ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 9
1.1. Теоретические основы феномена детских страхов 9
1.2. Клинико-психолого-педагогические особенности детей младшего
школьного возраста с детским церебральным параличом 16
1.3. Причинная обусловленность наличия страхов детей младшего школьного
возраста с детским церебральным параличом 24
1.4. Обзор диагностических методик и психоррекционных методов по преодолению страхов детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом 31
Вывод по 1 главе 37
ГЛАВА II. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ 39
2.1. Организация, методы и методика констатирующего этапа
эксперимента 39
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 49
Вывод по 2 главе 54
ГЛАВА III. РЕАЛИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ 55
3.1. Теоретические основы формирующего эксперимента 55
3.2. Содержание психологической программы коррекции страхов детей
младшего школьного возраста с детским церебральным параличом 60
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 69
Вывод по 3 главе 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
БИБЛИОГРАФИЯ 81
ПРИЛОЖЕНИЯ 91
ГЛАВА I. АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 9
1.1. Теоретические основы феномена детских страхов 9
1.2. Клинико-психолого-педагогические особенности детей младшего
школьного возраста с детским церебральным параличом 16
1.3. Причинная обусловленность наличия страхов детей младшего школьного
возраста с детским церебральным параличом 24
1.4. Обзор диагностических методик и психоррекционных методов по преодолению страхов детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом 31
Вывод по 1 главе 37
ГЛАВА II. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ 39
2.1. Организация, методы и методика констатирующего этапа
эксперимента 39
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 49
Вывод по 2 главе 54
ГЛАВА III. РЕАЛИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ 55
3.1. Теоретические основы формирующего эксперимента 55
3.2. Содержание психологической программы коррекции страхов детей
младшего школьного возраста с детским церебральным параличом 60
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 69
Вывод по 3 главе 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
БИБЛИОГРАФИЯ 81
ПРИЛОЖЕНИЯ 91
Актуальность исследования. Проблемы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в последнее десятилетие стали привлекать пристальное внимание многих ученых и различных специалистов. Увеличивающийся интерес к детям с нарушениями в развитии свидетельствует о реформации взглядов на оказание помощи больному ребенку и его семье. Ставятся задачи по развитию личности детей с детским церебральным параличом и их последующей успешной интеграции в социальную среду. При этом жизнедеятельность личности определяет не сама болезнь, в данном случае речь идет о детском церебральном параличе, а его социально-психологическая реализация (Выготский Л.С.). [14]
Изучение психологических особенностей страха и его проявлений, а также причин, приводящих к его возникновению у лиц с детским церебральным параличом, обусловленных различными потрясениями, являются сегодня актуальными. В ряде работ страх рассматривается как одна из причин нарушений психофизического развития ребенка, как некая часть неврозов и депресий (Александровский Ю.И., Захаров А.И., Хосе А.М., Эберлейн Г. и др.). [5, 22]
Количество лиц как среди взрослых, так и среди детей, испытывающих страхи, т.е. сильные эмоциональные переживания (агрессия, тревожность) часто приводят к отклоняющимся формам поведения у детей, что свидетельствует о значимости данного аспекта исследования в процессе развития личности и индивидуальности ребенка с детским церебральным параличом (Ивлева Е.И., Мухина В.С., Мэй Р., Прихожан А.М., Щербатых Ю.В. и др.) [58, 59, 97, 106, 108]
Изучение особенностей страха у детей с детским церебральным параличом в контексте анализа социальной ситуации развития ребенка, его возникновение сегодня является одной из важных задач современной психологии. В отечественной и зарубежной психологии представлены характеристики разных психических нарушений у детей с детским церебральным параличом (Мамайчук И.И., Мастюкова Е.М., Калижнюк Э.С., Шипицына Л.М. и др.). [54, 104]. Рассматриваются вопросы, связанные с образованием данной группы обучающихся и их психологической коррекционной работе (Ипполитова М.В., Данилова Л.А., Левченко И.Ю. Приходько О.Г. и др.). [32, 49]
Проблема развития эмоциональной сферы этой группы детей, особенности проявления страха представлены в немногочисленных работах (Климанова Ю., Колчина А.Г., Пятакова Г.В., Романова О.П., Шевченко Ю.С.). [38, 40]
Исследования эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с церебральным параличом указывают на повышенный уровень тревожности у данной группы, а также на наличие неадекватных, бредоподобных страхов, страхов, основанных на особенностях своей двигательной недостаточности.
На социально-педагогическом уровне актуальность исследования обусловлена необходимость создания специальных условий по психокоррекции страхов у обучающихся младших классов с детским церебральным параличом и тем, что имеющийся у ребенка дефект формирует у него разнообразные страхи, что приводит в последствии к высокому уроню тревожности у ребенка (Захаров А.И., Ильин Е.П., Прихожан А.М., Прохоров А.М., Реан А.А., Субботинский И.В. и др.). [28, 29]
На научно-теоретическом уровне исследования актуальность работы заключается в практическом отсутствии разработанности теоретической и практической базы существенной группы страхов у младших школьников с детским церебральным параличом, что в свою очередь усугубляет и без того тяжелое положение данной группы детей (Буянов М.И., Гарбузов В.И., Павлов И.П., Сеченов И.М. и др.). [15]
На научно-методическом уровне актуальность исследования обусловлена необходимостью своевременной диагностики страхов у младших школьников, предупреждения их закрепления с целью исключения нанесения ребенку психологической травмы, что свидетельствует о важности теоретических и практических знаний в данной области научных знаний.
На основе вышеизложенного нами определены противоречия между:
- необходимостью коррекции страхов у обучающихся младших классов с детским церебральным параличом и недостаточным вниманием к решению данной проблемы со стороны психологических служб;
- запросом общества на оптимизацию уровня выраженности страхов у обучающихся младшего школьного возраста и возможностями системы образования по созданию условий, необходимых для психологической коррекции страхов у рассматриваемой группы обучающихся.
Проблема исследования. Изучение и психокоррекция страхов младших школьников с детским церебральным параличом является важным условием последующей успешной социализации данного контингента лиц в современное общество.
Цель исследования. Теоретически обосновать, разработать и экспериментально апробировать эффективность психологической программы, направленной на преодоление страхов младших школьников с детским церебральным параличом.
Объект исследования. Страхи обучающихся младших классов с детским церебральным параличом.
Предмет исследования. Психологическая программа коррекции страхов младших школьников с детским церебральным параличом.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что эффективность психокоррекционной работы с младшими школьниками с детским церебральным параличом будет повышена при условии внедрения психологической программы, направленной на преодоление страхов у данной группы обучающихся.
В соответствии с поставленной целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:
1) На основе анализа психолого-педагогической, социально-психологической литературы по проблеме исследования определить основы феномена детских страхов и обусловленность наличия страхов детей младшего школьного возраста.
2) Изучить особенности становления детских страхов детей младшего школьного возраста с нарушениями функций опорно¬двигательного аппарата.
3) Разработать, апробировать и экспериментально проверить эффективность психологической программы по преодолению страхов детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили труды таких ученых как Агаркова Е.А., Акопян Л.С., Бавина Т.В., Дубровина И.В., Запорожец А.В., Зинкевич-Евстегнеева Т.Д., Зубкова А.С., Котова Е.О., Трубайчук Л.В., Самойленко И.В., Щербатых Ю.В., Шамилова Г.А., Шевченко Ю.С. [4, 7, 16, 26, 27, 81, 101, 102]
Методы исследования были определены в соответствии с поставленной целью, гипотезой и задачами работы. Для достижения поставленных задач исследования нами использовался комплекс дополняющих друг друга методов исследования:
1) теоретические методы: анализ психологической и педагогической литературы по рассматриваемой проблеме исследования, обобщение передового теоретического и практического материала;
2) эмпирические методы: наблюдение, тестирование, опрос, статистический анализ полученных результатов, констатирующий и формирующий эксперименты, сравнение, систематизация и обобщение полученных данных.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что ее результаты позволят углубить научные представления о феномене страхов у детей, понять причинную обусловленность появления страхов младших школьников с детским церебральным параличом, осуществить обзор диагностических методик и психологических коррекционных методов по преодолению страхов у обучающихся младших классов вышеуказанной нозологической группы.
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что представленные результаты магистерской работы, раскрывающие особенности формирования страхов у обучающихся младшего школьного возраста могут быть использованы в психологической коррекционной работе педагога-психолога, сотрудников образовательных организаций. Результаты исследования по изучаемой проблеме могут быть полезны родителям, педагогам и узким специалистам, работающим с детьми с детским церебральным параличом.
Апробация результатов исследования осуществлялась:
1) Выговская В.А. Теоретический обзор изучения проблемы страхов в психологии. Психология особых состояний: от теории к практике: материалы V Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов. Красноярск, 25 апреля 2022 г. [Электронный ресурс] / отв. ред. Н.А. Лисова; ред. кол. Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2022. Стр. 8 - 10.
2) Выговская В.А. Исследование страхов младших школьников с детским церебральным параличом: сборник трудов конференции. / В.А. Выговская, Н.Г. Иванова // Актуальные вопросы гуманитарных и социальных наук : материалы II Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участ. (Чебоксары, 24 нояб. 2022 г.) / редкол.: Ж.В. Мурзина [и др.] - Чебоксары: ИД «Среда», 2022.
Организация исследования. Базой исследования явились: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) школа № 18» (ЯНАО, город Новый Уренгой, улица Сибирская, дом 49 а). В исследовании принимали участие младшие школьники 1 класса в возрасте 7 - 8 лет в количестве 12 детей.
Исследование проводилось в период с 2020 по 2022 гг. и проходило в несколько этапов:
Первый этап (октябрь 2020 - март 2021) - проводился анализ психолого-педагогической, социально-психологической литературы по проблеме исследования, определялась актуальность проводимого исследования;
Второй этап (апрель 2021 - июнь 2021) - определение проблемы и гипотезы проводимого исследования, выявлялись теоретические основы, цель исследования и задачи, уточнялся объект, предмет исследования и разрабатывался план экспериментальной работы;
Третий этап (июль 2021 - декабря 2021) - осуществлялся подбор диагностических методик для исследования причин страха обучающихся младших классов с детским церебральным параличом, а также анализ полученных результатов;
Четвертый этап (январь 2022 - май 2022) - разрабатывалась и реализовывалась психологическая программа коррекции страхов младших школьников с детским церебральным параличом;
Пятый этап (июнь 2022 - ноябрь 2022) - осуществлялась обработка результатов на этапе контрольном эксперимента исследования, формулировались выводы и заключения в работе.
Структура и объем магистерской диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включает 4 таблицы, 6 гистограмм. Список литературы включает 114 наименований.
Изучение психологических особенностей страха и его проявлений, а также причин, приводящих к его возникновению у лиц с детским церебральным параличом, обусловленных различными потрясениями, являются сегодня актуальными. В ряде работ страх рассматривается как одна из причин нарушений психофизического развития ребенка, как некая часть неврозов и депресий (Александровский Ю.И., Захаров А.И., Хосе А.М., Эберлейн Г. и др.). [5, 22]
Количество лиц как среди взрослых, так и среди детей, испытывающих страхи, т.е. сильные эмоциональные переживания (агрессия, тревожность) часто приводят к отклоняющимся формам поведения у детей, что свидетельствует о значимости данного аспекта исследования в процессе развития личности и индивидуальности ребенка с детским церебральным параличом (Ивлева Е.И., Мухина В.С., Мэй Р., Прихожан А.М., Щербатых Ю.В. и др.) [58, 59, 97, 106, 108]
Изучение особенностей страха у детей с детским церебральным параличом в контексте анализа социальной ситуации развития ребенка, его возникновение сегодня является одной из важных задач современной психологии. В отечественной и зарубежной психологии представлены характеристики разных психических нарушений у детей с детским церебральным параличом (Мамайчук И.И., Мастюкова Е.М., Калижнюк Э.С., Шипицына Л.М. и др.). [54, 104]. Рассматриваются вопросы, связанные с образованием данной группы обучающихся и их психологической коррекционной работе (Ипполитова М.В., Данилова Л.А., Левченко И.Ю. Приходько О.Г. и др.). [32, 49]
Проблема развития эмоциональной сферы этой группы детей, особенности проявления страха представлены в немногочисленных работах (Климанова Ю., Колчина А.Г., Пятакова Г.В., Романова О.П., Шевченко Ю.С.). [38, 40]
Исследования эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с церебральным параличом указывают на повышенный уровень тревожности у данной группы, а также на наличие неадекватных, бредоподобных страхов, страхов, основанных на особенностях своей двигательной недостаточности.
На социально-педагогическом уровне актуальность исследования обусловлена необходимость создания специальных условий по психокоррекции страхов у обучающихся младших классов с детским церебральным параличом и тем, что имеющийся у ребенка дефект формирует у него разнообразные страхи, что приводит в последствии к высокому уроню тревожности у ребенка (Захаров А.И., Ильин Е.П., Прихожан А.М., Прохоров А.М., Реан А.А., Субботинский И.В. и др.). [28, 29]
На научно-теоретическом уровне исследования актуальность работы заключается в практическом отсутствии разработанности теоретической и практической базы существенной группы страхов у младших школьников с детским церебральным параличом, что в свою очередь усугубляет и без того тяжелое положение данной группы детей (Буянов М.И., Гарбузов В.И., Павлов И.П., Сеченов И.М. и др.). [15]
На научно-методическом уровне актуальность исследования обусловлена необходимостью своевременной диагностики страхов у младших школьников, предупреждения их закрепления с целью исключения нанесения ребенку психологической травмы, что свидетельствует о важности теоретических и практических знаний в данной области научных знаний.
На основе вышеизложенного нами определены противоречия между:
- необходимостью коррекции страхов у обучающихся младших классов с детским церебральным параличом и недостаточным вниманием к решению данной проблемы со стороны психологических служб;
- запросом общества на оптимизацию уровня выраженности страхов у обучающихся младшего школьного возраста и возможностями системы образования по созданию условий, необходимых для психологической коррекции страхов у рассматриваемой группы обучающихся.
Проблема исследования. Изучение и психокоррекция страхов младших школьников с детским церебральным параличом является важным условием последующей успешной социализации данного контингента лиц в современное общество.
Цель исследования. Теоретически обосновать, разработать и экспериментально апробировать эффективность психологической программы, направленной на преодоление страхов младших школьников с детским церебральным параличом.
Объект исследования. Страхи обучающихся младших классов с детским церебральным параличом.
Предмет исследования. Психологическая программа коррекции страхов младших школьников с детским церебральным параличом.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что эффективность психокоррекционной работы с младшими школьниками с детским церебральным параличом будет повышена при условии внедрения психологической программы, направленной на преодоление страхов у данной группы обучающихся.
В соответствии с поставленной целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:
1) На основе анализа психолого-педагогической, социально-психологической литературы по проблеме исследования определить основы феномена детских страхов и обусловленность наличия страхов детей младшего школьного возраста.
2) Изучить особенности становления детских страхов детей младшего школьного возраста с нарушениями функций опорно¬двигательного аппарата.
3) Разработать, апробировать и экспериментально проверить эффективность психологической программы по преодолению страхов детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили труды таких ученых как Агаркова Е.А., Акопян Л.С., Бавина Т.В., Дубровина И.В., Запорожец А.В., Зинкевич-Евстегнеева Т.Д., Зубкова А.С., Котова Е.О., Трубайчук Л.В., Самойленко И.В., Щербатых Ю.В., Шамилова Г.А., Шевченко Ю.С. [4, 7, 16, 26, 27, 81, 101, 102]
Методы исследования были определены в соответствии с поставленной целью, гипотезой и задачами работы. Для достижения поставленных задач исследования нами использовался комплекс дополняющих друг друга методов исследования:
1) теоретические методы: анализ психологической и педагогической литературы по рассматриваемой проблеме исследования, обобщение передового теоретического и практического материала;
2) эмпирические методы: наблюдение, тестирование, опрос, статистический анализ полученных результатов, констатирующий и формирующий эксперименты, сравнение, систематизация и обобщение полученных данных.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что ее результаты позволят углубить научные представления о феномене страхов у детей, понять причинную обусловленность появления страхов младших школьников с детским церебральным параличом, осуществить обзор диагностических методик и психологических коррекционных методов по преодолению страхов у обучающихся младших классов вышеуказанной нозологической группы.
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что представленные результаты магистерской работы, раскрывающие особенности формирования страхов у обучающихся младшего школьного возраста могут быть использованы в психологической коррекционной работе педагога-психолога, сотрудников образовательных организаций. Результаты исследования по изучаемой проблеме могут быть полезны родителям, педагогам и узким специалистам, работающим с детьми с детским церебральным параличом.
Апробация результатов исследования осуществлялась:
1) Выговская В.А. Теоретический обзор изучения проблемы страхов в психологии. Психология особых состояний: от теории к практике: материалы V Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов. Красноярск, 25 апреля 2022 г. [Электронный ресурс] / отв. ред. Н.А. Лисова; ред. кол. Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2022. Стр. 8 - 10.
2) Выговская В.А. Исследование страхов младших школьников с детским церебральным параличом: сборник трудов конференции. / В.А. Выговская, Н.Г. Иванова // Актуальные вопросы гуманитарных и социальных наук : материалы II Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участ. (Чебоксары, 24 нояб. 2022 г.) / редкол.: Ж.В. Мурзина [и др.] - Чебоксары: ИД «Среда», 2022.
Организация исследования. Базой исследования явились: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) школа № 18» (ЯНАО, город Новый Уренгой, улица Сибирская, дом 49 а). В исследовании принимали участие младшие школьники 1 класса в возрасте 7 - 8 лет в количестве 12 детей.
Исследование проводилось в период с 2020 по 2022 гг. и проходило в несколько этапов:
Первый этап (октябрь 2020 - март 2021) - проводился анализ психолого-педагогической, социально-психологической литературы по проблеме исследования, определялась актуальность проводимого исследования;
Второй этап (апрель 2021 - июнь 2021) - определение проблемы и гипотезы проводимого исследования, выявлялись теоретические основы, цель исследования и задачи, уточнялся объект, предмет исследования и разрабатывался план экспериментальной работы;
Третий этап (июль 2021 - декабря 2021) - осуществлялся подбор диагностических методик для исследования причин страха обучающихся младших классов с детским церебральным параличом, а также анализ полученных результатов;
Четвертый этап (январь 2022 - май 2022) - разрабатывалась и реализовывалась психологическая программа коррекции страхов младших школьников с детским церебральным параличом;
Пятый этап (июнь 2022 - ноябрь 2022) - осуществлялась обработка результатов на этапе контрольном эксперимента исследования, формулировались выводы и заключения в работе.
Структура и объем магистерской диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включает 4 таблицы, 6 гистограмм. Список литературы включает 114 наименований.
Представленная магистерская диссертация посвящена изучению страхов у младших школьников с детским церебральным параличом и коррекции механизмов его возникновения.
В процессе исследования нами была выдвинута гипотеза о том, что эффективность психокоррекционной работы с младшими школьниками с детским церебральным параличом будет повышена при условии внедрения психологической программы, направленной на преодоление страхов у данной группы обучающихся.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы нами был организован констатирующий эксперимент с целью исследования страхов у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом, в процессе которого были использованы следующие методики:
Методика определения уровня тревожности и страхов, предложенная Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки. Данная методика определяет уровень тревожности, свидетельствующий об уровне эмоциональной приспособленности детей к различным социальным ситуациям, также определяет отношение детей к некой ситуации, а также дает косвенную информацию о уровне взаимоотношений сверстников друг с другом, взрослыми, в семье и в коллективе.
Опросник «Уровень тревожности ребенка» Г.П. Лаврентьевой и Т.М.Титаренко
Методика «Страхи в домиках», предложенная А.И. Захаровым и М.А. Панфиловой
В качестве основных критериев мы определили такие компоненты как:
— эмоциональный компонент (предусматривает понимание детьми своих чувств),
— поведенческий компонент (определяет внешние проявления в деятельности и общении),
— рефлексивный компонент (определяет признание наличия страха и его постепенное обесценивание).
В эксперименте приняли участие 12 обучающихся младших классов с детским церебральным параличом 7-8 лет.
Проанализировав результаты констатирующего этапа экспериментального исследования, мы выявили, что у младших школьников с детским церебральным параличом отмечались следующие виды страхов и их особенности: высокая эмоциональная напряженность в виде неуверенности в себе, подозрительности, недоверии окружающему миру, страха темноты, страха животных, социально-опосредованных страхов, а также негативного восприятия себя и других людей.
Выявленные особенности определили необходимость разработки психологической коррекционной программы преодоления страхов у младших школьников с детским церебральным параличом.
В процессе реализации формирующего эксперимента нами были определены следующие направления психологической коррекционной работы с младшими школьниками с ДЦП:
1) развитие установок по повышению позитивного настроя и сплоченности младших школьников с ДЦП на коррекционных занятиях;
2) формирование чувства близости с участниками группы и другими людьми для достижения взаимопонимания и сплоченности;
3) обеспечение путей поиска преодоление страхов и способность развивать эмпатии, умение сопереживать другим;
4) формирование навыков выражения эмоционального настроения, выражение чувства страха в рисунке;
5) создание благоприятных условий для активизации младших школьников с целью развития способности снятия внутреннего напряжения: тревожности / страхов;
6) коррекция и совершенствование путей преодоления чувства страха;
7) развитие навыков оценки своего поведения и поведения окружающих;
8) содействие развитию умения справляться с чувством тревожности и страха, развитие эмпатии и умения сопереживать другим;
9) развитие чувства смелости и умения преодолевать собственный страх.
Эффективность внедрения и реализации коррекционной программы, направленной на преодоление чувства страха младших школьников с ДЦП, показали результаты диагностического обследования в динамике.
Анализ результатов при определении уровня тревожности по первой методике, предложенной Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки. после коррекционных занятий показал уменьшение числа (в общем) младших школьников с ДЦП с выраженными показателями «низкий уровень» с 16% (2 чел.) до 32 % (4 чел.). В экспериментальной группе отмечалось увеличение числа младших школьников с показателем «средний уровень» с 32% (4 чел.) до 44% (5 чел.). На начало эксперимента при изучении уровня тревожности и страхов на высоком уровне было 48% (6 чел.), а на конец составило 24% (3 чел.), что свидетельствует о положительной динамике.
Выполняя задания по 2 методике - опросник «Уровень тревожности ребенка» Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко., мы выявили снижение высоких показателей уровня страхов с 47% (5 чел.) до 22% (2 чел.). На начало эксперимента на среднем уровне наличия страхов было 39% (4 чел.) а стало 54% (7 чел.). На низком уровне тревожности ребенка на начало эксперимента отмечалось 14 % (2 человека), а на конец на этапе контрольного среда - 24% (3 чел.), что свидетельствует о эффективности проведенных коррекционных мероприятий. Отмечается положительная тенденция в изменении личностного отношения младших школьников с ДЦП к надуманным страхам.
При выполнения 3 задания по методике «Страхи в домиках», предложенной А.И. Захаровым и М.А. Панфиловой мы определили, что на начало эксперимента показатели высокого уровня выраженности страхов характеризовались 39% (4 чел.), а после формирующего эксперимента количество младших школьников, испытывающих страхи, уменьшилось на 2 человека и составило 16%. Средние показатели остались на прежнем уровне, однако увеличилось количество детей с низким уровнем наличия страхов после коррекционных занятий и составило с 12% (2 чел.) до 39% (4 чел.).
В модифицированном варианте обучающий эксперимент может быть использован в деятельности психологов и других участников образовательных отношений с учетом специфики и психофизических возможностей детей с особыми образовательными возможностями.
Таким образом, результаты психологической коррекционной работы, направленной на преодоление страхов свидетельствуют о том, что младшие школьники с ДЦП, принимавшие участие в обучающем эксперименте стали обесценивать ряд страхов и научились их контролировать. У детей снизился уровень страха, наметилась стойкая положительная динамика в умении справляться с чувством тревожности и преодолевать собственные страхи, в связи с чем улучшились коммуникативные умения детей. В следствии обнуления страхов у данной группы детей, наблюдалось устранение психологической зажатости, развилась уверенность в себе и в собственных возможностях, повысилась собственная ценность. Также можем предположить, что следствием коррекционной работы, полученные новые навыки и умения приведут к развитию способности стрессоустойчивости в меняющихся условиях.
Полученные результаты проведенного исследования подтверждают выдвинутую нами гипотезу о том, что эффективность псикоррекционной работы с младшими школьниками с детским церебральным параличом будет повышена при условии внедрения психологической программы, направленной на преодоление страхов у данной группы обучающихся.
В процессе исследования нами была выдвинута гипотеза о том, что эффективность психокоррекционной работы с младшими школьниками с детским церебральным параличом будет повышена при условии внедрения психологической программы, направленной на преодоление страхов у данной группы обучающихся.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы нами был организован констатирующий эксперимент с целью исследования страхов у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом, в процессе которого были использованы следующие методики:
Методика определения уровня тревожности и страхов, предложенная Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки. Данная методика определяет уровень тревожности, свидетельствующий об уровне эмоциональной приспособленности детей к различным социальным ситуациям, также определяет отношение детей к некой ситуации, а также дает косвенную информацию о уровне взаимоотношений сверстников друг с другом, взрослыми, в семье и в коллективе.
Опросник «Уровень тревожности ребенка» Г.П. Лаврентьевой и Т.М.Титаренко
Методика «Страхи в домиках», предложенная А.И. Захаровым и М.А. Панфиловой
В качестве основных критериев мы определили такие компоненты как:
— эмоциональный компонент (предусматривает понимание детьми своих чувств),
— поведенческий компонент (определяет внешние проявления в деятельности и общении),
— рефлексивный компонент (определяет признание наличия страха и его постепенное обесценивание).
В эксперименте приняли участие 12 обучающихся младших классов с детским церебральным параличом 7-8 лет.
Проанализировав результаты констатирующего этапа экспериментального исследования, мы выявили, что у младших школьников с детским церебральным параличом отмечались следующие виды страхов и их особенности: высокая эмоциональная напряженность в виде неуверенности в себе, подозрительности, недоверии окружающему миру, страха темноты, страха животных, социально-опосредованных страхов, а также негативного восприятия себя и других людей.
Выявленные особенности определили необходимость разработки психологической коррекционной программы преодоления страхов у младших школьников с детским церебральным параличом.
В процессе реализации формирующего эксперимента нами были определены следующие направления психологической коррекционной работы с младшими школьниками с ДЦП:
1) развитие установок по повышению позитивного настроя и сплоченности младших школьников с ДЦП на коррекционных занятиях;
2) формирование чувства близости с участниками группы и другими людьми для достижения взаимопонимания и сплоченности;
3) обеспечение путей поиска преодоление страхов и способность развивать эмпатии, умение сопереживать другим;
4) формирование навыков выражения эмоционального настроения, выражение чувства страха в рисунке;
5) создание благоприятных условий для активизации младших школьников с целью развития способности снятия внутреннего напряжения: тревожности / страхов;
6) коррекция и совершенствование путей преодоления чувства страха;
7) развитие навыков оценки своего поведения и поведения окружающих;
8) содействие развитию умения справляться с чувством тревожности и страха, развитие эмпатии и умения сопереживать другим;
9) развитие чувства смелости и умения преодолевать собственный страх.
Эффективность внедрения и реализации коррекционной программы, направленной на преодоление чувства страха младших школьников с ДЦП, показали результаты диагностического обследования в динамике.
Анализ результатов при определении уровня тревожности по первой методике, предложенной Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки. после коррекционных занятий показал уменьшение числа (в общем) младших школьников с ДЦП с выраженными показателями «низкий уровень» с 16% (2 чел.) до 32 % (4 чел.). В экспериментальной группе отмечалось увеличение числа младших школьников с показателем «средний уровень» с 32% (4 чел.) до 44% (5 чел.). На начало эксперимента при изучении уровня тревожности и страхов на высоком уровне было 48% (6 чел.), а на конец составило 24% (3 чел.), что свидетельствует о положительной динамике.
Выполняя задания по 2 методике - опросник «Уровень тревожности ребенка» Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко., мы выявили снижение высоких показателей уровня страхов с 47% (5 чел.) до 22% (2 чел.). На начало эксперимента на среднем уровне наличия страхов было 39% (4 чел.) а стало 54% (7 чел.). На низком уровне тревожности ребенка на начало эксперимента отмечалось 14 % (2 человека), а на конец на этапе контрольного среда - 24% (3 чел.), что свидетельствует о эффективности проведенных коррекционных мероприятий. Отмечается положительная тенденция в изменении личностного отношения младших школьников с ДЦП к надуманным страхам.
При выполнения 3 задания по методике «Страхи в домиках», предложенной А.И. Захаровым и М.А. Панфиловой мы определили, что на начало эксперимента показатели высокого уровня выраженности страхов характеризовались 39% (4 чел.), а после формирующего эксперимента количество младших школьников, испытывающих страхи, уменьшилось на 2 человека и составило 16%. Средние показатели остались на прежнем уровне, однако увеличилось количество детей с низким уровнем наличия страхов после коррекционных занятий и составило с 12% (2 чел.) до 39% (4 чел.).
В модифицированном варианте обучающий эксперимент может быть использован в деятельности психологов и других участников образовательных отношений с учетом специфики и психофизических возможностей детей с особыми образовательными возможностями.
Таким образом, результаты психологической коррекционной работы, направленной на преодоление страхов свидетельствуют о том, что младшие школьники с ДЦП, принимавшие участие в обучающем эксперименте стали обесценивать ряд страхов и научились их контролировать. У детей снизился уровень страха, наметилась стойкая положительная динамика в умении справляться с чувством тревожности и преодолевать собственные страхи, в связи с чем улучшились коммуникативные умения детей. В следствии обнуления страхов у данной группы детей, наблюдалось устранение психологической зажатости, развилась уверенность в себе и в собственных возможностях, повысилась собственная ценность. Также можем предположить, что следствием коррекционной работы, полученные новые навыки и умения приведут к развитию способности стрессоустойчивости в меняющихся условиях.
Полученные результаты проведенного исследования подтверждают выдвинутую нами гипотезу о том, что эффективность псикоррекционной работы с младшими школьниками с детским церебральным параличом будет повышена при условии внедрения психологической программы, направленной на преодоление страхов у данной группы обучающихся.
Подобные работы
- Преодоление страхов и агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста с детскимцеребральным параличом посредством комплекса психогимнастических упражнений
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2025 - ВЛИЯНИЕ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА АГРЕССИВНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ФУНКЦИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ВЛИЯНИЕ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА
АГРЕССИВНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ
ФУНКЦИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Психокоррекция познавательной сферы у детей младшего школьного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - Применение тренажерных устройств в физической реабилитации детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2021 - АКТУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В КОЛЛЕКТИВЕ СВЕРСТНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Влияние терапии песком на оптимизацию эмоционально-личностной сферы детей с ДЦП
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРИ НАРУШЕНИИ ОПОРНО-
ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018



