ВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 10
1.1. Произвольное внимание: понятие, виды, характеристики 10
1.2. Становление произвольного внимания в младшем школьном возрасте 18
1.3. Современное состояние изучения проблемы развития внимания
детей с задержкой психического развития 23
Выводы по первой главе 30
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 32
2.1. Организация, методы и методики исследования 32
2.2. Особенности произвольного внимания учащихся младшего
школьного возраста с задержкой психического развития 39
Выводы по второй главе 48
ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 51
3.1. Научно-методологические подходы к коррекции произвольного
внимания учащихся с задержкой психического развития 51
3.2. Основные направления, формы, методы психологической
коррекции произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 59
3.3. Контрольный этап эксперимент и его анализ 70
Выводы по третьей главе 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 86
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время в школах значительно увеличилось количество детей с задержкой психического развития. Кроме того, увеличивается количество внеклассных мероприятий, предметов, а также возрастает информационная нагрузка, что приводит к переутомлению и неуспеваемости детей.
Для детей младшего школьного возраста с ЗПР также характерными являются сложности в рамках развития познавательной и эмоционально-волевой сферы (Т.Г. Неретина, 2014; Е.Н. Соловьёва, 2017). Для детей младшего школьного возраста характерными являются такие особенности как высокий уровень внимания.
Изучением проблемы произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития занимались ученые: М. С. Певзнер (1973) и т.д. В своих исследованиях ученые отметили, что развитие внимания детей отличается от развития сверстников. К ним относятся неустойчивое внимания, плохое переключение, высокий уровень отвлечения и недостаточный объем.
Пот проблеме внимания психического процесса занимались ученые: В.В. Богословским (1981), Л.С. Выготским (1928), П.Я. Гальпериным (1974), А.А. Люблинской (1977), К.К. Платоновым (1972). Они отмечают, что обучающиеся младшего школьного возраста страдают от рассеянности, невнимательности и отвлекаемости на уроках.
У детей с задержкой психического развития наблюдаются недостатки внимания обусловлены нарушениями центральной нервной системы (И.Л. Баскакова, 1982; А.Р. Лурия, 2006; Е.Д. Хомская, 1979 и др.), что приводит младших школьников к неспособности сосредотачиваться при выполнении заданий любой сложности.
Изучением произвольного внимания посвящены работы ученых: Е.А. Ветровой (2016), Т.А. Власовой (1996), Л.Н. Блиновой (2002), В.В. Лебединского (1985), А.А. Осиповой (2001). В своих изучениях они указывают, что внимание детей отличается от сверстников. Замечается нарушение внимания в неуспеваемости и в высокой отвлекаемости.
Согласно исследованиям ученых, у обучающихся с задержкой психического развития, произвольное внимание нарушено, что приводит к невозможности концентрироваться на выполнение определенных заданий.
На современном этапе развития науки крайне мало исследований, которые бы занимались именно изучением влияния внимания на процессы обучения детей с ЗПР.
Проблема исследования: заключается в изучении особенностей произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития, разработке и внедрению в практику психологической программы коррекции по формированию свойств произвольного внимания у данного контингента школьников.
Объект исследования: произвольное внимание учащихся младшего школьного возраста.
Предмет исследования: психологическая программа коррекции произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что особенностями произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития являются: недостаточный для возрастной нормы объём, неустойчивость, медленное переключение и концентрация внимания. Эффективность коррекции имеющихся нарушений свойств произвольного внимания может быть повышена при условии использования разработанной нами психологической программы коррекции выявленных недостатков у изучаемого контингента школьников.
Цель исследования: изучить особенностей произвольного внимания, учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития; теоретически обосновать, разработать программу психологической коррекции свойств произвольного внимания изучаемого контингента школьников и выявить ее эффективность.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были поставлены и решены следующие задачи исследования:
1. На основании анализа общей и специально психолого-педагогической медико-биологической литературы по проблеме исследования определить её современное состояние.
2. Выявить особенности произвольного внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
3. Разработать психологическую программу коррекции произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития и выявить ее эффективность.
Теоретической и методологической основной исследования являются положения отечественной психологии:
— развития высших психических функций, в том числе внимания (Л.С. Выготский, 1988; П.Я. Гальперин, 1989, 2002; А.Н. Леонтьев, 2007; Д.Н. Узнадзе, 1961);
— об особенностях психического развития детей с задержкой психического развития (Т.А. Власова (1973), М.С. Певзнер (1973), Л.Ф. Чупров (1974) и др.);
— теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина (1952);
— об особенностях произвольного внимания детей с задержкой психического развития (М.С. Певзнер, 1973; Л.И. Переслени, 1990; Г.И. Жаренкова, 1967);
— научно-методологические подходы и принципы разработки психокоррекционных программ для детей с задержкой психического развития (И.Ю. Левченко, 2000; И.И. Мамайчук, 2006; А.С. Спиваковская, 2000; У.В. Ульенкова, 2002; Н.А. Никашина, 1984).
Методы исследования были определены в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В процессе исследования применялись теоретические и эмпирические методы.
Первый метод теоретический: использовали по проблеме исследования анализ общей и специальной психолого-педагогической и научно-методической литературы.
Второй метод эмпирический: использовали по изучению исследования психолого-педагогической документации на ребёнка, беседу, наблюдение психодиагностических методик, интерпретировали полученные результаты в процессе исследования с использованием количественного и качественного анализа данных.
В исследовании произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития использовались психодиагностические методики: «Таблицы Шульте» (1972), «Корректурная проба» (буквенный вариант) Бурдона (1895), «Кольца Ландольта» Э. Ландольта (1888).
Организация исследования: Исследования проходило на безе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ужурская школа №2». В эксперименте принимали участие дети разных возрастов, были дети второго года обучения с клиническим диагнозом F 80 - «Задержка психического развития», возраст детей 9-11 лет. Принимали участие в диагностическом эксперименте 20 учащихся с двух параллельных классов 3 «В» и коррекционный 3 класс. Общее количество экспериментальной выборки составил 20 учащихся, из них 9 девочек и 11 мальчиков.
Этапы проведения исследования. Проводилось в период с 2022г. по 2024 г. проходило в несколько этапов:
Первый этап - подготовительный (февраль 2022 - май 2022). На данном этапе проходило изучение и анализ психолого-педагогической и медико-биологической литературы по проблеме исследования.
Второй этап - констатирующий (сентябрь 2023 - декабрь 2023) - определяли особенности развития произвольного внимания у учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития на основе выбранных диагностических методик. Проведен анализ результатов исследования испытуемых.
Третий этап - формирующий (январь 2024 - март 2024) - на основании полученных данных разработали и реализовали программу психологической коррекции произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Четвертый этап - контрольный (март 2024 - апрель 2024) - была произведена обработка результатов контрольного эксперимента по выявлению уровня внимания, наблюдается эффективность программы коррекции произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Пятый этап - (май 2024) формулирование выводов, оформление текста выпускной квалификационной работы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты позволяют раскрыть об особенностях и коррекции произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста их своевременной коррекции с использованием разработанной нами в процессе исследования психологической программы.
Практическая значимость исследования. В выпускной квалификационной работе представлены и реализованы материалы , раскрывающие особенности произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития и его психологическую коррекцию посредством развития произвольного внимания могут быть использованы специалистами, работающими с младшим школьным возрастом с задержкой психического развития.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы (количество источников 100). Входит 11 приложений. В работе проиллюстрированы 18 таблиц, 6 гистограммам.
Цель: теоретически обосновать, разработать программу психологической коррекций свойств произвольного внимания изучаемого контингента школьников и выявить ее эффективность.
Был проведен констатирующий эксперимент на базе МБОУ «Ужурская СОШ №2». В исследовании приняли участие 10 детей с ЗПР и 10 детей с нормативным развитием в возрасте 9-11 лет.
Основными этапами исследования являются такие как вводный, основной и заключительный.
До проведения коррекционных занятий, низкий объем внимания наблюдался у 8 (80%) человек. В норме объем внимания представлен у 4 (40 %) учеников из общей выборки.
Методика «Корректурная проба» (буквенный вариант) Бурдона» (2003) выявлено, что в 3 «В» классе изменились показатели очень низкого и среднего уровня устойчивости внимания на 1 (10%). В данном классе младшие школьники не могут в течение длительного времени сосредоточится на том или ином объекте. В коррекционном классе увеличились показатели с 2 (20%) до 5 (50%) испытуемых. Из общей выборки в норме распределения внимания выявлено у 11 (55 %) детей в 3 в двух параллельных классов.
Анализ результатов переключаемости внимания по методике «Кольца Ландольта» Э. Ландольта (1888) показал, что после формирующего эксперимента в 3 «В» классе не изменились показатели переключаемости. Дети испытывали трудности в совмещении двух и более видов умственной деятельности, не могли быстро переключаться от одной деятельности к другой. Прослеживалась положительная динамика в коррекционном классе с 4 (40%) до 7 (70%) испытуемых, свидетельствует о эффективности реализации коррекционной программы у данного контингента школьников.
. Анализ результатов исследования показал, что в контрольных группах отсутствует положительная динамика, по параметрам (концентрации) внимания результаты не изменились, однако у детей с ЗПР результаты развития произвольного внимания стали гораздо выше.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что психокоррекционная работа способствует развитию объема, концентрации и переключаемости внимания учащихся младших школьников с задержкой психического развития. Рекомендуется продолжить комплексную психокоррекционную работу для детей с задержкой психического развития.
В ходе реализации исследования нами была отмечена положительная динамика и определены основные показатели эффективности проведенной формирующей работы.
1. Агавелян, М.Г. Основы детской психопатологии с элементами дефектологии. Челябинск: Издательство ЧГУ, 2016. 99 с
2. Азина Е.Г. Сорокоумова С.К. Сопровождение младших школьников с ЗПР в условиях инклюзивного обучения //Теория, история и методология психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями. Материалы VIII международного теоретико-методологического семинара, 2016. С. 33-41.
3. Айзенберг Б. И. Распределение внимания в мыслительной деятельности учащихся массовой и вспомогательной школы. Дисс.канд. псих наук. М.:1986.160 с
4. Алмазова О.В. Педагогическая технология коррекции нарушенного внимания младших школьников с задержкой психического развития церебрально-органического генеза / О.В. Алмазова. Дисс..на соискание ученой степени кандидата наук. Екатеринбург, 1997. 222 с.
5. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учись быть внимательным. М.: Просвещение, 1996. 205 с.
6. Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога / Н.В. Бабкина. М.: Школьная Пресса, 2006. 80 с.
7. Бабкина Н.В. Психологическое сопровождение детей с ЗПР в общеобразовательной школе [Текст]/Н.В. Бабкина// Дефектология, 2006. № 4. С. 38-45.
8. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учеб.пособие. М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2001. 136 с.
9. Боброва А.А. Особенности произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста в норме и с ЗПР // Современные проблемы общей и специальной педагогики. Материалы Всероссийской заочной научно¬практической конференции с международным участием. Югры, ГОУ ВПО ХМАО - Югры «Сургутский государственный педагогический университет», 2015. С. 194-196.
10. Борисова М.А. Особенности внимания у детей с нарушением слуха и задержкой психического развития (ЗПР) // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. Материалы VI Всероссийской студенческой научно¬практической конференции с международным участием. В 2-х частях. Под редакцией О.Б. Ганпанцуровой. 2017. С. 194-196.
11. Быханова Т.П. Психолого-педагогическое сопровождение детей сЗПР в начальной школе // Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы. Материалы II всероссийской (заочной) научно-практической конференции. Под ред. М.В. Сурниной. 2017. С. 102-104.
12. Виноградова А.Д. Психолого-педагогическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста. СПБ. 1995. 232 с.
13. Власова Т.А. Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М.: 1973. С.47-56.
14. Власова Т.А., Лебединская Т.С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития. М.: Дефектология, 1996. 83 с.
15. Выготский Л.С. Психология и педагогика внимания. // Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. С 144-167.
16. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. Изд-во: «АПН», 1960. 488 с.
17. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте /Хрестоматия по вниманию / Ред. А.Н. Леонтьева. М.: МГУ. 2005, С. 184-220.
18. Г абдулина Л.И. Подходы к исследованию внимания в отечественной и зарубежной психологии: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2007. 50 с.
19. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. М.: Изд-во МГУ, 1974. 45 с.
20. Гамезо М.В. Младший школьник психодиагностика и коррекция развития. М.: 1995. 251 с.
21. Гиппенрейтер Ю.Б. Деятельность и внимание // А.Н. Леонтьев и современная психология / Под ред.А.В. Запорожца и др. М.: Издво МГУ, 1983. 211 с.
22. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. М.: Мысль, 1972. 246 с.
23. Губанова Н.Ф. Развитие познавательных процессов у младших школьников с нормой и с ЗПР//Актуальные проблемы начального, дошкольного и специального образования в условиях модернизации. Под редакцией Т. Ю. Макашиной, О. Б. Широких. 2017. С. 253-257.
24. Добрынин Н.Ф. О новых исследованиях внимания // Вопросы психологии, 1973. №3.С. 125.
25. Долгова В. И., Барышникова Е. В., Соломатова К. А. Особенности внимания младших школьников с задержкой психического развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2016. Т. 44. С. 122-128.
26. Дормашев Ю.Б. Романов В.Я. Психология внимания: учебник / Ю.Б. Дормашев. Послесловие проф. В.П. Зинченко. 4-е изд. М.: Московский психолога-социальный институт: Флинта, 2007. 376 с.
27. Егорова Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями. М.: Учеб.пособие. Николаевск, 2002. 113 с.
28. Ермолаева О.Ю., Марютина Т.М., Внимание школьника / О.Ю. Ермолаева, Т.М, Марютина. М.: Просвещение, 1987. 488 с.
29. Жаренкова Г. И. Особенности понимания речи при моторной алалии: Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук // АПН СССР. Науч.-исслед. ин-т дефектологии. М.: 1967. 20 с.
30. Журбина, О. А., Краснощекова Н.В. Дети с задержкой психического развития. Подготовка к школе. М.: Феникс, 2007. 158 с.
31. Забрамная С. Д., Боровик О.В. Развитие ребенка - в ваших руках: Книга полезных советов для родителей, воспитателей, учителей, психологов, дефектологов. Серия «Школа для всех» С.Д. Забрамная, О.В. Боровик. М.: Новая школа, 2000. 160 с.
32. Завьялова Т.П. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников [Текст]/Т.П. Завьялова, И.В. Стародубцева. М.: АРКТИ, 2010. 56 с.
33. Зырянова С.И. О социализации детей с особыми
образовательными потребностями // Педагогика, 2010. № 6. С. 43-45.
34. Зябкина Е.А., А.А.Сергадеева Особенности непроизвольного
внимания у младших школьников с задержкой психического развития // Педагогика и психология: перспективы развития. Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н.
Широков [и др.]. 2017. С. 214-216.
35. Инденбаум Е.Л. Роль социокультурных условий в генезисе легкого психического недоразвития // Дефектология. 2008. № 3. С. 3-10.
36. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники / О. Н. Истратова. Ростов н/Д: Феникс, 2007. 349 с.
37. Калинина Т.С. Теоретические аспекты психологического сопровождения младших подростков с ЗПР // Специальная педагогика и специальная психология. Сборник научных статей участников V международного теоретико-методологического семинара. 2013. С. 58-63.
38. Ковригина Ю.П., Васильева В.С. Особенности внимания детей с задержкой психического развития // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза в условиях реализации ФГОС. Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей, 2017. С. 204-206.
39. Колесникова Г.И.: Специальная психология и педагогика. Ростовн/Д: Феникс, 2010. 253 с.
40. Коротаева Е. В. Хочу, могу, умею / Е.В. Коротаева. М.:1997.224 с.
41. Кочегарова Ю.С. Изучение особенностей эмоциональной сферы умладших школьников с зпр современные научные исследования и инновации . 2015. № 4-5 (48). С. 155-157.
42. Кунцман Ю.А. Формирование произвольной саморегуляции у детей дошкольного возраста с ЗПР посредством планирования действий // МолодежьXXI века: образование, наука, инновации. Материалы VI Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. В 4-х частях. Под редакцией Г.С. Чесноковой, Е.А. Сапрыкиной. 2017. С. 98-100.
43. Кучма В.Р., Платонова А.Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. России: распространенность, факторы риска и профилактика. М.: РАРОГЬ, 1997. 199 с.
44. Ланге Н.Н. Психология внимания. Хрестоматия по психологии / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: 2001. С. 381-394.
45. Лебединская К.С. Задержка психического развития и пути ее преодоления: Обзорная информация. Вып. 13. - М.: 1976. - 47 с
46. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. М.: Изд-во МГУ. 1985. 168с.
47. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии / И.Ю. Левченко. М.: Образование Плюс, 2006.120 с.
48. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: 1975. 352 с.
49. Лиепень С.В. Особенности внимания учащихся младших классов вспомогательных школ // Дефектология,1985. №4. С.47-51.
50. Ломтева Т. А. Большие игры маленьких детей. Учимся понимать своего ребенка (от 0 до 14 лет) [Текст]/Т.А. Ломтева.М.: Дрофа-Плюс, 2005. 272 с.
51. Лютова Е. К. Шпаргалка для родителей. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. СПб.: Издательство «Речь», 2007. 136 с.
52. Макаркова Я.С., Еремина Ю.С. К вопросу о школьной психологической готовности детей с ЗПР. Инклюзивное образование: теория и практика сборник материалов международной научно-практической конференции, 2016. С. 645-648.
53. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2016. 592 с.
54. Мальчугова М.А. Формирование произвольной регуляции психической деятельности у младших школьников с ЗПР // Инновационныетехнологии в науке и образовании сборник статей IV Международной научно¬практической конференции: в 3 частях. 2017. С. 47-50.
55. Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии [Текст]: псих. практикум/И.И. Мамайчук. СПб.: Речь, 2006. 400 с.
56. Машталь.О Лучшие методики развития внимания у детей.1000 тестов, заданий и упражнений. СПБ.:Наука и техника, 2008. 304 с.
57. Мишенева Л.Н., БелисоваА.А., Кронштатова С.В., ВасерманЕ.А., Николаева Н.И. Особенности внимания детей с задержкой психического развития// Современное образование: актуальные вопросы, достижения иинновации. Сборник статей XII Международной научно -практической конференции. Под общей редакцией Г.Ю. Гуляева. 2017. С. 94-96.
58. Набатникова Л. П. Устойчивость внимания и ее динамика у детей дошкольного возраста:автореф.дис.канд. психол. наук: 19.00.07.М.:1980. 16 с.
59. Немов Р.С. Психология. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2007. Кн.2: Педагогическая психология, 640 с.
60. Нечаева Н.С.Развитие познавательной активности у младших школьников с ЗПР // Педагогика и психология: перспективы развития. Сборник материалов V Международной научно -практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2018. С. 102-105.
61. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 128с.
62. Никуленко Т.Г. Коррекционная педагогика. М.: Феникс. 2006. 382 с.
63. Новикова Е.Ю.Григорюк М.П. Психолого - педагогические характеристики и особенности детей с ЗПР// Теоретико-методологические и практические проблемы развития психологии и педагогики. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2018. С. 110-112.
64. Овчарова Р. В .// Практическая психология в начальной школе. М.:ТЦ «Сфера», 1996. 240 с.
65. Огородова С.С. Педагогические условия формирования внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития //
Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. LI II междунар. студ. науч. -практ.конф. № 1(52).
URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/1(52).pdf(дата обращения: 27.04.2019).
66. Осипова А. А. Диагностика и коррекция внимания: программа для детей 5-9 лет/ А.А. Осиппова, Л.И. Малашинская. М.: ТЦ Сфера, 2002. 104 с.
67. Основы специальной психологии: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; М.: Издательский центр «Академия», 2002. 480 с.
68. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития // Дефектология.- 2009.- 253 с.
69. Переслени Л.И. Мастюкова.Л.Ф. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня умственного развития младших школьников (учебно-методическое пособие). Абакан, АГПИ, 1990. 68 с.
70. Пилипчук Л.С. Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста с ЗПР // Россия и Европа: связь культуры и экономики. Материалы XIV международной научно-практической конференции. 2016. С. 282-284.
71. Плотникова Д.С., Репина З.А. Теоретические аспекты формирования внимания как средства коррекции системного недоразвития речи у умственноотсталых школьников // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза в условиях вид реализации ФГОС Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей. 2017. С. 477-479.
72. Покаместова О.В. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР.Тенденции развития науки и образования. 2015. № 9 (9). С. 54-56.
73. Понарядова Г.М. О Внимании младших школьников с различной успеваемостью. 2010. 305 с.
74. Практическая нейропсихология: помощь неуспевающим
школьникам [Текст]/под. ред. Ж.М. Глозман. М.: Эксмо, 2010. 288 с.
75. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учеб.пособие для студ. сред.пед.учеб. заведений / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И.В.Дубровиной. М.: Издательский центр «Академия», 1998. -160 с.
76. Психологический практикум «Внимание»: Учеб.-метод. пос. / Сост.: Л.И. Дементий, Н.В. Лейфрид / Под общ.ред. Л.И. Дементий. Омск: ОмГУ. 2003. 64 с.
77. Психодиагностика. Раздел «Внимание» / Авт.сост. Е.П. Ивутина, С.Г. Касимова. Киров: Изд-воВГПУ, 2006. 52 с.
78. Психологическая поддержка младших школьников: программы, конспекты занятия [Текст]/авт.-сост. О.Н. Рудякова. Волгоград.: Учитель. 2008. 89 с.
79. Рибо Т. Хрестоматия по вниманию. - М., 2005. - С. 66-102.
80. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2-х т. / Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1989. - (Труды действительных членов и членов- корреспондентов Акад. пед. наук СССР). Т. 1 / [сост. и авт. коммент. К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский]. 1989. 485 с.
81. Рутман Э.М. Развитие высших форм внимания в онтогенезе и детском возрасте. СПб.: Питер, 2010. 324 с.
82. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М.: Академия, 2002. 232 с.
83. Сорокин В.М., МамайчукИ.И. Специальная психология. М.: 2017.
84. Стародубцева И.В. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников / Завьялова Т.П. М.: АРКТИ, 2008. 72 с.
85. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 17-е изд. Учебное пособие. Ростов на Дону: Феникс, 2007. 672 с.
86. Страхов И.В. Воспитание внимания у школьников. М.: Учпедгиз, 1958. 128 с
87. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. М.:2015. 147с.
88. Суворова О.Б. Особенности внимания у детей с ЗПР// Наука иобщество: проблемы современных исследований. ХП Международная научно-практическая конференция. Сборник статей: в 2 частях. Под ред. А.Э. Еремеева, 2018. С. 59-65.
89. Суслова С.С., Савкова В.А. Основные направления коррекционно-педагогической работы с учащимися, имеющими ЗПР //Научный альманах. 2015. № 12-1 (14). С. 634-638.
90. Угарова Г. М. Возрастная динамика свойств внимания дошкольников и младших школьников: дисс к.п.н: 19.00.07. М.: 1994. 181 с.
91. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки / Акад. наук Груз. ССР. Ин-т психологии им. Д.Н. Узнадзе. Тбилиси: Изд-во Акад. наук Груз. ССР, 1961. 210 с.
92. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Диктанты по русскому языку: 1-3 (4) классы.М.: АСТ, 2016. 29 с.
93. Ульенкова У.В.Инклюзивное обучение детей с ЗПР: теоретико¬
методологические основы психологической помощи //Специальная педагогика испециальная психология: современные методологические подходы :
коллективная монография.под ред. Богдановой Т.Г. М.: 2013. С. 47-58.
94. Ульенкова, У.В., Метиева, Л.А. Особенности устойчивости и концентрации произвольного внимания у умственно отсталых учащихся младших классов [Текст]/У.В. Ульенкова, Л.А. Метиева//Практическая психология и логопедия. 2007. № 5(28). С. 34-43.
95. Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. Балашов: Николаев, 2014. 68с.
96. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? / К. Фопель. Ч. 1-3. М. 1998. 160
97. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников / О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев, И.М. Первушина. М.: Генезис, 2004. 175 с.
98. Чистякова М.И. Психогимнастика /М.И. Чистякова //Под ред. М. И. Буянова. 2-е изд. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. 160 с
99. Чупров Л.Ф. Особенности интеллектуальной недостаточности у младших школьников с задержкой психического развития из различных социально-педагогических условий. М.: Журнал практического психолога, 2000. 192 с.
100. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб.пособие для студентов
высш.учеб. Заведений. 4-е изд., стереотипное. М.: Издательский центр
«Аккадемия», 2007. 384 с