ВВЕДЕНИЕ 1
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОПИНГ-
ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В СИТУАЦИЯХ КИБЕРБУЛЛИНГА В
СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ 5
1.1. Проблема копинг-поведения в психологии 5
1.2. Кибербуллинг в социальных сетях 14
1.3. Психологические особенности подростков, включенных в ситуацию
кибербуллинга в социальных сетях 20
Вывод по Главе 1 28
ГЛАВА 2. ПРОЕКТ КОРРЕКЦИИ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В СИТУАЦИЯХ КИБЕРБУЛЛИНГА В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ 29
2.1. Методики исследования и результаты констатирующего эксперимента 29
2.2. Паспорт, содержание проекта и результаты контрольного эксперимента...46
Вывод по Главе 2 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 60
Актуальность темы исследования продиктована современным состоянием научно-технического прогресса. Информационные технологии стали неотъемлемым элементом жизни каждого человека и имеют очевидную социальную значимость. Согласно статистическим данным, в нашей стране насчитывается более 76,3 млн. пользователей интернета, что составляет 66 % россиян старше 18 лет. Около 10 млн. пользователей глобальной Сети составляют лица, не достигшие 18 лет [18].
Интернет открывает перед человеком безграничные возможности: поиск необходимой информации, образование, виртуальное общение. Глобальная Сеть расширяет жизненное пространство человека, способствует расширению социального взаимодействия. Однако, наряду с множеством положительным сторон, Интернет заключает и ряд серьезнейших угроз.
Каждый из пользователей, проводя значительное количество времени в социальных сетях, подвергает себя риску стать жертвой киберпреступлений. Особенно это касается детей и подростков, ведь они недостаточно информирована о таких интернет-опасностях, где агрессия, травля и мошенничество, которые широко распространены в последнее время. Детская и подростковая аудитория очень доверчива, наивна и довольно легко поддается манипулятивным уловкам.
Новым феноменом Интернет-коммуникации является кибербуллинг, который представляет собой разновидность психологического буллинга (от англ. bullying - травля). Кибербуллинг совершается в виртуальном пространстве и характеризуется как наиболее агрессивная форма девиации.
Страхи, заниженная самооценка, тревожность, суицид, неуверенность в себе, расстройство психики, психоэмоциональная нестабильность - все это является последствиями кибербуллинга.
Отсюда и вывод, что кибербуллинг является актуальной проблемой и нуждается в обсуждении и поиске методов решения.
Одним из вариантов решения проблемы кибербуллинга являются копинг- стратегии подростков.
Само понятие копинг переводится с английского языка как нечто позволяющее совладать и справиться с атками буллинга, позволяющее преодолевать провокации и выпады со стороны нападающих. Копинг в нашей отечественной психологии чаще называют методом совладания, в процессе формирования которого подросток учится преодолевать жизненные трудности путем формирования собственного личностного характера. В связи со сложившейся ситуацией возникает настоятельная необходимость изучения копинг-поведения подростков в ситуациях кибербуллинга в социальных сетях.
Объектом исследования выступает копинг-поведение.
Предмет исследования: коррекция копинг-поведения подростков в ситуациях кибербуллинга в социальных сетях.
Цель работы: теоретически обосновать, разработать и реализовать проект, направленный на коррекцию копинг-поведения подростков в ситуациях кибербуллинга в социальных сетях...
Термин «coping» получил широкое распространение в американской психологии с начала 1960-х годов. Американский психолог Лоис Мерфи оперировала термином coping, анализируя способы преодоления детьми, пребывающих в ситуации возрастного кризиса. Среди таких способов Л. Мерфи отметила активные, усилия личности, имеющие своей целью овладеть трудной жизненной ситуацией или проблемой.
Для подростков, включенных в ситуацию кибербуллинга в социальных сетях, характерны ярко выраженные тенденции к гиперсоциальному поведению. Часто они сами инициируют агрессивные действия по отношению к себе: провоцируют агрессора, создают конфликтные ситуации. Большинство подростков не умеют отстаивать свои границы, пренебрегают правилами безопасного поведения и часто совершают необдуманные поступки.
Для нашего исследования были использованы следующие методики:
1. Анкета «Кибербуллинг среди подростков» для выявления участников кибербуллинга.
2. Методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (С. Норман, Д. Ф. Эндлер, Д. А. Джеймс, М. И. Паркер; адаптированный вариант Т. А. Крюковой) для определения особенностей копинг-поведения в стрессовых ситуациях у подростков.
3. Методика исследования виктимного поведения (О. О. Андронникова) для выявления предрасположенности подростков к различным формам виктимного поведения.
4. Методика «Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирхана.
Нами был составлен и реализован проект, направленный на коррекцию копинг- поведения подростков в ситуациях кибербуллинга в социальных сетях.
Исходя из полученных нами результатов в ходе контрольного эксперимента, мы можем сделать вывод, что наша гипотеза подтвердилась и реализованный нами научно-обоснованный комплексный проект является важнейшим условием сохранения здоровья и психологической защиты личности подростков и способствует устранению психологических причин.
1. Акименко А.К. Взаимосвязь стратегий совладающего поведения и социально-психологических характеристик личности. Психология развития. 2016. N 3. С. 235-238.
2. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование жизненных ситуаций и психологическая защита / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. 1994. Т. 15. N 1. С. 3-18.
3. Баранов А.А. Копинг-стратегии подростка в ситуации кибербуллинга. 2016. N 2. С. 37-46.
4. Барей Н.С. Информационная безопасность детей в виртуальном пространстве. Кибербуллинг как стигматизационный фактор . Теория и практика общественного развития. 2020. N 1. С. 102-106.
5. Бенгина Е.А. Кибербуллинг как новая форма угрозы психологическому здоровью личности подростка. 2018. N 2. С. 153-157.
6. Бохан Т.Г. Возрастные и социально-психологические характеристики копинг-стратегий в периодах юношества и ранней взрослости. 2017. N 16-17. С. 35-45.
7. Брушинский А.В. Избранные психологические труды. М. 2006. 621 с.
8. Войскунский А. Е. Актуальные проблемы зависимости от интернета. Психологический журнал. 2004. Т. 25. N 1. С. 90-100.
9. Волкова Е.Н. Кибербуллинг как способ социального реагирования подростков на ситуацию буллинга. 2017. N 3. С. 17-19.
10. Дементий Л.И. Условия и факторы приобретения стратегий совладающего поведения // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2017. N 1. С. 23-27.
11. Дружинина Ю.А. Особенности совладающего поведения в подростковом возрасте. 2016. N 5. С. 78-82.
12. Дубровина И. В. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Екатеринбург. 2006. 128 с.
13. Жарова Д.В. Психологические особенности подросткового буллинга. 2018. N 1. С. 79-84.
14. Жилинская А. В. Интернет как ресурс для решения задач подросткового
возраста: обзор психологических исследований. Психологическая наука и
образование. 2014. Т. 6. N 1. С. 10-18.
15. Игнатьева Э. А. Выявление уровня сформированности коммуникативных умений виртуального общения // Психологическая наука и образование. 2011. N 4. С. 67-76...39