КОРРЕКЦИЯ СТРАХОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста 7
1.2. Страхи как психолого-педагогический феномен 14
1.3. Формы и методы коррекции страхов детей старшего дошкольного
возраста 21
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1 28
ГЛАВА 2. ПРОГРАММА ИГРОВЫХ ЗАНЯТИЙ ПО КОРРЕКЦИИ
СТРАХОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 30
2.1. Результаты исследования страхов детей старшего дошкольного
возраста 30
2.2. Программа игр по коррекции страхов детей старшего дошкольного
возраста 37
2.3. Результаты контрольного эксперимента по исследованию страхов
детей старшего дошкольного возраста 48
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста 7
1.2. Страхи как психолого-педагогический феномен 14
1.3. Формы и методы коррекции страхов детей старшего дошкольного
возраста 21
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1 28
ГЛАВА 2. ПРОГРАММА ИГРОВЫХ ЗАНЯТИЙ ПО КОРРЕКЦИИ
СТРАХОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 30
2.1. Результаты исследования страхов детей старшего дошкольного
возраста 30
2.2. Программа игр по коррекции страхов детей старшего дошкольного
возраста 37
2.3. Результаты контрольного эксперимента по исследованию страхов
детей старшего дошкольного возраста 48
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
Существует тенденция увеличения числа детей, испытывающих сильные эмоциональные переживания. Возникновения страха и других негативных тенденциях обуславливаются отклоняющейся формой поведения детей, поэтому следует обратить внимание на данный феномен в процессе становления личности и индивидуальности ребенка [10].
Актуальность исследования. В настоящее время актуален вопрос изучения психологических особенностей страха в дошкольном возрасте, его специфических проявлений, причин и факторов его обуславливающих. Большое количество научных работ рассматривает страх как причину нарушений в психофизиологической сфере, а также как составную часть неврозов, депрессий [23].
Известно, что возникновения страхов в детском возрасте нельзя оставлять без внимания, так как это может служить фактором нарушения личности в онтогенезе [4].
Исследование детских страхов в научной литературе обусловлено пониманием того, насколько сильно эмоциональные нарушения у детей влияют на формирование личности ребенка, а также на нормальное протекание его психических процессов [16].
Страхи, эмоциональные нарушения поддаются коррекции и без последствий проходят у детей до десяти лет. Поэтому чрезвычайно важно своевременно обращаться к специалисту, принять меры по преодолению фобий у ребёнка.
Одной из новых технологий в психолого-педагогической диагностики и коррекции детей стала игротерапия. Этот метод может помочь детям с эмоционально-личностным нарушением. Игра безоговорочно признана универсальной формой коррекции в дошкольном периоде. На практике имеет место такое противоречие: метод игротерапии не достаточно используется в воспитательном процессе в современном дошкольном учреждении [14].
В связи с этим, актуальность выпускной квалификационной работы заключается в возможности применения игры, как средства коррекции детских страхов в дошкольном возрасте.
Цель исследования: изучить возможности коррекции страхов детей старшего дошкольного возраста посредством игры...
Актуальность исследования. В настоящее время актуален вопрос изучения психологических особенностей страха в дошкольном возрасте, его специфических проявлений, причин и факторов его обуславливающих. Большое количество научных работ рассматривает страх как причину нарушений в психофизиологической сфере, а также как составную часть неврозов, депрессий [23].
Известно, что возникновения страхов в детском возрасте нельзя оставлять без внимания, так как это может служить фактором нарушения личности в онтогенезе [4].
Исследование детских страхов в научной литературе обусловлено пониманием того, насколько сильно эмоциональные нарушения у детей влияют на формирование личности ребенка, а также на нормальное протекание его психических процессов [16].
Страхи, эмоциональные нарушения поддаются коррекции и без последствий проходят у детей до десяти лет. Поэтому чрезвычайно важно своевременно обращаться к специалисту, принять меры по преодолению фобий у ребёнка.
Одной из новых технологий в психолого-педагогической диагностики и коррекции детей стала игротерапия. Этот метод может помочь детям с эмоционально-личностным нарушением. Игра безоговорочно признана универсальной формой коррекции в дошкольном периоде. На практике имеет место такое противоречие: метод игротерапии не достаточно используется в воспитательном процессе в современном дошкольном учреждении [14].
В связи с этим, актуальность выпускной квалификационной работы заключается в возможности применения игры, как средства коррекции детских страхов в дошкольном возрасте.
Цель исследования: изучить возможности коррекции страхов детей старшего дошкольного возраста посредством игры...
Проведенное нами исследовании показало, что понятие «страх» широко представлено в психолого-педагогических исследованиях отечественных и зарубежных ученых. Страх исследуется как эмоция, ответная реакция, защитная форма поведение и т.д. Овчарова Р. Ф. рассматривает страх, как эффективное отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия.
В дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психолого-педагогическому «воздействию», поскольку они пока больше обусловлены эмоциями, чем характером, и во многом носят возрастной переходящий характер. Если в этом возрасте не будет сформировано умение оценивать свои поступки с точки зрения социальных предписаний, то в дальнейшем это будет весьма трудно сделать, так как упущено благоприятное время для формирования чувства ответственности.
Авторы указывают на необходимость, выяснения причин страха, как первого этапа в его коррекции. Нами было также выявлено, что именно игра является наиболее оптимальным педагогическим средством коррекции страхов в дошкольном возрасте, так как относится к ведущей деятельности ребенка дошкольного возраста.
Опытно-экспериментальная работа по выявлению страхов у детей дошкольного возраста позволила нам определить, что у 50% детей выявлен тот или иной вид страха. У детей дошкольного возраста выявлен высокий показатель по социально-опосредованным страхам: у 89% отмечается боязнь людей, наказания, опоздания, одиночества; у 95% страх смерти, у 84% медицинские страхи, у 52,5% страх темноты, у 77% страх насекомых.
На основе результатов констатирующего эксперимента мы разработали программу коррекции страхов детей старшего дошкольного возраста. Целью данной программы является коррекция страхов детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр. Задачи программы: снизить тревожность,
формировать навыки общения и контроля своего поведения, повысить психический тонус ребенка, осуществить контроль над объектом страха. При разработке программы мы ссылались на исследования
Ч. Спилбергера, А.М. Прихожан и др.
Разработанная нами программа ориентирована на 10 занятий. Тематика отдельного занятия ориентирована на коррекцию того или иного вида страха. Для определения эффективности разработанной нами программы мы использовали методики констатирующего этапа эксперимента. Результаты контрольного этапа эксперимента показали снижение проявлений страха смерти на 55%, страха темноты на 59,5%, медицинских страхов на 59%, страхов насекомых на 53%.
Таким образом, поставленные нами цель и задачи нашего исследования выполнены, гипотеза подтверждена.
В дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психолого-педагогическому «воздействию», поскольку они пока больше обусловлены эмоциями, чем характером, и во многом носят возрастной переходящий характер. Если в этом возрасте не будет сформировано умение оценивать свои поступки с точки зрения социальных предписаний, то в дальнейшем это будет весьма трудно сделать, так как упущено благоприятное время для формирования чувства ответственности.
Авторы указывают на необходимость, выяснения причин страха, как первого этапа в его коррекции. Нами было также выявлено, что именно игра является наиболее оптимальным педагогическим средством коррекции страхов в дошкольном возрасте, так как относится к ведущей деятельности ребенка дошкольного возраста.
Опытно-экспериментальная работа по выявлению страхов у детей дошкольного возраста позволила нам определить, что у 50% детей выявлен тот или иной вид страха. У детей дошкольного возраста выявлен высокий показатель по социально-опосредованным страхам: у 89% отмечается боязнь людей, наказания, опоздания, одиночества; у 95% страх смерти, у 84% медицинские страхи, у 52,5% страх темноты, у 77% страх насекомых.
На основе результатов констатирующего эксперимента мы разработали программу коррекции страхов детей старшего дошкольного возраста. Целью данной программы является коррекция страхов детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр. Задачи программы: снизить тревожность,
формировать навыки общения и контроля своего поведения, повысить психический тонус ребенка, осуществить контроль над объектом страха. При разработке программы мы ссылались на исследования
Ч. Спилбергера, А.М. Прихожан и др.
Разработанная нами программа ориентирована на 10 занятий. Тематика отдельного занятия ориентирована на коррекцию того или иного вида страха. Для определения эффективности разработанной нами программы мы использовали методики констатирующего этапа эксперимента. Результаты контрольного этапа эксперимента показали снижение проявлений страха смерти на 55%, страха темноты на 59,5%, медицинских страхов на 59%, страхов насекомых на 53%.
Таким образом, поставленные нами цель и задачи нашего исследования выполнены, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- Коррекция страхов старших дошкольников
Главы к дипломным работам, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ УВЕРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5020 р. Год сдачи: 2018 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СНИЖЕНИЯ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД СКАЗКОЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2019 - КНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2016 - Развитие внимания детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр на занятиях по физической культуре (Южно-Уральский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025 - ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ БЕСКОНФЛИКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Психолого-педагогическое сопровождение развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2020



