ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ИСТОРИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ 8
1.1. Формирование краеведение в России 8
1.2. Формирование краеведения в Красноярском крае 13
ГЛАВА II КРАЕВЕДЕНИЕ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ 18
2.1. Школьные музеи, выставки, как центры краеведческий деятельности ... 27
2.2. Конкурсы исследовательских работ по краеведению 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 38
Источники 38
Литература 39
В концепции модернизации российского образования сказано: «Целью 3 программы является воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций».
В связи с реализацией Федерального компонента государственного образовательного стандарта, большое значение имеет воспитательная составляющая деятельности школы. В задачи воспитательной деятельности входят привлечение школьников к исследовательским проектам, творческие занятия, в ходе которых они учатся изобретать, понимать и осваивать новое, учатся выражать собственные мысли, а также принимать решения и помогать друг другу, формировать интересы и осознавать свои возможности.
Актуальность темы исследования. Изучение региональной истории ограничено тем, что при реализации основных образовательных программ содержится положение о необходимости учитывать историко-культурную и этническую специфику субъектов Российской Федерации
Профессиональный стандарт «Педагог» ориентирует учителей на учет региональной специфики при организации учебно-воспитательного процесса, а именно «места жительства и историко-культурного своеобразия региона. Основами выработки педагогических решений является изучение существующих научно-практических подходов к проблеме, образовательных стандартов, осмысление собственного опыта.
Краеведческий принцип при изучении отечественной истории помогает более осознанному усвоению школьниками сложнейших вопросов политического, социально-экономического, и культурного развития страны и своей малой Родины. При этом краеведческим данный подход будет лишь в том случае, когда изучение отечественной истории будет параллельно рассматриваться со многими явлениями местного быта, природы и истории.
Не всегда одного школьного процесса хватает для углубления в тему. Поэтому регионы утверждают центры дополнительного образования, где дети могут погрузиться в науку краеведение. На территории Красноярска 16 ноября 1990 года был создан Красноярский краевой центр туризма и краеведения. Контроль над учреждением осуществляет министерство образования Красноярского края на основании постановления Правительства Красноярского края от 27.12.2013 № 706-п и распоряжения Правительства Красноярского края от 19.01.2012 № 402-р.
Объектом исследования является процесс становления и развития краеведения в городе Красноярск в системе дополнительного образования.
Предметом исследования являются цели и задачи, формы, содержание и результаты деятельности красноярских краеведов в дополнительном образовании.
Цель работы: изучение развития краеведения в городе Красноярск, как форма дополнительного образования...
Развитие краеведения на данный момент является одним из приоритетных направлений в образование и воспитание подрастающего поколения. Изучая данное направление на примере Красноярского края можно сделать следующие выводы:
В первой главе мы рассматриваем историю становления и развития краеведческого движения в научной системе. Столь обширная и тяжелая история краеведения в России не может не оставить проблемных отпечатков, которые решают современные ученые по сей день. В Красноярском крае можно выделить следующие проблемы:
1. Проблема коммуникации и взаимодействия краеведческих организаций. Это относится не только к краеведческим общественным организациям в районах края, но и к краеведам, работающим в музеях, архивах, библиотеках, в журналистике, школьным учителям и «неорганизованными» любителями истории.
2. Проблема системного взаимодействия между краеведами и органами государственной власти и местного самоуправления, в частности по издательским программам, юбилейным мероприятиям и т.п.
3. Проблема наличия минимальной просветительской краеведческой литературы.
В настоящее время борьбу с вышеупомянутыми проблемами ведёт общественная краеведческая организация «Союз краеведов Енисейской Сибири».
Во второй главе краеведение было отражено непосредственно в системе дополнительного образования, на примере краевого государственного бюджетного образовательного учреждение
дополнительного образования «Красноярский краевой центр туризма и краеведения». Несмотря на то, что центр находится на территории города Красноярска, он ведёт и координирует работу похожих муниципальных краеведческих центров Красноярского края. А также помимо работы в системе дополнительного образования, Центр туризма и краеведения занимается поддержкой, стимулированием и пропагандой краеведения для детей и молодежи. Данный аспект проявляется в проведение мероприятий, конференций, конкурсов и т.п.
В данной работе, мы показали, что Красноярский край имеет высокий уровень подготовки школьников в системе дополнительного образования в краеведческой направленности. Такой высокий уровень обусловлен:
1. Богатой историей региона;
2. Высококлассной подготовкой специалистов;
3. Разнообразными подходами и программами обучения;
4. Конкурсным стимулированием школьников и студентов.
1. Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 “Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей”;
2. Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. N 64-ФЗ "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации";
3. Федеральный закон от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации".
4. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023)
5. Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2018-2025 годы (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642)
6. Профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 года N 544н
7. Устав Союза краеведов России принят на Учредительном съезде 27 апреля 1990 г.
8. Постановления Правительства Красноярского края от 27.12.2013 № 706-п
9. Распоряжения Правительства Красноярского края от 19.01.2012 № 402-р
10. Устав Региональной общественной организации Красноярского края «Союз краеведов Енисейской Сибири», утвержденный общим собранием учредителей от «20» сентября 2021 г.
11. Дополнительные общеобразовательные программы, реализуемые КГБОУ ДО «Красноярский краевой центр туризма и краеведения» в 2022-2023 учебном году. Приложение № 1 к приказу КГБОУ ДО «Красноярский
краевой центр туризма и краеведения» от 31.08.2022 № 150
12. Приказ Министерства образования Красноярского края об утверждении Положения о краевом фестивале школьных музеев и клубов патриотической направленности, участниками которого являются команды школьных музеев и клубов патриотической направленности, действующих на территории края № 18-11-04 от 25 марта 2022 года
13. Приказ Министерства образования Красноярского края об утверждении положения о краевом конкурсе исследовательских краеведческих работ № 12-11-04 от 5 марта 2022 года
14. Положение о региональном этапе Всероссийского фестиваля музейных экспозиций образовательных организаций «Без срока давности», проводимом в 2023 году
15. Положение о региональном этапе Всероссийского конкурса
исследовательских проектов «Без срока давности» в 2022-2023 году...30