Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ МАЛООБЕСПЕЧЕННЫХ СЕМЕЙ

Работа №156082

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы59
Год сдачи2017
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
33
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ МАЛООБЕСПЕЧЕННЫХ СЕМЕЙ 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей среднего
дошкольного возраста 6
1.2. Сущность понятия «коммуникативное развитие» 11
1.3. Особенности развития детей в малообеспеченных семьях 26
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 36
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ МАЛООБЕСПЕЧЕННЫХ СЕМЕЙ...38
2.1. Организация исследования 38
2.2. Анализ результатов 40
2.3. Рекомендации по развитию коммуникативных способностей детей из
малообеспеченных семей 45
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 56


Происходящие изменения в дошкольном образовании обуславливают приоритеты в обеспечении разностороннего развития будущих школьников. Определение новых средств образования и воспитания в настоящее время - явление не только закономерное, но также исключительно необходимое.
Проблему коммуникативного развития детей, воспитывающихся в малообеспеченных семьях, можно считать достаточно новой для педагогики и психологии в теоретическом, так и в экспериментальном плане [12]. Число работ, которые целиком были бы посвящены этой проблеме, невелико. Ряд исследований нацелено на изучение становления детей в качестве субъектов общения, на выявление качественных характеристик их коммуникативного развития. Однако экспериментально не изучена взаимосвязь коммуникативного и личностного развития детей в зависимости от материального положения семьи, не исследованы возможности компенсации дефектов развития сферы общения этой категории детей с окружающими, что затрудняет создание обобщенной картины социализации детей из малообеспеченных семей уже на ранних этапах их развития и активизации их адаптивных возможностей в процессе социальной и образовательной интеграции [7].
Данное обстоятельство обеспечивает актуальность обращения к проблеме изучения особенностей коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста из малообеспеченных семей.
Цель работы - выявить особенности коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста из малообеспеченных семей.
Объект - коммуникативное развитие детей.
Предмет - особенности коммуникативных способностей детей среднего дошкольного возраста из малообеспеченных семей.
3
Задачи:
1. Охарактеризовать особенности развития детей среднего дошкольного возраста.
2. Проанализировать специфику коммуникативного развития среднего дошкольного возраста.
3. Охарактеризовать особенности развития детей в малообеспеченных семьях.
4. Спланировать и осуществить эмпирическое исследование, направленное на определение особенностей коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста из малообеспеченных семей.
5. Разработать рекомендации по развитию коммуникативных способностей детей из малообеспеченных семей.
Гипотеза: дети среднего дошкольного возраста из малообеспеченных семей имеют сниженный уровень коммуникативного развития, характеризующийся особенностями развития коммуникативных способностей (умение слушать и договариваться; вести партнерский диалог; понимать эмоциональное состояние другого; оценивать результаты совместной деятельности).
Методологическая основа исследования: работы отечественных,
зарубежных педагогов и психологов по проблеме формирования навыков общения (О.В. Вольская, Л.С. Выготский, И.Н. Горелова, М.И. Лисина, А.Н. Леонтьева и др.), по проблеме воспитания детей среднего дошкольного возраста (Н.Ю. Борякова, Л.С. Выготский, О.Е. Грибова, О.С. Ушакова и др.).
Методы исследования:
Теоретические - анализ и синтез теоретических исследований по проблематике работы.
Экспериментальные - определение выборки исследования, методик, проведение диагностики, статистическая обработка и интерпретация 4
результатов. В исследовании использованы следующие психодиагностические методики:
- методика «Лицевые маски» (Л.И. Савва), цель - определение способности ребенка адекватно распознавать эмоциональное состояние другого человека по его лицу;
- методика «Лабиринт» (Л.А. Венгер), цель - оценка сформированности способности видеть действия партнеров, способность проявлять взаимопомощь, а так же особенности отношения к результату деятельности;
- методика диагностики способности детей к партнерскому диалогу (А.М. Щетинина);
Экспериментальная выборка: в исследовании приняло участие суммарно 30 респондентов в возрасте от 4 до 5 лет, из которых 15 - воспитывающихся в малообеспеченных семьях, 15 - воспитывающихся в семьях со средним уровнем материального достатка.
Надежность и достоверность результатов, полученных в процессе исследования, обеспечивается ориентацией на использование достижений современной психологической науки, использование категориального аппарата современной педагогики и психологии, использования констатирующего эксперимента, а также средств математической статистики.
Структура исследования включает введение, две главы, заключение, список литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В соответствии с результатами изучения научных источников по проблеме исследования выявлено, что коммуникация является общим, совместным, объединяющим, обоюдным, взаимным процессом и обменом ценностями, знаниями, опытом. Коммуникация в дошкольном возрасте становится формой организации предметной деятельности ребенка. Общение перестает быть деятельностью в собственном смысле слова, так как мотив перемещается со взрослого на предмет. Общение выступает как средство предметной деятельности, как орудие для овладения способами употребления предметов. Традиционно выделяют четыре основные формы общения дошкольника со взрослыми:
1) ситуативно-личностное общение;
2) ситуативно-деловое общение;
3) внеситуативно-познавательное общение;
4) внеситуативно-личностное общение.
Наиболее значимым периодом для коммуникативного развития считается дошкольное детство. В данном возрастном периоде наиболее интенсивно осуществляется процесс установления системы взаимоотношений ребенка с окружающим миром.
Коммуникативное развитие у дошкольников начинается в семье, в процессе общения с родителями, родственниками. Общение со взрослыми для детей среднего дошкольного возраста имеет большое значение. Взрослый сохраняет источник социокультурного опыта, нужный для дальнейшего полноценного развития дошкольника. Влияние характера взаимоотношений в семье на развитие коммуникативных умений и навыков ребенка весьма существенно, тогда как основная задача взрослого - это помощь ребенку в получении способностей общаться, а также формировать у него желание
общаться. Можно сказать, что именно в семье закладываются основы умственного, физического и морального облика будущих поколений. От того, насколько высок воспитательный потенциал семьи, будет зависеть успех выполнения этой функции. Малообеспеченные семьи существуют для удовлетворения потребностей низшего уровня. Их заботят лишь вопросы, связанные с тем, как прокормить семью, купить хоть какую-нибудь одежду, заплатить за свет, воду и газ, дать воспитание ребенку. Из этого вытекает множество проблем и личного характера.
Для исследования особенностей коммуникативного развития в среднем дошкольном возрасте из малообеспеченных семей было спланировано и осуществлено эмпирическое исследование. Субъектами исследования стали 30 детей старшего дошкольного возраста, из которых 15 - воспитываются в семьях со средним материальным достатком, а также 15 - воспитываются в
малообеспеченных семьях.
В ходе эмпирического исследования было определено, что характер условий семейного воспитания, в первую очередь - нарушения экономического аспекта функционирования семьи негативным образом влияет на развитии ребенка, на формировании его коммуникативных качеств и характеристик.
Нами выявлены различия по показателям сформированности различных аспектов коммуникативного развития у детей из малообеспеченных семей и детей из среднеобеспеченных семей. В частности, по методике «Лицевые маски», «Лабиринт», «Диагностика способности к партнерскому диалогу». Таким образом, мы можем говорить о том, что дети из среднеобеспеченных семей характеризуются достоверно более высоким уровнем сформированности способности воспринимать эмоции, взаимодействовать со сверстниками и в целом имеют более высокий уровень коммуникативного развития.
Основная гипотеза исследования полностью подтверждается - дошкольники из малообеспеченных семей имеют сниженный уровень 51
способности воспринимать эмоции других людей, сниженный уровень сформированное™ коммуникативных навыков, а также склонны проявлять меньше активности в межличностной коммуникации в сравнении с детьми, воспитывающимися в среднеобеспеченных семьях.



1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.: Академия, 2007. 400 с.
2. Анисимова Е.В. Формы, методы и средства формирования коммуникативной компетенции дошкольников в процессе сотрудничества // Журнал Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2015. №12. С.11-13.
3. Арушанова, А.Г. Диалогическое общение детей: обучение и самонаучение // журнал Дошкольное воспитание. 2013. № 5. С.35 - 40.
4. Арушанова, А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника: методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2013. 215 с.
5. Арушанова, А.Г. Диалогическое общение детей со взрослыми и сверстниками // Журнал Детский сад: теория и практика. 2013. № 3.С.6 - 13.
6. Бодалева А.А., Столина В.В. Общая психодиагностика. М.: МГУ 1987. 570 с.
7. Бойков Д.И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности. СПб.: Питер, 2005. 421 с.
8. Галигузова, JI.H., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет: пособие для работников ДОУ. М.: Просвещение, 2013. 312 с.
9. Дошкольное образование: словарь терминов / Сост. Н.А. Виноградова. М., 2005. 400 с.
10. Дубина Л. А. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений. М.: Книголюб, 2006. 64 с.
11. Дыбина, О. В. Компетентностно-ориентированный подход в образовании детей дошкольного возраста. Тольятти: ТГУ, 2008.138 с.
12. Зеньковский В.В. Психология детства. М.: 2014. 382 с.
13. Клюева, Н. В., Ю. В. Касаткина. Учим детей общению: пособие для работников ДОУ. Ярославль: Академия развития, 2012.190 с.
14. Концова О. А. Проблема формирования коммуникативных умений у детей 4-5 лет в игровой деятельности // Журнал Гуманизация образования. 2007. № 4. С. 137-141.
15. Коваль Н.А., Калинина Е.А. Психология семьи и семейной дезадаптивности. Тамбов: ТГУ имени Г.Р. Державина, 2007. 351 с...39


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ