ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы методики обучения курсу по выбору «Математика в жизни» 5
1.1. Практико-ориентированные задачи в математическом
образовании школьников 5
1.2. Курсы по выбору в системе математической
подготовки школьников 14
Глава 2. Методическое обеспечение курса по выбору «Математика в жизни» 20
2.1. Программа курса по выбору «Математика в жизни» для
обучающихся 6 класса 20
2.2. Конспекты занятий курса по выбору
«Математика в жизни» 26
Заключение 81
Библиографический список 83
Федеральные государственные образовательные стандарты основного и среднего полного общего образования определили новые требования к результатам освоения основной образовательной программы, среди которых способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач. Формирование у обучающихся опыта применения математических знаний в ходе решения разнообразных практико-ориентированных задач является одним из приоритетных направлений развития математического образования школьников.
Ценность полученных знаний классики педагогики видели не в их количестве, а в умении их использовать. Ценность, прочность и действенность знаний проверяется практикой. В основе применения знаний лежит мыслительный процесс перехода от абстрактного к конкретному, т.е. конкретизация. Конкретизация как мыслительная операция выражается в умении применить абстрактные знания к решению конкретных практических задач. В учебной практике конкретизация начинается с умения привести свой пример. В дальнейшем эта мыслительная способность выражается через умение применять приобретенные знания в реальных жизненных ситуациях.
Осознание обучающимися ценности изучаемых знаний в процессе их математической подготовки происходит при соответствующем мотивационном обеспечении и непосредственном применении знаний на практике. Задачи практического содержания способствуют вовлечению обучающихся в процесс применения знаний на практике. Такие задачи ставят обучающихся в ситуацию, когда теоретические знания «оживают», проверяются и применяются на практике, что еще более подкрепляет их мнение о пользе и ценности этих знаний.
Тема выпускной квалификационной работы посвящена одной из методик обучения математике, способствующей формированию ценностного отношения школьников к математическим знаниям посредством включения в содержание обучения практико-ориентированных задач.
Объект исследования: математическая подготовка обучающихся 6 класса.
Предмет исследования: дидактические условия обучения курсу по выбору «Математика в жизни» обучающихся 6 класса.
Цель исследования: методическая разработка курса по выбору «Математика в жизни» для обучающихся 6 классов.
Задачи исследования:
1) Проанализировать специальную литературу и имеющийся педагогический опыт по теме исследования.
2) Описать роль, место и значение практико-ориентированных задач в математическом образовании школьников.
3) Охарактеризовать основные требования к проектированию и реализации программы курса по выбору в системе математической подготовки школьников.
4) Разработать программу курса по выбору «Математика в жизни» для обучающихся 6 класса.
5) Разработать конспекты занятий курса по выбору «Математика в жизни» для обучающихся 6 класса.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ специальной литературы, учебных программ, нормативных документов, учебников и учебных пособий; изучение и обобщение опыта учителей.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
В настоящее время, основной идеей школьного образования является усиление практического аспекта подготовки обучающихся.
Основной целью практико-ориентированного обучения является подготовка обучающихся к решению задач, возникающих в практической деятельности человека, и формирование у них готовности к применению знаний и умений в процессе своей жизнедеятельности.
Для эффективной реализации подхода практико-ориентированного обучения математике большими возможностями обладают задачи с практическим содержанием.
Обучение математике с использованием практико-ориентированных задач приводит к более прочному усвоению информации, так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями. Особенность этих заданий (необычная формулировка, связь с жизнью, межпредметные связи) вызывают повышенный интерес обучающихся, способствуют развитию любознательности, познавательной активности.
Наполнение содержания обучения математике задачами, приближенными к жизни требует, с одной стороны, содержательной разработки таких задач, с другой - создание специальных методик работы с ними.
Одним из направлений в реализации идей практико-ориентированного обучения является включение в систему математической подготовки обучающихся специальных курсов по выбору, освещающих различные приложения математических знаний.
В рамках данного исследования, разработана и представлена методика обучения курсу по выбору «Математика в жизни» для обучающихся 6 класса.
В ходе работы над темой исследования, были выполнены все поставленные задачи, а именно:
- проанализирована специальная литература по теме исследования и имеющийся педагогический опыт;
- описана роль, место и значение практико-ориентированных задач в математическом образовании школьников;
- охарактеризованы основные требования к проектированию и реализации программы курса по выбору в системе математической подготовки школьников;
- разработана программа курса по выбору «Математика в жизни» для обучающихся 6 класса;
- разработаны конспекты занятий курса по выбору «Математика в жизни» для обучающихся 6 класса.
В перспективе планируется совершенствование методического сопровождения данного курса, его апробация и применение в процессе математической подготовки обучающихся.
1. Баранников А.В. Элективные курсы в профильном образовании //Первое сентября, 2004. - №2. - с.1-2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. 2010.
2. Буренкова, подход в обучении решению текстовых задач //Начальная школа плюс До и После. - 2010. - №10. - С.72-75.
3. Виленкин Н.Я, Жохов В.И., Чесноков А.С. и др. Математика 6 класс : Москва. "Мнемозина", 2013-288с.
4. Воронина И.С. Практико-ориентированные задачи на уроках математики. - [Электронныйресурс]http://borkadet.ucoz.ru/index/personalnaja_stranica_uchitelj a_matematiki_voroninoj_iriny_stanislavovny/0-41
5. Гужавина Н.А. Положение о программе элективных курсов //Управление современной школой. Завуч, 2008. - №3. - с.53-56.
6. Гультяева Л.И. Разработка и проведение элективных курсов для предпрофильного и профильного обучения //Информатика,2007. - №3.
7. Демидова Т.Е., Тонких А.П. Теория и практика решения текстовых задач: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.-М.:Издательский центр "Академия", 2002.-288с.
8. Денищева Л. О., Глазков Ю. А., Краснянская К. А. Проверка компетентности выпускников средней школы при оценке образовательных достижений по математике // Математика в школе. - 2008. - № 6. - С. 20-30.
9. Добрецова Н.В. Возможности дополнительного образования детей для реализации профильного образования:Учебно-методическое пособие для учителей /под ред. А.П. Тряпицыной. -СПб.: КАРО, 2005. - 160 с.
10. Егорова А. М. Профильное обучение и элективные курсы в средней школе // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 173-179.
11. Ермаков Д.С. Профильное обучение: проблемы и перспективы//Народное образование, 2004. - №7. С.101-107.
12. Ермаков Д., Петрова Г. Элективные учебные курсы для профильного обучения //Народное образование, 2004. - №2. - с.114-119.
13. Ермаков Д.С., Рыбкина Т.И. Элективные курсы: требования к разработке и оценка результатов обучения //Профильная школа, 2004. - №3. - с.6-11.
14. Зайцева И.А. Элективные курсы. - [Электронный ресурс] - :http://zaitseva- irina.ru/html/fl093455595
15. Зеленина Н. А., Крутихина М. В. Прикладные и учебно-прикладные задачи в обучении математике в классах химико-биологического профиля // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2011. - № 4 (1). - С. 171-176...33