовании разработанной нами психологической программы по коррекции свойств произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Объект исследования: произвольное внимание учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования: психологическая программа коррекции произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность психологической программы по коррекции свойств произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой были поставлены и решены следующие задачи исследования:
1. На основании анализа общей и специальной психолого - педагогической и медико-биологической литературы по проблеме исследования определить её современное состояние.
2. Выявить особенности произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития экспериментальным путём.
3. Разработать психологическую программу коррекции произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития и определить ее эффективность.
Теоретической и методологической основной исследования являются положения отечественной психологии:
- Концепция деятельностного подхода в понимании внимания (П.Я. Гальперин (1974), С.Л. Рубинштейн (2000), Н.Ф. Добрынин (1951));
- Психологическая теорию внимания Т. Рибо (1980);
- Теория установки Д.Н. Узнадзе (2004);
- Концепция внимания П.Я. Гальперина (1974);
- Классификация видов внимания (М. Бехтерев (1974), Н. Ф. Добрынин (1938, 1959));
- Концепция культурно-исторического развития высших психических функций Л.С. Выготского (1991);
- Особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (Г.Е. Сухарева (1959), Т.А. Власова (1973), М.С. Певзнер (1973, 2011), Г.В. Фадина (2004), У.В. Ульенкова (1990), Т.В. Егорова (2002), М.К. Акимова (2005), В.П. Глухова (2014), А.Н. Лурия (1975));
- теория поэтапного формирования П.Я. Гальперина (1952);
- научно-методологические подходы и психокоррекционных программ для детей с задержкой психического развития (Б.И. Айзенберг (1992), С.Д. Забрамная (2004), Н.В. Бабкина (2020), И.И. Мамайчук (2006)).
Методы исследования: были определенны целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись теоретические методы, которые включали в себя: обзор литературы, систематизацию научных представлений по проблеме исследования. И эмпирические методы -изучение психолого-педагогической документации на ребёнка, беседа, наблюдение, анкетирование учителей. Применялись и экспериментальные методы - констатирующий. Формирующий и контрольный эксперимент. В процессе исследования использовали количественный и качественный анализ данных.
Разработали и реализовали анкету для учителей по выявлению уровня развития внимания исследуемого контингента школьников.
В процессе психологического исследования были включены следующие психодиагностические методики:
1) Методика «Таблицы Шульте» (1995) [65, с.29]
2) Методика «Корректурная проба» Б. Бурдона (2005) [9, с. 34]
3) Методика «Запомни расставь точки» М. Вейтгеймера (2013) [10, с. 101]
Организация исследования: экспериментальное исследование проведено на базе МАОУ Лицей № 11. В эксперименте приняли участие учащиеся 1 классов и учащиеся 2 классов с клиническим диагнозом F80 - «Задержка психологического развития» в количестве 30 человек. Возраст испытуемых 7-9 лет.
Этапы проведения исследования: исследование проводилось в четыре этапа с октября 2023 года по апрель 2024 года.
Первый этап - подготовительный (октябрь 2023 г.). На данном этапе происходило формулирование проблемы, гипотезы, объекта, предмета, цели и задач экспериментального исследования.
Ноябрь 2023 г. - изучение и анализ общей и специальной психолого-педагогической и медицинской литературы по проблеме исследования, определение современного ее состояния. Разработка моделей исследования.
Второй этап - констатирующий (ноябрь 2023 г. - декабрь 2023 г.). На данном этапе проходило знакомство с деятельностью образовательного учреждения, изучение анамнестических и катамнестических данных учащихся, подбор диагностического инструментария. Реализация констатирующего эксперимента с последующим качественным и количественным анализом.
Третий этап - формирующий (декабрь 2023 г. - март 2024 г.). Разработка и реализация программы психологической коррекции произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Четвертый этап - контрольный (март 2024 г. - апрель 2024 г.). Проведение контрольного эксперимента, анализ результатов эмпирического исследования и оценка эффективности разработанной психологической программы по коррекции произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. А также проведение обобщения и сравнения результатов, полученных на этапах констатирующего и контрольного этапов исследования.
Теоретическая значимость исследования: заключается в том, что полученные результаты позволяют расширить и углубить научные представления об особенностях произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития и их своевременной коррекции с использованием разработанной нами психологической программы (основанной на модели поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, С.Л. Кабыльницкой).
Практическая значимость исследования: материалы, представленные в выпускной квалификационной работе, которые раскрывают особенности произвольного внимания у учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития и его психологическую коррекцию через развитие свойств произвольного внимания, могут быть полезны для педагогов, психологов и других специалистов, работающих с данной категорией школьников.
Структура курсовой работы: Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (в количестве 94 источников). Включает 17 приложений. Работа проиллюстрирована 15 таблицами, 10 гистограммами.
Из-за неуспеваемости уже в начальных классах ребенок при дальнейшем обучении будет испытывать большие трудности. Ведь именно в начальном звене у детей начинают формироваться все необходимые системы знаний и умений, способствующие умственному развитию ребенка.
Одна из основных групп по неуспеваемости - это дети с задержкой психического развития. Данной категории детей присущ замедленный темп развития всех психических функций: памяти, внимания, ощущения, восприятия, мышления, воображения, речи.
Замедление психического развития проявляется в различных аспектах. Дети, страдающие от задержки развития, обычно имеют недостаточный запас знаний, ограниченное представление о мире и затрудняются в осуществлении целенаправленных интеллектуальных задач. Их интересы чаще всего связаны с играми, и им требуется больше времени, чтобы достичь удовлетворения от интеллектуальной деятельности.
Однако у этих детей есть свои сильные стороны. В пределах имеющихся знаний они обладают достаточной сообразительностью и способностью использовать имеющуюся помощь для достижения продуктивности. При этом в некоторых случаях задержка развития эмоциональной сферы становится основным фактором, а нарушения в интеллектуальной сфере не так ярко выражены. В других случаях, наоборот, замедление интеллектуального развития оказывается более заметным.
Таким образом, задержка психического развития сопровождается разнообразными проявлениями, которые зависят от конкретного случая.
Внимание - это способность фокусировать свое сознание на конкретном объекте или задаче, что включает в себя усиление активности сенсорных, интеллектуальных или двигательных функций организма.
Изучение внимания представляет собой одну из самых актуальных проблем исследования в психологии. Эта проблема представлена в работах многих авторов: Л.С. Выготский (2000), П.Я. Гальперин (1974), Н.Ф. Добрынин (1951), Н.И. Зиятдинова (2017), А.Р. Лурия (1975), Т. Рибо (1980), С.Л. Рубинштейн (2000) и др.
Внимание способно выполнять ряд очень важных функций: удержание, сохранение требуемой деятельности, отбор значимых раздражителей и игнорирование побочных, регуляция и контроль протекания деятельности и многие другие, которые в жизни человека играют огромную роль.
Недостаточно глубоко изученной остается проблема произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Данная проблема представлена в трудах: Т.А. Власовой (1996), Л.Н. Блинова (2001), Г.В. Фадина (2004), В.В. Лебединского (1985), Н.Ю. Борякова (2003), О.В. Защиринская (2019), В.С. Мухина (2003), У.В. Ульенкова (1990) и др.
Исследования показывают различия в развитии внимания у учащихся с задержкой психического развития и их сверстников с нормальным развитием. Были обнаружены следующие проблемы с вниманием: ограниченный объём, трудности с переключением, концентрацией и распределением внимания, повышенная отвлекаемость и преобладание непроизвольного внимания над произвольным, что затрудняет детям фокусировку на задачах.
Современные учёные, такие как Н.Ф. Добрынин (2003), Н.В. Бабкина (2006) и Л.Ф. Чупров (2008), провели исследования, которые продемонстрировали эффективность специальных программ, разработанных с учётом специфики психической деятельности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Эти программы помогают корректировать произвольное внимание у данной категории школьников.
Исследования в области психологической коррекции произвольного внимания у младших школьников с задержкой психического развития имеют ряд ограничений и проблем. Во-первых, недостаток достоверных данных о специфических особенностях развития внимания у детей с такой задержкой затрудняет разработку эффективных программ коррекции. Кроме того, существующие теоретические и практические модели психологической коррекции не всегда учитывают индивидуальные потребности и особенности различных детей.
Важность изучения и коррекции внимания у младших школьников с задержкой психического развития неоспорима. Отсутствие навыков применения произвольного внимания может препятствовать успешному усвоению учебного материала, а также затруднять социальную адаптацию ребенка в школьной среде. Поэтому разработка комплексных программ психологической коррекции внимания призвана помочь детям с задержкой психического развития в преодолении трудностей и достижении лучших результатов в учебе.
В данной проблеме существуют противоречия, которые необходимо разрешить:
— количество школьников с задержкой психического развития, у которых наблюдаются стойкие нарушения произвольного внимания, увеличивается, в то время как мало разработано современных технологий психологической коррекции данного процесса у детей;
— существует множество психолого-педагогических исследований о феноменологической сущности внимания, его содержании, механизмах, однако проблема внимания младших школьников с задержкой психического развития фрагментарно описана;
— разработаны различные упражнения по развитию внимания младших школьников, однако отсутствует система своевременной диагностической, коррекционной и профилактической работы по коррекции трудностей произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Проблема исследования: важным элементом успешного обучения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития является своевременное изучение особенностей произвольного внимания. Разработка и внедрение в практику психологической программы коррекции по формированию свойств произвольного внимания у данного контингента школьников. Многочисленные исследования демонстрируют, что потенциальные возможности формирования внимания младших школьников мало исследованы и нуждаются в дальнейшем изучении. Однако представленные в науке и практике психологические программы по своевременному изучению и коррекции имеющихся нарушений внимания требуют последующей разработки программы.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что особенностями развития произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой в развитии являются: малый для возрастной группы объем, сниженная концентрация и переключаемость; нарушения избирательности внимания; слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Эффективность коррекции нарушений свойств произвольного внимания у изучаемого контингента школьников может быть повышена при использовании разработанной нами психологической программы по коррекции свойств произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Объект исследования: произвольное внимание учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования: психологическая программа коррекции произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность психологической программы по коррекции свойств произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой были поставлены и решены следующие задачи исследования:
1. На основании анализа общей и специальной психолого - педагогической и медико-биологической литературы по проблеме исследования определить её современное состояние.
2. Выявить особенности произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития экспериментальным путём.
3. Разработать психологическую программу коррекции произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития и определить ее эффективность.
Теоретической и методологической основной исследования являются положения отечественной психологии:
- Концепция деятельностного подхода в понимании внимания (П.Я. Гальперин (1974), С.Л. Рубинштейн (2000), Н.Ф. Добрынин (1951));
- Психологическая теорию внимания Т. Рибо (1980);
- Теория установки Д.Н. Узнадзе (2004);
- Концепция внимания П.Я. Гальперина (1974);
- Классификация видов внимания (М. Бехтерев (1974), Н. Ф. Добрынин (1938, 1959));
- Концепция культурно-исторического развития высших психических функций Л.С. Выготского (1991);
- Особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (Г.Е. Сухарева (1959), Т.А. Власова (1973), М.С. Певзнер (1973, 2011), Г.В. Фадина (2004), У.В. Ульенкова (1990), Т.В. Егорова (2002), М.К. Акимова (2005), В.П. Глухова (2014), А.Н. Лурия (1975));
- теория поэтапного формирования П.Я. Гальперина (1952);
- научно-методологические подходы и психокоррекционных программ для детей с задержкой психического развития (Б.И. Айзенберг (1992), С.Д. Забрамная (2004), Н.В. Бабкина (2020), И.И. Мамайчук (2006)).
Методы исследования: были определенны целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись теоретические методы, которые включали в себя: обзор литературы, систематизацию научных представлений по проблеме исследования. И эмпирические методы -изучение психолого-педагогической документации на ребёнка, беседа, наблюдение, анкетирование учителей. Применялись и экспериментальные методы - констатирующий. Формирующий и контрольный эксперимент. В процессе исследования использовали количественный и качественный анализ данных.
Разработали и реализовали анкету для учителей по выявлению уровня развития внимания исследуемого контингента школьников.
В процессе психологического исследования были включены следующие психодиагностические методики:
1) Методика «Таблицы Шульте» (1995) [65, с.29]
2) Методика «Корректурная проба» Б. Бурдона (2005) [9, с. 34]
3) Методика «Запомни расставь точки» М. Вейтгеймера (2013) [10, с. 101]
Организация исследования: экспериментальное исследование проведено на базе МАОУ Лицей № 11. В эксперименте приняли участие учащиеся 1 классов и учащиеся 2 классов с клиническим диагнозом F80 - «Задержка психологического развития» в количестве 30 человек. Возраст испытуемых 7-9 лет.
Этапы проведения исследования: исследование проводилось в четыре этапа с октября 2023 года по апрель 2024 года.
Первый этап - подготовительный (октябрь 2023 г.). На данном этапе происходило формулирование проблемы, гипотезы, объекта, предмета, цели и задач экспериментального исследования.
Ноябрь 2023 г. - изучение и анализ общей и специальной психолого-педагогической и медицинской литературы по проблеме исследования, определение современного ее состояния. Разработка моделей исследования.
Второй этап - констатирующий (ноябрь 2023 г. - декабрь 2023 г.). На данном этапе проходило знакомство с деятельностью образовательного учреждения, изучение анамнестических и катамнестических данных учащихся, подбор диагностического инструментария. Реализация констатирующего эксперимента с последующим качественным и количественным анализом.
Третий этап - формирующий (декабрь 2023 г. - март 2024 г.). Разработка и реализация программы психологической коррекции произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Четвертый этап - контрольный (март 2024 г. - апрель 2024 г.). Проведение контрольного эксперимента, анализ результатов эмпирического исследования и оценка эффективности разработанной психологической программы по коррекции произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. А также проведение обобщения и сравнения результатов, полученных на этапах констатирующего и контрольного этапов исследования.
Теоретическая значимость исследования: заключается в том, что полученные результаты позволяют расширить и углубить научные представления об особенностях произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития и их своевременной коррекции с использованием разработанной нами психологической программы (основанной на модели поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, С.Л. Кабыльницкой).
Практическая значимость исследования: материалы, представленные в выпускной квалификационной работе, которые раскрывают особенности произвольного внимания у учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития и его психологическую коррекцию через развитие свойств произвольного внимания, могут быть полезны для педагогов, психологов и других специалистов, работающих с данной категорией школьников.
Структура курсовой работы: Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (в количестве 94 источников). Включает 17 приложений. Работа проиллюстрирована 15 таблицами, 10 гистограммами.
Исследование было направлено на изучение специфики произвольного внимания учеников младших классов с задержкой психического развития. Также была разработана и реализована программа психологической корректировки произвольного внимания для данной группы школьников, с последующей оценкой её эффективности.
Внимание представляет собой способность сосредоточиться на конкретном объекте и погрузиться в связанную с ним познавательную деятельность. Непроизвольное внимание, возникающее без намерения или усилий, является основным типом внимания. Основными свойствами внимания являются: объём, переключаемость, распределение, концентрацию и устойчивость.
Проблемы развития внимания у младших школьников изучались многими психологами, включая И.Л. Баскакову (1982), Л.С. Выготского (1976, 1988), Н.Ф. Добрынина (2003), Н.В. Бабкину (2006), Л.Ф. Чупрова (2008), И.В. Страхова (1991). Они подчеркивали необходимость коррекционной работы для преодоления нарушений внимания у детей с задержкой психического развития, учитывая особенности этих нарушений и их отличие от других отклонений в развитии детей.
В процессе нашего исследования мы пришли предположили, что возможно повысить эффективность коррекции нарушений произвольного внимания у младших школьников с задержкой психического развития. Это можно достичь с помощью специально разработанной психологической программы, которая будет направлена на коррекцию свойств внимания у данного контингента школьников.
Для проверки этой гипотезы мы провели диагностическое исследование, целью которого было выявить особенности произвольного внимания у младших школьников с задержкой психического развития. В ходе исследования использовались следующие методики:
1) Методика «Таблицы Шульте» (1995) [65, с.29]
2) Методика «Корректурная проба» Б. Бурдона (2005) [9, с. 34]
3) Методика «Запомни и расставь точки» М. Вейтгеймера (2013) [10, с. 101]
На констатирующем этапе исследования мы разработали и провели анкетирование среди учителей для определения уровня развития произвольного внимания у учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Результаты анализа показали, что большинство учеников испытывают трудности в обучении. Только 20% учеников достигли нормативного уровня успеваемости. Более половины участников эксперимента продемонстрировали показатели развития объема, концентрации, устойчивости и распределения внимания ниже возрастной нормы.
В ходе исследования были использованы как теоретические, так и эмпирические методы. Теоретические методы включали анализ научной литературы, относящейся к теме исследования. Эмпирические методы включали изучение психолого-педагогической документации ребенка, беседы, наблюдения, анкетирование учителей, а также проведение констатирующих, формирующих и контрольных экспериментов. Кроме того, в процессе исследования был применен количественный и качественный анализ полученных данных.
В основу комплектования экспериментальной выборки испытуемых нами были определены следующие критерии:
— схожесть показателей возраста (возраст испытуемых 7-9 лет);
— схожесть клинической картины нарушения (диагноз F80 - «Задержка психического развития») по заключению ПМПК;
— обучение в одном образовательном учреждении (участие учащихся МАОУ Лицей № 11)
Результаты проведенного исследования показали, что дети младшего школьного возраста с задержкой психического развития имеют определенные характеристики в произвольном внимании. Большинство испытуемых проявляют сниженную устойчивость и концентрацию внимания, испытывают трудности с переключением и характеризуются низким объемом внимания и скоростью обработки информации. Присутствие этих факторов значительно затрудняет процесс обучения и усвоения новых знаний на уроках.
После получения результатов констатирующего эксперимента мы организовали и провели формирующий эксперимент, который был направлен на психологическую коррекцию и развитие свойств внимания у учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Ученики первого и второго классов были разделены на две группы: экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ). В экспериментальную группу вошли 8 учеников 1¬ого класса и 8 учеников 2-ого класса, которые показали наихудшие результаты на этапе констатирующего эксперимента.
В процессе формирующего эксперимента мы определили следующие цели психокоррекционной работы:
— увеличить объем внимания;
— улучшить способность к переключению и распределению внимания;
— развить направленное и концентрированное внимание;
— научить сосредотачиваться на определенной задаче, не отвлекаясь на окружающие стимулы;
— укрепить устойчивость внимания;
— улучшить умение удерживать внимание на одном предмете или явлении;
— ускорить выполнение задач без влияния внешних раздражителей.
Внедрение и реализация психокоррекционных мероприятий, направленных на развитие свойств внимания у младших школьников с задержкой психического развития, показали положительную динамику.
Анализ результатов по методике «Таблицы Шульте» (1995) показывает, что признаки нарушенного объема внимания уменьшились после проведения формирующего эксперимента. Количество учеников с низким уровнем объема внимания стало равным нулю, а показатели уровня ниже среднего выросли.
Средний уровень внимания увеличился на 62,5% в обеих экспериментальных группах.
Результаты по методике «Корректурная проба» Б. Бурдона (2005) демонстрируют увеличение количества детей со средним уровнем устойчивости внимания и снижение показателей очень низкого уровня устойчивости внимания. В экспериментальной группе 1-ого класса средний уровень устойчивости внимания увеличился на 37,5%, а в экспериментальной группе 2-ого класса - на 62,5%.
Результаты исследования переключаемости внимания по методике «Корректурная проба» Б. Бурдона (2005) показывают положительную динамику. После проведения формирующего эксперимента в 1-ом классе показатели переключаемости внимания увеличились на 50%, а во 2-ом классе - на 75%.
Анализ результатов концентрации внимания по той же методике «Корректурная проба» Б. Бурдона (2005) свидетельствует об увеличении средних показателей в обеих экспериментальных группах. В 1-ом классе количество детей со средним уровнем развития этого свойства увеличилось на 75%, а во 2-ом классе - на 87,5%.
Методика «Запомни и расставь точки» М. Вейтгеймера (2013) также показала положительную динамику развития объема внимания в экспериментальной группе. После проведения психологической программы коррекции наблюдается уменьшение количества детей с низким уровнем объема внимания и увеличение школьников со средним уровнем в 1-ом классе на 62,5%, во 2-ом классе - на 62,5%.
Полученные результаты констатируют о положительных изменениях в уровне сформированности основных свойств внимания у испытуемых.
Исследование свойств произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития показало отсутствие положительной динамики в контрольных группах (КГ), а также диагностировалось ухудшение средних показателей.
Можно сделать вывод о том, что реализация программы «Психологическая коррекция произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития» привела к положительным изменениям в развитии основных свойств внимания.
Таким образом, проведенное исследование подтверждает нашу гипотезу о возможности эффективности коррекции нарушений произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Для достижения этой цели мы разработали специальную психологическую программу по коррекции свойств внимания у данной группы школьников.
Внимание представляет собой способность сосредоточиться на конкретном объекте и погрузиться в связанную с ним познавательную деятельность. Непроизвольное внимание, возникающее без намерения или усилий, является основным типом внимания. Основными свойствами внимания являются: объём, переключаемость, распределение, концентрацию и устойчивость.
Проблемы развития внимания у младших школьников изучались многими психологами, включая И.Л. Баскакову (1982), Л.С. Выготского (1976, 1988), Н.Ф. Добрынина (2003), Н.В. Бабкину (2006), Л.Ф. Чупрова (2008), И.В. Страхова (1991). Они подчеркивали необходимость коррекционной работы для преодоления нарушений внимания у детей с задержкой психического развития, учитывая особенности этих нарушений и их отличие от других отклонений в развитии детей.
В процессе нашего исследования мы пришли предположили, что возможно повысить эффективность коррекции нарушений произвольного внимания у младших школьников с задержкой психического развития. Это можно достичь с помощью специально разработанной психологической программы, которая будет направлена на коррекцию свойств внимания у данного контингента школьников.
Для проверки этой гипотезы мы провели диагностическое исследование, целью которого было выявить особенности произвольного внимания у младших школьников с задержкой психического развития. В ходе исследования использовались следующие методики:
1) Методика «Таблицы Шульте» (1995) [65, с.29]
2) Методика «Корректурная проба» Б. Бурдона (2005) [9, с. 34]
3) Методика «Запомни и расставь точки» М. Вейтгеймера (2013) [10, с. 101]
На констатирующем этапе исследования мы разработали и провели анкетирование среди учителей для определения уровня развития произвольного внимания у учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Результаты анализа показали, что большинство учеников испытывают трудности в обучении. Только 20% учеников достигли нормативного уровня успеваемости. Более половины участников эксперимента продемонстрировали показатели развития объема, концентрации, устойчивости и распределения внимания ниже возрастной нормы.
В ходе исследования были использованы как теоретические, так и эмпирические методы. Теоретические методы включали анализ научной литературы, относящейся к теме исследования. Эмпирические методы включали изучение психолого-педагогической документации ребенка, беседы, наблюдения, анкетирование учителей, а также проведение констатирующих, формирующих и контрольных экспериментов. Кроме того, в процессе исследования был применен количественный и качественный анализ полученных данных.
В основу комплектования экспериментальной выборки испытуемых нами были определены следующие критерии:
— схожесть показателей возраста (возраст испытуемых 7-9 лет);
— схожесть клинической картины нарушения (диагноз F80 - «Задержка психического развития») по заключению ПМПК;
— обучение в одном образовательном учреждении (участие учащихся МАОУ Лицей № 11)
Результаты проведенного исследования показали, что дети младшего школьного возраста с задержкой психического развития имеют определенные характеристики в произвольном внимании. Большинство испытуемых проявляют сниженную устойчивость и концентрацию внимания, испытывают трудности с переключением и характеризуются низким объемом внимания и скоростью обработки информации. Присутствие этих факторов значительно затрудняет процесс обучения и усвоения новых знаний на уроках.
После получения результатов констатирующего эксперимента мы организовали и провели формирующий эксперимент, который был направлен на психологическую коррекцию и развитие свойств внимания у учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Ученики первого и второго классов были разделены на две группы: экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ). В экспериментальную группу вошли 8 учеников 1¬ого класса и 8 учеников 2-ого класса, которые показали наихудшие результаты на этапе констатирующего эксперимента.
В процессе формирующего эксперимента мы определили следующие цели психокоррекционной работы:
— увеличить объем внимания;
— улучшить способность к переключению и распределению внимания;
— развить направленное и концентрированное внимание;
— научить сосредотачиваться на определенной задаче, не отвлекаясь на окружающие стимулы;
— укрепить устойчивость внимания;
— улучшить умение удерживать внимание на одном предмете или явлении;
— ускорить выполнение задач без влияния внешних раздражителей.
Внедрение и реализация психокоррекционных мероприятий, направленных на развитие свойств внимания у младших школьников с задержкой психического развития, показали положительную динамику.
Анализ результатов по методике «Таблицы Шульте» (1995) показывает, что признаки нарушенного объема внимания уменьшились после проведения формирующего эксперимента. Количество учеников с низким уровнем объема внимания стало равным нулю, а показатели уровня ниже среднего выросли.
Средний уровень внимания увеличился на 62,5% в обеих экспериментальных группах.
Результаты по методике «Корректурная проба» Б. Бурдона (2005) демонстрируют увеличение количества детей со средним уровнем устойчивости внимания и снижение показателей очень низкого уровня устойчивости внимания. В экспериментальной группе 1-ого класса средний уровень устойчивости внимания увеличился на 37,5%, а в экспериментальной группе 2-ого класса - на 62,5%.
Результаты исследования переключаемости внимания по методике «Корректурная проба» Б. Бурдона (2005) показывают положительную динамику. После проведения формирующего эксперимента в 1-ом классе показатели переключаемости внимания увеличились на 50%, а во 2-ом классе - на 75%.
Анализ результатов концентрации внимания по той же методике «Корректурная проба» Б. Бурдона (2005) свидетельствует об увеличении средних показателей в обеих экспериментальных группах. В 1-ом классе количество детей со средним уровнем развития этого свойства увеличилось на 75%, а во 2-ом классе - на 87,5%.
Методика «Запомни и расставь точки» М. Вейтгеймера (2013) также показала положительную динамику развития объема внимания в экспериментальной группе. После проведения психологической программы коррекции наблюдается уменьшение количества детей с низким уровнем объема внимания и увеличение школьников со средним уровнем в 1-ом классе на 62,5%, во 2-ом классе - на 62,5%.
Полученные результаты констатируют о положительных изменениях в уровне сформированности основных свойств внимания у испытуемых.
Исследование свойств произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития показало отсутствие положительной динамики в контрольных группах (КГ), а также диагностировалось ухудшение средних показателей.
Можно сделать вывод о том, что реализация программы «Психологическая коррекция произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития» привела к положительным изменениям в развитии основных свойств внимания.
Таким образом, проведенное исследование подтверждает нашу гипотезу о возможности эффективности коррекции нарушений произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Для достижения этой цели мы разработали специальную психологическую программу по коррекции свойств внимания у данной группы школьников.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ КОРРЕКЦИИ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4885 р. Год сдачи: 2022 - Психологическая коррекция произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психологического развития (Красноярский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2025 - Психолого-педагогическая коррекция свойств произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2021 - Изучение и коррекция произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - Психологическая коррекция произвольного внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - Психологическая коррекция свойств внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2022 - Психологическая коррекция произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2024 - Коррекция произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - Психологическая коррекция опосредованной памяти учащихся младшего
школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2024



