ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 9
1.1. Теоретические основы феномена детских страхов 9
1.2. Клинико-психолого-педагогические особенности детей младшего
школьного возраста с детским церебральным параличом 16
1.3. Причинная обусловленность наличия страхов детей младшего школьного
возраста с детским церебральным параличом 24
1.4. Обзор диагностических методик и психоррекционных методов по преодолению страхов детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом 31
Вывод по 1 главе 37
ГЛАВА II. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ 39
2.1. Организация, методы и методика констатирующего этапа
эксперимента 39
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 49
Вывод по 2 главе 54
ГЛАВА III. РЕАЛИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ 55
3.1. Теоретические основы формирующего эксперимента 55
3.2. Содержание психологической программы коррекции страхов детей
младшего школьного возраста с детским церебральным параличом 60
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 69
Вывод по 3 главе 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
БИБЛИОГРАФИЯ 81
ПРИЛОЖЕНИЯ 91
Актуальность исследования. Проблемы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в последнее десятилетие стали привлекать пристальное внимание многих ученых и различных специалистов. Увеличивающийся интерес к детям с нарушениями в развитии свидетельствует о реформации взглядов на оказание помощи больному ребенку и его семье. Ставятся задачи по развитию личности детей с детским церебральным параличом и их последующей успешной интеграции в социальную среду. При этом жизнедеятельность личности определяет не сама болезнь, в данном случае речь идет о детском церебральном параличе, а его социально-психологическая реализация (Выготский Л.С.). [14]
Изучение психологических особенностей страха и его проявлений, а также причин, приводящих к его возникновению у лиц с детским церебральным параличом, обусловленных различными потрясениями, являются сегодня актуальными. В ряде работ страх рассматривается как одна из причин нарушений психофизического развития ребенка, как некая часть неврозов и депресий (Александровский Ю.И., Захаров А.И., Хосе А.М., Эберлейн Г. и др.). [5, 22]
Количество лиц как среди взрослых, так и среди детей, испытывающих страхи, т.е. сильные эмоциональные переживания (агрессия, тревожность) часто приводят к отклоняющимся формам поведения у детей, что свидетельствует о значимости данного аспекта исследования в процессе развития личности и индивидуальности ребенка с детским церебральным параличом (Ивлева Е.И., Мухина В.С., Мэй Р., Прихожан А.М., Щербатых Ю.В. и др.) [58, 59, 97, 106, 108]
Изучение особенностей страха у детей с детским церебральным параличом в контексте анализа социальной ситуации развития ребенка, его возникновение сегодня является одной из важных задач современной психологии. В отечественной и зарубежной психологии представлены характеристики разных психических нарушений у детей с детским церебральным параличом (Мамайчук И.И., Мастюкова Е.М., Калижнюк Э.С., Шипицына Л.М. и др.). [54, 104]. Рассматриваются вопросы, связанные с образованием данной группы обучающихся и их психологической коррекционной работе (Ипполитова М.В., Данилова Л.А., Левченко И.Ю. Приходько О.Г. и др.). [32, 49]
Проблема развития эмоциональной сферы этой группы детей, особенности проявления страха представлены в немногочисленных работах (Климанова Ю., Колчина А.Г., Пятакова Г.В., Романова О.П., Шевченко Ю.С.). [38, 40]
Исследования эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с церебральным параличом указывают на повышенный уровень тревожности у данной группы, а также на наличие неадекватных, бредоподобных страхов, страхов, основанных на особенностях своей двигательной недостаточности.
На социально-педагогическом уровне актуальность исследования обусловлена необходимость создания специальных условий по психокоррекции страхов у обучающихся младших классов с детским церебральным параличом и тем, что имеющийся у ребенка дефект формирует у него разнообразные страхи, что приводит в последствии к высокому уроню тревожности у ребенка (Захаров А.И., Ильин Е.П., Прихожан А.М., Прохоров А.М., Реан А.А., Субботинский И.В. и др.). [28, 29]
На научно-теоретическом уровне исследования актуальность работы заключается в практическом отсутствии разработанности теоретической и практической базы существенной группы страхов у младших школьников с детским церебральным параличом, что в свою очередь усугубляет и без того тяжелое положение данной группы детей (Буянов М.И., Гарбузов В.И., Павлов И.П., Сеченов И.М. и др.). [15]
На научно-методическом уровне актуальность исследования обусловлена необходимостью своевременной диагностики страхов у младших школьников, предупреждения их закрепления с целью исключения нанесения ребенку психологической травмы, что свидетельствует о важности теоретических и практических знаний в данной области научных знаний.
На основе вышеизложенного нами определены противоречия между:
- необходимостью коррекции страхов у обучающихся младших классов с детским церебральным параличом и недостаточным вниманием к решению данной проблемы со стороны психологических служб;
- запросом общества на оптимизацию уровня выраженности страхов у обучающихся младшего школьного возраста и возможностями системы образования по созданию условий, необходимых для психологической коррекции страхов у рассматриваемой группы обучающихся.
Проблема исследования. Изучение и психокоррекция страхов младших школьников с детским церебральным параличом является важным условием последующей успешной социализации данного контингента лиц в современное общество.
Цель исследования. Теоретически обосновать, разработать и экспериментально апробировать эффективность психологической программы, направленной на преодоление страхов младших школьников с детским церебральным параличом.
Объект исследования. Страхи обучающихся младших классов с детским церебральным параличом.
Предмет исследования. Психологическая программа коррекции страхов младших школьников с детским церебральным параличом.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что эффективность психокоррекционной работы с младшими школьниками с детским церебральным параличом будет повышена при условии внедрения психологической программы, направленной на преодоление страхов у данной группы обучающихся.
В соответствии с поставленной целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:
1) На основе анализа психолого-педагогической, социально-психологической литературы по проблеме исследования определить основы феномена детских страхов и обусловленность наличия страхов детей младшего школьного возраста.
2) Изучить особенности становления детских страхов детей младшего школьного возраста с нарушениями функций опорно¬двигательного аппарата.
3) Разработать, апробировать и экспериментально проверить эффективность психологической программы по преодолению страхов детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили труды таких ученых как Агаркова Е.А., Акопян Л.С., Бавина Т.В., Дубровина И.В., Запорожец А.В., Зинкевич-Евстегнеева Т.Д., Зубкова А.С., Котова Е.О., Трубайчук Л.В., Самойленко И.В., Щербатых Ю.В., Шамилова Г.А., Шевченко Ю.С. [4, 7, 16, 26, 27, 81, 101, 102]
Методы исследования были определены в соответствии с поставленной целью, гипотезой и задачами работы. Для достижения поставленных задач исследования нами использовался комплекс дополняющих друг друга методов исследования:
1) теоретические методы: анализ психологической и педагогической литературы по рассматриваемой проблеме исследования, обобщение передового теоретического и практического материала;
2) эмпирические методы: наблюдение, тестирование, опрос, статистический анализ полученных результатов, констатирующий и формирующий эксперименты, сравнение, систематизация и обобщение полученных данных.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что ее результаты позволят углубить научные представления о феномене страхов у детей, понять причинную обусловленность появления страхов младших школьников с детским церебральным параличом, осуществить обзор диагностических методик и психологических коррекционных методов по преодолению страхов у обучающихся младших классов вышеуказанной нозологической группы.
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что представленные результаты магистерской работы, раскрывающие особенности формирования страхов у обучающихся младшего школьного возраста могут быть использованы в психологической коррекционной работе педагога-психолога, сотрудников образовательных организаций. Результаты исследования по изучаемой проблеме могут быть полезны родителям, педагогам и узким специалистам, работающим с детьми с детским церебральным параличом.
Апробация результатов исследования осуществлялась:
1) Выговская В.А. Теоретический обзор изучения проблемы страхов в психологии. Психология особых состояний: от теории к практике: материалы V Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов. Красноярск, 25 апреля 2022 г. [Электронный ресурс] / отв. ред. Н.А. Лисова; ред. кол. Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2022. Стр. 8 - 10.
2) Выговская В.А. Исследование страхов младших школьников с детским церебральным параличом: сборник трудов конференции. / В.А. Выговская, Н.Г. Иванова // Актуальные вопросы гуманитарных и социальных наук : материалы II Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участ. (Чебоксары, 24 нояб. 2022 г.) / редкол.: Ж.В. Мурзина [и др.] - Чебоксары: ИД «Среда», 2022.
Организация исследования. Базой исследования явились: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) школа № 18» (ЯНАО, город Новый Уренгой, улица Сибирская, дом 49 а). В исследовании принимали участие младшие школьники 1 класса в возрасте 7 - 8 лет в количестве 12 детей.
Исследование проводилось в период с 2020 по 2022 гг. и проходило в несколько этапов:
Первый этап (октябрь 2020 - март 2021) - проводился анализ психолого-педагогической, социально-психологической литературы по проблеме исследования, определялась актуальность проводимого исследования;
Второй этап (апрель 2021 - июнь 2021) - определение проблемы и гипотезы проводимого исследования, выявлялись теоретические основы, цель исследования и задачи, уточнялся объект, предмет исследования и разрабатывался план экспериментальной работы;
Третий этап (июль 2021 - декабря 2021) - осуществлялся подбор диагностических методик для исследования причин страха обучающихся младших классов с детским церебральным параличом, а также анализ полученных результатов;
Четвертый этап (январь 2022 - май 2022) - разрабатывалась и реализовывалась психологическая программа коррекции страхов младших школьников с детским церебральным параличом;
Пятый этап (июнь 2022 - ноябрь 2022) - осуществлялась обработка результатов на этапе контрольном эксперимента исследования, формулировались выводы и заключения в работе.
Структура и объем магистерской диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включает 4 таблицы, 6 гистограмм. Список литературы включает 114 наименований.
Представленная магистерская диссертация посвящена изучению страхов у младших школьников с детским церебральным параличом и коррекции механизмов его возникновения.
В процессе исследования нами была выдвинута гипотеза о том, что эффективность психокоррекционной работы с младшими школьниками с детским церебральным параличом будет повышена при условии внедрения психологической программы, направленной на преодоление страхов у данной группы обучающихся.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы нами был организован констатирующий эксперимент с целью исследования страхов у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом, в процессе которого были использованы следующие методики:
Методика определения уровня тревожности и страхов, предложенная Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки. Данная методика определяет уровень тревожности, свидетельствующий об уровне эмоциональной приспособленности детей к различным социальным ситуациям, также определяет отношение детей к некой ситуации, а также дает косвенную информацию о уровне взаимоотношений сверстников друг с другом, взрослыми, в семье и в коллективе.
Опросник «Уровень тревожности ребенка» Г.П. Лаврентьевой и Т.М.Титаренко
Методика «Страхи в домиках», предложенная А.И. Захаровым и М.А. Панфиловой
В качестве основных критериев мы определили такие компоненты как:
— эмоциональный компонент (предусматривает понимание детьми своих чувств),
— поведенческий компонент (определяет внешние проявления в деятельности и общении),
— рефлексивный компонент (определяет признание наличия страха и его постепенное обесценивание).
В эксперименте приняли участие 12 обучающихся младших классов с детским церебральным параличом 7-8 лет.
Проанализировав результаты констатирующего этапа экспериментального исследования, мы выявили, что у младших школьников с детским церебральным параличом отмечались следующие виды страхов и их особенности: высокая эмоциональная напряженность в виде неуверенности в себе, подозрительности, недоверии окружающему миру, страха темноты, страха животных, социально-опосредованных страхов, а также негативного восприятия себя и других людей.
Выявленные особенности определили необходимость разработки психологической коррекционной программы преодоления страхов у младших школьников с детским церебральным параличом.
В процессе реализации формирующего эксперимента нами были определены следующие направления психологической коррекционной работы с младшими школьниками с ДЦП:
1) развитие установок по повышению позитивного настроя и сплоченности младших школьников с ДЦП на коррекционных занятиях;
2) формирование чувства близости с участниками группы и другими людьми для достижения взаимопонимания и сплоченности;
3) обеспечение путей поиска преодоление страхов и способность развивать эмпатии, умение сопереживать другим;
4) формирование навыков выражения эмоционального настроения, выражение чувства страха в рисунке;
5) создание благоприятных условий для активизации младших школьников с целью развития способности снятия внутреннего напряжения: тревожности / страхов;
6) коррекция и совершенствование путей преодоления чувства страха;
7) развитие навыков оценки своего поведения и поведения окружающих;
8) содействие развитию умения справляться с чувством тревожности и страха, развитие эмпатии и умения сопереживать другим;
9) развитие чувства смелости и умения преодолевать собственный страх.
Эффективность внедрения и реализации коррекционной программы, направленной на преодоление чувства страха младших школьников с ДЦП, показали результаты диагностического обследования в динамике.
Анализ результатов при определении уровня тревожности по первой методике, предложенной Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки. после коррекционных занятий показал уменьшение числа (в общем) младших школьников с ДЦП с выраженными показателями «низкий уровень» с 16% (2 чел.) до 32 % (4 чел.). В экспериментальной группе отмечалось увеличение числа младших школьников с показателем «средний уровень» с 32% (4 чел.) до 44% (5 чел.). На начало эксперимента при изучении уровня тревожности и страхов на высоком уровне было 48% (6 чел.), а на конец составило 24% (3 чел.), что свидетельствует о положительной динамике.
Выполняя задания по 2 методике - опросник «Уровень тревожности ребенка» Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко., мы выявили снижение высоких показателей уровня страхов с 47% (5 чел.) до 22% (2 чел.). На начало эксперимента на среднем уровне наличия страхов было 39% (4 чел.) а стало 54% (7 чел.). На низком уровне тревожности ребенка на начало эксперимента отмечалось 14 % (2 человека), а на конец на этапе контрольного среда - 24% (3 чел.), что свидетельствует о эффективности проведенных коррекционных мероприятий. Отмечается положительная тенденция в изменении личностного отношения младших школьников с ДЦП к надуманным страхам.
При выполнения 3 задания по методике «Страхи в домиках», предложенной А.И. Захаровым и М.А. Панфиловой мы определили, что на начало эксперимента показатели высокого уровня выраженности страхов характеризовались 39% (4 чел.), а после формирующего эксперимента количество младших школьников, испытывающих страхи, уменьшилось на 2 человека и составило 16%. Средние показатели остались на прежнем уровне, однако увеличилось количество детей с низким уровнем наличия страхов после коррекционных занятий и составило с 12% (2 чел.) до 39% (4 чел.).
В модифицированном варианте обучающий эксперимент может быть использован в деятельности психологов и других участников образовательных отношений с учетом специфики и психофизических возможностей детей с особыми образовательными возможностями.
Таким образом, результаты психологической коррекционной работы, направленной на преодоление страхов свидетельствуют о том, что младшие школьники с ДЦП, принимавшие участие в обучающем эксперименте стали обесценивать ряд страхов и научились их контролировать. У детей снизился уровень страха, наметилась стойкая положительная динамика в умении справляться с чувством тревожности и преодолевать собственные страхи, в связи с чем улучшились коммуникативные умения детей. В следствии обнуления страхов у данной группы детей, наблюдалось устранение психологической зажатости, развилась уверенность в себе и в собственных возможностях, повысилась собственная ценность. Также можем предположить, что следствием коррекционной работы, полученные новые навыки и умения приведут к развитию способности стрессоустойчивости в меняющихся условиях.
Полученные результаты проведенного исследования подтверждают выдвинутую нами гипотезу о том, что эффективность псикоррекционной работы с младшими школьниками с детским церебральным параличом будет повышена при условии внедрения психологической программы, направленной на преодоление страхов у данной группы обучающихся.
1. Абрамова Г.С. Основные методы исследования в возрастной психологии / Г.С. Абрамова // Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Академия, 1998. С. 21 - 85.
2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии: лекции по введению психотерапию для врачей, психолого и учителей / А. Адлер - М.: Институт психотерапии, 2002
3. Айзенберг О.К., Кузнецова Л.В. Психокоррекционная работа с детьми, имеющими нарушения психического развития: психотерапия в дефектологии. - М.: Просвещение, 2012. 320 с.
4. Акопян Л.С. Атлас детских страхов / Л.С. Акопян. - Самара: СНЦ РАН, 2003. 172 с.
5. Александровский Ю.И. Единая концепция сознания и эмоций: экспериментальная и теоретическая разработка / Ю.И. Александров //Первая рос. Конф. по когнитивным наукам: Тез. докладов. Казань: КГУ 2004. С. 14 - 15.
6. Астапов В.М. Тревожность у детей /В.М. Астапов. - 2-е изд. СПб.: Питер, 2004. 224 с.
7. Бавина Т.В. Детские страхи: решение проблемы в условиях детского сада / Т.В. Бавина, Е.И. Агаркова. - М.: АРКТИ., 2016. 64 с.
8. Бадалян Л.О. Актуальные проблемы эволюционной неврологии и развитие мозга ребенка // Методологические аспекты наук о мозге. М, 1983. 214 с.
9. Бакалбаева Г.А. Психологическое развитие старшеклассников с ДЦП / Г.А. Бакалбаева, К.Т. Талгатова. - Текст: непосредственный // Молодой учены. - 2015. - и№ 11 (81.1). - С. 88 - 89.
10. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л.: Наука, 1988. 270 с.
11. Большой толковый словарь / Под ред. Б. Мещерякова, В. Зинченко. - СПб.: Прайм, 2013. 672 с.
12. Браун Дж. Психология Фрейда и постфрейдисты / Дж. Браун. - М.: Рефл-бук, 1997.
13. Бремс К. Полное руководство по детской психотерапии / К. Бремс:; пер. с англ. Ю. Брянцевой. - М.: Эксмо-Пресс, 2002. 640 с.
14. Выготский Л.С. Собр. Соч.: в 6 т. Т. 4. Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984 с. 432 с.
15. Гарбузов В.И. Нервные дети. - М.: Медицина, 1990. 172 с.
16. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учеб. пособие / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, Т.В. Вохмянина. - М.: изд. центр «Академия», 2014. 98 с.
17. Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. - Ленинград: Медицина, Ленигр. отд-ние, 1977. 95 с.
18. Додонов Б.И. В мире эмоций / Б.И. Додонов. - Киев: Политиздат, 1987. 140 с,
19. Дж. Уотсон. Психологический уход за ребенком / Джон Б. Уотсон: Пер. с англ. Под ред. Е.В. Гурьянова. - 2-е изд. - М: работник просвещения, 1930, с. 110,
20. Ермошин А.Ф. Фобии, утраты, разочарования. - М.: Форум, 2010. 272 с.
21. Загрина Н.А. Вклад академика И.П. Павлова в психологическую науку [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. Науч. Журн. - 2012. № 6 (17).
22. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей / А.И. Захаров. Серия «Психология ребенка». - СПб.: СОЮЗ, 2000. 448 с.
23. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха? / А.И. Захаров. - СПб: Союз, 1995. 118 с.
24. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. - СПб.: Гиппократ, 2015. 340 с.
25. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2009. 448 с.
26. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб.: Речь, 2008. 240 с.
27. Зубкова А.С. Детские страхи: книга для родителей и педагогов /
A. С. Зубкова, С.Г. Зубанова. - Ярославль: Академия развития, 2007. 128 с.
28. Ильин Е.П. Психология страха / Е.П. Ильин: Серия «Мастер психологии». - СПб, 2017. 81 с.], [Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2010. 704 с.
29. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2013. 783 с.
30. Имедадзе Н.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте. - Тбилиси: STT, 2012. 270 с.]
31. Ипполитова V/D/ К вопросу о преодолении пространственно-временных нарушений у детей с церебральным параличом // Специальная школа. 1967. № 3.
32. Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье: Книга для родителей. Изд. 2 -е перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1993. 52 с.
33. Калижнюк Э.С. Психологические нарушения при детских церебральных параличах. - Киев, 1987. 138 с.
34. Кемпински А. Страх / А. Кемпински // Психические состояния. - СПб.: Питер, 2000. С. 229 - 235.
35. Кисилева Н.А. психологическое изучение детей с отклонениями в развитии / Н.А. Кисилева, И.Ю. Левченко. - М.: Коррекционная педагогика, 2005. 137 с.
36. Клаперед Э. Чувства и эмоции // психология эмоций / Авт.сост.
B. Вилюнас. - СПб.: Питер, 2004. - С. 131 - 141.
37. Климакова Ю.В. Психологические условия изменения отношения младших школьников к «страху ошибки»: Дис..канд. психол. наук, 19.0007 / Ю.В. Климакова. - М., 2000. 198 с
38. Климанова Ю. Нарисуй свой страх: Детские страхи / Семья и школа. 1999. № 9. 102 с.
39. Ковалев А.Г. Псих-ские особенности человека. - М.: ЛГУ, 2007. 304 с.
40. Колчина А.Г. Диагностика и коррекция нарушений развития эмоциональной сферы детей с двигательной патологией // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6, вып. 2 (22). С. 179 - 185.
41. Конюхов Н.И. Словарь-справочник практического психолога. - Воронеж: НПО Модэк, 1996. 224 с.
42. Ю. Корчагина // Здоровье детей. - 2008. № 8. С. 26 - 28.
43. Крайг Г. Психология развития / Г. Крейг. - СПб.: Питер, 2002. 992 с.
44. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / Ун-т Рос. Акад. Образования. - 5 - е изд. - М.: Изд-во УРАО, 1999. 175 с.
45. Кулинцова И.Е. Коррекция детских страхов с помощью сказок. - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011 - 169 с.
46. Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М. Практическая психология для педагогов (Выпуск 2). - Киев, 1992. 29 с.
47. Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний // Вопросы психологии. № 2. 2010. С. 76 - 81.
48. Левченко И.Ю. Детский церебральный паралич как смешанный вариант дизонтогенеза / Левченко И.Ю. // Специальная психология. - 2011. № 2. С. 3 - 4.
49. Левченко И.Ю. Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. 192 с.
50. Лебединский В.В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Н. Баенская, М.М. Либлинг. - М.: МГУ, 1990. 197 с.
51. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. - М.: Просвещение, 1964. 344 с.
52. Лурия А.Р. Высшие корковые функции у человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. - М., 1962
53. Лысенко В.В., Орлова А.Д. Страхи как регулятор поведения черех механизм отрицательных эмоций / Международный студенческий научный вестник. 2017. № 6.
54. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2001. 220 с
55. Мамайчук И.И., Мендоса Х. Учет типологических особенностей детей с аномалиями верхних конечностей в процессе ортоиедо- хирургического лечения // Труды ЛНИДОИ им. Г.И. Турнера. - Л., 1989.
56. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: Питер. 2008.
57. Московкина А.Г. Неврозы у детей с церебральным параличом / Московкина А.Г., Мастюкова Е.М. / Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2002. № 4. С. 60 - 63.
58. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина: Учебник для студ. вузов. - 5-е изд., стереотип. - М., 2003. 456 с.
59. Мэй Р. Смысл тревоги / Р. Мэй. - М.: Класс, 2001. 384 с.
60. Настольная книга практического психолога / Под ред. С. Посоховой, С.Л. Соловьевой. - СПб.: Сова, 2008. 671 с
61. Немкова С.А. Детский церебральный паралич: диагностика и коррекция когнитивных нарушений: Учебю метод. пособие [Текст] / С.А. Немкова. - М.: Союз педиатров России, 2013. 60 с.
62. Неретина Т.Г. Приемы коррекции поведения детей с различными эмоционально-волевыми нарушениями / Т.Г. Неретина // Начальная школа плюс До и После. - 2005. № 10. С. 42 - 46.
63. Павлов И.П. Вестник РАН. 1999. Т. 69. № 1. С. 59
64. Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры / М.А. Панфилова. - М.: ГНОМ и Д. 2000. 160 с.
65. Панфилова М.А. Тревожность и ее коррекция у детей / М.А. Панфилова // Школа здоровья. - 2006. - № 1. - С. 124 - 131.
66. Патогенетическая восстановительная терапия больных детским церебральным параличом / Семенова К.А., Штеренгерц А.Е., Польской В.В. - К. Здоровье, 1986. 168 с.
67. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии: Учеб. пособие для студентов вузов / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: ИНФРА-М, 1998. 525с
68. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. - СПб.: Питер, 2007. 192 с.
69. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2010. 304 с.
70. Прихожан А.М. Шкала личностной тревожности // Диагностика эмоционально-нравственного развития. 2012. № 5. С. 64 - 71.
71. Псиодиагностика и коррекция с нарушениями и отклонениями развития / сост. и общ. ред. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. - СПб.: Питер, 2001. 256 с. (Хрестоматия по психологии).
72. Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. Забрамной С.Д., Левченко И.Ю. - М. Изд. «Академия», 2009
73. Психологическая помощь при ранних нарушениях эмоционального развития / Сост. Е.Р. Баенская, М.М. Либлтнг. - М.: Полиграф-сервис, 2001
74. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М.: ООО «Издательство Астрель», 2004. 480 с.]
75. Ребер А.С. Большой толковый психологический словарь / А.С. Ребер. - М.: Вече, АСТ, 2000. Т.2. 560 с.
76. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраста: Проблемы становления личности. - М.: Мир, 2007. 319 с
77. Риман Ф. Основные формы страха. Исследование в области глубинной психологии. - М., 1998. 336 с.
78. Родители и дети: психология взаимоотношений / Под ред. Е.А. Савиной, Е.О. Смирновой. - М.: Коги-то-Центр, 2013. 230 с.
79. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманист. Изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. 384 с.
80. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике: практическое руководство. - М.: психотерапия, 2010. 224 с.
81. Самойленко И.В. Как победить детские страхи. Тренинг для родителей и педагогов / И.В. Самойленко. - Ростов н/Д: Феник, 2012. 252 с.
82. Семенова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Я. Клиника и реабилитационная терапия церебральных параличей. - М., 1972.
83. Специальная психология: учебник для студ. вузов для направл. Подгот. Бакалавров / Шипицына Л.М., Сорокин В.М., Лубовский В.И., Исаев Д.Н., Михаленкова И.А., Мамайчук И.И., Защиринская О.В. Демьячук Р.В., Ростомашвили Л.Н. / Под ред. Л.М. шипицыной. - СПб, Речь, 2013; 2010. 252 с.
84. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья / А.С. Спиваковская. - ООО Апрель-Пресс; ЗАО Изд-во ЭКСМО- Пресс, 2000. 304 с.
85. Спилбергер Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги. Стресс и тревога в спорте: Международный сборник 84 научных статей. Сост. А.Н. Ханин. - М.: Физкультура и спорт, 1983. 288 с
86. Степанов В.Г. Психология трудных школьников: учебное пособие для учителей и родителей / В.Г. Степанов. - М.: Академия, 1997. 320 с.
87. Степанов С.С. Большие проблемы маленького ребенка: советы психолога родителям. - М.: АСТ, 2015. 138 с.
88. Тапилина О.В. Психологическая коррекция страхов у детей школьного возраста средствами игротерапии: Дис. Канд.психол. наук: 19.00.07 / О.В. Тапилина. - М., 2002. 170 с.
89. Ткачева В.В. Семья ребенка с отклонениями в развитии. Диагностика и консультирование. - М.: Издательство «Книголюб», 2008
90. Тревога и тревожность [Текст]: Хрестоматия / Под ред. В.М. Астапова. - СПб.: Питер, 2001. 247 с
91. Устинова Е.В. Детский церебральный паралич: Психологическая помощь дошкольникам. - СПб. Изд-во Книголюб, 2007. 120 с.
92. Фейдимен Д. Аналитическая и индивидуальная психология. Карл Юнг и Альфред Адлер / Д. Фейдимен, Р. Фрейджер. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2007.
93. Финни Н.Р. Ребенок с церебральным параличом: Помощь. Уход. Развитие: Книга для родителей [Текст] / Под ред. Е.В. Клочковой. - Изд. 2¬е, стереотип. - М.: Теревинф, 2005. 333 с.]