Психологический программа коррекции произвольного внимании младших школьников с задержкой психического развития
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 11
1.1. Проблема изучения внимания в психологии 11
1.2. Особенности внимания детей младшего школьного возраста с задержкой
психического развития 19
1.3. Современное состояние изучения произвольного внимания младших
школьников с задержкой психического развития 26
Выводы по первой главе 32
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 34
2.1. Организация, методы и методики исследования внимания детей младшего
школьного возраста с задержкой психического развития 34
2.2. Констатирующий эксперимент и его анализ 40
Выводы по второй главе 56
ГЛАВА III. СОДЕРЖАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИИ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 59
3.1. Теоретические основы формирующего этапа эксперимента 59
3.2. Содержание психологической программы развития произвольного
внимания младших школьников с задержкой психического развития 65
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 80
Выводы по третьей главе 99
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 104
БИБЛИОГРАФИЯ 109
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 11
1.1. Проблема изучения внимания в психологии 11
1.2. Особенности внимания детей младшего школьного возраста с задержкой
психического развития 19
1.3. Современное состояние изучения произвольного внимания младших
школьников с задержкой психического развития 26
Выводы по первой главе 32
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 34
2.1. Организация, методы и методики исследования внимания детей младшего
школьного возраста с задержкой психического развития 34
2.2. Констатирующий эксперимент и его анализ 40
Выводы по второй главе 56
ГЛАВА III. СОДЕРЖАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИИ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 59
3.1. Теоретические основы формирующего этапа эксперимента 59
3.2. Содержание психологической программы развития произвольного
внимания младших школьников с задержкой психического развития 65
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 80
Выводы по третьей главе 99
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 104
БИБЛИОГРАФИЯ 109
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. Дети с задержкой психического развития на сегодняшний день в России составляют самую большую категорию и ко всему прочему имеют тенденцию к постоянному росту. Согласно статистических данных 2% населения страны имеют диагноз задержка психического развития.
Задержка психического развития - это «аномалия развития, которая чаще всего обнаруживается на начальных этапах обучения и проявления в трудностях усвоения знаний, умений, навыков» (Е.М. Мастюкова, Л.И. Переслени).
Детей с задержкой психического развития относят к стойко неуспевающим, у них отмечается замедление темпа развития всех психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия, речи. Педагоги жалуются на их поведение и низкую интеллектуальную продуктивность.
При комплексном, всестороннем изучении детей с задержкой психического развития, имеющих проблемы в обучении, целенаправленное произвольное внимание занимает ведущее место (Т.А. Власова, К.В. Демьянов, М.С. Певзнер, Л.Ф. Чупров, Л.И. Переслени и др.).
Проблема произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития на сегодняшний день остаётся одной из самых актуальных, так как оно напрямую связано с формированием личности, способностью ставить и решать задачи, определять цели в жизни. Кроме этого целенаправленное произвольное внимание содействует формированию интересов и развитию всех психических процессов (памяти, мышлению, воображению, речи и т.д.).
Проблемой изучения внимания занимались такие ученые практики, как: П.Я. Гальперин, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, Т.А. Власова, Л.С. Выготский и др.
М.С. Певзнер и Т.А. Власова отмечают основным признаком задержки психического развития незрелость эмоционально-волевой сферы. Один из видов проявления - невозможность сконцентрироваться на выполнении задания, высокая степень отвлекаемости, как итог внимание быстро рассеивается.
Анализ литературы позволяет нам говорить о том, что не все свойства внимания одинаково воздействуют на освоении школьной программы. Так, например, при низком объёме внимания проявляются трудности с письменными работами, на обучение русскому языку огромное влияние оказывает распределение внимания, свойство устойчивости внимания помогает детям с заучиванием стихов.
В работах Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, В.В. Лебединского, А.А. Осиповой, Т.В. Егоровой, описаны основные трудности, которые испытывает младший школьник с задержкой психического развития (далее ЗПР) из-за проблемы с невниманием. Они подчеркивают, что внимание у данной категории детей развивается в замедленном темпе и характеризуется несформированностью произвольного внимания и дефицитарностью основных его свойств: снижением уровня концентрации, объёма, распределения, переключения, устойчивости.
Не внимательность ребенка также связана с нарушением работы центральной нервной системы. А.Р. Лурия вводит понятие о работе трех структур функциональных блоков мозга. Если рассматривать внимание с точки зрения нейропсихологии можно оценить какие именно зоны мозга работают, когда ребенок читает, пишет, собирает конструктор, общается и что мешает ему сосредоточиться на решении задачи или что именно способствует его постоянному отвлечению.
Развитию внимания уделяется большое значение. Еще П.П. Блонский, Н.П. Диева, В.И. Страхов указывали на прямую связь формирования самоконтроля и внимания, его направленность и интенсивность. Л.П. Блинова И.И. Мамайчук, Т.П. Завьялова, З.Д. Забрамная и др. предлагают проводить коррекционную работу с учениками по развитию и формированию основных свойств внимания учитывая не только форму ЗПР, но и индивидуальные личностные качества ребенка, программа должна быть подобрана согласно возрасту и представлена в доступной для него форме.
Внимание - представляет собой сосредоточенность на чем либо, выражает отношение человека и проявленный интерес к какому-либо объекту. Дети, которые только переступили порог школы страдают от рассеянности и малой возможностью сосредоточиться. Поэтому развивать функцию внимания также важно, как и учить ребенка читать, писать, считать, коммуницировать. При хорошо сформированном внимании мыслительные процессы протекают быстрей, детям легче управлять своим телом, движения становятся более плавными и аккуратными. Учебная деятельность вызывает положительные, а не отрицательные эмоции. Таким образом, вовремя проведенная коррекция внимания учащихся, будет способствовать дальнейшему успешному его обучению.
На основании вышеприведенных доводов, мы можем сделать вывод о необходимости изучения внимания детей с задержкой психического развития и применением коррекционных программ в психолого-педагогической практике.
Проблема исследования: Несмотря на актуальность и практичность данной темы, вопрос коррекции и развитии внимания младших школьников с задержкой психического развития остается малоизученным. Одним из значительных этапов для подготовки будущих первоклассников к успешной учебной деятельности является развитие у них произвольного внимания. В этом может помочь специально адаптированная психологическая программа по развитию и коррекции внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Объект исследования: произвольное внимание младших школьников с задержкой психического развития.
Предмет исследования: психологическая программа коррекции произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития.
Цель исследования: разработать, апробировать и опытно-экспериментальным путем доказать эффективность психологической программы, направленной на коррекцию произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: полагаем, что развитие нарушенных свойств внимания младших школьников с задержкой психического развития будет наиболее эффективно проходить при реализации нами специально разработанной психологической программы.
На основании поставленной цели и выдвинутой гипотезы мы обозначили следующие задачи:
1. Проанализировать общую и специальную психологическую литературу по проблеме изучения внимания и определить ее современное состояние.
2. В результате эмпирического исследования выявить особенности развития произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития.
3. Разработать и апробировать психологическую программу, направленную на развитие произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития, а также определить ее эффективность.
Методы исследования: определялись в соответствии с поставленной целью, выдвинутой гипотезой и сформулированными задачами. В ходе исследования применялись: теоретические методы (анализ общей и специальной психологической литературы); эмпирические методы (анкетирование, беседа, наблюдение); экспериментальные методы (констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент); статистические методы (проводился качественный и количественный анализ по проблеме исследования).
Теоретико-методологической основой исследования являются положения отечественной психологии:
- теория развития высших психических функций Л.С. Выготского, Д.Н. Узнадзе, П.Я. Гальперина и др.;
- экспериментальная теория формирования поэтапного развития умственных действия П.Я. Гальперина;
- теоретические и практические исследования М.С. Певзнер, Т.А. Власовой об особенностях развития детей с задержкой психического развития;
- принципы разработки и научно - методологические подходы психокоррекционной программы для детей с задержкой психического развития И.И. Мамайчук, А.А. Осиповой, Ж.М. Глозман, А.Е. Соболевой.
База исследования: МАОУ «Средняя школа № 151» г. Красноярска, была выбрана базой для проведения исследования. В эксперименте приняло участие 20 детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. У всех учащихся есть заключение психолог-медико-педагогической комиссии с установленным диагнозом F80 - «Задержка психического развития».
Этапы исследования: Экспериментальное исследование проводилось в четыре этапа:
I этап (сентябрь 2021 - октябрь 2022). Изучение общей и специальной психологической литературы по проблеме исследования, подбор методик соответствующих методик. Написание первой главы работы.
II этап - констатирующий эксперимент (ноябрь 2022 - декабрь 2022). На данном этапе проводилось диагностическое тестирование младших школьников с задержкой психического развития с помощью подобранного диагностического инструментария, а также качественная и количественная оценка полученных результатов.
III этап - формирующий эксперимент (январь 2023 - апрель 2023). Разработка и реализация психологической программы коррекции произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития.
IV этап - контрольный эксперимент (май 2023 - июнь 2023). Повторная диагностика с применением диагностического инструментария, что и на этапе констатирующего эксперимента, описание сравнительных результатов, анализ количественных и качественных показателей констатирующего и контрольного эксперимента, констатирование результатов эффективности реализации психологической программы коррекции.
V этап - заключительный (июль 2023 - октябрь 2023). Оформление текста работы, построение выводов.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты помогли уточнить и расширить научные представления об особенностях развития произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития. Описано современное состояние исследования внимания детей с данной нозологией, определен комплекс диагностических методик и психологических коррекционных направлений по преодолению проблем внимания детей с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования: разработана и испытана психологическая программа коррекции произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития. Полученные результаты в период эмпирического исследования, раскрывающие особенности произвольного внимания детей с задержкой психического развития, могут быть полезны в работе психологу, дефектологу, учителям и др. сотрудникам работающих с данной категорией детей, а также при организации психокоррекционной работы в целях преодоления школьной неуспеваемости и формирования положительного отношения к учебной деятельности.
Апробация результатов исследования. В период написания магистерской диссертации, результаты, полученные во время исследования, были изложены в статьях и озвучены в виде докладов на конференции:
1. Л.Э. Малюш. Особенности внимания младших школьников с задержкой психического развития. Психология особых состояний: от теории к практике: материалы V Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистров и аспирантов. Красноярск 25.04.2022. [электронный ресурс] / отв. редактор Н.А. Лисова: ред.кол. - Электрон. данные / Красноярский гос. пед. университет им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2022. С.40-43.
2. Л.Э. Малюш. Игротерапия в коррекции произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития. Психология и современный мир. Вып.16. Субъект жизнедеятельности в современном обществе [Электронный ресурс]. Материалы Всерос. науч. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием (Архангельск, 20 апреля 2023 г.) / Сев. (Аркт.) федер. ун-т им. М. В. Ломоносова; [сост. и отв. ред. Е. В. Казакова]. - Электронные текстовые данные. - Архангельск: САФУ, 2023. С. 116-120.
3. Л.Э. Малюш. Исследование произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития. Педагогика и психология личностного потенциала: современные практики: материалы научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Красноярск, 24 апреля 2023г. [электронный ресурс] / отв. редактор И.Б. Агаева; ред.кол. - Электрон. дан./ Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2023. С. 75¬77.
4. Выступление в виде доклада на VIII научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Педагогика и психология личностного потенциала: современные практики» на тему: «Исследование произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития».
5. Сертификат за участие в Международной студенческой научно-практической конференции «Актуальные проблемы психолого-педагогических исследований», проводимой НТГСПИ (ф) РГППУ г. Нижний Тагил, Российская Федерация 23 марта 2023.
6. Л.Э. Малюш. Теоретический обзор изучения проблемы внимания в психологии. Актуальные проблемы психолого-педагогических исследований: сборник статей Международной студенческой научно-практической конференции (г. Нижний Тагил, 23 марта 2023 года) / отв. редактор И.В. Мешкова. - М.: Знание-М.- 2023. - С.186 - 191.
Структура работы: магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии (110 источников). Включает в себя 4 приложения. Текст работы представлен на 177 страницах, проиллюстрированных 40 таблицами и 16 гистограммами
Задержка психического развития - это «аномалия развития, которая чаще всего обнаруживается на начальных этапах обучения и проявления в трудностях усвоения знаний, умений, навыков» (Е.М. Мастюкова, Л.И. Переслени).
Детей с задержкой психического развития относят к стойко неуспевающим, у них отмечается замедление темпа развития всех психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия, речи. Педагоги жалуются на их поведение и низкую интеллектуальную продуктивность.
При комплексном, всестороннем изучении детей с задержкой психического развития, имеющих проблемы в обучении, целенаправленное произвольное внимание занимает ведущее место (Т.А. Власова, К.В. Демьянов, М.С. Певзнер, Л.Ф. Чупров, Л.И. Переслени и др.).
Проблема произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития на сегодняшний день остаётся одной из самых актуальных, так как оно напрямую связано с формированием личности, способностью ставить и решать задачи, определять цели в жизни. Кроме этого целенаправленное произвольное внимание содействует формированию интересов и развитию всех психических процессов (памяти, мышлению, воображению, речи и т.д.).
Проблемой изучения внимания занимались такие ученые практики, как: П.Я. Гальперин, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, Т.А. Власова, Л.С. Выготский и др.
М.С. Певзнер и Т.А. Власова отмечают основным признаком задержки психического развития незрелость эмоционально-волевой сферы. Один из видов проявления - невозможность сконцентрироваться на выполнении задания, высокая степень отвлекаемости, как итог внимание быстро рассеивается.
Анализ литературы позволяет нам говорить о том, что не все свойства внимания одинаково воздействуют на освоении школьной программы. Так, например, при низком объёме внимания проявляются трудности с письменными работами, на обучение русскому языку огромное влияние оказывает распределение внимания, свойство устойчивости внимания помогает детям с заучиванием стихов.
В работах Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, В.В. Лебединского, А.А. Осиповой, Т.В. Егоровой, описаны основные трудности, которые испытывает младший школьник с задержкой психического развития (далее ЗПР) из-за проблемы с невниманием. Они подчеркивают, что внимание у данной категории детей развивается в замедленном темпе и характеризуется несформированностью произвольного внимания и дефицитарностью основных его свойств: снижением уровня концентрации, объёма, распределения, переключения, устойчивости.
Не внимательность ребенка также связана с нарушением работы центральной нервной системы. А.Р. Лурия вводит понятие о работе трех структур функциональных блоков мозга. Если рассматривать внимание с точки зрения нейропсихологии можно оценить какие именно зоны мозга работают, когда ребенок читает, пишет, собирает конструктор, общается и что мешает ему сосредоточиться на решении задачи или что именно способствует его постоянному отвлечению.
Развитию внимания уделяется большое значение. Еще П.П. Блонский, Н.П. Диева, В.И. Страхов указывали на прямую связь формирования самоконтроля и внимания, его направленность и интенсивность. Л.П. Блинова И.И. Мамайчук, Т.П. Завьялова, З.Д. Забрамная и др. предлагают проводить коррекционную работу с учениками по развитию и формированию основных свойств внимания учитывая не только форму ЗПР, но и индивидуальные личностные качества ребенка, программа должна быть подобрана согласно возрасту и представлена в доступной для него форме.
Внимание - представляет собой сосредоточенность на чем либо, выражает отношение человека и проявленный интерес к какому-либо объекту. Дети, которые только переступили порог школы страдают от рассеянности и малой возможностью сосредоточиться. Поэтому развивать функцию внимания также важно, как и учить ребенка читать, писать, считать, коммуницировать. При хорошо сформированном внимании мыслительные процессы протекают быстрей, детям легче управлять своим телом, движения становятся более плавными и аккуратными. Учебная деятельность вызывает положительные, а не отрицательные эмоции. Таким образом, вовремя проведенная коррекция внимания учащихся, будет способствовать дальнейшему успешному его обучению.
На основании вышеприведенных доводов, мы можем сделать вывод о необходимости изучения внимания детей с задержкой психического развития и применением коррекционных программ в психолого-педагогической практике.
Проблема исследования: Несмотря на актуальность и практичность данной темы, вопрос коррекции и развитии внимания младших школьников с задержкой психического развития остается малоизученным. Одним из значительных этапов для подготовки будущих первоклассников к успешной учебной деятельности является развитие у них произвольного внимания. В этом может помочь специально адаптированная психологическая программа по развитию и коррекции внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Объект исследования: произвольное внимание младших школьников с задержкой психического развития.
Предмет исследования: психологическая программа коррекции произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития.
Цель исследования: разработать, апробировать и опытно-экспериментальным путем доказать эффективность психологической программы, направленной на коррекцию произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: полагаем, что развитие нарушенных свойств внимания младших школьников с задержкой психического развития будет наиболее эффективно проходить при реализации нами специально разработанной психологической программы.
На основании поставленной цели и выдвинутой гипотезы мы обозначили следующие задачи:
1. Проанализировать общую и специальную психологическую литературу по проблеме изучения внимания и определить ее современное состояние.
2. В результате эмпирического исследования выявить особенности развития произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития.
3. Разработать и апробировать психологическую программу, направленную на развитие произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития, а также определить ее эффективность.
Методы исследования: определялись в соответствии с поставленной целью, выдвинутой гипотезой и сформулированными задачами. В ходе исследования применялись: теоретические методы (анализ общей и специальной психологической литературы); эмпирические методы (анкетирование, беседа, наблюдение); экспериментальные методы (констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент); статистические методы (проводился качественный и количественный анализ по проблеме исследования).
Теоретико-методологической основой исследования являются положения отечественной психологии:
- теория развития высших психических функций Л.С. Выготского, Д.Н. Узнадзе, П.Я. Гальперина и др.;
- экспериментальная теория формирования поэтапного развития умственных действия П.Я. Гальперина;
- теоретические и практические исследования М.С. Певзнер, Т.А. Власовой об особенностях развития детей с задержкой психического развития;
- принципы разработки и научно - методологические подходы психокоррекционной программы для детей с задержкой психического развития И.И. Мамайчук, А.А. Осиповой, Ж.М. Глозман, А.Е. Соболевой.
База исследования: МАОУ «Средняя школа № 151» г. Красноярска, была выбрана базой для проведения исследования. В эксперименте приняло участие 20 детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. У всех учащихся есть заключение психолог-медико-педагогической комиссии с установленным диагнозом F80 - «Задержка психического развития».
Этапы исследования: Экспериментальное исследование проводилось в четыре этапа:
I этап (сентябрь 2021 - октябрь 2022). Изучение общей и специальной психологической литературы по проблеме исследования, подбор методик соответствующих методик. Написание первой главы работы.
II этап - констатирующий эксперимент (ноябрь 2022 - декабрь 2022). На данном этапе проводилось диагностическое тестирование младших школьников с задержкой психического развития с помощью подобранного диагностического инструментария, а также качественная и количественная оценка полученных результатов.
III этап - формирующий эксперимент (январь 2023 - апрель 2023). Разработка и реализация психологической программы коррекции произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития.
IV этап - контрольный эксперимент (май 2023 - июнь 2023). Повторная диагностика с применением диагностического инструментария, что и на этапе констатирующего эксперимента, описание сравнительных результатов, анализ количественных и качественных показателей констатирующего и контрольного эксперимента, констатирование результатов эффективности реализации психологической программы коррекции.
V этап - заключительный (июль 2023 - октябрь 2023). Оформление текста работы, построение выводов.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты помогли уточнить и расширить научные представления об особенностях развития произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития. Описано современное состояние исследования внимания детей с данной нозологией, определен комплекс диагностических методик и психологических коррекционных направлений по преодолению проблем внимания детей с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования: разработана и испытана психологическая программа коррекции произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития. Полученные результаты в период эмпирического исследования, раскрывающие особенности произвольного внимания детей с задержкой психического развития, могут быть полезны в работе психологу, дефектологу, учителям и др. сотрудникам работающих с данной категорией детей, а также при организации психокоррекционной работы в целях преодоления школьной неуспеваемости и формирования положительного отношения к учебной деятельности.
Апробация результатов исследования. В период написания магистерской диссертации, результаты, полученные во время исследования, были изложены в статьях и озвучены в виде докладов на конференции:
1. Л.Э. Малюш. Особенности внимания младших школьников с задержкой психического развития. Психология особых состояний: от теории к практике: материалы V Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистров и аспирантов. Красноярск 25.04.2022. [электронный ресурс] / отв. редактор Н.А. Лисова: ред.кол. - Электрон. данные / Красноярский гос. пед. университет им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2022. С.40-43.
2. Л.Э. Малюш. Игротерапия в коррекции произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития. Психология и современный мир. Вып.16. Субъект жизнедеятельности в современном обществе [Электронный ресурс]. Материалы Всерос. науч. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием (Архангельск, 20 апреля 2023 г.) / Сев. (Аркт.) федер. ун-т им. М. В. Ломоносова; [сост. и отв. ред. Е. В. Казакова]. - Электронные текстовые данные. - Архангельск: САФУ, 2023. С. 116-120.
3. Л.Э. Малюш. Исследование произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития. Педагогика и психология личностного потенциала: современные практики: материалы научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Красноярск, 24 апреля 2023г. [электронный ресурс] / отв. редактор И.Б. Агаева; ред.кол. - Электрон. дан./ Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2023. С. 75¬77.
4. Выступление в виде доклада на VIII научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Педагогика и психология личностного потенциала: современные практики» на тему: «Исследование произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития».
5. Сертификат за участие в Международной студенческой научно-практической конференции «Актуальные проблемы психолого-педагогических исследований», проводимой НТГСПИ (ф) РГППУ г. Нижний Тагил, Российская Федерация 23 марта 2023.
6. Л.Э. Малюш. Теоретический обзор изучения проблемы внимания в психологии. Актуальные проблемы психолого-педагогических исследований: сборник статей Международной студенческой научно-практической конференции (г. Нижний Тагил, 23 марта 2023 года) / отв. редактор И.В. Мешкова. - М.: Знание-М.- 2023. - С.186 - 191.
Структура работы: магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии (110 источников). Включает в себя 4 приложения. Текст работы представлен на 177 страницах, проиллюстрированных 40 таблицами и 16 гистограммами
Анализ современной и зарубежной литературы показал, что проблемой происхождения внимания занимались многие ученые классики психологии сознания XIX-XX вв.: Н.Н. Ланге, Т. Рибо, В. Гамельтон, И. Гербарт, В. Вундт, А. А. Ухтомский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, С.Л. Рубинштейн и др.
Как писал У. Джеймс «Всем хорошо известно, что такое внимание». Но в научной литературе сущность внимания не является такой однозначной. Зарубежные классики прошлого не поддерживают процесс внимания, как самостоятельную отдельную психическую единицу сводя его то к эмоциям, то к сознанию, то к апперцепции. Некоторые представители поведенческой и гештальтпсихологии совсем устранили процесс внимания из психологии.
Но не все остается в прошлом, многие отечественные ученые пробовали вывести процесс внимания в отдельную психическую форму, но без успешно.
Вследствие этого существует большое количество мнений по определению сущности внимания и что это? Но и на сегодняшний день сохраняется понятие внимания как направленность и сосредоточенность психической деятельности на определенном объекте деятельности.
В психологической литературе принято различать три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Непроизвольное внимание как отмечал Л.С. Выготский является вниманием биологическим и появляется на свет вместе с рождением ребенка. Произвольное - культурное, формируется постепенно, при помощи взрослого. Внимание обладает рядом свойств - переключением, концентрацией, распределением, устойчивостью, объемом.
Проблемой изучения внимания младших школьников с задержкой психического развития занимались Л.С. Выготский, Н.С. Певзнер, В.И. Лубовский, Л.Ф. Чупров и др. ученые отмечают несформированность произвольного внимания и дефицитность основных его свойств. Таким образом у детей проявляются трудности в усвоении учебной программы. Как пишут И.В. Страхов, Н.П. Диева, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Н.Ф. Добрынин для формирования позитивной мотивации к учебной деятельности следует уделять особое внимание навыкам самоконтроля и саморегуляции. Также они отмечают, что для устранения нарушений основных свойств внимания необходимо проводить психокоррекционную работу, она должна учитывать не только форму задержки психического развития, но и индивидуально-личностные качества ребенка.
Мы предположили, что благоприятное воздействие на развитие основных свойств внимания младших школьников с задержкой психического развития может оказать разработанная нами психологическая коррекционная программа произвольного внимания. Для ее осуществления наше эмпирическое исследование было разделено на три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент.
Цель констатирующего этапа эксперимента заключалась в выявлении уровня развития основных свойств внимания учащихся контрольной и экспериментальной групп. Формирование выборки испытуемых проводилось в соответствии с выбранными критериями: на момент исследования все дети имели диагноз F80 - задержка психического развития согласно документам, предоставленным ПМПК. На момент проведения экспериментального исследования детям было по 8 лет и обучались они в классах по программе «инклюзивного образования» с другими школьниками.
Для исследования свойств внимания младшего школьника с задержкой психического развития были использованы следующие валидные и надежные методики: методика Пьерона-Рузера - определение уровня концентрации внимания, «Корректурная проба» (буквенный вариант) Бурдона, методика «Таблицы Шульте», методика «Горбова-Шульте».
По результатам констатирующего этапа эксперимента нам не удалось выявить школьников с высоким и выше среднего уровнем развития внимания. 2/3 детей имеют низкий уровень концентрации внимания. Эти дети испытывают трудности при удержании внимании на одном виде деятельности, реагируют на любой внешний раздражитель, гипперактивны, сильно утомляются. На уроках испытывают проблемы с письменными работами, а также с пересказом текстов. У большинства возникают трудности с устойчивостью внимания. Низкий и ниже среднего уровень переключения внимания наблюдается у детей с нарушением саморегуляции и волевых качеств. Целенаправленно перенаправить внимание им дается с трудом, только в случае более привлекательной деятельности. 90% школьников характеризуются узостью воспринимаемой информации. Это им мешает решать, как игровые, так и задачи, связанные с усвоением школьного материала.
Формирующий этап эмпирического исследования состоит из разработки, внедрения и апробирования психологической коррекционной программы для младших школьников с задержкой психического развития. На данном этапе приняло участие 10 детей (8 лет) экспериментальной группы. Занятия проходили 2 раза в неделю в индивидуальной и подгрупповой форме. Цель программы - развитие произвольного внимания младшим школьникам с ЗПР.
Программа осуществляется по следующим направлениям:
- развитие и рост переключения внимания;
- развитие уровня устойчивости внимания;
- развитие уровня концентрации внимания;
- развить способности к распределению внимания;
- развитие уровня объёма внимания;
- развитие умений планировать и контролировать свою деятельность.
Развитие основных свойств внимания проводилась с помощью занятий, основанных на методе «игротерапии». Через игру с ребенком легче установить контакт, добиться эмоционального сопровождения, привить интерес к познавательной деятельности, повышать активность на занятиях.
Контрольный этап эксперимента проводился с целью определения эффективности работы психологической программы коррекции произвольного внимания для младших школьников с задержкой психического развития.
Представленные результаты по методике «Таблицы Шульте» свидетельствуют о сокращении учеников экспериментальной группы, характеризующихся узостью воспринимаемой информации. Мы отметили, что в 2 раза выросло количество испытуемых со средним уровнем объёма внимания, а также детей с низким объёмом зафиксировано не было.
По методике «Корректурная проба» Б. Бурдона (буквенный вариант) после формирующего эксперимента заметно выросло количество детей (60% (6)) со средним уровнем устойчивости внимания. На занятиях это проявляется в снижении роста количества ошибок, появилась вовлеченность в деятельность, это способствовало более длительному удержанию внимания на одном виде деятельности.
По результатам, полученным с помощью методики «черно-красная таблица Горбова-Шульте» мы подчеркнули положительную динамику на всех диагностических уровнях. Дети начали прилагать волевые усилия, контролировать свою деятельность в достижении поставленной цели. Отмечена результативность и успех в работе.
Оценка концентрации внимания проводилась с помощью методики «Пьерона-Рузера». Количество испытуемых со средним уровнем концентрации внимания составило 50%. Концентрация внимания поддаётся коррекции сложнее других свойств внимания из-за более медленного развития второго блока мозга. У детей появилась возможность сосредоточиться на одном объекте при наличии раздражающих факторов.
Дети в контрольной группе показали отрицательную динамику по результатам контрольного эксперимента. Школьников с высоким и выше среднего уровнем внимания выявлено не было. Значительно вырос процент детей с объемом, переключением, устойчивостью и концентрацией внимания низким и ниже среднего. Таким образом это несомненно является препятствием для осуществления успешной учебной деятельности.
Напротив, в экспериментальной группе отмечена положительная динамика развития произвольного внимания младших школьников с задержкой психологического развития. В учебной деятельности произошли следующие изменения: Повышение уровня устойчивости внимания
проявлялось в способности не так сильно реагировать на сторонние шумы, в результате вырос процент продуктивности выполняемой деятельности. Наблюдается рост волевых качеств, проявляющихся в способности завершить начатую работу. Вербальная и двигательная гипперактивность, конечно, присутствует, но проявляется гораздо реже. Кроме этого, дети стали чувствовать себя спокойней, уверенней к предстоящей работе, проявляли инициативу и заинтересованность, времени на подготовку уходило гораздо меньше.
Разница в показателях, несомненно, свидетельствует об успешности апробации психологической программы с целью коррекции произвольного внимания младшим школьникам с задержкой психического развития , программа доказала свою эффективность в работе.
Как писал У. Джеймс «Всем хорошо известно, что такое внимание». Но в научной литературе сущность внимания не является такой однозначной. Зарубежные классики прошлого не поддерживают процесс внимания, как самостоятельную отдельную психическую единицу сводя его то к эмоциям, то к сознанию, то к апперцепции. Некоторые представители поведенческой и гештальтпсихологии совсем устранили процесс внимания из психологии.
Но не все остается в прошлом, многие отечественные ученые пробовали вывести процесс внимания в отдельную психическую форму, но без успешно.
Вследствие этого существует большое количество мнений по определению сущности внимания и что это? Но и на сегодняшний день сохраняется понятие внимания как направленность и сосредоточенность психической деятельности на определенном объекте деятельности.
В психологической литературе принято различать три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Непроизвольное внимание как отмечал Л.С. Выготский является вниманием биологическим и появляется на свет вместе с рождением ребенка. Произвольное - культурное, формируется постепенно, при помощи взрослого. Внимание обладает рядом свойств - переключением, концентрацией, распределением, устойчивостью, объемом.
Проблемой изучения внимания младших школьников с задержкой психического развития занимались Л.С. Выготский, Н.С. Певзнер, В.И. Лубовский, Л.Ф. Чупров и др. ученые отмечают несформированность произвольного внимания и дефицитность основных его свойств. Таким образом у детей проявляются трудности в усвоении учебной программы. Как пишут И.В. Страхов, Н.П. Диева, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Н.Ф. Добрынин для формирования позитивной мотивации к учебной деятельности следует уделять особое внимание навыкам самоконтроля и саморегуляции. Также они отмечают, что для устранения нарушений основных свойств внимания необходимо проводить психокоррекционную работу, она должна учитывать не только форму задержки психического развития, но и индивидуально-личностные качества ребенка.
Мы предположили, что благоприятное воздействие на развитие основных свойств внимания младших школьников с задержкой психического развития может оказать разработанная нами психологическая коррекционная программа произвольного внимания. Для ее осуществления наше эмпирическое исследование было разделено на три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент.
Цель констатирующего этапа эксперимента заключалась в выявлении уровня развития основных свойств внимания учащихся контрольной и экспериментальной групп. Формирование выборки испытуемых проводилось в соответствии с выбранными критериями: на момент исследования все дети имели диагноз F80 - задержка психического развития согласно документам, предоставленным ПМПК. На момент проведения экспериментального исследования детям было по 8 лет и обучались они в классах по программе «инклюзивного образования» с другими школьниками.
Для исследования свойств внимания младшего школьника с задержкой психического развития были использованы следующие валидные и надежные методики: методика Пьерона-Рузера - определение уровня концентрации внимания, «Корректурная проба» (буквенный вариант) Бурдона, методика «Таблицы Шульте», методика «Горбова-Шульте».
По результатам констатирующего этапа эксперимента нам не удалось выявить школьников с высоким и выше среднего уровнем развития внимания. 2/3 детей имеют низкий уровень концентрации внимания. Эти дети испытывают трудности при удержании внимании на одном виде деятельности, реагируют на любой внешний раздражитель, гипперактивны, сильно утомляются. На уроках испытывают проблемы с письменными работами, а также с пересказом текстов. У большинства возникают трудности с устойчивостью внимания. Низкий и ниже среднего уровень переключения внимания наблюдается у детей с нарушением саморегуляции и волевых качеств. Целенаправленно перенаправить внимание им дается с трудом, только в случае более привлекательной деятельности. 90% школьников характеризуются узостью воспринимаемой информации. Это им мешает решать, как игровые, так и задачи, связанные с усвоением школьного материала.
Формирующий этап эмпирического исследования состоит из разработки, внедрения и апробирования психологической коррекционной программы для младших школьников с задержкой психического развития. На данном этапе приняло участие 10 детей (8 лет) экспериментальной группы. Занятия проходили 2 раза в неделю в индивидуальной и подгрупповой форме. Цель программы - развитие произвольного внимания младшим школьникам с ЗПР.
Программа осуществляется по следующим направлениям:
- развитие и рост переключения внимания;
- развитие уровня устойчивости внимания;
- развитие уровня концентрации внимания;
- развить способности к распределению внимания;
- развитие уровня объёма внимания;
- развитие умений планировать и контролировать свою деятельность.
Развитие основных свойств внимания проводилась с помощью занятий, основанных на методе «игротерапии». Через игру с ребенком легче установить контакт, добиться эмоционального сопровождения, привить интерес к познавательной деятельности, повышать активность на занятиях.
Контрольный этап эксперимента проводился с целью определения эффективности работы психологической программы коррекции произвольного внимания для младших школьников с задержкой психического развития.
Представленные результаты по методике «Таблицы Шульте» свидетельствуют о сокращении учеников экспериментальной группы, характеризующихся узостью воспринимаемой информации. Мы отметили, что в 2 раза выросло количество испытуемых со средним уровнем объёма внимания, а также детей с низким объёмом зафиксировано не было.
По методике «Корректурная проба» Б. Бурдона (буквенный вариант) после формирующего эксперимента заметно выросло количество детей (60% (6)) со средним уровнем устойчивости внимания. На занятиях это проявляется в снижении роста количества ошибок, появилась вовлеченность в деятельность, это способствовало более длительному удержанию внимания на одном виде деятельности.
По результатам, полученным с помощью методики «черно-красная таблица Горбова-Шульте» мы подчеркнули положительную динамику на всех диагностических уровнях. Дети начали прилагать волевые усилия, контролировать свою деятельность в достижении поставленной цели. Отмечена результативность и успех в работе.
Оценка концентрации внимания проводилась с помощью методики «Пьерона-Рузера». Количество испытуемых со средним уровнем концентрации внимания составило 50%. Концентрация внимания поддаётся коррекции сложнее других свойств внимания из-за более медленного развития второго блока мозга. У детей появилась возможность сосредоточиться на одном объекте при наличии раздражающих факторов.
Дети в контрольной группе показали отрицательную динамику по результатам контрольного эксперимента. Школьников с высоким и выше среднего уровнем внимания выявлено не было. Значительно вырос процент детей с объемом, переключением, устойчивостью и концентрацией внимания низким и ниже среднего. Таким образом это несомненно является препятствием для осуществления успешной учебной деятельности.
Напротив, в экспериментальной группе отмечена положительная динамика развития произвольного внимания младших школьников с задержкой психологического развития. В учебной деятельности произошли следующие изменения: Повышение уровня устойчивости внимания
проявлялось в способности не так сильно реагировать на сторонние шумы, в результате вырос процент продуктивности выполняемой деятельности. Наблюдается рост волевых качеств, проявляющихся в способности завершить начатую работу. Вербальная и двигательная гипперактивность, конечно, присутствует, но проявляется гораздо реже. Кроме этого, дети стали чувствовать себя спокойней, уверенней к предстоящей работе, проявляли инициативу и заинтересованность, времени на подготовку уходило гораздо меньше.
Разница в показателях, несомненно, свидетельствует об успешности апробации психологической программы с целью коррекции произвольного внимания младшим школьникам с задержкой психического развития , программа доказала свою эффективность в работе.
Подобные работы
- Психологическая программа коррекции произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ КОРРЕКЦИИ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4885 р. Год сдачи: 2022 - Психологическая коррекция свойств внимания младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2021 - Психологические особенности внимания младших школьников с задержкой
психического развития
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - Психологическая программа коррекции произвольною внимания учащихся младшего школьного возраста с расстройством аутистическою спектра
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2023 - Особенности произвольной памяти у младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2020 - Психологическая коррекция произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психологического развития (Красноярский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2025 - Психологическая коррекция межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2023 - Психологическая коррекция произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2024



