Психологическая коррекция произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
|
ВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 10
1.1. Произвольное внимание: понятие, виды, характеристики 10
1.2. Становление произвольного внимания в младшем школьном возрасте 18
1.3. Современное состояние изучения проблемы развития внимания
детей с задержкой психического развития 23
Выводы по первой главе 30
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 32
2.1. Организация, методы и методики исследования 32
2.2. Особенности произвольного внимания учащихся младшего
школьного возраста с задержкой психического развития 39
Выводы по второй главе 48
ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 51
3.1. Научно-методологические подходы к коррекции произвольного
внимания учащихся с задержкой психического развития 51
3.2. Основные направления, формы, методы психологической
коррекции произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 59
3.3. Контрольный этап эксперимент и его анализ 70
Выводы по третьей главе 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 86
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 10
1.1. Произвольное внимание: понятие, виды, характеристики 10
1.2. Становление произвольного внимания в младшем школьном возрасте 18
1.3. Современное состояние изучения проблемы развития внимания
детей с задержкой психического развития 23
Выводы по первой главе 30
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 32
2.1. Организация, методы и методики исследования 32
2.2. Особенности произвольного внимания учащихся младшего
школьного возраста с задержкой психического развития 39
Выводы по второй главе 48
ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 51
3.1. Научно-методологические подходы к коррекции произвольного
внимания учащихся с задержкой психического развития 51
3.2. Основные направления, формы, методы психологической
коррекции произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 59
3.3. Контрольный этап эксперимент и его анализ 70
Выводы по третьей главе 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 86
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время в школах значительно увеличилось количество детей с задержкой психического развития. Кроме того, увеличивается количество внеклассных мероприятий, предметов, а также возрастает информационная нагрузка, что приводит к переутомлению и неуспеваемости детей.
Для детей младшего школьного возраста с ЗПР также характерными являются сложности в рамках развития познавательной и эмоционально-волевой сферы (Т.Г. Неретина, 2014; Е.Н. Соловьёва, 2017). Для детей младшего школьного возраста характерными являются такие особенности как высокий уровень внимания.
Изучением проблемы произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития занимались ученые: М. С. Певзнер (1973) и т.д. В своих исследованиях ученые отметили, что развитие внимания детей отличается от развития сверстников. К ним относятся неустойчивое внимания, плохое переключение, высокий уровень отвлечения и недостаточный объем.
Пот проблеме внимания психического процесса занимались ученые: В.В. Богословским (1981), Л.С. Выготским (1928), П.Я. Гальпериным (1974), А.А. Люблинской (1977), К.К. Платоновым (1972). Они отмечают, что обучающиеся младшего школьного возраста страдают от рассеянности, невнимательности и отвлекаемости на уроках.
У детей с задержкой психического развития наблюдаются недостатки внимания обусловлены нарушениями центральной нервной системы (И.Л. Баскакова, 1982; А.Р. Лурия, 2006; Е.Д. Хомская, 1979 и др.), что приводит младших школьников к неспособности сосредотачиваться при выполнении заданий любой сложности.
Изучением произвольного внимания посвящены работы ученых: Е.А. Ветровой (2016), Т.А. Власовой (1996), Л.Н. Блиновой (2002), В.В. Лебединского (1985), А.А. Осиповой (2001). В своих изучениях они указывают, что внимание детей отличается от сверстников. Замечается нарушение внимания в неуспеваемости и в высокой отвлекаемости.
Согласно исследованиям ученых, у обучающихся с задержкой психического развития, произвольное внимание нарушено, что приводит к невозможности концентрироваться на выполнение определенных заданий.
На современном этапе развития науки крайне мало исследований, которые бы занимались именно изучением влияния внимания на процессы обучения детей с ЗПР.
Проблема исследования: заключается в изучении особенностей произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития, разработке и внедрению в практику психологической программы коррекции по формированию свойств произвольного внимания у данного контингента школьников.
Объект исследования: произвольное внимание учащихся младшего школьного возраста.
Предмет исследования: психологическая программа коррекции произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что особенностями произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития являются: недостаточный для возрастной нормы объём, неустойчивость, медленное переключение и концентрация внимания. Эффективность коррекции имеющихся нарушений свойств произвольного внимания может быть повышена при условии использования разработанной нами психологической программы коррекции выявленных недостатков у изучаемого контингента школьников.
Цель исследования: изучить особенностей произвольного внимания, учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития; теоретически обосновать, разработать программу психологической коррекции свойств произвольного внимания изучаемого контингента школьников и выявить ее эффективность.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были поставлены и решены следующие задачи исследования:
1. На основании анализа общей и специально психолого-педагогической медико-биологической литературы по проблеме исследования определить её современное состояние.
2. Выявить особенности произвольного внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
3. Разработать психологическую программу коррекции произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития и выявить ее эффективность.
Теоретической и методологической основной исследования являются положения отечественной психологии:
— развития высших психических функций, в том числе внимания (Л.С. Выготский, 1988; П.Я. Гальперин, 1989, 2002; А.Н. Леонтьев, 2007; Д.Н. Узнадзе, 1961);
— об особенностях психического развития детей с задержкой психического развития (Т.А. Власова (1973), М.С. Певзнер (1973), Л.Ф. Чупров (1974) и др.);
— теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина (1952);
— об особенностях произвольного внимания детей с задержкой психического развития (М.С. Певзнер, 1973; Л.И. Переслени, 1990; Г.И. Жаренкова, 1967);
— научно-методологические подходы и принципы разработки психокоррекционных программ для детей с задержкой психического развития (И.Ю. Левченко, 2000; И.И. Мамайчук, 2006; А.С. Спиваковская, 2000; У.В. Ульенкова, 2002; Н.А. Никашина, 1984).
Методы исследования были определены в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В процессе исследования применялись теоретические и эмпирические методы.
Первый метод теоретический: использовали по проблеме исследования анализ общей и специальной психолого-педагогической и научно-методической литературы.
Второй метод эмпирический: использовали по изучению исследования психолого-педагогической документации на ребёнка, беседу, наблюдение психодиагностических методик, интерпретировали полученные результаты в процессе исследования с использованием количественного и качественного анализа данных.
В исследовании произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития использовались психодиагностические методики: «Таблицы Шульте» (1972), «Корректурная проба» (буквенный вариант) Бурдона (1895), «Кольца Ландольта» Э. Ландольта (1888).
Организация исследования: Исследования проходило на безе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ужурская школа №2». В эксперименте принимали участие дети разных возрастов, были дети второго года обучения с клиническим диагнозом F 80 - «Задержка психического развития», возраст детей 9-11 лет. Принимали участие в диагностическом эксперименте 20 учащихся с двух параллельных классов 3 «В» и коррекционный 3 класс. Общее количество экспериментальной выборки составил 20 учащихся, из них 9 девочек и 11 мальчиков.
Этапы проведения исследования. Проводилось в период с 2022г. по 2024 г. проходило в несколько этапов:
Первый этап - подготовительный (февраль 2022 - май 2022). На данном этапе проходило изучение и анализ психолого-педагогической и медико-биологической литературы по проблеме исследования.
Второй этап - констатирующий (сентябрь 2023 - декабрь 2023) - определяли особенности развития произвольного внимания у учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития на основе выбранных диагностических методик. Проведен анализ результатов исследования испытуемых.
Третий этап - формирующий (январь 2024 - март 2024) - на основании полученных данных разработали и реализовали программу психологической коррекции произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Четвертый этап - контрольный (март 2024 - апрель 2024) - была произведена обработка результатов контрольного эксперимента по выявлению уровня внимания, наблюдается эффективность программы коррекции произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Пятый этап - (май 2024) формулирование выводов, оформление текста выпускной квалификационной работы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты позволяют раскрыть об особенностях и коррекции произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста их своевременной коррекции с использованием разработанной нами в процессе исследования психологической программы.
Практическая значимость исследования. В выпускной квалификационной работе представлены и реализованы материалы , раскрывающие особенности произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития и его психологическую коррекцию посредством развития произвольного внимания могут быть использованы специалистами, работающими с младшим школьным возрастом с задержкой психического развития.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы (количество источников 100). Входит 11 приложений. В работе проиллюстрированы 18 таблиц, 6 гистограммам.
Для детей младшего школьного возраста с ЗПР также характерными являются сложности в рамках развития познавательной и эмоционально-волевой сферы (Т.Г. Неретина, 2014; Е.Н. Соловьёва, 2017). Для детей младшего школьного возраста характерными являются такие особенности как высокий уровень внимания.
Изучением проблемы произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития занимались ученые: М. С. Певзнер (1973) и т.д. В своих исследованиях ученые отметили, что развитие внимания детей отличается от развития сверстников. К ним относятся неустойчивое внимания, плохое переключение, высокий уровень отвлечения и недостаточный объем.
Пот проблеме внимания психического процесса занимались ученые: В.В. Богословским (1981), Л.С. Выготским (1928), П.Я. Гальпериным (1974), А.А. Люблинской (1977), К.К. Платоновым (1972). Они отмечают, что обучающиеся младшего школьного возраста страдают от рассеянности, невнимательности и отвлекаемости на уроках.
У детей с задержкой психического развития наблюдаются недостатки внимания обусловлены нарушениями центральной нервной системы (И.Л. Баскакова, 1982; А.Р. Лурия, 2006; Е.Д. Хомская, 1979 и др.), что приводит младших школьников к неспособности сосредотачиваться при выполнении заданий любой сложности.
Изучением произвольного внимания посвящены работы ученых: Е.А. Ветровой (2016), Т.А. Власовой (1996), Л.Н. Блиновой (2002), В.В. Лебединского (1985), А.А. Осиповой (2001). В своих изучениях они указывают, что внимание детей отличается от сверстников. Замечается нарушение внимания в неуспеваемости и в высокой отвлекаемости.
Согласно исследованиям ученых, у обучающихся с задержкой психического развития, произвольное внимание нарушено, что приводит к невозможности концентрироваться на выполнение определенных заданий.
На современном этапе развития науки крайне мало исследований, которые бы занимались именно изучением влияния внимания на процессы обучения детей с ЗПР.
Проблема исследования: заключается в изучении особенностей произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития, разработке и внедрению в практику психологической программы коррекции по формированию свойств произвольного внимания у данного контингента школьников.
Объект исследования: произвольное внимание учащихся младшего школьного возраста.
Предмет исследования: психологическая программа коррекции произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что особенностями произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития являются: недостаточный для возрастной нормы объём, неустойчивость, медленное переключение и концентрация внимания. Эффективность коррекции имеющихся нарушений свойств произвольного внимания может быть повышена при условии использования разработанной нами психологической программы коррекции выявленных недостатков у изучаемого контингента школьников.
Цель исследования: изучить особенностей произвольного внимания, учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития; теоретически обосновать, разработать программу психологической коррекции свойств произвольного внимания изучаемого контингента школьников и выявить ее эффективность.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были поставлены и решены следующие задачи исследования:
1. На основании анализа общей и специально психолого-педагогической медико-биологической литературы по проблеме исследования определить её современное состояние.
2. Выявить особенности произвольного внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
3. Разработать психологическую программу коррекции произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития и выявить ее эффективность.
Теоретической и методологической основной исследования являются положения отечественной психологии:
— развития высших психических функций, в том числе внимания (Л.С. Выготский, 1988; П.Я. Гальперин, 1989, 2002; А.Н. Леонтьев, 2007; Д.Н. Узнадзе, 1961);
— об особенностях психического развития детей с задержкой психического развития (Т.А. Власова (1973), М.С. Певзнер (1973), Л.Ф. Чупров (1974) и др.);
— теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина (1952);
— об особенностях произвольного внимания детей с задержкой психического развития (М.С. Певзнер, 1973; Л.И. Переслени, 1990; Г.И. Жаренкова, 1967);
— научно-методологические подходы и принципы разработки психокоррекционных программ для детей с задержкой психического развития (И.Ю. Левченко, 2000; И.И. Мамайчук, 2006; А.С. Спиваковская, 2000; У.В. Ульенкова, 2002; Н.А. Никашина, 1984).
Методы исследования были определены в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В процессе исследования применялись теоретические и эмпирические методы.
Первый метод теоретический: использовали по проблеме исследования анализ общей и специальной психолого-педагогической и научно-методической литературы.
Второй метод эмпирический: использовали по изучению исследования психолого-педагогической документации на ребёнка, беседу, наблюдение психодиагностических методик, интерпретировали полученные результаты в процессе исследования с использованием количественного и качественного анализа данных.
В исследовании произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития использовались психодиагностические методики: «Таблицы Шульте» (1972), «Корректурная проба» (буквенный вариант) Бурдона (1895), «Кольца Ландольта» Э. Ландольта (1888).
Организация исследования: Исследования проходило на безе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ужурская школа №2». В эксперименте принимали участие дети разных возрастов, были дети второго года обучения с клиническим диагнозом F 80 - «Задержка психического развития», возраст детей 9-11 лет. Принимали участие в диагностическом эксперименте 20 учащихся с двух параллельных классов 3 «В» и коррекционный 3 класс. Общее количество экспериментальной выборки составил 20 учащихся, из них 9 девочек и 11 мальчиков.
Этапы проведения исследования. Проводилось в период с 2022г. по 2024 г. проходило в несколько этапов:
Первый этап - подготовительный (февраль 2022 - май 2022). На данном этапе проходило изучение и анализ психолого-педагогической и медико-биологической литературы по проблеме исследования.
Второй этап - констатирующий (сентябрь 2023 - декабрь 2023) - определяли особенности развития произвольного внимания у учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития на основе выбранных диагностических методик. Проведен анализ результатов исследования испытуемых.
Третий этап - формирующий (январь 2024 - март 2024) - на основании полученных данных разработали и реализовали программу психологической коррекции произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Четвертый этап - контрольный (март 2024 - апрель 2024) - была произведена обработка результатов контрольного эксперимента по выявлению уровня внимания, наблюдается эффективность программы коррекции произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Пятый этап - (май 2024) формулирование выводов, оформление текста выпускной квалификационной работы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты позволяют раскрыть об особенностях и коррекции произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста их своевременной коррекции с использованием разработанной нами в процессе исследования психологической программы.
Практическая значимость исследования. В выпускной квалификационной работе представлены и реализованы материалы , раскрывающие особенности произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития и его психологическую коррекцию посредством развития произвольного внимания могут быть использованы специалистами, работающими с младшим школьным возрастом с задержкой психического развития.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы (количество источников 100). Входит 11 приложений. В работе проиллюстрированы 18 таблиц, 6 гистограммам.
Цель: теоретически обосновать, разработать программу психологической коррекций свойств произвольного внимания изучаемого контингента школьников и выявить ее эффективность.
Был проведен констатирующий эксперимент на базе МБОУ «Ужурская СОШ №2». В исследовании приняли участие 10 детей с ЗПР и 10 детей с нормативным развитием в возрасте 9-11 лет.
Основными этапами исследования являются такие как вводный, основной и заключительный.
До проведения коррекционных занятий, низкий объем внимания наблюдался у 8 (80%) человек. В норме объем внимания представлен у 4 (40 %) учеников из общей выборки.
Методика «Корректурная проба» (буквенный вариант) Бурдона» (2003) выявлено, что в 3 «В» классе изменились показатели очень низкого и среднего уровня устойчивости внимания на 1 (10%). В данном классе младшие школьники не могут в течение длительного времени сосредоточится на том или ином объекте. В коррекционном классе увеличились показатели с 2 (20%) до 5 (50%) испытуемых. Из общей выборки в норме распределения внимания выявлено у 11 (55 %) детей в 3 в двух параллельных классов.
Анализ результатов переключаемости внимания по методике «Кольца Ландольта» Э. Ландольта (1888) показал, что после формирующего эксперимента в 3 «В» классе не изменились показатели переключаемости. Дети испытывали трудности в совмещении двух и более видов умственной деятельности, не могли быстро переключаться от одной деятельности к другой. Прослеживалась положительная динамика в коррекционном классе с 4 (40%) до 7 (70%) испытуемых, свидетельствует о эффективности реализации коррекционной программы у данного контингента школьников.
. Анализ результатов исследования показал, что в контрольных группах отсутствует положительная динамика, по параметрам (концентрации) внимания результаты не изменились, однако у детей с ЗПР результаты развития произвольного внимания стали гораздо выше.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что психокоррекционная работа способствует развитию объема, концентрации и переключаемости внимания учащихся младших школьников с задержкой психического развития. Рекомендуется продолжить комплексную психокоррекционную работу для детей с задержкой психического развития.
В ходе реализации исследования нами была отмечена положительная динамика и определены основные показатели эффективности проведенной формирующей работы.
Был проведен констатирующий эксперимент на базе МБОУ «Ужурская СОШ №2». В исследовании приняли участие 10 детей с ЗПР и 10 детей с нормативным развитием в возрасте 9-11 лет.
Основными этапами исследования являются такие как вводный, основной и заключительный.
До проведения коррекционных занятий, низкий объем внимания наблюдался у 8 (80%) человек. В норме объем внимания представлен у 4 (40 %) учеников из общей выборки.
Методика «Корректурная проба» (буквенный вариант) Бурдона» (2003) выявлено, что в 3 «В» классе изменились показатели очень низкого и среднего уровня устойчивости внимания на 1 (10%). В данном классе младшие школьники не могут в течение длительного времени сосредоточится на том или ином объекте. В коррекционном классе увеличились показатели с 2 (20%) до 5 (50%) испытуемых. Из общей выборки в норме распределения внимания выявлено у 11 (55 %) детей в 3 в двух параллельных классов.
Анализ результатов переключаемости внимания по методике «Кольца Ландольта» Э. Ландольта (1888) показал, что после формирующего эксперимента в 3 «В» классе не изменились показатели переключаемости. Дети испытывали трудности в совмещении двух и более видов умственной деятельности, не могли быстро переключаться от одной деятельности к другой. Прослеживалась положительная динамика в коррекционном классе с 4 (40%) до 7 (70%) испытуемых, свидетельствует о эффективности реализации коррекционной программы у данного контингента школьников.
. Анализ результатов исследования показал, что в контрольных группах отсутствует положительная динамика, по параметрам (концентрации) внимания результаты не изменились, однако у детей с ЗПР результаты развития произвольного внимания стали гораздо выше.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что психокоррекционная работа способствует развитию объема, концентрации и переключаемости внимания учащихся младших школьников с задержкой психического развития. Рекомендуется продолжить комплексную психокоррекционную работу для детей с задержкой психического развития.
В ходе реализации исследования нами была отмечена положительная динамика и определены основные показатели эффективности проведенной формирующей работы.
Подобные работы
- Психологическая коррекция произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2024 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ КОРРЕКЦИИ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4885 р. Год сдачи: 2022 - Психологическая коррекция произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психологического развития (Красноярский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2025 - Психолого-педагогическая коррекция свойств произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2021 - Изучение и коррекция произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - Психологическая коррекция произвольного внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - Психологическая коррекция свойств внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - Психологическая коррекция опосредованной памяти учащихся младшего
школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2024



