Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования 6
1.1 Определение понятия метафоры 6
1.2 Классификации метафоры 7
1.3 Когнитивный подход к изучению метафоры 11
1.4 Политический дискурс 19
1.5 Газетный дискурс 23
Выводы по главе 1 28
Глава 2. Анализ отобранного корпуса единиц 31
2.1 Антропоморфная метафора 32
2.2 Социальная метафора 39
2.3 Метафора природы 52
2.4 Артефактная метафора 59
Выводы по главе 2 68
Заключение 70
Список литературы 73
Приложения 85
Настоящее исследование посвящено сопоставительному изучению образа Ангелы Меркель в газетном дискурсе российских и западных СМИ.
Актуальность исследования. Одно из главных мест среди приемов,
наиболее активно используемых в современном газетном дискурсе, занимает
метафора. Именно использование метафор делает текст более ярким и экспрессивным, позволяя автору не только привлечь внимание читателя, но и
удержать его. Это и определяет актуальность данной работы.
Цели и задачи исследования. Целью данной выпускной квалификационной работы специалиста является описание и анализ функционирования
метафорических моделей в российских и западных СМИ, пишущих о политике. Цель работы достигается путем постановки и решения следующих задач исследования:
1) изучить научную литературу по теме исследования
2) рассмотреть концептуальную метафору и ее функции, существующие классификации метафор,
3) описать метафорическое моделирование,
4) рассмотреть понятия газетного и политического дискурсов.
5) отобрать и проклассифицировать метафоры; проанализировать отобранный материал
6) выявить сходства и различия метафорических моделей, выявить доминантные виды метафор в каждой лингвокультуре.
Объектом исследования метафорические словоупотребления в российских и западных средствах массовой информации.
Предметом исследования сопоставительное исследование метафорических моделей в российских и западных политических средствах массовой
информации. Материалом исследования служат 300 метафорических единиц, отобранных путем целенаправленной выборки из российских и западных
средств массовой информации.
Методы исследования. Для достижения поставленной цели в работе
использован комплекс методов исследовательских приемов, ведущими среди
которых – когнитивно-дискурсивный и сопоставительный анализы, а также
метод сплошной выборки.
Научная новизна и теоретическая значимость работы заключается в
том, что исследование в данной области является важным при установлении
роли метафоры и определении наиболее частотных типов метафорической
модели при написании статей на политическую тематику.
Практическое значение данной выпускной квалификационной работы
заключается в том, что материалы и выводы могут быть использованы в курсах теории и практики перевода, стилистики, общего и сопоставительного
языкознания, журналистики.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического раздела и приложения.
Во Введении обосновывается актуальность исследования, его научная
новизна, теоретическая и практическая значимость, определены цели и задачи работы.
В первой главе «Теоретические основы исследования» исследуется
взаимосвязь между метафорами и представлениями человека об окружающем мире и его мышлением, рассматриваются различные определения понятия метафоры, классификации метафоры, описывается процесс метафорического моделирования, рассматриваются политический и газетный дискурсы,
их основные функции и отличительные особенности, определяется терминологический аппарат, описываются основные методы и приемы исследования.
Во второй главе «Анализ отобранного корпуса единиц» рассматриваются и анализируются метафоры западных и российских СМИ. В Заключении работы представлены основные выводы по теме исследования.
В приложениях представлены количественные показатели примеров
по моделям, фреймам и слотам.
В настоящей выпускной квалификационной работе специалиста мы использовали метафоры в российских и западных СМИ, пишущих о политическом деятеле Ангеле Меркель.
Для материала мы отобрали 300 метафорических единиц из блогов российских и западных СМИ на русском и английском языках.
Целью данной работы являлось описание и анализ функционирования
метафорических единиц в российских и западных СМИ, пишущих о политике, в центре внимания которых – канцлер Германии Ангела Меркель.
Данную цель мы достигли, решив ряд теоретических и практических
задач:
В теоретической части мы пришли к следующим выводам: метафора
занимает важное место в исследованиях когнитивной лингвистики. Здесь метафора понимается как основная ментальная операция, как способ познания,
категоризации, концептуализации, оценки и объяснения мира (Э.В. Будаев).
Исходя из определения, данного Н.Д. Арутюновой в Лингвистическом энциклопедическом словаре, метафора служит для характеризации или наименования объекта, входящего в другой класс, либо наименования другого
класса объектов, аналогичного данному в каком-либо отношении. В современной лингвистической науке существуют различные классификации метафор, но для нашей работы наибольший интерес представляла классификация
А.П. Чудинова, который выделяет четыре вида метафор: антропоморфная,
социальная, артефактная метафора и метафора природы. Помимо этого был
рассмотрен принцип описания метафорической модели, а также изучены понятия политического и газетного дискурсов. Было выявлено, что политический дискурс отличается установкой на влияние, воздействие, давление,
внушение, манипуляцию поведением и когнитивными структурами реципиента. Цель политического дискурса не описать, а убедить, пробудить в адресате намерение, дать почву для убеждения. Под газетным же дискурсом понимают особый вид общения, при котором участники не вступают в непосредственный контакт: общение происходит по схеме «вождь-толпа». В подобном диалоге у адресата создается иллюзия лично на него направленного
общения, воздействие оказывается не столько на разум, сколько на эмоции.
Это ведет к тому, что тексты дискурса СМИ в целом отличаются экспрессивностью и образностью.
В практической части мы пришли к следующим выводам:
Метафора – неотъемлемый компонент текстов политических СМИ. Их
метафорическая база непосредственно связана с практическими понятиями
жизненного процесса. Политика – идеальная сфера-мишень метафорической
экспансии. СМИ пристально следят за деятельностью глав стран, оценивают
выбранный ими политический курс, что находит свое отражение при выборе
языковых средств при написании статей, поэтому литература на политическую тематику изобилует большим количеством метафорических моделей.
В ходе проведенного нами исследования было установлено, что из
найденных нами 300 метафор преобладающим видом метафоры, как в российском, так и в западном дискурсе является социальная метафора, составляющая в российском дискурсе 48%, а в западном – 44%. На втором месте в
российском дискурсе находится антропоморфная метафора (19%), вслед за
ней, третье место занимает метафора природы (18%) и, соответственно, самым непродуктивным видом метафоры оказалась артефактная метафора
(15%). В западном дискурсе второе место занимает метафора природы (22%),
а третье место поделили между собой антропоморфная (17%) и артефактная
метафоры (17%). По данным проведенного анализа по метафорическим моделям было выявлено, что в российских СМИ наиболее продуктивной метафорической моделью является «Спорт/игра» (14%). Второе место занимает
метафорическая модель «Человеческий организм» (13%). На третьем месте
находится метафорическая модель «Непрекращающаяся война» (12%).
Остальные метафорические модели идут в порядке убывания: «Вид искусства» (10%), «Мир неживой природы» (12%), «Механизм» (9%), «Криминал»
(6%), «Мир живой природы» (6%), «Больной организм» (4%), «Религия" (4%), «Строение/дом» (3%), «Предметы потребления» (3%), «Семья» (2%),
«Потусторонний мир» (2%). В западных СМИ доминантной метафорической
моделью является «Непрекращающаяся война» (18%). Второе место занимает метафорическая модель «Мир неживой природы» (15%). На третьем месте
находится метафорическая модель «Человеческий организм» (13%). Остальные метафорические модели идут в порядке убывания: «Спорт/игра» (9%),
«Мир живой природы» (8%), «Механизм» (8%), «Строение/дом» (6%), «Вид
искусства» (5%), «Криминал» (5%), «Семья» (3%), «Религия» (3%), «Предметы потребления» (3%), «Больной организм» (2%), «Потусторонний мир»
(2%).
Согласно данным проведенного исследования, можно сделать вывод о
том, что социальная метафора в российских и западных СМИ может быть отнесена к числу доминантных метафорических моделей.
Полученные в ходе работы результаты позволяют считать поставленные задачи решенными, а цель достигнутой.
1) Аристотель. Риторика. – М.: Лабиринт, 2000. – 224 с.
2) Арнольд, И. В. Стилистика. Современный английский язык. – М.:
Флинта, Наука, 2002. – 384 с.
3) Арутюнова, Н. Д. Теория метафоры / под ред. М.А. Журинской. –
Сборник. – М.: Прогресс, 1990. – 512 с.
4) Арутюнова, Н. Д. Язык и мир человека / Н.Д. Арутюнова. – М.: Языки русской культуры, 1999. – 896 с.
5) Базылев, В. Н. Политический “театр” и “театральная” политика //
Политический дискурс России-4: материалы рабочего совещания. – М.: Диалог–МГУ, 2000. – с. 20.
6) Будаев, Э. В. Становление когнитивной теории метафоры. Лингвокультурология. – Вып. 1. – Екатеринбург, 2007. – 16-32 с.
7) Винокур, Г. Язык нашей газеты. – Тарту, 2008.
8) Дейк, Т. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация / Т.А. ван Дейк. –
Благовещенск: БГК им. И.А. Бодуэна де Куртенэ, 2000. – 308 с.
9) Вендина, Т. И. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 2001. –
с. 288.
10) Виноградов, С. И. Нормативный и культурно-прагматический аспекты культуры речи // Культура речи и эффективность общения. М., 1996.
11) Володина, М. Н. Язык средств массовой информации: Учебное пособие для вузов / Под ред – М.Н. Володиной. — М.: Академический Проект;
Альма Матер, 2008. — 760 с.
12) Гируцкий, А. А. Введение в языкознание: Учеб. пособие /
А.А. Гируцкий. – 2-ое изд., стер. – Мн.: «ТетраСистемс», 2003. – с. 288.
13) Демьянков, В. З. Событийность в языке средств массовой информации // Язык средств массовой информации как объект междисциплинарного
исследования: Тезисы докладов Международной научной конференции.74
Москва, филологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 25–27 октября
2001 года. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001.
14) Демьянков, В. З. Интерпретация политического дискурса в СМИ //
Язык средств массовой информации: Учебное пособие для вузов / Под ред. М.
Н. Володиной. М.: Академический проект, 2008. с. 374–393.
15) Денис Э., Мэрилл Д. Беседы о масс-медиа. М., 1977.
16) Дымарский, М. Я. Текст-дискурс-художественный текст // Текст
как объект многоаспектного исследования:сборник статей научнометодического семинара «TEXTUS» / под ред. К. Э. Штайн. СПб.-
Ставрополь, 1998. Вып. 3. Ч. I
17) Жирмунский, В. М. Метафора в поэтике русских символистов /
В.М. Жирмунский // Поэтика русской поэзии. – СПб.: Азбука-классика, 2001.
– С. 162-197.
18) Караулов, Ю. Н. От грамматики текста к когнитивной теории дискурса: вступ. Статья / Ю.Н. Караулов, В.В. Петров // Дейк ван Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. – Благовещенск: БГК им. И.А. Бодуэна де Куртенэ,
2000. – С. 5-11.
19) Кожина, М. Н. Стилистика русского языка: учебник / М.Н. Кожина,
Л.Р. Дускаева, В.А. Салимовский. – М.: Флинта: Наука, 2008. – 464 с.
20) Конецкая В.П. Социология коммуникации: учебное издание /
В.П. Конецкая. – М .: Междунар. ун-т Бизнеса и Управления, 1997. – 304 с.
21) Костомаров, В. Г. Русский язык на газетной полосе / В.Г. Костомаров. –
М.: Издательство МГУ, 1971. – 267 с.
22) Костомаров, В. Г. Языковой вкус эпохи: Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа. М.: Педагогика-Пресс, 1994. 246 с.
23) Кубрякова, Е. С. «Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира / Рос.
академия наук. Ин-т языкознания. – М.: «Языки славянской культуры», 2004. –
560 с.75
24) Лакофф, Дж., Джонсон, М. Метафоры, которыми мы живем: Пер. с
англ. / Под ред. и с предисл. А.Н. Баранова. – М.: Едиториал УРСС, 2004. –
256 с.
25) Локк, Дж. Опыты / Дж. Локк // Соч.: в 2 т. – М., 1985. – т. 1 – 154 с.
26) Макаров, М. Л. Интерпретативный анализ дискурса в малой группе.
– Тверь, 1998. – 200 с.
27) Маслова, В. А. Лингвокультурология: Учеб. пособие для студ.
высш. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 208с.
28) Ницше, Ф. По ту сторону добра и зла. Кн. 2. – Итало-советское издво СИРИН, 1990. – 390 с.
29) Рахилина, Е. В. О тенденциях в развитии когнитивной семантики //
Известия АН. Серия лит-ры и языка. Т. 59., №3. 2000. – с. 3-15.
30) Рогозина, И. В. Медиа-картина мира: когнитивно-семиотический
аспект: Монография // И.В. Рогозина. – Москва – Барнаул: Изд-во Алт ГТУ,
2003. – 450 с.
31) Сорокин, Ю. А. Политический дискурс: попытка истолкования понятия // Политический дискурс в России. M., 1997.
32) Телия, В. Н. Послесловие // Метафора в языке и тексте. – М.: Наука,
1988.
33) Чудинов, А. П. Метафорическая мозаика в современной политической коммуникации: Монография / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург,
2003a. – 248 с.
34) Чудинов, А. П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры (1991-2000): Монография / Урал. гос. пед.
ун-т. – Екатеринбург, 2001. – 238 с.
35) Шейгал, Е. И. Семиотика политического дискурса. Монография –
Волгоград: Перемена, 2000 – 368 с.76
Источники на иностранных языках
36) Chilton, Paul. Discourse and Politics / P. Chilton, C. Schaffner // In Van
Dijk, Teun A.(ed.). Discourse as Social Interaction. – London: Sag, 1997. –
pp 206-230.
37) Graber, D. A. Political languages / D.A. Graber // In: D. D. Nimmo, &
K. R. Sanders (eds). Handbook of Political communication. – Beverly Hills, CA:
Sage, 1981. – p. 195-223.
38) Van Dijk, T A. Context models in discourse processing / T.A. Van Dijk
// In van Oostendorp, Herre & Goldman S R (eds.) The construction of mental representations during reading. – Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates. 1999.
– p. 123 –148.
39) DeFleur M. L., Ball-Rokeach S. J. Theories of Mass Communication.
5ed. N.Y., 1989.
Интернет-источники
40) BBC – URL: http://www.bbc.com/
41) Breitbart – URL: http://www.breitbart.com/
42) CBS news – URL: http://www.cbsnews.com/
43) CNN – URL: http://edition.cnn.com/
44) Exclusive Magazine – URL: http://www.exclusive-magazine.ru/
45) Forbes – URL: https://www.forbes.com
46) Foreign Policy – URL: http://Foreign Policy.com/
47) Independent – URL: http://www.independent.co.uk/
48) National Interest – URL: http://nationalinterest.org/
49) New York Times – URL: https://www.nytimes.com/
50) NYpost – URL: http://nypost.com/
51) Politico – URL: http://www.politico.eu/
52) Politikus – URL: http://politikus.ru/
53) RussiaPost.su глобальная политика – URL: http://www.russiapost.su/
54) Sputniknews – URL: https://sputniknews.com/
55) The Guardian – URL: https://www.theguardian.com/international77
56) The Trumpet – URL: https://www.The Trumpet.com/
57) Time – URL: http://time.com/
58) Washington Post – URL: https://www.washingtonpost.com/
59) Аргументы и факты – URL: http://www.aif.ru/
60) Вести – URL: http://www.vesti.ru/
61) Взгляд деловая газета – URL: https://vz.ru/
62) Военное обозрение – URL: https://topwar.ru/
63) Военно-политическая аналитика – URL: http://vpoanalytics.com/
64) Вся правда – URL: http://allpravda.info/
65) Газета правда – URL: http://gazeta-pravda.ru
66) Геополитика – URL: http://geo-politica.info/
67) Журналистская правда – URL: https://jpgazeta.ru/
68) Известия – URL: http://izvestia.ru/
69) Иннопресса – URL: https://www.inopressa.ru
70) Интернет ополчение – URL: http://ipolk.ru/
71) Информационное агентство Антифашист – URL: http://antifashist.com/
72) Информационное агентство Новостной фронт – URL: https://newsfront.info/
73) Лента ру – URL: https://lenta.ru/
74) Московский Комсомолец – URL: http://eburg.mk.ru/
75) Мы и мир – URL: http://weandworld.ru
76) Независимый канал CNL.ru – URL: http://cnl.su/
77) Новая Газета – URL: https://www.novayagazeta.ru/
78) Новости рамблер – URL: https://www.rambler.ru
79) Новости России и мира сегодня - sm news – URL: https://sm-news.ru/
80) Правдинформ – URL: http://trueinform.ru/
81) Путин сегодня – URL: http://www.putin-today.ru/
82) Россия – Греция – URL: http://russia-greece2016.ru/
83) Россия новая– URL: http://russnov.ru/
84) Русская весна – URL: http://rusvesna.su/