Психологическая программа коррекции тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
|
Введение 3
Глава I. Анализ литературы по проблеме изучения тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 10
1.1. Тревожность как психологический феномен 10
1.2. Факторы и причины, приводящие к тревожности учащихся младшего
школьного возраста 14
1.3. Современное состояние изучения тревожности учащихся младшего школьного
возраста с задержкой психического развития 22
Выводы по первой главе 30
Глава II. Экспериментальное изучение особенностей проявления тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 31
2.1. Организация, методы и методики исследования 31
2.2. Особенности проявлений тревожности учащихся младшего школьного возраста
с задержкой психического развития 39
Выводы по второй главе 55
Глава III. Психологическая программа коррекции тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 58
3.1. Научно-методологические подходы к коррекции тревожности учащихся
младшего школьного возраста с задержкой психического развития 58
3.2. Основные направления, формы, методы психологической коррекции тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического
развития 65
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 76
Выводы по третьей главе 87
Заключение 90
Список используемой литературы 95
Приложение 104
Глава I. Анализ литературы по проблеме изучения тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 10
1.1. Тревожность как психологический феномен 10
1.2. Факторы и причины, приводящие к тревожности учащихся младшего
школьного возраста 14
1.3. Современное состояние изучения тревожности учащихся младшего школьного
возраста с задержкой психического развития 22
Выводы по первой главе 30
Глава II. Экспериментальное изучение особенностей проявления тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 31
2.1. Организация, методы и методики исследования 31
2.2. Особенности проявлений тревожности учащихся младшего школьного возраста
с задержкой психического развития 39
Выводы по второй главе 55
Глава III. Психологическая программа коррекции тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 58
3.1. Научно-методологические подходы к коррекции тревожности учащихся
младшего школьного возраста с задержкой психического развития 58
3.2. Основные направления, формы, методы психологической коррекции тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического
развития 65
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 76
Выводы по третьей главе 87
Заключение 90
Список используемой литературы 95
Приложение 104
Актуальность исследования. В условиях современной образовательной среды к учащимся младшего школьного возраста предъявляются высокие требования уже с началом поступления в школу. Одним из них является неуспеваемость. Как раз таки это и является на сегодняшний день главным фактором затруднения обучения детей и усвоения ими обязательной школьной программы.
Одной из многочисленных категорий учащихся младшего школьного возраста являются школьники с задержкой психического развития (ЗПР), подверженные повышенной тревожности. Для их поведения характерны частые проявления беспокойства, напряженность, неуверенность в себе, нарушение концентрации внимания, низкая самооценка, фобические состояния, быстрая утомляемость и т.д. Интенсивные тревожные проявления, а также замедленный темп развития всех психических процессов (ощущения, восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления, речи) неблагоприятно влияют на процесс школьной адаптации, что ведет к снижению успеваемости, а также создает предпосылки для формирования девиантного поведения [89, с.285].
Проблема тревожности среди учащихся младшего школьного возраста продолжает оставаться одной из самых актуальных и для науки, и для общества в целом. Данная тенденция во многом объясняется интенсивностью данной категорией детей переживаемых эмоциональных стрессов, связанных со сменой ведущего вида деятельности, новых правил поведения в учебном процессе, выстраиванием взаимоотношений со сверстниками и учителем, а также ответственностью за процесс обучения.
Также, ввиду проявления кризиса семи лет, учащиеся младшего школьного возраста подвержены психофизиологическим особенностям данного возраста, и, помимо прочих стрессовых ситуаций, это может проявляться проблемами личностной нестабильности, манерничаньем, зависимостью от мнения окружающих, что в норме должно уменьшиться к окончанию начальной школы.
Это дети, которых в отечественной педагогике традиционно называют застенчивыми, а в психологической практике их относят к тревожной группе. Они постоянно находятся в ожидании неудачи или неприятности, пребывают в состоянии непрерывного напряжения, граничащего со стрессом. Тревожность развивается у детей тогда, когда у них имеется внутренний конфликт, провоцируемый завышенными требованиями взрослых, их желанием поставить ребёнка в зависимое от себя положение, отсутствие единой системы требований.
Механизм тревожности заключается в том, что ребёнок находится в постоянном ожидании неприятностей, проблем и конфликтов, он не ждёт ничего хорошего от окружающих его людей. В основе проявлений данных симптомов тревожности лежат функциональные или органическими нарушениями центральной нервной системы. (И.Л. Баскакова, 1982; А.Р. Лурия, 2006; Е.Д. Хомская, 1979 и др.)
Исследования современных ученых (Н.Ф. Добрынина, 2003; Н.В. Бабкина, 2006; и др.) доказывают эффективность коррекции тревожности изучаемого контингента школьников при условии организации специальных программ, учитывающих особенности психической деятельности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Несмотря на имеющуюся актуальность исследования и ее практическую значимость, многие вопросы, касающиеся разработки программ психологической коррекции тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития, остаются мало изученными. Об этом свидетельствует недостаточная представленность комплексных разработок в теории и практике психологии и педагогике детей с задержкой психического развития и необходимость своевременного изучения и коррекции тревожности для успешного протекания учебной деятельности.
Несмотря на значительный вклад ученых в области специальной психологии, таких как Л.И. Божович (1972), Л.С. Выготского (1984), Л.В. Кузнецовой (2002), В.И. Лубовского (2005), В.Д. Небылицина (1966), М.С. Неймарк (1661), А.В. Петровского (1990), А.М. Прихожан (1998), У.В.
Ульенковой (2007), О.Е. Шаповаловой (2017), на сегодняшний день тема тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития является недостаточно изученной, а также имеется ряд противоречий в данной проблеме, которые следует разрешить:
— возрастает количество учащихся с задержкой психического развития, у которых имеется тревожность, но в настоящий момент времени мало разработано современных технологий психологической коррекции по ее прогрессировании у детей;
— существуют многочисленные психолого-педагогические исследования о феноменологической сущности тревожности, ее содержания, механизмах, но данная проблема в контексте учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития описана фрагментарно;
— разработаны различные упражнения по предотвращению тревожности учащихся младшего школьного возраста, однако нет системы своевременной диагностической, коррекционной и профилактической работы для коррекции тревожности у данного контингента детей с задержкой психического развития.
Проблема исследования: одним из важнейших условий воспитания и обучения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития является своевременное изучение особенностей проявлений тревожности данного контингента обучающихся. Среди многочисленных исследований ученых в области специальной психологии и коррекционной педагогики на сегодняшний день имеется множество работ по предотвращению тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития, однако, особенности проявления тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития остаются недостаточно изучены, следовательно, требуют последующей разработки и внедрения в практику психологической программы коррекции тревожности
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что особенностями проявлений тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития являются : низкий уровень развития эмоционально-волевой сферы, тревожные и негативные эмоциональные состояния и страхи вследствие нарушений взаимоотношений с родителями, сверстниками и классными руководителями, влияющие на психоэмоциональное состояние ребенка. Эффективность коррекции особенностей проявлений тревожности у изучаемого контингента школьников может быть повышена при условии использования разработанной нами психологической программы по коррекции тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Объект исследования: тревожность детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: психологическая программа коррекции тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Цель исследования: Теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность психологической программы коррекции тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были поставлены и решены следующие задачи исследования:
1. На основании анализа общей и специальной литературы по проблеме исследования определить ее современное состояние изучения;
2. Выявить особенности проявлений тревожности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития экспериментальным путем;
3. Разработать психологическую программу коррекции тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития и определить ее эффективность.
Методы исследования: определены целью, задачами работы и гипотезой. В ходе изучения были задействованы теоретические методы, включающие в себя анализ общей и специальной психолого-педагогической и научно-методической литературы, эмпирические методы, включающие изучение психолого-педагогической документации ребёнка, беседу, наблюдение, анкетирование учителей и экспериментальные методы - констатирующий эксперимент. В процессе исследования были использованы количественный и качественный анализ данных.
Нами был реализован опросник Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М. (1992) [40, с.21], для классных руководителей по выявлению тревожности обучающихся. Также в исследование были включены следующие психодиагностические методики: проективная методика «Несуществующее животное» М.З. Дукаревич (1999) [24, с.63], «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернса, С. Кауфмана (1972) в адаптации А.И. Захарова (1977) [20, с.465] и методика «Диагностика уровня школьной тревожности Б.Н. Филлипса» (1970) под редакцией Н.П. Кондратьевой (1995) [50, с.211].
Теоретической и методологической основной исследования являются положения отечественных ученых в области специальной психологии и коррекционной педагогики Лысенко Н.Е., Немова Р.С., Овчаровой Р.В., Прихожан А.М., Рогова Е.И., Рубинштейна С.Л. и др.
Организация исследования: экспериментальное исследование проведено на базе МБОУ «Тасеевская средняя общеобразовательная школа №2». В эксперименте приняли участие учащиеся инклюзивного образования второго и четвертого классов в возрасте от 8 до 11 лет в количестве 42 человек (из них 20 мальчиков и 22 девочки). В исследовании принимали участие школьники, имеющие заключение ПМПК «Задержка психического развития».
Этапы проведения исследования. Исследование проводилось в период с 2020 г. по 2021 г. в несколько этапов:
Подготовительный этап (март - сентябрь 2021 г.). На данном этапе работы происходило изучение и анализ общей, специальной, психолого-педагогической и медицинской литературы по проблеме исследования, определение современного ее состояния.
Констатирующий этап (октябрь - ноябрь 2021 г.) - выявление особенностей тревожности у учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития на основании отобранных диагностических методов и методик. Анализ результатов исследования.
Формирующий этап (декабрь 2021 г. - март 2022 г.) - разработка и реализация программы психологической коррекции тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Контрольный этап (апрель - май 2022 г.) - реализация контрольного эксперимента в анализе полученных результатов эмпирического исследования и оценке эффективности психологической программы по коррекции тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Осуществлялись обобщение и сравнение полученных результатов исследования, полученных нами на этапах констатирующего и контрольного этапов исследования.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты позволят расширить и углубить современные представления об особенностях проявлений тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития и их своевременную коррекцию с использованием разработанной нами психологической программы, основанной на модели совместной деятельности педагогов с учащимися (В.Е. Каган (1984), И.В. Дубровина (1995), а также вопросах влияния семьи и внутрисемейных отношений на формирование тревожных состояний у детей (А.С. Спиваковская (1986), Г.Т. Хоментаускас (1989).
Практическая значимость исследования. Представленные в выпускной квалификационной работе материалы, раскрывающие особенности проявлений тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития, могут быть использованы в работе педагогами, психологами и другим специалистам, работающим с данной категорией детей. На основании исследований Е.Ю. Брель разработана комплексная система упражнений снижения уровня тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития с оказанием психологической помощи всем участникам образовательного процесса (учащимся, педагогам и родителям).
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы (в количестве 97 источников), шести приложений. Также имеются иллюстрации одиннадцати таблиц и семи гистограмм.
Одной из многочисленных категорий учащихся младшего школьного возраста являются школьники с задержкой психического развития (ЗПР), подверженные повышенной тревожности. Для их поведения характерны частые проявления беспокойства, напряженность, неуверенность в себе, нарушение концентрации внимания, низкая самооценка, фобические состояния, быстрая утомляемость и т.д. Интенсивные тревожные проявления, а также замедленный темп развития всех психических процессов (ощущения, восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления, речи) неблагоприятно влияют на процесс школьной адаптации, что ведет к снижению успеваемости, а также создает предпосылки для формирования девиантного поведения [89, с.285].
Проблема тревожности среди учащихся младшего школьного возраста продолжает оставаться одной из самых актуальных и для науки, и для общества в целом. Данная тенденция во многом объясняется интенсивностью данной категорией детей переживаемых эмоциональных стрессов, связанных со сменой ведущего вида деятельности, новых правил поведения в учебном процессе, выстраиванием взаимоотношений со сверстниками и учителем, а также ответственностью за процесс обучения.
Также, ввиду проявления кризиса семи лет, учащиеся младшего школьного возраста подвержены психофизиологическим особенностям данного возраста, и, помимо прочих стрессовых ситуаций, это может проявляться проблемами личностной нестабильности, манерничаньем, зависимостью от мнения окружающих, что в норме должно уменьшиться к окончанию начальной школы.
Это дети, которых в отечественной педагогике традиционно называют застенчивыми, а в психологической практике их относят к тревожной группе. Они постоянно находятся в ожидании неудачи или неприятности, пребывают в состоянии непрерывного напряжения, граничащего со стрессом. Тревожность развивается у детей тогда, когда у них имеется внутренний конфликт, провоцируемый завышенными требованиями взрослых, их желанием поставить ребёнка в зависимое от себя положение, отсутствие единой системы требований.
Механизм тревожности заключается в том, что ребёнок находится в постоянном ожидании неприятностей, проблем и конфликтов, он не ждёт ничего хорошего от окружающих его людей. В основе проявлений данных симптомов тревожности лежат функциональные или органическими нарушениями центральной нервной системы. (И.Л. Баскакова, 1982; А.Р. Лурия, 2006; Е.Д. Хомская, 1979 и др.)
Исследования современных ученых (Н.Ф. Добрынина, 2003; Н.В. Бабкина, 2006; и др.) доказывают эффективность коррекции тревожности изучаемого контингента школьников при условии организации специальных программ, учитывающих особенности психической деятельности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Несмотря на имеющуюся актуальность исследования и ее практическую значимость, многие вопросы, касающиеся разработки программ психологической коррекции тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития, остаются мало изученными. Об этом свидетельствует недостаточная представленность комплексных разработок в теории и практике психологии и педагогике детей с задержкой психического развития и необходимость своевременного изучения и коррекции тревожности для успешного протекания учебной деятельности.
Несмотря на значительный вклад ученых в области специальной психологии, таких как Л.И. Божович (1972), Л.С. Выготского (1984), Л.В. Кузнецовой (2002), В.И. Лубовского (2005), В.Д. Небылицина (1966), М.С. Неймарк (1661), А.В. Петровского (1990), А.М. Прихожан (1998), У.В.
Ульенковой (2007), О.Е. Шаповаловой (2017), на сегодняшний день тема тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития является недостаточно изученной, а также имеется ряд противоречий в данной проблеме, которые следует разрешить:
— возрастает количество учащихся с задержкой психического развития, у которых имеется тревожность, но в настоящий момент времени мало разработано современных технологий психологической коррекции по ее прогрессировании у детей;
— существуют многочисленные психолого-педагогические исследования о феноменологической сущности тревожности, ее содержания, механизмах, но данная проблема в контексте учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития описана фрагментарно;
— разработаны различные упражнения по предотвращению тревожности учащихся младшего школьного возраста, однако нет системы своевременной диагностической, коррекционной и профилактической работы для коррекции тревожности у данного контингента детей с задержкой психического развития.
Проблема исследования: одним из важнейших условий воспитания и обучения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития является своевременное изучение особенностей проявлений тревожности данного контингента обучающихся. Среди многочисленных исследований ученых в области специальной психологии и коррекционной педагогики на сегодняшний день имеется множество работ по предотвращению тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития, однако, особенности проявления тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития остаются недостаточно изучены, следовательно, требуют последующей разработки и внедрения в практику психологической программы коррекции тревожности
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что особенностями проявлений тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития являются : низкий уровень развития эмоционально-волевой сферы, тревожные и негативные эмоциональные состояния и страхи вследствие нарушений взаимоотношений с родителями, сверстниками и классными руководителями, влияющие на психоэмоциональное состояние ребенка. Эффективность коррекции особенностей проявлений тревожности у изучаемого контингента школьников может быть повышена при условии использования разработанной нами психологической программы по коррекции тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Объект исследования: тревожность детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: психологическая программа коррекции тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Цель исследования: Теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность психологической программы коррекции тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были поставлены и решены следующие задачи исследования:
1. На основании анализа общей и специальной литературы по проблеме исследования определить ее современное состояние изучения;
2. Выявить особенности проявлений тревожности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития экспериментальным путем;
3. Разработать психологическую программу коррекции тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития и определить ее эффективность.
Методы исследования: определены целью, задачами работы и гипотезой. В ходе изучения были задействованы теоретические методы, включающие в себя анализ общей и специальной психолого-педагогической и научно-методической литературы, эмпирические методы, включающие изучение психолого-педагогической документации ребёнка, беседу, наблюдение, анкетирование учителей и экспериментальные методы - констатирующий эксперимент. В процессе исследования были использованы количественный и качественный анализ данных.
Нами был реализован опросник Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М. (1992) [40, с.21], для классных руководителей по выявлению тревожности обучающихся. Также в исследование были включены следующие психодиагностические методики: проективная методика «Несуществующее животное» М.З. Дукаревич (1999) [24, с.63], «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернса, С. Кауфмана (1972) в адаптации А.И. Захарова (1977) [20, с.465] и методика «Диагностика уровня школьной тревожности Б.Н. Филлипса» (1970) под редакцией Н.П. Кондратьевой (1995) [50, с.211].
Теоретической и методологической основной исследования являются положения отечественных ученых в области специальной психологии и коррекционной педагогики Лысенко Н.Е., Немова Р.С., Овчаровой Р.В., Прихожан А.М., Рогова Е.И., Рубинштейна С.Л. и др.
Организация исследования: экспериментальное исследование проведено на базе МБОУ «Тасеевская средняя общеобразовательная школа №2». В эксперименте приняли участие учащиеся инклюзивного образования второго и четвертого классов в возрасте от 8 до 11 лет в количестве 42 человек (из них 20 мальчиков и 22 девочки). В исследовании принимали участие школьники, имеющие заключение ПМПК «Задержка психического развития».
Этапы проведения исследования. Исследование проводилось в период с 2020 г. по 2021 г. в несколько этапов:
Подготовительный этап (март - сентябрь 2021 г.). На данном этапе работы происходило изучение и анализ общей, специальной, психолого-педагогической и медицинской литературы по проблеме исследования, определение современного ее состояния.
Констатирующий этап (октябрь - ноябрь 2021 г.) - выявление особенностей тревожности у учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития на основании отобранных диагностических методов и методик. Анализ результатов исследования.
Формирующий этап (декабрь 2021 г. - март 2022 г.) - разработка и реализация программы психологической коррекции тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Контрольный этап (апрель - май 2022 г.) - реализация контрольного эксперимента в анализе полученных результатов эмпирического исследования и оценке эффективности психологической программы по коррекции тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Осуществлялись обобщение и сравнение полученных результатов исследования, полученных нами на этапах констатирующего и контрольного этапов исследования.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты позволят расширить и углубить современные представления об особенностях проявлений тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития и их своевременную коррекцию с использованием разработанной нами психологической программы, основанной на модели совместной деятельности педагогов с учащимися (В.Е. Каган (1984), И.В. Дубровина (1995), а также вопросах влияния семьи и внутрисемейных отношений на формирование тревожных состояний у детей (А.С. Спиваковская (1986), Г.Т. Хоментаускас (1989).
Практическая значимость исследования. Представленные в выпускной квалификационной работе материалы, раскрывающие особенности проявлений тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития, могут быть использованы в работе педагогами, психологами и другим специалистам, работающим с данной категорией детей. На основании исследований Е.Ю. Брель разработана комплексная система упражнений снижения уровня тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития с оказанием психологической помощи всем участникам образовательного процесса (учащимся, педагогам и родителям).
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы (в количестве 97 источников), шести приложений. Также имеются иллюстрации одиннадцати таблиц и семи гистограмм.
Целью исследования явилось изучение особенностей тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития; разработка и реализация программы психологической коррекции тревожности у данного контингента школьников и определение ее эффективности.
Тревожность - это индивидуально-личностная психологическая особенность поведения человека в конкретных ситуациях.
В настоящее время тревожность является одним из самых распространенных феноменов психического развития. От степени проявления тревожности зависит эффективность адаптации к новым условиям, успешность обучения, а также особенности взаимоотношений со сверстниками.
Многосторонним изучением детей с задержкой психического развития занимались такие ученые как Т.В. Егорова (1969), Л.В. Кузнецова (2002), В.И. Лубовский (2009), У.В. Ульенкова (2007), О.Е. Шаповалова (2017), а проблематикой тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития и ее коррекция отражены в литературе Л.И. Божович (1972), Е.Ю. Брель (1996), Л.С. Выгоцкого (1984), Б.И. Кочубей (1988),
В.Д. Небылициной (1976), М.С. Неймарк (1961), Л.Ф. Обуховой (2014), А.В. Петровского (1990), А.М. Прихожан (1998).
В процессе исследования нашим предположением послужило то, что эффективность коррекции нарушений тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития может быть повышена при условии использования разработанной нами психологической программы по коррекции тревожности данного контингента школьников.
Для подтверждения гипотезы было организовано диагностическое исследования, направленное на выявление особенностей тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития, в процессе которого были использованы следующие методики: проективная методика «Несуществующее животное» М.З. Дукаревич (1999) [24, с.63], «Кинетический
рисунок семьи» Р. Бернса, С. Кауфмана (1972) в адаптации А.И. Захарова (1977) [20, с.465] и методика «Диагностика уровня школьной тревожности Б.Н.
Филлипса» (1970) под редакцией Н.П. Кондратьевой (1995) [50, с.211].
На этапе констатирующего эксперимента для классных руководителей нами был реализован опросник Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М., 1992 по выявлению тревожности среди учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития, с помощью которого путем анализа результатов нам удалось установить, что во 2-ых классах преобладает высокий уровень тревожности - 60%, в то время как в 4-ых классах преобладает средний уровень тревожности - больше половины испытуемых - 60%.
В ходе исследования применялись теоретические, эмпирические и экспериментальные методы. К первым относится анализ общей и специальной психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, ко вторым - изучение психолого-педагогической документации на ребенка, беседа, наблюдение, опрос учителей. Экспериментальные методы - констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент. В процессе исследования использовали количественный и качественный анализ данных.
В основу комплектования экспериментальной выборки испытуемых нами были определены следующие критерии:
• схожесть показателей возраста (возраст испытуемых 8-11 лет);
• схожесть клинической картины нарушения (диагноз F80 - «Задержка психического развития») на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии;
• обучение детей в одной параллели.
В результате констатирующего эксперимента были выявлены особенности тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития:
• Негативное самовосприятие и неуверенность в себе;
• Недоверие к людям;
• Повышенное мышечное и эмоциональное напряжение;
• Ощущение тревоги и страха;
• Отсутствие навыков работы в коллективе;
• Травмирующие ситуации;
• Нарушение детско-родительских взаимоотношений;
• Недостаток знаний особенностей работы у педагогического звена.
После полученных результатов констатирующего эксперимента нами был организован и проведен формирующий эксперимент, направленный на психологическую коррекцию тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Учащиеся вторых и четвертых классов были разделены на экспериментальную (ЭГ) и контрольные группы (КГ). В экспериментальную группу вошли 10 учащихся второго класса и 10 учащихся четвертого класса, продемонстрировавшие наиболее низкие показатели на этапе констатирующего эксперимента.
В процессе формирующего эксперимента мы обозначили следующие направления психокоррекционной работы:
• Развитие у детей данного контингента позитивного самовосприятия и уверенности себе;
• Развитие доверия по отношению к другим людям;
• Миорелаксация и снятие эмоционального напряжения;
• Снижение тревоги и страха;
• Развитие навыков коллективной работы;
• Отработка навыков владения собой в травмирующих ситуациях;
• Улучшение детско-родительских взаимоотношений;
• Психологическое просвещение педагогов по установке у детей психокоррекционного процесса.
Анализ результатов по методике «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернса,
С. Кауфмана (1972) в адаптации А.И. Захарова (1977), показывающий какие из семейных ситуаций оказывают травмирующее действие на обучающихся, говорит о том, что реализованное нами просвещение родителей учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития имеет положительную динамику. У учащихся как вторых, так и четвертых классов снизился уровень конфликтов и тревожности, улучшились благоприятные ситуации в семьях. Однако, такой показатель, как «Чувство неполноценности в семейной ситуации» ни во вторых, ни в четвертых классах не изменился, а показатель «Враждебность в семейной ситуации» в четвертых классах возрос, что говорит о дальнейшей необходимости работы психолога как с родителями, так и с учащимися младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Анализ результатов при помощи проективной методики «Несуществующее животное» М.З. Дукаревич (1999), указывающий на эмоциональные состояния учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития выявил, что после формирующего эксперимента как во вторых, так и в четвертых классах показатели тревожности снизились (до 60% и 70%, соответственно). Отсутствующая агрессия во вторых классах появилась в четвертых. В позиции самозащиты также находятся учащиеся как вторых, так и четвертых классов.
Также при помощи проективной методики «Несуществующее животное» М.З. Дукаревич (1999) мы провели анализ уровня агрессивности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития: как во вторых, так и в четвертых классах уровень высокой агрессивности снизился с 30% до 10%, уровень средней агрессивности с 70% до 50%. Благоприятная ситуация и в четвертых классах: уровень высокой агрессивности снизился с 40% до 20% и средней агрессивности с 60% до 40%.
По результатам методики «Диагностика уровня школьной тревожности Б.Н. Филлипса» (1970) под редакцией Н.П. Кондратьевой (1995) анализ показал, что есть положительная динамика в экспериментальных вторых и четвертых классах. Во вторых классах после коррекционно-развивающего воздействия высокий уровень тревожности снизился с 40% до 20%, в четвертых классах с 50% до 30% учеников. Повышенный уровень тревожности выявлен у 50% учащихся во вторых классах и у 20% четвертых.
Таким образом, результаты реализации программы «Психологическая коррекция тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития» свидетельствуют о положительной динамике, эффективности и необходимости внедрения с целью снижения уровня тревожности детско-родительских и школьных взаимоотношений (со сверстниками и учителями) данного контингента учеников.
Выдвинутая нами гипотеза об эффективности коррекции тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития путем внедрения разработанной нами программы коррекции тревожности данного контингента школьников получила подтверждение. Следовательно, цель нашей работы достигнута, а поставленные задачи успешно реализованы.
Однако проведенные нами исследования также указали на то, что для достижения наилучших результатов по снижению тревожности среди учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития требуется больше времени на проработку их страхов вследствие выявленной агрессивности и нахождения детей в состоянии самозащиты. Таким образом, наша работа является основой для дальнейших исследований по данной проблеме.
Тревожность - это индивидуально-личностная психологическая особенность поведения человека в конкретных ситуациях.
В настоящее время тревожность является одним из самых распространенных феноменов психического развития. От степени проявления тревожности зависит эффективность адаптации к новым условиям, успешность обучения, а также особенности взаимоотношений со сверстниками.
Многосторонним изучением детей с задержкой психического развития занимались такие ученые как Т.В. Егорова (1969), Л.В. Кузнецова (2002), В.И. Лубовский (2009), У.В. Ульенкова (2007), О.Е. Шаповалова (2017), а проблематикой тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития и ее коррекция отражены в литературе Л.И. Божович (1972), Е.Ю. Брель (1996), Л.С. Выгоцкого (1984), Б.И. Кочубей (1988),
В.Д. Небылициной (1976), М.С. Неймарк (1961), Л.Ф. Обуховой (2014), А.В. Петровского (1990), А.М. Прихожан (1998).
В процессе исследования нашим предположением послужило то, что эффективность коррекции нарушений тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития может быть повышена при условии использования разработанной нами психологической программы по коррекции тревожности данного контингента школьников.
Для подтверждения гипотезы было организовано диагностическое исследования, направленное на выявление особенностей тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития, в процессе которого были использованы следующие методики: проективная методика «Несуществующее животное» М.З. Дукаревич (1999) [24, с.63], «Кинетический
рисунок семьи» Р. Бернса, С. Кауфмана (1972) в адаптации А.И. Захарова (1977) [20, с.465] и методика «Диагностика уровня школьной тревожности Б.Н.
Филлипса» (1970) под редакцией Н.П. Кондратьевой (1995) [50, с.211].
На этапе констатирующего эксперимента для классных руководителей нами был реализован опросник Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М., 1992 по выявлению тревожности среди учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития, с помощью которого путем анализа результатов нам удалось установить, что во 2-ых классах преобладает высокий уровень тревожности - 60%, в то время как в 4-ых классах преобладает средний уровень тревожности - больше половины испытуемых - 60%.
В ходе исследования применялись теоретические, эмпирические и экспериментальные методы. К первым относится анализ общей и специальной психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, ко вторым - изучение психолого-педагогической документации на ребенка, беседа, наблюдение, опрос учителей. Экспериментальные методы - констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент. В процессе исследования использовали количественный и качественный анализ данных.
В основу комплектования экспериментальной выборки испытуемых нами были определены следующие критерии:
• схожесть показателей возраста (возраст испытуемых 8-11 лет);
• схожесть клинической картины нарушения (диагноз F80 - «Задержка психического развития») на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии;
• обучение детей в одной параллели.
В результате констатирующего эксперимента были выявлены особенности тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития:
• Негативное самовосприятие и неуверенность в себе;
• Недоверие к людям;
• Повышенное мышечное и эмоциональное напряжение;
• Ощущение тревоги и страха;
• Отсутствие навыков работы в коллективе;
• Травмирующие ситуации;
• Нарушение детско-родительских взаимоотношений;
• Недостаток знаний особенностей работы у педагогического звена.
После полученных результатов констатирующего эксперимента нами был организован и проведен формирующий эксперимент, направленный на психологическую коррекцию тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Учащиеся вторых и четвертых классов были разделены на экспериментальную (ЭГ) и контрольные группы (КГ). В экспериментальную группу вошли 10 учащихся второго класса и 10 учащихся четвертого класса, продемонстрировавшие наиболее низкие показатели на этапе констатирующего эксперимента.
В процессе формирующего эксперимента мы обозначили следующие направления психокоррекционной работы:
• Развитие у детей данного контингента позитивного самовосприятия и уверенности себе;
• Развитие доверия по отношению к другим людям;
• Миорелаксация и снятие эмоционального напряжения;
• Снижение тревоги и страха;
• Развитие навыков коллективной работы;
• Отработка навыков владения собой в травмирующих ситуациях;
• Улучшение детско-родительских взаимоотношений;
• Психологическое просвещение педагогов по установке у детей психокоррекционного процесса.
Анализ результатов по методике «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернса,
С. Кауфмана (1972) в адаптации А.И. Захарова (1977), показывающий какие из семейных ситуаций оказывают травмирующее действие на обучающихся, говорит о том, что реализованное нами просвещение родителей учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития имеет положительную динамику. У учащихся как вторых, так и четвертых классов снизился уровень конфликтов и тревожности, улучшились благоприятные ситуации в семьях. Однако, такой показатель, как «Чувство неполноценности в семейной ситуации» ни во вторых, ни в четвертых классах не изменился, а показатель «Враждебность в семейной ситуации» в четвертых классах возрос, что говорит о дальнейшей необходимости работы психолога как с родителями, так и с учащимися младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Анализ результатов при помощи проективной методики «Несуществующее животное» М.З. Дукаревич (1999), указывающий на эмоциональные состояния учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития выявил, что после формирующего эксперимента как во вторых, так и в четвертых классах показатели тревожности снизились (до 60% и 70%, соответственно). Отсутствующая агрессия во вторых классах появилась в четвертых. В позиции самозащиты также находятся учащиеся как вторых, так и четвертых классов.
Также при помощи проективной методики «Несуществующее животное» М.З. Дукаревич (1999) мы провели анализ уровня агрессивности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития: как во вторых, так и в четвертых классах уровень высокой агрессивности снизился с 30% до 10%, уровень средней агрессивности с 70% до 50%. Благоприятная ситуация и в четвертых классах: уровень высокой агрессивности снизился с 40% до 20% и средней агрессивности с 60% до 40%.
По результатам методики «Диагностика уровня школьной тревожности Б.Н. Филлипса» (1970) под редакцией Н.П. Кондратьевой (1995) анализ показал, что есть положительная динамика в экспериментальных вторых и четвертых классах. Во вторых классах после коррекционно-развивающего воздействия высокий уровень тревожности снизился с 40% до 20%, в четвертых классах с 50% до 30% учеников. Повышенный уровень тревожности выявлен у 50% учащихся во вторых классах и у 20% четвертых.
Таким образом, результаты реализации программы «Психологическая коррекция тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития» свидетельствуют о положительной динамике, эффективности и необходимости внедрения с целью снижения уровня тревожности детско-родительских и школьных взаимоотношений (со сверстниками и учителями) данного контингента учеников.
Выдвинутая нами гипотеза об эффективности коррекции тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития путем внедрения разработанной нами программы коррекции тревожности данного контингента школьников получила подтверждение. Следовательно, цель нашей работы достигнута, а поставленные задачи успешно реализованы.
Однако проведенные нами исследования также указали на то, что для достижения наилучших результатов по снижению тревожности среди учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития требуется больше времени на проработку их страхов вследствие выявленной агрессивности и нахождения детей в состоянии самозащиты. Таким образом, наша работа является основой для дальнейших исследований по данной проблеме.
Подобные работы
- Психологическая программа коррекции агрессии детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2024 - Психологическая программа коррекции тревожности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ КОРРЕКЦИИ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4885 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция самооценки учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2022 - Психологическая коррекция агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2023 - Психологическая программа коррекции эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2022 - Психологическая коррекция эмоциональных состояний учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2022 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2022 - Психологическая коррекция эмоциональных состояний учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2021



