Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИГРОВЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №156097

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы46
Год сдачи2018
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИГРОВЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 7
1.1. Сущность понятия «игровые умения» в современной
науке 7
1.2. Особенности игровых умений детей среднего дошкольного
возраста 14
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 20
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ИГРОВЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 21
2.1. Разработка инструментария для изучения развития игровых умений
детей среднего дошкольного возраста 21
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 23
2.3. Рекомендации по развитию игровых умений детей среднего дошкольного возраста 27
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 38
ПРИЛОЖЕНИЯ 42


В период активных преобразований в дошкольном образовании, построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребёнка внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности. Интерес к ней закономерен: по имеющимся данным дети до семи лет большую часть дня проводят в игре [16]. Пристальное внимание к развитию игровой деятельности обусловлено её статусом в дошкольном детстве, её ведущей ролью в познавательном, социальном, физическом и культурном развитии дошкольников.
Игра для ребёнка - это сотворение собственного мира, в котором можно установить удобные для себя законы: избавиться от многих житейских сложностей, помечтать. Сочетание субъективной ценности игры для ребёнка и её общеразвивающего значения ставит организацию игровой деятельности в разряд приоритетных [9].
Известными учеными исследователями детской игры являются для нас А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, А.П. Усова, Д.В. Менджерицкая, Р.И. Жуковская, Л.В. Артемова, С.Л. Новосёлова, Е.В. Зварыгина, Н.Я. Михайленко и другие. Все они едины в том, что игра - это важнейший вид деятельности ребёнка дошкольного возраста, одна из потребностей развивающейся личности [1, 7].
Анализ всех этих исследований позволяет сделать вывод о том, что в дошкольном детстве игра становится ведущей деятельностью, в которой создаются наиболее благоприятные условия для общего психического развития.
В современных психолого-педагогических исследованиях доказано, что игра не врожденный вид деятельности, т.е. она не возникает у ребенка спонтанно, а передается от одного поколения «умеющего играть» к другому. Ребенок овладевает игрой постепенно. Такое «проникновение» происходит двумя основными путями: естественным и искусственным. Первый путь характерен для разновозрастных групп, играющих вместе, от младших дошкольников, которые только овладевают «азами» игры, до младших школьников, умеющих играть. В такой разновозрастной группе старшие дети используют разнообразные способы построения игры, а младшие подключаются к их игре на доступном для себя уровне. Постепенно младшие накапливают игровой опыт и становясь старше, сами выступают «носителями» игры. Искусственный путь предполагает обучение ребенка игре взрослым поскольку дети разного возраста сегодня очень разобщены. В детском саду дети находятся в одновозрастных группах, семьи преимущественно однодетные, а детское дворовое сообщество становится редкостью. Еще одним сильным фактором разобщения детей является компьютер и телевизор, у которых дети проводят много времени [11].
Таким образом, высокую актуальность приобретает подход к организации детской игры, предложенный Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой (1990). Суть его заключается в поэтапной передаче детям усложняющихся игровых умений (способов построения игры) в процессе совместной деятельности взрослого с детьми.
Доказано, что игра достигает пика своего расцвета в старшем дошкольном возрасте. В этом случае к 5 годам ребенок должен подойти с таким набором игровых умений, который позволил бы ему выстраивать новые последовательности событий, охватывающие разнообразное тематическое содержание; быть ориентированным на партнеров-сверстников: обозначать для них событие, которое хотелось бы развернуть в следующий момент игры, прислушиваться к мнению партнеров; комбинировать предложенные им самим и другими участниками события в общем сюжете в процессе игры. Как уже говорилось такие умения не возникают у детей спонтанно, их нужно этому учить [14, 19]...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ психолого-педагогической литературы показал, что игра - это специфический вид человеческой деятельности, направленный на отражение окружающей действительности, в частности трудовой деятельности и общественных отношений. Овладение этим видом деятельности происходит двумя основными путями: стихийным (традиционным) и специальным. Говоря о втором пути, ученые и практики имеют в виду развитие игровых умений детей. Под игровыми умениями понимаются совокупность освоенных способов игровой деятельности: предложить замысел и сюжет игры, осуществить ролевые действия и ролевую речь, выстроить ролевые и реальные взаимоотношения с партнерами по игре.
В среднем дошкольном возрасте дети осваивают второй способ игровой деятельности - ролевое поведение, которое характеризуется называнием себя именем какого-то персонажа, т. е. принимает на себя роль. Дети свободнее вступают во взаимодействие, подключаются к уже играющим сверстникам, беря на себя подходящие по смыслу роли. В совместных и индивидуальных играх расширяется диапазон игровых ролей. Дети широко и творчески используют способ условного выполнения действия с сюжетными игрушками, предметами заместителями, соединяя и комбинируя усвоенные ранее игровые умения с новыми. У детей появляется интерес и желание к динамичному разворачиванию сюжета в игре за счет включения новых персонажей и смены игровых ролей в рамках одной смысловой сферы. В игре ребенок согласовано взаимодействует с 1-2 сверстниками, моделирует ролевой диалог с партнером -игрушкой, с воображаемым партнером, т.е. устанавливает разнообразные ролевые связи.
Для изучения особенностей развития игровых умений детей среднего
дошкольного возраста использовался метод наблюдения. Этот метод
позволил зафиксировать и описать игровые умения детей и особенности их
развития. Для фиксации результатов наблюдения нами была составлена
36
карта наблюдения, включающая 4 раздела, и призванная получить первичные статистические данные. В содержании карты наблюдения были включены следующие игровые умения детей: умение брать на себя игровую роль и обозначать ее для партнеров; использование способов условного игрового действия; умение динамично развертывать сюжет игры; умение вести ролевой диалог.
Результаты наблюдения, занесенные в карту, затем обрабатывались, что позволило не только выделить и зафиксировать уровень развития игровых умений детей среднего дошкольного возраста, но и описать их особенности.
Полученные результаты исследования особенностей развития игровых умений детей среднего дошкольного возраста, позволяют утверждать, что преобладает средний уровень развития игровых умений детей, наиболее развитым игровым умением детей среднего дошкольного возраста оказался «умение брать на себя игровую роль и обозначать ее для партнеров», наименее развитым игровым умением детей среднего дошкольного возраста оказался «умение вести ролевой диалог», игровые умения лучше развиты у мальчиков среднего дошкольного возраста.
Полученные результаты свидетельствуют о необходимости организации целенаправленной педагогической работы по развитию игровых умений детей среднего дошкольного возраста в группе детского сада. Рекомендации для педагогов по развитию игровых умений детей предполагают создание в группе детского сада следующих психологопедагогических условий: включение ребенка в игру старших детей или сверстников, уже обладающим таким способом построения игры; расширение спектра ролей, которые принимает на себя ребенок; стимулирование оживленного развертывания сюжета игры за счет включения новых персонажей и замены игровых ролей ребенком в рамках той или иной смысловой сферы.
Исходя из анализа результатов работы, можно утверждать, что гипотеза подтвердилась, цель достигнута, задачи решены.



1. Адриади А.Г. Основы педагогического мастерства. М.: Просвещение, 2001. 189 с.
2. Арсентьева В. П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. М.: ФОРУМ, 2009. 144 с.
3. Бабаева Т .Н. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. СПб.: Детство- Пресс,
2004. 192 с.
4. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы. М.: Перспектива, 2010. 290 с.
5. Белкина В.Н. Психология дошкольного возраста: учебное пособие для студ. вузов. М.: Академический проект, 2005. 256 с.
6. Виноградова Н.А. Методическая работа в ДОУ: эффективные формы и методы. М.: Перспектива, 2011. 278 с.
7. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО, 1999. 538 с.
8. Волобуева Л.М. Активные методы обучения в методической работе ДОУ // Управление ДОУ. 2012. №6. с. 70 -78.
9. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду: программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. М .: Мозаика-Синтез, 2006. 121 с.
10. Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000. №1. с. 41-49.
11. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. №1. с. 60-68. 55
12. Дуброва В .Н. Организация методической работы в дошкольном учреждении. М.: Новая школа, 2010. 128 с.
13. Дыбина О.В. Предметный мир как средство формирования творчества у детей. Монография. М.: Педагогическое общество России, 2002. 160
с.
14. Елисеева Т .П. Детский сад и семья: современные формы
взаимодействия. Минск.: Лексис, 2004. 168 с.
15. Еникеева М.И. Психологический энциклопедический словарь. М .: Проспект, 2010. 560 с...50


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ