Введение 3
Глава I. Анализ литературы по проблеме изучения тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 10
1.1. Тревожность как психологический феномен 10
1.2. Факторы и причины, приводящие к тревожности учащихся младшего
школьного возраста 14
1.3. Современное состояние изучения тревожности учащихся младшего школьного
возраста с задержкой психического развития 22
Выводы по первой главе 30
Глава II. Экспериментальное изучение особенностей проявления тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 31
2.1. Организация, методы и методики исследования 31
2.2. Особенности проявлений тревожности учащихся младшего школьного возраста
с задержкой психического развития 39
Выводы по второй главе 55
Глава III. Психологическая программа коррекции тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 58
3.1. Научно-методологические подходы к коррекции тревожности учащихся
младшего школьного возраста с задержкой психического развития 58
3.2. Основные направления, формы, методы психологической коррекции тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического
развития 65
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 76
Выводы по третьей главе 87
Заключение 90
Список используемой литературы 95
Приложение 104
Актуальность исследования. В условиях современной образовательной среды к учащимся младшего школьного возраста предъявляются высокие требования уже с началом поступления в школу. Одним из них является неуспеваемость. Как раз таки это и является на сегодняшний день главным фактором затруднения обучения детей и усвоения ими обязательной школьной программы.
Одной из многочисленных категорий учащихся младшего школьного возраста являются школьники с задержкой психического развития (ЗПР), подверженные повышенной тревожности. Для их поведения характерны частые проявления беспокойства, напряженность, неуверенность в себе, нарушение концентрации внимания, низкая самооценка, фобические состояния, быстрая утомляемость и т.д. Интенсивные тревожные проявления, а также замедленный темп развития всех психических процессов (ощущения, восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления, речи) неблагоприятно влияют на процесс школьной адаптации, что ведет к снижению успеваемости, а также создает предпосылки для формирования девиантного поведения [89, с.285].
Проблема тревожности среди учащихся младшего школьного возраста продолжает оставаться одной из самых актуальных и для науки, и для общества в целом. Данная тенденция во многом объясняется интенсивностью данной категорией детей переживаемых эмоциональных стрессов, связанных со сменой ведущего вида деятельности, новых правил поведения в учебном процессе, выстраиванием взаимоотношений со сверстниками и учителем, а также ответственностью за процесс обучения.
Также, ввиду проявления кризиса семи лет, учащиеся младшего школьного возраста подвержены психофизиологическим особенностям данного возраста, и, помимо прочих стрессовых ситуаций, это может проявляться проблемами личностной нестабильности, манерничаньем, зависимостью от мнения окружающих, что в норме должно уменьшиться к окончанию начальной школы.
Это дети, которых в отечественной педагогике традиционно называют застенчивыми, а в психологической практике их относят к тревожной группе. Они постоянно находятся в ожидании неудачи или неприятности, пребывают в состоянии непрерывного напряжения, граничащего со стрессом. Тревожность развивается у детей тогда, когда у них имеется внутренний конфликт, провоцируемый завышенными требованиями взрослых, их желанием поставить ребёнка в зависимое от себя положение, отсутствие единой системы требований.
Механизм тревожности заключается в том, что ребёнок находится в постоянном ожидании неприятностей, проблем и конфликтов, он не ждёт ничего хорошего от окружающих его людей. В основе проявлений данных симптомов тревожности лежат функциональные или органическими нарушениями центральной нервной системы. (И.Л. Баскакова, 1982; А.Р. Лурия, 2006; Е.Д. Хомская, 1979 и др.)
Исследования современных ученых (Н.Ф. Добрынина, 2003; Н.В. Бабкина, 2006; и др.) доказывают эффективность коррекции тревожности изучаемого контингента школьников при условии организации специальных программ, учитывающих особенности психической деятельности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Несмотря на имеющуюся актуальность исследования и ее практическую значимость, многие вопросы, касающиеся разработки программ психологической коррекции тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития, остаются мало изученными. Об этом свидетельствует недостаточная представленность комплексных разработок в теории и практике психологии и педагогике детей с задержкой психического развития и необходимость своевременного изучения и коррекции тревожности для успешного протекания учебной деятельности.
Несмотря на значительный вклад ученых в области специальной психологии, таких как Л.И. Божович (1972), Л.С. Выготского (1984), Л.В. Кузнецовой (2002), В.И. Лубовского (2005), В.Д. Небылицина (1966), М.С. Неймарк (1661), А.В. Петровского (1990), А.М. Прихожан (1998), У.В.
Ульенковой (2007), О.Е. Шаповаловой (2017), на сегодняшний день тема тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития является недостаточно изученной, а также имеется ряд противоречий в данной проблеме, которые следует разрешить:
— возрастает количество учащихся с задержкой психического развития, у которых имеется тревожность, но в настоящий момент времени мало разработано современных технологий психологической коррекции по ее прогрессировании у детей;
— существуют многочисленные психолого-педагогические исследования о феноменологической сущности тревожности, ее содержания, механизмах, но данная проблема в контексте учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития описана фрагментарно;
— разработаны различные упражнения по предотвращению тревожности учащихся младшего школьного возраста, однако нет системы своевременной диагностической, коррекционной и профилактической работы для коррекции тревожности у данного контингента детей с задержкой психического развития.
Проблема исследования: одним из важнейших условий воспитания и обучения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития является своевременное изучение особенностей проявлений тревожности данного контингента обучающихся. Среди многочисленных исследований ученых в области специальной психологии и коррекционной педагогики на сегодняшний день имеется множество работ по предотвращению тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития, однако, особенности проявления тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития остаются недостаточно изучены, следовательно, требуют последующей разработки и внедрения в практику психологической программы коррекции тревожности
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что особенностями проявлений тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития являются : низкий уровень развития эмоционально-волевой сферы, тревожные и негативные эмоциональные состояния и страхи вследствие нарушений взаимоотношений с родителями, сверстниками и классными руководителями, влияющие на психоэмоциональное состояние ребенка. Эффективность коррекции особенностей проявлений тревожности у изучаемого контингента школьников может быть повышена при условии использования разработанной нами психологической программы по коррекции тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Объект исследования: тревожность детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: психологическая программа коррекции тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Цель исследования: Теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность психологической программы коррекции тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были поставлены и решены следующие задачи исследования:
1. На основании анализа общей и специальной литературы по проблеме исследования определить ее современное состояние изучения;
2. Выявить особенности проявлений тревожности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития экспериментальным путем;
3. Разработать психологическую программу коррекции тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития и определить ее эффективность.
Методы исследования: определены целью, задачами работы и гипотезой. В ходе изучения были задействованы теоретические методы, включающие в себя анализ общей и специальной психолого-педагогической и научно-методической литературы, эмпирические методы, включающие изучение психолого-педагогической документации ребёнка, беседу, наблюдение, анкетирование учителей и экспериментальные методы - констатирующий эксперимент. В процессе исследования были использованы количественный и качественный анализ данных.
Нами был реализован опросник Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М. (1992) [40, с.21], для классных руководителей по выявлению тревожности обучающихся. Также в исследование были включены следующие психодиагностические методики: проективная методика «Несуществующее животное» М.З. Дукаревич (1999) [24, с.63], «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернса, С. Кауфмана (1972) в адаптации А.И. Захарова (1977) [20, с.465] и методика «Диагностика уровня школьной тревожности Б.Н. Филлипса» (1970) под редакцией Н.П. Кондратьевой (1995) [50, с.211].
Теоретической и методологической основной исследования являются положения отечественных ученых в области специальной психологии и коррекционной педагогики Лысенко Н.Е., Немова Р.С., Овчаровой Р.В., Прихожан А.М., Рогова Е.И., Рубинштейна С.Л. и др.
Организация исследования: экспериментальное исследование проведено на базе МБОУ «Тасеевская средняя общеобразовательная школа №2». В эксперименте приняли участие учащиеся инклюзивного образования второго и четвертого классов в возрасте от 8 до 11 лет в количестве 42 человек (из них 20 мальчиков и 22 девочки). В исследовании принимали участие школьники, имеющие заключение ПМПК «Задержка психического развития».
Этапы проведения исследования. Исследование проводилось в период с 2020 г. по 2021 г. в несколько этапов:
Подготовительный этап (март - сентябрь 2021 г.). На данном этапе работы происходило изучение и анализ общей, специальной, психолого-педагогической и медицинской литературы по проблеме исследования, определение современного ее состояния.
Констатирующий этап (октябрь - ноябрь 2021 г.) - выявление особенностей тревожности у учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития на основании отобранных диагностических методов и методик. Анализ результатов исследования.
Формирующий этап (декабрь 2021 г. - март 2022 г.) - разработка и реализация программы психологической коррекции тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Контрольный этап (апрель - май 2022 г.) - реализация контрольного эксперимента в анализе полученных результатов эмпирического исследования и оценке эффективности психологической программы по коррекции тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Осуществлялись обобщение и сравнение полученных результатов исследования, полученных нами на этапах констатирующего и контрольного этапов исследования.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты позволят расширить и углубить современные представления об особенностях проявлений тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития и их своевременную коррекцию с использованием разработанной нами психологической программы, основанной на модели совместной деятельности педагогов с учащимися (В.Е. Каган (1984), И.В. Дубровина (1995), а также вопросах влияния семьи и внутрисемейных отношений на формирование тревожных состояний у детей (А.С. Спиваковская (1986), Г.Т. Хоментаускас (1989).
Практическая значимость исследования. Представленные в выпускной квалификационной работе материалы, раскрывающие особенности проявлений тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития, могут быть использованы в работе педагогами, психологами и другим специалистам, работающим с данной категорией детей. На основании исследований Е.Ю. Брель разработана комплексная система упражнений снижения уровня тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития с оказанием психологической помощи всем участникам образовательного процесса (учащимся, педагогам и родителям).
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы (в количестве 97 источников), шести приложений. Также имеются иллюстрации одиннадцати таблиц и семи гистограмм.
Целью исследования явилось изучение особенностей тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития; разработка и реализация программы психологической коррекции тревожности у данного контингента школьников и определение ее эффективности.
Тревожность - это индивидуально-личностная психологическая особенность поведения человека в конкретных ситуациях.
В настоящее время тревожность является одним из самых распространенных феноменов психического развития. От степени проявления тревожности зависит эффективность адаптации к новым условиям, успешность обучения, а также особенности взаимоотношений со сверстниками.
Многосторонним изучением детей с задержкой психического развития занимались такие ученые как Т.В. Егорова (1969), Л.В. Кузнецова (2002), В.И. Лубовский (2009), У.В. Ульенкова (2007), О.Е. Шаповалова (2017), а проблематикой тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития и ее коррекция отражены в литературе Л.И. Божович (1972), Е.Ю. Брель (1996), Л.С. Выгоцкого (1984), Б.И. Кочубей (1988),
В.Д. Небылициной (1976), М.С. Неймарк (1961), Л.Ф. Обуховой (2014), А.В. Петровского (1990), А.М. Прихожан (1998).
В процессе исследования нашим предположением послужило то, что эффективность коррекции нарушений тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития может быть повышена при условии использования разработанной нами психологической программы по коррекции тревожности данного контингента школьников.
Для подтверждения гипотезы было организовано диагностическое исследования, направленное на выявление особенностей тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития, в процессе которого были использованы следующие методики: проективная методика «Несуществующее животное» М.З. Дукаревич (1999) [24, с.63], «Кинетический
рисунок семьи» Р. Бернса, С. Кауфмана (1972) в адаптации А.И. Захарова (1977) [20, с.465] и методика «Диагностика уровня школьной тревожности Б.Н.
Филлипса» (1970) под редакцией Н.П. Кондратьевой (1995) [50, с.211].
На этапе констатирующего эксперимента для классных руководителей нами был реализован опросник Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М., 1992 по выявлению тревожности среди учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития, с помощью которого путем анализа результатов нам удалось установить, что во 2-ых классах преобладает высокий уровень тревожности - 60%, в то время как в 4-ых классах преобладает средний уровень тревожности - больше половины испытуемых - 60%.
В ходе исследования применялись теоретические, эмпирические и экспериментальные методы. К первым относится анализ общей и специальной психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, ко вторым - изучение психолого-педагогической документации на ребенка, беседа, наблюдение, опрос учителей. Экспериментальные методы - констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент. В процессе исследования использовали количественный и качественный анализ данных.
В основу комплектования экспериментальной выборки испытуемых нами были определены следующие критерии:
• схожесть показателей возраста (возраст испытуемых 8-11 лет);
• схожесть клинической картины нарушения (диагноз F80 - «Задержка психического развития») на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии;
• обучение детей в одной параллели.
В результате констатирующего эксперимента были выявлены особенности тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития:
• Негативное самовосприятие и неуверенность в себе;
• Недоверие к людям;
• Повышенное мышечное и эмоциональное напряжение;
• Ощущение тревоги и страха;
• Отсутствие навыков работы в коллективе;
• Травмирующие ситуации;
• Нарушение детско-родительских взаимоотношений;
• Недостаток знаний особенностей работы у педагогического звена.
После полученных результатов констатирующего эксперимента нами был организован и проведен формирующий эксперимент, направленный на психологическую коррекцию тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Учащиеся вторых и четвертых классов были разделены на экспериментальную (ЭГ) и контрольные группы (КГ). В экспериментальную группу вошли 10 учащихся второго класса и 10 учащихся четвертого класса, продемонстрировавшие наиболее низкие показатели на этапе констатирующего эксперимента.
В процессе формирующего эксперимента мы обозначили следующие направления психокоррекционной работы:
• Развитие у детей данного контингента позитивного самовосприятия и уверенности себе;
• Развитие доверия по отношению к другим людям;
• Миорелаксация и снятие эмоционального напряжения;
• Снижение тревоги и страха;
• Развитие навыков коллективной работы;
• Отработка навыков владения собой в травмирующих ситуациях;
• Улучшение детско-родительских взаимоотношений;
• Психологическое просвещение педагогов по установке у детей психокоррекционного процесса.
Анализ результатов по методике «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернса,
С. Кауфмана (1972) в адаптации А.И. Захарова (1977), показывающий какие из семейных ситуаций оказывают травмирующее действие на обучающихся, говорит о том, что реализованное нами просвещение родителей учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития имеет положительную динамику. У учащихся как вторых, так и четвертых классов снизился уровень конфликтов и тревожности, улучшились благоприятные ситуации в семьях. Однако, такой показатель, как «Чувство неполноценности в семейной ситуации» ни во вторых, ни в четвертых классах не изменился, а показатель «Враждебность в семейной ситуации» в четвертых классах возрос, что говорит о дальнейшей необходимости работы психолога как с родителями, так и с учащимися младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Анализ результатов при помощи проективной методики «Несуществующее животное» М.З. Дукаревич (1999), указывающий на эмоциональные состояния учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития выявил, что после формирующего эксперимента как во вторых, так и в четвертых классах показатели тревожности снизились (до 60% и 70%, соответственно). Отсутствующая агрессия во вторых классах появилась в четвертых. В позиции самозащиты также находятся учащиеся как вторых, так и четвертых классов.
Также при помощи проективной методики «Несуществующее животное» М.З. Дукаревич (1999) мы провели анализ уровня агрессивности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития: как во вторых, так и в четвертых классах уровень высокой агрессивности снизился с 30% до 10%, уровень средней агрессивности с 70% до 50%. Благоприятная ситуация и в четвертых классах: уровень высокой агрессивности снизился с 40% до 20% и средней агрессивности с 60% до 40%.
По результатам методики «Диагностика уровня школьной тревожности Б.Н. Филлипса» (1970) под редакцией Н.П. Кондратьевой (1995) анализ показал, что есть положительная динамика в экспериментальных вторых и четвертых классах. Во вторых классах после коррекционно-развивающего воздействия высокий уровень тревожности снизился с 40% до 20%, в четвертых классах с 50% до 30% учеников. Повышенный уровень тревожности выявлен у 50% учащихся во вторых классах и у 20% четвертых.
Таким образом, результаты реализации программы «Психологическая коррекция тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития» свидетельствуют о положительной динамике, эффективности и необходимости внедрения с целью снижения уровня тревожности детско-родительских и школьных взаимоотношений (со сверстниками и учителями) данного контингента учеников.
Выдвинутая нами гипотеза об эффективности коррекции тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития путем внедрения разработанной нами программы коррекции тревожности данного контингента школьников получила подтверждение. Следовательно, цель нашей работы достигнута, а поставленные задачи успешно реализованы.
Однако проведенные нами исследования также указали на то, что для достижения наилучших результатов по снижению тревожности среди учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития требуется больше времени на проработку их страхов вследствие выявленной агрессивности и нахождения детей в состоянии самозащиты. Таким образом, наша работа является основой для дальнейших исследований по данной проблеме.
1. Агавелян М.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями / Е.Ю. Данилова, О.Г Чечулина. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128 с. 2;
2. Агавелян М.Г., Арнаутова Е.П., Хоменко Т.Н. Система работы
образовательного учреждения с семьей. Изучение семьи. - М: Сентябрь 2010. - 121с.;
3. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов/ Пер с англ. А.А. Валеева
и Р.А. Валеевой. - Ростов н/Д: Феникс, 1998. - 448с.;
4. Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога — М.: Школьная Пресса, 2006. - 80с.;
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.;
6. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.;
7. Бондаренко И.Ю. Коррекция тревожности у детей с ограниченными возможностями здоровья средствами арттерапии. Электронный портал ИНФОУРОК. - Ставрополь, 2015;
8. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. - М.: Гном-Пресс, 2002 . - 64с.;
9. Брель Е.Ю. К проблеме определения агрессии в отечественных и зарубежных психологических исследованиях / Е.Ю. Брель // Сибирская психология сегодня: сб. науч. трудов. - Кемерово, 2002. - С. 170-185.;
10. Брель Е.Ю. Социально-психологические факторы формирования тревожности у младших школьников и пути ее профилактики и коррекции: дис. канд. психол. наук / Е.Ю. Брель. Томск, 1996. - 120 с.;
11. Вегнер А.Л. Психологические рисуночные тесты / А.Л. Венгер. - М., 2002. - 159 с.;
12. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников - (Б-ка школьного психолога). М.: Изд-во Владос-Пресс, 2001;
13. Верхотурова Н.Ю. к проблеме определения структуры и механизмов эмоционального реагирования [Текст] / Н.Ю. Верхотурова // Сибирский педагогический журнал: научно-практическое издание. - Новосибирск, 2012. - 154.;
14. Винникова Е.Л. Специальная психология : учеб. пособие / Е.С. Слепович [и др.]; под ред. Е.С. Слепович, А.М. Полякова. - Минск : Выш. шк., 2012. - 511 с.;
15. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии - М.: Просвещение, 1973. - 189с.;
16. Выготский Л.С. Основы дефектологии. / Л. С. Выготский. - СПб. : Лань, 2003. - 656 с.;
17. Выготский Л.С. Собр.соч.: В 6 т. Т.6 - М.: Педагогика, 1984. - 504с.;
18. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М.; Воронеж: МПСИ, 1998;
19. Горбачева Н.Б. Межпоколенный конфликт между родителями и детьми // Карельский научный журнал. 2015. № 2 (11). С. 21-23;
20. Гребень Н.Ф. Психологические тесты для профессионалов. - Мн.: Соврем. школа, 2007. - 496с;
21. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению // Психологическая наука и образование. 1997. Том 2. № 2.;
22. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения : сб. статей / Сиб. ин -т развивающего обучения. - Томск : Пеленг, 1995. - 142 с. - (Библиотека развивающего обучения / под общ. ред. В. В. Давыдова и В. В. Репкина ; вып. 13). - Ред. серии указаны на с. 144.;
23. Дубовицкая Т. Д. К проблеме диагностики учебной мотивации // Вопросы психологии. - 2015. - No 1. - С. 38;
24. Дукаревич М.З., Яньшин, П.В. Рисунок несуществующего животного. В кн. А.И. Зеличенко, И.М. Карлинская, С.Р Пантилеев и др., Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции 1990. - : Изд-во Моск. ун-тас.54-73.;
25. Егорова Т.В. Анализ зрительно воспринимаемых объектов неуспевающими школьниками младших классов // Дефектология. 1969. № 2.;
26. Жулина Г.Н. Взаимосвязь учебной мотивации и школьной тревожности в младшем школьном возрасте / Г.Н. Жулина, В.С. Васькина // Таврический научный обозреватель. - 2016. - № 2 - С. 123-127;
27. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1986;
28. Захаров А.И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей. - Вопр. психол., 1982, в. 1. с. 59-68.;
29. Захаров А.И. Экспериментальное исследование внушаемости как личностнодетерминированного процесса. - В кн.: Психические состояния. Экспериментальная и прикладная психология, вып. 10, ЛГУ, 1981, с. 114¬125.;
30. Изард К.Э. Психология эмоций; перевод с англ. / - СПб.: Питер, 2000;
31. Исследование тревожности (Ч.Д. Спилбергер, адаптация Ю.Л. Ханин) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. - СПб., 2002. С.124-126.;
32. Калмыкова З.И. Некоторые типические особенности мыслительной деятельности неуспевающих школьников. / В кн: Дети с временными задержками развития. М.: Просвещение, 1971. С. 132 - 138;
33. Калмыкова З.И. Обучаемость и принцип построения методов её диагностики. / В кн: Вопросы диагностики умственного развития учащихся - Таллин, 1975.- С. 10-39;
34. Кирейчева Е.В. Структура программы профилактики и коррекции школьной тревожности детей младшего школьного возраста с помощью сказкотерапии / Е.В. Кирейчева // Евразийский союз ученых. - 2016. - № 1-4 (22). - С. 137¬139;
35. Костина Л.Н. Особенности эмоциональной сферы в учебном процессе детей младшего школьного возраста (с нормальным и задержанным психическим развитием): Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 1992. - 28с.;
36. Кочубей Б.И., Новикова, Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника / Б. И. Кочубей, Е. В. Новикова. - М.: Знание, 1988. - 80 с. 105.;
37. Кошелева, А.Д. и др. Эмоциональное развитие дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, О.А. Шаграева; Под ред. О.А. Шаграевой, С.А. Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 176 с.;
38. Кузнецова Л.В., Переслени Л.В., Солнцева Л.И. и др. Основы специальной психологии: учеб. пособие / под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Академия, 2002. - 480 с.;
39. Кулагина И.Ю. Эмоциональные реакции детей с задержкой психического развития в оценочной ситуации. // Дефектология. 1987. №3. - С.9-15;
40. Лаврентьева Г.П., Титаренко Т М. Практическая психология для воспитателя. Киев, 1992. 29 с;
41. Лацепов А.В. Психологические особенности проявления тревожности младших школьников в зависимости от стилей их семейного воспитания /
А.В. Лацепов, Е.В. Николаев // Международный студенческий научный вестник. - 2016. - № 6. - С. 108;
42. Лебединская К.С. Дети с нарушениями общения. М.: Просвещение, 1989.;
43. Лебединская К.С. Психические особенности детей с ускоренным и задержанным созреванием церебрального генеза : дисс. канд. мед. наук. М., 1964.;
44. Лебединский В.В. Нарушение психического развития в детском возрасте : учеб. пособие для студ. вузов / В. В. Лебединский. - М.: Академия, 2008. - 144 с.;
45. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции - М.: Издательство
Московского Университета, 1971. - 38с.;
46. Леонтьев А.Н. Ощущение, восприятие и внимание детей младшего школьного возраста // Очерки психологии детей (мл. шк. возраст). - М., 1950;
47. Лубовский В.И., Розанова Т.В., Солнцева Л.И. и др. Специальная психология: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 464 с.;
48. Малинович В.И. Особенности обучаемости младших школьников с
умственно отсталостью и задержкой психического развития.
Дисс.канд.психол.наук, М., 1999;
49. Марковская И.Ф. Задержка психического развития: Клиническая и
нейропсихологическая диагностика / И.Ф. Марковская. М.: Научное
объединение «Компенс-центр», 1995. - 87 с.;
50. Микляева А. В., Румянцева П. В. М59 Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. — СПб.: Речь, 2004. — 248;
51. Науменко Д.Э. Школьная тревожность и пути ее коррекции у детей с задержкой психического развития, связанной с соматическими заболеваниями / Д.Э. Науменко // Проблемы современного педагогического образования. 2016. - № 50-4. - С. 335-341;
52. Небылицин В.Д. Основные свойства нервной системы человека. М., 1966;
53. Небылицин В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М., 1976.;
54. Неймарк М.С. Психологический анализ эмоциональных реакций школьников на трудности в работе / М.С. Неймарк // Вопросы психологии личности школьника / Ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежина. - Москва: АПН РСФСР, 1961. - С. 277-332.;
55. Немов Р.С. Психология. Кн.3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - М., 1995;
56. Обухова Л.Ф. Психология детей младшего школьного возраста / Под общ. ред. А.С.Обухова. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 583 с.;
57. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ «Сфера», 1996. 134 с.;
58. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: «Академия», 2002. - 464 с.;
59. Отстающие в учении школьники: проблемы психического развития. Монография / Под ред. З.И. Калмыковой, И.Ю. Кулагиной. - М.: Педагогика, 1986. 208 с.;
60. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры.
Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. - М.:
«Издательство ГНОМ и Д», 2001. - 160 с.;
61. Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры: практическое пособие для психологов и родителей / М.А. Панфилова. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2009. - 160 с;
62. Петрова В.Г., Белякова И.В. М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. - 104с;
63. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Словарь - 2-е изд., испр. и доп. - М: Политиздат, 1990. - 494с.;
64. Пиаже Ж. Избранные психологические труды: [Пер. c англ., фр.] / Ж. Пиаже.
- Москва: Междунар. пед. академия, 1994. - 674 с.;
65. Пискарева Т. Б. Развитие эмоций у учащихся с нарушением интеллекта / Т. Б.
Пискарева // Ананьевские чтения-98: Тезисы научно-практической
конференции. - СПб: Речь, 1998. - С.199-200.;
66. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1/Под
общей ред. С.Г Шевченко. - М.: Школьная Пресса, 2003. - 96 с.
(«Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала». Вып. 12).;
67. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко.
- СПб.: Речь, 2002.;
68. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности / А. М. Прихожан // Психологическая наука и образование. - 1998. - № 2. - С.12-18;
69. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития / Н.Л. Белопольская. - Изд. 2-е, испр. - М.: Когито-Центр, 2009. - 183 с;
70. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция / Под. ред. УВ. Ульенковой - СПб.: Питер, 2007.;
71. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - 8-е изд., перераб. и доп. - М.: Педагогика - Пресс, 2006.- 440 с.;
72. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /И.В.
Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В. Дубровиной. - М., Издательский центр Академия», 1999. -464 с;
73. Расщевска М.Ч. Особенности эмоционально-волевой сферы детей 6-10- летнего возраста с разным уровнем умственного развития. // Сравнительная динамика развития детей: Сборник научных трудов. - Рига, 1986. С.49-61;
74. Расщевская М.Ч. Особенности эмоционально-волевой сферы детей 6-10-летнего возраста с разным уровнем умственного развития. // Сравнительная динамика развития детей: Сборник научных трудов. - Рига, 1986. С.49-61;
75. Ратанова Т.А. Школьная тревожность как фактор когнитивных особенностей младших школьников / Т.А. Ратанова // Человеческий капитал. - 2016. - № 1 (85).- С. 50-58;
76. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М., 1995;
77. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: в 2 кн.
- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. - 384с: ил.;
78. Роженко А. Коррекция эмоционально-волевой сферы ребенка // Социальное обеспечение, 2005 - №3 февраль - с.16-17;
79. Рубинштейн С.Я. Основы общей психологии. - Санкт-Петербург: Питер,
2000. - 712 с.;
80. Сафин В.Ф. Психические отклонения в развитии детей и методы их психокоррекции. Уфа: Китап, 1994.- 80 с.;
81. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. - М., 2005.;
82. Специальная психология: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.И. Лубовского. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.;
83. Специальная психология: учебное пособие / автор-сост.: О.Е. Шаповалова; Приамур. гос. ун-т им. Шолом-Алейхема. - 2-е изд. - Биробиджан : ИЦ ПГУ им. Шолом-Алейхема, 2017. - 70 с.;
84. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов (комплексная
психологическая коррекция) М.: Издательство МГУ , 1988;
85. Спиваковская А.С. - Профилактика детских неврозов. Издательство:
Московского университета, 1988 г.;
86. Тревожность и страх у младших школьников //Руководство практического
психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте
психологической службы./ под. ред. И.В. Дубровиной. М.: Академия, 1995.-135 с.;
87. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. - Нижний
Новгород, 1994. 229 с.;
88. Федоренко А.Л. Тревожность детей младшего школьного возраста и
особенности детско-родительских отношений / А.Л. Федоренко, М.А. Писаревская //: материалы Междунар. науч.-практ. конф. г. Новороссийск, 13-14 апреля 2017 г. : сб. науч. тр. - Новороссийск : Московский гум.-экон. ин-т Новороссийский филиал, 2017. - С. 182-184;
89. Фрейд З. Психоанализ детских неврозов: [сборник] / Зигмунд Фрейд; [пер. с нем. Г. В. Барышниковой]. - Москва: АСТ, 2009. - 280;
90. Ханин Ю.Л. Эмоциональное состояние личности в коллективе //В сб.: Проблемы детской и педагогической психологии. М., 1976. - С. 2022;
91. Хмелева, Ю.А. Характеристика тревожности как личностной проблемы детей младшего школьного возраста, имеющих трудности при обучении / Ю.А. Хмелева // Современные научные исследования и разработки. - 2016. - № 6 (6). - С. 517-519;
92. Хоментаускас Г.Г. Семья глазами ребенка. М.:Педагогика, 1989.160 с.;
93. Шевкун, А.В. Изучение школьной тревожности в младшем школьном возрасте / А.В. Шевкун // Современные научные исследования и разработки. - 2016. - № 7 (7). - С. 562- 564;
94. Шишова Т. Страхи это серьезно. - М.:Изд. Дом «Искатель», 1997.93 с.;
95. Шуман С.Г. Родительские тревоги. М.:Педагогика, 1989.- 175 с.;
96. Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. - М.: Просвещение, 2007. - 360 с. [Электронный ресурс];
97. Эльконин Д.Б. Психология развития: учеб. пособие для студентов / Д.Б. Эльконин. - М.: Академия, 2008. - 144 с. [Электронный ресурс].