ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ БРЕНДА И
БРЕНДИНГА 8
1.1 Определение бренда и брендинга 8
1.2 Основные задачи брендинга 16
ГЛАВА 2. РОЛЬ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ И КОРПОРАТИВНОЙ
ИДЕНТИЧНОСТИ НА СЛУЖБЕ У
БРЕНДИНГА 22
2.1 Корпоративная культура и корпоративная
идентичность 22
2.2 Формирование корпоративной культуры и корпоративной идентичности
для построения успешного бренда 34
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ И КОРПОРАТИВНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ БРЕНДА ПАО«СБЕРБАНК» 39
3.1. Краткая организационно-экономическая характеристика ПАО
«СБЕРБАНК» 39
3.2. Маркетинговое исследование ПАО
«СБЕРБАНК» 41
3.3. Пути оптимизации деятельности ПАО «СБЕРБАНК» в сфере
брендинга 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ 58
В современном мире, изобилующем большим количеством товаров и услуг, актуальна проблема выживания в условиях жесткой конкуренции. Сегодня необходимо не просто выпускать качественный товар и реализовывать в удобном месте, в удобное время по выгодной цене, а правильно выстраивать так называемые общественные коммуникации. Важными путями их построения является формирование имиджа и репутации. Товары и услуги, обладающие хорошей репутацией и позитивным имиджем в глазах целевой аудитории, а также имеющие собственное словесное обозначение или имя изделия (brand-name) и уникальный зрительный образ (brand-image), называются брендами [Ильинская, 2002, с. 118]. В понятие бренда может входить постоянный фирменный слоган, фирменный цвет, ассоциированный с товаром рекламный персонаж. Обычно за брендами, сильными товарными знаками, стоит традиция, усилия поколений производителей и продавцов. Если товар или услуга являются брендом, они имеют значительные преимущества в конкурентной борьбе. Поэтому при выпуске уникального торгового предложения есть смысл выводить его на новый уровень, уровень бренда. Деятельность по созданию бренда, его имиджа, образа и репутации фирменности товаров и услуг называется брендингом. Брендинг стремится сделать продукт первоклассным, престижным и легко узнаваемым потребителями Стратегия брендинга позволяет сохранить особый имидж товара при любых его модификациях и конъюнктурных изменениях рынка. При этом в брендинге используются различные средства и инструменты формирования имиджа и поддержки благоприятной репутации, выстраивания позитивных двусторонних коммуникаций с целевыми сегментами рынка и т.п. Немаловажным
в формировании бренда является уровень корпоративной культуры в компании,
предлагающей на рынок товар или услугу-бренд, и корпоративная идентичность - чувство принадлежности к компании, в которой работаешь [Гундарин, 2006, с. 29]. Феномен корпоративной культуры и корпоративной идентичности имеет огромное влияние на имидж бренда, так как репутация и имидж компании, выпускающей товар или услугу бренд, подсознательно переносится и на сам бренд целевой общественностью.
Проблема, исследуемая в данной выпускной квалификационной работе,
заключается в том, что многие корпорации, а также PR-специалисты, недооценивают роль корпоративной культуры и корпоративной идентичности при построении бренда. Нередко встречается ситуация, когда организация прилагает максимальные усилия для продвижения своего бренда, при этом абсолютно не обращая внимания на свой уникальный образ и корпоративную культуру. Актуальность данной работы состоит в том, что большинство организаций на сегодняшний день, недооценивая роль корпоративной культуры и корпоративной идентичности, обрекают себя на различные проблемы: отсутствие личной заинтересованности работников компании в общем успехе, негативную оценку корпорации со стороны потребителей бренда и со стороны сотрудников организации. Это может привести к общей негативной оценке корпорации внутренней и внешней общественностью, которая может повлиять на восприятие и самого бренда.
Данная проблема в профессиональной литературе, а также в литературе маркетинговой, рекламной, коммуникационной, управленческой и других сфер, мало изучена. В основном, имеют место источники, излагающие суть бренда и брендинга, а также специфике формирования и поддержания корпоративной культуры и корпоративной идентичности. Например, в книге Д.Аакера «Бренд- менеджмент» поднимается вопрос о том, что конкурентоспособная компания должна иметь сильный бренд, и даются практические рекомендации по его формированию. В работе А. Матанцева «600 способ продвижения торговой марки», раскрыты различные способы выведения торговой марки на новый уровень, уровень бренда, при этом, опять же уделяя мало внимания на влияние корпоративной культуры и корпоративной идентичности на данный процесс. Книга П. Леви и Б. Мунка «Корпоративная культура и управление изменениями» на реальных примерах показывает, как пренебрежительное отношение к вопросам корпоративной культуры может сказаться на эффективности компании, а также дают практические рекомендации менеджерам, которые хотели бы изменить культуру своей организации. Литературы, посвященной отдельно корпоративной культуре и брендингу достаточно, но решение проблемы, поставленной автором в курсовой работе в данных источниках, отсутствует.
Объектом данной выпускной квалификационной работе является создание бренда. Предметом - корпоративная культура и корпоративная идентичность как одна из задач брендинга. Автор данной выпускной квалификационной работы формулирует следующую гипотезу: корпоративная культура и корпоративная идентичность являются главными составляющими бренда.
Цель данной выпускной квалификационной работе - исследовать роль формирования корпоративной культуры и корпоративной идентичности для построения успешного бренда. Соответствуя цели, автором работы поставлены следующие задачи:
1. Описать особенности бренда и брендинга
2. Выявить основные задачи брендинга
3. Определить специфику корпоративной культуры и корпоративной идентичности
4. Проанализировать роль формирования корпоративной культуры и корпоративной идентичности для построения успешного бренда
5. Исследовать роль формирования корпоративной культуры и корпоративной идентичности для построения бренда на примере ПАО «Сбербанк»
При написании данной выпускной квалификационной работе автором был произведен анализ прочитанной литературы и научная рефлексия автора. При проведении исследования, представленного в третьей главе выпускной квалификационной работе, автор использовал контент-анализ текущих информационных потоков, представленных в масс-медиа, касающихся бренда ПАО «Сбербанк».
Материалы данной выпускной квалификационной работы имеют практическую ценность для субъектов, занимающихся брендингом. Это могут быть как представители PR-агентств или маркетинговые службы, так и сотрудники, входящие в штат организации и отвечающие за маркетинговую и PR- политику. Существенную ценность данная работа имеет и для представителей связей с общественностью, исследующих проблемы брендинга и пути построения успешного бренда.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из трех глав: двух теоретических и последней, практической. В первой главе исследуется сущность корпоративной культуры и корпоративной идентичности, а также механизмы их формирования. Вторая глава посвящена изучению роли формирования корпоративной культуры и корпоративной идентичности для построения успешного бренда. Третья глава, практическая, представляет собой исследование роли корпоративной культуры и корпоративной идентичности для формирования бренда ПАО «Сбербанк».
В современном мире существует большое количество брендов. Среди них такие популярные бренды, как Virgin, Coca-Cola, Xerox, Intel и т.д. Товары, выпускаемые под знаком бренда, имеют огромные преимущества перед обыкновенными торговыми марками. Во-первых, они имеют высокую конкурентоспособность. Во-вторых, они вызывают доверие у потребителя и более востребованы на рынке. Бренд - товары и услуги, обладающие хорошей репутацией и позитивным имиджем в глазах целевой аудитории, а также имеющие собственное словесное обозначение или имя изделия (brand-name) и уникальный зрительный образ (brand-image). Бренд — это связующее звено между товаром и потребителем. Он базируется на восприятии потребителем выгод от потребления бренда и осознания его уникальности. Большинство представителей сферы маркетинга, считают, что понятие «бренд» необходимо трактовать значительно шире, чем уникальный продукт под конкретной маркой. Ведь, по сути, и страна, и даже микрорайон проживания могут быть брендами, театр и его ведущие актеры, политик и его партия, улица и река, стиль в одежде — все в определенном контексте или вне его могут или уже являются брендами.
Бренд — это результат коммуникативного воздействия, который
выражается в создании уникального и привлекательного образа объекта
потребления. Брендинг - это усилия, прилагаемые для создания и развития на рынке успешного бренда, такого бренда, который аппелирует к одной личностной ценности, имеет особое позиционирование и удовлетворяет запросы потребителя.
Понимание сути брендинга происходит через понимание специфики самого бренда. «Брэнд», от английского «а brand», 1. Клеймо, тавро; 2. (фабричная, торговая) марка; сорт, качество. Следовательно, «to brand» -клеймить, выжигать, прижигать каленым железом; оставлять отпечаток (в памяти). «Branding» - все, что связано с созданием и действием брэнда. Т.е. брендинг это усилия, направленные на формирование успешного бренда и его дальнейшее развитие на рынке.
Брендинг должен осуществляться по определенным общим принципам. Во- первых, при создании бренда необходимо учитывать вектор бренда - направление, в котором будет создаваться и развиваться бренд. Иными словами, это смысл существования бренда на рынке. Бренд своим присутствием на рынке должен отвечать на вопросы — зачем он здесь, для кого он создан, и почему тот, для кого он предназначен, должен его приобрести. Без ответов на эти вопросы ни о каком выстраивании отношений с потребителем речь идти не может. Вектор бренда не изменяется с течением времени, его направление не может меняться. Только следование вектору бренда сделает наш бренд востребованным на рынке, невзирая на сложности экономической ситуации, потому что это определенная база для бренда, его суть, за границы которой нельзя отступать. Вектор бренда состоит из двух взаимосвязанных частей — личностной ценности и сегмента воздействия. Иными словами, вектор бренда — это форма трансформации ценности в объект желания путем направленного коммуникативного воздействия, определяющая глобально весь процесс создания бренда. Именно вектор бренда задает генеральное направление для деятельности, ведения брендинга.
Вторым базисным принципом ведения брендинга является его системность. Брендинг должен создавать такую систему бренда, которая подчинялась бы одной личностной ценности, являющейся основой для бренда. Потребитель должен осознавать и чувствовать, что в данном конкретном бренде Х каждая составная часть является олицетворением ценности, которую мы заложили на этапе разработки идеологии — стратегического уровня. Сильный бренд может считаться таковым только тогда, когда он является носителем ценности, близкой потребителю и значимой для него. Все бренды, которые считаются сильными, являются носителями таких ценностей.
В третьих, брендинг должен осуществляться так, чтобы создать уникальный бренд, такой, чтобы на рынке не было торговых предложений, схожих с данным брендом. При этом, эта уникальность может создаваться двумя путями. Первый, технологический, представляет собой создание бренда с новыми характеристиками, которые не присущи другим торговым предложениям.
Например, Coca-Cola. Продукция этого бренда, газированный напиток с уникальным вкусом, создана по уникальной рецептуре, которая долгое время держалась в секрете. Именно благодаря новой секретной рецептуре, Coca-Cola смогла охватить рынок газированных напитков всего мира. Второй путь создания уникальности бренда - это особое позиционирование, отстройка от конкурентов через донесение брендом своей особой позиции. Позиционирование - это своеобразная установка, цель, которая достигается путем использования бренда. позиционирование — понятие, определяющее как разработку и создание рациональных особенностей атрибутов бренда, так и процесс создания и поддержания нужного представления о рациональных преимуществах объекта потребления у субъекта. Примером особого позиционирования является бренд IKEA. Этот бренд основан на позиционировании себя как универсальной компании, торгующей товарами с универсальными достоинствами.
Корпоративная культура - это комплекс особых, оригинальных внешних и внутренних опознавательных признаков, свойственных только данной организации [Тимофеев, 2005, с. 37]. Корпоративную культуру можно определить как комплекс разделяемых членами организации мнений, эталонов поведения, символов, отношений и способов ведения бизнеса, обуславливающих индивидуальность компании.
Некоторые исследователи выделяют две составляющие корпоративной культуры:
1. Идеальная культура - это идеальные образы (смыслы, ценности, социальные нормы, социальные ориентации), знание (научное, практическое), причем каждый участник создает какой-либо определенный фрагмент этой культуры.
2. Материальная культура - это субъективные элементы мира: вещи; материально-вещественная, предметная деятельность; материально-предметные отношения; социальные организации; окружающая среда.
Элементы корпоративного имиджа, которые возможно ощутить при помощи органов чувств и воспринимаются осознанно, являются составляющими корпоративной идентичности. Среди таких элементов - слоган, логотип, фирменный стиль, Интернет-сайт, различные элементы оформления.
Корпоративная культура и корпоративная идентичность позволяет сформировать высокую стоимость бренда в денежном эквиваленте при этом явно выражаясь в стоимости на основе транзакций. Популярность бренда сравнивается с популярностью других брендов, оценивается его значение на рынке и для потребителей, исследуется его способность удовлетворять ожиданиям и запросам покупателей.
Таким образом, корпоративная культура и корпоративная идентичность способствуют реализации целей брендинга. Они способны сформировать узнаваемый внешний и внутренний имидж, повлиять на популярность торговой марки и довести ее до уровня бренда, повысить ценность бренда. Особую значимость, в свою очередь, имеет бренд для организации. Он повышает ее материальные и нематериальные активы, формирует позитивный имидж организации и остальных брендов. Как следствие, бренд и корпоративная культура и корпоративная идентичность - неразрывно связаны между собой.
Особым примером роли корпоративной культуры и корпоративной идентичности как части бренда является политика компании ПАО «Сбербанк», которая имеет четко проработанную корпоративную культуру и корпоративную идентичность и хорошо проработанный и узнаваемый обществом имидж. Особенно узнаваемым является логотип организации. Это является сильной стороной «Сбербанка» и является решающим в формировании образа данного бренда.
Сотрудники организации активно содействуют формированию и поддержанию корпоративной культуры и корпоративной идентичности, выполняют нормы корпоративного кодекса, разделяют интересы организации и стараются работать во благо всей организации, а не только ради личных целей. Поэтому в организации царит партнерская и дружеская атмосфера.
ПАО «Сбербанк» имеет собственный логотип, фирменные цвета, и особый стиль в оформлении рекламных материалов, входов в Филиалы, вывесок и т.п.
Это способствует формированию единого образа бренда «Сбербанк» и способствует укреплению его позиций.
1. Алешина И.В. Паблик Рилейшнз для менеджеров. - М.: Издательство
«ЭКМОС», 2003. - 478 с.
2. Бинецкий А.Э. Паблик рилейшнз: защита интересов и репутации бизнеса. - М., 2003. С.117.
3. Блэк С. PR: международная практика. — М.: Издательский дом
«Довгань», 1997.
4. Брендинг / Wikipedia - Свободная Электронная Энциклопедия (электронные данные). Режим доступа: http://ru.wikipedia.org, свободный
5. Вислогузов В. Малый бизнес оценил свой кризис // Газета «Коммерсантъ». - М., 2008. - 3 с.
6. Вламис Э., Смит Б. Бизнес-путь Yahoo!: секреты самой популярной в мире Интернет-компании. СПб: изд-во «Крылов», 2003. - 256 с.
7. Голубков Е. Маркетинговые исследования: теория, практика и методология. М.: Финпресс, 2000. - 464 с.
8. Грегори Э. На что способен PR/ Э. Грегори // PR в России. - 2004. - №8.
9. Григорьева Н. Работа учреждения с общественностью. - СПб., 1999. -
125 с.
10. Гундарин М. Книга руководителя отдела PR. СПб, 2006
11. Гэд Т. 4D брендинг: взламывая корпоративный код сетевой экономики.
- СПб: изд-во Aveline Finland Oy, 2000. - 183 с.
12. Займан С. Конец маркетинга каким мы его знаем. Мн.: ООО
«Попурри», 2003. - 151 с.
13. Ильинский С. Энциклопедический словарь PR и рекламы. М., 2002.
14. Кориандр Л. PR в регионах: надо больше общаться / Л. Кориандр // Советник. - 2002. - № 3.
15. Королько В.Г. Основы паблик рилейшнз. - М.: Издательство «Рефл-бук Ваклер», 2001. - 526 с.
16. Ляпоров В. 100 % бренд. Как продавать счастье. - М., 2004.- 199 с.
17. Музыкант В. Реклама и PR-технологии. М.: Армада-Пресс, 2001. - 686 с.
18. Ольшевский О.С. Негативные PR-технологии. СПб: Издательский дом «ПИТЕР», 2003. 432 с.
19. Поляковский А. PR в России. Проблемы и перспективы / А. Поляковский // PR в России. - 2004. - № 8
20. Пригожин А.И. Теория организаций. - М.: Академический проект, 2005. - 954 с.
21. Санаев А. Русский PR в бизнесе и политике. - М.: Ось-89, 2003. - 240 с.
22. Тамарин С.Г. Российский рынок организаций, работающих в области политических технологий. - М., 2008. 5 с.
23. Тамберг В. Бренд. Боевая машина бизнеса. - М., 2004. 127 с.
24. Тимофеев М.И. Связи с общесвенностью. М.: изд-во РИОР, 2005. 158 с.
25. Траут Дж., Райс Л. Маркетинговые войны. М., 2002. - 256 с.
26. Тульчинский Г. Л. Оценка эффективности работы PR-службы / Г. Л. Тульчинский // PR в России. - 2004. - №7.
27. Уткин, Э.А. Управление связями с общественностью / Э.А. Уткин, В.В. Баяндаев, М.Л. Баяндаева. - М.:ТЕИС, 2001. - 275 с.
28. Федоров Д. Неформальные маркетинговые коммуникации: новые перспективы на российском рынке. М., 2007. - 5 с.
29. Чумиков А.Н. Связи с общественностью: теория и практика: учебное пособие. М.: Пресс, 2003. - 207 с.
30. Шарков Ф.И. Паблик рилейшнз (Связи с общественностью). М.: Академический проект, 2005. - 304 с.
31. Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. М., 2002. 345 с.
32. Шипова У. PR-сообщество на службе России / Е. Шипова // Советник. - 2004. - №6.
33. Шишкина М.А. Паблик рилейшнз в системе социального управления. - СПб: «Паллада-медиа», 2002. 317 с.
34. Якушев М. Пресс-релиз / М. Якушев // PR в России. - 2004. - № 1