Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическая коррекция произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Работа №156121

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы189
Год сдачи2024
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 12
1.1. Проблема внимания в психологии 12
1.2. Развитие произвольного внимания в детском возрасте 22
1.3. Современное состояние изучения проблемы произвольного внимания
младших школьников с задержкой психического развития 32
Выводы по первой главе 42
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 44
2.1. Организация, методы и методики исследования 44
2.2. Особенности произвольного внимания учащихся младшего
школьного возраста с задержкой психического развития 51
Выводы по второй главе 71
ГЛАВА III. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 74
3.1. Научно-методологические подходы к коррекции произвольного
внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 74
3.2. Основные направления, формы и методы психологической коррекции произвольного внимания, учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 87
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 98
Выводы по третьей главе 115
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 118
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 123
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность исследования. В современной образовательной среде учащимся предъявляются все больше и больше требований. Учебные программы становятся все более насыщенными, информация становится более доступной благодаря Интернету и новым технологиям. Однако, связанная с этим информационная нагрузка может привести к эмоциональной перегрузке, переутомлению и плохой успеваемости в школе.
Из-за неуспеваемости уже в начальных классах ребенок при дальнейшем обучении будет испытывать большие трудности. Ведь именно в начальном звене у детей начинают формироваться все необходимые системы знаний и умений, способствующие умственному развитию ребенка.
Одна из основных групп по неуспеваемости - это дети с задержкой психического развития. Данной категории детей присущ замедленный темп развития всех психических функций: памяти, внимания, ощущения, восприятия, мышления, воображения, речи.
Замедление психического развития проявляется в различных аспектах. Дети, страдающие от задержки развития, обычно имеют недостаточный запас знаний, ограниченное представление о мире и затрудняются в осуществлении целенаправленных интеллектуальных задач. Их интересы чаще всего связаны с играми, и им требуется больше времени, чтобы достичь удовлетворения от интеллектуальной деятельности.
Однако у этих детей есть свои сильные стороны. В пределах имеющихся знаний они обладают достаточной сообразительностью и способностью использовать имеющуюся помощь для достижения продуктивности. При этом в некоторых случаях задержка развития эмоциональной сферы становится основным фактором, а нарушения в интеллектуальной сфере не так ярко выражены. В других случаях, наоборот, замедление интеллектуального развития оказывается более заметным.
Таким образом, задержка психического развития сопровождается разнообразными проявлениями, которые зависят от конкретного случая.
Внимание - это способность фокусировать свое сознание на конкретном объекте или задаче, что включает в себя усиление активности сенсорных, интеллектуальных или двигательных функций организма.
Изучение внимания представляет собой одну из самых актуальных проблем исследования в психологии. Эта проблема представлена в работах многих авторов: Л.С. Выготский (2000), П.Я. Гальперин (1974), Н.Ф. Добрынин (1951), Н.И. Зиятдинова (2017), А.Р. Лурия (1975), Т. Рибо (1980), С.Л. Рубинштейн (2000) и др.
Внимание способно выполнять ряд очень важных функций: удержание, сохранение требуемой деятельности, отбор значимых раздражителей и игнорирование побочных, регуляция и контроль протекания деятельности и многие другие, которые в жизни человека играют огромную роль.
Недостаточно глубоко изученной остается проблема произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Данная проблема представлена в трудах: Т.А. Власовой (1996), Л.Н. Блинова (2001), Г.В. Фадина (2004), В.В. Лебединского (1985), Н.Ю. Борякова (2003), О.В. Защиринская (2019), В.С. Мухина (2003), У.В. Ульенкова (1990) и др.
Исследования показывают различия в развитии внимания у учащихся с задержкой психического развития и их сверстников с нормальным развитием. Были обнаружены следующие проблемы с вниманием: ограниченный объём, трудности с переключением, концентрацией и распределением внимания, повышенная отвлекаемость и преобладание непроизвольного внимания над произвольным, что затрудняет детям фокусировку на задачах.
Современные учёные, такие как Н.Ф. Добрынин (2003), Н.В. Бабкина (2006) и Л.Ф. Чупров (2008), провели исследования, которые продемонстрировали эффективность специальных программ, разработанных с учётом специфики психической деятельности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Эти программы помогают корректировать произвольное внимание у данной категории школьников.
Исследования в области психологической коррекции произвольного внимания у младших школьников с задержкой психического развития имеют ряд ограничений и проблем. Во-первых, недостаток достоверных данных о специфических особенностях развития внимания у детей с такой задержкой затрудняет разработку эффективных программ коррекции. Кроме того, существующие теоретические и практические модели психологической коррекции не всегда учитывают индивидуальные потребности и особенности различных детей.
Важность изучения и коррекции внимания у младших школьников с задержкой психического развития неоспорима. Отсутствие навыков применения произвольного внимания может препятствовать успешному усвоению учебного материала, а также затруднять социальную адаптацию ребенка в школьной среде. Поэтому разработка комплексных программ психологической коррекции внимания призвана помочь детям с задержкой психического развития в преодолении трудностей и достижении лучших результатов в учебе.
В данной проблеме существуют противоречия, которые необходимо разрешить:
— количество школьников с задержкой психического развития, у которых наблюдаются стойкие нарушения произвольного внимания, увеличивается, в то время как мало разработано современных технологий психологической коррекции данного процесса у детей;
— существует множество психолого-педагогических исследований о феноменологической сущности внимания, его содержании, механизмах, однако проблема внимания младших школьников с задержкой психического развития фрагментарно описана;
— разработаны различные упражнения по развитию внимания младших школьников, однако отсутствует система своевременной диагностической, коррекционной и профилактической работы по коррекции трудностей произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Проблема исследования: важным элементом успешного обучения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития является своевременное изучение особенностей произвольного внимания. Разработка и внедрение в практику психологической программы коррекции по формированию свойств произвольного внимания у данного контингента школьников. Многочисленные исследования демонстрируют, что потенциальные возможности формирования внимания младших школьников мало исследованы и нуждаются в дальнейшем изучении. Однако представленные в науке и практике психологические программы по своевременному изучению и коррекции имеющихся нарушений внимания требуют последующей разработки программы.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что особенностями развития произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой в развитии являются: малый для возрастной группы объем, сниженная концентрация и переключаемость; нарушения избирательности внимания; слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Эффективность коррекции нарушений свойств произвольного внимания у изучаемого контингента школьников может быть повышена при использовании разработанной нами психологической программы по коррекции свойств произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Объект исследования: произвольное внимание учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования: психологическая программа коррекции произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность психологической программы по коррекции свойств произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой были поставлены и решены следующие задачи исследования:
1. На основании анализа общей и специальной психолого - педагогической и медико-биологической литературы по проблеме исследования определить её современное состояние.
2. Выявить особенности произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития экспериментальным путём.
3. Разработать психологическую программу коррекции произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития и определить ее эффективность.
Теоретической и методологической основной исследования являются положения отечественной психологии:
- Концепция деятельностного подхода в понимании внимания (П.Я. Гальперин (1974), С.Л. Рубинштейн (2000), Н.Ф. Добрынин (1951));
- Психологическая теорию внимания Т. Рибо (1980);
- Теория установки Д.Н. Узнадзе (2004);
- Концепция внимания П.Я. Гальперина (1974);
- Классификация видов внимания (М. Бехтерев (1974), Н. Ф. Добрынин (1938, 1959));
- Концепция культурно-исторического развития высших психических функций Л.С. Выготского (1991);
- Особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (Г.Е. Сухарева (1959), Т.А. Власова (1973), М.С. Певзнер (1973, 2011), Г.В. Фадина (2004), У.В. Ульенкова (1990), Т.В. Егорова (2002), М.К. Акимова (2005), В.П. Глухова (2014), А.Н. Лурия (1975));
- теория поэтапного формирования П.Я. Гальперина (1952);
- научно-методологические подходы и психокоррекционных программ для детей с задержкой психического развития (Б.И. Айзенберг (1992), С.Д. Забрамная (2004), Н.В. Бабкина (2020), И.И. Мамайчук (2006)).
Методы исследования: были определенны целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись теоретические методы, которые включали в себя: обзор литературы, систематизацию научных представлений по проблеме исследования. И эмпирические методы -изучение психолого-педагогической документации на ребёнка, беседа, наблюдение, анкетирование учителей. Применялись и экспериментальные методы - констатирующий. Формирующий и контрольный эксперимент. В процессе исследования использовали количественный и качественный анализ данных.
Разработали и реализовали анкету для учителей по выявлению уровня развития внимания исследуемого контингента школьников.
В процессе психологического исследования были включены следующие психодиагностические методики:
1) Методика «Таблицы Шульте» (1995) [65, с.29]
2) Методика «Корректурная проба» Б. Бурдона (2005) [9, с. 34]
3) Методика «Запомни расставь точки» М. Вейтгеймера (2013) [10, с. 101]
Организация исследования: экспериментальное исследование проведено на базе МАОУ Лицей № 11. В эксперименте приняли участие учащиеся 1 классов и учащиеся 2 классов с клиническим диагнозом F80 - «Задержка психологического развития» в количестве 30 человек. Возраст испытуемых 7-9 лет.
Этапы проведения исследования: исследование проводилось в четыре этапа с октября 2023 года по апрель 2024 года.
Первый этап - подготовительный (октябрь 2023 г.). На данном этапе происходило формулирование проблемы, гипотезы, объекта, предмета, цели и задач экспериментального исследования.
Ноябрь 2023 г. - изучение и анализ общей и специальной психолого-педагогической и медицинской литературы по проблеме исследования, определение современного ее состояния. Разработка моделей исследования.
Второй этап - констатирующий (ноябрь 2023 г. - декабрь 2023 г.). На данном этапе проходило знакомство с деятельностью образовательного учреждения, изучение анамнестических и катамнестических данных учащихся, подбор диагностического инструментария. Реализация констатирующего эксперимента с последующим качественным и количественным анализом.
Третий этап - формирующий (декабрь 2023 г. - март 2024 г.). Разработка и реализация программы психологической коррекции произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Четвертый этап - контрольный (март 2024 г. - апрель 2024 г.). Проведение контрольного эксперимента, анализ результатов эмпирического исследования и оценка эффективности разработанной психологической программы по коррекции произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. А также проведение обобщения и сравнения результатов, полученных на этапах констатирующего и контрольного этапов исследования.
Теоретическая значимость исследования: заключается в том, что полученные результаты позволяют расширить и углубить научные представления об особенностях произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития и их своевременной коррекции с использованием разработанной нами психологической программы (основанной на модели поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, С.Л. Кабыльницкой).
Практическая значимость исследования: материалы, представленные в выпускной квалификационной работе, которые раскрывают особенности произвольного внимания у учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития и его психологическую коррекцию через развитие свойств произвольного внимания, могут быть полезны для педагогов, психологов и других специалистов, работающих с данной категорией школьников.
Структура курсовой работы: Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (в количестве 94 источников). Включает 17 приложений. Работа проиллюстрирована 15 таблицами, 10 гистограммами.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исследование было направлено на изучение специфики произвольного внимания учеников младших классов с задержкой психического развития. Также была разработана и реализована программа психологической корректировки произвольного внимания для данной группы школьников, с последующей оценкой её эффективности.
Внимание представляет собой способность сосредоточиться на конкретном объекте и погрузиться в связанную с ним познавательную деятельность. Непроизвольное внимание, возникающее без намерения или усилий, является основным типом внимания. Основными свойствами внимания являются: объём, переключаемость, распределение, концентрацию и устойчивость.
Проблемы развития внимания у младших школьников изучались многими психологами, включая И.Л. Баскакову (1982), Л.С. Выготского (1976, 1988), Н.Ф. Добрынина (2003), Н.В. Бабкину (2006), Л.Ф. Чупрова (2008), И.В. Страхова (1991). Они подчеркивали необходимость коррекционной работы для преодоления нарушений внимания у детей с задержкой психического развития, учитывая особенности этих нарушений и их отличие от других отклонений в развитии детей.
В процессе нашего исследования мы пришли предположили, что возможно повысить эффективность коррекции нарушений произвольного внимания у младших школьников с задержкой психического развития. Это можно достичь с помощью специально разработанной психологической программы, которая будет направлена на коррекцию свойств внимания у данного контингента школьников.
Для проверки этой гипотезы мы провели диагностическое исследование, целью которого было выявить особенности произвольного внимания у младших школьников с задержкой психического развития. В ходе исследования использовались следующие методики:
1) Методика «Таблицы Шульте» (1995) [65, с.29]
2) Методика «Корректурная проба» Б. Бурдона (2005) [9, с. 34]
3) Методика «Запомни и расставь точки» М. Вейтгеймера (2013) [10, с. 101]
На констатирующем этапе исследования мы разработали и провели анкетирование среди учителей для определения уровня развития произвольного внимания у учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Результаты анализа показали, что большинство учеников испытывают трудности в обучении. Только 20% учеников достигли нормативного уровня успеваемости. Более половины участников эксперимента продемонстрировали показатели развития объема, концентрации, устойчивости и распределения внимания ниже возрастной нормы.
В ходе исследования были использованы как теоретические, так и эмпирические методы. Теоретические методы включали анализ научной литературы, относящейся к теме исследования. Эмпирические методы включали изучение психолого-педагогической документации ребенка, беседы, наблюдения, анкетирование учителей, а также проведение констатирующих, формирующих и контрольных экспериментов. Кроме того, в процессе исследования был применен количественный и качественный анализ полученных данных.
В основу комплектования экспериментальной выборки испытуемых нами были определены следующие критерии:
— схожесть показателей возраста (возраст испытуемых 7-9 лет);
— схожесть клинической картины нарушения (диагноз F80 - «Задержка психического развития») по заключению ПМПК;
— обучение в одном образовательном учреждении (участие учащихся МАОУ Лицей № 11)
Результаты проведенного исследования показали, что дети младшего школьного возраста с задержкой психического развития имеют определенные характеристики в произвольном внимании. Большинство испытуемых проявляют сниженную устойчивость и концентрацию внимания, испытывают трудности с переключением и характеризуются низким объемом внимания и скоростью обработки информации. Присутствие этих факторов значительно затрудняет процесс обучения и усвоения новых знаний на уроках.
После получения результатов констатирующего эксперимента мы организовали и провели формирующий эксперимент, который был направлен на психологическую коррекцию и развитие свойств внимания у учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Ученики первого и второго классов были разделены на две группы: экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ). В экспериментальную группу вошли 8 учеников 1¬ого класса и 8 учеников 2-ого класса, которые показали наихудшие результаты на этапе констатирующего эксперимента.
В процессе формирующего эксперимента мы определили следующие цели психокоррекционной работы:
— увеличить объем внимания;
— улучшить способность к переключению и распределению внимания;
— развить направленное и концентрированное внимание;
— научить сосредотачиваться на определенной задаче, не отвлекаясь на окружающие стимулы;
— укрепить устойчивость внимания;
— улучшить умение удерживать внимание на одном предмете или явлении;
— ускорить выполнение задач без влияния внешних раздражителей.
Внедрение и реализация психокоррекционных мероприятий, направленных на развитие свойств внимания у младших школьников с задержкой психического развития, показали положительную динамику.
Анализ результатов по методике «Таблицы Шульте» (1995) показывает, что признаки нарушенного объема внимания уменьшились после проведения формирующего эксперимента. Количество учеников с низким уровнем объема внимания стало равным нулю, а показатели уровня ниже среднего выросли.
Средний уровень внимания увеличился на 62,5% в обеих экспериментальных группах.
Результаты по методике «Корректурная проба» Б. Бурдона (2005) демонстрируют увеличение количества детей со средним уровнем устойчивости внимания и снижение показателей очень низкого уровня устойчивости внимания. В экспериментальной группе 1-ого класса средний уровень устойчивости внимания увеличился на 37,5%, а в экспериментальной группе 2-ого класса - на 62,5%.
Результаты исследования переключаемости внимания по методике «Корректурная проба» Б. Бурдона (2005) показывают положительную динамику. После проведения формирующего эксперимента в 1-ом классе показатели переключаемости внимания увеличились на 50%, а во 2-ом классе - на 75%.
Анализ результатов концентрации внимания по той же методике «Корректурная проба» Б. Бурдона (2005) свидетельствует об увеличении средних показателей в обеих экспериментальных группах. В 1-ом классе количество детей со средним уровнем развития этого свойства увеличилось на 75%, а во 2-ом классе - на 87,5%.
Методика «Запомни и расставь точки» М. Вейтгеймера (2013) также показала положительную динамику развития объема внимания в экспериментальной группе. После проведения психологической программы коррекции наблюдается уменьшение количества детей с низким уровнем объема внимания и увеличение школьников со средним уровнем в 1-ом классе на 62,5%, во 2-ом классе - на 62,5%.
Полученные результаты констатируют о положительных изменениях в уровне сформированности основных свойств внимания у испытуемых.
Исследование свойств произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития показало отсутствие положительной динамики в контрольных группах (КГ), а также диагностировалось ухудшение средних показателей.
Можно сделать вывод о том, что реализация программы «Психологическая коррекция произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития» привела к положительным изменениям в развитии основных свойств внимания.
Таким образом, проведенное исследование подтверждает нашу гипотезу о возможности эффективности коррекции нарушений произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Для достижения этой цели мы разработали специальную психологическую программу по коррекции свойств внимания у данной группы школьников.



1. Айзенберг Б.И. Кузнецова Л.В. Психокоррекционная работа с детьми, имеющими нарушения психического развития // Психотерапия в дефектологии: Книга для учителя / сост. Н.П. Вайзман. М.: Просвещение, 1992. - 245 с.
2. Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога / Н.В. Бабкина. М.: Школьная Пресса, 2006. 80 с.
3. Бабкина Н.В. Психологическое сопровождение ребенка с задержкой психического развития: монография / Н.В. Бабкина, И.А. Коробейников; Ин-т коррекционной педагогики Российской академии образования. - Москва: Наука, 2020. - 212с.
4. Бабкина Н.В. Система психологического сопровождения
образования детей с задержкой психического развития // Российский психологический журнал. - 2018. - Т. 15, № 3 - С. 52-69. - Научная
электронная библиотека eLIBRARY.RU.URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36409774 (дата обращения: 16.02.2024).
5. Баскакова И.И. Внимание дошкольника, методы изучения и развития / под ред. И.И. Баскаковой. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005. -164 с.
6. Белых В.А. Полный курс развития дошкольника. Внимание, память, мышление / под ред. В.А. Белых. М.: ЭКСМО, 2015. -187 с.
7. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. - 136 с.
8. Богданова В.В. Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников с задержкой психического развития в условиях общеобразовательной школы // Актуальные проблемы социально - гуманитарного знания: сб. ст. - Москва: Перо, 2019. - Вып. 2. - С. 36- 40. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. URL: https://www.elibrary.r u/item.asp?id=37367510 (дата обращения: 06.10.2023).
9. Болотова А.К., Молчанова О.Н. Психология развития и возрастная психология [Текст]: учеб. пособие / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. - 526с. - (Учебники Высшей школы экономики). -2000 экз.
10. Бондаренко Ю.С., Гончар С.Н., Набока О.В., Чумейка Е.Н. Психолого-педагогическая диагностика детей. 2013. - 258 с.
11. Борякова Н.Ю. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития // Коррекционная педагогика. 2003. - №. 2. - С. 73.
12. Бродбент Д. восприятие и коммуникация // восприятие. Механиз¬мы и модели. - М., 1974. - 588 с.
13. Верозуб А.С. Инновационный подход к разработке технологии обследования детей с тяжелыми множественными нарушениями развития // Специальное образование. - 2022. - № 1 (65). - С. 54-62.
14. Верхотурова Н.Ю., Литвинова А.Г., Дмитриева С.А. Коррекция
свойств произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2022. Т. 11. № 4А. С. 148-159. -
http://www.publishing-vak.ru/file/archive-psycology-2022-4/b14-verkhoturova- litvinova-dmitrieva.pdf(дата обращения: 25.11.2023).
15. Вильшанская, А. Д. Проектирование психокоррекционного курса педагога-психолога для обучающихся начальных классов с задержкой психического развития / А. Д. Вильшанская, Л. М. Пономарева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2020. - №4. - С. 44 -54.
16. Власова Т.А., Лебединская Т.С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития. М.: Дефектология, 1996. - 83 с.
17. Власова Т.А. и Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии, 2¬е изд., испр. и доп. М.: «Просвещение», 1973. - 175 с. (Б-ка директора школы).
18. Вундт В. Основания физиологической психологии / [Соч.] Вильгельма Вундта; Пер. и доп. по новейшим исслед. Виктор Кандинский. - Москва: Н.А. Абрикосов, 1880. - [2], VI, - 1038 с.
19. Выготский Л.С. Психология и педагогика внимания. //
Педагогическая психология. М.: Педагогика. 1991. - 144-167 с.
20. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Лев Выготский. -
Москва: АСТ [и др.], 2005. - 670 с.
21. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций: Из
неопублик. трудов / Акад. пед. наук РСФСР. Ин -т психологии. - Москва: Изд-
во Акад. пед. наук, 2000. - 500 с.
22. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском
возрасте. М. 1976.- 205 с.
23. Гальперин П.Я. Экспериментальное формирование внимания/
П.Я. Гальперин, С.Л. Кобыльницкая. М. 1974. - 102 с.
24. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. Психология внимания. - М.: ЧеРо, 2001. - 858 с. - (Серия: Хрестоматия пспсихологии).
25. Глухов В.П. Комплексный подход к формированию связной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речевого и познавательного развития. 2014. - 538 с.
26. Глухов В.П. Специальная педагогика и специальная психология. М. 2019. - 29 с.
27. Глюзман Ж.М. Нейропсихология детского возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 272 с.
28. Головина Е.А. Психолого-педагогические условия развития
эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста. /Инфоурок: образовательный портал. URL: https://infourok.ru/psihologopedagogicheskie-usloviya-razvitiya-emocionalnoy-sferi-u-detey-starshego-doshkolnogo- vozrasta-1648755.html (дата обращения: 18.10.2023).
29. Данилова, Л.А. Коррекционная помощь детям с задержкой психофизического и речевого развития: моногр. / Л.А. Данилова. - М.: Детство - Пресс, 2021. - 144 с.
30. Добрынин Н.Ф. О новых исследованиях внимания // Вопросы психологии. 1973. №3. - 125 с.
31. Добрынин Н.Ф. Внимание и его воспитание [Текст]: Стенограмма публичной лекции.../проф. Н.Ф. Добрынин; Всесоюз. о-во по распространению полит. и науч. знаний. - Москва: [Правда], 1951. - 31 с.
32. Добрынин Н.Ф. О теории и воспитании внимания / Н.Ф. Добрынин // Психология внимания: хрестоматия / ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - Москва: ЧеРо, 2001. - С. 518-533. - (Хрестоматия по психологии).
33. Долгобородова Д.А. Особенности обучения младших школьников с задержкой психического развития / Д.А. Долгобородова, В.А. Варенцов // Актуальные вопросы современной психологии: материалы IV Междунар. науч. конф. - Краснодар: Новация, 2017. - С. 52-54.
34. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М.: Тривола, 1995. - 347 с.
35. Егорова Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями. М.: Учеб.пособие. Николаевск, 2002. - 113 с.
36. Ермолаева, М.В. Психология развития [Текст]: метод. пособие для студ. заочной и дистан. форм обучения/М.В. Ермолаева, -2-е изд. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. - 376 с.
37. Жуков Ю.М. Методы практической социальной психологии: диагностика, консультирование, тренинг: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / [Жуков Ю.М. и др.]; под ред. Ю.М. Жукова. - Москва: Аспект Пресс, 2004 (ОАО Можайский полигр. комб.). - 255с.
38. Забрамная С. Д., Боровик О.В. Развитие ребенка - в ваших руках: Книга полезных советов для родителей, воспитателей, учителей, психологов, дефектологов. Серия «Школа для всех» С.Д. Забрамная, О.В. Боровик. М.: Новая школа, 2000. 160 с.
39. Завьялова Т.П. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников [Текст]/Т.П. Завьялова, И.В. Стародубцева. М.: АРКТИ, 2010 - 56 с.
40. Защиринская О.В. Психология детей c задержкой психического развития / О. В. Защиринская - «Санкт-Петербургский государственный университет», 2019 - 109 с.
41. Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза: материалы Междунар. науч. -практ. конф. памяти проф. В.В. Коркунова. - Екатеринбург: Уральский гос. пед. ун-т, 2021. - 370 с.
42. Инденбаум Е.Л. Психология дизонтогенеза и основы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья: учеб. пособие / Е.Л. Инденбаум, А.А. Гостар; Иркутский гос. ун-т, Пед. ин-т. - Иркутск: Изд-во ИГУ, 2020. - 303 с.
43. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники [Текст]: [развитие общей моторики и координации движений, коррекция эмоциональной сферы, трудностей поведения и характера, развитие мышления, воображения, памяти, формирование навыков общения, формирование личности, релаксационные игры и упражнения] / О. Н. Истратова. - Изд. 6-е. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. - 349 с.
44. Карпов А.В. Общая психология: Учебник / Под общ. ред. проф. А.В. Карпова. - М.: Гардарики, 2004. - 232 с.
45. Кирдяшкина Т.А. Методы исследования внимания. (Практикум по психологии); Учебное пособие. - Челябинск:Изд. ЮУрГУ, 1999 - 72 с.
46. Ковригина Ю.П., Васильева В.С. Особенности внимания детей с задержкой психического развития // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза в условиях реализации ФГОС. Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей. 2017. - С. 204-206.
47. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.: Детство - пресс, 2008. - 332 с.
48. Коррекционно-педагогическая работа с детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития: Методические рекомендации. - Сургут: РИО СурГПУ, 2021. - 53 с.
49. Костарева Т.А. Специфические трудности обучения детей с ЗПР младшего школьного возраста // Дефектология Проф: сайт. - Москва, 17.07.2020. URL: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/speczificheskie_trudnosti_ obucheniya_detej_s_zpr_mladshego_shkolnogo_vozrasta/ - (дата обращения: 10.12.2023) .
50. Крыжановская Л.М. Методы психологической коррекции личности [Текст]: учебник для вузов/ Л. М. Крыжановская. - Москва: Владос, 2015. - 237с.
51. Купцова А.М., Зиятдинова Н.И., Зарипова Р.И., Зефиров Т.Л. Физиологические основы внимания. Развитие внимания у детей и подростков. 2017. - 35 с.
52. Лалаева Р.И. Нарушение речи у детей с ЗПР монография. СПб, 2005. - 188 с.
53. Ланге Н.Н. Психология внимания. Хрестоматия по психологии / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 2001. - 381-394 с.
54. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей: Учебное пособие. - М.: Издательство Московского университета, 1985. - 167 с.
55. Леонтьев А.Н. Развитие памяти - Эксперимент. исследование высш. психологич. функций / С пред. Л. С. Выготского. - Москва; Ленинград: Гос. учеб.-пед. изд-во, 1931 (Рязань: тип. «Мособлполиграфа»). - 277 с.
56. Лиепиня С.В. Особенности внимания учащихся младших классов вспомогательных школ. Дефектология. 2016. - № 5. - С. 20-25.
57. Лурия А. Р. Материалы к курсу лекций по общей психологии / А.Р. Лурия. - Москва: Издательство Московского университета, 1975. - 108 с.
58. Мазилов В.А., Ананьев Б. Г. и методологические вопросы психологии / В.А. Мазилов // Методология и история психологии: научный журнал: издается с 2006 года / Ред. В.Ф. Петренко. - 2008. - Том 3 Выпуск 4 октябрь-декабрь 2008. - С.59-69.
59. Маклаков А.Г. Общая психология. ПИТЕР, 2001. - 498 с.
60. Максимов Ю.Г. Применение индивидуального подхода в обучении детей с задержкой психического развития // Современное педагогическое образование. - 2019. - № 8. - С. 114-118.
61. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии: учеб. пособие для вузов / И.И. Мамайчук. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Юрайт, 2019. - 317 с.
62. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. Спб, 2006. - 400 с.
63. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. 2003. - 456 с.
64. Нечаева Н.С. Развитие познавательной активности у младших школьников с ЗПР // Педагогика и психология: перспективы развития. Сборник материалов V Международной научно -практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2018. - С. 102-105.
65. Орленок И.Н. Методические рекомендации для педагогов, работающих с детьми с задержкой психического развития. URL: http://dou106.rybadm.ru/DswMedia/rekomendaciipozpr.pdf(дата обращения:
10.10.2023) .
66. Осипова, А. А. Диагностика и коррекция внимания: программа для детей 5 - 9 лет. М.: - 2011. - 104 с.
67. Программно-методические материалы для коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога: сб. материалов / авт.-сост.: Н.В. Браже [и др.]. - Омск: БОУ ДПО «ИРООО», 2022. - 71 с.
68. Психологический практикум «Внимание»: Учеб.-метод. пос. / Сост.: Л.И. Дементий, Н.В.Лейфрид / Под общ.ред. Л.И. Дементий. Омск: ОмГУ,2003.- 64 с.
69. Психология детей с задержкой психического развития: изучение, социализация, психокоррекция: хрестоматия / сост. О. В. Защиринская. - Санкт-Петербург: Речь, 2018. - 432 с.
70. Психология младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Л.В. Шипова. - Саратов, 2019. - 70 с.
71. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет. М.: Теревинф, 2004. - 47 с.
72. Рибо Т. Психология внимания. 1980. - 126 с.
73. Рибо Т. Творческое воображение / Т. Рибо; Пер. с фр. Е. Предтеченского и В. Ранцева. - Санкт-Петербург: тип. Ю.Н. Эрлих, 1901. - 318 с.
74. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2-х т. / Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1989. - (Труды действительных членов и членов- корреспондентов Акад. пед. наук СССР). Т. 1 / [сост. и авт. коммент.К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский]. 1989. - 485 с.
75. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2000. - 712 с.
76. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии [Текст] / Акад. наук СССР. Ин-т философии. - Москва: Изд-во Акад. наук СССР, 1959. - 354 с.
77. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М.: Академия, 2002. - 232 с.
78. Соколова Е.В. Психолого-педагогическое исследование
эффективности модели системной психокоррекции в раннем дизонтогенезе // Психолого-педагогические исследования в современном образовании. - Москва: РУДН, 2018. - С. 282-287. - Науч. электрон. б-ки eLibrary.ru.
URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37142675- (дата обращения:10.12. 2023).
79. Сорокина, О.А. Коррекция недостатков учебной деятельности школьников. 2003. - С. 97-100.
80. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 17-е изд. Учебное пособие. Ростов на Дону: Феникс, 2007. - 672 с.
81. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М.: Просвещение, 1988. - 374 с.
82. Тарабукина С.В. Развитие внимания младших школьников. Российская наука в современном мире. М.: - 2017. - С. 186-187.
83. Таран А.А. Психологическое сопровождение младших школьников с задержкой психического развития в общеобразовательной школе // Студенческий научный форум - 2016: материалы VIII междунар. студ. науч. конф. - URL: https://files.scienceforum.ru/pdf/2016/25972.pdf(дата обращения:
21.11.2023) .
84. Теоретико-методологические подходы к изучению психики детей с нарушением интеллекта: коллективная монография / [И.А. Алексеев и др.; под общ. ред. Н.В. Скоробогатовой, Н. Л. Лихачевой]; Шадринский гос. пед. ин -т, Каф. коррекционной педагогики и специальной психологии. - Шадринск: ШГПИ, 2015. - 275 с.: ил., табл.
85. Титаренко И.А. Рабочая программа коррекционно -развивающих занятий по развитию познавательной деятельности с обучающимися 5 -9 классов, имеющими трудности в обучении, в том числе с детьми с ОВЗ (ЗПР). 2019. - 19 с.
86. Тригер, Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития СПб. - 2008. - 192 с.
87. Узнадзе Д.Н. Общая психология. 2004. - 413 с.
88. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. М: Педагогика, 1990. - 184 с.
89. Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г.В. Фадина. - Балашов: «Николаев», - 2004. - 68 с.
90. Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. Балашов: Николаев, 2014. - 68с.
91. Чумаков, Б. Н. Основы здорового образа жизни: монография. -2004.- 198 с.
92. Чупров Л.Ф. Психодиагностический набор для исследования интеллектуальной недостаточности у детей младшего школьного возраста (краткое практическое пособие для психологов по использованию диагностической батареи). 3-е изд., дополненное. // 2016. - № 1. - 62с.
93. Швецова В.А. Специальная психология: учеб. пособие / В.А. Швецова, Е.П. Пчелкина; Белгородский гос. национальный исслед. ун-т. - Белгород: Издательский дом «Белгород», 2019. - 245 с.
94. Этапы психодиагностического обследования. // Forpsy.ru URL: https://forpsy.ru/works/uchebnoe/etapyi-psihodiagnosticheskogo-obsledovaniya/(дата обращения 4.11.2022).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ