Введение 3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования 9
1.1. Проблема эмоций в психологии 9
1.2. Становление эмоций в младшем школьном возрасте 17
1.3. Современное состояние изучения проблемы понимания и
вербализации эмоций учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта 25
Выводы по первой главе 31
Глава 2. Экспериментальное изучение понимания и вербализации эмоций учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта 33
2.1. Организация, методы и методики исследования 33
2.2. Особенности понимания и вербализации эмоций учащихся
младшего школьного возраста с нарушением интеллекта 42
Выводы по второй главе 55
Глава 3. Психологическая программа коррекции понимания и вербализации эмоций учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта 58
3.1. Научно-методические подходы к коррекции эмоций, учащихся
младшего школьного возраста с нарушением интеллекта 58
3.2. Основные направления, формы, методы психологической
коррекции эмоций учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта 62
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 77
Выводы по третьей главе 87
Заключение 89
Список литературы 93
Приложение
Актуальность исследования. Эмоции, переживаемые человеком, оказывают значительное влияние на качество выполняемой им деятельности. Учеными доказано, что эмоции определяют двигательную и мыслительную активность. Действительно, проблема эмоций актуальна на сегодняшний день, ведь именно эмоции воздействуют на разум и тело человека, от них зависит наше отношение к событиям, поступкам, людям и к самому себе.
Изучение эмоций представляет собой одну из актуальных проблем исследования в психологии. Эта тема представлена в работах, отечественных ученных: П. Я. Гальперина (1999), Б. И. Додонова (1978), П. К. Анохина (1964). Также изучением этой проблемы занимались зарубежные психологи: К. Е. Изард (1980), Блум Флоид (1988), Вилюнас (1984).
Не менее важное значение имеет развитие эмоций в детском возрасте, это направление представлено в исследованиях: Р. И. Хасановой (2009), Л. С. Выготского (1984), Г.С. Абрамовой (2000).
Немаловажной частью личностного развития является сфера человеческих эмоций. Вместе с этим следует учитывать, что вследствие интеллектуальных нарушений развивающийся характер ребёнка может принять патологические формы с множеством негативных черт. Подобное обстоятельство может в значительной степени осложнить работу над устранением первоначальной психической патологии.
Проблема изучения эмоций детей с умственной отсталостью представлена в работах: Л. С. Выготского (1984); С. Я. Рубинштейн (1986); В. В. Лебединского и О. С Никольской (1990); С. Д. Забрамной (1996).
Изучение эмоций и чувств ребёнка с нарушением интеллекта, их формирование и воспитание имеют важное значение. Незрелость эмоциональной сферы у таких детей особенно проявляется в школьный период. Переживания такого ребенка примитивны, и они с трудом вербализуют эмоции. Плохое развитие сферы эмоций способно затронуть психику ребёнка целиком. Следствием этого могут стать проблемы с психической активностью, низкая заинтересованность в контакте с окружающими, развитие безынициативности, бурные эмоциональные всплески по малозначительным причинам и т.п.
Слабость мысли, интеллекта ребенка, незрелость его психики тормозит развитие высших чувств. Трудность в понимании и дифференцировке эмоции, приводит к неполноценному восприятию окружающего мира и провоцирует сложности в социализации детей с интеллектуальными нарушениями. Однако личность ребенка, даже при грубых органических нарушениях развивается, но своеобразно. Своеобразным образом происходит процесс развития и его сферы эмоций. Относительно этого следует помнить, что эффективная коррекция в первую очередь может быть осуществлена благодаря сохранившимся психическим функциям и особенностям переживаний ребёнка. За счёт этих факторов работа по устранению или частичному устранению нарушений в эмоциональной сфере вполне может быть успешной.
Гораздо меньше исследований посвящено изучению понимания и вербализации эмоций учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта, эта проблема рассмотрена в работах современников: М. Г. Агавелян (1998), Н. Ю. Верхотуровой (2011), О. Е. Шаповаловой (2005), Е. В. Семеновой (2008), Н. И. Кинстлер (2000), Е. П. Кистенёва (2000).
Однако несмотря на значительный вклад ученых в изучении понимания и вербализации эмоций учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта, многие вопросы остаются малоизученными.
Существуют противоречия в данной проблеме, которые следует разрешить:
— возрастает количество школьников с нарушением интеллекта, которые испытывают трудности в понимании и вербализации эмоций, и в то же время мало разработано современных технологий психологической коррекции данного процесса у детей;
— существуют многочисленные психолого-педагогические исследования о феноменологической сущности эмоций, их содержании, механизмах, но фрагментарно описана данная проблема в контексте учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта;
— разработаны различные упражнения по развитию эмоций младших школьников, однако нет системы своевременной диагностической, коррекционной и профилактической работы по своевременной коррекции трудностей понимания и вербализации эмоций учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Проблема исследования: изучение особенностей понимания и вербализации эмоций учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта имеет важное значение, так как оказывает огромное влияние на становление личности ребенка в целом, его дальнейшую деятельность и социализацию. Несмотря на высокую практическую и теоретическую значимость исследования, технологии изучения и коррекции эмоций данного контингента школьников недостаточно изучены и требуют последующей разработки.
Цель исследования: Теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность психологической программы по коррекции и развитию понимания и вербализации эмоций учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи исследования:
1. На основании анализа общей и специальной психолого-педагогической и медико-биологической литературы по проблеме исследования, определить её современное состояние.
2. Экспериментально изучить особенности понимания и вербализации эмоций учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
3. Разработать психологическую программу коррекции понимания и вербализации эмоций учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Объект исследования: особенности понимания и вербализации эмоций учащихся младшего школьного возраста
Предмет исследования: психологическая программа коррекции понимания и вербализации эмоций учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что особенностями понимания и вербализации эмоций учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта являются: отставание в развитии эмоционального реагирования, трудности в понимании и вербализации эмоций, выражающиеся в неполноценном восприятии эмоциональных реакций других людей.
Методологической основой исследования явились следующие теоретические подходы:
- Деятельностный подход. Этот подход разрабатывали Л.С. Выготский (1996), А.Н. Леонтьев (1979), Д.Б. Эльконин (2001), А.В. Запорожец (2000).
- Личностный подход - представлен как основа принципа единства аффекта и интеллекта. По Л. С. Выготскому (1984).
- Поведенческий подход. И. П. Павлов и Б. Скиннер, А. Бандура (концепция самоэффективности) и Дж. Роттера (теория социального научения).
- Психодинамический подход - Урсано, С. Лазар, С. Зонненберг (2004).
Методы исследования были определенны целью, гипотезой, задачами работы. В ходе исследования применялись теоретические методы и эмпирические методы. К первым относится анализ общей и специальной психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, ко вторым - изучение психолого-педагогической документации на ребёнка, беседа, наблюдение, анкетирование учителей; экспериментальные методы - констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент. В процессе исследования использовали количественный и качественный анализ данных.
Нами была разработана и реализована анкета для учителей по выявлению уровня развития эмоций учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Организация исследования: экспериментальное исследование осуществлялось на базе МАОУ «Лицей 11». В исследовании приняли участие 30 учащихся (коррекционных) классов: 10 учащихся в возрасте 8 - 9 лет (2 класс) и 10 учащихся в возрасте 10 - 11 (4 класс) лет с диагнозом F70 - «Умственная отсталость лёгкой степени».
В процессе исследования мы использовали следующие психодиагностические методики:
1. Методика «Визуально-ассоциативная самооценка эмоциональных состояний» Н. П. Фетискина (2006);
2. Методика «Домики» О. А. Орехова (2002);
3. Методика «Фотовыставка» Т.М. Грабенко и И.А.Михаленкова (2008).
Этапы проведения исследования. Исследование проводилось в четыре этапа с ноября 2019 года по май 2022 года.
1. Подготовительный этап (ноябрь 2019 - декабрь 2019г.) на данном этапе осуществлялся подбор, изучение и анализ психологической, педагогической и специальной литературы по проблеме исследования. Определение современного состояния изучения проблемы исследования.
Декабрь 2019 г - формулирование проблемы и гипотезы исследования; определение теоретических и методологических основ исследования его цели и задач; уточнение объекта и предмета исследования.
2. Констатирующий этап (февраль 2021 г. - март 2021 г.) - осуществлялось знакомство с деятельностью образовательного учреждения, изучение анамнестических и катамнестических данных учащихся, подбор эксперимента с количественным и качественным анализом полученных результатов исследования по изучению понимания и вербализации эмоций учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
3. Формирующий этап (март 2021 г.). Разработка и реализация программы психологической коррекции понимания и вербализации эмоций учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
4. Контрольный этап (апрель 2019 - май 2019)-состоял в реализации контрольного эксперимента, в анализе полученных результатов эмпирического исследования и оценке эффективности психологической программы по коррекции понимания и вербализации эмоций учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта. Осуществлялись обобщение и сравнение полученных результатов исследования, полученных нами на этапах констатирующего и контрольного этапов исследования.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что представленные в выпускной квалификационной работе материалы позволят расширить и систематизировать представления по проблеме изучения особенностей понимания и вербализации эмоций учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта, и их своевременной коррекции с использованием разработанной нами психологической программы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что представленные в эмпирической части исследования количественные данные, раскрывающие особенности понимания и вербализации эмоций учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта, могут быть использованы психологами, педагогами и другими специалистами, работающими с данной категорией школьников.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, список литературы (в количестве 90 источников). Включает 8 приложений. Работа проиллюстрирована 20 таблицами, 6 гистограммами.
Данные специальной и клинической психологии свидетельствуют, что одной из наиболее распространённых форм аномалий психики в раннем онтогенезе в настоящее время является нарушение интеллекта. Этот факт обуславливает повышенное внимание исследователей к данной проблеме.
В современной психологии проблема изучения особенностей формирования и коррекции понимания и вербализации эмоций учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта рассматривается как одна из ведущих. Потому что у детей данной категории посредством эмоций определяется успешность их социальной интеграции.
Нами было рассмотрено состояние изучения проблемы эмоций среди зарубежных и отечественных представителей науки. В результате исследований, выдающихся отечественных и зарубежных психологов Л. С. Выготского (1991), С. Л. Рубинштейна (1999), П. В. Симонова (1997), В. К. Вилюнаса (1984), П. Я. Гальперина (1999) были раскрыты функции, особенности понимания эмоций младшими школьниками с нарушением интеллекта.
Подробно рассматривали и разрабатывали коррекционные мероприятия в отношении детей с нарушением интеллекта следующие авторы: Л. В. Занков (1939), Г. М. Дульнев (1969), О. Е. Шаповалова (2005), С. Д. Забрамная, (1993) В. Г. Петрова (2004), М. И. Чистякова(1995) и другие.
Эксперимент по изучению понимания и вербализации эмоций учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта производился на базе МАОУ «Лицей № 11» города Красноярска. В исследовании принимали участие 20 учащихся (коррекционных) классов: 10 учащихся в возрасте 8 - 9 лет (2 класс) и 10 учащихся в возрасте 10 - 11 (4 класс) лет с диагнозом F70 - «Умственная отсталость легкой степени».
Комплектование экспериментальной выборки для проведения эксперимента проводилось на основании следующих критериев:
1. Соответствие возрастных параметров методикам (дети в возрасте 8-9 лет и 10-11 лет)
2. Схожие нарушения в развитии (диагноз F70 - «Умственная отсталость легкой степени») по заключению ПМПК;
3. Обучение в одной параллели учащихся 2 «А»,«Б», «Д», «В», «Л» классов и 4 «А», «Б», «В», «Г», «Д»,«Е» классов.
Изучение особенностей понимания и вербализации эмоций учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта проходило через ряд последовательно смеющихся этапов:
1. Подготовительный;
2. Экспериментальный;
3. Заключительный.
С целью изучения особенностей понимания и вербализации эмоций учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта были использованы следующие методики: методика «Визуально-ассоциативная самооценка эмоциональных состояний» Н. П. Фетискина (2006) [62, c. 157], методика «Домики» О. А. Орехова (2002) [44, c. 70], методика «Фотовыставка» Т.М. Грабенко и И.А. Михаленкова (2008) [24, с. 59].
Полученные результаты в ходе исследования подтверждают правильность выдвинутой нами гипотезы о том, что особенностями эмоций младшего школьника с нарушением интеллекта являются: недоразвитие эмоциональной сферы, в частности дифференциации эмоций усугубляет слабую психическую активность, слабая вербализация, трудности в понимании своих эмоций и эмоций других людей, недостаточность интереса к окружающему, отсутствие инициативы, примитивность в эмоциях, неумение выражать эмоции через мимику.
На основе анализа литературных данных и результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, была разработана и реализована психологическая программа по коррекции понимания и вербализации эмоций у изучаемого контингента школьников.
Основные формы работы с младшими школьниками с нарушением интеллекта: групповые занятия, включающие такие методы и методики работы, как игра, психогимнастика, саморегуляция, беседа, изотерапия, сказкотерапия.
При проведении занятий у детей сохранялся стойкий интерес ко всем играм коррекционно-развивающей программы. Во время игр учащиеся проявляли инициативу, уверенность в своих действиях.
Программа рассчитана на 24 занятия, длительностью по 30 мин, по 2 занятия в неделю. Занятия проводились в кабинете психолога.
Структура занятий: каждое занятие психологической программы по коррекции понимания и вербализации эмоций состояло из трёх частей:
1. Вводная часть. Ритуал приветствия - создание атмосферы группового доверия и принятия, раскрепощение участников занятия, развитие внимания.
2. Основная часть - работа с педагогом-психологом по коррекции понимания и вербализации эмоций учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта при помощи психологических средств (дидактических игр, упражнений, заданий).
3. Заключительная часть. Ритуал прощания - рефлексия, подведение итогов занятия, настрой детей на новую встречу.
Для проведения вторичного исследования понимания и вербализации эмоций младших школьников с нарушением интеллекта с целью выявления эффективности, разработанной и реализованной психологической программы по коррекции эмоционального интеллекта, нами были использованы те же методики, что и при первичном исследовании.
Результаты эксперимента показали, что учащиеся экспериментальной группы по сравнению с контрольной вообще стали чаще проявлять положительные эмоции, более успешно различать сходные по эмоциональной выразительности состояния (радостное и хитрое, грустное и горестное и т.д.). Они научились более адекватно соотносить эмоциональное содержание вербальной и невербальной информации, стали глубже осмысливать содержание графического изображения, у них уменьшилось количество ошибок при соотнесении эмоционального состояния со средствами его выразительности (мимика, пантомимика). Все это доказывает эффективность проведенной работы по коррекции понимания и вербализации эмоций у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Таким образом, при сравнении понимания и вербализации эмоций у детей в норме и детей с нарушением интеллекта, можно с уверенностью сказать, что психокоррекционные игры и упражнений в значительной мере способствуют развитию эмоциональной сферы учащихся с нарушением интеллекта.
1. Агавелян М. Г. Общение детей с нарушениями умственного развития: автореферат- диссертация доктора псих. наук. - Москва, 1998. - 34 с.
2. Анохин П. К. Эмоции. Большая медицинская энциклопедия, т. 35. М., 1964, с. 339—341, 354 —357.
3. Абрамова Г. С. Возрастная психология. - Екатеринбург: Деловая книга 2000. - 384 с.
4. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирования личности. - М., 1976. - 158 с.
5. Блум Флойд. Мозг, разум и поведение. Редакция биологической литературы, перевод с английского канд. биол. наук Е. З. Годиной 1988. - 67 с.
6. Бреслав Г. М. Эмоциональные отклонения как первичный показатель деформации процесса формирования личности // Личность в системе общественных отношений: в 2 ч. Ч. 2. М., 1983. С. 274-276.
7. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. 2-е изд. - СПб.:Питер, 2008. - 384 с.
8. Букаева Л.А., Карпенко И.П. Психолого-педагогическая работа по эмоционально-личностному развитию детей в условиях дома ребенка // Развитие и коррекция, 2000 № 8 С. 23-33.
9. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций. Тексты. / Под ред. В.К.Вилюнаса, Ю.Б.Гиппенрейтер — М.: Изд-во Моск.ун-та, 1984. — 288 с.
10. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. - М.: Педагогика, 1982. - Т. 2.
11. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. - М.: Педагогика, 1983. - Т. 5.
12. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. - М.: Педагогика. 1984. - Т. 6.
13. Выготский Л.С. Проблема возраста // Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т.; Т.4. - М.: Педагогика, 1984. - 433 с.
14. Выготский Л. С. Кризис семи лет // Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4.М.: Педагогика, 1984. с 62 -76.
15. Выготский Л.С. Проблема возраста // Психология. М., 2000. - 261 с.
16. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
17. Варенова Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики: учеб. пособие / Т.В. Варенова. - 2-е изд. доп. - Минск: Асар, 2007. - 320 с.
18. Верхотурова Н. Ю. Изучение и оценка особенностей понимания, дифференцировки и вербализации эмоциональных реакций учащимися младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития. - Новосибирск.: Сибирский педагогический журнал, 2011. - 284 с.
19. Виноградова А.Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка. М.: Просвещение, 1985. 184 с.
20. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. М.: Книжный дом «Университет», 1999. - 332 с.
21. Гиппенрейтер Ю. Б., Романова В. Я. Психология индивидуальных различий: Хрестоматия по психологии / Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 2000. - 318 с.
22. Гоноболин Ф. Н. Психология. М.: Просвещение, 1973. - 240 с.
23. Головина Е. А. Психолого-педагогические условия развития
эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста. [Электронный ресурс]/Инфоурок: образовательный портал. - URL:
https://infourok.ru/psihologopedagogicheskie-usloviya-razvitiya-emocionalnoy-sferi-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta- 1648755.html.
24. Грабенко Т.М. и Михаленкова И.А. Эмоциональное развитие слабослышащих школьников диагностика и коррекция. Учебно- методическое пособие. - СПб: Речь, 2008. - 256 с.
25. Гузанова Т. В. Проблема метода психологического изучения школьных страхов учащихся начальных классов // Культурно-историческая психология. 2008. № 2. - 96 с.
26. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. - М.: Политиздат, 1978. - 272 с.
27. Досаева Р.Н. Современные подходы к проблеме коррекции эмоциональных состояний дошкольников / Р.Н. Досаева // Психология: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. Уфа: Лето, 2012. - 114 с.
28. Захаров А. И. "Дневные и ночные страхи у детей". - СПб.: Издательство "Союз", 2004. - 233 с.
29. Забрамная С. Д. Психолого -педагогическая диагностика
умственного развития детей. - М.: Просвещение; ВЛАДОС, 1996. - 112 с.
30. Забрамная С.Д. Некоторые особенности мимики глубоко умственно отсталых детей (имбецилов) // Обучение и воспитание умственно отсталого ребёнка. 1982. С. 108-113.
31. Занков Л. В. Психология умственно отсталого ребенка. - М.: Учпедгиз, 1939. - 64 с.
32. Изард К. Е. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2000. - 124 с.
33. Изард К. Е. Эмоции человека. - М.: Изд-во МГУ, 1980. - 138 с.
34. Изотова В.Н. Эмоциональная сфера ребенка / В.Н. Изотова, Е.В. Никифорова. - М.: Академия, 2004. - 288 с.
35. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова. - М. : Академия, 2006. - 320 с.
36. Кинстлер Н. И. Психолого-педагогическая коррекция отклонений в процессах восприятия и понимания состояния другого человека детьми с нарушениями интеллектуального развития [Текст]: дис. ...канд. пед. наук / Н. И. Кинстлер; Бийский гос. пед. ин-т. - Бийск; [б. и.], 2000 - 234 с.
37. Кистенёва Е. П. Понимание эмоциональных состояний умственно отсталыми детьми [Текст]: автореф. ... канд. пед. наук / Е. П. Кистенёва. - М., 2000. - 16 с.
38. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции // Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2004. - 63 с.
39. Лебединский В. В., Никольская О. С. и др. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. - М.: 1990. - 173 с.
40. Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя. М.: Флиита, 1998. - 200 с.
41. Малахова Е. А. Эмоциональное развитие ребенка младшего школьного возраста. [Электронный ресурс]/ Инфоурок: образовательный портал. - URL: https://infourok.ru/emocionalnoe-razvitie-rebenka-mladshego- shkolnogo-vozrasta-1319493.html.
42. Михайлычев Е. А. Дидактическая тестология. -М.: Народное образование, 2001. - 432 с.
43. Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с аутизмом СПб.: Речь, 2007. — 288 с.
44. Орехова О. А. Цветовая диагностика эмоций ребёнка [Текст]: практикум по психодиагностике / О. А. Орехова. - СПб.: Речь, 2002. - 112 с.
45. Осипова, А. А. Общая психокоррекция / А. А. Осипова. - М. : Сфера, 2002. - 512 с.
46. Пискарёва Т.Б. Развитие эмоций у учащихся с нарушениями
интеллекта // Ананьевские чтения-98: Тезисы научно-практической
конференции.-СПб., 1998. - 200 с.
47. Прохоров А. О. Психические состояния и их функции. Казань: Изд - во Казанского ун-та, 1994. - 179 с.
48. Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников: учебное пособие / Под ред. В. Г. Петровой, И. В. Беляковой. М.: Академия, 2004. 420 с.
49. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1999. - 720 с.
50. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 "Дефектология". 3-е изд., перераб. и доп.-М.: Просвещение, 1986. - 192 с.
51. Симонов П. В. Эмоциональный мозг. Москва: Наука 1981, - 216 c.
52. Симонов П.В. Мозговые механизмы эмоций. Журн. высш. нервн. деят., 1997, т.47, вып.2, 328 с.
53. Семенова Е. В. Психологические особенности позитивных и негативных эмоциональных состояний школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью [Текст]: дис. ... канд. психол. наук / Е. В. Семенова - Екатеринбург, 2008 - 210 с.
54. Трошин, Г. Я. Психопатология и педагогика //Педагогика Российского Зарубежья: Хрестоматия / Москва: 1996. - 189 с.
55. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 1988. №6. - 41 с.
56. Хасанова Р. И. Распознавание эмоций дошкольниками с интеллектуальными нарушениями // Вестник Санкт-Петербургского университета. - Серия 12. - 2009. - Вып. 1. - 314 с.
57. Хухлаева, О. В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников [Текст] / О. В. Хухлаева. - М. : Академия, 2003. - 320 с
58. Четверикова Т. Ю. Практики инклюзивного образования школьников с умственной отсталостью // Международный научно¬исследовательский журнал. - 2016. - № 4-3 (46). - 118 с.
59. Шишкоедов П. Н. Общая психология. - Москва: Эксмо, 2009. - 418 с.
60. Шаповалова O. E. Особенности интеллектуальной регуляции эмоциональных проявлений при умственной отсталости // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. - 2005. - № 1. - 63 с.
61. Шаповалова О. Е. Особенности эмоционального развития умственно отсталых школьников. М.: МИГУ, 2005. 183 с.
66. Шаповалова, O.E. Использование проективных методик при изучении особенностей эмоциональной сферы учащихся с интеллектуальной недостаточностью / O.E. Шаповалова // Дефектология. -2001. -№4.-С. 15-20.
67. Шаповалова, O.E. Концепция эмоционального развития умственно отсталых школьников / O.E. Шаповалова // Специальная психология. -2006. №4. - С.4-13.
68. Шаповалова, O.E. Методическое пособие по психологии детей с проблемами в развитии / O.E. Шаповалова Биробиджан, 1997.
69. Шаповалова, O.E. Методическое пособие по психолого¬педагогической диагностике: учебно-методическое пособие / O.E.
Шаповалова. Биробиджан, 1996. - 19 с.
70. Шаповалова, O.E. Моделирование проблемных ситуаций в процессе воспитания учащихся вспомогательной школы-интерната / O.E. Шаповалова //Дефектология. -1995. №2. - С.22-26.
71. Шаповалова, O.E. Об изучении особенностей эмоциональной сферы учащихся вспомогательной школы-интерната / O.E. Шаповалова //Дефектология. 1996. - № 5. - С. 59-64.
72. Шаповалова, O.E. Определение уровня готовности ребенка к школьному обучению. Лабораторный практикум / O.E. Шаповалова. — Биробиджан, 1997. 19 с.
73. Шаповалова, O.E. Особенности интеллектуальной регуляции эмоциональных проявлений при умственной отсталости / O.E. Шаповалова //Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. — 2005. №1. - С.60¬63.
74. Шаповалова, O.E. Особенности чувства юмора учащихся 1 3 классов вспомогательной школы / O.E. Шаповалова // Дефектология. -1996.-№6.-С. 36¬40.
75. Шаповалова, O.E. Особенности эмоционального развития умственно отсталых школьников: монография / O.E. Шаповалова. М.: МПГУ, 2005. - 183 с.
76. Шаповалова, O.E. Переживание умственно отсталыми школьниками своего отношения к страшному / O.E. Шаповалова // Дефектология. 1 998. - №1. - С.37-42.
77. Шаповалова, O.E. Современные подходы к изучению эмоционального развития умственно отсталых школьников / О.Е.Шаповалова // Коррекционная педагогика. 2006. - № 3. - С. 35-38.
78. Шаповалова, O.E. Технология коррекционно развивающего воздействия на эмоциональную сферу умственно отсталых школьников /О.Е.Шаповалова // Коррекционная педагогика. - 2005. - № 4. - С 5-7.
79. Шевандрин, Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности / Н.И.Шевандрин М.: Владос, 1999. - 512 с.
80. Шевандрин, Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие
личности [Текст] / Н. И. Шевандрин. - М. : ВЛАДОС, 1998. - 512 с
81. Шевченко, Н. Б. Особенности восприятия и понимания
эмоциональных состояний человека под влиянием интонационных установок и их коррекция у умственно отсталых школьников: автореф. дис. . канд. пед. наук / Н.Б. Шевченко Екатеринбург, 1999. - 19 с.
82. Шипицына, JI.M. Некоторые особенности эмоционально - личностных качеств у младших школьников с общим недоразвитием речи /Л.С.Волкова, Л.М. Шипицына // Дефектология. 1993. - №4. - С.44-53.
83. Школьникова, H.H. Развитие коммуникативного поведения детей, страдающих негативизмом / H.H. Школьникова // Дефектология. 1993. -№5. - С.31-38.
84. Экслайн, В. Игровая терапия пер. с анг. / В. Экслайн М.: ЭКСМО - Пресс, 2000. - 480 с.
85. Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии. 1971. - №4. - С.6-21.
86. Эмоционально-волевые процессы и познавательная деятельность умственно отсталых детей: Сборник научных трудов. М.: Компенс -центр.- 1992.- 120 с.
87. Шалимова Г. А. Психодиагностика эмоциональной сферы личности [Текст]: практическое пособие / авт.-сост. Г. А. Шалимова. - М.: АРКТИ, 2006. - 232 с.
88. Шкляр Н.В. Коррекция и развитие эмоциональной сферы умственно отсталых младших школьников // Начальная школа. 2007. № 8. С. 71 -73.
89. Юдилевич Я.Г. Учёт индивидуальных особенностей одигофренов - имбецилов в коррекционно-воспитательной работе // Дефектология. № 3. 1981. С. 51-57.
90. Юзефович, Г.Я. Трудные дети: беседы для родителей / Г.Я. Юзефович,