Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическая программа коррекции произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития

Работа №156116

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы227
Год сдачи2018
Стоимость4970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы исследования 10
1.1. Внимание как особый психический феномен 10
1.2. Особенности становления внимания в онтогенезе 26
1.3. Современное состояние изучения проблемы развития внимания
детей с задержкой психического развития 40
Выводы по первой главе 51
Глава II. Экспериментальное изучение особенностей произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития 53
2.1. Организация, методы и методики исследования 53
2.2. Особенности произвольного внимания младших школьников с
задержкой психического развития 62
Выводы по второй главе 79
Глава III. Психологическая программа коррекции произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития 82
3.1. Теоретико-методологические основы формирующего эксперимента
3.2. Организация и содержание формирующего эксперимента 90
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 107
Выводы по третьей главе 122
Заключение 125
Список использованной литературы 129
Приложение


С введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья, предъявляются требования и условия для получения образования с учётом возрастных, типологических и индивидуальных особенностей.
Открытие классов коррекционно - развивающего и интегрированного обучения при общеобразовательных школах - один из примеров реализации на практике идеи получения инклюзивного образования в среде сверстников учащихся с задержкой психического развития.
Необходимое условие для усвоения учащимися названной категории содержания образования в начальной школе предполагает достаточную степень сформированности основных познавательных процессов, в структуре которых внимание занимает основное положение, так как уровень его развития является одним из критериев успешности любого вида деятельности и становления личности в целом.
С вниманием связаны познавательные процессы, внимание является частью всех высших психических функций. Для памяти внимание выступает - как фактор удержания информации, для мышления - как фактор правильного понимания и решения задач. В системе межчеловеческих отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу. Внимательный человек лучше и успешнее обучается, больше достигает в жизни, чем недостаточно внимательный. Поэтому невозможно развивать ребенка в плане психических функций, не затрагивая развития всех видов внимания.
Развитием внимания младших школьников, а также проблемами внимания занимались многие психологи: И.Л. Баскакова, 1982; Л.С. Выготский, 1976, 1988; Н.Ф. Гоноболин, 1972; Н.Ф. Добрынин, 2003; И.В. Страхов, 1991 и др.
Такое научное наследие позволило на практике создать достаточный набор средств, способов, приемов управления и организации детского внимания в учебной и внеучебной деятельности. Исходя из положения Л.С. Выготского (1988) о единстве законов развития нормальных и аномальных детей, этот набор применяется в практике обучения и воспитания всех категорий детей, но оказывается недостаточным в отношении детей, имеющих отклонения в развитии.
Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Как правило, хорошо успевающие школьники имеют лучшие показатели развития внимания. При этом специальные исследования психологов показывают, что различные свойства внимания имеют неодинаковый вклад в успешность обучения по разным предметам. Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания; успешность усвоения русского языка связана с точностью распределения внимания, а обучение чтению - с устойчивостью внимания. Таким образом, развивая определенные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам.
Имеющиеся в специальной литературе исследования конкретных нарушений внимания у младших школьников с задержкой психического развития (Т.А. Власова, 1973; И. Ю. Кулагина, 1999; К.С. Лебединская, 1975; В. И. Лубовский, 1984; И.Ф. Марковская, 1975; М.С. Певзнер, 1973 и др.), указывающие на дифференциальные признаки проявлений нарушений внимания (В. П. Мусина 1988; Л. И. Переслени 1981; Г. М. Понарядова 1979 и др.), а так же на природу и механизмы нарушений с нейрофизиологической и психологической точек зрения (И.Л. Баскакова, 1982; А.Р. Лурия, 2006; Е.Д. Хомская, 1979 и др.), проблемы коррекции внимания у детей с задержкой психического развития недостаточно освещены.
В последние годы некоторые вопросы коррекционной работы по преодолению нарушений внимания у детей с отклонениями в развитии отражены в работах Б.И. Айзенберг, 1992; Н. В. Бабкиной, 2006; Т.Г. Захаровой, 2005; Н.П. Локаловой, 2006; Т. Д. Пускаевой, 2009; Л.Ф. Чупрова, 2008; Л.А. Ясюковой, 2005 и др.
Практика обучения младших школьников с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования показала, что наличие нарушений внимания у этих детей требует организации коррекционной работы по их преодолению, учитывающей особенности нарушений внимания, дифференциации их от проявлений других отклонений в развитии детей.
Проблема задержки психического развития и трудностей в обучении, обусловленными нарушениями внимания, осознается как одна из актуальных психолого - педагогических проблем психологами и педагогами всего мира.
Существуют противоречия в данной проблеме, которые следует разрешить:
G- возрастает количество школьников с задержкой психического развития со сниженным произвольным вниманием, и в то же время мало разработано технологий психологической коррекции произвольного внимания данной категории детей;
G- существует множество данных в психолого - педагогической литературе о произвольном внимании, его содержании, механизмах, но фрагментарно описана данная проблема в контексте младших школьников с задержкой психического развития;
G-разработано не малое количество упражнений по развитию внимания младших школьников, но нет системы упражнений, направленных на психологическую коррекцию произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития.
Проблема исследования заключается в изучении особенностей произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития, разработке и внедрению в практику психологической программы коррекции по формированию свойств внимания у данного контингента школьников.
Объект исследования. Произвольное внимание учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования. Психологическая коррекция произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что эффективность коррекции нарушений произвольного внимания у младших школьников с задержкой психического развития может быть повышена при условии использования разработанной нами психологической программы по коррекции и развитию свойств внимания у данного контингента школьников.
Цель исследования. Теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность психологической программы коррекции по развитию произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития.
В соответствии с целью и гипотезой нами были сформулированы следующие задачи исследования:
1. На основании анализа общей и специальной психолого - педагогической литературы по проблеме исследования определить её современное состояние.
2. Изучить особенности произвольного внимания у младших школьников с задержкой психического развития.
3. Разработать психологическую программу коррекции произвольного внимания у младших школьников с задержкой психического развития и определить ее эффективность.
Методологическую основу исследования составили:
о- ключевые положения теории развития высших психических функций, в том числе внимания (Л.С. Выготский, 1988; П.Я. Гальперин, 1989, 2002; В.В. Давыдов, 1979; А.Н. Леонтьев, 2007; Д.Н. Узнадзе, 1961);
о- принцип коррекционной направленности учебно - воспитательного процесса (Т.А. Власова, 1975; В.Г. Петрова,1997);
о- основные положения теории о единстве законов развития нормальных и аномальных детей (Т.А. Власова, 1973; Л.С. Выготский, 1976; А.Н. Леонтьев, 2007; М.С. Певзнер, 1973 и др.);
о- концепция У.В. Ульенковой (1999) изучения, обучения и воспитания детей с задержкой психического развития;
о- принципы составления психокоррекционных программ (И.Ю. Левченко, 2000; И.И. Мамайчук, 2006; А.С. Спиваковская, 2000; У.В. Ульенкова, 2002);
- психолого - педагогические основы обучения детей с задержкой психического развития (В.И. Лубовский, 1981; Н.А. Никашина, 1984; Р.Д. Тригер, 1986; Г. М. Капустина, 1986; С.Г. Шевченко, 1990; Н.А. Цыпина, 1992 и др.).
Методы исследования были определены в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относится анализ психолого - педагогической и специальной литературы по проблеме исследования; ко вторым - изучение психолого - педагогической документации, наблюдение, опрос, тестирование, констатирующий и формирующий эксперимент. В исследовании применялись методы количественной и качественной обработки и интерпретации результатов исследования.
В психодиагностическое исследование включены следующие психодиагностические методики: «Тест Тулуз - Пьерона» (1962), в модификации Л.А. Ясюковой (1997); «Таблицы Э. Шульте» (1995); «Тест Бурдона» (1895) в модификации П.А. Рудника (1998), наблюдение по параметрам, разработанным Л.Ф. Чупровым (2003).
Организация исследования. Базой для реализации исследования явилось Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 г. Канска.
В эксперименте участвовало 20 учащихся 2 - х классов и 20 учащихся 4 - х классов. Возраст испытуемых 8 - 9 и 10 - 11 лет соответственно. Общий объем экспериментальной выборки составил 40 учащихся, из них 21 мальчик и 19 девочек. В исследовании принимали участие школьники, имеющие заключение ПМПК «Задержка психического развития».
Исследование проводилось в период с 2017 г. по 2018 г. и осуществлялось в несколько этапов:
Подготовительный этап (июнь 2017 - сентябрь 2017) - представлял собой изучение различных аспектов проблемы и включал в себя теоретический анализ психолого - педагогической литературы по проблеме исследования с целью определения методологической и теоретической базы исследования.
Констатирующий этап (сентябрь 2017 - ноябрь 2017) - выявление особенностей развития произвольного внимания у младших школьников с задержкой психического развития на основании отобранных диагностических методов и методик. Анализ результатов исследования.
Формирующий этап (ноябрь 2017 - март 2018) - разработка и реализация программы психологической коррекции произвольного внимания у младших школьников с задержкой психического развития.
Контрольный этап (апрель 2018 - май 2018) - состоял в обработке результатов формирующего эксперимента, в анализе полученных результатов и проверке эффективности программы коррекции произвольного внимания у младших школьников с задержкой психического развития. Осуществлялись обобщение и сравнение полученных результатов.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволят расширить и углубить современное состояние изучения проблемы развития внимания у детей, научные представления, раскрывающие особенности произвольного внимания у младших школьников с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования. Представленные в выпускной квалификационной работе материалы, раскрывающие особенности произвольного внимания у младших школьников с задержкой психического развития и его психологическую коррекцию посредством развития свойств внимания могут быть использованы психологами, педагогами и другими специалистами, работающими с данной категорией школьников. Предлагаемые в программе упражнения и задания по развитию свойств внимания могут быть использованы в работе практических психологов в начальных классах общеобразовательных школ, классах коррекционно - развивающего обучения, в условиях интегрированного обучения, а также в качестве дополнительных занятий с детьми по отдельным школьным предметам.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы в количестве 124 источников (из них 8 на иностранном языке). Текст диссертации изложен на 214 страницах, включает 19 таблиц, 17 гистограмм, 7 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Цель данной выпускной квалификационной работы: изучить особенности произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития; разработать программу психологической коррекции произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития и определить ее эффективность.
Внимание учащихся - одно из основных условий эффективности учебно - воспитательного процесса. В процессе обучения и воспитания, деятельности и общения у школьника развиваются свойства внимания, его виды, образуются устойчивые сочетания, на основе которых формируется внимательность как свойство личности. Недостаточный уровень развития внимания и как следствие возникновение отклонений развития внимания довольно часто выступает как один из ведущих признаков, который препятствует не только усвоению знаний, но и формированию личности, лежит в основе неуспешности школьников, особенно в младших классах.
В процессе исследования мы гипотетически предположили, что эффективность коррекции нарушений произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития может быть повышена при условии использования разработанной нами психологической программы по коррекции и развитию свойств внимания данного контингента школьников.
Для подтверждения гипотезы было организовано диагностическое исследования, направленное на выявление особенностей произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития, в процессе которого были использованы следующие методики:
1. Наблюдение по параметрам, разработанным Л.Ф. Чупровым (2003);
2. «Тест Тулуз - Пьерона» (1962), в модификации Л.А. Ясюковой (1997);
3. «Тест Бурдона» (1895) в модификации П.А. Рудника (1998).
4. «Таблицы Э. Шульте» (1995).
В основу комплектования экспериментальной выборки испытуемых нами были определены следующие критерии:
1. Схожесть показателей возраста (в исследовании приняли участие учащиеся 8 - 10 лет).
2. Обучение в классах коррекционно - развивающего и интегрированного обучения.
3. Схожесть клинической картины нарушения (все испытуемые, принимавшие участие в исследовании, имели заключение ПМПК «Задержанное психологическое развитие».
В результате констатирующего эксперимента были выявлены следующие особенности произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития: у большинства испытуемых снижена концентрация, устойчивость и распределение внимания; трудности переключения внимания; повышенная отвлекаемость; колебания внимания; ослабленное внимание к вербальной информации; низкий уровень самоконтроля, низкий уровень объёма внимания, низкая скорость переработки информации, что несомненно мешает усвоению полученных знаний на уроках.
После полученных результатов констатирующего эксперимента нами был организован и проведен формирующий эксперимент, направленный на психологическую коррекцию и развитие свойств внимания младших школьников с задержкой психического развития.
В процессе формирующего эксперимента мы обозначили следующие направления психокоррекционной работы:
о- Вырабатывать концентрированное и устойчивое внимание.
о- Увеличивать объём внимания, усиливать способность к распределению и переключению внимания.
о- Развивать умение доводить начатое до конца, не отвлекаясь на посторонние раздражители; концентрировать сознание на главном, отвлекаясь от второстепенного.
о- Развивать умение концентрировать свое сознание, не отвлекаясь на посторонние раздражители; распределять время на выполнение задания.
о- Формировать осознанное отношение к восприятию информации, концентрировать сознание на значимой информации.
о- Воспитывать внимательное отношение к содержанию информации; слышать, а не просто слушать объяснение.
о- Формировать умение планировать, контролировать и адекватно оценивать свою деятельность.
Эффективность внедрения и реализации психокоррекционных мероприятий, направленных на развитие свойств внимания младших школьников с задержкой психического развития показали положительную динамику.
Так, анализ результатов наблюдения по параметрам, предложенным Л.Ф. Чупровым (2003) до и после эксперимента свидетельствует об имеющихся положительных изменениях в проявлении признаков нарушенного внимания младших школьников с задержкой психического развития. Так, до формирующего эксперимента повышенная отвлекаемость проявлялась у 36 испытуемых (90%), после формирующего эксперимента - 32 учащихся (80%) демонстрировали повышенную отвлекаемость, отсюда следует, что у 10% школьников снизилась отвлекаемость внимания.
Значительно снизились проявления ослабленного внимания к вербальной информации: до эксперимента у 32 испытуемых (80%), после эксперимента у 24 детей (60%).
Анализ результатов «Теста Тулуз - Пьерона» (1962), в модификации Л.А. Ясюковой (1997) показал повышение скорости переработки информации в повышение показателей в уровнях концентрации и устойчивости внимания, в скорости переработки информации.
Данные исследования свойств внимания по «Тесту Бурдона» в модификации П.А. Рудника (1998) показали повышение устойчивости внимания, улучшение показателей в точности выполнения задания, из чего следует вывод о совершенствовании концентрации и устойчивости внимания младших школьников с задержкой психического развития.
Анализ результатов «Таблицы Э. Шульте» (1995) показал повышение показателей в уровнях концентрации внимания младших школьников с задержкой психического развития в среднем на 10%.
Результаты исследования позволяют констатировать положительные изменения в сформированности основных свойств внимания у испытуемых.
Таким образом, результаты реализации программы «Психологической коррекции произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития» свидетельствуют о положительной динамике в развитии основных свойств внимания, эффективности коррекции нарушений произвольного внимания у испытуемых.
Результаты исследования подтверждают выдвинутую нами гипотезу, заключающуюся в том, что эффективность коррекции нарушений произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития может быть повышена при условии использования разработанной нами психологической программы по коррекции и развитию свойств внимания у данного контингента школьников.



1. Айзенберг Б.И., Кузнецова Л.В. Психокоррекционная работа с детьми, имеющими нарушения психического развития / сост. Н.П. Вайзман // Психотерапия в дефектологии. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1992. - С. 78-84.
2. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития./Под ред. К.С. Лебединской - М.: Педагогика, 1982. - 240 с.
3. Ананьев Б.Г. Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания в начальной школе. - М.: Просвещение, 1960. - 230с.
4. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учись быть внимательным. - М.: Просвещение, 1996. - 205 с.
5. Андрющенко Т.Ю., Карабекова Н.В. - Коррекция психологического разивтия младших школьников на начальном этапе обучения. // Вопросы психологии. - 1993. - №1. - С.21.
6. Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога. — М.: Школьная Пресса, 2006. — 80 с.
7. Бабкина Н.В. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя — М.: АРКТИ, 2002. 78 с.
8. Бабкина Н.В. Психолого-педагогические условия формирования саморегуляции познавательной деятельности у младших школьников с задержкой психического развития : Автореф. дис. ... к-та психол. наук. М., 2003. 21 с.
9. Баскакова И.В. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. - Воронеж, НПО «МОАЭК», 1995.-234 с.
10. Баскакова И.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников. - М.: Ин-т практ. псих., Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 64 с.
11. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. - М.: Академия, 1999. - 245 с.
12. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учебное пособие для студентов пед. вузов. - М.: НЦ ЭНАС, 2002. - 134с.
13. Божович А.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Академия, 2005.-290 с.
14. Божович Л.И. Теория развития личности и ее формирование в детском возрасте. - М.: Наука, 1986. - 340 с.
15. Борякова Н.Ю. Особенности формирования речевого высказывания у детей с задержкой психического развития. - М.: Педагогика, 1983.- 240 с.8.
16. Варга А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников./ Под. Ред. А.А. Бодалев. - М.: Просвещение, 1989. - 240с.
17. Венгер А.В. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Просвещение, 1992. - 298 с.
18. Венгер Л.А. О качественном подходе к диагностике умственного развития ребенка.// Вопросы психологии. - 1994. - № 4 - с.116-127.
19. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос-Пресс, 2007. - 160 с.
20. Власова Т.А. и др. Задержка психического развития детей и пути ее преодоления. - М.: Педагогика, 1976. - 147 с.
21. Власова Т.А., Лебединская К.С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития у детей. // Дефектология. - 1975. - №6. - с.8-17.
22. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М.: Педагогика, 1973. - 250 с.
23. Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы). /Под. ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Дывыдова. - М.: Просвещение, 1966. - 442 с.
24. Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. - М.: Педагогика, 1986. - 138 с.
25. Выготский Л.С. Основы дефектологии. //Собр. соч.: в 6т. - М., 1983. - Т5. - 368 с.
26. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии.// Собр. соч. в 6 т. - М, 1982. - Т.2. - 504 с.
27. Выготский Л.С. Проблемы развития психики.//Собр. соч. в 6т. - М.: 1983. - Т.3. - 369 с.
28. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте / Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н. Леонтьева,
А.А. Пузырея. - М.: МГУ, 1976. - С.113-129
29. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Выготский Л.С. - Спб.: Союз, 1997. - 499 с.
30. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т./ под ред. А.В. Запорожца. - М.: Педагогика; Т 5. Основы дефектологии. 1988.-526 с.
31. Гальперин П.Я. Экспериментальное формирование умственных действий. - М.: Просвещение. - 1974. - 240 с.
32. Гальперин П.Я. Лекции по психологии: Учеб. пособие для вузов. - М.: Академия, 2002. - 400 с.
33. Гальперин П.Я., Кобыльницкая С.Л, Экспериментальное формирование внимания / П.Я, Гальперин, С.Л. Кобыльницкая - М.: Просвещение, 1989. -398 с.
34. Гиппенрейтер Ю.Б. Деятельность и внимание // А.Н. Леонтьев и современная психология. М.,1983. - С.76-78.
35. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. (ред.) Практикум по возрастной психологии — СПб.: Речь, 2002. — 694 с.
36. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. - М.: Мысль, 1972. - 246 с.
37. Гуровец Г.В., Ленок Я.Я. Коррекционно-развивающие игры как метод обучения в специальной педагогике.// Дефектология. - 1986. - №2. - С. 77-88.
38. Давыдов В.В. Основные проблемы возрастной и педагогической психологии на современном этапе развития образования. // Вопросы психологии. - 1986. - №4. - с.3-15.
39. Давыдов Т.В., Драгунова Л.Б. Возрастная и педагогическая психология: учеб. для студентов пед. ин - тов / под ред. А.А. Петровского - М.: Просвещение, 1979. - 288 с.
40. Дети с временными задержками развития./ Под. ред. Т.А.Власовой, М.С.Певзнер. - М.: Педагогика, 184 с.
41. Дети с задержкой психического развития. / Под ред. Власовой Т.А., Лубовского В.И., Цыпиной Н.А. - М., 1994. - 256с.
42. Дети с отклонениями в развитии. /Под. Ред. Т.А. Власовой,
В.И. Лубовского, Н.А.Цыпиной. - М.: Просвещение, 1984.-256с.
43. Добрынин Н. Ф. О новых исследованиях внимания// Вопросы психологии. 2003. №3 с. 121-128
44. Домишкевич С.А. Продуктивность и динамические особенности интеллектуальной деятельности детей с задержкой психического развития. - М.: Наука, 1977.
45. Дормашев Ю.Б. Психология внимания. - М.: Просвещение, 2001.¬526 с.
46. Дробинская А.О. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь. - М.: Школьная Пресса, 2005. - 96 с./Серия: В помощь специалисту. («Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала»; Вып. 19.)
47. Егорова Т.В. Особенности познавательных процессов у младших школьников с пониженной обучаемостью. - М.: Педагогика, 1969. - 130 с.
48. Ермолаева О.Ю., Марютина Т.М., Внимание школьника / О.Ю. Ермолаева, Т.М, Марютина - М: Просвещение, 1987. - 488 с.
49. Жаренкова Г. И. Специфика учебной деятельности / Дети с ЗПР. - М.: Педагогика, 1984. - С.135-151.
50. Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов. М. Академия, 2004. - 435 с.
51. Инденбаум, Е. Л. Коррекция познавательной деятельности младших школьников с нарушениями интеллектуального развития во внеклассной работе с позиций функционально - уровневого подхода / Е. Л. Инденбаум, А. Н. Косымова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2010. - N 5. - С. 50-59
52. Карпова Г.А., Артемьева Т.Л. Педагогическая диагностика учащихся с задержкой психического развития: учебное пособие. Екатеринбург, 1995. - 154с.
53. Клиническая характеристика детей с ЗПР; Составители: Доктор психологических наук Т.А. Власова, кандидат психологических наук К.С. Лебединская и В.Ф. Мачихина, 1993.
54. Князева Т.Н. Из опыта работы по организации процесса усвоения знаний детьми в классах выравнивания.//Дети с задержкой психического развития: Проблемы и практические решения.- Н. Новгород,1991. - С.41¬44.
55. Коломенский Н.Л., Панько Е.А, Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - 379 с.
56. Коломенский Я.Л., Панько Е.А, Детская психология: Учеб. пособие для пед. Институтов / Я.Л. Коломенский, Е.А. Панько - Мн.: Университетское, 1988. - 399 с.
57. Комарова Т.К. Психология внимания: Учеб.- метод. пособие / Авт.- сост. Т.К. Комарова. - Гродно: ГрГУ, 2002. - 124 с.
58. Коробейников И.А. Специальный Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования детей с задержкой психического развития : проект / И.А. Коробейников, Е.Л. Инденбаум, Н.В. Бабкина. - М.: Просвещение, 2013 - 48 с
59. Коровкин, С.Ю. Общая психология: внимание: практикум/ С.Ю. Коровкин; Яросл. гос. ун-т. - Ярославль : ЯрГУ, 2008 -72 с.
60. Коррекционная педагогика в начальном образовании. / Под ред. Г.Ф. Кумариной - М.: Академия, 2001. - 314с.
61. Кривова М.А. Развитие внимания в начальной школе // Школьный психолог. - 2003. - № 46. - С. 25-29.
62. Лебединская К.С. (Отбор детей во вспомогательную школу: Пособие для учителя / Сост.: Т. А. Власова, К. С. Лебединская, В. Ф. Мачихина. - М.: Просвещение, 1983.
63. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. - М.: Изд-во МГУ, 1985. - 168с.
64. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология: Учеб. пособие для пед. инсти-тов / под ред. Н.Д. Левитова - М.: Просвещение, 1964.- 326 с.
65. Лейтес М.С. На пути к изучению самых общих предпосылок способностей. - М.: Наука, 1972. - 320 с.
66. Лейтес М.С. Умственные способности и возраст. - М.: Педагогика, 1971. - 280 с.
67. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Просвещение, 1985. - 570 с.
68. Леонтьев А.Н., Лурия А.Р., Смирнов А.А. О диагностических методах исследования школьников.// Вопросы психологии. - 1978. - №4. -
С.98-100.
69. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: Учеб. пособие для вузов / под. ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой - М.: Смысл: Академия, 2007. - 511 с.
70. Лиепень С.В. Особенности внимания учащихся младших классов вспомогательных школ //Дефектология. 1985. №4. - С.47-51.
71. Лиепинь С. В. Сравнительные исследования объема внимания учащихся 1-3 классов вспомогательных и массовых школ // Клиническое и психолого-педагогическое изучение детей с интеллектуальной недостаточностью. - М., 1976. - С.63-67.
72. Лубовский В.И., Переслени Л.И. и др. Обучение детей с задержкой психического развития. - М.: Просвещение, 1981. - 119с.
73. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии / А. Р. Лурия. - СПб.: Питер, 2006. - 320 с: ил. - (Серия «Мастера психологии»).
74. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1987. - 275 с.
75. Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. для вузов. - СПб: Питер, 2007. - 582с.
76. Матюхина М.В, Михальчик Т.С. Психология младшего школьника: Учеб. пособие для вузов / М.В, Матюхина, Т.С, Михальчик - М.: Просвещение, 1988. - 389 с.
77. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е.А. Медведева, Л.Н .Комиссарова, Г. Р. Шашкина, О. Л. Сергеева; Под ред. Е. А. Медведевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 224 с.
78. Мухина В.С. Возрастная психология.- М.: Академия, 1997. - 325 с.
79. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: - 688 с.
80. Немов, Р. С. Психология : Учебник для студентов высших пед. учебн. заведений [Текст] / Р. С. Немов : в 3 кн. - 4 изд. - Москва : ВЛАДОС, 2003. - Кн. 3 : Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - 640 с.
81. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1996. - 360 с.
82. Обучение детей с задержкой психического развития./Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Некашиной. - М.: Просвещения, 1991. - 120с.
83. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ «Сфера», 1998. - 240 с. 49.
84. Организация обучения и воспитания детей с задержкой психического развития. /Под ред. Л.И. Романова, Н.А. Цыпина, М.: Педагогика .-1993. -220с.
85. Пекелис Э.Я. Клинико - педагогическая характеристика ребенка с задержкой развития. // Специальная школа. 1968. Вып.2.
86. Переслени Л.И. Некоторые особенности внимания у детей с отклонениями в развитии. // Дефектология. 1972. №4.
87. Переслени Л.И., Шохин П.В. Особенности внимания и восприятия. / Обучение детей с задержкой психического развития. - М.: Просвещение - 1981. - С.10-14.
88. Переслени Л.Н., Чупров Л.Ф., Мастюкова Е.М. Психо - диагностический комплекс методик для определения умственного развития младших школьников. - Абакан: АГПИ, 1997. - 250 с.
89. Пермякова В.А., Домишкевич С.А. Типические особенности эмоционально - волевой сферы и личностной регуляции учебной деятельности младших школьников в норме и при отклонениях в развитии.//Развитие школьников с отклонениям - М. Просвещение, 1981. - 125с.
90. Петровский А.В. Психология: Учеб. для вузов по пед. спец./ В.А. Петровский, М.Г. Ярошевский - М.: Академия, 2002. - 501 с.
91. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие (под ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф.) Изд. 2-е, доп., - М. Речь, 2006
92. Психотерапевтическая энциклопедия // Под ред. Б.Д. Карвасарского. - СПб.: Изд-во. «Питер», 1998.
93. Разумова Г.А. Особенности внимания младших школьников // Начальная школа. Плюс до и после. - 2005. - № 4. - С. 35-41.
94. Рибо Т. Психология внимания // Хрестоматия по вниманию. - М.: 1976 - 208 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ